• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Педагогический проект

    " По тропинке в школу"(подготовка руки к письму)

    МКДОУ «Киреевский д/с Ромашка»»

    Романенко Е.Г.,

    Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители детей.

    Возраст детей: 6 – 7 лет

    Проблемный вопрос : Подготовка руки к письму детей подготовительной группы.

    Актуальность проблемы:

    Главная задача дошкольного обучения - научить детей

    Учиться развивать их умственные способности, не стремясь

    при этом к обилию знаний.

    В.Ф. Одоевский.

    Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

    Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

    На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

    Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

    Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Готовим руку к письму".

    Цель проекта: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

    Развитие мелкой моторики руки ребенка.

    Развитие слухового внимания.

    Развитие графического воспроизведения.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

    Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

    Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

    Проект расчитан на 9 месяцев (подготовительная группа). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организуется во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

    Предполагаемый результат проекта:

    · К концу года дети должны знать и уметь:

    · Знать гигиенические правила письма

    · Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

    · Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

    · уметь правильно держать ручку, карандаш.

    · Знать правила штриховки.

    · Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

    · Знать правила работы с тетрадью.

    · Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

    · Знать правила работы с ножницами.

    · Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

    · Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

    · Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

    · Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.


    Этапы проекта.

    Этап реализации проекта

    Направления

    Мероприятия

    Сроки

    Ожидаемый результат

    1 этап. Подготовительный.

    Анализ состояния

    проблемы

    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по подготовки руки к письму дошкольников.

    сентябрь

    Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме

    Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование;

    Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения.

    Обогащение предметно-пространственной среды по подготовке руки к письму

    Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материала по подготовке руки к письму, игр, канцелярских принадлежностей, схем.

    Весь период

    Обогатится предметно-пространственная, развивающая среда по данной проблеме.

    Усовершенствование системы методической работы

    Обобщить свой опыт по подготовк руки дошкольников к письму;

    Сделать анализ и провести корректировку форм организации;

    Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру занятий подготовке руки к письму в детском саду;

    Изучить и подобрать диагностический материал;

    Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте;

    · составить перспективно-тематического плана по подготовке руки к письму с учётом возраста;

    · Разработать серию тематических занятий по подготовке руки к письму дошкольников;

    · Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме;

    Весь период

    Создана система методической работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и по подготовке их руки к письму, усовершенствована работа по планированию;

    использованы интерактивные формы работы на занятиях с детьми по обучению грамоте;

    Сделан подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;

    Обогащена предметно -развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

    2 этап. Практический.

    Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте и подготовки руки к письму

    Провести:

    Анкетирование родителей

    «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»;

    Семинар -практикум:

    "Готовим руку к письму";

    Оформить папки-передвижки:

    1. "Готовимся к школе. Игры развивающие речь ребёнка";

    2. "Весёлые дорожки или я умею красиво писать" (Упражнения по подготовке руки к письму).

    Октябрь - апрель

    Активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;

    родители вовлечены в работу по подготовке их руки к письму; составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению.

    Повышение уровня готовности руки к письму в подготовительной группе.

    Организовать работу с детьми по подготовке руки к письму (согласно комплексно-тематического планирования) в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;

    Организовать работу по развитию мелкой моторикий в центрах знаний, сюжетно-ролевой и дидактической игры изобразительной деятельности, конструирования, музыки, моделирования;

    Октябрь - апрель

    Дети овладевают основами правописания, подготовлена рука к письму.

    Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.

    3 этап. Итоговый, обобщающий.

    Апробация и проверка конечного продукта

    Выявить успешность развития системы по подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.

    май

    Выявлен уровень успешности работы системы обучения основам грамоты и подготовки руки к письму.

    Перспективный план занятий.

    Структурные элементы занятий

    Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

    Штриховка, графические упражнения.

    Вырезание

    Повторение изученного, учет результатов обучения.

    Учебный план

    Количество занятий в месяц - 4

    Количество занятий в год - 36

    Структура занятий

    1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

    пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

    2 часть - Рисование, аппликация, лепка.

    3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

    4 часть - Итог.

    Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25-30 минут

    Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

    На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

    В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25-30 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

    Все знания и умения полученные на занятиях кружка "По тропинке в школу" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.

    Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

    Мероприятия по реализации проекта.

    Подготовка руки к письму.

    Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

    Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

    Пальчиковая гимнастика.

    Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

    Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

    Графические упражнения. Штриховка.

    Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

    Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

    Правила штриховки:

    Штриховать только в заданном направлении.

    Не выходить за контуры фигуры.

    Соблюдать параллельность линий.

    Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

    Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

    Вырезывание ножницами.

    Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

    Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

    Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

    Диагностика

    Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

    Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила

    Умение правильно выполнять графический диктант

    Умение правильно держать в руке ручку

    Умение ориентироваться в пространстве

    Соблюдение правил гигиенических требований для письма

    Способы проверки знаний, умений, навыков.

    3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

    2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

    1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию)

    При проведении первичной диагностики выявлено, что у детей недостаточно развиты моторные навыки, что очень ярко проявляется в умении держать в руке ручку, в умении правильно выполнять штриховку, и в других критериях. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание, эту необходимость испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов. Вот почему необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше – уже в дошкольном возрасте.

    Перспективный план занятий " По тропинке в школу"

    Месяц

    Занятие

    Сентябрь

    1. Вводное занятие

    Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей,

    Умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его

    Выявление ведущей руки у детей

    Проверить умение ориентироваться на листе бумаги,

    2. Осень. Штриховка. Графические упражнения

    Учить делать основу из пластилина, выкладывать из бисера рисунок.

    Развитие мелкой моторики

    Познакомить с методом творческой работы бисеровыкладыванием Создание рисунка используя разные материалы.

    Работать над развитием координации движений с речью

    Учить соединять точки не отрывая карандаша от листа, учить контролировать силу надавливания на карандаш.

    3 Осенний листопад (работа бисером). Обведение по контуру

    Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.

    Развивать цветовое восприятие. Учить детей видеть границы рисунка.

    Смешивание краски прямо на листьях.

    4. Перелётные птицы (оригами). Штриховка

    Продолжать учить выполнять словесные инструкции

    Знакомство с искусством оригами Оригами птица

    Октябрь

    1 Фрукты (печать по трафарету). Графические упражнения

    Упражнять в технике печати по трафарету; прививать навык работы в коллективе.

    Познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать чувство ритма.

    Создание рисунка при помощи трафарета

    2. Дом (модульная аппликация). Обведение по контуру

    Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации речи с движением

    Тренировать мышцы рук

    Осваивать способы модульной аппликации.

    Учить обрывать бумагу по контуру Формировать умение планировать работу и технологично осуществлять творческий замысел

    3 Осеннее дерево под дождем (рисование). Штриховка

    Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям.

    Учить изображать дерево в ветреную погоду.

    Развитие мелкой моторики рук, упражнять в координации движения рук.

    Закреплять навыки работы с цветными карандашами (штриховка, ведение вертикальных линий, кривых линий с разным нажимом, не отрывая карандаша от бумаги.

    4 Ягоды (печать по трафарету). Обведение по контуру

    Развитие воображения мелкой моторики, эстетический вкус.

    Учить ориентироваться на листе бумаги.

    Учить контролировать движение руки, кисти, контролировать силу нажима.

    Ноябрь

    1. Домашние животные (аппликация). обведение по точкам

    Развивать чувство цвета, композиции. Продолжать учить ориентироваться на бумаге. Учить выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей.

    2. Сказки (оригами). Штриховка

    Создать интерес к подготовке мини спектаклей по сюжетам знакомых сказок.

    Развитие мелкой моторики, продолжать учить выполнять задание по образцу Работа с бумагой, продолжать учить складывать бумагу по образцу, аккуратно, рассчитывать силу кисти при заглаживании бумаги.

    3. День матери (пластелинка-картинка). Графические упражнения

    Развитие воображения мелкой моторики чувства цвета.

    Знакомство с видом живописи - портрет Продолжать учить детей работать с пластилином, учить пропорционально рисовать карандашом части лица, подбирать контрастный цвет бисера.

    4. Первый снег (рисование пальцами) Штриховка

    Развитие воображения.

    Продолжать учить ориентировке на листе бумаги.

    Развитие мелкой моторики рук

    Знакомство с техникой рисования пальцами

    Декабрь

    1. Зима (рисование с элементами аппликации). обведение по точкам

    Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Эмоциональный отклик на поэтические образы.

    Использовать холодную гамму красок при передаче зимнего колорита.

    Тренировка мышцы рук Учить использовать технику рисования – тычок (рисование жесткой полусухой кистью, и набрызг

    Добавление березы (объемная аппликация) путем приклеивания.

    2. Ветка ели (рисование ватными палочками). Штриховка

    Развитие зрительно – пространственного восприятия.

    Учить рисовать хвою на определенном расстоянии друг от друга Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками.

    3. Изготовление панорамной новогодней открытки (аппликация с элементами конструирования) Обведение по контуру

    Развитие зрительно – моторных функций, упражнять в ориентировке на листе. Создание праздничного настроение, положительного эмоционального отклика.

    Учить изготавливать поздравительные открытки – самоделки с сюрпризом.

    4. Украшаем елку (аппликация с использованием ватных дисков). Графические упражнения.

    Учить выполнять действия по образцу, учить использовать в аппликации блеск, ватные диски.

    Развитие мелкой моторики, внимания, воображения. Учить работать с клеем, ватными дисками, блеском. Следить за аккуратностью выполнения работы.

    Январь

    1. Снеговик (работа с проволокой). Обведение по контуру

    Учить работать с проволокой, знакомство с техникой безопасности

    2. Деревья в снегу (работа на пластилиновой основе и с крупой). Графические упражнения

    Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать крупу поштучно, так чтобы получился силуэт дерева в снегу.

    3. Узоры на стекле (волшебные рисунки). Обведение по контуру

    Создание праздничного настроение, положительного эмоционального отклика.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Учить закрашивать, равномерно располагая на листе один тон краски Рисунок – сюрприз.

    4. Белая береза (рисование с элементами аппликации). обведение по точкам

    Учить создавать сюжетную композицию, изображать зимнюю (серебристую) березку по мотивам стихотворения.

    Работа над развитием моторики и зрительного восприятия.

    Гармонично сочетать разные изобразительные техники.

    Февраль

    1. Зимушка – зима (рисование). Обведение по контуру

    Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимнего пейзажа.

    Упражнять в ориентировке на плоскости, работать над развитием зрительно-пространственного восприятия

    Продолжать учить использовать нетрадиционные техники рисования

    2. Белый медведь любуется северным сиянием (рисование и аппликация). обведение по точкам

    Развитие мелкой моторики, воображения.

    Совершенствовать графические навыки и умения Учить создавать сюжетную композицию, в технике коллажа.

    3. Одежда (декоративное рисование с элементами аппликации). Штриховка

    Развитие воображения.

    Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

    Закрепить знания детей сезонной одежде. Учить создавать оригинальные образы на основе силуэта своей руки

    4. Чайный сервиз (аппликация.) обведение по точкам

    Развитие общей и мелкой моторики.

    Развитие эстетического восприятия, учить наносить одинаковый орнамент

    Развитие логического мышления воображения.

    Учить выполнять аппликацию способом обрывания.

    Учить подбирать и различать теплые и холодные тона для композиции

    Март

    Развитие воображения.

    Вызвать положительные эмоции.

    Развитие мелкой и общей моторики. Учить контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы.

    2. Царство диких зверей (работа с нитками). Графические упражнения

    Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

    Знакомство детей с приемом аппликации – выклеиванием силуэта мелко нарезанными нитями для передачи эффекта пушистой шерстки.

    Учить наносить клей на основу равномерно, тонким слоем.

    3. Цветущая весна (рисование). Обведение по контуру

    Развитие воображения, мелкой моторики.

    4. Весенний цветок (оригами) обведение по точкам

    Развитие моторики, логического мышления. Учить выполнять действия по образцу, учить складывать бумагу, прижимать, разглаживать.

    Апрель

    1. Аквариум (объемная аппликация). Штриховка

    Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Продолжать учить вырезывать по контуру, учить приему закручивания бумаги.

    2. День космонавтики (аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги). Обведение по контуру

    Учить соблюдать контрастность цвета, дополнять рисунок композиционными линиями, создающими красивый ритм и акцент.

    Развитие воображения, мелкой моторики. Продолжать учить вырезывать по контуру, Учить подбирать и различать теплые и холодные тона для композиции

    3. Ландыши (картинка – пластилинка работа с бисером). обведение по точкам

    Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать бисер поштучно

    4. Первые лужи (рисование на мокром листе). Штриховка

    Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

    Развитие внимания, воображения.

    Учить выполнять действия по образцу

    Май

    1 Весенний дождь (рисование техника набрызг). Графические упражнения.

    Использовать гамму красок

    Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

    Знакомство и обучение новой технике рисования Учить создавать оригинальные образы на основе силуэта Учить создавать сюжетную композицию.

    2. На лугу (работа с бисером и крупой). Обведение по контуру

    Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

    Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать бисер и крупу поштучно

    3. Насекомые (оригами). Штриховка

    Вызвать интерес к работе с цветной бумагой, оригами.

    Развитие моторики, логического мышления Учить выполнять действия по образцу, учить складывать бумагу, прижимать, разглаживать.

    4 Насекомые (объемная аппликация) обведение по точкам.

    Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Учить контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы.

    Выводы:

    В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.

    Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

    Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

    Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

    Ирина Иризбаева
    Подготовка руки к письму у старших дошкольников

    Письмо - это сложный навык , включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки , правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

    После 5-6 лет у детей в коре головного мозга согласно законам образования условных рефлексов создаются условно-рефлекторные функции чтения и письма .

    В возрасте 6 - 7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки . В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости) . Овладение письмом - длительный , трудоемкий процесс.

    Работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной. Этапы подготовки руки к письму :

    Подготовительный ;

    Основной;

    Заключительный.

    Подготовительный этап включает в себя :

    Специальные физические упражнения;

    Изобразительная деятельность;

    Развитие мелкой моторики рук.

    Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки . Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.

    На подготовку руки к письму хорошо влияет изобразительная деятельность : лепка, рисование,и специально подобранные упражнения : обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т. д.

    Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов на плоскости, позднее на выпуклых плоскостях; учится правильно определять направление линий и движения руки , знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение к подготовке к письму .

    Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно , в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.

    Развитие мелкой моторики руки

    Пальчиковые игры

    Пальчиковые игры, помогают кистям рук приобретать хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма .

    Оригинальные поделки из доступного материала : салфетки, скорлупа яиц, коробки. Подобная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики, помогает закрепить важнейшие навыки планирования, контроля и самооценки.

    «Коврик для куклы»

    Нанизывание : пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.

    Выкладывание букв из семян, палочек.

    Вырезывание различных фигурок.

    Обводка плоских фигур.Обводить можно все : дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.

    Строим забор, дом, дерево и т. п. – из счетных палочек

    Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты

    Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.

    Основной этап включает в себя :

    Гигиена письма ;

    Сформировать правильный захват карандаша;

    Штриховка;

    Обучение ориентировке на листе бумаги;

    Гигиена письма

    Посадка при письме . Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме , способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправлены и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони) . Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку.

    Положение рук при письме . Рука пишущего должна лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист. Левая рука ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки , что способствует возникновению нарушения осанки.

    Положение кисти пишущей руки . Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

    Положение тетради. От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме . Для того чтобы избрать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо положить ладони на стол (парту, опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придерживает ее сверху.

    Сформировать правильный захват карандаша. Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет карандаш. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания пальцев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – около двух сантиметров. При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подняты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следствием этого является преждевременное утомление и снижение темпа письма . Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма .

    Помочь ребенку научиться держать ручку правильно могут специальные ручки-тренажеры. Они бывают двух видов. Приспособление – силиконовая рыбка, которую можно надеть на любой карандаш или ручку. В плавниках этой рыбы есть три углубления для пальчиков. Взять рыбку в руки неправильно практически невозможно.

    По принципу тренажера-конуса сделаны трехгранные цветные карандаши. Это лучший вариант карандашей, которые можно выбрать для малыша. Во-первых, они толстые. За счет этого ребенку удобно держать их в руке. Во-вторых, они трехгранные. Это позволяет держать карандаши правильно. В-третьих, они мягкие. Ребенку не требуется много усилий, чтобы закрашивать, чертить, писать.

    Для развития навыка держать карандаш используются пальчиковые игры (особенно большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом (Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами, игровые упражнения типа Посолим суп.

    Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук :

    “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз) .

    “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза, затем влево – вправо (3 раза) .

    “Зайчик” – и. п. : рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

    “Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

    Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

    Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством педагога. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш.Должны выполняться и правила штриховки :

    Штриховать в заданном направлении

    Не выходить за контуры фигуры

    Соблюдать параллельность линий

    Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

    Для штриховки могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов.

    Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века.

    Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано» , соединив все точки.

    Разнообразные задания : «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность» , «Продолжи ряд» , «Нарисуй такой же» , «Дорисуй узор» и др.

    Обучение ориентировке на листе бумаги.

    Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

    Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки .

    Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Целью графических упражнений является формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

    Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

    Одним из эффективных приемов является так называемый «графический диктант» . На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти.Может быть предложен другой вариант : дети создают орнамент под диктовку. На бумаге в клетку дети под диктовку проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.

    Готовя ребенка к школе, можно еще проводить и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.Например :

    Нарисовать фигурку справа или слева от вертикальной линии.

    Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

    Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

    Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

    Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

    Заключительный этап – печатание букв

    Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму , необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, занятие со штриховкой, печатание букв. При этом очень важно соблюдать гигиенические правила письма , чтобы сохранить осанку и здоровье ребенка.

    В наше время школы заинтересованы в том, чтобы дети поступали в 1 класс подготовленными, умеющими писать и считать.

    На начальном этапе обучения у многих детей чаще всего возникают затруднения именно с письмом: быстро устает и «не слушается» рука, буквы, цифры и их элементы получаются некрасивыми, неровными, ребенок не укладывается в отведенное для выполнения задания время.

    Эти затруднения вызваны недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформированными навыками зрительно-двигательной координации, внимания, аналитического восприятия. Это отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы.

    Чтобы этого не произошло, очень важно заранее начать подготовку руки ребёнка к письму.

    Что такое мелкая моторика и для чего ее развивать

    Мелкая моторика рук — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами.

    Физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи и интеллекта ребенка зависит от развития мелкой моторики его рук. Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”,

    Развитие мелкой моторики оказывает влияние на общее развитие ребенка, его мыслительную деятельность, зрительную и двигательную память, внимание, координацию, воображение, речь. Это важно еще и потому, что в нашей повседневной жизни нам постоянно необходимы точные скоординированные движения пальцев и кистей рук, чтобы есть, одеваться, писать, заниматься рукоделием, играть на музыкальных инструментах, и т.д. Поэтому от степени развития мелкой моторики зависит очень многое.

    И, конечно же, при подготовке ребенка к школе, для того, чтобы он успешно овладел навыками письма, просто необходимо, чтобы мелкая моторика его рук была для этого достаточно развита!

    Когда ребенок идет в 1 класс с недостаточно развитой мелкой моторикой рук, это чаще всего говорит о некотором отставании и в его общем развитии. Ребенку с большим трудом будут даваться графические задания, ему будет трудно долго держать карандаш или ручку, движения его руки во время письма будут неловкими. И конечно, это скажется не только на почерке, но и на успехах в учебе и на освоении различных трудовых навыков.

    С какого возраста начинать готовить руку ребенка к письму

    Готовить руку ребенка к письму, а значит, тренировать мелкую моторику рук ребенка можно начинать с раннего возраста.

    В самом раннем возрасте мелкая моторика развивается естественным образом: малыш вначале учится брать предметы рукой, затем – перекладывать их из одной руки в другую, и т.д.

    С 3-4 месяцев можно начинать делать массаж кистей рук малыша, сгибать и разгибать его пальчики, воздействовать на ручки и пальчики ребенка сенсорно: гладить их, проводить по ним меховой или вязаной игрушкой и т.д.

    Очень важно, чтобы эти занятия проходили с положительным эмоциональным фоном, доставляли ребенку радость, были для него игрой. Для этого наши мудрые предки делали с малышами пальчиковую гимнастику в сопровождении потешек, т.е. играли в пальчиковые игры, такие как: «Пальчик-мальчик, где ты был», «Сорока-ворона» и т.д.

    Пальчиковая гимнастика «пальчиковые игры» – это инсценировка при помощи пальчиков небольших историй и сказок в стихотворной форме. Пальчиковые игры – это важная часть работы по развитию мелкой моторики с детьми разного возраста: от малышей до учащихся первых классов.

    Для большей эффективности в пальчиковых играх должны использоваться отдельные движения каждого из пальчиков, а движения на сжатие, растяжение, расслабление кисти руки – чередоваться.

    Длительность пальчиковой гимнастики увеличивается с возрастом: для малышей до 3-4 лет рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, для детей постарше – 10-15 минут в день.

    Пальчиковые игры нетрудно найти в Интернете через поисковики.

    С 8 месяцев рекомендуется тренировать ручки ребенка более активно: под присмотром взрослых давать ему перебирать и играть различные предметы, вначале крупные, а со временем и более мелкие: детали конструкторов, мозаики или паззлов, а также камешки, ракушки, небольшие палочки, пуговицы, канцелярские скрепки, счетные палочки, крупу и т.д.

    По мере взросления ребенка доступных ему занятий и игр по развитию мелкой моторики становится гораздо больше, а сами они – разнообразнее.

    Какие занятия помогают подготовить руку к письму

    Детское творчество

    Занятия с детьми творчеством: рисование, аппликация, вырезание, лепка и т.д., очень способствуют тренировке мышц кистей рук и пальчиков, развитию ловкости и умелости рук, координации движений обеих рук и т.д., а также активно воздействуют на зоны мозга, ответственные за общее развитие ребенка.

    Примеры других занятий и игр

    Также полезны для маленьких детских ручек такие занятия, как:

    • Рисование. Рисовать можно где угодно и чем угодно, особенно дети любят нетрадиционные материалы и техники рисования, например, малышам можно предложить рисование пальчиками на подносе с песком, манкой или другой крупой (для этого на поднос тонким слоем насыпается, например, манка, а ребенок проводит по ней пальчиком),
    • игры с мячом, кубиками, пирамидками, сортерами, мозаикой, конструкторами, паззлами и т.д.,
    • застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков,
    • нанизывание бусин и пуговиц,
    • шнуровка,
    • переплетение ленточек или веревочек, плетение из них косичек, завязывание и развязывание узлов и бантов,
    • отвинчивание и завинчивание крышек пластиковых бутылок, банок, пузырьков,
    • прикрепление и открепление прищепок,
    • поиск мелких предметов (игрушек от киндера и т.д.) в миске или мешочке с крупой,
    • театр теней из рук и пальцев
    • и т.д.

    Массаж и самомассаж рук

    Очень полезен массаж или самомассаж рук. Его нужно проводить каждый день по 2-3 раза. Это можно делать следующим образом.

    Простейший массаж: движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. Движения: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, и всех вместе, и поочереди.

    Начинается массаж (самомассаж) с растирания пальчиков от подушечек к ладоням вначале на одной руке, а затем на второй. Затем большим пальцем одной руки растирается ладонь второй руки от центра к краям.

    Затем выполняются различные движения, после каждого из которых делают расслабляющие поглаживания или встряхивания рук:

    • разогрев рук — энергично потереть ладони друг о друга, чтобы рукам стало горячо,
    • движения как во время мытья рук,
    • сжать все пальчики в кулак и резко разжать,
    • потереть большой пальчик о другие пальчики по очереди: об указательный, о средний, о безымянный, о мизинчик. Упражнение выполняется одновременно обеими руками,
    • сжать одну руку в кулачок, затем вставлять в него по очереди пальчики другой руки и несколько раз прокручивать.
    • делать «пилящие» движения ребром одной ладони по другой,
    • костяшками сжатых в кулачок пальчиков одной руки проводить вверх и вниз по ладони и пальчикам другой руки.

    Завершить самомассаж расслаблением кистей рук, для этого нужно потрясти ими.

    Чтобы массаж не был скучным, его можно сопровождать стихами, пример стихов для массажа ручек с сайта .

    Самомассаж можно проводить с помощью различных мелких предметов, например, катать ребристый карандаш, бусину, горох, шишку или орех между ладонями или одной рукой по столу. Это можно делать со словами:
    «Еду, еду, к бабе, к деду,
    На лошадке, в красной шапке,
    По ровной дорожке
    На одной ножке»

    Графические задания

    В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) развитие мелкой моторики и координации движений рук становится одним из главных этапов подготовки к школе и, в частности, к письму.

    В этом возрасте важно уделять внимание таким занятиям:

    • раскрашивание бумаги или замкнутых контуров в разных направлениях для разных рисунков (на каждом рисунке штрихи должны быть только в одном направлении),
    • штриховка в разных направлениях с разной силой нажима и длиной штрихов,
    • обведение рисунка по контуру,
    • создание изображения с помощью шаблонов или обводка различных предметов (стакана, баночки, своей ладошки и т.д.),
    • рисование по точкам;
    • рисование по клеточкам по образцу и на слух,
    • дорисовка изображений по клеточкам и без них,
    • различные графические диктанты (например, ),
    • написание элементов прописных букв.

    Большинство таких заданий есть в различных пособиях для подготовки детей 5-6-7 лет к школе .

    Знакомство с гигиеническими правилами письма

    Учить ребенка правильно сидеть при письме или рисовании и правильно держать ручку надо начинать заранее, до того, как он пойдет в школу. Потому что переучивать его, особенно в очень сложный для него период, когда ему придется много заниматься новой и сложной для него деятельностью – письмом, будет очень трудно.

    Гигиенические правила письма это следующие умения и навыки:

    1. Правильно сидеть при письме.
    2. Правильно держать ручку.
    3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при письме.

    Соблюдение этих правил позволяет сформировать правильную технику письма, сделать его более удобным, легким, красивым и быстрым.

    Причем как именно это делать правильно, ребенку должен показать взрослый. Он же должен следить за их выполнением, т.к. сам ребенок, сконцентрировавшись на выполнении задания, о них забывает уже через несколько минут.

    Поделки с детьми дошкольного возраста

    Итак, занятие творчеством и изготовление поделок очень способствует развитию мелкой моторики рук у детей, а также приобретению умений и навыков, которые потребуются детям в школе.

    Различных техник и способов создания поделок очень много. Рассмотрим самые основные и необходимые для подготовки к школе.

    Вырезание ножницами. К сожалению, не так мало детей, которые идут в 1 класс, вообще не умея вырезать. А ведь вырезание хорошо тренирует мышцы детских пальчиков, развивает координацию движений. Нужно уделить внимание умению ребенка резать по прямым, ломанным или изогнутым линиям, умению вырезать различные формы: треугольник, круг, овал и т.д.

    Аппликация . Вырезанные фигурки можно приклеить на бумажный или картонный фон – получится аппликация. Аппликацией можно заниматься с детьми раннего возраста, которые еще не умеют пользоваться ножницами, если предлагать им приклеить порванную ими на кусочки цветную бумагу или уже готовые вырезанные фигурки из самоклеящейся бумаги, а также изображения, вырезанные взрослым из старых журналов или фигурки, сделанные фигурными дыроколами.

    Работа с бумагой и картоном. Оригами . Из бумаги (бумажных выкроек), сделав пару сгибов (в более сложных моделях может потребоваться клей), можно получить различные бумажные игрушки. Также фигурки и игрушки можно сделать путем складывания бумаги (оригами). Из бумаги и картона можно сделать много различных поделок, имеющих практическую пользу: открытки, подарки и сувениры, елочные игрушки и украшения, книжные закладки .

    Лепка . Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, массы для лепки. Вначале нужно научиться лепить базовые формы: шарики, колбаски, кружочки, а уже их собирать в различные фигурки, буквы, цифры. Полезно разминать пластилин (тесто, глину, массу) в руках, отщипывать (еще можно разрезать ниткой или стеком) от них кусочки, а затем снова соединять их в одно целое. Кусочками пластилина можно выкладывать контуры рисунков на картоне или фон, на котором потом создать изображение с помощью круп.

    Чтобы развитие мелкой моторики, а также необходимых навыков в вырезании, аппликации и лепке было интереснее ребенку, можно предложить ему поиграть.

    Пример игры с пластилином или соленым тестом: предложите ребенку скатать небольшую колбаску – это будет червячок (змейка), а затем пофантазировать, куда отправится червячок, что увидит, с кем познакомится и т.д.: «Жил-был червячок. Звали его (пусть имя придумает ребенок). Червячок любил путешествовать. Вот как-то раз ползет он, ползет (придаем телу червячка характерные изгибы) и видит реку (ребенок скатывает толстую колбаску из синего пластилина и расплющивает ее). Но червячок не умеет плавать. Как же ему переправиться на другой берег? (слушаем ответы ребенка) Правильно, нужен мостик. Но ведь червячок такой маленький, он не сможет сам перебросить через реку бревно, надо помочь ему сделать мостик! (ребенок делает мостик: раскатывает колбаской коричневый пластилин и кладет его поперек «реки»). Слышишь, червячок говорит тебе «Большое-большое спасибо за помощь!» Переполз червячок на другой берег, а там – красивый цветок (скатать 7 одинакового размера шариков, расположить вокруг одного из них остальные, расплющить). А рядом с цветком сидит цыпленок (скатать 2 желтых шарика, один побольше, другой – поменьше, соединить друг с другом, на меньшем нарисовать глазки, нарисовать или приклеить клювик). Придумать, что делал цыпленок, спрятался ли червячок от него или подружился с ним, и что было дальше.

    Похожим образом можно играть не с вылепленными, а с бумажными фигурками. Только всех персонажей нужно будет рисовать (хотя бы контурно), а затем вырезать из бумаги.

    Потренироваться с вырезанием можно и другими способами: поиграть в торговую базу, где ребенок (продавец) должен выдавать за покупки чеки. Чек должен быть двойной, а продавец должен разрезать его ровно пополам по намеченной линии, чтобы одну часть отдать покупателю, а вторую оставить себе для отчетности.

    Можно предложить ребенку выпустить на свободу привидение, которому очень хочется полетать, а оно не может, т.к. заколдовано. Чтобы его расколдовать, нужно вырезать его и привязать к небольшой веточке – дети очень любят бегать по улице с такими игрушками на веревочке. А уж если они сделаны своими руками! Для того, чтобы получилось такое привидение, на листе бумаги нужно нарисовать округленную на конце спиральную линию с глазами и ртом.

    • Тематический комплект графических заданий
    P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

    Советы родителям: «Подготовка руки к письму у детей 6- 7 лет»

    Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

    Точность графических действий у детей 6-7лет обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

    Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца

    Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

    По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.

    Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

    Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

    Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.

    Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками - грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.

    Одна из важнейших задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы по подготовке руки к письму

    Советы по подготовке руки дошкольника к письму Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе п...

    Примерное планирование занятий по подготовке руки к письму для детей старшей группы по программе коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР Н.В. Нищевой

    Методическая разработка занятий по подготовке дошкольников с ОНР к обучению грамоте. Данные занятия в своей работе могут использовать как учителя-логопеды, так и воспитатели коррекционных групп. Занят...