Саканов Александр Васильевич

БИОГРАФИЯ

Александр Васильевич Саканов родился 1 февраля 1954 г. в с. Мерлиновка Лукояновского района Горьковской области.

С 1971 по 1972 г.г. обучался в городском профессионально-техническом училище №9 г. Калинина.

С 1972 по 1974 г.г. – рядовой, курсант, командир отделения войсковой части №73864 (г. Ковров Владимирской области).

С 1974 по 1975 г.г. – милиционер спецкомендатуры при отделе внутренних дел Лукояновского райисполкома (г. Лукоянов Горьковской области).

С 1975 по 1979 г.г. – слушатель Горьковской высшей школы МВД СССР (г. Горький).

С 1979 по 1981 г.г. – инспектор отделения БХСС отдела внутренних дел Московского райисполкома г. Калининграда.

С 1981 по 1982 г.г. – исполняющий обязанности начальника отделения БХСС отдела внутренних дел Московского райисполкома г. Калининграда.

С 1982 по 1984 г.г. – начальник отделения БХСС отдела внутренних дел Московского райисполкома г. Калининграда.

С 1984 по 1986 г.г. – начальник отдела внутренних дел Московского райисполкома г. Калининграда.

С 1986 по 1991 г.г. – заместитель начальника отдела БХСС УВД Калининградского облисполкома.

С 1991 по 1992 г.г. – заместитель начальника оперативно-розыскного бюро криминальной милиции УВД Калининградской области.

С 1992 по 1993 г.г. – начальник Управления налоговых расследований при Государственной налоговой инспекции по Калининградской области.

С 1993 по 1996 г.г. – заместитель главы администрации Калининградской области – руководитель департамента финансов и формирования бюджета.

С 1998 по 2000 г.г. – первый заместитель главы администрации Калининградской области – председатель Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области.

С 27.09.2000 г. по 01.03.2002 г. – федеральный инспектор по работе с органами власти субъектов Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

С 01.03.2002 г. по 28.06.2004 г. – главный федеральный инспектор в Калининградской области.

С 17.04.2004 г. – член партии «Единая Россия».

С 15.06.2004 г. – председатель политисполкома калининградского областного отделения партии «Единая Россия».

Женат, имеет двух дочерей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КАРЬЕРЫ А.САКАНОВА

Период работы в правоохранительных органах

А.Саканова с полным правом можно назвать выходцем из силовых структур — основной по временной продолжительности этап профессиональной его деятельности приходится на службу в правоохранительных органах, в которых он прошел путь от рядового милиционера до генерал-майора налоговой полиции.

В конце 80-х гг., заняв пост заместителя начальника отдела ОБХСС Калининградской области, А.Саканов получил возможность оказывать заметное влияние на хозяйственную жизнь региона. Судя по всему, именно в этот период им были установлены контакты со многими руководителями производственных и торговых организаций области, ныне являющимися ключевыми фигурами в местном политико-экономическом истеблешменте. Однако вскоре А.Саканову пришлось сменить место работы: он перешел в оперативно-розыскное бюро криминальной милиции при УВД Калининградской области. По мнению некоторых наблюдателей, кадровое перемещение было вызвано чересчур рьяным отстаиванием зам.начальника областного БХСС интересов дружественных ему хозяйственных и коммерческих структур.

В 1992 г. А.Саканов вернулся к правоохранительной деятельности в сфере экономики, возглавив только что созданное Управление налоговых расследований (первоначальное название регионального Управления ФСНП).

Новую должность А.Саканов сразу же начал использовать как инструмент укрепления собственных позиций во властной вертикали, а представившиеся полномочия направил в том числе на обеспечение интересов близких коммерческих структур.

Данные о бизнес-проектах А.Саканова на тот момент чрезвычайно скудны. В информационных потоках отмечалось, что в описываемый период А.Саканов являлся фактическим владельцем компании «Трахтенбергер», занимающейся оптовой торговлей табачной продукцией. Впрочем, сведения о фирме с таким названием более нигде не встречаются. В СМИ присутствуют лишь упоминания о человеке, носящем созвучную фамилию: в 1995 году некий Ю.Трахтенбергер создал ОАО «ТВС» с целью организации производства соков в Калининграде. Проект финансировался учредителями АО «ТВС» — Энерготрансбанком и фондом «Интерприватизация» (контролируется главой ЗАО «Автотор» В.Щербаковым) и потребовал затрат в размере $ 1,2 млн.

Торговля табачными изделиями, а также ликеро-водочной продукцией вообще представляла значительный интерес для А.Саканова. В середине 90-х гг. поставка сигарет и алкоголя считается наиболее прибыльным бизнесом. Объем «серых» продаж в это время составлял приблизительно 250 млн. пачек табачных изделий и 6 млн. бутылок алкоголя в год. По имеющимся данным, в описываемый период глава налоговой инспекции. С другой стороны, в сферу его интересов попадает янтарная отрасль.

В это же время были заложены основы для дальнейшего продвижения во властной вертикали: вероятно, именно в период работы в налоговой полиции состоялось его знакомство с директором Калининградского морского рыбного порта и будущим губернатором Л.Горбенко. Тогда же, очевидно, началось формирование собственной «команды» из числа преданных сотрудников, которые в дальнейшем предназначались для выдвижения на ключевые с точки зрения управления областью посты.

Период работы в обладминистрации

С 1993 по 1996 года в период губернаторства Ю.Маточкина А.Саканов работал в должности заместителя главы администрации Калининградской области — руководителя департамента финансов и формирования бюджета.
В 1996 г. основная борьба на выборах главы региона развернулась между действующим губернатором Ю.Маточкиным и директором КМРП Л.Горбенко. Победу одержал последний, опередив своего конкурента во втором туре. Сразу после этого начинается формирование нового состава администрации области: места в команде губернатора распределяются в первую очередь между лицами, поддержавшими руководителя рыбного порта в предвыборной борьбе.

Ключевые позиции в новой администрации заняли И.Пименов (бывший начальник отдела кадров КМРП), М.Каретный (глава банка «Балтика»), С.Журавский (ставленник поддержавшего Л.Горбенко спикера совета федерации В.Шумейко). Сохранил высокий пост и А.Саканов: при новом губернаторе Александр Васильевич остался заместителем главы администрации области, а с 1998 г. стал первым заместителем главы администрации области. При этом А.Саканова нельзя отнести к активистам предвыборного штаба победившего кандидата – во всяком случае СМИ не рассматривали его в этом качестве.

Согласно официальным данным, в 1996 г. до 90% валового продукта Калининградской области производилось на государственных предприятиях. Основные отрасли промышленности – перевалка грузов, транспортные и портовые услуги, добыча и переработка янтаря – стали объектами живого интереса членов команды нового губернатора. Калининградская область не избежала процессов передела собственности, которые в то время шли по всей России.

А.Саканов, являясь одним из основных управленцев области, сыграл далеко не последнюю роль в реализации этих процессов в регионе. Так, практически сразу после своего назначения, он совместно с С.Бучельниковым принял участие в проведении взаимозачета между администрацией Калининградской области, правительством РФ и «Лукойлом». Помимо этого, он активно содействовал приватизации Калининградского ликеро-водочного завода («Росвесталко») – одного из крупнейших предприятий области, в конце 80-х гг. занимавшего третье место по объему экспортных поставок алкоголя в СССР.

Скандал вокруг хищения векселей «Лукойла»

К осени 1996 г. два дочерних предприятия корпорации — ОАО «Лукойл-Пермнефть» и ОАО «Лукойл-Нефтеоргсинтез» — имели задолженность перед госбюджетом в размере 221 млрд. неденоминированных рублей. В то же время государство задолжало аналогичную сумму Калининградской области. Схема зачета выглядела следующим образом: «Лукойл», взяв на себя долговые обязательства дочерних предприятий в Перми, передает администрации Калининградской области товарные векселя номинальной стоимостью 221 млрд. рублей. Администрация области предъявляет долговые обязательства дочернему предприятию «Лукойла» в Калининградской области – «Лукойл-Калининградморнефть», а тот, в свою очередь, расплачивается нефтепродуктами.

Реализация схемы вылилась в крупный финансовый скандал с последующим возбуждением уголовного дела (было прекращено по формальным основаниям). Согласно информации открытых источников, дальнейшее движение средств осуществлялось следующим образом. Администрация области взяла кредит в Рострабанке (Москва) размером в 95 млрд. рублей под 70% годовых. В мае 1997 г. была совершена сделка с ЗАО «Русские финансовые традиции» по обмену товарных векселей «Лукойла» стоимостью 221 млрд. рублей на векселя «Рострабанка» номинальной стоимостью в 155 млрд. рублей. Затем векселя «Рострабанка» возвратились в банк в зачет ранее полученного кредита с учетом процентов. Таким образом, региональный бюджет не досчитался 221 млрд. рублей, выведенных в структуры, дружественные организаторам сделок.

