• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    отчет по практике

    Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность

    Художественная роспись - искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа. Также роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства.

    История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.

    Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

    Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент - кустики и цветы с крупными резными листьями.

    Другое направление - свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

    Один из таких центров росписи - широко известная Хохлома. Этот старинный русский народный промысел родился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону. Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды - «белья». Затем следует грунтовка - покрытие жидким раствором глины, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется в печи. После чего изделие лакируют и подвергают горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия сияют солнечным блеском, становятся очень прочными и легкими.

    Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.

    Глава 2. История городецкой росписи

    Во время прохождения технологической практики была освоена городецкая роспись по дереву.

    Данная роспись держит свое начало от резных Городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садилась пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец -- дочери, муж -- жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

    Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой -- инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

    Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

    Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

    У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

    На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента. Также мастера расписывали детские каталки и стульчики. Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме.

    Осн овные сюжеты и техника их исполне ния.

    В первую очередь мастера изображали быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимали цветочные мотивы -- пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях есть и декоративные образы птиц и животных. Декоративность мотивов подчеркивается с помощью цвета и различных приемов. Главная специфика городецкой росписи - это то, что мастера изображают сюжеты как правило, на прозрачном фоне, тем самым показывая текстуру дерева.

    Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен -- от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия - прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность

    Разновидность изображаемых цветков :

    Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Расписывать его начинают, как правило, с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи -- оживка выполняется, как правило, белилами.

    Розан - имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи городца окружен скобками -- лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

    Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.

    Еще одним распространенным цветком является ромашка. Техника исполнения: кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и поднимают. В результате у мастера получается мазок-капля -- тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.

    Городецкие листья довольно разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

    Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

    Городецкий конь - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента -- груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста -- белилами.

    Композиция в Городецкой росписи.

    Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии.

    Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак -- соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению.

    В значительной степени характер композиции определяется равномерным чередованием элементов рисунка, способствующим достижению ясности и выразительности композиции.

    Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент -- основу композиции. Но орнамент -- это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важна красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.

    На резных донцах, хранящихся в музеях, чаще всего представлена композиция, изображающая двух всадников на вздыбившихся конях. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые бесконечно повторяются в различных вариантах. В центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив.

    Лица народные мастера писали в одной манере -- в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически, как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

    Великоустюгская роспись

    В устюжской росписи выделяется три вида росписи: сундучная, коробеечная и сложноорнаментальная, которую еще называют «царской» росписью. Сундучная роспись выполнялась на сундуках художниками-профессионалами. О ней было рассказано выше...

    Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента

    Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания. Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий...

    Голографическое кино, (современное состояние вопроса, обзор)

    Голография - одна из новых областей науки и техники. Она была открыта в 1947 году английским ученым - профессором Д. Габором, - который предложил интерференционный метод регистрации световых волн...

    Декоративная ваза

    При выполнении росписи на объемных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки четкой фиксацией локтя, т. е в процесс работы он почти не должен двигаться, а кисть руки должна перемещаться в нужном направлении...

    Декоративные платки парео "Лето" в технике художественной росписи ткани

    Дерево в народных промыслах России

    Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов...

    История становления русского балета

    Московское академическое хореографическое училище, одно из старейших театральных учебных заведений, с деятельностью которого связано становление и развитие русской национальной балетной школы...

    Лозоплетение и ажурная резьба по дереву

    1.1 Секреты мастерства лозоплетения Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: сначала делали плетеную из веточек емкость...

    Организация кружка по росписи ткани

    а) Техника узелкового батика С помощью узелкового батика, или росписи в технике «Шибори», на ткани можно создать совершенно неповторимые узоры. Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать»...

    Петриковская роспись

    Петриковская роспись возникла задолго до появления христианства и играла роль оберега. Люди верили, что в красоте есть какое-то волшебство, духовная сила, и поэтому окна и двери домов и даже одежду обрамляли магическим орнаментом...

    Разработка и выполнение в материале серии работ в технике горячего батика под девизом "Белгород - зеленая столица"

    Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы занимают в современном социокультурном и экономическом пространстве особое место. Это единственная область творчества...

    Росписи Северной Двины. Традиции и современность

    Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Роспись выполняется красным,зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Гжель - один из традиционных русских центров производства керамики. Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь». Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты. Цвета гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет.

    Жостовская рооспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
    Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
    Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

    Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.
    Основные мотивы это геометрический орнамент — солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Выполняется в два цвета черный и красный. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

    Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным

    Пермогорье — это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Евдома, и являлись центром пермогорской росписи.
    Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с острым кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья 19 века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались ещё разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни.

    Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

    Роспись по дереву - декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

    Виды росписи по дереву

    Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

    Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи - хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

    1. Хохлома.

    Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

    Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом - олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

    Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

    Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

    Основные цвета в хохломе:

    Красный;

    Золотой;

    Дополнительные цвета:

    Зелёный;

    Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы - сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

    2. Городецкая роспись.

    Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома - в XIX веке.

    Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

    Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

    Основной приём росписи - сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» - крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» - дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы - цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

    3. Мезенская роспись.

    Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

    Основная черта: дробный узор - звёзды, крестики, чёрточки, - выполненный в два цвета: чёрный и красный.

    Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

    Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

    Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

    С чего начать и как делать роспись по дереву

    Кисти для росписи по дереву

    Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи , колонковые , реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти .

    Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

    Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное - отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания - вот и всё!

    И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

    Публикации раздела Традиции

    Загадки узоров русских росписей

    В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

    Золотые чаши. Хохломская роспись

    Золотые чаши. Хохломская роспись

    Золотые чаши. Хохломская роспись

    Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

    После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

    В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

    Снежный фон и синие узоры. Гжель

    Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

    Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

    Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

    Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

    Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

    Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

    Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

    Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

    Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

    «Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

    Александр Котухин, миниатюрист

    В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

    В понятие «роспись северодвинского типа» включают самостоятельные разновидности: пермогорскую, ракульскую и собственно северодвинскую. Первая названа по селу Пермогорье, близ Сольвычегодска. Центром второй разновидности является деревня Ульяновская у речки Ракулки. Северо-двинская роспись делится на три подвида: пучугскую, борецкую и тотемскую.

    Волховская роспись по дереву

    Волховские традиции росписи входят в состав народных художественных ремесел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремесла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его яркостью и пышностью. Пожалуй, наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву, бытовавшим в Петербурге и в поселениях в районе Ладожского озера, была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова.

    Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
    Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск).

    Ракульская роспись

    Ракульская роспись - самобытное явления в ряду росписей северного края: она абсолютно непохожа на соседние, бытовавшие поблизости от местности ее распространения, росписи, она многоцветна, но не ярка, она живописна, но не изобилует множественными элементами, в других росписях порой составляющих собой целую вселенную.

    Наиболее ранние сведения о ракульской росписи датируются концом первой половины XIX века и указывают на место её зарождения и бытования - село Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Росписью, за всё столетие её прослеживамой истории, занималась только одна семья - Витязевы, из поколения в поколение передававшие секреты своего промысла. Хотя имеются и сведения, что и в д. Череминенская росписью прялок в традиционной ракульской манере занимались местные мастера, но, возможно, они также состояли в родстве с большой семьёй Витязевых.

    Орнамент ракульской росписи, особенно орнамент, украшающий самые ранние из дошедших до нас изделий, датируемых серединой XIX века, очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами, жившими в скитах и «становищах» (так приверженцы «старой» веры называли поселения мирян-старообрядцев - фактически, обыкновенные деревни) по реке Выг (так называемом Выголексинском общежительстве - центре многочисленного и влиятельного старообрядческого «Поморского согласия»), протекающей по территории нынешней Республики Карелия. В свете этот сходства весьма вероятным представляется тот факт, что Витязевы - семья выговских старообрядцев, в результате ликвидации («выгонки») Выголексинского общежительства властями, проходившей в несколько этапов в середине XIX столетия (за 20 лет с 1830 по 1850 гг. число жителей старообрядческих поселений Выговского суземка снизилось почти в 10 раз - с 3000 до 272), вынужденная перебраться на жительство в Ракульскую волость. С собой Витязевы принесли древнее, восходящее истоками к ещё дораскольной московской книжной графике, искусство миниатюры, но, как представляется, усилившиеся гонения и оторванность от центров старообрядчества, заставили Витязевых вместо переписывания и украшения книг заняться росписью предметов крестьянского быта. Дополнительным подтверждением этой версии является совпадение даты массового выселения старообрядцев с Выга и даты примерного зарождения ракульского промысла.

    Декоративность росписи, ее книжная узорочность, отсутствие в ней какого-либо выраженного сюжета также может быть объяснена через старообрядческое благочестие - бытовые и сказочные сюжеты в рукописях практически не изображались, за исключением едких сатир на представителей власти, а изображение сюжетов священных писания и предания (в том числе и житийных) на предметах домашнего обихода являлось богохульным.

    В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

    Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

    Характерный растительный орнамент с массивными многоцветными каплевидными листьями, своеобразие и относительная скупость цветовой палитры, экономное использование мелких самостоятельных элементов орнамента резко отличают ракульскую роспись от географически соседствующих с ней борецкой, пермогорской и пучужской.

    Фантастическое многоцветье растений, украшающих расписные ракульские изделия несёт на себе, возможно неосознанно для украшавшего их мастера, присущую поверьям обитателей Русского Севера символику. Фантастические, никогда не виданные растения, цветущие букеты, переливчатое многоцветье красок растительного мира выражали идею плодородия, вечного и неиссякаемого богатства мира, и, как бы взывая к матери-природе, представляли собой пожелание счастья, достатка в доме, богатых урожаев.
    Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек - схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

    Типичным для северодвинских росписей являлось преобладание расписных прялок среди продуктов промысла. Не была исключением и Ракулка, выработавшая для росписи прялок свой особенный композиционный канон, четко прослеживающийся на протяжении почти целого столетия - до 1930-x гг.: фасадная часть прялки разделялась на три практически равновеликие части - нижняя украшалась вертикальной крупной вертикально поставленной ветвью с симметрично расположенными ветвями, центральную занимало окаймленное нарядной рамкой изображение птицы, а верхняя декорировалась большой S-образной лианой с многоцветными листьями.

    До момента затухания промысла, случившегося в 30-х годах XX столетия, мастера из династии Витязевых твёрдо следовали выработанному композиционному канону, но применение анилиновых красок промышленного изготовления, добавив яркости колориту изделий, лишило их гармонии, создававшейся приглушёнными скромными тонами.

    Возрождение ракульской росписи как художественного промысла связан с её открытием для науки в 1959 г. экспедицией Загорского музея-заповедника. А в 1960-х годах, для сохранения традиционных народных художественных промыслов Архангельской области было организованно предприятие «Беломорские узоры», мастера которого, сохраняя вековые традиции и каноны росписи, и по сей день производят изделия, выполненные в традиционной ракульской технике.

    Городецкая роспись

    Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
    Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.
    Технология


    Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи — нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.
    Мезенская роспись

    Мезенская роспись

    Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

    Борецкая роспись

    Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи.
    Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.
    Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.
    Вначале, как видно, существовал один центр росписи — Борок в среднем течении Северной Двины. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучугской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).
    Прялочки, украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины — пермогорской и ракульской.

    Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а «неряху-непряху» клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялочки невестам, иногда подписывали от кого — к кому.
    Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.
    Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки «корневые», то есть выпоненные из одного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность.
    Если проследить развитие борецкой росписи, сравнить прялки XVII-XVIII вв. с прялками более позднего периода, вплоть до начала ХХ в., то можно заметить, что они значительно различаются по колориту и сюжету.
    Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса, разделили лопаску прялки на ярусы — ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря. Однако от иконописи сохранились только внешние признаки. Содержание росписи самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистое солнце и остроконечные звезды.
    Центральная часть лопаски — это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе — характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,
    Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.
    На обратной стороне прялки — сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.
    Изумрудный конь сверкает киноварной упряжкой, кругом из красной киноварной земли подняли свои золотые головы царственно — прекрасные тюльпаны. На их красных стеблях раскачиваются темно — изумрудные листья с воланчиками. Тюльпановидные цветы были характерны для иконописи ХVII-XVIIIвв. Растительный узор, крупный, сочный по цвету, полон динамики.

    Со временем орнамент борецкой росписи утрачивает свою крупную форму, лишается пластики рисунка, теряет сочный колорит. В конце ХIX в. приходит дробный узор, лишенный общего ритмичного движения, яркая, не всегда гармоничная многоцветность с добавлением сусального золота и полная скованность композиции.
    На рубеже ХIX-XXвв. Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком — эту часть лопаски стали называть «став с конем».
    Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц. По древней легенде, «начало всех начал» — это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.
    На прялочках изображались птицы. Они также изменились. Они также изменялись. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими видел. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные. В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которых мы видим на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы действительно стали действительно теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название «став с древом