• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Проведение независимой оценки квалификации работников и соискателей — новое явление в трудовых отношениях.

    1 января 2017 года в законную силу вступил федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Проведение независимой оценки квалификации стало реальностью и вызывает много вопросов как у работников, так и у работодателей. В связи с этим Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило ответы на часто задаваемые вопросы по реализации федерального закона.

    Всего Минтруд подготовил ответы на тринадцать вопросов. Кратко остановимся на наиболее интересных вопросах и предоставленных ответах. С полной версией информации Минтруда от 21.04.2017 г. «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» можно ознакомиться ниже.

    Проведение независимой оценки квалификации — вопросы и ответы

    Что даст проведение независимой оценки квалификации работнику и работодателю?

    При успешной сдаче профессионального экзамена работник или соискатель получают свидетельство о квалификации, что должно способствовать в карьерном росте и поиске работы.

    Если профессиональный экзамен не сдан, то выдается заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Заключение должно помочь соискателю и работодателю в повышении профессионального уровня.

    Прохождение независимой оценки квалификации — это обязанность или право?

    Независимая оценка квалификации носит добровольный характер, как для работника, так и для работодателя.

    За чей счет осуществляется проведение независимой оценки квалификации, какие существуют расценки?

    Прохождение независимой оценки квалификации оплачивается тем, кто выступил инициатором ее проведения.

    Проведение оценки осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Стоимость оценки должна размещаться на официальном сайте центра оценки квалификации.

    Где можно получить информацию о центрах оценки квалификации?

    Получить информацию о центрах проведения независимой оценки квалификации можно на сайте «Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации » Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и АНО «Национальное агентство развития квалификаций».

    В разделе «Центры оценки квалификации» можно получить всю необходимую информацию и сделать выборку по региону, где требуется пройти оценку квалификации.

    Чем проведение независимой оценки квалификации отличается от аттестации, проводимой работодателем?

    Аттестация является внутренней формой контроля работодателя за квалификацией и профессиональной пригодностью работников. В установленных случаях она носит обязательный характер. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе, установленное в ходе аттестации, может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

    Проведение независимой оценки квалификации не порождает никаких негативных последствий. По ее результатам принять решение о прекращении трудовых отношений с работником нельзя.

    Независимая экспертиза - это процедура, в ходе которой устанавливаются имеющие значения для того или иного дела обстоятельства.

    Особенностью данной процедуры является то, что ее проводят люди, обладающие специальными знаниями, навыками в конкретной отрасли и, что немаловажно, являются незаинтересованными лицами в результатах самой экспертизы.

    Кто проводит экспертизу?

    Экспертиза может проводиться как государственными, так и негосударственными организациями, данное обстоятельство не противоречит закону, но существует ряд квалификационных требований к экспертам (образование, стаж работы и т.д.) и самим организациям (ранее, например данный вид деятельности был лицензируемым, а в настоящее время требуется лишь допуск к СРО - саморегулируемая организация).

    Необходимость в проведении экспертизы, как правило, обусловлена наличием спора между двумя лицами .

    Соответственно результаты данной процедуры могут стать весомым аргументом при подтверждении позиции стороны.

    Сроки?

    Законом не регламентирован срок проведения. Как правило применяется разумный срок, так для исследования:
    автотехническая экспертиза - 1-2 недели;
    строительная экспертиза - 2 недели;
    почерковедческая экспертиза - 7 дней;
    лингвистическая экспертиза - 10 дней.

    Стоимость?

    От 5 000 рублей.

    Инициатором проведения экспертизы, как правило, является гражданин либо юридическое лицо, поскольку в последующем вопрос о назначении экспертизы решается судом и носит она, соответственно название судебная.

    Экспертизу назначают постановлением суда в рамках рассматриваемого гражданского, арбитражного или уголовного дела.

    Основанием для проведения независимой экспертизы является соответствующий договор, который заключается между гражданином либо юридическим лицом с одной стороны и экспертным учреждением с другой и, соответственно, оплачивается за счет заказчика.

    Существует множество видов экспертиз в различных отраслях науки и техники, всего их существует порядка 30.

    Перечень экспертиз, проводимых, например, экспертными учреждениями, входящими в систему Министерства юстиции определен соответствующим приказом министра. В большинстве своем все эти виды экспертиз могут быть проведены и негосударственными организациями.

    По результатам проведенной экспертизы эксперт во всех случаях составляет заключение, представляющее собой итог проделанной специалистом работы.

    Что содержит заключение независимой экспертизы?

    В заключении экспертом непременно указывается предмет проводимого исследования, способ и подход, который использовался, сама процедура исследования и, естественно, выводы. Вывод имеет ключевое значение, поскольку именно он и является целью самой экспертизы.

    Вместе с тем, следует отметить, что проводимая независимая экспертиза по заказу физического или юридического, при последующем обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции будет иметь статус доказательства - письменный документ. Данное обстоятельства связано с тем, что действующие процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ) предусматривают конкретный порядок и основания назначения соответствующей экспертизы.

    Однако предварительно проведенная Вами независимая экспертиза, может в последующем, при правильно ее преподнесении в судебном процессе, побудить суд назначить судебную экспертизу, что окажет колоссальное влияние на последующее судебное решение.

    Связано это во многом с тем, что при проведении судебной экспертизы эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, чего не делается при проведении независимой экспертизы, что, соответственно, может вызвать определенные сомнения в объективности проведенного исследования. Но данное обстоятельство ни в коем случае не умаляет значимость и необходимость независимых экспертиз.

    Зачастую в практике возникают ситуации, при которых ожидание назначения соответствующей судебной экспертизы, а это поверьте не быстро, может привести к утрате самого предмета, который необходимо исследовать, например, когда речь идет о продуктах питания, ряде строительных материалов и т.д. И тогда проведенная независимая экспертиза будет единственным мнением специалиста, поскольку проведение судебной независимай экспертизы, при утрате предмета, исключается.

    Независимая оценка квалификации штатных сотрудников и соискателей на вакантные должности на сегодняшний день является стандартизированной процедурой подтверждения профессиональной квалификации, установленной и регламентированной законодательно.

    Независимая оценка – нормативная база

    Независимая оценка квалификации работников – это оценочная процедура, в ходе которой специалист подтверждает (или не подтверждает) соответствие своей квалификации критериям профстандарта, либо квалификационным требования, которые установлены действующими на территории РФ законодательными и иными нормативными актами. В настоящее время в РФ действуют нормы, положения которых:

      устанавливают требования проведения оценки квалификации независимыми структурами - Федеральный закон № 238-ФЗ от 03.07.2016 г. «О независимой оценке квалификации»;

      регламентируют создание курирующего органа – Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ (Указ Президента РФ № 249 от 16.04.2014, в ред. 18.12.2016 г.);

      регламентируют порядок и процедуру проведения оценочных мероприятий - Постановления Правительства РФ № 1204 от 16.11.2016 г. «Об утверждении Правил проведения ЦОК независимой оценки»;

      регламентируют документальное сопровождение и мониторинг - Приказы Минтруда РФ № 649н от 15.11.2016 г., № 701н от 01.12.2016 г., № 706н от 02.12.2016г., № 725н от 12.12.2016 г., № 726н от 12.12.2016 г., № 729н от 14.12.2016 г., № 758н от 19.12.2016 г., № 759н от 19.12.2016 г.

    Оценка квалификации проводится специалистами Центров оценки квалификации (ЦОК), осуществляющих свою деятельность на основании закона РФ № 238-ФЗ, и курируется Национальным советом при Президенте РФ.

    Суть независимой оценки

    Все новое – это хорошо забытое старое. В целом, оценка квалификации далеко не новационная процедура для нашей страны. Подобная оценка персонала имела место и ранее, только она проводилась в форматах различных сертификаций, аттестаций и переаттестаций, обучения и переобучения, повышения квалификации . Все эти оценочные процедуры проводятся в соответствии с собственными стандартами. Независимая оценка проводится в соответствии с профессиональными стандартами, утвержденными законодательно.

    Цель внедрения независимой оценки – переход от подтверждения уровня подготовки и соответствия профстандартам дипломом об образовании, к установлению фактического уровня подготовки посредством систематизированных стандартов рамок квалификаций и профессионального стандарта (исходя из которых проводится оценка квалификации персонала в ЦОК). То есть, теперь работника, его категорию, классность или разряд, будет определять не диплом и уровень аккредитации учебного заведения его выдавшего, а фактические знания, навыки и умения.

    Рамка квалификаций содержит обобщенные характеристики квалификационных уровней. В зависимости от статуса ЦОК, при оценке квалификации работников они могут руководствоваться как национальной, так и региональной (актуальной для конкретного отделения ЦОК) рамкой квалификаций.