По сообщениям СМИ, к финансовой операции были причастны руководитель департамента экономики и финансов администрации Калининградской области М.Каретный и бывший на тот момент первым заместителем министра финансов РФ В.Петров. Некоторыми наблюдателями считалось, что отношение к хищениям бюджетных средств также имели заместители губернатора А.Саканов и С.Бучельников. Впрочем, по большинству оценок, на заключительном этапе М.Каретный оттеснил их от реализации проекта.

Ситуация вокруг «Роствесталко»

В 1992 г. Калининградский ликеро-водочный завод был приватизирован: 49% акций было продано коллективу предприятия, а контрольный пакет остался в ведении региона. В сентябре 1996 г. председатель комитета по управлению имуществом области Н.Кустов, вопреки постановлению губернатора Ю.Маточкина, выставил на аукцион блокирующий пакет, однако торги были отменены.

Поначалу следующий губернатор области Л.Горбенко также не собирался выводить из регионального подчинения прибыльное предприятие. Его намерения явно не совпадали с интересами руководства ЗАО «Союзплодимпорт», которое начало активно лоббировать решение о продаже госпакета акций «Роствесталко», используя связи в федеральных властных структурах. Но в последствии на главу Калининградской области было оказано давление со стороны руководителя администрации Президента РФ А.Чубайса и председателя Госкомимущества РФ А.Коха с целью добиться выставления акций на торги. На региональном уровне за проведение аукциона выступали А.Саканов и М.Каретный.

В результате в декабре 1996 г. 25,5% акций предприятия было продано за сумму в $300 тыс. структурам, аффилированным с «Союзплодимпортом». По оценкам экспертов, стоимость активов была занижена в несколько раз. В это же время проводилась кампания по скупке акций у трудового коллектива. Результатом данных действий стала концентрация контрольного пакета в руках руководства «Союзплодимпорта».

Блокирующий пакет остался в ведении обладминистрации. Региональную власть в совете директоров «Росвесталко» представлял А.Саканов. После смены владельца ежегодные потери областного бюджета только от использования предприятием оффшорных схем составили $ 5 млн. Совокупные потери, вызванные сокращением налоговых поступлений, достигли $ 20 млн. Согласно распространенному мнению, эти действия совершались при попустительстве представителя государства в совете директоров предприятия, связанного коммерческими интересами с руководством «Союзплодимпорта».

В течение 1997-1998 гг. влияние А.Саканова на экономические и политические процессы в области постепенно усиливалось, кульминацией чего стало его назначение председателем комитета по управлению госимуществом области (КУГИ) в ранге первого вице-губернатора (август 1998 г.). Параллельно он вошел в совет Регионального фонда развития области (РФРКО) , оперативное руководство которым осуществлял М.Каретный. Новая должность А.Саканова и укрепление его позиций в РФРКО стали следствием заметно возросшего доверия губернатора Л.Горбенко к своему заму.

Аппаратному повышению предшествовал затяжной конфликт губернатора Л.Горбенко с председателем комитета по управлению имуществом области Н.Кустовым, отказавшимся передавать госпакеты акций нескольких предприятий в доверительное управление РФРКО, а также визировать решение о создании Дирекции портов Калининградской области с передачей на ее баланс морского канала и прилегающей инфраструктуры. Противостояние завершилось упразднением ведомства Н.Кустова и созданием на его месте областного Комитета по управлению государственным имуществом (КУГИ КО). Новообразованный орган получил широкие полномочия (право распоряжаться всем госимуществом на территории западного анклава и курировать деятельность ряда управлений федеральных структур — территориального агентства ФСФО, территориального управления государственного антимонопольного комитета, а также комиссии по ценным бумагам) и сразу же включился в борьбу за передел промышленных активов. Фактически его действия были направлены на установление контроля над ключевыми экономическими объектами региона.

В 1998-1999 г. РФРКО и КУГИ совместными усилиями пытались перевести часть акций ПСЗ «Янтарь» из ведения Министерства государственного имущества РФ в управление региона. Предлогом послужила задолженность предприятия перед областным бюджетом. В качестве руководителя комитета А.Саканов принимал участие и в банкротстве ОАО «Завод «СТА» (г. Гусев) , а также в ряде других подобных проектов. В частности вице-губернатор активизировался на «янтарном направлении», предложив разделить добычу и обработку янтаря на ГУП «КЯК» с последующей приватизацией ювелирного производства.

Со второй половины 1998 г. и до середины 2000 г. А.Саканов наряду с И.Пименовым считался одним из наиболее близких к Л.Горбенко чиновников и одной из самых влиятельных фигур в обладминистрации. Именно на него в отсутствие Л.Горбенко возлагалось исполнение обязанностей главы области. А.Саканову доверялись наиболее ответственные поручения, такие как реорганизация Государственного управления транспортным комплексом, то есть, по сути, перевод средств территориального дорожного фонда в распоряжение подконтрольного обладминистрации унитарного предприятия по управлению дорожным хозяйством. Первому вице-губернатору были также поручены вопросы взаимодействия с представителями бизнес-кругов региона.

В ряде случаев А.Саканов был «засвечен» и в так называемых внутриаппаратных «разборках» и кулуарных конфликтах. Например, поддержал губернатора в противостоянии с начальником УВД В.Литвиным (в 1999 г. первый вице-губернатор считался одним из основных претендентов на его место). Следует подчеркнуть, что А.Саканов вообще довольно успешно пользовался разногласиями между Л.Горбенко и другими чиновниками, нередко возникавшими из-за неуживчивого характера главы региона.

При этом, по оценкам наблюдателей, бывший глава налоговой полиции был одним из немногих приближенных к губернатору, проводивших самостоятельную политику. Одновременно с этим А.Саканов демонстрировал абсолютную лояльность Л.Горбенко.

Деятельность в аппарате полпреда Президента РФ в СЗФО

К лету 2000 г. шансы Л.Горбенко на переизбрание на пост губернатора области существенно снизились. К этому времени сформировался противостоящий ему альянс, ключевые позиции в котором принадлежали федеральной власти, мэрии Калининграда и влиятельным представителям бизнес-кругов региона. Политическим ставленником этой группы являлся главнокомандующий Балтийским флотом В.Егоров.

27 сентября 2000 г. А.Саканов был назначен федеральным инспектором управления по работе с органами власти субъектов РФ аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО. Назначение произошло за 2 месяца до губернаторских выборов, исход которых во многом был предрешен. Примечательно, что полпредство в тот период активно играло против Л.Горбенко, и тот факт, что один из ближайших сподвижников губернатора фактически перешел на сторону его противников является еще одним подтверждением тактического характера союзов А.Саканова, его стремления всюду играть «собственную игру», умения чутко реагировать на изменение условий и адаптироваться к новой обстановке.

1 марта 2002 г. А.Саканов занял пост главного федерального инспектора в Калининградской области, чему, по имеющейся информации, поспособствовал его предшественник А.Орлов, положительно рекомендовавший А.Саканова полпреду Президента РФ в СЗФО В.Черкесову.

По оценкам экспертов, основным фактором, предопределившим новое назначение А.Саканова, являлась его «укорененность» в регионе и наличие управленческого опыта, то есть наработанные связи вкупе с отличным знанием ситуации и местной специфики. Его непосредственный начальник – заместитель полпреда А.Степанов, будучи выходцем из Санкт-Петербурга, судя по всему, не представлял в полной мере картину происходящего на вверенной территории и во многом вынужден был ориентироваться на мнение своих помощников. Более того, по информации СМИ, А.Степанов, постоянно проживая в Санкт-Петербурге, появлялся в Калининграде лишь «наездами», и, по всей видимости, в его отсутствие работой аппарата руководил А.Саканов. Неудивительно, что последний очень быстро освоился в новой должности и начал играть ключевую роль в деятельности аппарата полпреда в Калининградской области, активно поддерживая и развивая контакты с властными структурами региона. Согласно широко распространенному мнению, у А.Саканова сложились гораздо более тесные отношения с обладминистрацией, нежели у его начальника (особенно с бывшим вице-губернатором В.Пироговым).

Стремление А.Саканова зафиксировать свои фактические позиции зачастую находили публичное выражение: главный федеральный инспектор участвовал в работе областных органов власти, постоянно выступал на различных заседаниях, конференциях, форумах и т.д., регулярно встречался с ведущими региональными чиновниками и федеральными политиками, посещающими Калининградскую область. Причем на данном направлении он также был намного активнее А.Степанова.

Подобное положение вещей не могло не способствовать усилению аппаратных позиций главного федерального инспектора.

ОБЪЕКТЫ ИНТЕРЕСА А.САКАНОВА, ОБОЗНАЧЕННЫЕ СМИ

На посту главного федерального инспектора А.Саканов достаточно активно участвовал в экономических и политических процессах в регионе, при этом всегда предпочитал оставаться «в тени» происходящих событий.

Так, в начале 2002 г. в ходе банкротства «Калининградптицепрома» федеральный инспектор оказывал, по словам некоторых СМИ, «неофициальные консультации» структурам, близким к В.Пирогову. Тем самым он фактически выступил против администрации Морского торгового порта и внешнего управляющего Н.Кустова.

Тесное сотрудничество В.Пирогова и А.Саканова продолжилось осенью того же года, когда ими, опять же по информации ряда СМИ, совместно был разработан проект смещения Л.Горбенко с поста руководителя Калининградского морского рыбного порта и назначения на эту должность дружественного им председателя Союза рыбопромышленников Запада А.Дацышина. Тогда после долгой борьбы Л.Горбенко удалось удержать свои позиции, которые, тем не менее, были им окончательно утрачены в феврале 2004 г., когда ему пришлось уйти с поста директора КМРП.

С начала 90-х гг. и до последнего времени А.Саканов проявлял стабильный интерес к янтарной отрасли. По некоторым данным открытых источников, еще в период службы в налоговой полиции он защищал идею приватизации КЯКа, а затем якобы стал владельцем пакета акций «Русского янтаря», созданного в 1992 году на базе государственного предприятия. В 1997 году предприятие было возвращено в федеральную собственность и преобразовано в ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

В первой половине 1998 г. вице-губернатор А.Саканов возглавил экспертную комиссию по выводу комбината из кризиса, лично курируя вопросы, связанные с предприятием.

Следующим шагом стало создание в 1999 г. Калининградского областного регионального предприятия (КОУГП) «Регион-развитие», которому в зачет задолженности янтарного комбината перед областным бюджетом передавалось сырье для его обработки и последующей реализации. А.Саканов сам взялся курировать деятельность КОУГП.

Затем им было выдвинуто предложение создать на базе комбината финансово-промышленную группу. Следует отметить, что аналогичные меры не раз предлагал и глава компании «Алмазхолдинг» И.Узенберг. В открытых источниках имеются однозначные указания на наличие прочных связей А.Саканова с калининградским диамантером – по ряду сведений, именно он способствовал появлению и укоренению «Алмазхолдинга» в регионе. О тесных контактах между И.Узенбергом и командой Л.Горбенко (и прежде всего – А.Сакановым) также свидетельствует эпизод с подписанием в начале 2000 года трехстороннего меморандума представителями администрации области, израильской фирмы «Евротек Индастриал Сервисес Лимитед» и «Алмазхолдинга» (выступил гарантом соглашения). Декларация о намерениях предполагала предоставление израильской фирме всех минерально-сырьевых ресурсов области, включая курортную зону и зоны отдыха, в бессрочную эксплуатацию. Помимо А.Саканова, в организации подписания договора со стороны обладминистрации участвовал М.Каретный. Стараниями спикера областной Думы В.Устюгова меморандум получил скандальную огласку, после чего публичное обсуждение документа было «замято», а И.Узенберг заявил о разрыве отношений с фирмой «Евротек». Примечательно, что А.Саканов, чуть ли не единственный выступил в защиту документа, заявив, что «не понимает, почему меморандум критикуют».

В это же время (1999-2000 гг.) тесно связанный с А.Сакановым заместитель главы комитета по управлению госимуществом области Е.Кулдышев отстаивал идею привлечения к сотрудничеству с ГУП «КЯК» Уральской ювелирной компании, зарегистрированной в Перми и там же имеющей основные бизнес-интересы.

До последнего времени А.Саканов продолжал лоббировать вопрос разделения производства янтаря на добычу и обработку, однако, как неоднократно отмечалось в калининградских СМИ представителями янтарного комбината, каких-либо экономических обоснований идеи разделения до сих пор озвучено не было. Именно А.Саканов участвовал от имени полпредства в различных совещаниях, касающихся деятельности янтарного комбината. Очевидно, он же влиял на формирование позиции заместителя полпреда в СЗФО А.Степанова по данной теме.

Совокупность вышеперечисленных факторов позволяет считать А.Саканова одним из ключевых игроков в янтарной отрасли региона. Причем в вопросах о векторе развития предприятия взгляды А.Саканова явно расходились со взглядами ныне упраздненного ФСФО, которая владела львиной долей кредиторской задолженности янтарного комбината.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭЛИТАМИ

С начала 90-х гг. интенсивность рекрутирования новых элит в Калининградской области остается довольно низкой, в связи с чем наработанные контакты остаются актуальными в течение длительного времени. За период работы в различных руководящих органах А.Саканов приобрел множество знакомств в высших чиновничьих кругах региона. С переходом в аппарат полпреда он сумел не только сохранить старые связи, но и обзавестись новыми.

Ключевые контакты А.Саканова

М.Каретный, бывший председатель ЗАО «АКБ «Балтика», бывший вице-губернатор Калининградской области, бывший руководитель регионального фонда развития Калининградской области, в настоящее время – советник губернатора В.Егорова

В период губернаторства Л.Горбенко М.Каретный четырежды назначался вице-губернатором. Каждый из его приходов «во власть» сопровождался финансовыми скандалами и переделом собственности, что дает основание рассматривать его в качестве «менеджера по специальным финансовым операциям» губернатора Л.Горбенко. Примечательно, что с должности всегда уходил по собственному желанию.

Под руководством М.Каретного Фонд регионального развития вел активные действия по «захвату» основных объектов региональной экономики с последующим переводом их под контроль аффилированных с руководителем фонда структур. При этом все счета фонда были открыты в подконтрольном М.Каретному банке «Балтика». Примечательно, что банк был создан несколькими зарегистрированными в оффшорной зоне совместными предприятиями «с преимущественно иностранным капиталом», в связи с чем в некоторых СМИ поднимался вопрос о том, кому в действительности принадлежит АКБ «Балтика» — М.Каретному или его иностранным партнерам.

Впервые его имя упоминается в прессе в связи с историей с «векселями Лукойла». В 1999 г. М.Каретный привлекался по этому поводу к уголовной ответственности, однако его вину доказать не удалось.

Принимал деятельное участие в привлечении и «освоении» кредита «Дрезднер-банка» (по данному вопросу отмечено взаимодействие с В.Пироговым). Считается, что совместно с А.Сакановым оказывал содействие руководству «Союзплодимпорта» при продаже госпакета акций завода «Роствесталко» (СПИ-РВВК), а также пытался установить контроль над ПСЗ «Янтарь». В прессе отмечались его тесные контакты с рыбопромышленниками края, в частности с Ю.Находкиным, В.Атамановым и А.Дацышиным. В разное время в сферу его интересов входили ведущие предприятия области: рыбный порт, Калининградское западное пароходство (по некоторым сведениям, контролировалось сыновьями Л.Горбенко и М.Каретного), «Калининградавиа», «Инвестбанк» и т.д.

И.Узенберг, глава компании «Алмазхолдинг»

В 1995 г. в Калининградской области возникла новая отрасль промышленности – производство бриллиантов (первоначально состоявшее из нескольких ограночных станков). Впоследствии данное предприятие стало основой для создания холдинговой структуры ЗАО «Управляющая компания «Алмазхолдинг», объединившей ряд ювелирных предприятий региона: ЗАО «Алмазбалт», ЗАО «Алмазпром» и ЗАО «Узенал». В 1999 г. к холдингу присоединился Балтийский филиал Алмазной Палаты России.

Основателем и президентом компании является И.Узенберг, «Алмазхолдинг», фактически, является «семейным бизнесом» Узенбергов — предприятия, входящие в ЗАО, возглавляются его родственниками.

В 1999 г. руководством «Алмазхолдинга» совместно с губернатором Л.Горбенко была предпринята попытка внесения поправки в местный закон «Об охране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области». Суть проекта заключалась в том, что оптовая продажа янтаря должна была осуществляться через Балтийский филиал АПР. По мнению янтарщиков, это означало лишение ГУП «Калининградский янтарный комбинат» права заключения прямых договоров, а, следовательно, и контроля над финансовыми потоками. Однако депутаты областной Думы, находившиеся в оппозиции к губернатору, отклонили законопроект.

Рыбопромышленники региона

Наиболее тесные взаимоотношения из всех представителей рыбной отрасли региона у А.Саканова сложились с А.Дацышиным. Будучи главой ОАО «КРК «Запрыба», председателем «Союза рыбопромышленников Запада», А.Дацышин при непосредственном содействии А.Саканова осенью 2002 г. предпринял попытку установления контроля над КМРП. Хотя попытка и оказалась неудачной, взаимодействие нарушено не было: в конце августа 2003 г. на конференции Калининградского союза промышленников и предпринимателей именно А.Саканов представил кандидатуру А.Дацышина в качестве кандидата в депутаты от «Единой России». Депутатом, как известно, тогда А.Дацышину стать не удалось. Однако А.Саканов все-таки добился продвижения своего протеже по номенклатурной лестнице – 28 июня 2004 г. А.Дацышин официально был назначен на должность главного федерального инспектора по Калининградской области.

Ю.Шалимов, советник заместителя полпреда Президента по СЗФО А.Степанова

В период работы в обладминистрации у А.Саканова установились тесные контакты с тогдашним вице-губернатором, главой агропромышленного комитета Ю.Шалимовым, курировавшим сельское хозяйство области. До недавнего времени они оставались коллегами, причем, по всей вероятности, именно будучи главным федеральным инспектором, А.Саканов способствовал назначению Ю.Шалимова на должность в аппарате полпреда.

Интересно, что во второй половине августа 2003 года Ю.Шалимов выдвигался калининградским отделением партии «Единая Россия» в качестве кандидата на пост начальника управления сельского хозяйства и продовольствия областной администрации. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о наличии определенных связей между ним и региональным руководством «единороссов», и, в частности, новым главой политисполкома регионального отделения «Единой России» А.Сакановым. Первый заместитель Ю.Шалимова периода работы в управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации области Р.Теуважуков до недавнего времени играл видную роль в определении политики комитета, в частности, при проведении аукционов по продаже квот на мясо птицы. Считается, что Р.Теуважуков тесно связан с бывшим вице-губернатором В.Пироговым.

Е.Кулдышев, член политсовета регионального отделения партии «Единая Россия»

Очередной «протеже Саканова», был его заместителем в комитете по управлению государственным имуществом области. Последней должностью Е.Кулдышева являлся пост руководителя управления по делам миграции УВД (с 1999 г.), в январе-феврале 2003 г. А.Кулдышев был отправлен в отставку. В настоящее время входит в политсовет регионального отделения «Единой России».

С.Бучельников, первый вице-мэр Калининграда

Во время работы в администрации Л.Горбенко весьма тесно контактировал с А.Сакановым.

В настоящий момент занимает видную должность в администрации Калининграда, являясь первым заместителем главы города Ю.Савенко. Необходимо отметить, что в отсутствие мэра на С.Бучельникова возлагается исполнение его обязанностей.

Администрация Калининградской области

А.Саканов в должности главного федерального инспектора регулярно участвовал в различных совещаниях, конференциях и других мероприятиях, где контактировал с ведущими представителями исполнительной власти в регионе. Из всех членов последнего состава обладминистрации наиболее тесные, неформальные взаимоотношения у А.Саканова сложились с бывшим вице-губернатором В.Пироговым.

В.Пирогов, бывший вице-губернатор Калининградской области

До недавнего времени считался одним из самых влиятельных политиков Калининградской области. В результате внутриаппаратного перераспределения полномочий оказался на периферии процессов распределения властных ресурсов и в начале сентября 2003 г. был отправлен в годичный отпуск без сохранения оклада «для написания диссертации», что многими было расценено как почетная отставка.

В настоящее время контролирует ряд предприятий связи («Вестбалттелеком», «Балтиком Мобиле»), а также предположительно сохраняет контроль над ОАО «МСП «Россбан». В фокусе его интересов в разное время оказывались рыбный и морской порты, Инвестбанк, ЗАО «Балтптицепром», ТП «Калининградавиа». По некоторым данным, проявлял интерес к янтарной отрасли.

Региональное отделение партии «Единая Россия»

Точкой отсчета «официальных» взаимоотношений А.Саканова с «партией власти» можно считать 17 апреля 2004 года. Именно тогда бывший главный федеральный инспектор был принят в ряды «Единой России».

Многие наблюдатели отмечали, что вступление А.Саканова в «ЕР» носило весьма «срочный» характер. Одной из основных версий мотивов вступления А.Саканова в ряды «единороссов», по мнению большинства региональных аналитиков, стало то, что Александр Васильевич начал готовить плацдарм для губернаторских выборов 2005 г. Этот тезис подтверждает еще и то, что А.Саканов, помимо нынешнего губернатора В.Егорова, вице-губернатора О.Шлыка и мэра Калининграда Ю.Савенко, традиционно называется одним из наиболее вероятных кандидатов на пост следующего главы Калининградской области.

Безусловно, членство в «партии власти» в создавшейся политической ситуации в стране во многом гарантирует претенденту на губернаторский пост поддержку Москвы, но при этом быть рядовым членом партии в данном случае не означает ничего. Для обеспечения гарантированной поддержки центрального партийного аппарата необходимо как минимум войти в партийную элиту, попытка чего и была сделана А.Сакановым на отчетно-выборной партконференции калининградского регионального отделения «Единой России» 29 мая нынешнего года.

Кандидатура А.Саканова на пост секретаря калининградского областного политсовета ЕР на безальтернативной основе была «спущена сверху» – по информации региональных СМИ, она была поддержана как в президентской администрации, так и в генеральном совете «медведей» в Москве. Непосредственно же на партконференции за кандидатуру А.Саканова публично выступили также достаточно крупные фигуры: прежний секретарь политсовета К.Поляков, помощник полпреда по СЗФО А.Степанов, А.Дацышин, Ю.Савенко, лидер «единороссов» Калининграда А.Ярошук, вице-губернатор О.Шлык, член генерального совета ЕР А.Беляков и другие.
Таким образом, внешне казалось, что избрание А.Саканова региональным партийным «боссом» – чистая формальность. Однако все вышло по-другому, произошел своего рода непредвиденный «политический казус». В результате тайного голосования за А.Саканова проголосовало 116 делегатов конференции, против же – 129 областных партийцев. А.Саканов избран не был, и, ввиду безальтернативности выборов, «единороссы» янтарного края остались без своего лидера, по меньшей мере, до следующей партконференции.

Итоги форума калининградского отделения ЕР широко и активно обсуждались как в местных, так и в федеральных СМИ. Аналитиками выдвигались различные, порой совершенно противоположные и запутанные версии произошедшего. Однако все сошлись в одном: начало официальной политической деятельности А.Саканова не задалось, что явилось следствием всей его предыдущей деятельности на различных руководящих постах в регионе и сложившихся ранее взаимоотношений с политико-административной верхушкой области; в среде калининградских «медведей» идет активная подковерная борьба между различными партийно-административными кланами, окончательные результаты которой трудно прогнозируемы и, как показал опыт, совершенно непредсказуемы.

Тем не менее, в июне генеральным советом «Единой России» А.Саканов был рекомендован на должность председателя исполнительного комитета калининградского областного отделения «медведей». 15 июля областной политсовет «единороссов» на своем заседании единогласно утвердил его кандидатуру в этой должности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А.Саканов уже более десяти лет занимает ключевые позиции во властной иерархии Калининградской области, тесно взаимодействуя со многими ведущими представителями региональной элиты.
Несмотря на занимаемые высокие посты нельзя сказать, что А.Саканов стремился стать публичной фигурой. Его упоминания в СМИ можно считать скорее «дежурными», официальными, чем результатом специально продуманной ПР-активности. Видимо, публичной активности он предпочитал работу в кулуарах, добиваясь принятия нужных ему решений при помощи «непрямых действий».

Смена А.Сакановым административной деятельности на политическую пока не принесла скорых желаемых результатов, однако определенные предпосылки к успеху на новом поприще уже появились. А.Саканов назначен председателем политисполкома калининградского областного отделения партии «Единая Россия», а также включен в Центральный исполнительный комитет Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Не исключено, что Александр Саканов примет участие в губернаторских выборах 2005 года, хотя обладая необходимыми связями с политической и бизнес-элитой области, он пока не обладает необходимыми электоральными ресурсами. Вполне возможно, что он предпочтет, как и в былые годы, поддержать одну из противоборствующих сторон («кандидата Кремля»), рассчитывая получить какой-нибудь пост в новой областной администрации.

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *