Клебанов Илья Иосифович

Полномочный представитель Президента РФ
в Северо-Западном федеральном округе

БИОГРАФИЯ

Илья Иосифович Клебанов родился 7 мая 1951 года в Ленинграде. Отец — военный летчик, мать — государственная служащая. С первой попытки поступил в знаменитый Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1974 году. После окончания института — инженер в научно-производственном объединении «Электрон».
С 1977 года И.Клебанов работал на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО). Был инженером-конструктором, старшим мастером оптического цеха, начальником КБ, начальником технологического бюро, главным инженером, затем директором комплекса товаров народного потребления. С августа 1992 года по декабрь 1997 года — генеральный директор ЛОМО.
С октября 1992 года — член Совета по промышленности и предпринимательству при Правительстве РФ.
С 1994 года — член Совета по промышленности и предпринимательству при Президенте РФ; член Совета директоров Промстройбанка России, член Совета директоров Российско-американского фонда предпринимательства, член Попечительского совета Фонда Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова.
В декабре 1997 года И.Клебанов назначен первым вице-губернатором Санкт-Петербурга — председателем Комитета экономики и промышленной политики.
С сентября 1998 года — руководитель Совета по реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга при Межведомственном координационном совете по промышленной политике и реформированию предприятий Санкт-Петербурга.
30 мая 1999 года И.Клебанов назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. 19 августа 1999 года Указом Президента Российской Федерации вновь назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в кабинете В.В.Путина.
6 сентября 1999 года был назначен первым заместителем председателя Комиссии при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
27 сентября 1999 года Президент РФ своим Указом назначил И.Клебанова председателем Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, освободив от этих обязанностей Владимира Булгака.
18 февраля 2002 года И.Клебанов освобожден от должности вице-премьера и назначен министром промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Имеет ряд изобретений в области медицинского приборостроения.
1 ноября 2003 года назначен полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
И.Клебанов женат. Имеет двоих детей.

РАБОТА НА ЛОМО

После окончания института И.Клебанов распределился в ПО «Электрон», где до 1977 года трудился в должности инженера. Затем перешел на Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), где работал инженером-конструктором, старшим мастером оптического цеха, начальником КБ, начальником технологического бюро, главным инженером, директором комплекса товаров народного потребления (ТНП).
Основная продукция ЛОМО — разнообразная оптическая и электронная техника — шла для комплектации различного рода военно-промышленных «изделий», а комплекс ТНП был первоначально создан как бы в угоду указаниям высокого начальства, требовавшего, наряду с обязательными научно-производственными успехами по основному профилю объединения, еще и неких конверсионных достижений. Впрочем, то немногое, что удавалось выпускать для гражданских нужд, сбывалось без проблем: абсолютно дефицитный внутренний советский потребительский рынок второй половины восьмидесятых годов «глотал» любой товар, более или менее пригодный для использования. В этих условиях директор комплекса ТНП имел достаточно широкий простор для своей творческой и организаторской инициативы. Клебанов тогда много занимался приборами медицинского назначения — по сложности эта техническая сфера вполне соответствовала научно-технологическому потенциалу передового предприятия ВПК. Илья Иосифович стал одной из ведущих фигур в руководстве объединения, но на ключевых местах там, естественно, оставались руководители производств основного профиля.
Все изменилось с началом гайдаровских реформ, когда отечественная промышленность была вынуждена принять резко изменившиеся условия функционирования. Знакомый более других руководителей объединения с правилами рыночной экономики, Клебанов в августе 1992 года был назначен генеральным директором ЛОМО. Назначение санкционировал земляк Клебанова, вице-премьер Георгий Хижа (до назначения в правительство — гендиректор питерского объединения «Светлана»).
В 1992-1997 годах Ленинградское оптико-механическое объединение прошло множество этапов адаптации к постоянно и непредсказуемо менявшимся условиям рыночного хозяйствования и выживания. Его даже смогли приватизировать без какой-либо доли участия государства в АО. В результате усилий Клебанова при акционировании «ЛОМО» вместе с ОНЭКСИМ-банком в число акционеров «ЛОМО» вошли несколько оффшорных компаний. Обычно именно через такие компании уводятся за границу деньги, выделяемые государством тому или иному предприятию. В конечном итоге ЛОМО осталось на плаву, несмотря на все удары финансовых и административно-реформаторских стихий.
На ЛОМО Клебанов действовал следующим образом: разделил ЛОМО на мелкие производства и наделил их правом принимать самостоятельные решения; выявил прибыльные и убыточные. Убыточные закрыл и сосредоточился на выпуске ассортимента, имеющего спрос на российском и мировом рынках. Объединению удалось сохранить не только производственный, но и научно-технологический потенциал. Однако количество работников предприятия за годы руководства Клебанова сократилось с 30 до 7 тыс.
В 1996 году с Клебановым постарались наладить контакты лидеры финансово-промышленной группы «ОНЭКСИМ-банк» — «Интеррос», создававшие тогда свой финансовый домен в Санкт-Петербурге. Клебанов от выгодного альянса не уклонился и вошел в состав Совета директоров «БалтОНЭКСИМбанка». В какой-то мере этот альянс вводил руководителя ЛОМО в сферу влияния так называемой «команды Чубайса» — могущественного тогда политико-экономического клана, находившегося в зените славы и величия.
Так или иначе, деятельность Клебанова была замечена и высоко оценена на высшем уровне федерального руководства.
«Профессиональные, энергичные, смелые руководящие кадры — наше национальное богатство. Хотя бы одну фамилию назову — Клебанов, директор Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО). Ему, как и многим другим, приходилось тяжело. Ведь завод прежде был ориентирован на военное производство… И ведь ничего — завод, как говорится, выплыл » — эти слова Бориса Ельцина, сказанные им в своем радиообращении 11 июля 1997 года, можно считать началом политической карьеры Ильи Клебанова. Считалось, что пролоббировал упоминание его фамилии в президентском обращении Анатолий Чубайс. Они были хорошо знакомы с Клебановым по работе в Санкт-Петербурге, и тогдашний первый вице-премьер рассчитывал, что со временем Клебанов пополнит список членов его команды. И вскоре Клебанов стал получать разного рода предложения.
Сначала его пригласили в созданный московскими властями концерн АФК «Система» на должность вице-президента. Затем, в декабре 1997 года, назначили главой созданного тогда правительством объединения АО «Российская электроника». Но уже в январе 1998 года Клебанов перешел в администрацию Санкт-Петербурга, став первым вице-губернатором, председателем Комитета экономики и промышленной политики.
Работа в должности вице-губернатора, председателя Комитета экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга
В мае 1996 года Владимир Яковлев в ходе губернаторских выборов доказывал петербуржцам, что городу необходим умелый хозяйственник, который наведет порядок в городских финансах, и будет поддерживать промышленность. Победив на выборах с минимальным перевесом, новый глава города доверил бюджетно-финансовые проблемы города своему политическому союзнику, лидеру местных «яблочников» Игорю Артемьеву; до реального же сектора петербургской экономики губернаторские руки стали доходить только спустя некоторое время. Одним из шагов в этом направлении и стало назначение опытного промышленного менеджера Клебанова первым вице-губернатором.
В первом же после назначения интервью Клебанов заявил, что намерен провести реструктуризацию, которая позволит «оборонке» «даже в нашей сложнейшей экономической обстановке вести нормальную производственную и научную деятельность».
Вице-губернатор И.Клебанов перенес опыт ЛОМО на весь город, очень отягощенный «оборонкой». Тем, кто готов был выделить жизнеспособные единицы и освободиться от лишних мощностей (предполагалось передать их мелкому бизнесу, желательно венчурному), власти обещали налоговые льготы и прочее содействие. Интерес к программе проявили несколько крупных питерских заводов. Всего же Клебанов собирался реструктурировать около двухсот предприятий.
Впрочем, на высоком посту в городской администрации Клебанов пробыл недолго, лишь до мая 1999 года, когда снова получил назначение в Москву. И, по мнению наблюдателей, во многом благодаря председателю правления «Промстройбанка-СПб» Владимиру Когану.
Связка Коган-Клебанов образовалась еще в Петербурге, где Илья Иосифович работал вице-губернатором. Тогда он очень помог «Промстройбанку-СПб» получить контроль над финансовыми потоками оборонных предприятий «Антей» и «Оборонительные системы». Со временем дружба только крепла. И в мае 1999 года новоиспеченный премьер Сергей Степашин, жена которого состояла в банке Когана одним из топ-менеджеров, пригласил Клебанова в Москву. Кроме того, в администрации Санкт-Петербурга Илья Клебанов так же сошелся с Германом Грефом и Дмитрием Козаком.

РАБОТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

В ряду структурно-кадровых нововведений, осуществленных по личной инициативе ставшего в 1999 году премьером Сергея Степашина, важнейшим стало введение поста особого вице-премьера, ответственного за высокотехнологичные отрасли и за оборонный комплекс (как было в 1992-1993 годах). На этот пост 31 мая 1999 года был назначен Илья Клебанов, которого московские правительственные петербуржцы достаточно хорошо знали по прежним временам.
Полномочия Клебанова включили в себя контроль над деятельностью целого ряда правительственных структур, важнейшими из которых являлись Минатом, Миннауки, а также вновь созданные агентства: авиационно-космическое, судостроительное, по обычным вооружениям, по боеприпасам и по системам управления.
Клебанов сохранил свой пост зампреда главы правительства и с назначением премьером Владимира Путина, и после президентских выборов 2000 года. Тут дело уже было не только и не столько в связях с Чубайсом, Коганом и т.д.: Владимир Путин и сам в бытность первым вице-мэром Санкт-Петербурга высоко ценил работу Ильи Клебанова в качестве директора ЛОМО — это объединение и вправду выделялось на фоне других питерских оборонных предприятий.
В сфере компетенции Ильи Клебанова была вся российская промышленность, но в первую очередь — оборонная. Тем более что, формально подчиненные ему министерства путей сообщения, связи, атомной энергетики, на деле были практически неподконтрольны вице-премьеру. Клебанов, в частности, курировал разработку новой программы вооружений и концепцию реформирования оборонно-промышленного комплекса. И.Клебанов руководил оборонкой посредством пяти отраслевых агентств, четыре из которых (по боеприпасам, по обычным вооружениям, по системам управления и по судостроению) были созданы в 1999 году на базе соответствующих департаментов Министерства экономики (авиакосмическое агентство существовало и раньше).
Однако, по мнению СМИ, возможности Ильи Клебанова были переоценены, и он так и не обзавелся в Москве влиятельными союзниками, зато нажил немало врагов.
Конфликты в правительстве
По мнению наблюдателей, у Клебанова «не сложились отношения» с премьером Михаилом Касьяновым, и премьер «уравновесил» своего заместителя назначением главой созданного в 2000 году Министерства промышленности, науки и технологий своего протеже Александра Дондукова — директора ОКБ имени Яковлева. Правда, Дондуков оказался совсем слабым министром и в 2001 году был отправлен в отставку, а Минпромнауки возглавил сам Илья Клебанов — причем с сохранением статуса вице-премьера. Но уже в начале 2002 года Клебанов был разжалован из вице-премьеров и остался простым министром. Это было серьезным ударом по позициям Ильи Клебанова — даже, несмотря на то, что он по-прежнему считался одним из наиболее влиятельных министров и, например, наряду с вице-премьерами по-прежнему присутствовал на понедельничных совещаниях президента с членами правительства.
Когда же в мае 2003 года новым вице-премьером, курирующим промышленную политику, Владимир Путин по предложению премьера назначил Бориса Алешина, многим экспертам стало ясно, что дни Клебанова в правительстве сочтены, и этому было посвящено множество публикаций в СМИ. Дело в том, что Борис Алешин был не просто ставленником премьера, и у него имелись основания добиваться устранения Клебанова. Когда Клебанов пришел в Минпромнауки, Алешин работал там первым заместителем министра. И одним из первых решений нового министра было представление на увольнение доставшегося ему в наследство первого заместителя — Борис Алешин был вынужден уйти в Госкомстандарт. Поэтому, став вице-премьером, Борис Алешин стал «торпедировать» любые инициативы главы Минпромнауки и делал все, чтобы тот как можно реже попадался ему на глаза. Например, в июне 2003 года вице-премьер сократил свой визит во Францию только ради того, чтобы не пересекаться с прилетевшим на выставку вооружений в Ле-Бурже Ильей Клебановым.
Конфликты с руководителями оборонных предприятий
Однако, по мнению наблюдателей, наибольшее число недовольных Ильей Клебановым сосредоточено отнюдь не в чиновничьих кабинетах Белого дома и на Старой площади. Более серьезную «фронду» экс-вице-премьеру составляли как раз те люди, курировать работу которых он был призван. Речь, в первую очередь, идет о влиятельных руководителях оборонного комплекса.
Илья Клебанов всегда воспринимался в их среде чужаком. И дело не только в том, что он, работая в оборонном ОАО «Ленинградское оптико-механическое объединение» (ЛОМО), долгое время, вплоть до назначения на должность гендиректора, отвечал за выпуск «товаров народного потребления». Больше всего «оборонщиков» задевало стремление Клебанова решать поставленные задачи, не считаясь с интересами «корпорации». Разработанная им программа реформирования ВПК вообще ставила под удар интересы многих «генералов от оборонки». Особенно тех, кто уже нашел свой путь интеграции в рынок и не стремился делиться заработанными средствами с кем бы то ни было – будь то государство или же выступающий от его имени чиновник.
Реформирование оборонно-промышленного комплекса «по Клебанову», помимо интегрирования предприятий, предусматривало усиление контроля со стороны государства за деятельностью многочисленных компаний путем возвращения в госсобственность пакетов их акций. При этом сам механизм «приобретения» многим «оборонщикам» напомнил «сравнительно честные способы отъема денег», использовавшиеся известным персонажем Ильфа и Петрова.
Именно так был воспринят пассаж из программы реформирования отрасли, предусматривающий минимальное использование бюджетных средств при консолидации в госсобственности пакетов акций. Получить же акции предлагалось, напомнив компаниям о правах государства на созданные еще в годы советской власти и до сих пор бесплатно используемые ими «результаты интеллектуальной деятельности». Иначе говоря, акции в обмен на ноу-хау советских времен.
Понятно, что разработчик подобной концепции реформирования, чьи бы поручения он ни реализовывал, автоматически должен был нажить врагов среди вверенных его попечению оборонпромовцев. И он их нажил. Постепенно о деятельности Клебанова стали распространяться слухи явно компрометирующего характера, большинство из которых, по мнению СМИ, в случае подтверждения, смогли бы украсить любое уголовное дело.
Возможно, отставка Ильи Клебанова случилась бы сразу после назначения вице-премьером Бориса Алешина, но пойти на это президент не мог по одной причине: глава Минпромнауки возглавлял российско-индийскую комиссию по военно-техническому сотрудничеству. А сопредседатель этой комиссии с индийской стороны, министр обороны Джордж Фернандес, категорически отказывался иметь дело с другими российскими чиновниками: возможно, потому, что несколько лет назад Илья Клебанов публично поддержал Фернандеса, когда тот обвинялся в коррупции и был вынужден на какое-то время даже покинуть кабинет министров.
Рисковать отношениями с одним из крупнейших покупателей российского оружия Владимир Путин, естественно, не хотел. Тем более что к подписанию готовился суперконтракт по продаже Дели авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», включая его модернизацию, оснащение корабля ракетным вооружением и состоящей из истребителей МиГ-29К авиагруппой, а также строительство береговой инфраструктуры. Общая стоимость этой сделки оценивалась в $3 млрд. Теперь же нужда в Илье Клебанове отпала: контракт не состоялся по причине не готовности крейсера.
Очевидно, что сам Илья Клебанов отдавал себе отчет в том, что ему придется уйти из правительства. Иначе он не оказался бы в Прикамской региональной группе (в нее входят Удмуртия, Кировская и Пермская области и Коми-Пермяций автономный округ) федерального списка кандидатов в депутаты Госдумы от партии «Единая Россия». Причем Клебанов занял в этом списке заведомо проходное второе место, а фактически первое — если учесть, что «первый номер», президент Удмуртии Александр Волков, в Думу не собирался.
Претензии к Илье Клебанову в период работы в правительстве, озвученные в СМИ
Преследование личных интересов при формировании оборонных концернов
В 2001 году руководители ряда оборонных предприятий обвинили Илью Клебанова в том, что при создании концерна ПВО он добивается придания функций управляющей компании частной ФПГ «Оборонительные системы», с руководством которой его якобы связывают особые отношения. В итоге президент фактически отстранил Клебанова от этой работы и поручил заниматься формированием концерна ПВО заместителю главы своей администрации Виктору Иванову. В свою очередь, премьер Михаил Касьянов убедил президента в необходимости пересмотра разработанной под руководством Ильи Клебанова программы реформирования оборонного комплекса: Владимир Путин согласился с тем, что предприятия должны объединяться в интегрированные структуры не под началом управляющих компаний, а на базе уже существующих головных предприятий.
Намерение лишить предприятия оборонного комплекса прибыли от экспортных контрактов
Илья Клебанов предлагал проводить внутренние тендеры среди производителей вооружений на право стать головным исполнителем экспортных заказов. Разницу между стоимостью контрактов и ценой завода-изготовителя он предлагал направить на финансирование программы вооружений. Руководители оборонных предприятий-экспортеров обвинили Клебанова в стремлении лишить их основного источника доходов и заявили о незаконности требований чиновника: согласно законодательству, головной исполнитель должен получать всю сумму контракта, за исключением комиссионных госпосредника в лице «Рособоронэкспорта». Первый же опыт проведения внутреннего тендера привел к скандалу: несмотря на то что еще в 2001 году Агентство по судостроению назначило исполнителем контракта по строительству двух эсминцев по заказу Китая санкт-петербургскую «Северную верфь», правительственная комиссия в начале 2001 года рекомендовала передать контракт другому питерскому предприятию — Балтийскому заводу, поскольку тот запросил за выполнение заказа на $80 млн. меньше, чем «Северная верфь». В итоге Михаил Касьянов назначил головным исполнителем контракта «Северную верфь». С тех пор попыток определить исполнителя в ходе внутреннего тендера не предпринималось.
Чрезмерный протекционизм в сфере автомобилестроения
Илья Клебанов настаивал на резком повышении пошлин на ввоз автомобилей, в том числе подержанных. По его мнению, это способствовало бы развитию отечественной автомобильной отрасли. Михаил Касьянов был категорическим противником резкого повышения пошлин — он опасался негативных социальных последствий этого шага, связанных с ростом цен на автомобили, в том числе отечественные. Клебанову удалось добиться повышения пошлин, однако для этого был избран более мягкий путь: пошлины повышались постепенно и в меньших объемах, чем предлагал министр.
Намерение пересмотреть итоги приватизации
Илья Клебанов заявлял, что приватизация в промышленности (и, прежде всего, оборонной) прошла без учета стоимости интеллектуальной собственности, которая создавалась за счет государства и автоматически перешла в распоряжение частных владельцев предприятий. По мнению чиновника, учет интеллектуальной собственности мог бы привести к резкому увеличению доли государства в уставном капитале таких предприятий. Практическая реализация этой идеи пока не началась.
Введение общественности в заблуждение при расследовании причин гибели экипажа АПРК «Курск»
Клебанов возглавлял правительственную комиссию по расследованию причин гибели АПЛ «Курск» в августе 2000 года. По мнению СМИ, Клебанов неоднократно озвучивал недостоверные данные о причинах гибели экипажа, а так же о проведении спасательной операции.

НАЗНАЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

1 ноября 2003 года В.Путин подписал указ о назначении И.Клебанова полномочным представителем Президента РФ в СЗФО.
6 ноября 2003 года Центризбирком России на своем заседании исключил Илью Клебанова из федерального списка кандидатов в депутаты от партии «Единая Россия». Также заявление Клебанова удовлетворил генсовет «Единой России».
Интересно, что до назначения Клебанова полпредом президента в СЗФО, при обсуждении кандидатуры преемника Валентины Матвиенко имя Ильи Клебанова не называлось ни разу. В Санкт-Петербурге обсуждалось несколько вариантов: то прогнозировали повышение первого заместителя полпреда Андрея Черненко, то ждали замминистра финансов РФ, начальника службы финансового мониторинга Виктора Зубкова, то говорили о возможном возвращении в родной город нынешнего полпреда в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, то вообще намекали на возможность назначения полпредом бывшего спикера Госдумы Геннадия Селезнева в случае его провала на думских выборах.
Илья Клебанов стал уже третьим северо-западным полпредом за три года существования этого поста. Текучка кадров связана с тем, что каждый из предшественников Клебанова смог выполнить поставленную перед ним политическую задачу.
Виктор Черкесов был поставлен сюда не только на строительство новой вертикали власти (чем он, безусловно, тоже занимался). Он также успешно провел несколько губернаторских выборов в подотчетных регионах. Но главная его задача состояла в мониторинге политической ситуации в Питере и подготовке отставки с поста губернатора Владимира Яковлева. С этим Черкесов не очень быстро, но уверенно справился и перешел с повышением в федеральные силовики.
Валентина Матвиенко делом доказала, что президентский полпред имеет прекрасные предвыборные возможности. Пробыв в должности всего пять месяцев, она сумела не только поднять свой рейтинг с 5 до 40%, но и обеспечить себе хорошие стартовые условия на выборах: нужная дата выборов, лояльный глава горизбиркома, отсутствие сильных конкурентов и т.п. Таким образом, Матвиенко также справилась с задачей и ушла заниматься хозяйством Петербурга.
А вот политические задачи Ильи Клебанова не ясны. Поэтому назначение Клебанова, на первый взгляд, выглядит, скорее, почетной отставкой.
Илья Иосифович сразу после прибытия в Санкт-Петербург озвучил задачу, поставленную перед ним президентом: «Главное задание, которое я получил от президента, — это выборы. От того, как будет сформирована Государственная дума, зависит жизнь страны на ближайшие четыре года».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛЬИ КЛЕБАНОВА НА ДОЛЖНОСТИ ПОЛНОМОЧНОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА В СЗФО

Первый визит в ранге полномочного представителя президента в СЗФО Клебанов совершил в Калининградскую область.
18 ноября Илья Клебанов прибыл в Калининград. Целью визита была проверка политической ситуации, а также соблюдение законности проведения выборов. В ходе визита И.Клебанов встретился с руководством области, руководителями УВД и ФСБ по Калининградской области, командующим Балтфлотом. Состоялись совещания с руководителями региональных ветвей власти, облизбиркома, федеральных структур. Илья Клебанов провел рабочее совещание по подготовке в Калининградской области выборов депутатов в Государственную Думу РФ 7 декабря.
«Первый визит после вступления в новую должность именно сюда объясняется тем, что Калининградская область не только в округе, но и в целом в России — такой особый регион, который требует более пристального внимания федеральной власти, — заявил Клебанов. — Мы попробуем еще раз погрузиться в реалии его проблем с тем, чтобы сделать Федеральную целевую программу более действенной».
В ходе визита Клебанов заявил, что намерен добиваться финансирования этой программы в более полном объеме, чем это делается сейчас.
20 ноября состоялся визит Ильи Клебанова в Новгородскую область. Клебанов провел в Великом Новгороде несколько рабочих встреч с руководством Новгородской области, областной думы и руководителями силовых структур. Главной целью визита сам Илья Клебанов назвал соблюдение законности и правопорядка в период проведения выборов депутатов Госдумы.
28 ноября — визит Клебанова в Псковскую область. Целями визита были совместное с руководством области определение основных направлений работы по социально-экономическому развитию региона и более детальному изучению предвыборной ситуации.
2 декабря Клебанов посетил Республику Коми. И.Клебанов встретился с главой Коми Владимиром Торлоповым и председателем Государственного Совета РК Иваном Кулаковым. Клебанов, ознакомившись с деятельностью Правительства республики по стабилизации ситуации в Печорском угольном бассейне, положительно оценил работу исполнительной власти Коми с новым собственником воркутинских угольных предприятий — группой «Северсталь», а также усилия по решению социальных проблем Заполярья.
18 декабря Клебанов посетил Вологодскую область. Клебанов провел встречу с Губернатором Вячеславом Позгалевым, и принял участие в торжественной церемонии вступления главы области в должность.
23 января Клебанов посетил Карелию для того, чтобы «серьезно проработать с руководством региона вопросы формирования и оценки среднесрочных программ социально-экономического развития в рамках увеличения валового продукта страны».
В качестве второй задачи полпред назвал намерение «вместе с руководством республики посмотреть, как идет подготовка к предстоящим президентским выборам».
Оценивая социально-экономическую ситуацию в республике, Илья Клебанов сказал, что «по разным причинам, объективным и субъективным, Карелия пока остается дотационной республикой, поэтому принципиально важной задачей становится планомерно уменьшать дотационность и выводить регион на уровень самодостаточности. Карелия не худший регион в округе по этому показателю, но и не среди передовых по темпам развития в 2003 году. Все это надо внимательно анализировать», — отметил он.
11 февраля Илья Клебанов посетил Мурманскую область. Он провел встречу с руководителями Мурманской области и крупных промышленных предприятий. Илья Клебанов особо подчеркнул, что он внимательно следит за динамикой налоговых поступлений в регионах Северо-Западного федерального округа, и отметил, что минимизация налоговых платежей для финансово-промышленных групп в регионе недопустима. 12 февраля делегация во главе с полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном округе Ильей Клебановым побывала в Кировско-Апатитском районе.
2 марта Илья Клебанов принял участие в торжественной церемонии начала эксплуатационного бурения компанией «ЛУКОЙЛ» на месторождении «Кравцовское» (Д-6) на шельфе Балтийского моря. Так же 2 марта в Калининграде состоялась презентация проекта модернизации аэропорта Храброво. Ее провели представитель президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов, генеральный директор ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» Валерий Окулов, губернатор области Владимир Егоров и депутат Государственной Думы Александр Лебедев. Валерий Окулов заявил, что Аэрофлот намерен запустить собственный проект реконструкции авиавокзального комплекса. Илья Клебанов оценил намерения «Аэрофлота» как «более реальные», определив задумки «Калининградавиа» как «полуаферу»: «Проект «Калининградшатл» нужен собственникам лишь для увеличения стоимости пакета акций для возможной последующей перепродажи».

НАМЕРЕНИЯ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ КЛЕБАНОВА ПО РАЗВИТИЮ
СЗФО И КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

По мнению Клебанова, одна из задач полпредства, которой он намерен уделять повышенное внимание: экономика, развитие регионов, развитие округа в контексте удвоения ВВП.
Клебанов выделяет следующие факторы способные повлиять на реализацию программы по удвоению ВВП в СЗФО:
— углеводородная сырьевая база Северо-Запада;
— лесная отрасль;
— интеллектуальный и научно-технический потенциал. В регионе сосредоточены высокоточные, высокотехнологичные предприятия — начиная с «Севмашпредприятия» и «Звездочки» в Северодвинске и заканчивая ПСЗ «Янтарь».
По мнению Клебанова, Калининград требует особых условий развития. Два года назад Минэкономразвития, Минпромнауки и Минфин приступили к разработке нового закона об особой экономической зоне «Калининград». Согласно заявлению полпреда, он наиболее приближен к аналогичным законам, действующим в Евросоюзе (в ЕС достаточно много особых экономических зон), но сейчас по некоторым вопросам еще нет договоренности между Минэкономразвития и Минфином. Однако Клебанов выразил надежду, что новый закон будет принят уже на весенней сессии Госдумы.
Клебанов отметил, что «сегодня существуют три варианта развития анклава, предложенные, соответственно, Минэкономразвития, администрацией области и членами инициативной группы». Но «без принятия закона, касающегося создания зоны свободного предпринимательства, никакое ускоренное развитие анклава и страны в целом невозможно».
Клебанов также неоднократно заявлял, что Калининградская область «остается в зоне особого внимания федеральной власти, и ее развитие — в числе приоритетных как аппарата главы государства, так и полпредства».
В СМИ активно обсуждалась информация о якобы намерении Клебанова инициировать процесс объединения Архангельской области с Ненецким автономным округом (НАО). Клебанов заявил, что 89 регионов — «это очень много для эффективного управления страной». Именно поэтому полпред назвал себя сторонником идеи укрупнения субъектов федерации. Объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по мнению Клебанова, — вопрос преждевременный, так как «такие регионы не подходят в качестве пилотного проекта в Северо-Западном регионе». А пилотным он предложил сделать слияние Архангельской области и Ненецкого АО. При этом, правда, полпред осторожно попросил считать его заявление не официальной позицией федеральных властей, а просто «вопросом для дискуссии». И хотя, как сказал Клебанов, в правительстве пока нет «официальных документов» об объединении еще двух регионов, но они вполне могут появиться — была бы политическая воля.
По мнению аналитиков, процесс укрупнения может столкнуться с серьезными препятствиями. Дело в том, что во многих северо-западных субъектах Федерации сегодня нет стабильности в политических элитах.

ОТНОШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ К НАЗНАЧЕНИЮ ИЛЬИ КЛЕБАНОВА
НА ДОЛЖНОСТЬ ППП В СЗФО

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко горячо поддержала это назначение Ильи Клебанова: «Он, Клебанов, очень хорошо знает округ, военно-промышленный комплекс, судостроение, Санкт-Петербург. Он будет очень полезным для города в решении тех проблем, которые связаны с федеральным центром. Он хороший политик, взвешенный человек, обладает исключительно хорошими человеческими качествами». Бывший и. о. губернатора Петербурга, а ныне первый заместитель полпреда Александр Беглов тоже одобрил назначение Ильи Клебанова: «Думаю, он справится с этой должностью. И потом, он наш, питерец».
Представители «Яблока», неоднократно выступавшие против института полпредств, к назначению Клебанова отнеслись положительно. Обрадовались Клебанову и в СПС. Председатель политсовета питерского отделения «правых» Станислав Еремеев назвал нового полпреда «эффективным топ-менеджером, который весьма успешно руководил петербургским комитетом по экономике и промышленной политике, а теперь еще приобрел богатый опыт работы в правительстве».
По мнению губернатора Калининградской области Владимира Егорова, с назначением Ильи Клебанова на пост полномочного представителя президента в Северо-Западном Федеральном округе Калининграду будет гарантирована поддержка в решении тех вопросов, которые являются прерогативой федеральных органов власти.
По словам главы обладминистрации, ему довелось многие годы работать с нынешним полпредом, и на всех постах И.Клебанов находил варианты, позволяющие решать серьезные проблемы в пользу Калининградской области. По мнению В.Егорова, нынешний полпред заинтересован в развитии Калининградской области.
Судя по всему, в своем округе Клебанов будет играть роль не просто «президентского надзирателя», как это происходит в большинстве других округов. Полпреду Клебанову, вероятно, поставлена задача: разрабатывать и реализовывать программу экономического развития региона. Его влияние, конечно, будет несоизмеримо меньшим, чем в правительстве. Но формально, назначив Илью Клебанова полпредом, президент все же оставил его в обойме политиков первого ранга.
Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *