Конфликт вокруг Исаакиевского собора

Конфликт вокруг Исаакиевского собора

dagestanpost.ru

Алексей Макаркин задавался вопросами культуры и церковных традиций

Конфликт вокруг Исаакиевского собора связан во многом с тем, что светские люди не понимают внутрицерковной логики. Впрочем, многие церковные люди тоже её не понимают. Административная сверхцентрализация соседствует в церкви с высокой степенью плюрализма, когда речь идёт о большом количестве важных вопросов.

Например, сколько времени длится всенощная (вопрос, не праздный для экскурсантов)? На этот вопрос даже патриарх не сможет дать короткий ответ. Может длиться два часа, может четыре, а может и шесть. Всё зависит от точки зрения даже не епархиального архиерея, а настоятеля конкретного храма.

Более ста лет назад в Киевской духовной академии один раз служили всенощную по всем правилам – получилось восемь часов. Понятно, что ни один прихожанин этого не выдержит, поэтому каждый настоятель сокращает по своему разумению. И никто не может гарантировать, что в Исаакиевский собор не назначат священника-«максималиста».

Ещё один вопрос: можно ли проводить в храме концерты классической музыки? Для западных христиан, на опыт которых сейчас нередко ссылаются, ответ ясен. Для русских православных – совсем нет.

Один батюшка может разрешить, другой – принципиально нет. А третий проверит репертуар и спросит о соответствии того или иного произведения православным нормам (тоже понимаемым по-разному, для многих и Бортнянский с Рахманиновым недостаточно православны). Причём сейчас «в моде» скорее строгость, связанная с монастырской традицией.

Или же насколько совместимы экскурсии и воскресная школа (это нормальный элемент приходской жизни)? Я помню группу детей в соборе Святого Павла в Лондоне, с которыми разговаривал священник, не обращавший внимания на бродивших вокруг экскурсантов. При этом дети сидели на каких-то матах (если я не ошибаюсь) в свободных позах.

В современной России, думаю, такая практика не встретит поддержки у большинства церковных людей. Более того, обращение к западному опыту натолкнётся на сильное неприятие. Мол, доигрались там до однополых браков, а у нас строже надо, тогда всё хорошо будет.

Вопросов много, но дать на них чёткий ответ нельзя. Даже если назначить в собор священника, склонного к компромиссам с представителями светской культуры, нет никаких гарантий, что через несколько лет его не сменит ригорист. И никто из «внешних» не сможет на это повлиять.

 

Алексей Макаркин

 

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *