Квадратура классов

Квадратура классов

infinica.ru

Ирина Романова удивлялась мыслям, которые порой посещают головы чиновников

За новостью о мироточении бюста царя Николая в Крыму, очередным витком обсуждений Алексея Навального и свежими сообщениями о кадровых перестановках в далёком заокеанском Белом доме как-то подзатерялось одно занятное высказывание. О квадратуре классов. Школьных классных комнат, короче.

Вице-премьер Ольга Голодец, выступая на сочинском инвестфоруме, который состоялся в конце февраля, мощно прошлась по конструкции классов. Мол, неправильно ты, дядь Фёдор, бутерброд с колбасой ешь загонять детей в прямоугольные классы и впереди, у доски, ставить педагога. Только идеальная форма – квадрат. Ибо лишь в квадрате выстраивается команда и формируется проектный подход, а когда учитель главенствует в классе – это асисяй. Такой расклад тут же, дескать, навязывает социальные роли несчастным школьникам (кто любимчик, кто болотистый пассив, кто антилидер и так далее), а сам преподаватель не видит, что творят ученики на последних партах.

Ольга Юрьевна, ответьте честно, как на духу, вы это серьёзно? Вы серьёзно думаете, что педагоги настолько тупы и слепы, что не видят, как школьники списывают, чатятся, читают порно журналы, рисуют на партах? Вы всерьёз полагаете, что расположение а-ля «круглый стол короля Артура», когда учитель в центре, а школьники на равноудалённом расстоянии от него, повысит эффективность обучения и махом отменит распределение ролей в классе? Нет, вы, правда, считаете, что только квадрат спасёт наши школы?

Я по образованию педагог. Да, так вышло, что в начале нулевых в нашем маленьком городке, где я тогда проживала, учителей начальных классов и преподавателей биологии (а у меня в дипломе прописаны именно эти специальности) хватало с избытком. Пробиться в школу можно было лишь по блату или по удачному стечению обстоятельств, когда кто-то из педагогов уходил в декрет или переезжал в другой населённый пункт. Но связями я, увы, не обладала, а везунчиком и баловнем судьбы меня вообще назвать сложно. Однако я хорошо помню свою педагогическую практику и советы опытных учителей. А они всегда говорили: «Главное – ребёнка заинтересовать».

Это сложно, безусловно. А особенно когда у тебя в классе не 10-15 человек, а все 25. Потому всегда задания я составляла по уровням сложности. Кто-то хорошо откликался на тесты, кто-то на интересные факты, которые в учебнике никогда не давались, кто-то на индивидуальное задание повышенной сложности.

Кстати, всё это враки, что педагог стоймя стоит весь урок у доски. Лишь определённое время, когда объясняет новый материал. Остальное время он прекрасно «дефилирует» в проходах, подсказывая ученикам, как и что лучше сделать. Исключение составляют лишь контрольные работы, когда каждый сам за себя. И да, с преподавательского места видно всё и всех. И списывающих, и засыпающих, и чатящихся, и кусающих булку, которую не успел доесть на перемене.

Так вот, к нашей квадратуре классов. Форма классной комнаты, её цвет, освещённость, мебель, расстановка парт, разумеется, влияют на учебный процесс, но не настолько сильно, как квалификация педагога. Именно он создаёт команду. Или не создаёт. Именно он прокачивает определённые навыки и умения детей. Или не прокачивает. Именно он даёт знания. Или не даёт, а просто формально отрабатывает своё количество часов.

Так как ныне я весьма далека от школы и преподавательской деятельности вообще, то по вопросу квадратуры классов решила проконсультироваться у действующих педагогов. Они только глаза на меня вытаращили и сказали примерно одинаковое по смыслу, а именно: «Делать этим людям наверху нечего, что ли? Лучше бы с подготовкой педагогических кадров разобрались и со школьными программами».

А один из преподавателей поведал весьма занятную историю, произошедшую в одной из калининградских школ. Приболел там учитель физики. Директор школы, она же по совместительству учитель географии, решила физика заменить. Ну не пропадать же занятиям?! «Я человек взрослый, педагог со стажем, – сказала она сама себе, – что я не смогу объяснить всё по учебнику (а там всё чётко написано, что к чему) и решить пару задач?»

И ведь смогла! После шокированные родители учеников в массовом порядке стали звонить директору и спрашивать, что произошло. Ведь дети даже не просили после этого урока помочь с домашкой по физике!

«Это я к чему говорю, – пояснил мне рассказчик сей истории, – к тому, что сейчас хороший учитель на вес золота. Если даже пятиклассники приходят ко мне на репетиторство, то это уже проблема. Всей нашей системы образования. Что-то не так с педкадрами, а не с конструкцией классов».

Нет, я не против квадратных классов и формирования проектного подхода, команды и бла-бла-бла. Не подумайте чего такого. Просто я всегда полагала, что все реконструкции надо начинать с содержания, а не с формы. Будет содержание, там, глядишь, и форма приложится. Будут квалифицированные педагоги, они осилят работу и в квадратных классах, и в овальных кабинетах, и в сияющих сферах.

 

Ирина Романова

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *