Об истоках ненависти и толерантности

Рассуждения о калининградских диаспорах навеянные дождём за пять минут до появления солнца.

Ненависть и толерантность, как мне думается, имеют одну и ту же причину. Толерантность реагирует на проникновение чужих культур в свою среду терпением и демонстрирует принятие иного мировоззрения, образа жизни и поведения. И происходит это не в силу цивилизованности принимающего общества и не в силу его ментального кода, а благодаря жёсткой политике государства. Государство же до определённой поры является заинтересованным лицом, предоставляя мигрантам зачастую лучшие условия, чем собственным гражданам.

Так было с евреями в Польше, тамплиерами во Франции или европейскими переселенцами в России. Так обстоят дела в Америке и Европе.

Ненависть ко всему чужому – это обратная сторона медали и, как правило, тоже провоцируется государством, когда ему это выгодно. Так было с евреями в Польше, тамплиерами во Франции или с русскими на всём пространстве бывшего СССР.

Но бывает и так, что чужая цивилизация, как незваный гость, приходит в твой дом и вскоре начинает угрожать самому существованию хозяев. И здесь ненависть начинает кипеть в гуще народа и её довольно легко направить в нужное русло, кто бы ни встал во главе.

С этой точки зрения почти вековая борьба палестинского народа за свою свободу и свою землю против захватчиков вполне объяснима, как вполне объяснима и еврейская экспансия, потому что спустя сто лет евреи чувствуют себя хозяевами на чужой земле.

Но давайте вернёмся в практическую плоскость. Недавно я прошёлся по этажам одного из судов города Калининграда и обнаружил удивительную вещь: чуть ли не каждый второй судья там имеет нерусскую фамилию. Как мне потом рассказали, такая же точно история творится в полиции и прокуратуре.

Случайное знакомство

Обратить на всё это внимание меня заставило знакомство с одной семьёй, переехавшей сюда из Казахстана и поселившейся в Правдинском районе. Честно говоря, общение с ними было для меня таким откровением, что я уже который день нахожусь в ступоре.

Началось всё с того, что на хлебосольном подворье семьи (муж – русский, супруга – казашка) я увидел несколько десятков немецких бетонных столбиков, которые стоят по обочинам дорог, указывая их километраж.

– У нас всё в дело идёт, – бодро ответил хозяин в ответ на мой немой вопрос.

То есть человек на джипе по ночам выдёргивает эти столбы, отвозит их к себе и называет это делом.

Дом у них построен из немецкого кирпича, который местные алкаши добыли на разграбленном пивзаводе в Гердауэне (Железнодорожном).

По прибытии в область шумной ватагой родственников одному из членов семьи они купили корочки адвоката. При том, что у него даже нет юридического образования. Другой после некоторых перипетий стал судьёй, ибо на прошлой родине работал в прокуратуре.

Есть у них бизнес – бывшая немецкая то ли усадьба, то ли конюшни, где советские постройки соседствуют с немецкими, а на территории в полтора гектара земли есть озеро. Здесь они пытаются организовать зону отдыха.

Немецкие здания разбираются, ибо восстанавливать их дороже, чем строить сараи из шлакоблоков. В озере есть рыба, рядом – баня. Полная идиллия. Моя аризонская мечта.

Приехали они в область чуть меньше 15 лет назад и за это время перевезли сюда всех родственников и большую часть знакомых из русской диаспоры.

Все устроены. Все с домами или квартирами. Все при делах.

Надо сказать, что русские в Калининграде и русские из Казахстана – это две большие разницы. В Германии, например, наши зовутся «русаками», а казахстанские – просто «казахами», невзирая на национальность. Ибо «казах» в представлении немцев – это никакая не национальность, а просто образ жизни.

Тысячелетняя Азия, дуальности бай – дехканин, таньга –бакшиш, ползучие противостояния между русскими и казахами за главные высоты управления и распределения, всплеск казахского национализма и государственная политика на выдавливание русскоязычных – всё это сделало из русских казахов весьма своеобразный психотип.

Во время застолья мы разговорились о мигрантах, о диаспорах на востоке области, о казахах, азербайджанцах и армянах, которые не только заняли пустующие ниши в бизнесе, но и захватили здесь самые хлебные государственные и муниципальные должности.

Ментальный код

Так вот, об образе жизни проживающих в области довольно ясно выразился хозяин дома, разделив людей на ваших и наших:

– У вас здесь страна непуганых идиотов. Вы живёте в розовых очках, совершенно не зная жизни. Вы ленивы и болтливы. Вы не помогаете не то что друг другу, вы даже родственникам своим не помогаете. У вас умер близкий, и вы будете годами решать, кто станет платить деньги за его памятник. Вы разобщены. Случись какой конфликт, вы за себя даже постоять не можете, не то что за другого.

Вы думаете, что живёте в Европе? Побойтесь Бога. Я могу решить за деньги здесь любой вопрос. Хочешь быть нотариусом? Плати восемь миллионов и будешь нотариусом. Хочешь быть полицейским? Прокурором? Всё здесь решают деньги, не закон. У нас везде есть свои люди. Из Узбекистана ли они, Туркмении, Казахстана или северокавказского кишлака. Они все наши, потому что мыслят, как мы. Поступают, как мы. И хотят того же самого, что и мы. И понимание того, что любой вопрос можно решить, даёт нам огромные преимущества по сравнению с вами. И если денег не хватает, займут родственники и знакомые. И займут спокойно, потому что в нашей среде не принято кидать, тут сразу отлучат, а вообще можно и на нож напороться.

Тут столько бесхозного добра, что у нас ещё целое поколение его не освоит. И самое главное – здесь нет почти никаких конкурентов. С национальными диаспорами всегда можно договориться. Вы всё равно считаете всех нас чужими, но пройдёт время и здесь чужими будете вы. Потому что нас это устраивает. Нас устраивает, что всё покупается и всё продаётся. Нам нравится принцип «ты – мне, я – тебе». Коррупция служит на благо людей, а на государство нам наплевать. И мы не варвары, мы защищаем свой мир, и каждый, кто посягнёт на наш мир, станет нашим врагом…

Я опускаю подробности и разные истории из жизни местных баев и бабаев: у кого какой джип, сколько любовниц и кто какие взятки берёт.

И этим людям глубоко наплевать на историю нашего края. На немецкое прошлое, на архитектуру и артефакты уходящей цивилизации, на европейскую культуру.

Я вообще впервые задумался об истоках множества проблем, которые, на мой европейский взгляд, у нас в области существуют. От хамства на дорогах до разворованных муниципальных и государственных заказов. От поголовного воровства в медицинских учреждениях до странных судебных решений.

Нет, я никого не обвиняю. Это просто мысли вслух.

И ещё я подумал о том, что наши издевательства над толерантностью европейцев когда-нибудь обернутся нам боком.

Дмитрий Евсюткин

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *