• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей федеральных университетов и руководителей образовательных организаций, в случаях, установленных федеральными законами) проходят обязательную аттестацию.

    Это значит, что проведение аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации является законодательно обусловленной необходимостью, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой образовательной организации.

    А вот что касается действующих руководителей, то в Законе, в отличие от аттестации педагогических работников, не содержится никаких указаний на периодичность проведения их аттестации, а лишь фиксируется сам факт проведения аттестации, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

    В соответствии с законом учредитель вправе установить не только любой порядок проведения аттестации руководителя, но и любую ее периодичность.

    В том числе учредитель вправе вообще исключить периодическое проведение очередной аттестации, сохранив обязательность проведения внеочередной.

    Основаниями для ее проведения могут быть:

    — неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденные документально;

    — неоднократные нарушения руководителем своей должностной инструкции, подтвержденные документально;

    На практике, как показывает анализ нормативных актов регионального и муниципального уровней, в подавляющем большинстве случаев учредители устанавливают для руководителей периодичность прохождения очередной аттестации на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет (есть и такие, которые сокращают этот период до трех лет). Давайте попытаемся выяснить, насколько целесообразно проводить периодическую (очередную) аттестацию действующих руководителей.

    В настоящее время имеет место тенденция заключения с руководителями срочных трудовых договоров сроком до пяти лет. Основанием этого является ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ.

    При этом сам факт перезаключения с руководителем договора на следующий срок означает, что деятельность такого руководителя полностью устраивает учредителя. Иначе говоря, руководитель, с которым перезаключен договор, с точки зрения учредителя соответствует занимаемой должности.

    Но тогда для чего нужна периодическая аттестации руководителей? Ведь если у учредителя возникают обоснованные сомнения в соответствии руководителя занимаемой должности, то он инициирует проведение внеочередной аттестации в порядке и в сроки им же установленные.

    При таком подходе к организации процедуры аттестации учредителю придется организовывать и проводить аттестацию, только кандидатов на должность руководителя и внеплановую аттестацию действующих руководителей (п ример Положения об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций приведен в Приложении 1 к статье).

    Что касается использования мотивационного потенциала аттестационной процедуры с целью стимулирования профессионального роста руководителей, его можно реализовать в форме добровольной аттестации на соответствие региональным (муниципальным) квалификационным уровням.

    Такие уровни могут быть сформулированы на основании критериев эффективности деятельности в контексте перехода на эффективный контракт, но это, как говорится, другая история.

    Приложение 1. Положение об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

    1.2. Настоящее Положение определяет порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций.

    К должностям руководителей образовательных организаций в целях применения настоящего Положения относятся должности, отнесенные к категории «Руководители» Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (Постановление Правительства Р. Ф. от 8 августа 2013 г. № 678).

    1.3. Аттестация проводится на основе объективной оценки профессиональной деятельности руководителей и претендентов на должность с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации».

    1.4. Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, гласность, открытость, объективность, недопустимость дискриминации.

    1.5. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации подлежат обязательной аттестации перед назначением на должность.

    1.6. Руководители образовательных организаций проходят обязательную (внеочередную) аттестацию при:

    — неоднократных нарушениях ими действующего законодательства, подтвержденных документально;

    — неоднократных нарушениях ими своей должностной инструкции, подтвержденных документально;

    — отрицательной динамике результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами, подтвержденной документально;

    — обоснованных, подтвердившихся жалобах обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации.

    2. Аттестационная комиссия

    2.1. Аттестация кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций осуществляется аттестационной комиссией в составе: председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, формируемой органом местного самоуправления (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ).

    2.2. Председателем аттестационной комиссии является руководитель (уполномоченное им лицо) муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования.

    2.3. В состав аттестационной комиссии включаются работники муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования, представитель муниципальной (региональной) организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, руководители образовательных организаций, а также представители научных, образовательных и иных организаций, приглашаемые председателем аттестационной комиссии в качестве независимых экспертов. Персональный состав комиссии ежегодно утверждается распорядительным актом органа местного самоуправления (уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению председателя комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

    2.4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые ею решения.

    2.5. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности любого члена аттестационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при аттестации конкретного аттестуемого, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае он не принимает участия в принятии решения по конкретному аттестуемому.

    2.6. Председатель аттестационной комиссии осуществляет руководство ее деятельностью. В период его временного отсутствия руководство деятельностью комиссии осуществляет его заместитель.

    2.7. Для обеспечения работы аттестационной комиссии назначается ее секретарь.

    2.8. График заседаний аттестационной комиссии на каждый квартал утверждается председателем аттестационной комиссии.

    2.9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от ее списочного состава.

    2.10. Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается в пользу аттестуемого. Решение вступает в силу со дня его вынесения.

    2.11. Продолжительность аттестации конкретного аттестуемого не может превышать 30 календарных дней.

    2.12. В случае признания аттестуемого не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ на предусмотренных трудовым договором основаниях.

    Расторжение трудового договора с руководителем организации по данному основанию возможно в том случае, если такое основание расторжения трудового договора в нем предусмотрено, если же нет, то расторгать трудовой договор следует в соответствии с частью 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.

    3. Аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации

    3.1. Основанием для проведения аттестации кандидатов с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации» может быть:

    — представление руководителя муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования;

    — представление коллегиального органа управления образовательной организации;

    — заявление кандидата.

    3.2. В представлении в аттестационную комиссию должны содержаться следующие сведения о кандидате:

    — фамилия, имя, отчество;

    — информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов);

    — мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации».

    3.3. Заявление кандидата должно содержать следующие сведения о нем:

    — фамилия, имя, отчество;

    — место работы и занимаемая должность;

    — наличие квалификационной категории по занимаемой должности;

    — дата заключения трудового договора по занимаемой должности;

    — уровень образования и квалификация (с приложением копий соответствующих документов);

    — информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов).

    К заявлению кандидат прилагает либо программу выхода из кризисной ситуации в конкретной образовательной организации, либо программу развития образовательной организации с учетом особенностей ее образовательной деятельности (гимназия, школа с углубленным изучением конкретного предмета, школа, реализующая конкретную дополнительную предпрофессиональную программу, школа, реализующая инклюзивное образование и т. п.).

    3.4. В процессе аттестации кандидат обязательно проходит квалификационные испытания по знанию действующего законодательства об образовании.

    3.5. С датой, временем и местом проведения аттестации кандидат на должность руководителя должен быть ознакомлен секретарем аттестационной комиссии под роспись не позднее чем за месяц до дня ее проведения.

    3.6. Кандидат на должность руководителя должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации.

    В случае невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся необходимые изменения.

    3.7. Непосредственно в процессе аттестации комиссия рассматривает сведения о кандидате на должность руководителя, содержащиеся в представлении (его заявлении), а также дает оценку соответствия кандидата должности «Руководитель образовательной организации».

    Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением обязанностей руководителя образовательной организации.

    Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющем управление в сфере образования.

    3.8. По результатам аттестации кандидата аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

    3.9. При неявке кандидата на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или в случае признания его не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» он может повторно пройти аттестацию на соответствие должности «Руководитель образовательной организации» не ранее чем через год после дня заседания аттестационной комиссии.

    3.10. С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись.

    3.11. На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого.

    3.12. Кандидат, признанный по итогам аттестации соответствующим должности «Руководитель образовательной организации», может быть:

    — назначен на должность руководителя;

    — включен в резерв руководителей.

    4. Аттестация руководителя образовательной организации

    4.1. Решение о проведении аттестации руководителя образовательной организации принимается учредителем при наличии следующих оснований:

    — неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденных документально;

    — отрицательная динамика результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами в той же образовательной организации, подтвержденная документально;

    — обоснованные, подтвердившиеся жалобы обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации.

    4.2. Проведение аттестации руководителя образовательной организации осуществляется на основании представления в аттестационную комиссию его непосредственного руководителя.

    4.3. Аттестации не подлежат следующие руководители:

    — проработавшие в должности менее одного года;

    — беременные женщины;

    — женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

    — находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

    — отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием.

    Аттестация руководителей, перечисленных подпунктами «в», «г» и «д» возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

    4.4. В представлении должны содержаться следующие сведения о руководителе:

    — фамилия, имя, отчество;

    — место работы;

    — дата заключения трудового договора и срок его действия (для срочного трудового договора);

    — уровень образования и квалификация;

    — информация о повышении квалификации (переподготовке);

    — мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации»;

    — причина, послужившая основанием для проведения аттестации.

    4.5. С представлением руководитель образовательной организации должен быть ознакомлен непосредственным руководителем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением руководитель образовательной организации имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за последние три года, а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия со сведениями, содержащимися в представлении непосредственного руководителя.

    При отказе руководителя образовательной организации от ознакомления с представлением составляется соответствующий акт, который подписывается непосредственным руководителем и лицами, в присутствии которых составлен акт.

    4.6. Руководитель образовательной организации должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации.

    В случае невозможности присутствия руководителя на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся соответствующие изменения.

    При неявке руководителя на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

    4.7. Аттестационная комиссия рассматривает сведения об аттестуемом, содержащиеся в представлении, его заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением, а также дает оценку его соответствия требованиям профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации».

    Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением им своих должностных обязанностей.

    Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющим управление в сфере образования.

    4.8. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

    — соответствует должности «Руководитель образовательной организации»;

    — не соответствует должности «Руководитель образовательной организации».

    4.9. С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись.

    4.10. Результаты аттестации аттестуемый вправе обжаловать в суд в соответствии с законодательством РФ.

    4.11. На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого.

    «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы»

    В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о Департаменте образования города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 447-ПП

    приказываю:

    1. Утвердить Положение о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (приложение).

    2. Признать утратившими силу:

    2.1. Приказ Департамента образования города Москвы от 23 сентября 2013 г. № 602 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы».

    2.2. Приказ Департамента образования города Москвы от 27 декабряг. № 932 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 23 сентября 2013 г. № 602».

    2.3. Приказ Департамента образования города Москвы от 19 мартаг. № 219 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 23 сентября 2013 г. № 602».

    2.4. Приказ Департамента образования города Москвы от 25 сентября 2014 г. № 775 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 23 сентября 2013 г. № 602».

    2.5. Приказ Департамента образования города Москвы от 11 декабря 2014 г. № 907 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 23 сентября 2013 г. № 602».

    3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

    Руководитель Департамента образования города Москвы

    И.И. Калина

    Приложение к приказу

    Департамента образования города Москвы

    от 30.04.2015 № 201

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы

    1. Общие положения

    1.1. Положение о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (далее - Положение), определяет порядок проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на соответствие должности руководителя государственной образовательной организации, подведомственной Департаменту образования города Москвы, реализующей образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы (далее - образовательные организации).

    1.2. Аттестации подлежат:

    Руководители государственных образовательных организаций (далее - руководители);

    Кандидаты на должности руководителей государственных образовательных организаций (далее - кандидаты).

    1.3. Аттестация кандидатов и руководителей является обязательной.

    1.3.1. Аттестация руководителей проводится в целях подтверждения соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к занимаемой должности.

    1.3.2. Аттестация кандидатов проводится в целях установления соответствия уровня их квалификации требованиям, необходимым для выполнения должностных обязанностей руководителя образовательной организации.

    1.4. Основными задачами аттестации являются:

    Определение уровня знаний законодательства, нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, регулирующих деятельность в сфере образования;

    Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации, личностного профессионального роста, использования эффективных, современных управленческих технологий, методов и средств;

    Повышение эффективности и качества управленческой деятельности;

    Выявление перспектив использования потенциальных возможностей руководителей и кандидатов.

    1.5. Основными принципами аттестации являются гласность, открытость, коллегиальность.

    1.6. Аттестация руководителей и кандидатов проводится аттестационной комиссией, создаваемой Департаментом образования города Москвы (далее - Аттестационная комиссия).

    2. Порядок проведения аттестации руководителей

    2.1. Очередная аттестация руководителя проводится один раз в пять лет на основании заявления.

    2.2. В межаттестационный период может проводиться внеочередная аттестация руководителя:

    По решению Департамента образования города Москвы (далее - Департамент) вследствие низких показателей эффективности деятельности образовательной организации, при наличии обоснованных жалоб, по итогам проверок, в результате которых были выявлены нарушения, и др.;

    По личному решению руководителя образовательной организации.

    По итогам внеочередной аттестации устанавливается новый срок действия результатов аттестации. Действие ранее установленных результатов аттестации прекращается.

    Руководитель, направленный на внеочередную аттестацию, подает заявление в Аттестационную комиссию не позднее пяти рабочих дней после получения уведомления об аттестации. В заявлении на внеочередную аттестацию руководитель указывает дату прохождения квалификационных испытаний, которая не должна превышать 30 календарных дней со дня получения уведомления об аттестации.

    2.3. Заявление руководителя образовательной организации о проведении аттестации (далее - заявление) направляется в форме электронного документа с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе с использованием сети "Интернет", в организацию, сопровождающую процедуру аттестации в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.

    К заявлению на аттестацию прикладываются копии документов: об образовании (основном и дополнительном), о повышении квалификации, аттестационного листа или выписки из приказа о результатах предыдущей аттестации (при наличии).

    2.4. Организация, сопровождающая процедуру аттестации, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения заявления проводит техническую экспертизу прилагаемых к заявлению документов.

    2.5. Продолжительность проведения процедуры аттестации должна составлять не менее одного и не более четырех месяцев со дня получения заявления до принятия решения Аттестационной комиссией.

    По письменному заявлению аттестуемого руководителя при наличии уважительных причин процедура проведения аттестации может быть продлена, но не более чем на один месяц.

    2.6. Руководитель не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявления обязан записаться и пройти квалификационные испытания в форме тестирования с использованием автоматизированной системы (далее - тестирование).

    Тестирование проводится по пяти модулям:

    Инвариантная часть: «Государственная политика в сфере образования», «Правовые основы управления»,

    Вариативная часть: «Финансово-экономические основы управления», «Деловое администрирование», «Образовательные технологии», «Функциональные обязанности в административной команде 00», «Обеспечение безопасности образовательного процесса», «Организация образовательного процесса», «Использование информационных систем в управлении образовательной организацией», «Организация финансово- хозяйственной деятельности образовательной организации».

    Количество вариативных модулей не является постоянным.

    Выбор вариативной части тестирования осуществляется при подаче заявления на аттестацию.

    2.7. Тестирование признаётся успешно пройденным при условии общего качества выполнения теста не менее 70% и по каждому из его модулей не менее 50%.

    В ходе проведения аттестации руководитель имеет право проходить тестирование не более двух раз. Обе попытки тестирования руководитель использует в течение 30 календарных дней с даты подачи заявления.

    2.8. Если результаты тестирования составляют менее 70% общего качества выполнения теста и (или) менее 50% по одному из его модулей, то процедура аттестации в отношении данного руководителя прекращается, и аттестационная комиссия не рассматривает его кандидатуру на заседании.

    2.9. Особенности проведения тестирования:

    2.9.1. Руководители образовательных организаций, занявших первые 300 мест в рейтинге государственных общеобразовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты по итогам учебного года, предшествующего аттестации:

    Освобождаются от прохождения тестирования, если образовательная организация находится в рейтинге с 1 по 20 место;

    Проходят тестирование по модулю «Государственная политика в сфере образования», если образовательная организация находится в рейтинге с 21 по 70 место;

    Проходят тестирование по модулям «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления», если образовательная организация находится в рейтинге с 71 по 170 место;

    Проходят тестирование по модулям «Государственная политика в сфере образования», «Правовые основы управления» и по одному из вариативных модулей, если образовательная организация находится в рейтинге с 171 по 300 место.

    2.9.2. Руководитель, проходящий внеочередную аттестацию по решению Департамента, тестируется по всем модулям в соответствии с пунктом 2.6. настоящего Положения.

    2.9.3. Руководитель, проходящий внеочередную аттестацию по собственной инициативе тестируется в соответствии с п.2.9.1.

    2.10. Для проведения аттестации руководителя формируется аттестационная справка в форме электронного документа, включающая в себя:

    Информацию, полученную из информационно-аналитических систем Департамента образования города Москвы; результаты тестирования;

    Информацию, предоставленную руководителем; предложения Департамента и председателя межрайонного совета директоров о сроке, на который может быть аттестован руководитель.

    Руководитель не позднее, чем за пять рабочих дней до заседания Аттестационной комиссии обязан ознакомиться с аттестационной справкой.

    2.11. Руководитель лично присутствует на заседании Аттестационной комиссии. В случае невозможности присутствия на заседании руководитель должен уведомить об этом ответственного секретаря в срок не позднее, чем за два рабочих дня до назначенной даты.

    Перед началом собеседования руководитель обязан в устной форме проинформировать членов комиссии о наличии либо отсутствии дополнительной информации, касающейся процедуры проведения его аттестации.

    2.12. Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку, проводит собеседование с руководителем, заслушивает председателя соответствующего межрайонного совета директоров, советника отдела инспектирования административных округов Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы и принимает одно из следующих решений:

    Соответствует занимаемой должности руководителя образовательной организации;

    Соответствует занимаемой должности руководителя образовательной организации с учетом рекомендаций;

    Не соответствует занимаемой должности руководителя образовательной организации.

    2.13. Руководитель аттестуется на срок до 5 лет. Если при аттестации руководителя Аттестационной комиссией даны рекомендации, срок действия результатов аттестации составляет два года.

    3. Порядок проведения аттестации кандидатов

    3.1. Аттестация кандидата проводится на основании заявления о проведении аттестации (далее - заявление), которое направляется в форме электронного документа с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе с использованием сети "Интернет", в организацию, сопровождающую процедуру аттестации в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.

    К заявлению на аттестацию прикладываются документы:

    Анкета кандидата;

    Копия трудовой книжки и (или) иного документа, подтверждающего трудовую деятельность;

    Копии документов об образовании и повышении квалификации; копия аттестационного листа или выписки из приказа по итогам предыдущей аттестации (при наличии).

    3.2. Организация, сопровождающая процедуру аттестации, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения заявления проводит техническую экспертизу документов, прилагаемых к заявлению.

    3.3. Кандидату может быть отказано в проведении процедуры аттестации в случае выявления:

    Оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования,

    Расторжения трудового договора по статье 81 п.3,5,8,9-11; по статье 278 п.2 Трудового кодекса РФ - в течение двух лет с момента расторжения.

    Отсутствия специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС, и стажа работы на педагогических должностях.

    3.4. Аттестационная комиссия вправе допускать к аттестации кандидатов, не имеющих специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС и (или) профессиональным стандартом, но обладающих достаточным практическим опытом педагогической деятельности в системе образования города Москвы и профессиональной компетентностью. В этом случае кандидаты должны представить отзыв работодателя, содержащий оценку их профессиональной деятельности с учетом её эффективности и значимости для развития образовательной организации.

    3.5. Кандидат в течение 30 дней со дня подачи заявления обязан зарегистрироваться в электронной системе, сопровождающей процедуру аттестации руководителей и записаться на тестирование.

    Тестирование проводится в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения.

    В ходе аттестации кандидат имеет право проходить тестирование не более двух раз в течение одного учебного года.

    Результат тестирования признается положительным при условии общего качества выполнения теста не менее 70% и по каждому из его модулей не менее 50%.

    Если результаты тестирования составляют менее 70% общего качества выполнения теста и (или) менее 50% по одному из его модулей, то процедура аттестации в отношении данного кандидата прекращается, и Аттестационная комиссия не рассматривает его кандидатуру на заседании.

    3.6. Для проведения аттестации кандидата формируется аттестационная справка в форме электронного документа, включающая в себя:

    Информацию, полученную из документов, предоставленных кандидатом;

    Результаты тестирования.

    Форма аттестационной справки устанавливается организацией, сопровождающей процедуру аттестации, по согласованию с Департаментом.

    Кандидат не позднее, чем за три рабочих дня до заседания Аттестационной комиссии обязан ознакомиться с аттестационной справкой.

    3.6. Кандидат лично присутствует на заседании Аттестационной комиссии. При отсутствии кандидата на заседании его кандидатура не рассматривается.

    3.7. Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку, проводит собеседование с кандидатом и принимает одно из следующих решений:

    Соответствует должности руководителя образовательной организации;

    Соответствует должности руководителя образовательной организации с учетом рекомендаций;

    не соответствует должности руководителя образовательной организации.

    3.8. Срок действия результатов аттестации кандидата составляет два года.

    В случае проведения аттестации в отношении государственных служащих, переведенных на работу в структуру Департамента образования города Москвы с должности руководителя образовательной организации, допускается аттестация сроком на 5 лет.

    3.9. Не аттестованные кандидаты вправе повторно подать документы на аттестацию не ранее, чем через год после вынесения решения Аттестационной комиссией.

    4. Порядок работы Аттестационной комиссии

    4.1. Персональный состав Аттестационных комиссий и их количество утверждаются приказом Департамента образования города Москвы.

    В состав комиссии включаются представители Департамента образования города Москвы, председатель или заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, представители высшего профессионального образования, общественные деятели, а также председатели межрайонных советов директоров образовательных организаций.

    4.2. В состав Аттестационной комиссии входят: председатель; заместители председателя; ответственный секретарь; члены Аттестационной комиссии.

    4.3. Председатель:

    Осуществляет общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии;

    Председательствует на заседаниях Аттестационной комиссии; формирует решения Аттестационной комиссии; осуществляет общий контроль за реализацией решений, принятых Аттестационной комиссией.

    4.4. Заместитель председателя в отсутствие председателя и по его поручению председательствует на заседаниях Аттестационной комиссии и исполняет обязанности председателя.

    4.5. Ответственный секретарь:

    Обеспечивает обработку заявлений на аттестацию и других документов, предоставляемых аттестуемыми;

    Обеспечивает организационную подготовку заседаний Аттестационной комиссии;

    Сообщает членам Аттестационной комиссии и аттестуемым руководителям и кандидатам (далее - аттестуемые) о месте, дате и времени проведения заседания;

    Формирует повестку заседаний, обобщает аттестационные справки и представляет их в Аттестационную комиссию;

    Ведет протоколы заседаний Аттестационной комиссии; готовит проекты приказов по результатам аттестации;

    Готовит выписки из приказов по каждому аттестуемому для передачи их работодателю или аттестуемым.

    4.6. Члены Аттестационной комиссии лично участвуют в заседаниях Аттестационной комиссии.

    4.7. Председатель межрайонного совета директоров образовательных организаций приглашается на заседание Аттестационной комиссии и участвует в голосовании только при рассмотрении вопросов аттестации руководителей образовательных организаций, находящихся на территории совета.

    4.8. Заседания Аттестационной комиссии проводятся не реже одного раза в два месяца.

    4.9. Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 (двух третей) ее состава.

    4.10. Решение Аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов всего состава Аттестационной комиссии, присутствующего на заседании.

    При прохождении аттестации аттестуемый руководитель, являющийся членом Аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

    4.11. Решение Аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителями председателя, ответственным секретарем и членами Аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

    4.12. Решение Аттестационной комиссии о результатах аттестации утверждается приказом Департамента образования города Москвы.

    4.13. Выписка из приказа по результатам аттестации руководителя хранится в личном деле руководителя.

    Выписка из приказа по результатам аттестации кандидата передается самому кандидату под роспись. При оформлении трудового договора с аттестованным кандидатом выписка из приказа хранится в его личном деле.

    4.14. Споры по вопросам аттестации руководителей и кандидатов рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

    5. Организационно-методическое и информационно-техническое сопровождение аттестации

    5.1. Организационно-методическое и информационно-техническое сопровождение процедуры аттестации осуществляет Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (далее по тексту - Московский институт открытого образования).

    5.2. Московский институт открытого образования:

    Принимает и регистрирует заявления на аттестацию от руководителей и кандидатов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе с использованием сети "Интернет";

    Организует прием документов и материалов, необходимых для работы Аттестационной комиссии;

    Разрабатывает формы заявлений на аттестацию, аттестационной справки, анкету кандидата и согласует их с Аттестационной комиссией;

    Проводит техническую экспертизу представленных на аттестацию документов;

    Формирует графики проведения тестирования, доводит их до сведения аттестуемых через сайт Московского института открытого образования;

    Обеспечивает проведение тестирования;

    Организует информационно-аналитическое и организационно- техническое сопровождение работы Аттестационной комиссии;

    Разрабатывает вопросы и задания для тестирования с привлечением специалистов (при необходимости);

    Осуществляет психологическое сопровождение аттестуемых (при необходимости);

    Обеспечивает разработку и функционирование электронного ресурса сопровождения аттестации кандидатов и руководителей;

    Ведет базу данных и архив по руководителям и кандидатам, прошедшим процедуру аттестации;

    Представляет отчетную документацию по итогам проведения аттестации.

    Изменения в документе:

    Документ изменен приказом № 2865 от 13.11.2015. Внесены изменения в пункты 4.4 и 4.9 приложения к приказу Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. № 201 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Приказ № 2865 скачать

    Документ изменен приказом № 2825 от 22.10.2015. Внесены изменения в пункты 3.3 и 3.4 приложения к приказу Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. № 201 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Приказ № 2825 скачать

    Документ изменен приказом № 2014 от 13.08.2015. Приостановлено до 31 декабря 2015 г. включительно действие пункта 3.9 приложения к приказу Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. № 201 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Приказ № 2014 скачать . Документ изменен приказом № 3551 от 16.12.2015 (скачать)

    Документ изменен приказом № 1291 от 24.07.2015. Внесено изменение в приказ Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. № 201 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Приложение к приказу дополнено пунктом 2.14. Приказ № 1291 скачать

    Документ изменен приказом № 293 от 09.06.2015. Приостановлено до 31 августа 2015 г. включительно действие пунктов 2.6 и 2.9.1 приложения к приказу Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. № 201 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Приказ № 293 скачать

    Документ изменен приказом № 241 от 26.05.2015. Дополнено пунктом 1.7 приложение к приказу Департамента образования города Москвы от 30 апреля 2015 г. № 201 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Пункт 2.8 приложения к приказу изложен в новой редакции.

    Примерные вопросы для подготовки руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных учреждений к тестированию

    Блок I. Государственная политика в сфере образования

    1. Что является предметом регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
    Ответ: Предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

    2. Как определяется стандарт в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»?
    Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;образовательный С Стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

    3. Какие программы относятся к основным образовательным программам ?
    Ответ: 1) общеобразовательные
    2) профессиональные
    3) профессиональной подготовки

    4. Основные принципы государственной политики в сфере образования?
    Ответ:1) признание приоритетности образования;
    2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
    3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования ;
    4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
    5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
    6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ;
    7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
    8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
    9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
    10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
    11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
    12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

    5. Цель Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015гг.?
    Ответ: Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации

    6. Какие из перечисленных принципов входят в состав принципов управления Федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО) на 2011 – 2015гг.?
    Ответ: Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению полученных результатов, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и "управления, направленного на результат".

    7. Какие мероприятия необходимо провести для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг»?
    Ответ: 1)обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование , дополнительное образование);
    2)развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов;
    3)создание единой информационной системы сферы образования;
    4)создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

    8. Что такое общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ?
    Ответ: аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

    9. Что включает в себя развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений в ФЦПРО?
    Ответ: 1)создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;
    2)создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи;
    3)разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

    10. Основные направления развития национальной образовательной инициативы НАША НОВАЯ ШКОЛА, утвержденной Президентом РФ 4 февраля 2010 г.
    Ответ:1) Переход на новые образовательные стандарты
    2) Развитие системы поддержки талантливых детей
    3) Совершенствование учительского корпуса
    4) Изменение школьной инфраструктуры
    5) Сохранение и укрепление здоровья школьников
    6) Расширение самостоятельности школ

    11. Какие аспекты включает в себя развитие системы поддержки талантливых детей, предложенное в Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА?
    Ответ: Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
    Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
    Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

    12. Какие аспекты включает в себя сохранение и укрепление здоровья школьников, предложенное в Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА?
    Ответ: Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
    Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

    13. Какие механизмы стимулирования заложены в Приоритетный национальный проект «Образование»?
    Ответ: В Проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - «центров кристаллизации» институциональных изменений.

    14. Что является целью осуществления поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование"?
    Ответ: Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала

    15. Цель Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")»?
    Ответ: Создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

    16. Приоритет политики Правительства города Москвы в сфере реализации государственной программы «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование"), направленный на обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, проживающему в городе Москве?
    Ответ: 100% охваченность различными формами дошкольного образования всех детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в городе Москве и нуждающихся в разных формах образования

    17. Каким путем достигается повышение качества общего образования в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
    Ответ: 1.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, обеспечивающих московский стандарт качества образования;
    2.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, обеспечивающих максимальный прогресс индивидуальных образовательных достижений для всех групп учащихся;
    3.поддержка реализации проектов перспективного развития общеобразовательных учреждений, разработанных на основе инициативы «Наша новая школа»;
    4.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений и их инновационных сетей, реализующих проекты внедрения современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике (развитие метапредметных компетенций, креативности, компетентностей социального и межкультурного взаимодействия), в т. ч. поддержку общеобразовательных учреждений, реализующих программы, соответствующие международным стандартам (в т. ч. программу Международного бакалавриата);
    5.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений и их инновационных сетей, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории (в том числе, в условиях предпрофильного и профильного обучения) обучающихся;
    6.создание стажировочных площадок для распространения лучших практик

    18. С какой целью определено направление повышения качества и престижности программ профессионального образования как приоритет государственной политики?
    Ответ:Подготовка востребованных экономикой города Москвы квалифицированных исполнителей и специалистов. Широкое использование механизмов государственно-частного партнерства в профессиональном образовании.

    19. Что предполагает комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов как ключевой принцип реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)?
    Ответ: Цели Программы достигаются через всю сеть образовательных учреждений и организаций, расположенных в городе Москве и предоставляющих образовательные услуги (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
    Для реализации этого принципа будут созданы межведомственные переговорные площадки, где будут вырабатываться стратегия и тактика сотрудничества, реализованы модели взаимодействия и интеграции образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты ; созданы институциональные партнерства государственных образовательных учреждений с организациями. Будут созданы условия для развития и реализации потенциала негосударственного сектора услуг по образованию и развитию детей , поддержки инициатив организаций некоммерческого сектора.

    20. На какие цели направлена государственная политика в области «Дошкольное образование»?
    Ответ:1)обеспечение доступности дошкольного образования для населения;
    2)создание условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста;
    3)повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей обучения в начальной школе;
    4)сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры;
    5)развитие инклюзивного дошкольного образования;
    6)организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.

    22. Укажите направления подпрограммы «Общее образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
    Ответ: 1)достижение каждым обучающимся образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике;
    2)обеспечение равных возможностей доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования, независимо от района проживания;
    3)формирование «инновационного поколения города Москвы» – плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы;
    4)сохранение и укрепление здоровья детей и подростков за счет создания здоровьесберегающих условий обучения и реализации программ формирования здорового образа жизни;
    5)индивидуализация образовательного маршрута и организация психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии;
    6)формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению;
    7)обучение детей-мигрантов русскому языку , реализация программ их культурной адаптации и интеграции в общество города Москвы.

    23. На какие аспекты ориентирована подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
    Ответ: 1)ориентация программ начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики города Москвы;
    2)повышение привлекательности программ профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений;
    3)повышение эффективности взаимодействия государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями;
    4)совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования города Москвы для повышения эффективности деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности;
    5)обеспечение эффективной социализации учащейся молодежи города Москвы;
    6)вовлечение государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в программы профориентации учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
    Подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» ориентирована на укрепление связи системы профессионального образования в городе Москве с реальными потребностями экономики города Москвы. Она предусматривает мероприятия по организационно-структурной и территориальной оптимизации сети государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедрению новых образовательных программ и инструментов оценки качества образования (в т. ч. независимой сертификации профессиональных квалификаций) на основе взаимодействия с работодателями.
    Мероприятия по совершенствованию организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования позволят увеличить объемы выпуска продукции и оказания услуг, востребованных организациями и населением города Москвы, повысить инвестиционную привлекательность системы.
    Подпрограмма предусматривает мероприятия по формированию системы сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, направленной на освоение ими компетенций построения образовательной и профессиональной карьеры.

    24. На какие аспекты ориентирована подпрограмма «Высшее и непрерывное профессиональное образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
    Ответ: Интеграция всех государственных образовательных учреждений, реализующих программы высшего и непрерывного профессионального образования на территории города Москвы, в единый образовательный комплекс, что позволит существенно усилить вклад ВУЗов в социально-экономическое и культурное развитие города Москвы. Она предполагает развитие сети государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования совместно с федеральными органами исполнительной власти, внедрение новых инструментов управления качеством образования с участием работодателей, создание единой информационной среды профессионального образования и рынка труда. В рамках подпрограммы будут созданы механизмы, позволяющие использовать потенциал учащейся молодежи в интересах развития города Москвы, включая конкурсную поддержку студенческих инициатив, бизнес-инкубаторов и технопарков

    25. Какие мероприятия включает в себя подпрограмма «Управление качеством образования» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?

    Ответ: Мероприятия по формированию оптимальной функциональной и территориальной системы управления, экспертно-аналитическому и организационно-техническому обеспечению деятельности системы образования, информатизации и автоматизации системы управления образованием. Предусмотрены меры по обеспечению информирования и обратной связи с населением, включая перевод государственных услуг в электронную форму, а также мероприятия по развитию инновационной деятельности , межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере образования.

    26. Что предусматривает дорожная карта "План мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденная 30 декабря 2012 года?
    Ответ: 1)Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
    2)Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
    3)Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.) включает в себя:

    27. На что нацелены изменения в сфере дошкольного образования, определённые дорожными картами?
    Ответ: 1.предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование реализации региональных программ (проектов) развития дошкольного образования;
    2.создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
    3.обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения;
    4.создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.
    5.Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
    6.разработку и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
    7.кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
    8.разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
    9.Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.) включает в себя:
    10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
    11.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;
    12.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

    28. На что нацелены изменения в сфере общего образования, определённые дорожными картами?
    Ответ: 1.введение федеральных государственных образовательных стандартов;
    2.формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников;
    3.разработку методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников;
    4.программу подготовки и переподготовки современных педагогических кадров (модернизация педагогического образования).
    5.Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя:
    6.разработку и внедрение системы оценки качества общего образования;
    7.разработку и реализацию региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях.
    8.Введение эффективного контракта в общем образовании включает в себя:
    9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования;
    10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций общего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации общего образования;


    29.На что нацелены изменения в сфере дополнительного образования, определённые дорожными картами?
    Ответ:1.разработку и реализацию программ (проектов) развития дополнительного образования детей;
    2.совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
    3.распространение региональных и муниципальных моделей организации дополнительного образования детей;
    4.создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
    5.разработку и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей.
    6.Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению включает в себя реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
    7.Введение эффективного контракта в дополнительном образовании включает в себя:
    8.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования;
    9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дополнительного образования;

    30.На что нацелены изменения в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, определённые дорожными картами?
    Ответ:1.мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
    2.реализацию региональных программ модернизации профессионального образования;
    3.создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций;
    4.нормативно-правовое и методическое обеспечение развития сетевых форм организации образовательных программ.
    5.Повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя:
    6.разработку и внедрение системы оценки качества услуг системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
    7.формирование новых принципов распределения государственного задания на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
    8.Введение эффективного контракта в системе профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя:
    9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
    10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
    11.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

    31.На что нацелены изменения в сфере науки и технологий, определённые дорожными картами?
    Ответ: 1.развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;
    2.развитие системы инструментов финансирования науки на конкурсной основе;
    3.реализацию проектов по созданию крупных научных установок "мега-сайенс" на территории Российской Федерации.
    4.Повышение качества кадрового потенциала науки и мобильности научных кадров включает в себя:
    5.формирование сети исследовательских лабораторий на базе образовательных организаций высшего образования, научных учреждений государственных академий наук и государственных научных центров;
    6.совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности государственных научных организаций.
    7.Введение эффективного контракта в государственных научных организациях включает в себя:
    8.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научными работниками государственных научных организаций;
    9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями государственных научных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя государственной научной организации;
    10.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

    32.На каких принципах основывается государственная политика города Москвы в области охраны труда?
    Ответ: 1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
    2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.

    33.Какие виды деятельности реализуются руководителем (директором) ОУ?
    Ответ: Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами , уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований

    34.В каком документе конкретизируются требования к режиму образовательного процесса?
    Ответ: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

    35.Имеет ли право учитель как частное лицо оказывать платные образовательные услуги своим ученикам с целью получения дополнительного дохода?
    Ответ: Да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя , занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
    «Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора» (ст. 48 п. 2 Закона об образовании). Получение разрешения на осуществление этой деятельности по основному месту работы, даже если это муниципальное или государственное образовательное учреждение, также не требуется.

    36.Прав ли директор ОУ, не допустивший к работе учителя, который отказался от очередного медицинского обследования?
    Ответ: Да, во всех случаях.
    «Закон об образовании» Статья 53. п. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

    37.Чье замечание по поводу применяемой методики обучения следует принять к сведению преподавателю, если по содержанию ни с одним из этих замечаний он не согласен?
    Ответ: Завуча, требующего изменения методики, так как она не дает требуемое качество образования;
    Педагогические работники вправе по своему усмотрению выбирать для использования в своей профессиональной деятельности методики обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55 п. 4). Никто не вправе обязывать учителя пользоваться той или другой методикой. Если такая методика не дает требуемого качества образования, администрация школы, например, в лице завуча, вправе потребовать от учителя изменить ее или выбрать другую методику обучения. Такое право администрации школы вытекает из статьи 32 пункта 3 подпункта 2 Закона: «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:... качество образования своих выпускников...».

    38.Обязывает ли Закон РФ «Об образовании в РФ» всех педагогических работников перейти на контрактную форму заключения трудового договора с обусловленным в нем сроком работы?
    Ответ: Нет, Закон РФ «Об образовании» этот вопрос не регулирует, а предлагает действовать в соответствии с трудовым законодательством.
    Действующее законодательство о труде понятие «контракт» не использует. Работник и работодатель вступают в трудовые отношения на основании трудового договора, заключаемого между ними в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (см. Трудовой кодекс РФ ст. 16). Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и определенный срок (не более 5 лет). Срочный трудовой договор должен заключаться только в тех случаях, когда для этого есть достаточные основания.

    21. В соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ. Укажите направления этих программ.

    Обязанность кандидатов на должность руководителя учреждений, которые осуществляют деятельность в сфере образования и ее руководителя проходить обязательную аттестацию установлена ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" . Однако порядок проведения аттестации руководителей школ федеральным законодательством не регламентирован.

    Согласно указанной норме порядок, сроки и проводимые испытания аттестации кандидатов на должность руководителя и действующих руководителей образовательных организаций (далее - ОО) устанавливает учредитель. Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей организаций в зависимости от подчиненности ОО, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления. образовательного учреждения придерживается основных принципов - коллегиальности, гласности и открытости.

    Цель аттестации руководителей образовательных учреждений

    Анализ нормативных правовых актов органов, осуществляющих управление в сфере образования, показывает в основном единый подход к пониманию целей и задач аттестации руководителей. Так, целью аттестации руководителя ОО признается

    Возросшие в последнее время полномочия руководителей, возглавляющих крупные образовательные комплексы, определяют требования, предъявляемые к уровню их компетентности, опыту профессионального осуществления функций управления. Формирование профессионального корпуса руководителей образовательных организаций определяет комплекс мероприятий, среди которых аттестация на соответствие должности стала базовым компонентом.
    Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» юридически закрепил обязательность прохождения аттестации на соответствие должности руководителя образовательной организации. Согласно ст. 51 п. 4 порядок и сроки проведения аттестации устанавливают учредители образовательных организаций.
    В Москве применение статьи 51 ФЗ-273 регулирует Положение о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, утвержденное приказом Департамента образования от 30 апреля 2015 г. №201 (в редакции приказов от 26 мая 2015 г. №241, от 9 июня 2015 г. №293). Этот документ определяет порядок проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
    Аттестация - одна из наиболее действенных кадровых технологий, позволяющих установить уровень соответствия действующего руководителя или кандидата на должность руководителя образовательной организации требованиям, предъявляемым к данной должности. Основные принципы аттестации - гласность, открытость, коллегиальность.
    Аттестацию руководителей и кандидатов проводит аттестационная комиссия, создаваемая Департаментом образования. Персональный состав аттестационных комиссий и их количество утверждают приказом департамента. Сопровождение процедуры аттестации с мая 2015 года осуществляет Московский институт открытого образования. Аттестацию руководителей и кандидатов проводят в два этапа: квалификационные испытания в форме тестирования и собеседование с аттестационной комиссией.
    Новый Порядок предполагает оптимизацию процедуры аттестации, сокращение временных затрат и регламентацию действий всех участников этого процесса, начиная с подачи заявления на аттестацию и заканчивая собеседованием с аттестационной комиссией. Аттестацию и кандидатов, и руководителей проводят на основании личного заявления в форме электронного документа, направленного в организацию, сопровождающую процедуру аттестации, - МИОО. Процедура, определяемая новым Порядком, призвана целенаправленно повышать ответственность руководителя за свою аттестацию и соответственно за ее итоги.
    В Москве Департамент образования осуществляет планомерное формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций, которое в свою очередь предполагает проведение обязательной аттестации кандидатов на должность руководителя.
    Согласно Порядку кандидату может быть отказано в проведении процедуры аттестации в случае выявления:
    - оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования;
    - расторжения трудового договора по статье 81 п. 3, 5, 8, 9-11; по статье 278 п. 2 Трудового кодекса РФ - в течение двух лет с момента расторжения;
    - отсутствия специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС, и стажа работы на педагогических должностях.
    Однако к аттестации может быть допущен кандидат, не имеющий специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС и (или) профессиональными стандартами, но обладающий достаточным практическим опытом педагогической деятельности в системе образования Москвы и профессиональной компетентностью. В этом случае кандидат должен представить отзыв работодателя, содержащий оценку профессиональной деятельности кандидата с учетом ее эффективности и значимости для развития образовательной организации.
    Для действующих руководителей образовательных организаций в процессе их трудовой деятельности возможна как очередная, так и внеочередная аттестация.
    Внеочередную аттестацию проводят в межаттестационный период:
    - либо по решению Департамента образования вследствие низких показателей эффективности деятельности образовательной организации, при наличии обоснованных жалоб, по итогам проверок, в результате которых были выявлены нарушения;
    - либо по личному решению самого руководителя образовательной организации.
    По итогам внеочередной аттестации устанавливают новый срок действия ее результатов. Действие ранее установленного срока аттестации прекращается.
    Руководитель, направленный на внеочередную аттестацию, подает заявление в аттестационную комиссию не позднее пяти рабочих дней после получения уведомления об аттестации. В заявлении на внеочередную аттестацию руководитель указывает дату прохождения квалификационных испытаний, которая не должна превышать 30 календарных дней со дня получения уведомления об аттестации.
    На сегодняшний день для руководителей образовательных организаций сняты ограничения сроков подачи заявлений на очередную аттестацию, однако руководителю следует быть внимательным, чтобы не опоздать с подачей заявления, так как продолжительность проведения процедуры аттестации составляет не менее одного и не более четырех месяцев со дня получения заявления организацией, сопровождающей процедуру аттестации, до принятия решения аттестационной комиссией.
    Изменения коснулись и этапа проведения квалификационных испытаний. Квалификационные испытания проводят в форме компьютерного тестирования. Новый Порядок предусматривает возможность двух попыток тестирования как для руководителей, так и для кандидатов, по ранее действовавшему Порядку руководитель мог проходить тестирование лишь единожды.
    Если результаты тестирования составляют менее 70% общего качества выполнения теста и (или) менее 50% по одному из его модулей, процедуру аттестации в отношении кандидата прекращают, аттестационная комиссия не рассматривает его кандидатуру на заседании.
    А вот для руководителя такой результат приводит к более жестким последствиям. В случае непрохождения первого этапа аттестации (тестирование) руководителя не допускают ко второму этапу аттестации (собеседование с аттестационной комиссией) и его признают приказом департамента не соответствующим занимаемой должности.
    Изменились подходы к формированию теста. Согласно новому Порядку тест состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. То есть каждый тестируемый проходит аттестацию по двум обязательным модулям и трем модулям, которые может выбрать из предложенного списка.
    К инвариантной части отнесены модули «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления».
    Вариативная часть представлена модулями «Финансово-экономические основы управления», «Деловое администрирование», «Образовательные технологии», «Функциональные обязанности в административной команде образовательной организации», «Обеспечение безопасности образовательного процесса», «Организация образовательного процесса», «Использование информационных систем в управлении образовательной организацией», «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации».
    Количество вариативных модулей не постоянно. Выбор вариативной части тестирования осуществляет аттестуемый при подаче заявления на аттестацию. Пункт Порядка аттестации, определяющий возможность выбора модулей тестирования, начинает действовать с начала нового учебного года, то есть с 1 сентября 2015 года.
    Несколько изменились и преференции для руководителей школ, входящих в рейтинг. В новом учебном году во внимание берут образовательные организации, занявшие первые 300 мест в рейтинге по результатам образовательной деятельности. Руководителей первой двадцатки рейтинга при прохождении аттестации освобождают от квалификационных испытаний.
    Руководителей школ, занявших с 21-й по 70-ю позицию рейтинга, тестируют лишь по одному модулю - «Государственная политика в сфере образования»; с 71-го по 170-е место - по модулям «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления»; с 171-го по 300-е - по модулям «Государственная политика в сфере образования», «Правовые основы управления» и по одному из вариативных модулей.
    При внеочередной аттестации по инициативе работодателя руководитель проходит квалификационные испытания по всем модулям, в случае аттестации по личной инициативе - тестирование по модулям в соответствии с позицией образовательной организации в рейтинге.
    В соответствии с новым Порядком каждый аттестуемый должен лично присутствовать на заседании комиссии. При этом на каждого аттестуемого для работы аттестационной комиссии готовят аттестационную справку на основе сведений, полученных из информационно-аналитических систем Департамента образования, и информации, предоставленной самим аттестуемым. В аттестационную справку также вносят результаты тестирования, а в отношении аттестуемого руководителя дополнительно - предложения Департамента образования и председателя межрайонного совета директоров о сроке, на который может быть аттестован руководитель.
    Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку, проводит собеседование с аттестуемым и принимает одно из решений:
    - «соответствует должности руководителя образовательной организации»;
    - «соответствует должности руководителя образовательной организации с учетом рекомендаций»;
    - «не соответствует должности руководителя образовательной организации».
    Руководителя образовательной организации аттестуют на срок до 5 лет. Если при аттестации руководителя аттестационной комиссией даны рекомендации, срок действия результатов аттестации составляет 2 года.
    Срок аттестации кандидата на должность руководителя составляет 2 года независимо от наличия рекомендаций аттестационной комиссии.
    Изменения в процедуре аттестации закономерны и заданы вектором развития всей системы московского образования. Современный руководитель столичной школы - лидер, задающий и реализующий все изменения, направленные на совершенствование и самой системы, и управленческого корпуса.

    Марина БОРОВИК, начальник управления аттестации руководящих кадров образовательных организаций МИОО