• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Название документа:
    Номер документа: ИСО/ТУ 16949-2009
    Вид документа: ГОСТ Р
    Принявший орган: Росстандарт
    Статус: Действующий
    Опубликован: официальное издание
    Дата принятия: 30 июня 2009
    Дата начала действия: 01 июля 2010
    Дата редакции: 30 ноября 2010

    ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (с Изменением N 1, с Поправкой)

    ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (с Изменением N 1)

    Название документа: ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (с Изменением N 1, с Поправкой)
    Номер документа: ИСО/ТУ 16949-2009
    Вид документа: ГОСТ Р
    Принявший орган: Росстандарт
    Статус: Действующий
    Опубликован: официальное издание

    М.: Стандартинформ, 2009 год

    Дата принятия: 30 июня 2009
    Дата начала действия: 01 июля 2010
    Дата редакции: 30 ноября 2010

    Александр Анатольевич Амяльев
    канд. экон. наук, менеджер VDA QMC Rus

    В октябре 2016 г. вышел в свет новый стандарт на системы менеджмента качества (СМК) предприятий в автомобильной промышленности — IATF 16949. Он отменяет и заменяет техническую спецификацию ISO/TS 16949, действовавшую с 1999 г. Цель стандарта не изменилась: по-прежнему в фокусе внимания остается постоянное улучшение с акцентом на предупреждении дефектов и уменьшении вариаций и потерь по всем цепочкам поставок. Что же нового несет в себе стандарт, влияющий на выбор поставщиков и в целом на успех бизнеса в автомобильной промышленности? IATF 16949:2016 представляет собой новаторский документ, задающий строгую ориентацию на потребителя, с включением ряда консолидированных предшествующих специфических требований ведущих западных автопроизводителей. Рассмотрим кратко основные изменения, имеющие наибольшее значение.

    IATF 16949 в отличие от ISO/TS 16949 не может рассматриваться как автономный. Он является дополнением к стандарту ISO 9001:2015 и основывается на его структуре (кстати, такая взаимосвязь не новинка для автопрома, она уже используется с конца прошлого века в Германии для стандарта VDA 6.1 - предшественника IATF 16949)1. Следовательно, предприятиям, работавшим исключительно по ISO/TS 16949, предстоят осмысление и реализация дополнительных изменений в последней версии стандарта ISO 9001. Необходимо определить контекст организации, потребности и ожидания заинтересованных сторон и задать область применения СМК. IATF 16949 разрешает сделать исключение лишь для требований к проектированию продукции (разд. 8.3), если организация не несет ответственности за проектирование и разработку (здесь никаких принципиальных изменений). Область применения стандарта расширилась и, кроме серийно изготовляемых материалов, компонентов и других частей для конвейеров и сервисного обслуживания конечных потребителей, охватывает теперь и аксессуары для автотранспортной техники, например рейлинги, спойлеры и ветровые стекла мотоциклов.

    Критически важно в новом стандарте требование соответствия всех продуктов и процессов, включая компоненты для сервиса, продукты поставщиков и внешних процессов, всем применимым законодательным и нормативным правовым требованиям, а также бескомпромиссное обеспечение безопасности продукции. Причиной этого являются ужесточающиеся требования законодательства во всем мире, что подтверждается многочисленными повсеместными акциями отзыва автомобилей с многомиллиардным ущербом. Для докумен тированного описания процессов управления, идентификации специальных характеристик на основе анализа законодательства и нормативов, специального обучения персонала, обязательного одобрения важных технических документов потребителем, непосредственного участия высшего менеджмента в процессах эскалации вопросов, требующих срочного решения, введения прослеживаемости и т. д. может понадобиться сформировать особую систему менеджмента безопасности продукции, тем более что такое требование уже есть у некоторых европейских ОЕМ. Извлеченные уроки (lessons learned) - ключевой элемент процесса обеспечения безопасности продукции и менеджмента рисков, несколько раз упоминаемые в стандарте, введены в процесс предупреждающих действий, оставленный из ISO/TS 16949. Для поддержки менеджмента внутренних и внешних рисков в стандарте приведены развернутые требования к соответствующим документированным планам действий в нештатных ситуациях, включая их периодическую проверку, рассмотрение высшим руководством и уведомление заинтересованных сторон.

    С обеспечением безопасности транспортных средств тесно связано требование к наличию специальных процессов анализа автокомпонентов, возвращенных по гарантии. Оно принципиально не новое, но в нем четко обозначена необходимость наличия процесса NTF - Not-Trouble-Found (проблема не обнаружена) в связи с большой долей случаев возвратов из сферы эксплуатации без подтверждения дефектов при последующих проверках у изготовителей. С целью оперативного выявления и локализации продукции, не соответствующей по качеству и/или безопасности, в стандарте приведены подробные требования к планам по прослеживаемости согласно нормам регулирующих ведомств и потребителя. Снижению рисков пропуска продукции «неправильной с первого раза» потребителю будет способствовать реализация новых детальных условий к документированному управлению несоответствующей, подозрительной, доработанной и отремонтированной продукцией.

    Значительное внимание в новом стандарте уделено теме аудита качества. Так, например, высшее руководство должно быть информировано о результативности программы аудитов, закреплены ранее использовавшиеся лучшие практики следования руководствам потребителя по аудиту процесса и продукта, выборочная оценка выполнения специфических требований потребителей и проверка передачи смен. Требования к аудиторам значительно повышены: им необходимо демонстрировать компетентность, включая понимание процессного подхода, риск-ориентированного мышления, и знание основных методов (FMEA, SPC, MSA, 8D и др.).

    Организациям требуется поддерживать квалификацию аудиторов на должном уровне, к примеру, проведением установленного минимального числа аудитов в год.

    В области закупок предприятиям следует использовать приведенные в стандарте критерии выбора поставщиков на документированной основе и реализовывать подходы к оценке рисков поставщиков при многофункциональном принятии решений. Для реализации идеи всеобщего управления на основе качества в цепочках поставок предприятие, работающее по IATF 16949, должно передавать поставщикам все применимые законодательные и нормативные правовые требования, например, через специальные характеристики продуктов и процессов, и обязать поставщиков каскадировать эти требования далее по цепочкам поставок, а также одобрять продукты и услуги поставщиков до предоставления потребителю своей продукции в рамках процедуры РРАР/РРF.

    К развитию СМК поставщиков по рекомендованным стадиям, от следования положениям стандарта ISO 9001 до сертификации по IATF 16949, добавлена необходимость развития собственно поставщиков на основе результатов их работы, итогов аудитов, состояния сертификации и анализа риска.

    Множество рисков на предприятиях автопрома обусловлено постоянно происходящими изменениями различного рода, от переноса площадки до изменения частоты контроля отдельного параметра.

    Поэтому в стандарте закреплены дополнительные положения по менеджменту изменений, такие как документирование процесса управления изменениями и реагирования на изменения, которые влияют на создание продукта, пробный прогон серийного производства для валидации влияния любых изменений на процесс изготовления и уведомления потребителя о любых запланированных изменениях. При временном изменении мер по управлению процессом производства, например, при использовании альтернативных методов контроля продукции в течение ремонта автоматического контрольного оборудования, IATF 16949 предписывает осуществлять документированное управление такими методами, включая, как минимум, ежедневное рассмотрение их действенности и анализ рисков.

    С учетом научно-технического прогресса в автомобилестроении, стандарт содержит ряд конкретных требований к менеджменту качества программного обеспечения и продуктам со встроенным программным обеспечением для автотранспортных средств при разработке (включая изменения и валидацию), ее оценке и анализе отказов.

    В области производства новым является требование к широкому применению стандартизованных работ по соответствующим инструкциям и стандартов визуализации, облегчающих понимание требований. В IATF 16949 большее внимание уделяется безопасности операторов и эргономике рабочих мест. Предупредительное и предиктивное обслуживание оборудования, а также периодический ремонт включены новым стандартом в систему TPM (Total Productive Maintanance) - всеобщего продуктивного обслуживания, что не может не порадовать адептов концепции «Бережливое производство».

