• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

    ШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

    Баба Яга: добро или зло?

    Лашманов Андрей, 5А класс

    Сербина Алёна, 5А класс

    Руководитель:

    Кудрявцева Галина Михайловна,

    учитель русского языка

    Рязань

    2016

    Проект «Баба Яга: добро или зло?»

    В нашей жизни не хватает доброты. А ведь делать добро – это большое счастье. К сожалению, мы часто встречаем и зло.

    На уроке чтения мы часто приводим примеры о добре и зле, рассказываем о добрых и злых героях. Но однажды нам был задан вопрос: Баба Яга-добрая или злая? Мы решили обратиться к русским народным сказкам. Почему именно к ним? В сказках есть добро, и зло; добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга.

    Мы выбрали тему проекта «Баба Яга:добро или зло?».

    Мы допустили: Баба Яга может быть разной.

    Цель проекта: Доказать, что образ Бабы Яги может быть не только злой, но и доброй.

    Задачи проекта:

    1. Познакомиться с русскими народными сказками, в которых встречается Баба Яга.

    2. Познакомиться с образом Бабы Яги.

    3. Сравнить поступки Бабы Яги в сказках.

    Чтобы выполнить эти задачи, мы проделали следующую работу:

    1. Посетили городскую библиотеку имени Сергея Есенина.

    2. Прочитали сказки, послушали аудиосказки, в которых встречается Баба Яга.

    3. Поработали с толковым словарём и интернетом.

    4. Подвели итоги.

    Кто же такая Баба Яга?

    В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля мы прочитали: «Яга –ведьма. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, помелом след заметает. Она ездит за человечьим мясом, похищает детей».

    Получается, что Баба Яга злая.

    Чтобы узнать лучше образ Бабы Яги, познакомились со сказками:

    1. Царевна – лягушка.

    2. Финист- ясный сокол

    3. Баба- яга.

    4. Марья Моревна.

    Во всех этих сказках Баба Яга выглядит одинаково. Это–старая некрасивая бабка: у неё сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет колдовать. Баба Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. Но мы заметили, что Баба Яга в некоторых сказках приветливо встречает героев, вкусно угощает, парит в баньке, дает им в дорогу волшебных помощников. Сделали вывод: не такая уж Баба Яга и злая.

    Мы сравнили поступки Бабы Яги.

    В двух сказках она злая. В сказке «Марья Моревна» она хотела убить Ивана-царевича, в сказке «Баба- яга» - хотела съесть девочку.

    Но в других сказках мы увидели и добрые поступки Бабы Яги. В сказке «Царевна-лягушка» она дала совет Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного. А в сказке «Финист-ясный сокол» помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола.

    Мы сделали вывод:

    Заключение: Таким образом, в ходе своего проекта мы нашли ответ на свой вопрос. Нам очень понравилось читать, слушать сказки. Но самое главное, мы поняли, что нужно всегда внимательно читать книги, чтобы сделать какие-нибудь новые открытия.

    Алматинкая область

    Илийский район

    Средняя школа № 30

    НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

    Баба Яга: добро или зло?

    Секция: литература

    СШ № 30 , 6 класс

    Научный руководитель: Калдыбаева Жазира Курмантаевна, учитель,

    Введение 3 – 4 стр.

    Основная часть

    Глава 1.Теоретическая часть

      1. Кто такая Баба Яга? 5 – 6 стр.

        Баба яга в славянской мифологии 7 – 8 стр.

    1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках 9 - 11

    1.4Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира 12

    Глава 2. Практическая часть 13 - 1 8

    Заключение 19

    Список литературы 20

    Приложения:

      Приложение 1. Притча «Два волка» 21

      Приложение 2

    Иллюстрации «Йогиня – Матушка» и «Баба Яга» 22

      Приложение 3.

    Таблица «Баба Яга в русских народных сказках» 23

      Приложение 4.

    Схема «Образ Бабы Яги в сказках народов мира» 24

      Приложение 5. Музей Бабы – Яги 25

    Введение

    В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. А ведь делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас ещё от далёких предков. Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда не узнал бы, что такое добро. Всё познаётся в сравнении. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Здесь, уместно будет вспомнить, притчу о двух волках.

    К уроку словесности нам надо было привести примеры о добре и зле из художественной литературы. Я решила обратиться к сказкам. Почему именно к ним?

    Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Со сказками связаны наши первые представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. А те впечатления, которые ребёнок получает в детстве, остаются с ним на всю жизнь.

    Я провела опрос среди одноклассников, оказалось, что почти все любят читать сказки.

    Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести? Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины. Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? И отражением чего она является: добра или зла?

    Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Ещё я решила узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.

    У меня возникло желание узнать больше о Бабе Яге и попробовать доказать, что Баба Яга представляет не только силы зла, ведь многие её поступки говорят об обратном. Я решила провести практические и теоретические исследования:

      Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги как представители сил добра или зла;

      Изучение научной литературы и словарей по данной теме;

      Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;

      Теоретическое сравнение образа Бабы Яги в сказках и мифах;

      Сравнение образа Бабы Яги и похожих персонажей в сказках других народов.

    Цель исследования: Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный,

    противоречивый, которому присущи и силы добра, и

    силы зла.

    1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;

    2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;

    3. Познакомиться с мифическим образом Бабы Йоги и перерождением его в образ Бабы Яги.

    3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.

    Гипотеза: Мы предположили, что Баба Яга может быть разной.

    Предмет исследования: образ Бабы Яги.

    Объект исследования: образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла

    Глава 1.Теоретическая часть

      1. Кто такая Баба Яга?

    На краю полянки малой,
    Вся трава как изумруд.
    Там в избушке старой-старой
    Кот с Ягою век живут.

    Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.

    Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

    Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.

    Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:

    1. Мать отца или матери по отношению к их детям.

    2. Старая женщина.

    Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:

    1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.

    2. Шуба мехом наружу.

    В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».

    Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)

    Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.

    Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.

    Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.

      1. Баба яга в славянской мифологии.

    Страшная Баба Яга, да еще на костяной ноге – это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства!

    Существует еще и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими языческими богами и ритуалами служения им, и со своими мифическими героями и героинями. Образ Бабы Яги принадлежит мифологическому миру:

      она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц;

      всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти;

      богиня-покровительница детей сирот.

    Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила – была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня . Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.

    Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

    Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.

    Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.

    Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками на ровне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?

    Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образ красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей

    1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках.

    Я прочитала одиннадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:

      Баба Яга и Заморышек.

      Василиса Прекрасная.

      Гуси-лебеди.

      Заколдованная королева.

      Марья – Моревна.

      Морской царь и Василиса Премудрая.

    7. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

    8. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

    9. Терешечка.

    10. Царевна – Лягушка.

    11. Финист- ясный сокол

    В пяти сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».

    Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково . Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И п...

    Злая ведьма

    Научные руководители:

    ученица 4-Б класса

    МОБУ СОШ № 35

    Ефименко Оксана Дмитриевна,

    Вертиёва Анна

    учитель начальных классов,

    Вертиёва Юлия Александровна,

    учитель русского языка и литературы


    Актуальность темы исследования

    Все в дети любят сказки.

    Самый яркий и загадочный персонаж волшебных сказок – Баба Яга.

    Для современных детей – это обязательно старая, страшная, противная и злая ведьма, колдунья, злая героиня сказок с большим носом, которая живет в лесу, в избушке на курьих ножках, летает на метле, ворует и ест детей.

    В сказках этот образ представлен по-разному.

    Так кто же она такая? Злая ведьма или добрая старушка? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ.


    В литературе образ Бабы Яги представлен в работах

    • В. Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»,
    • А. А. Потебни "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий"
    • В. Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

    Владимир Даль в своей работе называл Бабу Ягу могущественной колдуньей. По его мнению, она и есть хозяйка подземного ада.

    Владимир Яковлевич Пропп и Александр Афанасьевич Потебня считают, что образ бабы Яги связан с мотивом посещения человеком страны мёртвых.


    Цель нашей работы: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить: положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.

    Задачи исследования

    1. Познакомиться с образом Бабы Яги, узнать интересные факты об этой героине.

    2.Проследить, как происходит приобщение героя к миру мертвых.

    3. Доказать, что образ этого сказочного персонажа можно отнести и к добрым, и к злым силам.


    Гипотеза

    Баба Яга может быть разной.

    Она связана с представлениями древних славян о праматери всего живого, хранительнице душ (светлая сторона образа) и изменениями этого образа в после христианские времена (демонизация образа).


    Предмет исследования - Баба Яга

    Методы исследования

    1. Изучение текстов русских народных сказок.

    2. Изучение дополнительной литературы.

    3. Анкетирование.

    Конечный продукт проекта : выставка рисунков, презентация, буклет.


    История названия

    БАБКА, БАБА, БАБУШКА - женщина, старшая в роде, семье; родоначальница.

    В польском языке Яга означает «змеиная мать», в чешском «лесная баба», а в тюркских - «старый дед».

    Еще слово " Яга " может происходить

    от "ягать"- кричать, в смысле «браниться,

    ругаться» или из слова «ягая» в значении

    "злая" и "больная". .


    Внешность Бабы Яги

    Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными нечёсаными волосами, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без пояса.

    Глаза Яги горят красными огнями.

    У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.


    Почему Баба Яга - «костяная нога»? Почему ее нос в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»?

    Да потому, что Баба Яга - не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой - в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, которые стояли над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги


    Способ передвижения

    По воздуху Баба Яга летает на метле или в ступе с метлой. Метлой она заметает следы, стирает память.

    Ступа у славян –это предмет, который

    связан с обрядами похорон.

    После принятия христианства, с 12 века, покойников стали хоронить не в деревянных домах на курьих ножках, а в дубовых колодах, которые напоминали ступы. Только в 17 веке по указу Петра I хоронить стали в гробах из досок. Но за шесть веков за Бабой Ягой осталась слава, что передвигается она в гробовой колоде.

    И это способствовало превращению образа лесной хозяйки в отрицательную сказочную героиню


    Типы Бабы-Яги

    Первый тип

    «Яга-похитительница». Она похищает детей с целью изжарить и съесть. В конце сказки следует счастливый конец: детям удается спастись. (сказка «Гуси Лебеди») (Приложение 3)


    Типы Бабы-Яги

    Второй тип, он встречается реже в сказках,-

    «Яга-дарительница», которая кормит, поит героя, испытывает его и вручает ему дары (Сказка «Марья Царевна») (Приложение 3)


    Типы Бабы-Яги

    Третий тип - это «Яга-воительница», которая сражается с героями. Конец этих сказок разный: в одних Баба Яга побеждает, а в других - остается в проигрыше (Баба-Яга и Заморышек) (Приложение 3)


    Помощники

    Она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.


    Герой-невидимка

    Яга сначала испытывает героя и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир (царство Кощея)попадет только достойный.

    После испытания в избе Бабы Яги, человек принадлежит одновременно к миру живых и миру мертвых: истопленная баня и вкусный ужин – это способ избавиться от запаха живого человека, чтобы незаметным пройти в царство Кощея и добыть иглу. Смелого путника ждёт много новых опасностей, он должен уметь их избегать.



    Чтобы выяснить, какой видят современные дети образ Бабы Яги, среди учащихся школы было проведено анкетирование.

    Число опрашиваемых: 20 человек.

    Результаты анкетирования представлены на экране.

    • Кто такая Баба-Яга?

    Вывод: большинство учеников (10 человек) считают Бабу Ягу злой старухой.


    2. Какой представляете себе Бабу Ягу?

    Вывод: Баба Яга злая, горбатая, старая, страшная и противная.

    3. Где живет Баба-Яга?

    Вывод: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках(так считают 17 человек)


    4. Чем занимается?

    Вывод: основной род занятий героини – воровать и есть детей (15 учащихся класса).

    Итак, современные дети считают Бабу Ягу отрицательным персонажем, каким она представлена в большинстве сказок.



    Внешне напоминает мертвеца;

    По отношению к герою может выступать как похитительница, дарительница, воительница;

    Она живет на границе миров живых и мертвых, поэтому можно говорить о ней как о Яге-«пограничнике»;

    Её жилище - избушка на курьих ножках- очень напоминает гроб;

    Она прядет кудель (пряжу)– это связывает ее с образом мифологической богини Макоши (богиня судьбы);

    • анкетирование учащихся 4 класса показало, что современные дети представляют Бабу Ягу злой и страшной старухой, которая живет в избушке на курьих ножках, плохо одета, от неё дурно пахнет. Она ворует и ест детей.

    Заключение

    Работа над проектом позволила выявить еще один тип Бабы Яги - «Яги-пограничника» между миром живых (тридесятое королевство) и миром мертвых (царство Кощея) и убедиться в том, что Баба Яга в большей степени совершает добрые дела. Бабу Ягу с уверенностью можно назвать ДОБРОЙ СТАРУШКОЙ.


    Интернет – ресурсы:

    • http://allforchildren.ru/why/where18.php - статья «Откуда взялась Баба-Яга? Почему Бабу-Ягу назвали Ягой?»
    • http://www.bibliotekar.ru/dal/index.htm - статья В. Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»
    • http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod - сайт «Хранители сказок» собрание авторских и народных сказок
    • http://school-sector.relarn.ru/web-dart/02_kolobok/tales.htm#Сказка 2- текст сказки «Баба Яга»
    • https://slovari.yandex.ru/node/1064 - статья «Все о Бабе Яге» из регионального культурно-просветительского журнала «Словесница искусств»
    • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-37944 /- статья Валентины Пономаревой «Почему Баба Яга каталась в ступе? Поверья наших предков»
    • http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm#М .- статья Ирины Власовой «Русские суеверия»
    • http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.instruments/wedma.metla.htm - статья «Ведьмино помело, метла или веник»
    • http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.history/wedma.propp.htm - статья В. Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
    • https://ru.wikipedia.org/wiki/Мокошь - статья из Википедии

    Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
    под личиной безобразной старухи”.

    “Баба Яга – положительный
    персонаж древней русской мифологии”.

    В. А. Иванов.

    Одной из самых больших проблем современного мира является проблема нравственности. Школа – это один из оплотов нравственного воспитания молодежи. Учителя постоянно затрагивают вопросы добра, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы.

    Идея создания проекта “В защиту Бабы Яги” возникла после бесед о нравственных качествах главных героев русской народной сказки.

    Найдется ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны…Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная?

    Для ответа на эти вопросы дети прочитали, проанализировали большое количество книг, художественных фильмов, мультфильмов.

    Полученные выводы можно использовать как на уроках литературного и внеклассного чтения, так и для выступлений перед школьниками.

    Проблема проекта: Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?

    Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.

    1) Провести экскурсию в “Музей сказок”.
    2) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.
    3) Организовать работу по подбору стихов и песен о Бабе Яге.
    4) Изучить некоторые традиции русского народа.
    5) Подготовить групповые и индивидуальные сообщения.
    6) Создать коллекцию рисунков и поделок о Бабе Яге.

    Описание проекта.

    1. На уроке внеклассного чтения по теме “Русские волшебные сказки” ребята заметили, что кроме плохих поступков Баба Яга часто помогает главным героям, т. е. совершает добро. Ребята решили узнать, а такая ли уж плохая эта Баба Яга.

    2. В начале ноября 2007 года была организованна экскурсионная поездка в “Музей сказок”. Экскурсию проводила сама Баба Яга. Она рассказывала о себе, о сказках со своим участием. Комнаты музея были украшены в стиле русского деревенского дома. Ребята принимали непосредственное участие во всех затеях Бабы Яги, даже залезали в ее печь и лежали на полатях. Не смотря на то, что мы провели много времени с Бабой Ягой, никто не был съеден, зажарен в печи или просто обижен Бабой Ягой. Это и полученные сведения еще больше утвердили детей во мнении, что Баба Яга положительный сказочный персонаж.

    3. Была определена цель – собрать как можно больше примеров поступков Бабы Яги из литературных произведений, художественных фильмов и мультфильмов. Для сбора материала ребята разделились. 1 ученик собирал материал из русских народных сказок, второй ученик – из художественных фильмов, третий ученик – из мультфильмов. Так как 1 ученик затрачивал на поиск значительно больше времени, чем остальные, второму было поручено создание рисунков, третьему ученику – поделок из различного материала, иллюстрирующих Бабу Ягу и ее окружение.

    4. Ребята получили задание: объединить свои работы, дополнить их новым материалом и подготовить выступление от группы для презентации, обобщив самое важное. Работа велась под руководством учителя.

    Одновременно с выполнением этих заданий на уроках изобразительного искусства и технологии ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках; рисунки с использованием бисера; поделки в технике макраме “Сова”; изделия из пластилина “Избушка на курьих ножках”; изделия из материала с использованием природных материалов “Баба Яга в ступе, с метлой”.

    На уроках музыки исполнялись песни Бабы Яги и о Бабе Яге из художественного фильма “Новогодние приключения Маши и Вити” и мультфильма “Летучий корабль”.

    На уроках литературного чтения читали и анализировали литературные произведения с участием Бабы Яги. Работа имела комплексный характер.

    5. Презентация включала в себя следующие этапы:

    Устное сообщение с элементами театрализации;
    - ответы на вопросы;
    - самоанализ.

    Руководитель оценивает работу ученика по следующим параметрам:

    1) эстетичность работы;
    2) информативность работы;
    3) организация работы в группе;
    4) качество презентации;
    5) ответы на вопросы;
    6) соблюдение регламента.

    Комментарии.

    Это проект я считаю успешным. Дети узнали много нового о Бабе Яге, систематизировали имеющиеся знания, пополнили свой словарь, расширили кругозор, пробуют самостоятельно анализировать характер некоторых литературных героев.

    Ребята стали дружнее. Работа проходила при помощи родителей, что всегда сказывается на эффективности выполнения заданий, на повышении интереса ребенка к предмету и улучшению взаимоотношений в семье.

    В ЗАЩИТУ БАБЫ ЯГИ

    Учащийся: Наш проект называется “В защиту Бабы Яги”. Почему нас заинтересовала Баба Яга? Она описывается во многих сказках.

    Это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество сказок, пересмотрев большое количество художественных фильмов и мультфильмов, посетив “Музей сказок”, где мы встретились с самой Бабой Ягой, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой. Мы выступаем в защиту Бабы Яги.

    Обвинитель: Таинственная и ужасная, хитрая и коварная, полная сказочного очарования и ужаса Баба Яга! Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны… Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная? Давайте разберемся!

    Баба Яга: Что тут разбираться, милай. Я ж самая популярная девушка почти во всех волшебных сказках: в русских, польских, чешских, словацких. Да, что тут перечислять, и сам, поди, знаешь. И зовут меня: поляки – Ендзу, словаки – Ежибабу, чехи – Езинка.

    Обвинитель: Вот-вот, без определенного места жительства, имеет несколько имен. Да и вообще, имя то, очень подозрительное.

    Баба Яга: Ты смотри, имя ему не нравится. Историю знать надо. Баба, ну сам понимаешь, мудрая я. А это с возрастом приходит. Яга, потому, что.… Запамятовала я. Даже ученые сомневаются. Может быть, это сосновый таежный бор, в котором растет ягель (он когда-то и назывался – “яг”), а может мохнатая шуба без рукавов – яга (баба в яге).

    Обвинитель: Да уж, в таком виде только в тайге и жить. Ведь как о тебе в сказках говорят: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, нос крючком, одна нога костяная (протез, что ли?).

    Баба Яга: Да ты что говоришь-то. Да ведь я, можно сказать, богиня любви – Афродита. Сколько раз прекрасные молодцы молили приворожить возлюбленных. И я помогала с помощью волшебных заклинаний. Меня безобразной старухой обозвал! Не всегда я старухой была. А дочка, дочка то у меня красавица - Марья- царевна, вся в меня пошла: и красотой, и умом. Ты, что ж, не читал, сказку “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что”.

    Обвинитель: Все слышали, она знает волшебные заклинания. Значит, Баба Яга – ведьма.

    Баба Яга: Ох, милок, да ты совсем истории не знаешь. Слово “ведьма” означало – знающая, ведающая женщина. В сказках на современную ведьму я вовсе не похожа: на шабаш не летаю, путешествую не верхом на метле голая, а езжу в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. Зла не делаю.

    Обвинитель: Вот ты и попалась. Сказки я не читал! Читал! Ты же только и ждешь, как бы схватить непослушного мальчонку и унести в свое логово-избушку на курьих ножках, зажарить его в печке и съесть. Что теперь скажешь?

    Баба Яга: А то и скажу, хотеть съесть хотела, да ни одного не съела. Жихарка, да Иванушка сами меня обманули, и в печь сунули. Да и не людоедка я вовсе. Сажать ребенка в печь это ж древний обычай. Ты, вот послушай: если младенец рождался слабеньким, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш “допекался”, становился сильнее. Так же лечили и детей постарше, если они заболевали.

    Ты вообще в “Музей сказок” ездил? (Ездил)
    Со мной познакомился? (Познакомился)
    Хоть кого-нибудь я там съела? (Нет)
    В печь мою залезал? (Залезал)
    Крепче, здоровее себя почувствовал? (Почувствовал)

    А уж как я помогала Ивану или иному богатырю. Заботы у них немалые, надо вернуть похищенную красавицу. А как это сделать могу подсказать только я. И ведь все делаю бескорыстно, ничего взамен не требую. Гостя встречаю как родного: в баньке выпарю, накормлю, напою, совет дам, а то и волшебного коня и оружие.

    Обвинитель: Так что же это получается? Ты – Баба Яга добра, красивая, могущественная волшебница, помогающая людям?

    Баба Яга: Милок, какие комплименты говоришь. Врать не буду, все так и есть. Ты не сумлевайся, я хорошая. Смотри, сколько ребята сказок обо мне нашли, мультфильмов, фильмов. В них я добрая. А уж как красиво они меня смастерили: и одежа новая, и я симпатичная, а метла и ступа новейшей…, эта, модификации.

    Учащийся: Вот и получается, в сказках Баба Яга существует, чтобы пугать маленьких детей. С точки зрения правосудия ни одного преступления не произошло, а намерение совершить зло – это еще не сам проступок.

    Обвинитель: Баба Яга оправдана.

    Номинация «Детский проект в начальной школе»

    Со сказками мы знакомимся в детстве. В них много разных чудес и героев. Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как Баба Яга. Но какая она? Действительно ли она злая и плохая? Правда ли, что большинство считают ее отрицательным персонажем? Или ее образ в сказках гораздо сложнее? Возможно, Баба Яга является самым спорным образом в сказках.

    Может быть, отрицательное отношение к ней ошибочно? Можно ли изменить общественное мнение на её счет? Так и в жизни: мы порой воспринимаем человека и делаем выводы о нем очень поверхностно, но стоит узнать его глубже, познакомиться с ним и ближе, и наше мнение о нем изменится. Я решила найти ответы на эти вопросы.

    Цель моей работы - выяснить образ Бабы Яги (положительный или отрицательный), сделать вывод о правильности его восприятия и изменить мнение класса об отрицательном образе.

    Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

    • прочитать как можно больше волшебных русских народных сказок, в которых Баба Яга является одним из героев;
    • систематизировать поступки Бабы Яги и обобщить полученные данные, разделив их на две части: плохие и хорошие;
    • изучить общественное мнение о Бабе Яге на примере своего класса;
    • в случае если мнение класса одностороннее, попытаться изменить его.

    Объекты моего исследования: Баба Яга и общественное мнение о ней.

    Гипотеза исследования. Я предположила, что, Баба Яга - очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге сложился образ отрицательного героя, и, скорее всего, мнение о ней только как об отрицательном герое.

    Свое исследование я проводила на основе сказок из сборника «Народные русские сказки», составленного Александром Николаевичем Афанасьевым. Он собрал сказки из многих областей нашей страны: от северных архангельских сказок до южных астраханских; от московских и рязанских до оренбургских и енисейских. Так же несколько сказок были в обработке М. Булатова и А. Толстого. В ходе работы я пользовалась и электронной энциклопедией Википедия.

    Приложение 1: Текст работы.

    Приложение 2: Презентация.