• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

    А. А. БУРМИСТРОВА, Н. К. РОДИОНОВА, И. С. КОНДРАШОВА

    В статье рассматриваются основные проблемы технического и технологического перевооружения сельского хозяйства. Представлены основные подходы к решению данной проблемы. Особое значение уделяется необходимости создания условий для широкомасштабного перехода на новые технологии.

    Ключевые слова: агропромышленный комплекс, технологическая модернизация, машинно-технологическое развитие.

    Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов человек трудоспособного возраста, от состояния АПК напрямую зависят продовольственная безопасность страны и жизненный уровень населения.

    В настоящее время АПК проходит через сложный период реформирования. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, отрасль выросла на 1,2 %. Следует подчеркнуть, что за последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса. Они и несут основную нагрузку по производству сельскохозяйственной продукции .

    Вместе с тем, АПК продолжает оставаться одной из наиболее проблемных сфер экономики России. Самым острым вопросом для сельского хозяйства страны является общее техническое и технологическое отставание от своих главных конкурентов на мировом продовольственном рынке. По некоторым оценкам, оно достигает едва ли не 20-30 лет. В наследство от прошлого современным российским аграриям и животноводам остались затратные технологии .

    Формирование курса модернизации, объявленного президентом России Д. А. Медведевым в 2010 г., стало главным событием для национальной экономики. В настоящее время перед сельским хозяйством поставлена задача технического перевооружения и индустриального развития, для решения которой необходимо создать высокотехнологичное производство, соответствующее со-

    временным требованиям к уровню экономической эффективности.

    Российский АПК должен пройти самую настоящую технологическую революцию. Об этом со всей очевидностью свидетельствует опыт стран с развитой аграрной сферой.

    Есть и у нас позитивные примеры. Некоторые хозяйства Татарстана, Краснодарского края, Ростовской, Липецкой, Белгородской, Курской и других областей весьма преуспели в беспахотном земледелии, строят животноводческие комплексы мирового уровня. Однако до большинства хозяйств российской глубинки современные технологии еще не дошли.

    Поэтому на новом витке сельскохозяйственных реформ остро стоит необходимость производства и распространения технических и информационных средств модернизации агропромышленных предприятий.

    Но инновационное развитие агропромышленного комплекса тормозится прежде всего низким технологическим уровнем промышленности, в том числе и сельскохозяйственного машиностроения. Именно в этой взаимосвязи мы должны искать пути модернизации сельского хозяйства.

    Решение проблем сельского хозяйства напрямую связано с переводом отрасли на современные агропромышленные технологии. Необходимо скорейшее внедрение новейших научных разработок в аграрной сфере. Повышение технологического уровня становится стратегическим фактором укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства, а для специфических российских агроклиматических условий - одним из базовых условий стабильности и устойчивости работы АПК.

    Именно модернизация технологической базы закладывает материальные основы для повышения комфортабельности сельского быта, для расширения доступа к информации и, в целом, для роста качества жизни на селе.

    Технологическое, техническое перевооружение сразу дает отдачу. Достаточно сказать, что использование новой техники позволяет хозяйствам в разы повысить производительность труда и столь же существенно сократить парк тракторов и сельскохозяйственных машин, а расходы топлива снизить в целом по отрасли на 20 %. То есть речь идет о существенной экономии затрат, ведь в машинно-технологической сфере формируется от 40 до 60 % издержек на конечную сельхозпродукцию .

    Однако сберегающее земледелие ведется пока лишь на 15 % сельхозугодий, поскольку агропроизводителям не хватает ресурсов для широкомасштабного технического переоснащения. В отрасли не задействованы механизмы эффективного рыночного регулирования. Их развитие сдерживает финансовая несостоятельность значительной части хозяйств, а также незавершенность в реформировании земельных отношений.

    Уровень комплексной механизации в картофелеводстве и овощеводстве, наиболее сложных с технологической точки зрения подотраслях сельскохозяйственного производства, очень низок. Оснащенность хозяйств техникой в настоящее время составляет 50-60 %, что приводит к нарушению технологий возделывания многих сельскохозяйственных культур и сроков проведения полевых работ.

    При имеющихся благоприятных ландшафтных ресурсах страны технологическая модернизация агрокомплекса позволяет, прежде всего, существенно поднять уровень продуктивности в растениеводстве и животноводстве и приблизиться по этому показателю к среднемировым параметрам. Реализация новой технологической политики позволит к 2020 г. поднять производительность труда в отрасли не мене чем в четыре раза. Для этого необходим ввод системных технологий, основанных на высокоэффективных знаниях .

    Отличительная особенность новых технологий растениеводства и животноводства состоит в освоении методов управления продукционным процессом в сельхозпроизводстве. Этому циклу сельскохозяйственного производства пока не уделяется должного внимания и, как следствие, не удается обеспечить высокий конкурентный уровень продуктивности растений и животных .

    Большинство сельхозтоваропроизводителей используют двухцикличные технологии - типа «посеял - убрал», не управляя продукционным процессом в период вегетации и созревания растений. Наибольший успех в экономике производства можно обеспечить именно при воздействии на сельскохозяйственные объекты в процессе их выращивания и использования. Это доказано наукой, передовой отечественной практикой и функционированием зарубежного сельского хозяйства.

    Именно в этом процессе содержится основная масса инноваций: от использования космомониторинга и геоинформационных систем до мониторинга посевов в режиме on-line. Даже при более простых методах управления продукционным процессом без высоких затрат и при имеющихся инструментах (техника, средства химизации, сорта и т. д.) возможно кратно поднять эффективность использования энергетических, материально-технических, биологических и финансовых ресурсов.

    Уже видны его ключевые направления развития: биотехнология, основанная на достижениях генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта и глобальных информационных сетей. Так, совместно с институтами РАН получены устойчивые к гербицидам формы пшеницы, клоновые подвои яблонь и груш, земляника с повышенной устойчивостью к серой гнили. Созданы отечественные приборы для качественного и количественного анализа ДНК и РНК, которые по тест-системам не уступают зарубежным, а по отдельным параметрам превышают их .

    Научными учреждениями Россельхозакаде-мии активно ведутся биотехнологические исследования в области животноводства и птицеводства. Получены и изучаются семь типов трансгенных сельскохозяйственных животных. Впервые получены трансгенные куры. В области клеточной инженерии разработаны методики оплодотворения яйцеклеток КРС in vitro, позволяющие получить эмбрионы для трансплантации. Разработаны методы молекулярного мониторинга генома, позволяющие существенно повышать эффективность селекции в животноводстве. Завершен цикл работ по использованию биотической микрофлоры для ликвидации дефицита лизина в организме животных.

    Начальный этап модернизации земледелия может быть обеспечен агротехнологиями, разработанными в зональных НИИ и сельскохозяйственных вузах, использованием опыта передовых

    хозяйств. Эти технологии представлены категориями нормальных, интенсивных и в определенной мере высокоинтенсивных (точных). Они определяются сортами (соответственно толерантными, пластичными и интенсивными), природноресурсным потенциалом (условиями климата, почв, рельефа и др.), производственно-ресурсным потенциалом (обеспеченность производственными ресурсами, профессиональным уровнем товаропроизводителей), хозяйственными укладами.

    Технологии связаны в единую систему управления агроландшафтом через севообороты, системы обработки почвы, удобрения и защиты растений, т. е. являются составной частью адаптивно-ландшафтных систем земледелия, однако они имеют индивидуальное значение, определяемое особенностями сорта, поскольку каждому его типу соответствует определенная система управления продукционным процессом и структурная модель агроценоза.

    От правильного выбора уровня интенсификации сильно зависит эффективность агротехнологий. Интенсивные и высокие агротехнологии возможны в благоприятных условиях климата и почвенного плодородия. С ухудшением этих условий они становятся более затратными. Для них применяются сорта с высоким генетическим потенциалом, способные использовать большое количество питательных веществ. Такие технологии проектируются на однородных в экологическом отношении полях или чаще всего на производственных участках полей.

    Задача состоит в том, чтобы помочь науке реализовать свой потенциал, коммерциализировать разработки, обеспечить их массовое продвижение. Однако для этого должны быть созданы соответствующие условия. В то же время отношение расходов государства на науку к ВВП составляет всего 0,29 %. А учитывая низкую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, перспективы модернизации остаются как минимум сложными.

    Еще раз подчеркнем, что ключевой для модернизации АПК является задача оснащения хозяйств современной техникой, доля которой пока не превышает 20-30 %, а по некоторым видам техники она еще меньше. В первую очередь это касается тракторов и зерноуборочных комбайнов. Насыщать свое сельское хозяйство только зарубежной техникой из-за высокой интеллектуальной ренты экономически нецелесообразно, да и вряд ли возможно. Поэтому у нас один путь -развивать российское сельхозмашиностроение на современном мировом уровне.

    Главным требованием переоснащения аграрной отрасли является не столько количественная компенсация убытия машин и сельскохозяйственного оборудования, сколько внедрение новой современной техники, прогрессивных энергосберегающих технологий, высокоэффективное использование материальных и энергетических ресурсов.

    Проблема энергоэффективности сельского хозяйства очень актуальна. Эта проблема выделена Президентом России в качестве приоритетной. Переход сельского хозяйства на инновационный тип развития сдерживается прежде всего его низкой энергообеспеченностью. Сейчас на 100 га посевной площади имеется 128 л.с. вместо технологически необходимых 350 л.с. Поэтому сельхозпроизводителю нужны машины повышенной энергонасыщенности - тракторы мощностью 300500 л.с., комбайны мощностью 300-350 л.с., многофункциональные агрегаты, не уступающие зарубежным аналогам по технической надежности, т. е. по наработке на отказ не менее 800-1000 часов вместо нынешних 200-250 ч .

    Так что без машин нового технологического поколения - высоконадежных, производительных, трудосберегающих - отечественному сельхозмашиностроению трудно конкурировать с зарубежными фирмами.

    Для решения проблемы машинно-технологического развития сельского хозяйства, наряду с модернизацией производственной базы сельхозмашиностроения, чрезвычайно важно сформировать инженерно-техническую сферу услуг на селе. Это даст возможность обеспечить полную техническую готовность агрегатов, которая пока не превышает 70-80 % от общего количества техники .

    В настоящее время инженерно-техническое обеспечение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей России не отвечает современным требованиям и стало сдерживающим фактором дальнейшего роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее качества, производительности труда и инновационного развития отрасли. Данная проблема все более обостряется в связи с поступлением в агропромышленный комплекс сложной и дорогостоящей импортной техники, для которой во многих хозяйствах нет технологических условий обеспечения ее высокопроизводительной эксплуатации, а в ремонтных предприятиях - выполнения технического сервиса и ремонта.

    В последнее время за счет роста импортных поставок происходит активное вытеснение рос-

    сийской сельхозтехники - доля импорта в объеме продаж тракторов в целом по стране составляет более 45 %. В настоящее время тенденция роста доли импортируемой техники сохраняется. При этом наблюдается ускоренное выбытие отечественной сельхозтехники - выбытие опережает поступление в 2,3-5 раз, в зависимости от региона. В таких условиях ремонтно-технологические и обслуживающие предприятия должны осуществить комплексную технологическую модернизацию - это поможет осуществить необходимый переход на новый технологический уровень, обеспечивающий 100 % качество и послеремонтный ресурс дорогостоящей и технически сложной современной сельскохозяйственной техники.

    Необходим ряд технологических участков, обеспечивающих высокоресурсный ремонт сложных узлов и агрегатов отечественной и зарубежной техники на современном технологическом уровне. Ремонтный центр должен быть оснащен новейшим ремонтно-технологическим оборудованием зарубежного и российского производства, в технологическом процессе должны использоваться наиболее надежные решения, позволяющие производить ремонт любых сложных агрегатов отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники.

    Такой ремонтный центр может стать основой системного подхода к обеспечению высокой работоспособности, высокого уровня технической готовности техники и ресурсосбережения на региональном уровне.

    Техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса России предполагает наличие высококвалифицированных кадров. Недостаточный уровень развития человеческого капитала в АПК особенно наглядно проявляется в несоответствии качества и структуры кадрового потенциала инновационным потребностям:

    Наряду с развитием техники и технологий, необходимы существенные изменения в направленности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (для работы на 1000 га зерновых при современных технике и технологии достаточно всего двух, но высококвалифицированных работников; при беспривязном содержании коров один квалифицированный работник может обслуживать не менее 60 голов и т. п.);

    Сельские кадры стареют, усиливается дефицит специалистов (менее 40 % хозяйств обеспечены высококвалифицированными агрономами,

    зооинженерами, механиками и экономистами с высшим образованием);

    Не развита институциональная среда инновационного развития агропромышленного комплекса, что, например, проявляется в отсталости консультационных и научно-внедренческих институтов. В то время как один высококвалифицированный консультант вполне может заменить по своей результативности труд соответствующих специалистов 10-12 средних хозяйств .

    Технологическое и техническое перевооружение отрасли потребует особенно на начальных ее этапах реализации активного участия государства, его бюджетов и нормативно-регулирующих органов в стимулировании процессов модернизации. Совместно с бизнесом государству в приоритетном порядке необходимо будет построить эффективную систему инновационного развития сельского хозяйства, стимулировать участие аграрной науки и образовательной системы в этом процессе, модернизировать отечественное сельхозмашиностроение и инженерно-технологическую инфраструктуру.

    Руководство государства уделяет внимание развитию АПК, обобщен лучший отечественный и зарубежный опыт, приняты приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и пятилетняя госпрограмма развития сельского хозяйства, в том числе и в плане машинно-технологической модернизации. Налажено производство ряда образцов современной техники.

    В планы по поддержке отечественного сельхозмашиностроения также входят меры по направлению бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, исключительно на закупку отечественной техники, предоставлению госсредств для развития агролизинговых услуг, а также увеличению ввозных таможенных пошлин на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику.

    Модернизация сельского хозяйства не может осуществляться на базе преимущественно зарубежной техники и технологий, они обходятся значительно дороже за счет интеллектуальной ренты. Российская аграрная наука накопила немало практических решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Теперь необходимо создать условия для широкомасштабного перехода на новые технологии, и институты гражданского общества должны внести свой вклад в разработку такого комплекса мер, который позволит нашему сельскому хозяй-

    ству стать высокотехнологичным, рентабельным и конкурентоспособным.

    Литература

    1. Бессонов В. А. Трансформационный спад и структурные изменения в российском АПК // Научные труды. М., 2011. № 30.

    2. Каблов Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4.

    3. Мамонтов В.Д. К вопросу о необходимости технического перевооружения промышленных предприятий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

    4. Саяпин А. В., Козодаева О. Н. Состояние и перспективы развития крестьянско-фермерских хозяйств в регионе: производственные и финансово-инвестиционные аспекты // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 5.

    5. Саяпин А.В., Кожевникова Т.М., Бельченко О.А. Прошлое и настоящее аграрной экономики Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.

    6. URL: http://www.agronews.ru

    7. URL: http://www.vniitsh.ru

    PROBLEMS OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA

    A. A. Burmistrova, N. K. Rodionova, I. S. Kondrashova

    In article the basic problems of technical and technological reequipment of agriculture are considered. The basic approaches to the decision of this problem are presented. Special value is given to necessity of creation of conditions for large-scale transition to new technologies.

    Key words: agro-industrial complex, technological modernization, machine-technological development.

    К 2024 году экспорт, согласно нацпроекту "Экспорт продукции АПК", должен увеличиться до 45 миллиардов рублей, то есть почти вдвое по сравнению с текущими показателями.

    Учитывая это, минсельхоз предложил обновить программу развития сельского хозяйства, продлив ее до 2025 года. Общий объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета с 2013 по 2025 год составит 3,42 триллиона рублей, еще 477 миллиардов - из региональных бюджетов и 300 миллиардов - из внебюджетных источников.

    Особое внимание в документах уделено технической модернизации отрасли. Ведь до недавнего времени степень износа оборудования в АПК оценивалась на уровне 70 процентов, а потребность в оборудовании удовлетворялась не более чем наполовину. Чтобы ускорить процесс, будет обновлена и госпрограмма "Техническая модернизация АПК", субсидирующая производителей сельскохозяйственной техники. Объем перечисленных средств по ней составил с 2013 по 2018 год свыше 44 миллиардов рублей. Это позволило поставить сельскохозяйственным товаропроизводителям более 27 тысяч единиц сельскохозяйственной техники.

    Теперь программу также продлят до 2025 года. В ее рамках коэффициент обновления тракторов в сельхозорганизациях в 2020 году должен составить 2,9 процента, зерноуборочных комбайнов - 4,7, кормоуборочных комбайнов - 4,3 процента.

    В целом же темпы замены оборудования можно и увеличить, полагают некоторые эксперты.

    Сейчас доля импортной техники, несмотря на ее более высокую цену и сложный сервис, превышает 65 процентов, за последний год доля российской техники выросла только на 3,7 процента. Для решения этой задачи, в рамках прогноза минсельхоза, будут приниматься меры поддержки отечественного сельхозмашиностроения. Планируется, что объем продаж тракторов к 2021 году достигнет 12,5 тысячи, к 2025 году - 13,4 тысячи, к 2030 году - 14 тысяч единиц техники. Соответственно, рынок зерноуборочных комбайнов достигнет 7100, 7600 и 8100 единиц, - комментирует первый замруководителя фракции ЕР в Госдуме Виктор Кидяев.

    Темпы замены устаревшего оборудования, по мнению экспертного сообщества, можно и нужно увеличить

    Обновленную госпрограмму минсельхоз планирует внести в правительство до конца года. При этом, отмечается в документе, в случае выделения дополнительных средств на государственную поддержку инвестиционной деятельности и техническую модернизацию, планируется также докапитализировать Россельхозбанк и Росагролизинг.

    Напомним, что ранее о необходимости докапитализации Росагролизинга уже говорили Алексей Лавриненко, зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам, а также Михаил Щетинин, представитель Алтайского края в Совете федерации, предложивший выделить организации, обеспечивающей модернизацию хозяйств в регионах страны, 30 миллиардов рублей в текущем году.

    Как утверждают эксперты, результаты не заставят себя ждать. Например, в этом году Удмуртия возобновила участие в программе обновления парка сельхозтехники, которую реализует "Росагролизинг". Получателями техники по системе федерального лизинга стали 12 сельхозпредприятий Удмуртии. В общей сложности по программе "Росагролизинга" машинно-тракторный парк АПК региона в текущем году обновится на 13 единиц техники отечественного производства. Особая гордость "Росагролизинга" - результаты работы в Саратовской области, где за счет поставки техники ООО "Родина", несмотря на ежегодную засуху, за 6 лет смогло в 50 раз увеличить объемы производства зерна.

    А в Предгорном районе Ставропольского края возводится молочно-товарный комплекс - "Агрофирма "Село Ворошилова" планирует построить комплекс с доильным залом по типу "карусель" на 2,7 тысячи голов дойного стада. По словам главы регионального минсельхоза Алексея Руденко, новый молочно-товарный комплекс позволит увеличить производство высококачественного молока в сельхозорганизациях до 20 процентов.

    В Ленобласти в прошлом году ряд компаний также решили увеличить объемы производства сырого молока за счет увеличения поголовья и модернизации производств. За 1 миллиард рублей планируется решить проблему нехватки сырья для молочной промышленности в регионе. Сырое молоко здесь дороже, чем в других регионах.

    Кроме того, пять инвесторов региона задумались о создании на территории Ленобласти заводов по производству сыров общей стоимостью 2 миллиарда рублей. Сейчас эта ниша в регионе практически не занята. Причем, как полагают региональные чиновники, инвесторы смогут рассчитывать на компенсацию прямых понесенных затрат за счет средств регионального бюджета.

    Благодаря новой технике, хозяйство в Саратовской области за 6 лет увеличило объемы производства в 50 раз

    В целом же, согласно данным рейтинга инвестиционной активности регионов за сентябрь 2018 года, первое место по инвестициям в АПК (26 процентов всего объема) заняла Липецкая область. Завод сухих дрожжей Angel Yeast планируется к запуску в октябре - ноябре 2018 года. Angel Yeast будет выпускать кормовые, пищевые и спиртовые инстантные дрожжи, а также сырье для производства лекарств. На финальную стадии проектирования - завод "ЗГПК "КорнБиоТех" по глубокой переработке кукурузы в селе Казаки Елецкого района Липецкой области. Компания будет специализироваться на глубокой переработке кукурузы и производстве кукурузного крахмала, основы для изготовления масла, глютена, ингредиентов и готового корма для животных и птиц. Кроме того, агрофирма "Овощи Черноземья" получила от Россельхозбанка кредит в размере 1,7 миллиарда рублей на строительство второй очереди тепличного комплекса в Усманском районе области.

    На втором месте - Приморский край с 18 процентами инвестиций в АПК. Здесь дан старт производству "Русагро" в ТОР "Михайловский" Приморского края. Это самый крупный проект в России по строительству свинокомплексов мощностью 82 тысячи тонн, производства комбикорма и комплекса мясопереработки. Первая продукция появится в начале 2019 года, а выйти на полную мощность предприятие планирует в 2020 году.

    Кроме того, администрация края, АО "Россельхозбанк" и ООО "НК Лотос" заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве в реализации масштабного инвестиционного проекта по созданию тепличного хозяйства стоимостью около 3 миллиардов рублей. А в ТОР "Надеждинская" создадут производство биотехнологических кормов. Компания намерена производить биотехнологические кормовые белки, аминокислоты, витамины, ферменты и продукты на их основе для развития кормовой базы региона.

    29 мая состоялось заседание экспертного Совета Госдумы по законодательному обеспечению сельскохозяйственного, пищевого и специализированного машиностроения, в ходе которого с докладом о состоянии энерговооруженности сельского хозяйства и мерах поддержки сельхозмашиностроения выступил первый заместитель Министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. В мероприятии приняли участие Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, руководство ассоциации «Росспецмаш», представители Минпромторга России.

    Для решения вопросов технической модернизации с 2013 года в Госпрограмму развития АПК введена мера прямой поддержки отрасли сельхозмашиностроения – субсидии производителям техники. Она сыграла серьезную роль, однако не смогла радикально переломить ситуацию с дефицитом сельхозтехники. Так, на сегодняшний день у аграриев имеется 428 тыс. тракторов, 125 тыс. зерноуборочных и 17 тыс. кормоуборочных комбайнов, что как минимум на 25% меньше необходимого для проведения сезонных полевых работ в оптимальные агротехнологические сроки, заявил Джамбулат Хатуов.

    В настоящее время, по мнению Минсельхоза, наиболее эффективным инструментом господдержки технической модернизации АПК является льготный лизинг. По результатам анализа, проведенного ведомством совместно с Минпромторгом, при сохранении существующих мер поддержки по Постановлению Правительства № 1432, ежегодная потребность в субсидиях с 2019 по 2025 год может увеличиться с 19,6 млрд рублей до 38,9 млрд рублей.

    В связи с этим, в целях повышения эффективности использования федеральных бюджетных средств и опираясь на мировой опыт, Минсельхоз считает необходимым определить лизинговые поставки сельхозтехники и оборудования в качестве приоритетной меры господдержки. Данный механизм предлагается включить в паспорт проекта «Техническая модернизация АПК» и начать его реализацию не позднее 2020 года.

    «Новый лизинговый продукт будет представлять из себя беспроцентную рассрочку сроком на 5 лет при оплате аванса в размере 20%. При таких условиях обновить парк техники смогут в том числе даже малые фермерские хозяйства, которым не удавалось это сделать даже при наличии скидки», –отметил Джамбулат Хатуов.

    Это преимущество позволяет аграриям не выводить из оборота средства, а направить их на дальнейшее развитие бизнеса, что дает возможность в том числе обновить в 4 раза больше условных единиц техники при равных затратах. При этом акцент в господдержке будет смещен в сторону стимулирования платежеспособного спроса, а не производства.

    «Заявленная регионами потребность в приобретении техники на условиях льготного лизинга в ближайшие 3 года составляет 33,8 тыс. единиц на 139 млрд рублей. Это говорит о востребованности предлагаемого механизма поддержки», – подчеркнул Джамбулат Хатуов.

    По словам первого замминистра, при ежегодном государственном софинансировании в размере 8 млрд рублей лизинговые компании смогут поставить за 3 года 29,3 тыс. машин, удовлетворив потребности регионов на 86%. При этом российские машиностроители смогут более эффективно планировать производственные процессы, а в лизинг будет передаваться только современная отечественная техника, либо не имеющая в стране аналогов. Кроме того, предлагается увеличить номенклатурную линейку лизинга за счет расширения типов поставляемого оборудования, что позволит аграриям приобретать именно ту технику, которая им действительно нужна.

    По мнению Минсельхоза, для достижения целевых ориентиров также необходимо совершенствование механизма льготного кредитования на приобретение новой техники. Ведомство предлагает увеличить его срок с 5 до 8-12 лет, что позволит выстроить более удобный график погашения задолженности по кредиту и уменьшить текущие расходы заемщиков.

    Преимущества поставок сельхозтехники при помощи льготного лизинга в своем выступлении также отметил Владимир Кашин. По словам парламентария, благодаря доступности предлагаемого механизма аграрии получат возможность кратно увеличить свою оснащенность современными машинами.

    В ПРИРОДНЫХ условиях республики при применении современных технологий можно получать высокие результаты в земледелии и животноводстве. Однако большинство регионов и сельскохозяйственных предприятий пока работают значительно ниже своих возможностей, что объясняется несовершенством их организационных структур и реализуемых технологий производства. И хуже всего положение с экономикой агропромышленного комплекса. Сформированные на этапе возрождения белорусского села механизмы хозяйствования обеспечили существенный рост валовой продукции АПК, но оказались недостаточно эффективными для решения актуальнейшей проблемы - укрепления экономики сельхозорганизаций. Дефицит финансовых средств ныне стал главным препятствием полномасштабной реализации производственных программ отрасли, следовательно, и дальнейшего ее развития.

    Имеются ли в республике реальные возможности существенно укрепить аграрную экономику? Однозначно - ДА. Проводимая в стране государственная политика позволила создать крепкую основу для достижения этой цели.

    Созданы высокопродуктивные отечественные сорта сельскохозяйственных культур, налажено их семеноводство, разработаны технологии возделывания применительно к любым почвенным условиям.

    Изучены и апробированы технологии ведения интенсивного животноводства высокопродуктивных пород молочного скота, ведется строительство новых и реконструкция существующих молочно-товарных ферм с установкой в них технических средств мирового уровня качества и применением современных технологий.

    Укрепляется сельскохозяйственное машиностроение, производящее самую сложную технику для села, что в полной мере позволяет переоснастить земледелие новейшими техническими средствами, которые не уступают зарубежным аналогам. Нельзя обвинить в отсутствии трудолюбия и белорусского крестьянина.

    Чего же нам недостает? В первую очередь понимания ситуации сегодняшнего дня , когда агропромышленный комплекс республики становится субъектом мирового продовольственного рынка со всеми вытекающими отсюда последствиями. И главное: без своевременного принятия должных мер в связи с вхождением республики в Таможенный союз, а через него фактически и в ВТО, уже в краткосрочной перспективе ситуация неизбежно усложнится.

    В перспективе Россия будет обязана продавать нам энергоресурсы по мировым ценам, а это существенно повысит затратность аграрного производства, резко ухудшит базу экономического роста. Кроме того, через Россию на белорусский рынок будет неограниченно поступать продовольствие европейских и других стран по ценам, на фоне которых отечественная сельскохозяйственная продукция может потерять конкурентоспособность. Импортный таможенный тариф перестанет играть роль основного механизма защиты отечественного рынка.

    Вхождение Беларуси в Единое экономическое пространство предопределяет необходимость координации механизмов хозяйствования в АПК, в первую очередь однозначности в уровне и направленности государственной поддержки сельхозпроизводителей.

    ПРОЦЕСС сокращения субсидирования государством производственных расходов в АПК будет нелегким, поскольку вследствие высокой и разносторонней государственной поддержки в последние годы у сельхозпроизводителей республики сформировался преимущественно иждивенческий менталитет по отношению к бюджету государства, вопросы же собственной аграрной экономики ушли на второй план. Поэтому альтернативы интенсификации производства конкурентоспособной на рынках продукции, преимущественно на основе грамотного и высокоэффективного использования внутренних резервов, заметного роста на этой основе рентабельности у отечественного АПК нет. Уже в течение ближайших 2-3 лет требуется существенно перестроить аграрную отрасль, подготовить ее к эффективному функционированию в условиях единого европейского и мирового продовольственного рынка. Отсюда важнейшая задача сельхозпроизводителей - за 2-3 года сделать то, что ранее не сделали за десятки лет, - научиться работать на принципах самофинансирования в условиях новых механизмов государственной поддержки. Решить ее непросто, но возможно посредством полномасштабной модернизации всех сфер производства аграрной отрасли , на этой основе добиться существенного повышения эффективности использования природных ресурсов, укрепления инфраструктуры агропромышленного комплекса, дальнейшего поэтапного реформирования его посредством совершенствования организации производства, активного внедрения технических и технологических инноваций.

    Комплексный характер мер, направленных на повышение экономической эффективности сельскохозяйственных организаций, требует на нынешнем этапе корректировки практически всех направлений деятельности АПК. Важнейшие из них, что составляют целостную систему организационно-технологических мероприятий, подлежащую безусловной реализации, рассмотрены на совещании в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия с участием главы государства и поддержаны им. Главная их сущность - глубокая модернизация сельскохозяйственного производства, предусматривающая выход в недалекой перспективе на 60 тысяч долларов на одного работающего. Это и необходимо реализовать нам сообща. Что же для этого предстоит сделать?

    1. Не может работать экономика отрасли, если оценка ее кадрового состава будет проводиться лишь на основе производственных показателей. Это нацеливает на достижение результата любой ценой, не побуждает сельхозпроизводителей к использованию экономически целесообразных механизмов хозяйствования, повышающих экономическую устойчивость предприятий. Как результат, по итогам производственной деятельности сельскохозяйственных организаций и регионов между уровнем полученной валовой продукции и показателями экономической эффективности хозяйствования нет прямой связи. Наоборот, можно привести примеры, когда лучшие по результатам производственной деятельности регионы имеют низкие экономические показатели. Так, в 2011 году Минская область по производству основных видов продукции в расчете на 1 балло-гектар сельскохозяйственных угодий занимала первое место в республике, а по чистой прибыли оказалась ниже среднего показателя (таблица 1) .

    Производство основных видов продукции и чистая прибыль на 1 балло-гектар сельскохозяйственных угодий за 2011 год

    Области

    Производство основных видов продукции в расчете на 1 балло-гектар, кг

    Чистой прибыли на 1 балло-гектар (система Минсельхозпрода), тыс.руб.

    Зерна

    Молока

    Выращивание скота и птицы (в живом весе)

    Брестская

    Витебская

    Гомельская

    Гродненская

    Могилевская

    По республике

    Поэтому в качестве основного критерия оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов предлагается ввести объективный экономический показатель - прибыль в расчете на 1 балло-гектар кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий с корректировкой на объективные условия ее формирования (например, присоединение убыточных хозяйств). Это позволит создать механизм экономической оценки результатов хозяйствования на земле, ориентирующий сельхозпроизводителей на укрепление экономики, побуждающий наращивать производство сельскохозяйственной продукции исключительно на инновационной основе посредством использования рекомендуемых наукой и передовой практикой наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов.

    2. Следует четко представлять, что экономические механизмы хозяйствования и ставка на прибыль в сельскохозяйственных организациях могут успешно работать в том случае, если их руководители будут лично заинтересованы в этих процессах. Существующий ныне механизм оплаты труда несколько громоздкий и сложный, не всегда доступный и понятный простому работнику, да и отдельным руководителям. Главное, что он не стимулирует ни руководителей, ни трудовые коллективы предприятий на достижение высоких экономических показателей.

    Поэтому с целью совершенствования системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях, реализации потенциала личной заинтересованности работников в финансовых результатах Минсельхозпрод совместно с Национальной академией наук в ближайшее время разработают соответствующее Положение, которое будет представлено для утверждения Правительству. Полагаю, что оно должно предусматривать создание экономико-правовой среды, в которой бы не только руководитель, но и каждый работник мог на законной основе высокопрофессиональным трудом обеспечить себе достойный уровень материального благополучия. В этих целях представляется целесообразным должностной оклад руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций рассчитывать на основе объема реализованной продукции с учетом объективных условий хозяйствования, прежде всего кадастровой оценки сельхозугодий. Помимо ежемесячного оклада дать право руководителям сельхозпредприятий по итогам года распределять в нормативном порядке часть полученной прибыли в виде бонусов, которые должны быть достаточно высокими. Для вновь избранных руководителей убыточных хозяйств исходить из уменьшения убытка за проработанный год.

    Безусловно, к экономическим результатам труда на каждом производственном участке, а еще лучше на индивидуальном уровне, должна быть привязана заработная плата и трудового коллектива. Этого следует достичь через внедрение жестких механизмов коммерческого хозяйственного расчета, без которого ныне нельзя рассуждать о существенном укреплении экономики сельскохозяйственных организаций. Уже сегодня нужно ставить задачу на основе резкого увеличения экономической эффективности работы сельскохозяйственных организаций выйти на этапе завершения Программы устойчивого развития села на среднемесячную заработную плату в аграрной отрасли в 500 долларов, а в перспективе видеть целью 1000 долларов США.

    Определенным резервом в формировании фонда заработной платы является давно назревшее сокращение численности управленческого аппарата в организациях с учетом нынешнего потенциала информационных систем и посредством совершенствования организации производства. Минсельхозпроду совместно с Национальной академией наук предстоит выработать нормативы по этой позиции.

    3. Необходимо оптимизировать структуру производства , углубить специализацию отрасли с учетом почвенно-климатических условий регионов и реальным приданием приоритета животноводству. На его долю приходится около 60 процентов стоимости всей произведенной сельскохозяйственными организациями продукции, 79 процентов выручки от реализации продукции и более 90 процентов экспорта продовольствия.

    Дальнейшее развитие должны получить свиноводство и птицеводство. При этом с учетом конъюнктуры мирового рынка на свинину, перспективы резкого увеличения ее производства в России, главном потребителе нашего экспорта на эту продукцию, полагаю нецелесообразным разворачивать строительство новых свиноводческих комплексов. Предстоит существенно реконструировать имеющиеся, оснастить их современным энергосберегающим оборудованием, ресурсосберегающими технологиями выращивания и автоматизированными системами управления производственными процессами. Это будет способствовать увеличению объемов производства свинины с технологией, обеспечивающей суточную продуктивность на выращивании и откорме 650-700 граммов при затратах кормов 3,0-3,2 центнера кормовых единиц.

    Аналогичная ситуация складывается в птицеводстве. В 2020 году предприятия отрасли должны произвести 625 тысяч тонн мяса птицы в живой массе и увеличить его экспорт до 150 тысяч тонн. Среднесуточный прирост бройлеров должен составить 65 граммов, или на 30 процентов больше, чем получено в 2010 году. Затраты кормов на производство одного центнера привеса бройлеров должны снизиться до 1,6 центнера, или на 20 процентов к 2011-му.

    С УЧЕТОМ существенного преимущества в почвенно-климатической зоне республики, потенциала травяных ресурсов перед зерновыми культурами и перспектив развития мировых продовольственных рынков первостепенная роль должна быть придана развитию молочного и мясного скотоводства. Главным критерием будет значительное увеличение плотности скота. К 2020 году необходимо довести поголовье КРС до 100, а коров до 30 голов в расчете на 100 гектаров сельхозугодий, продуктивность дойного стада в среднем по республике должна составить не менее 6500 килограммов, привес КРС на откорме - до 1 килограмма. Для сравнения отмечу, что в 2011 году плотность КРС в республике была 52 головы, коров - 17 голов. Удой от коровы составлял 4522 килограмма, среднесуточный привес КРС - 606 граммов (таблица 2) .

    Планируемое поголовье коров молочных пород в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь в 2015--2020 годах

    Области

    2015 год

    2016 год

    2017 год

    2018 год

    2019 год

    2020 год

    тыс. голов

    проц. к 2014 г.

    тыс. голов

    проц. к 2015 г.

    тыс. голов

    проц. к 2016 г.

    тыс. голов

    проц. к 2017 г.

    тыс. голов

    проц. к 2018 г.

    тыс. голов

    проц. к 2019 г.

    Брестская

    Витебская

    Гомельская

    Гродненская

    Могилевская

    По республике

    Но у нас многие хозяйства имеют высокую плотность скота, однако не получают продукцию, с чем и предстоит разобраться.

    4. Повышение молочной и мясной продуктивности скота требует пересмотра структуры кормопроизводства. Вспомним, в 2010 году республика надоила молока от коровы меньше, чем в 2009-м. В 2011-м - меньше, чем в 2010 году. Нынче при некоторой положительной тенденции она обеспечит лишь половину намечавшейся прибавки надоев молока от коровы. И это при том, что все последние годы не было существенных проблем с кормами, а в Гомельской области производство силоса существенно превышало потребность. Так в чем дело? С чем мы придем к завершению в 2015 году Программы устойчивого развития села?

    К сожалению, будучи не связанным с экономическими показателями, производство республики избрало наиболее затратный и наиболее вредный для здоровья животных из всех возможных тип кормления как молочного, так и мясного скота - силосно-концентратный.

    Несовершенство кормопроизводства является главной причиной короткого периода продуктивного использования коровы. В частных дворах в годы нашей молодости корова, кормившаяся в основном сеном и измельченной соломой, содержалась не менее 10 лет, практически «не общаясь» с ветеринаром. Длительный период ее репродуктивной жизни предопределен и физиологией: генетически максимума своей продуктивности корова достигает с рождением шестого теленка. В настоящее же время на новых фермах корова эксплуатируется 2-3 года, причем в последний год ее жизни чаще это неполноценное животное с парализованными ногами. За год по республике выбывает более 400 тысяч коров и около 170 тысяч телок, или 570 тысяч маточного стада. Вырезается поголовье коров двух областей, и в основном самого продуктивного возраста.

    Сложилась парадоксальная ситуация в воспроизводстве скота. При вполне достаточном обеспечении кормами (в кормовых единицах) в 2011 году 232 тысячи коров не приходили в охоту для осеменения в нормативный срок, 145 тысяч осеменялись три и более раз. За последние три года выход родившихся живыми телят в расчете на 100 коров снизился с 84 до 79 голов. В прошлом году сдано на мясокомбинаты почти 25 тысяч стельных коров.

    Проведенный Белорусским государственным ветеринарным центром по республике анализ биохимических показателей крови коров с молочной продуктивностью выше 6500 килограммов показал, что среди них практически нет здоровых животных.

    Помимо недобора продукции, сложившаяся система кормления скота ведет к трудностям с обновлением дойного стада. Нынешнего уровня воспроизводства молодняка КРС при крайне малой продолжительности продуктивного долголетия коров уже недостаточно для восстановления поголовья и заполнения новых и реконструируемых молочно-товарных ферм. Импорт же телочек - высокозатратное мероприятие. Как при таких методах ведения молочной отрасли можно решать проблемы «большого молока»? И чему учит мировой опыт?

    В 1970 ГОДУ средний надой молока от коровы в США составлял 4300 килограммов. И десять лет, до 1980 года, он сохранялся на таком же уровне (4300-4500 килограммов). В этот период в рационах кормления кукурузный силос занимал 70 процентов в объемистых кормах, как ныне у наших средних по молочной продуктивности коров хозяйствах. Сложившееся в молочном производстве положение заставило американских фермеров пересмотреть свои позиции в кормопроизводстве, резко повысить роль люцерны в кормлении скота. В результате надой молока от коровы в среднем по стране уже к 1985 году возрос до 5911 килограммов, к 1990-му - до 6643, а в 1999 году превысил 8000 килограммов. При установившемся соотношении кукурузного силоса и люцернового сенажа 1:1 в сухом веществе рациона ныне продуктивность коров в США находится на уровне 9300 килограммов. Чем не пример для заимствования этого опыта в нашей республике?

    Не менее американского поучителен опыт Ленинградской области, о котором рассказала 31 мая текущего года «Белорусская нива».

    Понимаю, что не совсем скромно, но ради пользы дела приведу собственный опыт. Молочное стадо сельскохозяйственного филиала «Правда-Агро» агрокомбината «Дзержинский» Дзержинского района в 2008 году, базируясь на кукурузном силосе, имело надой молока от коровы 4988 килограммов. В 2009 году 20 процентов в структуре травяных кормов составил сенаж из бобовых трав, надой молока вырос до 6280 килограммов. В 2010-м сенаж занимал 30 процентов в структуре травяных кормов - надой составил 6632 килограмма, в 2011 году, соответственно, 40 процентов и 7757 килограммов, хотя в целом по республике в эти годы продуктивность коров снижалась. За год 1200 гектаров кукурузы заменено на люцерну. В текущем году коровы получают в структуре травяных кормов 50 процентов кукурузного силоса и 50 процентов люцернового сенажа. По вполне реальному прогнозу за год продуктивность коров достигнет 8100 килограммов.

    Интересные результаты на районном уровне приведены в таблице 3 . Здесь в 2010 году все районы, кроме Клецкого, получившие надой молока от коровы свыше 6 тысяч килограммов, имели примерно равное соотношение объемов производства зеленой массы многолетних трав и кукурузы. Клецкий район взял ориентир на кукурузу, и посмотрите, чем это закончилось. Себестоимость молока и мяса здесь наибольшая, скотоводство в целом вместо прибыли принесло огромный убыток. В группе районов, получивших надой молока менее 3500 килограммов, явное преимущество в кормопроизводстве имеет кукуруза, но выделяется Поставский. Здесь вдвое больше трав. Однако их эффективность оказалась низкой вследствие неудовлетворительного ботанического состава: бобовые в структуре посевов занимали лишь 28,4 процента. А силос из злаковых трав, да еще практически всегда убираемых с опозданием, ничем не лучше кукурузного.

    Информация продуктивности и эффективности животноводства по отдельным районам республики в 2010 году

    Районы

    Производство зеленой массы, тонн

    Удой молока от коровы, кг

    Себестоимость 1 тонны молока, тыс. рублей

    Прибыль/убыток (-) от реализации молока, млн. руб.

    многолетних трав

    кукурузы

    Районы, получившие надой молока от коровы более 6000 кг

    Несвижский

    Гродненский

    Берестовицкий

    Районы, получившие надой молока от коровы менее 3500 кг

    Докшицкий

    Россонский

    Шумилинский

    Краснопольский

    Поставский

    Климовичский

    Хотимский

    Ушачский

    Какие еще доказательства нужно приводить в пользу эффективности травосеяния? Вместо этого постоянно площадь посевов трав сокращается, а кукурузы возрастает, несмотря на отсутствие необходимых для этой культуры объемов органических и минеральных удобрений, технических средств для уборки. Чем больше высевается кукурузы на силос, тем ниже ее продуктивность. Особенно четко это просматривается на примере Гомельской области. При возделывании ее в 1986-1990 годах в разумных пределах область занимала первое место в республике по урожайности зеленой массы, а с увеличением посевной площади вдвое в среднем за 2009-2012 годы область оказалась последней по продуктивности этой культуры.

    Безусловно, кукурузный силос должен сохранить достойное место в системе кормопроизводства для скота, в свое время он спас эту отрасль от голода. Но ныне с этой культурой нужно грамотно работать, чтобы оптимизировать кормовое хозяйство республики с учетом нынешней ситуации, когда корову нужно кормить, чтобы получать от нее молоко. Но что даст кукурузный силос, приготовленный в конце октября, и даже в ноябре, из одревесневших стеблей?

    ЛУЧШИЕ , наиболее конкурентные в мире молочные продукты производятся на травяных кормах. Расчеты показывают, что при грамотной структуре травяных угодий на лугах и пашне, оптимизации технологии производства их зеленой массы в республике только в этой сфере можно получить около 17 миллионов тонн полноценных кормовых единиц, не требующих обогащения белком. Этого достаточно для производства 9 миллионов тонн дешевого молока и 900 тысяч тонн мяса КРС, если этот корм распределить в равной мере между двумя видами продукции. Полагаю, что с реальным включением экономических механизмов хозяйствования, а других путей ныне нет, этот потенциал будет задействован в полной мере. Люцерна, клевер, его смеси со злаками должны занять достойное место в травяном кормопроизводстве.

    5. Базис сельскохозяйственной деятельности - земля. Все упущения в земледельческой отрасли неизбежно отрицательно скажутся на животноводстве. В ней зарождается аграрная экономика. Однако в последние годы, и даже десятилетия, севооборотной системе земледелия уделялось крайне мало внимания, в результате размещение культур на пашне имеет случайный характер без учета их биологических требований. Не имеющая экономического обоснования структура посевных площадей привела к тому, что фактически исчезли хорошие предшественники для зерновых культур, в первую очередь озимых. Наихудшее положение сложилось в Витебской и Гомельской областях, где даже пшеницу приходится высевать после зерновых культур. Полагаю, что именно этот фактор является главной причиной наименьшей урожайности зерновых культур в обоих регионах. Так, по данным НПЦ по земледелию НАН Беларуси, при повторном посеве зерновых культур, а также при использовании в качестве предшественника для них злаковых многолетних трав урожайность озимой пшеницы снижается примерно на 40 процентов, тритикале - на 30 и озимой ржи - на 15 процентов. Поэтому оптимизация структуры посевной площади, восстановление на этой основе севооборотной системы - главный и безальтернативный резерв улучшения экономики растениеводства.

    ОСЕНЬЮ прошлого года Минсельхозпродом и НАН Беларуси была разработана программа совершенствования структуры посевных площадей под урожай 2012 года с учетом повышения экономической эффективности земледелия в целом и качественного улучшения кормовой базы для скота в частности. В окончательном варианте наработанные материалы вынесли на широкое производственное совещание в Смолевичах с участием Премьер-министра Михаила Мясниковича и с присутствием председателей всех обл- и райисполкомов. Всеми участниками совещания однозначно были одобрены предложения НАН Беларуси и Минсельхозпрода. Но практически поступили наоборот: посевы кукурузы увеличили, многолетних трав сократили. Беру на себя смелость утверждать, что больше такой самодеятельности не будет. Залог тому - одобрение наших подходов главой государства. К нему придется обращаться за помощью при игнорировании наших предложений, если не найдем взаимопонимания на региональном уровне.

    6. Совершенствование инфраструктуры животноводческой отрасли. В текущей пятилетке реализуется 16 отраслевых и региональных программ, в рамках которых осуществляется дальнейшая модернизация сельскохозяйственного производства. Наиболее важные и затратные объекты в скотоводстве. В период до 2015 года здесь намечается построить 711 молочно-товарных ферм.

    Обширной намечается программа обновления инфраструктуры отрасли на период 2016-2020 годы. В ней планируется строительство 933 животноводческих комплексов в молочном производстве и 115 комплексов по откорму КРС, направив для этих целей 123 триллиона рублей в нынешних ценах, из них не менее 30 процентов - собственные средства хозяйств.

    Помимо нового строительства, предстоит реконструировать к 2015 году практически все пригодные для внедрения современных технологий нынешние животноводческие помещения и комплексы.

    По действующим условиям облисполкомы совместно с райисполкомами самостоятельно формируют перечни производственных объектов, планируемых к модернизации. И, безусловно, они несут полную ответственность за их реализацию в установленные сроки и достижение запланированных программных параметров.

    Каждый проект на строительство новых молочно-товарных ферм должен иметь составной частью программу кормопроизводства, предусматривающую обеспечение скота полноценными кормами в объеме полной потребности и без привлечения дополнительного белкового сырья. Без реализации этой программы, разработанной на основе предложений аграрной науки, достичь желаемых успехов в скотоводстве не представится возможным.

    Отдельно стоит программа реконструкции молочно-товарных ферм в текущем году, где на сегодняшний день положение дел далеко от желаемого. О какой целенаправленной работе и концентрации сил можно говорить, если, выполняя поручение главы государства о реконструкции и модернизации в каждом хозяйстве 1 молочно-товарной фермы, в большинстве районов полгода не предпринимали никаких действенных мер. Какими бы ни были заверения Витебского облсельхозпрода, но в 2013 году на 123 фермах коровы будут доиться в ведра, а это позавчерашний день. Крайне низкие темпы работы в этом направлении в Гомельской области. Здесь только 24 октября утвержден перечень реконструируемых ферм и номенклатуры оборудования. А Витебская, Минская и Гродненская области до сих пор ставят вопросы о пересмотре номенклатуры заказываемого оборудования.

    7. Адресные мероприятия по укреплению экономики сельскохозяйственных организаций. Безусловно, дальнейшее развитие должны получить все субъекты хозяйствования агропромышленного комплекса, но механизм укрепления экономики в них должен определяться нынешним их состоянием. В конечном итоге предстоит по максимуму сократить разрыв между отстающими и успешно работающими организациями. Так, варьирование по производству зерна в расчете на 1 балло-гектар посева в 2011 году было в пределах 92,1-116,2 килограмма, в 2012-м - 91,4-136,4. По молоку, соответственно, в 2011 году 20,6-32,3 килограмма, за 9 месяцев текущего года - 16,7-26,9. В разрезе районов эта изменчивость существенно больше. Огромное различие имеет место по экономическим показателям работы хозяйств. По итогам первого полугодия текущего года 363 из них (29 процентов) сформировали 68 проц. всей выручки и 76 процентов прибыли, а 906 (71 процент) соответственно - 32 процента выручки и 24 процента прибыли. Следовательно, именно вторая группа хозяйств является главным резервом дальнейшего увеличения объемов производства и укрепления аграрной экономики. И работе с ней необходимо придать первостепенное значение, чтобы вывести их на уровень успешно работающих хозяйств.

    По нынешнему финансовому состоянию и масштабности предстоящих мероприятий в укреплении экономики сельскохозяйственные организации можно распределить на 3 группы по объемам выручки от реализации продукции: первая (высокий уровень) с выручкой свыше 15 миллиардов рублей, вторая (средний) - с выручкой 5-15 миллиардов и третья (низкий уровень) - до 5 миллиардов рублей.

    Хозяйства с высоким уровнем производства и эффективности, около 30 проц., могут ныне продолжать свое интенсивное развитие, ориентируясь на укрепление инфраструктуры и инновационные технологии, приближаясь к среднеевропейскому уровню эффективности сельскохозяйственного производства. Работа должна быть направлена на достижение к 2015 году выручки на одного работника 60 тысяч долларов, добавленной стоимости

    29 мая состоялось заседание экспертного Совета Госдумы по законодательному обеспечению сельскохозяйственного, пищевого и специализированного машиностроения, в ходе которого с докладом о состоянии энерговооруженности сельского хозяйства и мерах поддержки сельхозмашиностроения выступил первый заместитель Министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. В мероприятии приняли участие Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, руководство ассоциации «Росспецмаш», представители Минпромторга России.

    Для решения вопросов технической модернизации с 2013 года в Госпрограмму развития АПК введена мера прямой поддержки отрасли сельхозмашиностроения – субсидии производителям техники. Она сыграла серьезную роль, однако не смогла радикально переломить ситуацию с дефицитом сельхозтехники. Так, на сегодняшний день у аграриев имеется 428 тыс. тракторов, 125 тыс. зерноуборочных и 17 тыс. кормоуборочных комбайнов, что как минимум на 25% меньше необходимого для проведения сезонных полевых работ в оптимальные агротехнологические сроки, заявил Джамбулат Хатуов.

    В настоящее время, по мнению Минсельхоза, наиболее эффективным инструментом господдержки технической модернизации АПК является льготный лизинг. По результатам анализа, проведенного ведомством совместно с Минпромторгом, при сохранении существующих мер поддержки по Постановлению Правительства № 1432, ежегодная потребность в субсидиях с 2019 по 2025 год может увеличиться с 19,6 млрд рублей до 38,9 млрд рублей.

    В связи с этим, в целях повышения эффективности использования федеральных бюджетных средств и опираясь на мировой опыт, Минсельхоз считает необходимым определить лизинговые поставки сельхозтехники и оборудования в качестве приоритетной меры господдержки. Данный механизм предлагается включить в паспорт проекта «Техническая модернизация АПК» и начать его реализацию не позднее 2020 года.

    «Новый лизинговый продукт будет представлять из себя беспроцентную рассрочку сроком на 5 лет при оплате аванса в размере 20%. При таких условиях обновить парк техники смогут в том числе даже малые фермерские хозяйства, которым не удавалось это сделать даже при наличии скидки», –отметил Джамбулат Хатуов.

    Это преимущество позволяет аграриям не выводить из оборота средства, а направить их на дальнейшее развитие бизнеса, что дает возможность в том числе обновить в 4 раза больше условных единиц техники при равных затратах. При этом акцент в господдержке будет смещен в сторону стимулирования платежеспособного спроса, а не производства.

    «Заявленная регионами потребность в приобретении техники на условиях льготного лизинга в ближайшие 3 года составляет 33,8 тыс. единиц на 139 млрд рублей. Это говорит о востребованности предлагаемого механизма поддержки», – подчеркнул Джамбулат Хатуов.

    По словам первого замминистра, при ежегодном государственном софинансировании в размере 8 млрд рублей лизинговые компании смогут поставить за 3 года 29,3 тыс. машин, удовлетворив потребности регионов на 86%. При этом российские машиностроители смогут более эффективно планировать производственные процессы, а в лизинг будет передаваться только современная отечественная техника, либо не имеющая в стране аналогов. Кроме того, предлагается увеличить номенклатурную линейку лизинга за счет расширения типов поставляемого оборудования, что позволит аграриям приобретать именно ту технику, которая им действительно нужна.

    По мнению Минсельхоза, для достижения целевых ориентиров также необходимо совершенствование механизма льготного кредитования на приобретение новой техники. Ведомство предлагает увеличить его срок с 5 до 8-12 лет, что позволит выстроить более удобный график погашения задолженности по кредиту и уменьшить текущие расходы заемщиков.

    Преимущества поставок сельхозтехники при помощи льготного лизинга в своем выступлении также отметил Владимир Кашин. По словам парламентария, благодаря доступности предлагаемого механизма аграрии получат возможность кратно увеличить свою оснащенность современными машинами.