    Требования к системе TPM включают в себя широкий охват парка оборудования, надлежащее обеспечение запасными частями и другими ресурсами для обслуживания оборудования и работу по целям в области обслуживания по широко известным показателям: OEE (Overall Equipment Effectiveness - общая результативность оборудования), MTBF (Mean Time Between Failure - среднее время между отказами), MTTR (Mean Time To Repair - среднее время на ремонт).

    Весьма созвучным современным общественно-политическим настроениям является требование IATF 16949 к определению и осуществлению предприятиями политики корпоративной ответственности, включающей, как минимум, политику по борьбе с взяточничеством, кодекс поведения сотрудников и политику эскалации этических вопросов («политику предоставления изобличающей информации»).

    Стоит отметить, что, выполняя данное требование, менеджерам весьма легко перейти ту самую грань этики, которую должна защищать эта политика. Представляется, что данное требование может быть наиболее трудным в оценке для аудиторов при проверке его реализации.

    Роль высшего руководства в менеджменте качества стандартом снова повышена за счет необходимости учета требований заинтересованных сторон при установлении целей в области качества, определения дееспособных владельцев процессов, расширения информации, предоставляемой для принятия действий и решений по различным аспектам системы, включая прогресс в ходе проектирования и разработки и оценку осуществимости производства.

    Дополнительные требования установлены в IATF 1 к источникам данных об удовлетворенности потребителей, менеджменту специальных характеристик, анализу осуществимости устойчивого производства продукции в заданных объемах, входным и выходным данным проектирования и разработки продуктов и технологических процессов, планированию предприятия, производственных помещений и оборудования, планам управления, верификации настроек, составлению графиков производства.

    Для описания СМК требуется ряд новых документированных процессов, например процесс проектирования и разработки продуктов и технологических процессов, процесс выбора поставщиков и процесс по идентификации мер по управлению внешними процессами, а также документированное описание учета специфических требований потребителей в СМК.

    В части постоянного улучшения от автомобильных предприятий требуется применять документированный процесс определения использования соответствующих методологий защиты от ошибок, включая испытания устройств по защите от ошибок на отказ или имитируемый отказ калиброванными/поверенными тестовыми частями и соответствующие планы реагирования.

    Стандарт содержит в себе ряд новых терминов и определений, ссылки на ранее не упоминавшиеся и, следовательно, недостаточно используемые методы менеджмента качества, например DFSS, DFMА, GD&T, RGA 2 , а также указания на национальные стандарты ассоциаций автомобильной промышленности - членов IATF для содействия в понимании и выполнении требований потребителей.

    В целом IATF 16949 привносит риск-ориентированный подход в процессы по всей организации так же, как и стандарт ISO 9001, содержит ряд новых требований и конкретизирует уже известные, но разложенные по новым «полочкам» разделов. По-прежнему стандарт на СМК предприятий в автомобильной промышленности представляет собой тесно связанные друг с другом требования, подкрепленные перекрестными ссылками, и, следовательно, подходить к их реализации необходимо не механистически, «по пунктам», а при применении процессного подхода, используя накопленный опыт, прежде всего понимая смысл каждого положения стандарта и извлекая реальную пользу от выполненных действий.

    1 IATF - Международная целевая группа автомобильной промышленности.

    2 DFSS (англ. design for six sigma) - проектирование для «Шести сигм»; DFMА (англ. design for anufacturing and assembly) - проектирование для изготовления и сборки; GD&T (англ. Geometric dimensioning and tolerancing) - назначение геометрических размеров и допусков; RGA (нем. Reifegradabsicherung fuer Neuteile) - обеспечение степени зрелости для новых частей.

    Что такое ISO/TS 16949:2009

    Это специальные требования к применению стандарта ИСО 9001-2008 для производителей автомобилей и автомобильных запчастей.Техническая спецификация ISO/TS 16949:2009 (ГОСТ Р 51814.1-2009) предназначена для усовершенствования системы управления качеством, применяемой в проектировании, разработке и производстве изделий автомобильной промышленности, а также их обслуживанию в процессе эксплуатации.

    Применение стандарта ISO/TS 16949:2009

    Стандарт ISO 16949 применяется к производственным площадкам предприятия, на которых выпускаются узлы и элементы, характеристики которых оговорены в технических требованиях заказчика. Такие вспомогательные службы, как административные офисы, конструкторские бюро и дистрибьюторские центры попадают под аудит производственной деятельности и не могут быть сертифицированы отдельно даже в том случае, если они располагаются на другой территории.

    Стандарт ИСО 16949 может быть применен в отношении любой компании, деятельность которой связана с производством оборудования и комплектующих, предназначенных для выпуска автомобильной продукции. На практике, наличие сертификата ISO 16949 2009 является обязательным условием для успешного ведения бизнеса большинства ведущих компаний автомобильной промышленности.

    Преимущества сисетмы ISO 16949

    Работа по стандартам ISO 16949 влечет за собой явные преимущества:

    • Уменьшение брака и количества отходов.
    • Достигается за счет системного подхода к сертификации. На практике это дает возможность повысить эффективность всех производственных процессов, что неизбежно приведет к сокращению брака и затрат на непродуктивное использование ресурсов и времени.
    • Упрощение ведения бизнеса.
    • По своей сути сертификат ISO 16949 является лицензией на торговую деятельность. Иначе говоря, сертификация ISO 16949 является обязательным условием для совершения торговых операций, поскольку свидетельствует о надежности компании, как партнера по бизнесу.
    • Простота и гибкость применения.
    • Поскольку данный стандарт создан на основе повсеместно распространенного ISO 9001, то он легко комбинируется с большинством других систем менеджмента, начиная от OHSAS 18001 и заканчивая ISO 14001, а также способен дополнить целый ряд других методик развития бизнеса, как, например, FMEA или PPAP.
    • Повышение репутации.
    • Партнеры и клиенты получают весомое подтверждение о высоком качестве продукции, выпускаемом компанией, а также способствует повышению ее инвестиционной привлекательности.
    • Сокращение издержек на проведение третьими сторонами дополнительного аудита.

    Компания «БСК» так же содействует в оказании услуг по разработке, внедрению и сертификации системы управления качеством на предприятиях, ведущих деятельность в области производства и обслуживания автомобилей.

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)

    ISO/TS 16949
    Системы менеджмента качества. Частные требования по применению ISO 9001:2008 для производства автомобилей и комплектующих.
    Издатель Международная организация по стандартизации (ISO)
    Сайт
    Комитет (разработчик) TC 176
    Сайт комитета
    Дата утверждения 2009 г.
    Дата вступления в силу 12.06.2009 г.
    Стадия действующий
    Текущая редакция ISO/TS 16949:2009
    Предыдущие редакции ISO/TS 16949:1999,

    ISO/TS 16949:2002

    Отмененный стандарт ISO/TS 16949:2002
    Мировой аналог ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 (российский аналог)

    ISO/TS 16949 (ИСО/ТУ 16949) – это международный отраслевой стандарт, а также техническая спецификация , разработанная Международной организацией по стандартизации ISO . Стандарт описывает требования к системам менеджмента качества предприятий, занимающихся проектированием, разработкой, производством, установкой и обслуживанием продукции автомобильной промышленности.

    История создания

    Стандарт ISO/TS 16949 был подготовлен Международной рабочей автомобильной группой IATF и Японской ассоциацией автомобилестроителей JAMA при поддержке технического комитета TC 176 ISO . Стандарт базируется на структуре стандарта ISO 9001:2008 и включает дополнения, характерные для автомобильной промышленности. Предшественником ISO/TS 16949 является американский стандарт QS-9000 .

    Текущая третья версия стандарта ISO/TS 16949 была выпущена в 2009 году вслед за переизданием ISO 9001:2008 .

    Российским аналогом ISO/TS 16949:2009 является ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части" .

    В Белоруссии действует аналог СТБ ISO/TS 16949-2010 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению СТБ ISO 9001-2009 для организаций, производящих составные и запасные части, используемые в автомобилестроении" с изменением 1, которое распространяет национальный эквивалент на более широкий, по сравнению с ISO/TS 16949, спектр транспортных средств (включая сельскохозяйственную, коммунальную, строительную и другую специальную технику на колесном, гусеничном и шагающем ходу).

    Цели создания

    Целями создания ISO/TS 16949 является установка требований к системе менеджмента качества организации, которая направлена на:

    • постоянное улучшение;
    • предотвращение дефектов;
    • снижение вариаций и потерь в цепи поставок .

    Понятие «автомобильный» включает:

    1. автомобили,
    2. автобусы,
    3. мотоциклы,
    4. грузовики,
    5. но исключает специальную технику, например, тракторы, снегоуборочные машины и прочее.

    Производители запасных частей для автомобилей или поставщики вспомогательных услуг, таких как складирование, транспортировка, калибровка и другие, не могут проходить сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям ISO/TS 16949.

    Разделы стандарта

    Требования стандарта представлены в пяти разделах (наименования разделов идентичны ISO 9001:2008) :

    2 Ответственность руководства,

    5 Измерение, анализ и улучшение.

    В приложении A стандарта приводится форма Плана управления.

    В каждом из разделов имеются дополнительные к ISO 9001 требования, характерные для автомобильной промышленности. Основные дополнительные требования содержатся в разделе 7 "Процессы создания продукции" и включают, например, такие пункты:

    7.1.3 Конфиденциальность

    7.2.1.1 Специальные характеристики, установленные потребителем

    7.2.2.2 Возможность изготовления продукции организацией

    7.3.1.1 Многофункциональный подход

    7.3.6.2 Программа испытаний опытного образца

    7.3.6.3 Процесс одобрения продукции

    7.4.1.2 Развитие системы менеджмента качества поставщика

    7.5.1.2 Рабочие инструкции

    7.5.1.3 Верификация наладок

    7.6.1 Анализ измерительных систем

    7.6.3 Требования к лабораториям

    Особенность применения ISO/TS 16949

    Особенностью применения ISO/TS 16949 является требование к организациям по обязательному использованию ряда инструментов:

    • APQP (Advanced product quality planning) – Перспективное планирование качества продукции и план управления.
    • PPAP (Production part approval process) – Процесс одобрения производства компонента.
    • FMEA (Failure mode and effects analysis) – Анализ видов и последствий потенциальных отказов.
    • SPC (Statistical process control) – Статистическое управление процессами .
    • MSA (Measurement System Analyses) – Анализ измерительных систем.

    Данная особенность унаследована ISO/TS 16949 от американского стандарта QS-9000 . Современные наиболее широко распространенные методики APQP, PPAP, FMEA, SPC, MSA фактически переработанные методики QS-9000 американской автомобильной школы.

    Однако применение именно методик QS-9000 не является обязательным и организации по согласованию с потребителем могут применять другие инструменты содержащие подобные требования, например методики немецкой автомобильной школы (VDA).

    Преимущества внедрения стандарта для организации

    На конец декабря 2011 года было выдано, по меньшей мере, 47 512 сертификатов ISO/TS 16949 в 86 странах. Страны с наибольшим количеством сертификатов: Китай, Республика Корея, США, в Европе лидер - Германия.

    Напишите отзыв о статье "ISO/TS 16949"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий ISO/TS 16949

    Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
    Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
    Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
    Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.
    Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели – Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.
    Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно теперь уже не за, а против него.
    Совершается противодвижение с востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на восток. Те же попытки движения с востока на запад в 1805 – 1807 – 1809 годах предшествуют большому движению; то же сцепление и группу огромных размеров; то же приставание серединных народов к движению; то же колебание в середине пути и та же быстрота по мере приближения к цели.
    Париж – крайняя цель достигнута. Наполеоновское правительство и войска разрушены. Сам Наполеон не имеет больше смысла; все действия его очевидно жалки и гадки; но опять совершается необъяснимая случайность: союзники ненавидят Наполеона, в котором они видят причину своих бедствий; лишенный силы и власти, изобличенный в злодействах и коварствах, он бы должен был представляться им таким, каким он представлялся им десять лет тому назад и год после, – разбойником вне закона. Но по какой то странной случайности никто не видит этого. Роль его еще не кончена. Человека, которого десять лет тому назад и год после считали разбойником вне закона, посылают в два дня переезда от Франции на остров, отдаваемый ему во владение с гвардией и миллионами, которые платят ему за что то.

    Движение народов начинает укладываться в свои берега. Волны большого движения отхлынули, и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что именно они производят затишье движения.
    Но затихшее море вдруг поднимается. Дипломатам кажется, что они, их несогласия, причиной этого нового напора сил; они ждут войны между своими государями; положение им кажется неразрешимым. Но волна, подъем которой они чувствуют, несется не оттуда, откуда они ждут ее. Поднимается та же волна, с той же исходной точки движения – Парижа. Совершается последний отплеск движения с запада; отплеск, который должен разрешить кажущиеся неразрешимыми дипломатические затруднения и положить конец воинственному движению этого периода.
    Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.
    Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.
    Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.
    И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
    Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
    – Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?
    Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
    Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
    Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
    Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
    Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
    Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?

    Целым овладевают по частям.
    Сенека. Письма к Луцилию.

    Все крупнейшие автопроизводители (не только западные, но и российские) требуют от своих поставщиков построить систему менеджмента качества (СМК), отвечающую требованиям стандарта ISO 9001:2000 . Тема эта уже знакома большинству предприятий, и многие данную задачу решили. Но это только первый шаг: сегодня в контракты на поставку автокомпонентов включается новое требование - разработка и сертификация СМК в соответствии с требованиями ISO/TS 16949:2002 "Особые требования по применению ISO 9001:2000 для организаций- производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности"

    Сделать второй шаг будет гораздо труднее, но данное требование потребителей необходимо выполнить, если организации и дальше надеются получать от них заказы. А требуют автозаводы этого потому, что "целью настоящей спецификации является разработка СМК, которая предусматривает постоянное улучшение с акцентом на предупреждение появления дефектов и снижение вариаций, а также уменьшение излишних затрат в цепочке поставок". Выполнение поставщиком требований ISO/TS 16949:2002 существенно снижает риски потребителей получить некачественную продукцию или не получить ее вовремя.

    Следует отметить, что хотя требование о создании СМК, соответствующей требованиям ISO/TS 16949:2002 , включено в контракты на поставку, некоторые организации еще не приступили к его реализации и даже не представляют, какой огромный объем работ предстоит выполнить и сколько потребуется на это времени. А времени на построение СМК и ее сертификацию понадобится много, причем измеряться оно будет не месяцами, а годами! И вот почему.

    Во-первых, стандарт ISO 9001:2000 и ISO/TS 16949:2002 - это "две большие разницы" в смысле объема требований. Можно отметить следующие существенные отличия требований ISO/TS 16949:2002 от требований стандарта ISO 9001:2000 (курсивом даны комментарии):

      изменился состав обязательных записей, документированных процедур и прочих документов (состав увеличился значительно, но все документы нужные и важные, и их наличие положительно сказывается на результатах работы организации );

      процессы СМК нужно анализировать не только с точки зрения их результативности, но и эффективности (нужно вводить критерии эффективности процессов );

      анализ СМК со стороны руководства должен включать: оценивание "стоимости плохого качества" (необходимо вести учет затрат на качество, связанных с появлением и устранением дефектов, и делать выводы на основе полученной информации ) и анализ фактических и потенциальных отказов при эксплуатации продукции;

      должна обязательно проводиться подготовка персонала на рабочем месте перед началом выполнения новой или измененной работы, влияющей на качество продукции (изменился технологический процесс - персонал должен быть подготовлен, прежде чем приступать к работе );

      организация должна измерять степень осведомленности своих сотрудников о значимости (актуальности, необходимости) и важности их деятельности, а также оценивать вклад каждого из них в достижение целей в области качества (без опроса персонала вряд ли можно обойтись );

      должны быть разработаны и внедрены методы оценивания и мониторинга результативности выполняемых операций по перемещению материалов, обращению с ними и использованию площадей (нужно определить критерии оценки, например: время цикла изготовления, уровень загрузки складов, дальность транспортировок и т. д., которые можно использовать как информацию для размышления );

      организация должна подготовить планы на случай непредвиденных обстоятельств с целью удовлетворения требований потребителя при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как: перебои в работе коммунальных служб, нехватка рабочей силы, отказ ключевого оборудования и возвраты из эксплуатации (нужно определить и зафиксировать действия организации в отношении минимизации рисков потребителей не получить вовремя продукцию );

      требования к продукции включают и "все применимые правительственные постановления, правила безопасности, а также постановления, связанные с вопросами охраны окружающей среды, которые применяются по отношению к приобретению, хранению материалов, обращению с ними, их повторному использованию, уничтожению или утилизации" (есть работа и экологам );

      организация должна выполнять определенные требования не только при проектировании продукции, но и при проектировании процессов изготовления (требования касаются входных и выходных данных, верификации и валидации );

      при проектировании продукции и процессов необходимо проводить анализ видов и последствий потенциальных отказов продукции и процессов (FMEA); организация должна соблюдать процедуру одобрения продукции и процесса изготовления, которая признается потребителем и применять ее по отношению к своим поставщикам (процесс согласования производства части (РРАР) или иную процедуру, одобренную потребителем );

      организация должна развивать СМК поставщика. Если потребителем не установлено иное, поставщики организации должны быть зарегистрированы на соответствие ISO 9001:2000 аккредитованным органом по сертификации (это и предыдущее отличие добавляют много работы отделам материально- технического снабжения организаций );

      должны быть разработаны планы управления для постановки продукции на производство и производства. План управления - документ, содержащий определенные сведения о параметрах производственного процесса, характеристиках продукции и многое другое (требования к составу информации - в приложении А ISO/TS 16949:2002 );

      должны быть документированные рабочие инструкции для всех работников, ответственных за выполнение процессов, влияющих на качество продукции (может так "повезти", что придется разрабатывать рабочую инструкцию и для уборщицы, если качество ее работы будет непосредственно сказываться на качестве продукции );

      обслуживание оборудования должно быть планово-предупредительным с учетом использования методов прогнозируемого технического обслуживания (ремонтировать только тогда, когда у вас что-то сломалось - уже недостаточно );

      организация должна создать и внедрить систему менеджмента производственной инструментальной оснастки (определить правила и выделить ресурсы для проектирования, изготовления, приемки, хранения, обслуживания, ремонта и т. д. );

      должна проводиться валидация всех процессов производства и сервисного обслуживания (не только так называемых специальных процессов, а ВСЕХ без исключения процессов );

      организация должна иметь возможность передавать необходимую информацию потребителю на установленном им языке и в определенном им формате (что предполагает наличие известного уровня компьютеризации );

      должен проводиться анализ измерительных систем (MSA );

      внутренний аудит должен включать не только аудит СМК, но и аудит продукции и процессов изготовления, причем он должен охватывать все виды деятельности и смены (число аудитов стало гораздо больше, и потому требуется увеличение штата аудиторов );

      должен проводиться мониторинг производственных процессов для оценки и обеспечения их воспроизводимости (что означает внедрение методики SPC - статистическое управление процессами );

      организация должна получать разрешение от потребителя не только в случае невыполнения установленных требований применительно к продукции, но и применительно к процессам изготовления (информацию о том, на какие отклонения и как реагировать, можно найти в соответствующих процедурах одобрения продукции и процесса изготовления, признаваемых потребителем );

      организация должна иметь определенный процесс для решения проблем, приводящий к идентификации и устранению их основных причин , причем с учетом использования формата решения проблем, который предписан конкретным потребителем (практически любой формат требует от организаций проведения немедленных действий по устранению проблемы или несоответствия (коррекции) и проведения последующих действий (корректирующих) по устранению основных причин проблемы );

      для того чтобы устранить причину несоответствия, организация должна применять внедренные корректирующие и управляющие действия к другим аналогичным процессам и продукции (наступил на грабли - убирай все грабли с дороги, а не только те, на которые наступил ).

    Как видно из вышеперечисленного, объем требований увеличился довольно существенно (причем здесь приведены не все отличия, так как переписывать всю техническую спецификацию нет смысла - возьмите и прочитайте). И соответственно пропорционально увеличению числа требований увеличится и время на подготовку к реализации этих требований.

    Во-вторых, достаточно много времени понадобится на освоение и внедрение методик, таких как: FMEA, SPC, MSA.
    Последние две методики относятся к статистике. Однако можно сократить время на статистическую обработку результатов путем применения соответствующего программного обеспечения. В наш век стучать по клавишам калькулятора - значит нерационально использовать рабочее время, тем более что потребуется выполнить большое число расчетов.

    В-третьих, сроки реализации проекта по построению СМК с последующей сертификацией увеличатся потому, что изменились правила сертификации. Если раньше (при сертификации СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 ) достаточно было продемонстрировать выполнение организацией требований как минимум в течение трех месяцев, и после этого можно было проводить сертификационный аудит, то сейчас этого недостаточно. В соответствии с правилами проведения сертификации, изложенными в Схеме автомобильной сертификации по ISO/TS 16949:2002 , для проведения аудита организация должна продемонстрировать выполнение требований ISO/TS 16949:2002 в течение 12 месяцев, что должно быть подтверждено соответствующими записями.

    Так что сроки построения СМК с последующей сертификацией существенно возрастут. Для создания СМК потребуется примерно от десяти месяцев до полутора лет и минимум год уйдет на непосредственно работу в соответствии с требованиями ISO/TS 16949:2002 . Сроки приблизительные, причем они реальны только для тех предприятий, которые уже имеют практический опыт внедрения СМК, соответствующих требованиям стандарта ISO 9001:2000 . Если опыта нет, то понадобится еще некоторое время (минимум полгода - год). Вот такие "грустные" цифры.

    Если вы уже внедрили СМК, соответствующую требованиям стандарта ISO 9001:2000 , то, не теряя времени, начинайте заниматься совершенствованием СМК с учетом требований ISO/TS 16949:2002 . Для начала ознакомьтесь с требованиями спецификации, а потом приступайте к реализации тех требований, которые вам понятны. Например, в документе есть требование относительно того, что "высшее руководство должно анализировать процессы создания продукции и поддерживающие процессы, чтобы гарантировать их результативность и эффективность...частью анализа со стороны руководства должна быть регулярная отчетность и оценивание стоимости плохого качества". Начинайте считать (т. е. вычленять из всей суммы затрат) и анализировать затраты (потери), которые возникли из-за появления и устранения дефектов (брак, доработки, дополнительный контроль и испытания, штрафные санкции и т. д.). Эту же информацию можно использовать для оценки эффективности части процессов организации: проектирования продукции, закупок, производства продукции, контроля и испытаний, хранения и транспортировки.

    Смею предположить, что большая часть новых требований будет все-таки на первых порах не понята. Обращайтесь с вопросами к потребителям (автопроизводителям), возможно они что-то подскажут. Однако, к сожалению (для предприятий), следует признать, что без привлечения специалистов в этой области требования ISO/TS 16949:2002 реализовать практически невозможно. Хорошую помощь могут оказать те консалтинговые фирмы, которые уже имеют опыт внедрения статистических методов на предприятиях. Выбирайте, обучайте специалистов и двигайтесь дальше в реализации требований технической спецификации.

    Отдельный совет организациям, которые еще не имеют СМК, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2000 - нецелесообразно создание СМК на основе требований ISO/TS 16949:2002 , так как это очень трудная задача. Это почти равнозначно тому, что пытаться получить высшее образование, не имея законченного среднего. Для реализации требований ISO/TS 16949:2002 требуется несколько иной уровень подготовки персонала, чем имеющийся на некоторых предприятиях. Если персонал не умеет (не привык) работать по правилам (инструкциям), то рано браться за ISO/TS 16949:2002 . Лучше начать с разработки СМК, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2000 . Это будет хорошей школой, базой, ступенью, с которой легче будет подняться на следующую, более высокую. Развивайтесь эволюционно, революционный путь в данном случае малоприменим.

    Кавалерийским наскоком такой объем требований не осилить - нужно по частям и планомерно. Существует достаточно большое число правил, относящихся к "лягушкам" - наиболее важным и трудным делам, которые предстоит сделать. Вот некоторые из них: "лягушку нужно есть по частям", "если уж вам неизбежно придется съесть лягушку, то не стоит на нее долго смотреть". Так вот, если в вашем контракте на поставку продукции появилось требование о построении СМК в соответствии с требованиями ISO/TS 16949:2002 , то не откладывайте начало работ, приступайте без промедления, действуйте в этом направлении постепенно и постоянно.