• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Планирование эксперимента (англ. experimental design techniques) -- комплекс мероприятий, направленных на эффективную постановку опытов. Основная цель планирования эксперимента -- достижение максимальной точности измерений при минимальном количестве проведенных опытов и сохранении статистической достоверности результатов.Планирование эксперимента применяется при поиске оптимальных условий, построении интерполяционных формул, выборе значимых факторов, оценке и уточнении констант теоретических моделей и др.

    Планирование эксперимента возникло в 50-х годах XX века из потребности устранить или хотя бы уменьшить систематические ошибки в сельскохозяйственных исследованиях путем рандомизации условий проведения эксперимента. Процедура планирования оказалась направленной не только на уменьшение дисперсии оцениваемых параметров, но также и на рандомизацию относительно сопутствующих, спонтанно изменяющихся и неконтролируемых переменных. В результате удалось избавиться от смещения в оценках. Исследования Р. Фишера знаменуют начало первого этапа развития методов планирования эксперимента. Фишер разработал метод факторного планирования. Йетс предложил для этого метода простую вычислительную схему. Факторное планирование получило широкое распространение. Особенностью факторного эксперимента является необходимость ставить сразу большое число опытов. Развитие теории планирование эксперимента в СССР отражено в работах В. В. Налимова, Ю. П. Адлера, Ю. В. Грановского, Е. В. Марковой, В. Б. Тихомирова.

    Методы планирования эксперимента позволяют минимизировать число необходимых испытаний, установить рациональный порядок и условия проведения исследований в зависимости от их вида и требуемой точности результатов. Если же по каким-либо причинам число испытаний уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер рассеяния свойств испытываемых объектов и характеристик используемого оборудования. Они базируются на методах теории вероятности и математической статистики.

    Планирование эксперимента включает ряд этапов.

    • 1. Установление цели эксперимента (определение характеристик, свойств и т. п.) и его вида (определительные, контрольные, сравнительные, исследовательские).
    • 2. Уточнение условий проведения эксперимента (имеющееся или доступное оборудование, сроки работ, финансовые ресурсы, численность и кадровый состав работников и т. п.). Выбор вида испытаний (нормальные, ускоренные, сокращенные в условиях лаборатории, на стенде, полигонные, натурные или эксплуатационные).
    • 3. Выявление и выбор входных и выходных параметров на основе сбора и анализа предварительной (априорной) информации. Входные параметры (факторы) могут быть детерминированными, то есть регистрируемыми и управляемыми (зависимыми от наблюдателя), и случайными, то есть регистрируемыми, но неуправляемыми. Наряду с ними на состояние исследуемого объекта могут оказывать влияние нерегистрируемые и неуправляемые параметры, которые вносят систематическую или случайную погрешность в результаты измерений. Это -- ошибки измерительного оборудования, изменение свойств исследуемого объекта в период эксперимента, например, из-за старения материала или его износа, воздействие персонала и т. д.
    • 4. Установление потребной точности результатов измерений (выходных параметров), области возможного изменения входных параметров, уточнение видов воздействий. Выбирается вид образцов или исследуемых объектов, учитывая степень их соответствия реальному изделию по состоянию, устройству, форме, размерам и другим характеристикам.

    На назначение степени точности влияют условия изготовления и эксплуатации объекта, при создании которого будут использоваться эти экспериментальные данные. Условия изготовления, то есть возможности производства, ограничивают наивысшую реально достижимую точность. Условия эксплуатации, то есть условия обеспечения нормальной работы объекта, определяют минимальные требования к точности.

    Точность экспериментальных данных также существенно зависит от объёма (числа) испытаний -- чем испытаний больше, тем (при тех же условиях) выше достоверность результатов. Для ряда случаев (при небольшом числе факторов и известном законе их распределения) можно заранее рассчитать минимально необходимое число испытаний, проведение которых позволит получить результаты с требуемой точностью.

    5. Составление плана и проведение эксперимента -- количество и порядок испытаний, способ сбора, хранения и документирования данных.

    Порядок проведения испытаний важен, если входные параметры (факторы) при исследовании одного и того же объекта в течение одного опыта принимают разные значения. Например, при испытании на усталость при ступенчатом изменении уровня нагрузки предел выносливости зависит от последовательности нагружения, так как по-разному идет накопление повреждений, и, следовательно, будет разная величина предела выносливости.

    В ряде случаев, когда систематически действующие параметры сложно учесть и проконтролировать, их преобразуют в случайные, специально предусматривая случайный порядок проведения испытаний (рандомизация эксперимента). Это позволяет применять к анализу результатов методы математической теории статистики.

    Порядок испытаний также важен в процессе поисковых исследований: в зависимости от выбранной последовательности действий при экспериментальном поиске оптимального соотношения параметров объекта или какого-то процесса может потребоваться больше или меньше опытов. Эти экспериментальные задачи подобны математическим задачам численного поиска оптимальных решений. Наиболее хорошо разработаны методы одномерного поиска (однофакторные однокритериальные задачи), такие как метод Фибоначчи, метод золотого сечения.

    6. Статистическая обработка результатов эксперимента, построение математической модели поведения исследуемых характеристик.

    Необходимость обработки вызвана тем, что выборочный анализ отдельных данных, вне связи с остальными результатами, или же некорректная их обработка могут не только снизить ценность практических рекомендаций, но и привести к ошибочным выводам. Обработка результатов включает:

    • · определение доверительного интервала среднего значения и дисперсии (или среднего квадратичного отклонения) величин выходных параметров (экспериментальных данных) для заданной статистической надежности;
    • · проверка на отсутствие ошибочных значений (выбросов), с целью исключения сомнительных результатов из дальнейшего анализа. Проводится на соответствие одному из специальных критериев, выбор которого зависит от закона распределения случайной величины и вида выброса;
    • · проверка соответствия опытных данных ранее априорно введенному закону распределения. В зависимости от этого подтверждаются выбранный план эксперимента и методы обработки результатов, уточняется выбор математической модели.

    Построение математической модели выполняется в случаях, когда должны быть получены количественные характеристики взаимосвязанных входных и выходных исследуемых параметров. Это -- задачи аппроксимации, то есть выбора математической зависимости, наилучшим образом соответствующей экспериментальным данным. Для этих целей применяют регрессионные модели, которые основаны на разложении искомой функции в ряд с удержанием одного (линейная зависимость, линия регрессии) или нескольких (нелинейные зависимости) членов разложения (ряды Фурье, Тейлора). Одним из методов подбора линии регрессии является широко распространенный метод наименьших квадратов. Для оценки степени взаимосвязанности факторов или выходных параметров проводят корреляционный анализ результатов испытаний. В качестве меры взаимосвязанности используют коэффициент корреляции: для независимых или нелинейно зависимых случайных величин он равен или близок к нулю, а его близость к единице свидетельствует о полной взаимосвязанности величин и наличии между ними линейной зависимости.

    При обработке или использовании экспериментальных данных, представленных в табличном виде, возникает потребность получения промежуточных значений. Для этого применяют методы линейной и нелинейной (полиноминальной) интерполяции (определение промежуточных значений) и экстраполяции (определение значений, лежащих вне интервала изменения данных).

    7. Объяснение полученных результатов и формулирование рекомендаций по их использованию, уточнению методики проведения эксперимента.

    Снижение трудоемкости и сокращение сроков испытаний достигается применением автоматизированных экспериментальных комплексов. Такой комплекс включает испытательные стенды с автоматизированной установкой режимов (позволяет имитировать реальные режимы работы), автоматически обрабатывает результаты, ведет статистический анализ и документирует исследования. Но велика и ответственность инженера в этих исследованиях: четкое поставленные цели испытаний и правильно принятое решение позволяют точно найти слабое место изделия, сократить затраты на доводку и итерационность процесса проектирования.

    Прежде чем перейти к описанию конкретных используемых в психологии планов, перечислим принципы, на которые опирается построение экспериментальных схем.

    • 1. Эксперимент возможен только в том случае, если имеется более чем одно условие НП. Вывод о результате действия НП основывается на сравнении показателей ЗП в отличающихся друг от друга условиях («контрольном» и «экспериментальном», «активном» и «пассивном» или в нескольких отличающихся по заданному критерию условиях).
    • 2. Фиксация и измерение переменных осуществляются в классификации шкал, предложенной Стивенсом: наименований, порядка, интервалов и отношений. Вид переменной (учебные классы, градации яркости светового пятна и т.д.) не задает, однако, способа ее измерения (на качественных или количественных уровнях). Обычно «количественным» экспериментом называют такой, где именно НП измерена количественно.
    • 3. Эксперимент возможен только в случае функционального контроля уровней НП. Это может быть изменение характеристик физических стимулов, управление условиями (и ситуациями) или контроль путем подбора состава групп. В эксперименте обычно используются стратегии уравнивания групп, и испытуемые эквивалентных групп попадают в разные экспериментальные условия. Обеспечение неравенства групп как способа задания НП (пол, возраст, личностные свойства и т.п.) принимает форму квазиэксперимента, или эксперимента с ограничениями форм контроля. Если изменения НП не зависят от исследователя, а берутся «готовыми» (например, как результаты психодиагностики), то у исследователя не может быть уверенности в том, что именно выбранная НП определила показатели ЗП.
    • 4. Факторные (мультивариативные) эксперименты, включающие управление более чем одной НП, строятся как комбинации, повторы (репликации) и другие видоизменения исходных планов с одной НП. Статистические приемы обработки данных могут при этом как предполагать, так и исключать взаимодействия между отдельными переменными.
    • 5. Вводимое экспериментальное воздействие выступает в планах, или схемах, в качестве НП даже в том случае, когда испытуемые не воспринимают разницы условий. Часто только после эксперимента делается вывод, можно ли осуществленную манипуляцию условиями рассматривать как «воздействие» или функциональный контроль НП не имеет результатом действие этой переменной.

    Тема 6 Методы планирования эксперимента .

    Для чего необходимо планирование эксперимента?

    Как и любое планирование, оно позволяет (1) сократить объем процесса (в данном случае объем эксперимента) и (2) повысить точность получаемых результатов.

    В основе методов статистического планирования эксперимента лежит использование упорядоченного плана точек в факторном пространстве называемого матрицей планирования (МП).

    Этапы составления плана

    I этап .

    При составлении любого плана эксперимента первым этапом является ВЫБОР УСЛОВИЙ ЭКСПЕРИМЕНТА , которые включают:

    (1) область экспериментирования (общие пределы измерения);

    (2) основной уровень исследуемых факторов;

    (3) интервал варьирования исследуемых факторов;

    (4) точность фиксирования факторов.

    (1) При выборе области экспериментирования учитывают:

    а) ограничения уровней факторов, обусловленные их физической природой (например: предел прочности материала, температура плавления и т.д.), применяемым оборудованием (предельные значения подачи станка, частот вращения и т.д.), технико-экономическими показателями (соображениями) .

    б) имеющуюся априорную информацию, полученную в аналогичных, ранее производимых исследованиях.

    (2) Выбор основного уровня исследуемого фактора X 0 i (иначе, нулевой

    точки) зависит от решаемой задачи. Если задачей эксперимента является описание процесса (интерполяция), то за нулевую точку принимается середина интервала изменения данного фактора. В задачах оптимизации некоторого параметра нулевую точку нужно располагать как можно ближе к положению, обеспечивающему оптимум параметра, т. е. на основе предварительных опытов выбирается наилучшее значение.

    (3) При выборе интервала варьирования уровня фактора (J i) учитываются ограничения “сверху” и “снизу”. Ошибка с которой фиксируется уровень фактора является ограничением “снизу”. Предел области определения - устанавливает верхнюю границу: если J i составляет не более 10% от области определения фактора, его считают узким, не более 30% - средним и в остальных случаях – широким. Как правило, уровни фактора (верхний и нижний) выбирают симметричными относительно нулевой точки. Таким образом, J i – это расстояние между основными уровнями фактора.

    При составлении матрицы планирования (МП) записываются кодированные значения фактора. Верхний уровень фактора, равный X 0 +J i обозначается как +1, нижний уровень, равный X 0 -J i обозначается как –1, а основной, (X 0) соответственно приравнивается к нулю. Каждый столбец в МП называется вектор-столбцом, а каждая строка в МП- соответственно вектор-строкой.

    (4) Точность фиксирования уровней фактора определяется стабильностью их в ходе эксперимента и точностью приборов. Точность считается высокой, если измерение производится с погрешностью не более 1% , средняя – не более 5% , низкая – более 10% .

    II. этап.

    Вторым этапом составления плана является ВЫБОР МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ , который зависит от: (1) количества регулируемых факторов, (2) задачи эксперимента, (3) априорной информации о существенности вклада каждого фактора, (4) экономических затрат на проведение эксперимента.

    Классификация планов (методов планирования)

    Планы мoжно классифицировать в зависимости от факторности эксперимента .

    1. К планам однофакторного эксперимента относятся :

    1.1. Последовательный план (ПП);

    1.2. Рандомизированный план(РП);

    2. Планы многофакторного эксперимента , цель которого- отыскание модели процесса в виде полинома первой или второй степени называют планами, соответственно первого или второго порядка.

    2.1. К планам первого порядка относятся:

    2.1.1. Полный факторный план (ПФП);

    2.1.2. Дробный факторный план (ДФП);

    2.1.3. План случайного баланса (ПСБ).

    2.2. К планам второго порядка относятся:

    2.2.1. Oртогональный центральный композиционный план (ОЦКП);

    2.2.2. Pотатабельный центральный композиционный план (РЦКП).

    I. Планы однофакторного эксперимента .

    1.1. Последовательный план (ПП)

    Суть ПП заключается в том, что после каждого шага (опыта) производится анализ результатов, на основании которого принимается решение о ходе дальнейшей работы.

    ПП принимают в случаях : (1) когда эксперимент не воспроизводим (когда образец разрушается в результате эксперимента); (2) когда объект исследования имеет особенности, которые можно обнаружить только при получении данных в регулярной последовательности (Пр. Зависимость: размер детали (у ) / время работы станка (х ). Определение этой зависимости необходимо для установления времени между подналадками оборудования); (3) если продолжительность, стоимость или сложность эксперимента таковы, что рандомизированный план не целесообразен.

    1.2. Рандомизированный план (РП)

    План эксперимента называется рандомизированным (от англ. random – случайный), когда уровень фактора изменяется случайным образом (принимая то меньшие, то большие значения).

    Основная цель рандомизации – сведение эффекта неслучайных факторов к случайной ошибке.

    Планирование эксперимента

    Планирование эксперимента (англ. experimental design techniques) - комплекс мероприятий, направленных на эффективную постановку опытов. Основная цель планирования эксперимента - достижение максимальной точности измерений при минимальном количестве проведенных опытов и сохранении статистической достоверности результатов.

    Планирование эксперимента применяется при поиске оптимальных условий, построении интерполяционных формул, выборе значимых факторов, оценке и уточнении констант теоретических моделей и др.

    История

    Планирование эксперимента возникло в 20-х годах XX века из потребности устранить или хотя бы уменьшить систематические ошибки в сельскохозяйственных исследованиях путем рандомизации условий проведения эксперимента. Процедура планирования оказалась направленной не только на уменьшение дисперсии оцениваемых параметров, но также и на рандомизацию относительно сопутствующих, спонтанно изменяющихся и неконтролируемых переменных. В результате удалось избавится от смещения в оценках.

    Этапы планирования эксперимента

    Методы планирования эксперимента позволяют минимизировать число необходимых испытаний, установить рациональный порядок и условия проведения исследований в зависимости от их вида и требуемой точности результатов. Если же по каким-либо причинам число испытаний уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер рассеяния свойств испытываемых объектов и характеристик используемого оборудования. Они базируются на методах теории вероятности и математической статистики .

    Планирование эксперимента включает ряд этапов.

    1. Установление цели эксперимента (определение характеристик, свойств и т. п.) и его вида (определительные, контрольные, сравнительные, исследовательские).

    2. Уточнение условий проведения эксперимента (имеющееся или доступное оборудование, сроки работ, финансовые ресурсы, численность и кадровый состав работников и т. п.). Выбор вида испытаний (нормальные, ускоренные, сокращенные в условиях лаборатории, на стенде , полигонные , натурные или эксплуатационные).

    6. Статистическая обработка результатов эксперимента, построение математической модели поведения исследуемых характеристик.
    Необходимость обработки вызвана тем, что выборочный анализ отдельных данных, вне связи с остальными результатами, или же некорректная их обработка могут не только снизить ценность практических рекомендаций, но и привести к ошибочным выводам. Обработка результатов включает:

    • определение доверительного интервала среднего значения и дисперсии (или среднего квадратичного отклонения) величин выходных параметров (экспериментальных данных) для заданной статистической надежности;
    • проверка на отсутствие ошибочных значений (выбросов), с целью исключения сомнительных результатов из дальнейшего анализа. Проводится на соответствие одному из специальных критериев, выбор которого зависит от закона распределения случайной величины и вида выброса;
    • проверка соответствия опытных данных ранее априорно введенному закону распределения. В зависимости от этого подтверждаются выбранный план эксперимента и методы обработки результатов, уточняется выбор математической модели.

    Построение математической модели выполняется в случаях, когда должны быть получены количественные характеристики взаимосвязанных входных и выходных исследуемых параметров. Это - задачи аппроксимации, то есть выбора математической зависимости, наилучшим образом соответствующей экспериментальным данным. Для этих целей применяют регрессионные модели , которые основаны на разложении искомой функции в ряд с удержанием одного (линейная зависимость, линия регрессии) или нескольких (нелинейные зависимости) членов разложения (ряды Фурье, Тейлора). Одним из методов подбора линии регрессии является широко распространенный метод наименьших квадратов.

    Для оценки степени взаимосвязанности факторов или выходных параметров проводят корреляционный анализ результатов испытаний. В качестве меры взаимосвязанности используют коэффициент корреляции: для независимых или нелинейно зависимых случайных величин он равен или близок к нулю, а его близость к единице свидетельствует о полной взаимосвязанности величин и наличии между ними линейной зависимости.
    При обработке или использовании экспериментальных данных, представленных в табличном виде, возникает потребность получения промежуточных значений. Для этого применяют методы линейной и нелинейной (полиноминальной) интерполяции (определение промежуточных значений) и экстраполяции (определение значений, лежащих вне интервала изменения данных).

    7. Объяснение полученных результатов и формулирование рекомендаций по их использованию, уточнению методики проведения эксперимента.

    Снижение трудоемкости и сокращение сроков испытаний достигается применением автоматизированных экспериментальных комплексов. Такой комплекс включает испытательные стенды с автоматизированной установкой режимов (позволяет имитировать реальные режимы работы), автоматически обрабатывает результаты, ведет статистический анализ и документирует исследования. Но велика и ответственность инженера в этих исследованиях: четкое поставленные цели испытаний и правильно принятое решение позволяют точно найти слабое место изделия, сократить затраты на доводку и итерационность процесса проектирования.

    Цель эксперимента: изучить эффективность нового метода преподавания психологии в вузе.

    Независимая переменная: введение нового метода преподавания.

    Зависимая переменная: успеваемость студентов в обучении.

    Организация эксперимента: в одной из академических групп первого курса используется новый метод преподавания психологии. Вывод об эффективности метода делается на основе анализа результатов экзамена. Средний балл по группе – 4,2.

    Артефакты:

    фон (влияние личности преподавателя),

    естественное развитие (интеллектуальное развитие студентов),

    состав групп (высокий исходный уровень студентов),

    отсеивание («слабые» студенты отказались от занятий),

    взаимодействие состава групп с экспериментом (студенты экспериментальной группы – выпускники специализированного лицея).

    Цель эксперимента: изучить влияние телепрограммы, посвященной Холокосту, на осведомленность населения об этом событии.

    Независимая переменная: показ телепрограммы.

    Зависимая переменная: осведомленность населения.

    Организация эксперимента: по центральному телеканалу транслируется передача, в которой рассказывается про массовое уничтожение евреев (Холокост). После этого группе лиц рассылается опросник про события Холокоста. Вывод о влиянии передачи делается на основе анализа результатов опросника – 76% опрошенных знают о событиях Холокоста.

    Угрозы валидности:

    фон (участники были проинформированы раньше, или повлияло другое событие),

    естественное развитие (участники - школьники),

    эффект тестирования (на осведомленность повлиял опрос, а не просмотр передачи),

    инструментальная погрешность (несовершенный опросник),

    взаимодействие тестирования с независимой переменной (участники узнали о событии именно в результате опроса),

    взаимодействие состава групп с независимой переменной (опросили только лиц с высшим образованием).

    Цель эксперимента:

    Независимая переменная:

    Зависимая переменная: школьная успеваемость.

    Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики второго класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов. Ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть – 4,0; второй – 3,4.

    Угрозы валидности:

    Состав групп (исходный высокий уровень школьников, которые проходили курс),

    отсеивание («слабые» ученики были переведены в класс, который не проходил курс),


    Цель эксперимента: сравнить успеваемость школьников, которые прошли курс скоростного чтения, и тех, кто не проходил.

    Независимая переменная: прохождение курса скоростного чтения.

    Зависимая переменная: школьная успеваемость.

    Организация эксперимента: ученики одного из классов школы были случайным образом разделены на две группы. Ученики группы А прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики группы Б такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов. Ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть – 4,0; второй – 3,4.

    Угрозы валидности:

    взаимодействие состава групп с независимой переменной (ученикам было обещано вознаграждение за прохождение курса).

    Цель эксперимента: исследовать влияние метода двойного оценивания (каждая оценка удваивается) на успеваемость учеников.

    Независимая переменная: метод двойного оценивания.

    Зависимая переменная: успеваемость по предмету (английский язык).

    Организация эксперимента: в эксперименте принимают участие ученики одного из классов общеобразовательной школы. Дети случайным образом делятся на две подгруппы, изучающие английский язык. Уроки проводит один и тот же учитель. Предварительно измеряется успеваемость детей. После этого в одной из групп используется метод двойного оценивания. Эксперимент длится в течение месяца. По завершению эксперимента снова осуществляется измерение в обеих группах. Установлено, что у участников экспериментальной группы бал успеваемости выше, чем у участников контрольной группы. При подсчете успеваемости учитывалась одна из «удвоенных» оценок.

    Цель эксперимента: изучить влияние вербального поощрения на производительность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

    Независимая переменная: вербальное поощрение.

    Зависимая переменная: производительность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

    Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие дети, посещающие подготовительные группы одного из городских детских образовательных учреждений. Дети случайным образом были поделены на четыре группы по 10-12 человек в каждой (А, Б, В, Г). Предварительно анализировались рисунки, выполненные детьми двух групп на протяжении предыдущей недели (А, Б). Далее экспериментатор работал отдельно с детьми каждой из групп. Дети рисовали на свободную тему, при этом участников групп А и В постоянно поощряли, отмечали стиль рисования и общую старательность, тогда как дети других двух групп не поощрялись (Б, Г). Гипотеза подтвердилась: вербальное поощрение повышает производительность изобразительной деятельности детей.

    Цель эксперимента:

    Независимая переменная: антитабачная кампания.

    Зависимая переменная:

    Организация эксперимента: в одной из общеобразовательных школ была введена классическая антитабачная кампания. Детям читались лекции о последствиях курения, демонстрировались легкие курильщиков, проводилось индивидуальное консультирование. Измерения количества подростков, которые курят, проводились за 3, 2 и за 1 месяц до начала программы, а также через месяц после ее завершения. В результате оказалось, что кампания была эффективной и 30% подростков отказались от табакокурения.

    Угрозы валидности:

    Фон (администрацией школы были введены дисциплинарные мероприятия);

    Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте).

    Цель эксперимента: исследовать влияние двухмесячной антитабачной кампании на подростковое табакокурение.

    Независимая переменная: антитабачная кампания.

    Зависимая переменная: злоупотребление табакокурением.

    Организация эксперимента: в одной из общеобразовательных школ была введена классическая антитабачная кампания, а в другой школе такой кампании не было. Детям первой школы читались лекции о последствиях курения, демонстрировались легкие курильщиков, проводилось индивидуальное консультирование. Измерения количества подростков, которые курят, осуществлялись в обеих школа одновременно. В результате оказалось, что кампания была эффективной и 30% подростков отказались от табакокурения.

    Угрозы валидности:

    Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте);

    Взаимодействие состава групп с независимой переменной (с детьми школы, где проводилась кампания и раньше осуществлялись профилактические беседы).

    Цель эксперимента: исследовать влияние музыки на производительность труда

    Независимая переменная: музыкальное сопровождение.

    Зависимая переменная: производительность труда.

    Организация эксперимента: группа работников промышленного предприятия работала в разных режимах с музыкальным сопровождением (классическая музыка) и без него через день на протяжении ста дней. Сравнивалась производительность труда участников эксперимента каждый день. Оказалось, что музыкальное сопровождение стимулирует производительность труда.

    Угрозы валидности:

    Взаимодействие тестирования с независимой переменной (постоянное тестирование повышает производительность);

    Реакция участников на независимую переменную (реакция участников на внимание, которое им уделяется).

    Цель эксперимента: исследовать повышение производительности труда рабочих машиностроительного завода при оплате от выработки.

    Независимая переменная: способ оплаты.

    Зависимая переменная: производительность труда.

    Организация эксперимента: в эксперименте принимали участие две группы работников завода. Предварительно измерялась производительность их труда. После этого для одной из групп, участники которой добровольно согласились на участие в эксперименте, была введена оплата от выработки (А). Измерение после эксперимента в обеих группах показало, что производительность работы участников группы А повысилась.

    Угрозы валидности:

    Взаимодействие тестирования с независимой переменной (предварительное измерение усилило экспериментальный эффект).

    Цель эксперимента: исследовать влияние итоговых модульных контрольных работ (по каждой теме) на успеваемость студентов.

    Независимая переменная: модульные контрольные работы (МКР).

    Зависимая переменная: успеваемость студентов.

    Организация эксперимента: в университете два факультета готовят студентов по специальности «Психология» (единые требования к набору, одинаковый преподавательский состав и учебные планы). На первом факультете (А) измеряли успеваемость студентов третьего курса за год. На втором факультете (Б) на следующий год ввели МКР для студентов третьего курса, после чего также измерили успеваемость. Оказалось, что введение МКР содействует повышению успеваемости.

    Угрозы валидности:

    Фон (на факультете Б строгая процедура исключения);

    Естественное развитие (студенты факультета Б старше возрастом);

    Отсеивание (слабые студенты факультета Б были исключены).

    Цель эксперимента: исследовать особенности посттравматического стресса жертв физического насилия.

    Независимая переменная: физическое насилие.

    Зависимая переменная: посттравматический стресс.

    Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие люди, которые перенесли физическое насилие, обратились в центр реабилитации и дали согласие на участие в опросе. В контрольную группы были случайным образом отобраны испытуемые, которые никогда не переживали насилия. Участники обеих групп отвечали на серию вопросов относительно своего эмоционального состояния, реакции на возможное насилие, отношение к агрессору и пр.

    Угрозы валидности:

    Взаимодействие тестирования с независимой переменной (опрос актуализировал страхи).