• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

    Тест на развитие графического навыка

    Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.


    Оценка результатов теста

    Баллы


    1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.

    2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

    3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

    4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

    5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0.

    6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.

    Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

    Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

    Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

    Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

    1) низкий темп письма;

    2) быстрая утомляемость при письме;

    3) неровная, «дрожащая» линия;

    4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

    5) слишком сильный нажим;

    6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;

    7) несоблюдение размера графических элементов;

    8) несоблюдение наклона письма;

    9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

    10) нежелание выполнять письменные упражнения.

    Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма.

    Для развития графического навыка следует использовать:

    Графический диктант;

    Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

    Рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

    Выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

    Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

    Пальчиковую гимнастику;

    Упражнения на освоение предметных действий. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. При этом необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6–7 лет ребенок должен научиться выполнять следующие виды штриховки: прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д.), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15–20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребенком пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

    Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

    Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка.

    Графические диктанты

    Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:

    1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

    2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

    3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

    4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

    5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

    6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

    7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

    8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

    9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

    10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.

    Рисование линий

    Прямые дорожки

    Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.



    Фигурные дорожки

    – Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

    Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.


    – Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.


    Рисование

    По точкам

    Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

    Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.


    По контурам

    Ребенка просят


    Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.


    Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.


    Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.


    Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.


    Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.


    По клеточкам

    На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.




    Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.



    Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.



    Ребенка просят по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.



    Выполнение штриховок

    Штриховки с различным направлением движения руки

    Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.


    Силуэтные штриховки

    Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.


    Копирование узоров

    Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.


    Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук

    Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

    Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

    1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

    2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.


    3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.


    4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.



    5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).


    6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.


    7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.


    8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.


    9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.


    10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

    11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.



    12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.


    13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.


    14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.


    15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.


    16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.


    17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.


    18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.


    19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.


    20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.


    21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.

    22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.


    23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.


    24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.


    25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.


    26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.


    Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.


    Освоение предметных действий

    Для развития тонкой моторики рук можно использовать упражнения с применением спортивного инвентаря. У детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает значительные трудности. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с предметами, использовать такие приемы, как перекладывание, подбрасывание, ловля; изменять темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов.

    При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.

    Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.

    Выработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и пр.

    Выработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.

    Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители!

    Я провожу занятия со старшими дошкольниками по подготовке к школе. Занятия мои комплексные и конечно, подготовка руки к письму — это один из важных этапов в моих занятиях.

    В своей работе я использую пропись Олеси Жуковой «Готовим руку к письму. Учимся писать». Лично мне очень нравится это учебное пособие. Сегодня, хочу познакомить Вас поближе с прописью «Готовим руку к письму».

    Весь материал прописи логически выстроен и по принципу «от простого к сложному». Каждая страница соответствует одному занятию.

    Первые занятия в прописи — это обучение ребенка проводить различные линии: горизонтальные, вертикальные, линии под углом, волнистые линии.

    Следующий блок занятий «Учим цвета. Разноцветные странички».

    Каждая страница прописи несет обучающий и развивающий характер. На страничках прописи вы найдете много различных интересных заданий: упражнения для развития логики, мышления, общего кругозора.

    В прописи «Готовим руку к письму» есть блок занятий по письму печатных цифр от 1 до 5 и блок занятий «Учимся писать по клеткам».

    Ну, и конечно, самый большой блок — «Учимся писать буквы» (печатные, конечно).

    Чтобы не тратить деньги на покупку прописи для каждого ученика, я распечатываю на принтере сканированные страницы прописи.

    Сегодня я поделюсь с Вами всеми сканированными страницами прописи Олеси Жуковой «Готовим руку к письму. Учимся писать».

    Что ещё важно, я распечатываю страницы в формате А4. Для дошкольников размер шрифта и картинки очень важен.

    Будет лучше, когда ученики-дошкольники обводят буквы и другие картинки в большом размере, потому что мелкие мышцы их пальчиков ещё слабы и быстро устают, особенно при при рисовании или штриховке мелких картинок.

    На страницах прописи мои дошколята пишут и рисуют мягкими цветными карандашами. Под лист прописи подкладываю картонные листы, чтобы деткам писать и рисовать было приятнее.

    Чтобы разнообразить занятия по подготовке руки к письму можно использовать простые, но очень увлекательные упражнения .

    Скачать пропись: https://yadi.sk/d/qOmBix0Oa9GFB

    Всем детям, поступившим в школу, приходится писать. И не у всех, к сожалению, это получается одинаково хорошо. Дело в том, что письмо – это непростой навык, требующий хорошей подготовки мелких мышц руки ребенка для выполнения четких, хорошо cкоординированных движений, а также способности контролировать собственные действия довольно продолжительное время.

    Подготовка к школе. Постановка руки.

    Не у всех детей, по разным причинам, мышцы рук достаточно сильные и развитые. Именно поэтому необходимо с раннего возраста предпринимать определенные действия для «постановки руки» ребенка. Вы удивитесь, но начинать можно уже с 3-х летнего возраста. Любимая игрушка всех малышей – юла - поможет вам в этом.

    Юла стоит недорого, но приносит невероятную пользу крохам в деле укрепления мышц. Юла может научить нескольким способам захвата ее рукоятки, что позднее пригодится в процессе научения письму. Во время игры с юлой крохе требуется напрягать руки и довольно-таки в быстром темпе производить определенные силовые движения. Если вы видите, что вашему трех-четырехлетнему чаду с трудом дается игра с юлой, насторожитесь. Это значит, что мышцы малыша ослаблены, возможно, формируются неправильно, и без определенных подготовительных упражнений ребенок будет испытывать трудности и обучаясь письму.

    Поэтому, прежде чем учить детей писать, нужно подготовить их руку к самому процессу письма, поскольку данные задачи совершенно отличаются друг от друга. В этом деле могут помочь различные помощники — книги, игрушки, пособия, которые можно приобрести, как на сайте производителя , так и в магазинах.

    Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:

    • научение труду руками (различного рода ). Это означает: развитие моторики, глазомера, пространственной ориентации, внимания, умение работать аккуратно, заканчивать любое дело, а не бросать его на полпути.
    • формирования чувства ритма – научение согласованию движения и слова с соблюдением определенного ритма;
    • научение рисовально-графическим работам – раскрашивание, рисование по клеточкам, штриховка и др.
    • формирование правильной ориентации в пространстве — ориентировка на рабочей поверхности (например, на бумажном листе).

    Упражнения для рук при подготовке руки к письму

    Существует ряд эффективных упражнений для того, чтобы подготовить руку малыша процессу письма. Вот некоторые из них.

    Упражнение «Пианист»

    Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение наоборот, т.е. с другой руки.

    Упражнение « Новая волна»

    Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении 1. Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.

    Упражнение « Скрепочка»

    Малышу следует напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.

    Упражнение « Волшебные палочки»

    Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

    Упражнение « Ловкие шаги»

    Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

    Упражнение « Мельница»

    Снова напрячь указательный и средний пальчики и зажать между ними карандаш, но только самый его кончик. От малыша требуется так повернуть руку, чтобы можно было захватить второй рукой другой, свободный, кончик карандаша. Карандаш как бы совершает вращение. При этом направление письменного прибора следует соблюдать от груди. Необходимо добиться, чтобы малыш совершал не менее 7 оборотов. Но, чем больше, тем лучше.

    Упражнение « Шарик»

    Малышу нужно использовать свое воображение и представить, что у него в ладошках мячик небольших размеров. Теперь этот воображаемый мячик нужно перекатывать из стороны в сторону.

    Очень часто при научении письму у детей возникает так называемый «писчий спазм». Это когда в процессе письма их пальчики начинают неметь и появляются болезненные состояния, что отбивает желание у будущего первоклассника вообще учиться писать. Это явление можно предупредить при помощи простого упражнения.

    Упражнение « Дружба»

    В положении сидя малышу следует поставить ручки на уровень глаз, соединив ладони друг с другом. Потом одну ладонь необходимо сдвинуть немного вниз, а пальцы другой руки согнуть и как бы обнять пальцы сдвинутой вниз ладошки. Перед выполнением таких ручных «объятий» вдыхаем носом, и выдыхаем непосредственно в процессе выполнения упражнения. Делать упражнение нужно двумя руками по очереди, раз 10 – 15.

    Также считаем необходимым упомянуть, что, прежде чем обучать своего малыша, необходимо определить его ведущую руку. Сейчас левшество или скрытое левшество встречается гораздо чаще, чем это было ранее. Важно это потому, что у левшей совершенно по-другому происходит распределение функций между полушариями головного мозга.

    Что такое скрытое левшество?

    Таким термином характеризуются дети, пишущие правой рукой, но ведущим полушарием у них остается правое, как у тех детей, которые пишут левой рукой. Именно скрытые левши, чаще всего, и испытывают трудности в обучении в школе.

    Правша или левша?

    Существует множество способов определить ведущую руку ребенка. Например, можно попросить малыша отвинтить крышку на бутылке, стереть что-то ластиком, протянуть ему ложку или какой-то предмет и попросить его взять его, воспользоваться ножницами, переложить что-то из одной коробки в другую. Специалисты советуют давать малышам непривычные и неожиданные для них задания, которым их не обучали, чтобы увидеть более естественную реакцию со стороны детей. Т.е., предполагается, что в неподготовленной ситуации ребенок будет выполнять задание так, как удобно именно ему.

    Та рука, которой малыш будет выполнять такие задание и является у него ведущей.

    Деткам-левшам, скрытым левшам и тем, кто владеет одинаково правой и левой руками требуется особое внимание в процессе подготовки и обучения письму.

    Следует помнить, что упражнения с дошкольниками необходимо выполнять, используя простой карандаш там, где он требуется.

    Что помогает подготовке руки к письму?

    Предлагаем вам ознакомиться со списком самых эффективных занятий в деле подготовки руки вашего малыша к письму:

    • игры с мозаикой;
    • конструкторы (особенно те, где можно завинчивать различные шурупы и гайки);
    • работа с бумагой, проволокой (бусы, поделки, гирлянды, оригами и пр.);
    • плетение браслетов, шнурков, бисероплетение и пр.;
    • вязальные работы крючком и спицами;
    • вышивка;
    • шитье и пришивание (пуговиц, например);
    • вырезание ножницами;
    • использование раскрасок, рисование (в том числе, мелом);
    • ручной труд: выжигание, выпиливание, лепка, .

    Как узнать, готова или не готова рука ребенка к письму?

    Ваше чадо еще не прошло достаточную подготовку, если:

    • не умеет штриховать изображения, не выходя за пределы рисунка;
    • не может повторить за вами рисунок круга: изображает овал со многими дрожащими прерывистыми линиями или у него получается маленький круг;
    • фиксирует неподвижно кисть на листе бумаги;
    • постоянно переворачивает изображения.

    Если вы видите, что ребенок не готов к процессу обучения письму, продолжайте выполнять с ним регулярно те упражнения, которые мы предлагаем в данной статье.

    Как правильно держать ручку

    Важно также обратить ваше внимание на то, как правильно держать ручку. Предложите ребенку что-нибудь написать и посмотрите, как он возьмет карандаш. Неверно, если ребенок:

    • держит пальчики так, будто хочет посолить еду, т.е. щепоткой;
    • зажимает ручку в кулаке;
    • письменный прибор располагается на поверхности указательного пальца, вместо среднего;
    • конец письменного прибора указывает в сторону, а не на плечо пишущего;
    • пальчики ребенка расположены на неправильном расстоянии от грифеля (близко или, наоборот, далеко от него).

    Искаженное положение руки при письме будет помехой правильному освоению этого важного процесса, поэтому необходимо начать тренировку по исправлению ситуации. Предлагаем вашему вниманию очень эффективное коррекционное упражнение для такого случая под названием «Домик для букв».

    Упражнение «Домик для букв»

    Взрослому необходимо взять ручку правильно, но только отодвинуть пальцы немного повыше от грифеля (на 2 см, примерно). После этого нужно отпустить указательный палец так, чтобы карандаш удерживался только средним и большим пальцами. А указательный в это время может выполнять любые свободные движения и даже постукивать по поверхности письменного прибора. Предложите малышу повторить то же самое. Мы уверены, что такая наглядность будет для ребенка понятнее всего, и проблема снимется, не успев появиться.

    Ирина Гурова
    Подготовка руки ребёнка к письму

    Консультация для родителей

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?

    Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.

    Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

    Руки – это совершенный инструмент. Если руки не развивать, то их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны «умные руки» А. М. Горький писал: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

    Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

    И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

    В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности.

    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

    Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста, шнуровка, игры с мозаикой и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

    Таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, в том числе и развитие речи, во-вторых – готовность к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте.

    Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет! Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий предмет, очень трудно переучить.

    А как же правильно?

    При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным; большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего конца пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5 – 2 см. Конец пишущего предмета направлен на плечо. Кисть находится в движении, а локоть от стола не отрывается. Следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет (рисует, штрихует, раскрашивает, и определить, правильно ли он выполняет это действие.

    Как распознать неправильно сформированный навык?

    С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова отмечают, что все случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов и предлагают приёмы для исправления неправильного навыка.

    Неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щёпотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце, средний палец не за ручкой, а на ней.

    Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него.

    Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки (карандаша) направлен в сторону или от себя. Кисть при рисовании или письме зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть.

    Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы (получаются слишком маленькие предметы).

    Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

    Неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

    Родителей также должен насторожить и такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Поворачивая лист, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

    Приёмы для исправления неправильного навыка.

    Установить руку в нужном положении. Вложить карандаш в руку ребёнка и помочь удержать. Затем попросить ребёнка выполнить то же самостоятельно. После этого заданная позиция пальцев воспроизводится без карандаша.

    Ребёнок берёт карандаш и крепко удерживает его пальцами. Взрослый говорит: «Возьми так крепко, чтобы я не мог его вытащить» и тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево с одного и другого конца.

    Движения с сопротивлением. Это движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребёнок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребёнка вверх и вниз, а ребёнок должен преодолеть сопротивление. Кроме этого, очень полезно выполнять различные действия указательным пальцем (нажимать на кнопки, клавиши, рисовать, оставляя мокрые или цветные отпечатки и др.).

    При неправильном положении пальцев при письме на верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.

    Если ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко, то можно нарисовать на ней черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

    Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение, раскрашивание (а затем и рисование) крупных фигур, размером, примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания, а также задания по обведению контурных изображений предметов.

    При неправильном положении пальцев при рисовании или письме (особенно, когда ребёнок держит большой палец перпендикулярно указательному, помогают упражнения на захват мелких предметов большим и указательным, большим, указательным и средним пальцами, например, счётных палочек или спичек. Для этого можно поставить перед ребёнком на столе открытую коробочку со счётными палочками (спичками, пуговицами и другими мелкими предметами). Ребёнок должен брать палочки из коробочки и складывать их в кучку под рукой, при этом стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, а затем также сложить всё обратно. Помогут в этом случае и игры-упражнения с горохом и фасолью, например, «Покормим птичек», «Солим щи».

    С этой же целью можно использовать следующее упражнение: взять спичку и крепко держать её в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно большим и указательным пальцами правой руки подтягивать её к себе.

    Очень полезно использовать игры-упражнения с прищепками. Эти упражнения развивают силу пальцев, особенно большого и указательного правой руки. Протяните верёвку от одного стула к другому и покажите ребёнку, как прикреплять прищепками к ней носовые платочки или носочки, ленточки.

    Для обучения правильному удержанию пишущего предмета можно использовать «Раскрашивание понарошку» (мнимое раскрашивание). Для этих упражнений можно взять обыкновенную книжку-раскраску и кисточку. Желательно вырезать из бумаги или картона круги разного цвета – «краски». Ребёнок – «художник». Он выбирает краски и раскрашивает понарошку предметы и их детали. Взрослый обращает внимание на то, как ребёнок держит кисточку. Эта игра также способствует развитию восприятия цвета, мышления, воображения, речи.

    Некоторые педагоги и родители считают, что не нужно детям даже в младшем возрасте давать фломастеры или маркеры для рисования и раскрашивания. По их мнению, нужно предлагать только карандаши, потому что при их использовании необходима достаточная сила нажима, чтобы получить изображение. Таким образом, это способствует развитию силы пальцев рук. Но по отношению к детям, имеющим нарушения двигательной сферы, такой подход недопустим. Повышенный или пониженный тонус, а также неравномерное его распределение в мышцах кисти, пальцев рук часто не позволяют им научиться выполнять графические задания (раскрашивание, обведение, штриховка и др., правильно удерживая карандаш. Задания могут оказаться недоступными или трудновыполнимыми. Из-за этого качество их работы может оказаться очень низким. В таких случаях ребёнок не испытывает радости и удовлетворения от своей деятельности и, соответственно, теряет к ней интерес. Может появиться и негативное отношение к упражнениям по развитию графических навыков.

    Поэтому детям, имеющим нарушения пальчиковой моторики, целесообразно давать маркеры, фломастеры, мел и в раннем возрасте, и позже, в том случае, если у ребёнка появляется тенденция к неправильному удержанию карандаша, кисточки и других пишущих предметов. У некоторых педагогов есть тетради для развития графических навыков, покрытые прозрачной плёнкой. Дети наносят линии фломастером, выполняя задание, а после этого могут всё стереть.

    Кроме того, рисование различными материалами (простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, маркерами, кисточкой, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. А это способствует развитию ручной умелости.

    Иногда взрослые уже в детском саду дают детям шариковые ручки. Хорошо это или плохо? Есть разные мнения на этот счёт. Но многие специалисты, в частности, профессор Ольга Ратмировна Орлова (Московская мед. академия) считают, что это вредно. Почему? По её мнению, когда детей начинают учить писать шариковой ручкой, у них мышцы сгибатели и разгибатели действуют все одновременно – вместо того, чтобы работать поочерёдно и давать друг другу отдохнуть. В результате двигательная программа письма, которую призваны создать в мозге ребёнка все эти упражнения, получается ошибочная – она не только травмирует мышцы кисти и локтевой нерв, но и запускает настоящую цепную реакцию, губительную для ребёнка. Сначала, чтобы скомпенсировать дисбаланс, функции кистевых мышц берут на себя другие мышцы – как раз тогда возникает неестественная поза кисти, она как бы вывернута за счёт того, что противоположные мышцы её избыточно напрягают и меняют позу. Это, в свою очередь, травмирует нервы и приводит к тому, что нагрузка на мышцы растёт ещё больше. Перегруженные мышцы, со своей стороны, кричат «караул», буквально бомбардируя сигналами «SOS» те зоны мозга, где эта моторная программа расположена физически, что постепенно портит её… Зоны мозга, предназначенные для акта письма, вызревают к 8-9 годам, а не к 5-6, как хотелось бы некоторым ретивым родителям и педагогам. Поэтому появляется часто в наше время так называемый писчий спазм. Немало случаев, когда ребёнок совершенно утрачивает эту функцию – вообще не может писать. Писчий спазм – это ошибка определённой моторной программы. Так что, по мнению профессора Орловой О. Р., нужно отбросить письмо шариковой ручкой в дошкольном возрасте.

    Литература:

    Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001.

    Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиввем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000.

    Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997.

    Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/

    Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/

    Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе возможности для подготовки к овладению письмом в школе.

    Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

    Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Значительное число пяти- шести - семилетних детей испытывают трудности в освоении письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно - напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

    Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспитатель должен своевременно разъяснять родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной технике письма.

    Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание - и специально подготовленные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т.д. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно. .

    В школе играет важную роль подготовленность детей к письму, для этого необходимо следовать целенаправленным, последовательным занятиям.

    В работе А.И. Воскресенской «Грамота в детском саду» предложена программа обучения письму. Программа расчитана на учебный год и предполагает такую работу по месяцам (4 занятия в месяц по 20 - 25 минут):

    · Упражнения для развития глаза, кисти руки и мелких мышц пальцев. Обводка и штриховка геометрических фигур.

    · Продолжение работы в тех же тетрадях в клетку. Отсчитывание клеток по 2 сверху вниз и слева направо. Овладение строчкой в две клетки. Рисование различных узоров, состоящих из горизонтальных, вертикальных, волнистых и округленных линий.

    · Знакомство с тетрадью в косую линейку для письма в первом классе. Обложка тетради, страницы, строчки на странице, линейки в строчке. Рисование узоров, состоящих из различных линий. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

    · Продолжение работы в той де тетради. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

    · Письмо простым карандашом элементов букв: прямой короткой палочки, длинной прямой палочки, палочки с закруглением внизу.

    · Повторение изученных элементов букв. Письмо новых элементов букв: длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу.

    · Повторение изученного. Письмо новых элементов букв: полуовала и первого элемента буквы м (волосная наклонная линия с точкой внизу).

    · Повторение изученного. Письмо овала без соединительной линии. Письмо букв а, м.

    · Повторение изученного. Письмо букв а, м, п. Письмо слов: мама, папа.

    По окончании учебного года проводится диктант, включающий все знакомы элементы букв.

    Воскресенская А.И. раскрывает более подробное содержание каждого занятия своей программы (по месяцам).

    Для начала можно познакомить детей с тетрадью (обложка, страницы, разлиновка, правая и левая сторона страницы, середина, верх, низ). Обводка и штриховка квадратов. Штриховать нужно так, как предлагается на образцах.

    После дети начинают обводить и штриховать прямоугольник и круг. Педагог обращает внимание детей на направление линий при штриховке, определяет вместе с детьми цвет карандашей, особое внимание обращает внимание на круги, где штриховка начинается от центра справа налево и идет непрерывной круговой линией. Дети располагают фигуры в своей тетради так, как показано на образце и заштриховывают.

    Натренировавшись обводить квадраты, прямоугольник и круг, дети приступают к треугольникам (заполняют непрерывной петлей сверху вниз; продолжают штриховать круги - непрерывной круговой линией от середины справа налево). Такой вид штриховки полезен для развития кисти руки, мелких мышц пальцев и глазомера. Овалы обыгрываются сливами, обводят простым карандашом и располагают как на образце. Затем штрихуют, от края овала ведут дугообразную непрерывную линию к середине рисунка.

    Важно закрепить полученные навыки штриховки - дети самостоятельно составляют узор из всех знакомых фигур. .

    В следующем цикле занятий дети продолжают рисовать в тетрадях в клеточку. Они должны овладевать строчкой, научиться отсчитывать нужное количество клеток сверху вниз и слева направо. При рисовании различных узоров, состоящих из горизонтальных, вертикальных, волнистых и округлых линий, у детей развивается глазомер, кисть руки и мелкие мышцы пальцев. Для ориентировки на строчке воспитатель ставит отправные точки с левой стороны страницы.

    Занятия начинаются с ориентировки на строчке - отсчитывание клеток, расстановки точек. Рисование узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий. Позднее упражнение в правильном расположении тетради и карандаша. Рисование узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховка.

    Важно упражнять детей в сгибании и разгибании кисти руки и пальцев, в правильной посадке и правильном положении тетради и карандаша. Учатся отсчитывать клеток по две, расстановке точек. Рисование узоров, состоящих из длинных прямых и наклонных линий, штриховка. Дети тренируются в рисовании завитков от центра справа налево, штриховка кругов и овалов.

    Ознакомившись с тетрадью в клетку, дети знакомятся с тетрадью по письму (обложка, страницы, строчка, линейка).

    Педагог заранее ставит отправные точки простым карандашом, от них ребенок и начинает строчку. Ребенок тренируется в рисовании прямых горизонтальных линий с целью установления границы строчки. Далее знакомится с линиями сверху вниз на строчке, по которым надо будет писать.

    Обязательным условием является закрепление предыдущего материала, добавляется рисование елочек и окошек, выделение прямой палочки. В последующие упражнения входят узор, в которых есть длинная палочка - флажки. Круги рисуют от середины линии на строчке справа налево, добавляются узоры, состоящие из овалов, полуовалов и петель.

    Все построенные друг за другом узоры развивают глазомер, кисть руки и мелкие мышцы пальцев. Все это служит подготовкой к письму элементов букв. .

    Задачей педагога также является подготовка ребенка к написанию элементов букв. Свою работу можно выстроить в такой последовательности:

    1. Просмотр и анализ предыдущих детских работ.

    2. Показ воспитателем на доске нового материала.

    3. Разбор образца детьми под руководством воспитателя.

    4. Письмо детьми нового материала под счет, который ведет воспитатель, и самостоятельно.

    5. Анализ написанного. Дели самостоятельно рассматривают свою работу, выбирают на строчке элемент буквы, написанный лучше остальных, и по этому образцу пишут еще строчку или две.

    Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

    Развитие ручной умелости;

    Развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения;

    Развитие изобразительных и графических умений детей [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

    Как отмечает Т.И. Гризик , кандидат педагогических наук, письмо - сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Беседы с педагогами, наблюдения за их работой, ее анализ позволяют выявить как положительные, так и отрицательные моменты в процессе подготовки детей дошкольников к обучению письму.

    Положительным является то, что все понимают необходимость и значимость такой работы и большинство воспитателей имеют практический опыт. Однако этот опыт касается в основном лишь отдельных сторон подготовки (например, развитие мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке). [ //Ребенок в Детском саду, №1, 2006 - «Подготовка к обучению письму»/ Т.И. Гризик]

    Вместе с тем анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных особенностей дошкольников.

    Подготовка к обучению письму требует особенного педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

    Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по 4 основным направлениям :

    1. Развитие руки.

    Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

    1. Развитие руки.

    1.1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами - большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.

    Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».

    1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

    Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления.

    Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труду (например, манипулирование с иголкой), в процессе лепки.

    1.3. Развивать мелкую моторику рук (возможное использование нетрадиционных пособий, упражнений) .

    2. Подготовка к технике письма.

    2.1. Развивать пространственную ориентировку.

    В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.

    Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке, как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой - верх, под ногами - низ, за спиной - сзади, перед собой - спереди).

    При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

    Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.

    Полученные знания по ориентировке в пространстве ребенок должен «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

    Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетные картинки. .

    У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению. Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

    2.2. Развивать чувства ритма.

    Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.

    Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального сопровождения.

    То же самое о выполнении ритмических упражнений в письме. В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

    2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней.

    В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

    В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.

    2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.

    Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, затем - рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

    Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.

    3. Аналитико-синтетическая деятельность.

    Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

    3.1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.

    Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

    3.2. Анализ образа букв.

    Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

    Количество элементов (сколько элементов составляет буква?)

    Характеристику элементов (какие это элементы?)

    Пространственное расположение элементов в букве

    3.3. Синтез образа букв.

    Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образы букв из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

    3.4. Дифференцифция образа букв.

    В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

    4. Формирование элементарных графических умений.

    Задача педагога направить формирование элементарных графических умений в нужное русло, способствовать их закреплению.

    4.1. Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).

    4.2. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

    Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. .

    Т.И.Бабаева обращала свое внимание на этот вопрос тоже и выделяет следующие компоненты по подготовке руки к письму:

    Развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

    Развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.)

    Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

    Развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений). [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993]

    Развитие ручной умелости.

    К старшему дошкольному возрасту, ребенок без труда застегивает пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки. Если у кого-то из детей в группе этот навык не получается, воспитатель обязан помочь ему приобрести соответствующий навык с помощью тренировок и упражнений. Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

    Точность и ловкость, движений пальцев приобретаются детьми в увлекательных занятиях «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

    Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, настойчивости, внимательности. Опыт показывает, что детям шести лет доступны и простейшие виды вязание крючком и на спицах. Как показала работа Е. Шулешко, вязание на спицах служит эффективным средством подготовки шестилеток к письму.

    Воспитатель, желающий хорошо подготовить детей к школе, постоянно держит в поле своего внимания детей с недостаточно развитой умелостью. Он анализирует причины их отставания. Возможно, это связано с неправильной техникой выполнения какого-либо задания. Тогда ребенок нуждается в дополнительных упражнениях. А может, причина его отставания в неправильном воспитании в семье, когда родители недооценивают важность развития у ребенка самостоятельности, мелких движений кисти руки. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

    Развитие пространственных ориентировок и чувства ритма.

    Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте воспитатель уделяет значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

    С этой целью воспитатель использует игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве. В его речи, обращенной к детям, часто употребляются точные пространственные термины.

    Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью, вызывают интерес детей игры-соревнования, игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т.д.), воспитатель использует диктанты, закрепляющие умение детей ориентироваться на плоскости. Задания постепенно усложняются. Оценивая работы детей, воспитатель получает ценную информацию о том, умеют ли ребята ориентироваться на листе бумаги.

    Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей согласованных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут считалки. Воспитателю надо следить, чтобы слова сопровождались точным указательным движением руки водящего. Считалки произносятся в разном темпе, и соответственно меняется быстрота движения руки. Остальные дети слушают и наблюдают, правильно ли согласует слова и движения водящий. Шуточные считалки и скороговорки делают это упражнение веселым и интересным. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

    Развитие графических умений.

    Важнейшую роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Наблюдения показывают, что у части детей формируется неправильный навык обращения с пишущими предметами (карандашом, фломастером, ручкой). Он проявляется в следующем:

    · неправильное положение пальцев. Ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак. При этом часто карандаш лежит не на среднем пальце, а на указательном и т.д.

    · неправильное положение руки. Кисть вывернута так, что верхний конец карандаша или ручки ориентирован не на плечо пишущей руки, а в сторону или на себя. При этом кисть и локоть зависают над столом.

    · слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при рисовании и письме, напряженное сжимание пишущего предмета.

    · неправильная поза. Ребенок горбится, изгибается, подкладывает под себя ногу и т.д.

    О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима соответствующая тренировка пальцев и руки. Иначе отставания в письме могут быть значительными. Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

    Важную роль в формировании правильных графических навыков играют не только учет возрастных особенностей дошкольников и закономерности их развития, но и соблюдение санитарно-гигиенических требований и правильная организация позы ребенка в процессе подготовки руки к письму.

    В процессе организации обучения столы, за которыми сидят дети, должны соответствовать их росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7 - 10 см от линии края стола. При письме туловище ребенка должно быть в прямом положении, не сгибая его ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола. Голова несколько наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20 - 30 см от бумаги (для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше). Ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни на полу или на подставке. Необходимо следить за тем, чтобы дети не подгибали ноги под стул, не клали одну ногу на другую, не вытягивали их чрезмерно вперед и не отставляли их в сторону.

    Поставив руки локтями на край стола, дети опускают предплечья на стол. Локти ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. При этом правая рука лежит на тетради, а левая слегка придерживает ее левый край. Такая поза не только облегчает процесс письма, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

    Правильное положение рук во время письма чрезвычайно важно, так как предохраняет от слишком сильного наклона головы, очень вредно отражающегося на зрении детей.

    Карандаши для письма следует брать мягкие. Они должны быть хорошо отточены, но с коротким острием. Держать карандаш нужно так же, как и ручку с пером - тремя пальцами. Карандаш должен лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Воспитатель на первых занятиях знакомит детей с правильной посадкой, умением держать карандаш, пользоваться тетрадью.

    Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно готовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание - и специально подобранные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т.д. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно. [Воскресенская А.И. - Грамота в Детском саду. - М.: Просвещение, 1965].

    В детском саду абсолютно все занятия направлены на развитие ребенка: физическое воспитание, экологическое воспитание, развитие речи, сенсорное воспитание и т.д. На каждом из занятий воспитатель продумывает те или иные комплексы упражнений и заданий на развитие и тренировку мелких мышц кистей рук и пальцев.

    Богата разными видами работа по изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов на плоскости, позднее на выпуклых плоскостях; учится правильно определять направление линий и движения руки, знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение к подготовке к письму.

    Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Воспитателю необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными линиями и т.д. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления. Можно предложить детям раскрашивать одну картинку по очереди. Пока один раскрашивает, другой успевает отдохнуть. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

    Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки:

    ь штриховать в заданном направлении

    ь не выходить за контуры фигуры

    ь соблюдать параллельность линий

    ь не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

    1) Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. В работе с шестилетками в настоящее время успешно используются линейки - трафареты геометрических фигур, фигурные линейки (лекала). Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к штриховке. Способ штриховки сообщает воспитатель. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

    Учитель - новатор Е.Н. Потапова успешно применяет работу с линейками - трафаретами и штриховкой подготовке к письму шестилеток. Она советует составлять с помощью трафаретов целые картины (праздничный салют, аэродром, метро). Каждая картина обыгрывается с детьми, обсуждаются способы штриховки. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо, наклонными, волнистыми и т.д. У каждого ребенка должен быть свой личный альбом для штриховки.

    2) Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Например, игры «От дома к дому», «Кто быстрее - кто ровнее?», «Парашютисты». Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма. Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

    3) В начале каждого занятия надо показать детям как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно. Через 2-3 минуты непрерывного письма (обычно за это время ребенок заполняет одну - две строки) следует перерыв: физкультурная пауза, рассмотрение работ, затем заполняются еще две строки. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

    В ручную умелость относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку можно сложить пополам лист бумаги, сделать ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

    Могут организовываться небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняют их названия, знакомятся с образцами вышивок. Знакомятся с иголкой, видами швов, постепенно осваивают шитье.

    Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать сначала пуговицу с двумя отверстиями, затем с четырьмя. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

    Таким образом, мелкая моторика развивает зоны головного мозга, отвечающие за функции речи. Но и крупная моторика посредством физических упражнений тренирует и укрепляет связь с другими структурами головного мозга, что благоприятно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить руку дошкольника к процессу письма, сформировать образ графических изображений. Гризик Т.И. и Бабаева Т.И. раскрывают основные направления подготовки руки к письму. Подробно излагают содержание каждого направления, которые находят свою реализацию на занятиях в детском саду.