    Профстандарт представляет собой детализированное описание трудовых функций, предусмотренных для конкретной профессии или специальности, требования к знаниям и опыту, которыми должен обладать сотрудник, в соответствии с его должностью и квалификацией.

    Как провести независимую оценку квалификации сотрудников

    Профессиональный экзамен, которым, по сути, является независимая оценка, могут проводить только аккредитованные центры (ЦОК). Обратиться в Центр проведения НОК могут:

      работодатель – с целью провести НОК в отношении сотрудников предприятия (в этом случае услуги ЦОК оплачивает работодатель);

      трудоустроенный сотрудник – пожелавший пройти оценку квалификации по той специальности, на которой трудоустроен в настоящий момент, либо по той специальности, которой также владеет;

      лицо, не трудоустроенное на момент прохождения экзамена – с целью подтверждения своей квалификации, (работодатели могут рассматривать наличие подтвержденной квалификации как преимущество при конкурсном трудоустройстве);

      соискатели, находящиеся в процессе трудоустройства (для получения возможных преимуществ в конкурсном отборе).

    Проведение независимой оценки является исключительно добровольным мероприятием, и работодатель не может обязать работника в принудительном порядке пройти такой экзамен. Также потребуется письменное согласие работника на прохождение оценки. При направлении работника на прохождение оценки за ним сохраняется место работы и все гарантии, предусмотренные ТК РФ (ст. 196 ТК РФ).

    Перед тем как проводить независимую оценку квалификации сотрудников, работодатель должен согласовать с ЦОК количество лиц, направляемых на прохождение независимой оценка, и предоставить:

      личное заявление каждого из соискателей на прохождение профессионального экзамена (форма утв. Приказом Минтруда от 02.12.2016 № 706н);

      ксерокопию паспорта или иного удостоверяющего личность документа экзаменуемого;

      иные документы, необходимые для прохождения оценочных мероприятий по соответствующей квалификации (указывается дополнительно представителем ЦОК).

    Независимая оценка квалификации экзаменуемых проводится на территории аккредитованного учреждения либо дистанционно. Сведения о результатах профессионального экзамена и подтвержденной квалификации вносятся в реестр Национального агентства развития квалификаций.

    По итогам успешно проведенной оценки квалификации экзаменуемому в течение 30 дней (календарных) выдается Свидетельство о квалификации установленного образца, а при неудовлетворительных результатах – заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для экзаменуемого.

    Независимую оценку не стоит путать с аттестацией сотрудников. Результат проведенной оценки (в отличие от аттестации) не влечет никаких последствий как для работника, так и для работодателя. Т.е. неудовлетворительный итог не дает права работодателю на применение каких-либо мер к сотруднику, равно как и успешное прохождение оценки не дает права работнику требовать повышения в должности, зарплате и т.п.

    Кто такой оценщик? А что такое проведение оценки имущества, к примеру? И, главное, зачем все это нужно? Об оценщике, и, тем более, его услугах, никто и не думает, но это только до тех пор, пока не потребуется срочное проведение оценки. Необходимость в такой экспертизе может и не возникнуть.

    Человеку она может не понадобиться на протяжении всей жизни, но, если нужно что-то глобальное продать или купить (дом, квартиру, гараж, машину, бизнес, акции и т.д.), то проведение оценки независимым оценщиком - гарантия того, что сделка будет заключена на взаимовыгодных условиях.

    Кому стоит доверить проведение оценки?

    Конечно, во многих случаях, особенно тех, что касается купли-продажи квартиры, чрезвычайно услужливое агентство недвижимости, в чьих интересах выгодно купить-продать квадратные метры, с удовольствием предоставит своего, очень внимательного и предупредительного эксперта, который все подробно растолкует и расскажет, почему эта квартира стоит столько, сколько вам говорят. Он же и позаботится о грамотном составлении всех необходимых документов.

    Но, как показывает простой жизненный опыт, слепо доверять этому специалисту не нужно, он ведь - представитель заинтересованной стороны. Не стоит забывать, что в таком случае соблюдение ваших интересов в расчет просто-напросто не берется. Поэтому, чтобы быть точно уверенным в том, что вам говорят всю правду, требуется проведение оценки независимым оценщиком , который не заинтересован в занижении или завышении стоимости того или иного объекта оценки. И где же найти такого человека?

    Кто может быть оценщиком?

    Так как это - профессия, требующая не только соответствующего образования, но и определенных моральных устоев, принципов и ответственности, то оценщиком может быть далеко не всякий. К каждому представителю данной профессии, имеющему право на проведение оценки, предъявляется ряд довольно серьезных требований, и, если, хотя бы, по одному из пунктов имеется несоответствие, то работать в этой должности ему не судьба.

    • Высшее и профильное образование. Да-да, это требование прописано в официальных документах (статья 24).
    • Данным видом деятельности не может заниматься лицо, находившееся или находящееся под следствием.
    • Оценщик - это не одинокая гордая птица, это - член официально зарегистрированной саморегулируемой организации (СРО), гарантирующей проведение работ на высоком профессиональном уровне.
    • Так как оценщик - тоже человек, то он должен застраховаться, но не от болезней или каких-либо катаклизмов. Он страхует свою профессиональную ответственность ни много, ни мало, а на сумму, которая никак не может быть меньше 300 000 рублей.

    Само собой, что подписывать какие-либо документы при и после проведения оценки имеют право только те лица, которые соответствуют всем требованиям, предъявляемым к представителям данной профессии. Тогда весь комплект документов имеет юридическую силу и удостоверяет стоимость того объекта, для которого и потребовалось проведение данной процедуры.

    Оценщик потому и называется независимым, что он ни от кого не зависит, поэтому, если вам предлагают услуги своего специалиста (особенно этим «грешат» риэлторские компании), то, конечно, отказываться от этого можно, но не стоит. Хотя бы, для того, чтобы посмотреть и сравнить, сколько же, по версии вашего независимого оценщика, стоит тот или иной объект. Разница между оценкой «независимого» сотрудника риэлторской компании и проведением оценки по-настоящему независимым экспертом, чаще всего, наблюдается поразительная.

    Проведение оценки независимым оценщиком означает, что ее должно проводить лицо, совершенно незаинтересованное в конечной стоимости объекта. И это - не его учредитель или владелец, акционер или сотрудник, и, уж тем более, не родственник или просто очень хороший знакомый или друг семейства. В общем, никаких имущественных или близких отношений между оценщиком и заказчиком при проведении оценки быть не должно. Все эти требования прописаны в законодательстве.

    Законом также определено, что заказчик и другие лица не имеют право вмешиваться в процесс проведения оценки, а также ограничивать профессиональную деятельность оценщика по установлению реальной стоимости объекта. Когда соблюдены все вышеперечисленные требования, то это гарантирует получение качественной услуги, в полном объеме демонстрирующей реальную стоимость объектов оценки. Чтобы достоверность проведения оценки ни у кого не вызывала вопросов, необходимо пользоваться услугами независимых оценщиков.

    Когда требуется проведение оценки независимым экспертом

    • В том случае, когда оформляется договор ипотеки, хорошо бы узнать реальную стоимость недвижимого имущества, чтобы потом не «кусать локти».
    • При сделках о купле-продаже движимого и недвижимого имущества. Проведение оценки независимым оценщиком при заключении такого рода сделок гарантирует получение реальной суммы стоимости объектов.
    • Тогда, когда для судебного урегулирования каких-либо вопросов, связанных с возмещением ущерба (движимому и недвижимому имуществу), требуется документальное подтверждение стоимости восстановительных работ, компенсаций и т.д. Квалифицированное проведение оценки для суда – убедительное доказательство, способное удовлетворить претензии пострадавшей стороны, позволяющее избежать неоправданного завышения стоимости ущерба виновной стороной.
    • Если нужна оценка акций и другого имущества, а также различных сделок как акционерных, так и других компаний.
    • В связи с требованиями госорганов, а также с целью подтверждения стоимости имущества.
    • При переходе права собственности.
    • При разделе имущества.
    • При вступлении в наследство для нотариуса.

    Профессиональное проведение оценки

    Бюро независимой оценки и экспертизы – это компания, которая на протяжении многих лет в Москве и Подмосковье занимается оценочной деятельностью. Мы гарантируем профессионализм и компетентность своих сотрудников, а также проведение оценки, которая, действительно, является независимой. В список объектов оценки нашей компании входят:

    • движимое и недвижимое имущество;
    • объекты интеллектуальной собственности;
    • материальные ценности;
    • акции и другие ценные бумаги;
    • земельные участки;
    • оценка ущерба при заливе квартиры , пожаре, ДТП и другие виды ущерба.

    Что гарантирует проведение работ нашими независимыми экспертами

    Проведение оценки нашими специалистами - это гарантия того, что вся информация, полученная в результате проведения экспертизы, соответствует действительности и может быть использована как в личных целях, так и для предоставления в судебные или иные инстанции.

    Полученные данные позволяют правильно, с учетом всех особенностей того или иного объекта, оформить все необходимые сделки, решить спорные вопросы, в том числе, и в суде. Выгода от проведения оценки независимыми экспертами несомненна, поэтому в любом случае, требующем установления реальной стоимости, советуем обращаться к услугам профессионалов!

    С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее - Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры - создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

    Вспомним о профстандартах

    Несмотря на беспокойство работодателей госсектора, связанное с введением профессиональных стандартов, все оказалось не так страшно. Обязательны профстандарты пока (как и планировалось изначально) только в двух случаях:
    • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;
    • когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер.
    В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

    Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.

    Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

    Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.

    Независимая оценка на смену аттестации

    Как ранее уже отметил Минтруд, уволить работника, квалификация которого не соответствует требованиям профстандартов, работодатель не может. Сначала он должен установить уровень квалификации, проверить профессиональные навыки, знания и умения работника путем аттестации.

    Аттестация - это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

    Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.

    Обратите внимание

    Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

    Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации - вводится институт независимой оценки квалификации (далее - НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

    Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.

    Участники независимой оценки

    Итак, Закон № 238‑ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

    В статье 2 Закона № 238‑ФЗ дается следующая формулировка: НОК - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

    Однако действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

    В статье 3 Закона № 238‑ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.

    Органы и организации, занимающиеся независимой оценкой

    Национальный совет Национальное агентство развития квалификаций Советы по профессиональным квалификациям Центры оценки квалификации Орган исполнительной власти

    (Минтруд)

    Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций Автономная, некоммерческая организация. Обеспечивает деятельность по развитию квалификаций Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации Утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения его полномочиями по проведению независимой оценки

    Отдельно отметим орган, который занимается независимой оценкой, - это не образовательная организация. Центр оценки квалификаций (далее - ЦОК) - юридическое лицо, занимающееся в соответствии с Законом № 238‑ФЗ деятельностью по НОК. Оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, по итогам которого ЦОК выдает свидетельство о квалификации.

    Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее - Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких на­именованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

    Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр.

    Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию:

    о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

    • О советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
    • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
    • о выданных свидетельствах о квалификации;
    • о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
    • иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
    Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

    Порядок проведения оценки

    Прежде всего следует сказать, что система НОК строится на добровольной основе. И обратиться в ЦОК может как работодатель, так и соискатель.

    Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238‑ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ.

    К сведению

    Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд.

    Итак, если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя.

    Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются:

    • письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета;
    • копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
    • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
    По итогам профессионального экзамена соискателю в 30‑дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена - заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.

    Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде.

    Обратите внимание

    Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238‑ФЗ).

    Одновременно с Законом № 238‑ФЗ были приняты и вступят в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки.

    Независимая оценка и Трудовой кодекс

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 239‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» были внесены изменения в ст. 187, 196 и 197 ТК РФ, в которых установлены права работников на подготовку и дополнительное образование, а также гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

    Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года будет приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.

    В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется:

    • внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки;
    • локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников.
    Обратите внимание

    Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель.

    Кроме этого, установлено, что направить работника на НОК можно только с его согласия. При этом работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

    Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

    Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238‑ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

    Независимая оценка и Налоговый кодекс

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 251‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», принятым и вступающим в силу одновременно с Законом № 238‑ФЗ, внесены дополнения в ст. 217, 219 и 264 НК РФ.

    В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

    А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, - в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период.

    Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.

    Мы рассмотрели лишь основные моменты, связанные с НОК. До вступления в силу Закона № 238‑ФЗ работы законодателям хватит - чего стоит только корректировка образовательных стандартов и разработка механизма их внедрения в систему образования. До окончания процесса совершенствования процедуры оценки квалификации работников еще далеко.

    Отметим, что при оценке особые требования будут предъявляться не к наличию конкретного образования, а к уровню знаний и умений, которыми владеет работник при выполнении своей трудовой функции (речь не о том, конечно, когда требования к образованию установлены законодательством). И именно такой подход работодателям рекомендуется применять сейчас, проводя оценку квалификации работников самостоятельно, до того, как ею займутся специализированные организации.

    При этом снова напомним, что независимая оценка - дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию.