• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Фирма "ЭКОсервис-НЕФТЕГАЗ" предлагает боновые заграждения (БЗ) "Рубеж-Зима-150" предназначены для улавливания и локализации нефтяного "пятна" на реках в период ледостава.

    Боновые заграждения "Рубеж-Зима-150" изготавливаются в соответствии с ТУ 8026-19-040443658-2004.

    БЗ "Рубеж-Зима-150" состоят из отдельных секций, каждая из которых представляет собой конструкцию, состоящую из нескольких комплектующих элементов.

    Секции соединяются между собой системой замковых соединений. Полотно секции БЗ "Рубеж-Зима-150" выполнено из морозостойкого полимерно-тканевого материала с двухсторонним ПВХ-покрытием для боновых заграждений. Для придания секции вертикального положения служит несущая конструкция из стальных труб. Рекомендуется применять БЗ "Рубеж-Зима-150" на водных объектах со скоростями течения до 1,0 м/с.

    Наиболее целесообразно применять БЗ "Рубеж-Зима-150" при толщине льда от 25 до 90 см.

    Основные технические характеристики боновых заграждений "Рубеж-Зима-150" приведены в таблице:

    Таблица характеристик


    СЕРИЯ "РУБЕЖ-ЗИМА" (ФОТО)


    Установка
    БЗ "Рубеж-Зима-150"



    БЗ "Рубеж-Зима-150" в ледовом канале

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра экологии и защиты окружающей среды

    Дисциплина «Экология»

    Специальность «Эксплуатация судовых

    энергетических установок»

    Тема: «Ликвидация последствий аварийных разливов нефти»

    Курсант: Безуглов Ю. А.

    Группа М-291-1

    Руководитель: Федорова О.А.

    Допущен к защите:

    Мурманск

    Введение

    Основная часть

    Боновые заграждения

    Боновые заграждения постоянной плавучести

    Боновые заграждения постоянной плавучести цилиндрические

    Аварийные боновые заграждения

    Всплывающие боновые заграждения

    Огнеупорные боновые заграждения

    Универсальные боновые заграждения

    Методы ликвидации аварийных разливов ННП

    Механический метод

    Суда-нефтесборщики

    Бортовой нефтесборный катер для спасательных судов «ЭКО-5»

    Скиммеры

    Скиммер пороговый

    Скиммер Magnum 100

    Физико-химический метод

    Диспергенты

    Сорбенты

    Сорбирующие элементы

    Сорбирующие боны

    Термический метод

    Биологический метод

    Заключение

    Введение

    Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, имеющие место на объектах нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, при транспорте этих продуктов наносят ощутимый вред экосистемам, приводят к негативным экономическим и социальным последствиям.

    В связи с увеличением количества чрезвычайных ситуаций, которое обусловлено ростом добычи нефти, износом основных производственных фондов (в частности, трубопроводного транспорта), и диверсионными актами на объектах нефтяной отрасли, участившимися в последнее время, негативное воздействие разливов нефти на окружающую среду становится все более существенным. Экологические последствия при этом носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные циклы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.

    Несмотря на проводимую в последнее время государством политику в области предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, данная проблема остается актуальной и в целях снижения возможных негативных последствий требует особого внимания к изучению способов локализации, ликвидации и к разработке комплекса необходимых мероприятий.

    Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов (ННП) первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения.

    Основная часть

    Локализация аварийных разливов ННП

    Боновые заграждения

    Основными средствами локализации разливов ННП в акваториях являются боновые заграждения. Их предназначением является предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения цикла уборки, и отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.

    Боновые заграждения бывают следующих типов:

      Постоянной плавучести

      Аварийные

      Всплывающие

      Огнеупорные

      Универсальные

    Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов:

      поплавка, обеспечивающего плавучесть бона;

      надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены);

      подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны;

      груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды;

      элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде;

      соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций;

      устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

    Боновые заграждения постоянной плавучести

    Боновые заграждения постоянной плавучести (БПП) предназначены для локализации аварийных разливов нефти в водохранилищах, затонах, реках, акваториях портов, а также для оперативного ограждения судов при приеме топлива, при грузовых операциях нефтеналивных судов. Обладают высокой разрывопрочностью и обеспечивают скорость их буксировки до 3-х узлов. Конструкция боновых заграждений обеспечивает максимальное сопротивление волновым и ветровым нагрузкам. Боны постоянной плавучести не поглощают воду и нефтепродукты.

    Для наглядности ниже приведены сравнительные характеристики различных моделей боновых заграждений постоянной плавучести в виде таблицы.

    Общие технические характеристики

    БПП-450

    БПП-600

    БПП-830

    БПП-1100

    Длина секции

    Общая высота бона

    Высота надводной части

    Высота подводной части

    Балластная цепь

    Габариты секции при транспортировке
    - секция 20 м

    Секция 15 м

    Секция 10 м

    1010x450 x450 мм
    1010x450 x410 мм
    1010x450 x350 мм

    1000x600 х450 мм
    1000x600 x380 мм
    1000x600 x300 мм

    1400x850 x450 мм
    1400x850 x410 мм
    1400x450 x350 мм

    1900x1120 x450 мм
    1900x1120 x230 мм

    Вес 1 м.п.

    Материал

    Износостойкий полиэфир, покрытый нефтехимостойким ПВХ с сертификатом РМРС

    сигнальный

    Условия эксплуатации

    БПП-450

    БПП-600

    БПП-830

    БПП-1100

    Волнение моря

    до 2 баллов

    не более 3 баллов

    не более 4 баллов

    Скорость ветра

    не более 15 м/сек

    не более 20 м/сек

    не более 20 м/сек

    не более 20 м/сек

    Скорость течения

    не более 2 узлов

    не более 3 узлов

    не более 3 узлов

    не более 3 узлов

    Температура воздуха

    от -30°С до + 65°С

    Количество секций, буксируемых в одной нитке

    не более 20 шт.

    Скорость буксировки по водной поверхности

    не более 3 узлов

    Количество секций, буксируемых в одной нитке, не более

    Высота слоя нефти, удерживаемая боновым заграждением

    Боновые заграждения постоянной плавучести цилиндрические

    Цилиндрические боновые заграждения постоянной плавучести (БПП Ц) предназначены для локализации разливов нефти, возникающих в случае аварии на судах всех назначений при переходах по внутренним водам. Они используются для локализации аварийных разливов нефти при быстрых течениях в водохранилищах, затонах, реках, акваториях портов, а также для оперативного ограждения судов при приеме топлива, при грузовых операциях нефтеналивных судов.

    БПП Ц состоит из бонов постоянной плавучести, которые соединяются между собой при помощи замкового соединения двух типов:

      Стандартное замковое соединение внахлест (соединяется четырьмя болтами) по краям ленты бонового заграждения.

      Межсекционное соединение внутри ленты бонового заграждения осуществляется замками мягкого типа.

    Конструкция БПП Ц обеспечивает максимальное сопротивление волновым и ветровым нагрузкам.

    Аварийные боновые заграждения (надувные)


    Аварийное боновое заграждение предназначено для локализации разливов нефти, возникающих в случае аварии на судах всех назначений при переходах по внутренним водам. Используется для локализации аварийных разливов нефти в водохранилищах, затонах, реках, акваториях портов, а также для оперативного ограждения судов при приеме топлива, при грузовых операциях нефтеналивных судов. АБЗ состоит из надувных бонов, которые соединяются между собой при помощи замкового соединения двух типов:

      Стандартное замковое соединение внахлест (соединяется четырьмя болтами).

      Быстроразъемное международное замковое соединение ASTM ("Ласточкин хвост").

    Аварийное боновое заграждение обладает высокой разрывопрочностью и обеспечивает скорость буксировки до 3-х узлов. Конструкция АБЗ обеспечивает максимальное сопротивление волновым и ветровым нагрузкам.

    В
    сплывающие боновые заграждения

    При совершении операций с нефтью и нефтепродуктами суда традиционно огораживаются боновыми заграждениями с помощью портового буксира. Для подхода судна к причалу и отхода судна приходится несколько раз в сутки устанавливать и снимать боновое заграждение, постоянно находящееся на плаву. Этот традиционный способ требует содержать бригаду рабочих и буксир с командой круглосуточно.

    В
    сплывающие боновые заграждения (ВБЗ)
    устанавливаются единожды на много лет. После установки из них дистанционно выпускается воздух, боны ложатся на грунт и не препятствуют судоходству. В случае необходимости в боновое заграждение с причала дистанционно подается воздух, боны всплывают и на поверхности приобретают заданную форму.

    Комплекс, находясь на дне, не изнашивается, круглосуточно готов к работе и летом и зимой. Кратность использования не ограничена. Всплывающие боновые заграждения могут быть установлены как в пресной, так и в морской воде.

    Всплывающие боновые заграждения (ВБЗ) отличаются по использованию:

      аварийные – находящиеся на дне и поднимаемые на поверхность только в случае аварии.

    Каждая секция такого бона снабжена впускными невозвратными клапанами и травяще-предохранительными клапанами. Чтобы, после ликвидации аварии, положить такой бон на грунт, нужно с борта плавсредства выпустить газ из каждой секции последовательно.

    Такие всплывающие боновые заграждения следует выставлять для аварийного разделения акваторий порта, закрытия входа в порт или терминал, для предотвращения распространения нефти при ее аварийном разливе.

    Этот тип боновых заграждений также целесообразно выставлять на реке вблизи подводного перехода магистрального нефтепровода. Для аварийного БЗ в качестве станции газонаполнения используются баллоны высокого давления.

      рабочие – всплывающие боновые заграждения, находящиеся на дне и поднимаемые для ограждения танкера при погрузке (судна при бункеровке).

    По окончании нефтяных операций воздух из ВБЗ выпускается с причала без помощи плавсредства и ВБЗ ложится на грунт. Судно отходит и до окончания швартовки следующего судна ВБЗ лежит на дне.

    Для такого типа ВБЗ баллонная станция газонаполнения не удобна. Оптимальным вариантом является компрессор среднего давления, работающий на ресивер такого объема, которого достаточно для наполнения ВБЗ.

    Любой из перечисленных видов ВБЗ может быть установлен на глубинах 25-30 м как в морских, так и речных условиях.

    Огнеупорные боновые заграждения

    О
    гнеупорные боновые заграждения предназначены для сжигания нефти на поверхности воды.

    Боны предназначены для многоразового использования.
    При тралении с помощью такого бона одновременно со сжиганием локализованного нефтяного разлива можно ликвидировать на месте от 600 до 1800 баррелей (100 до 300 тонн) нефти в час.

    Огнеупорные боны могут также использоваться для предотвращения распространения возникшего пожара, удерживая его в зоне, которая может быть эффективно обработана пеной.

    У
    ниверсальные боновые заграждения

    Универсальное боновое заграждение состоит из 2 автономных вертикально расположенных и соединенных между собой оболочек: воздушной и водонаполняемой . Вертикальная компоновка воздушной оболочки над водонаполняемой позволяет сформировать надводный борт (воздушная оболочка) и подводную часть – юбку бона (водонаполняемая оболочка).

    Принцип работы заключается в следующем:

    Боновое заграждение развертывается с вьюшки, находящейся на бонопостановщике (Boom"s boat) и одновременно идет заполнение воздушной и водонаполняемой оболочек.

    Воздух и вода подаются от воздуходувки и отвода водомета бонопостановщика либо от источника воздуха и осушительного (балластного или пожарного) насоса любого плавсредства.

    Однако, для облегчения установки боновых заграждений на сильном течении, заполнение бона следует производить раздельно: сначала заполнить верхнюю камеру воздухом, выставить БЗ на якоря и только после этого заполнить водобалластную камеру водой.

    По окончании локализации нефтеразлива, спускается с бонопостановщика скиммер, имеющий воздушный привод от установленного на бонопостановщике компрессора, и сбор нефтепродуктов осуществляется в водонаполняемую оболочку. При этом происходит вытеснение воды нефтью, закачиваемой в водонаполняемую оболочку. По окончании сбора нефти боновое заграждение может быть отбуксировано к месту передачи и утилизации нефти.

    Преимущества универсального бонового заграждения:

      Удобство хранения, транспортировки, работы системы "бонопостановщик-боновое заграждение";

      Отсутствие балластной цепи, что позволяет снизить вес универсального бонового заграждения и увеличить длину секции до 250 метров;

      Отказ от дополнительных емкостей для сбора нефти. Водонаполняемая оболочка выполняет функции балласта и сбора локализованных боновым заграждением нефтепродуктов.

    Ликвидация аварийных разливов ННП

    Методы ликвидации разливов ННП

    Существует несколько методов ликвидации разлива ННП: механический, термический, физико-химический и биологический. Рассмотрим подробнее каждый из них.

    Механический метод

    Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается так же достаточно большой. (При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения цикл отделения нефти от воды достаточно затруднен.) Помимо этого осложнения могут возникать при очистке от ННП акваторий портов и верфей, которые зачастую загрязнены всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами, плавающими на поверхности воды.

    Применение механического метода ликвидации разлива ННП возможно при соответствии технических характеристик используемых средств условиям разлива.

    К достоинствам данного метода можно отнести высокую эффективность при проведении работ, возможность сбора различных видов ННП, всесезонную возможность использования данного метода. Тем не менее, в местах механического сбора на поверхности воды всё равно остаётся тонкая плёнка ННП.

    Осуществляется механический метод путём применения судов-нефтесборщиков или скиммеров. Ниже приводятся некоторые их модели.

    Суда-нефтесборщики

    Суда-нефтесборщики - самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории.

    Б
    ортовой нефтесборный катер для спасательных судов «ЭКО-5»

    «ЭКО-5» представляет собой стальной плоскодонный катер с кормовым туннелем и подвесным мотором. Площадь рабочей палубы – 11 м2. Предназначен для сбора нефтепродуктов и наплавного мусора с поверхности воды.

    Компактные размеры позволяют погрузить катер на спасательное судно и доставить его к месту разлива.

    Успешно производит работы по очистке акватории на мелководье, в непосредственной близости от берега и иных местах, недоступных для больших судов-нефтесборщиков.

    Технические характеристики:

    Производительность (в зависимости от толщины пленки)

    до 30 м³/час

    Длина габаритная

    Ширина габаритная

    Высота борта

    Вместимость танков

    Скорость полного хода

    Скорость при сборе

    Удаление от берега

    Ограничения по волне

    Скиммеры

    Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

    По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах. По принципу действия – на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.

    Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.

    Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.

    Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно мизерными габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы. Но они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств.

    Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми. Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности – воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим вакуумирование отдельных полостей. В этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.

    В реальных условиях по мере уменьшения толщины пленки, связанной с естественной трансформацией под действием внешних условий и по мере сбора ННП, резко снижается производительность ликвидации разлива нефти. Также на производительность влияют неблагоприятные внешние условия. Поэтому для реальных условий ведения ликвидации аварийного разлива производительность, например, порогового скиммера нужно принимать равной 10-15% производительности насоса.

    Скиммер пороговый

    Скиммер пороговый (СП) предназначен для сбора с поверхности воды светлых нефтепродуктов, различных масел и сырой нефти. Скиммер изготовлен из алюминиевого сплава АМГ-5 на базе пневмоприводного насоса.

    Скиммер пороговый изготавливается в двух вариантах:

      с жестким корпусом;

      со съемными надувными плавучестями, из нефтестойкого ПВХ.

    Для привода скиммера необходим сжатый воздух под давлением 6-8 бар. (При снижении давления воздуха, но не ниже чем до 3,5 бар. скиммер сохраняет работоспособность, но снижается производительность). Для использования порогового скиммера СП-6 автономно (не с судна, обеспеченного сжатым воздухом) возможна комплектация силовым блоком (электро или дизель компрессором).

    Основные технические характеристики порогового скиммера:

    Параметр

    Скиммер СП - 6

    Скиммер СП – 3,5

    Производительность мах:

    Питание сжатый воздух 6-8 бар (кг/см 2) при расходе литров/минуту при атмосферном давлении:

    850 литров/минуту

    650 литров/минуту

    Захват скиммера:

    Вес СП брутто:

    Длина пневмошланга:

    Длина рабочего шланга:

    Габаритные размеры скиммера для транспортировки:

    Скиммер СП отличается высокой надежностью, пожаро/взрыво безопасен, не требует специального обучения персонала.

    Скиммер Magnum 100

    Скиммер Magnum 100 предназначен для сбора разлитой нефти и нефтепродуктов на море в открытых акваториях.

    Физико-химический метод

    Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов анализируется как эффективный в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен, например при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам.

    Диспергенты

    Диспергенты представляют собой специальные химические вещества и применяются для активизации естественного рассеивания нефти с целью облегчить ее удаление с поверхности воды раньше, чем разлив достигнет более экологически уязвимого района.

    Диспергенты применяются в жёстких условиях, когда механический сбор ННП затруднён или невозможен, т.е. при глубине свыше 10 метров, температуре воды ниже 5 °C и температуре наружного воздуха ниже 10 °C. Диспергенты дают возможность оперативного проведения ликвидации. Также их использование возможно совместно с различными техническими средствами. К недостаткам диспергентов относятся токсичность и ограниченность применения по температуре.

    Сорбенты

    Для локализации разливов ННП обосновано применение и различных порошкообразных, тканевых или боновых сорбирующих материалов. Сорбенты при взаимодействии с водной поверхностью начинают немедленно впитывать ННП, максимальное насыщение достигается в период первых десяти секунд (если нефтепродукты имеют среднюю плотность), после чего образуются комья материала, насыщенного нефтью.

    К достоинствам сорбентов относятся независимость применения от внешних условий и минимальные расходы на хранение и транспортировку.

    Ниже приведены некоторые типы сорбирующих изделий.

    Сорбирующие элементы

    Сорбирующие элементы могут использоваться с боновыми заграждениями постоянной плавучести всех типов. Успешно применяются не только для ликвидации аварийных разливов нефти и топлива, но и в превентивных целях в местах возможных разливов: в окрестностях морских платформ, нефтеналивных терминалов. Сорбирующие элементы собирают с поверхности воды нефтяные загрязнения и другие нерастворимые органические соединения, вплоть до удаления радужной пленки. За счет установления боновых заграждений с сорбирующими элементами на несудоходных реках можно улучшить экологическое состояние этих рек.

    Сорбирующие боны

    Сорбирующие боны предназначены для защиты береговой линии от нефтяных загрязнений, сорбции нефти на закрытых водоемах, выпускных коллекторах ТЭЦ, локализации разливов нефтепродуктов на палубах судов, нефтехранилищах. Также возможно использование в качестве дополнительного рубежа сорбирующего бонового заграждения совместно с бонами других модификаций.

    Термический метод

    Термический метод основан на выжигании слоя нефти.

    Применяется непосредственно после загрязнения при следующих условиях: толщине плёнки ННП более 3мм, скорости ветра менее 35 км/ч, безопасном расстоянии до 10 км от места сжигания по направлению ветра.

    К достоинствам метода относят быстроту ликвидации аварийного разлива ННП, применение при ликвидации малого количества технических средств и минимальные затраты. Однако, в результате применения термического метода должны быть осуществлены дополнительные меры пожарной безопасности. Негативным последствием применения метода является то, что из-за неполного сгорания ННП образуются стойкие канцерогенные вещества.

    Для ограничения распространения пламени, применяют огнеупорные боновые заграждения.

    Биологический метод

    Биологический метод используется после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм.

    В основе биологического метода лежит понятие биоремедитации.

    Биоремедитация - это технология очистки нефтезагрязненной почвы и воды, в основе которой лежит использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов.

    Число микроорганизмов, способных ассимилировать нефтяные углеводороды, относительно невелико. В первую очередь это бактерии, в основном представители рода Pseudomonas, и определенные виды грибков и дрожжей. В большинстве случаев все эти микроорганизмы являются жесткими аэробами.

    Существуют два основных подхода в очистке загрязненных территорий с помощью биоремедитации:

      стимуляция локального почвенного биоценоза;

      использование специально отобранных микроорганизмов.

    Стимуляция локального почвенного биоценоза основана на способности молекул микроорганизмов к изменению видового состава под воздействием внешних условий, в первую очередь субстратов питания.

    Наиболее эффективно разложение ННП происходит в первый день их взаимодействия с микроорганизмами. При температуре воды 15-25 °С и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять ННП со скоростью до 2 г/м2 водной поверхности в день. но при низких температурах бактериальное окисление происходит медленно, и нефтепродукты могут оставаться в водоемах длительное время - до 50 лет.

    Заключение

    Вероятность возникновения разливов нефти велика, и это подразумевает комплексное реагирование и борьбу с разливами нефти различными средствами. Своевременная и качественная борьба с разливами нефти может существенно снизить размеры экологического и экономического ущерба. Серьезные разливы нефти невозможно предугадать заранее, однако, в случае возникновения разливов, борьба с ними должна производиться всеми возможными и целесообразными методами локализации и ликвидации.

    В заключение необходимо отметить, что каждая чрезвычайная ситуация, обусловленная аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, отличается определенной спецификой. Многофакторность системы "нефть - окружающая среда" зачастую затрудняет принятие оптимального решения по ликвидации аварийного разлива. Тем не менее, анализируя способы борьбы с последствиями разливов и их результативность применительно к конкретным условиям, можно создать эффективную систему мероприятий, позволяющую в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварийных разливов ННП и свести к минимуму экологический ущерб.

    Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что при выборе метода ликвидации разлива ННП нужно исходить из следующих принципов:

      все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки;

      проведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

    Список используемой литературы

      Вылкован А.И., Венцюлис Л.С, Зайцев В.М., Филатов В.Д. Современные методы и средства борьбы с разливами нефти: Научно-практическое пособие. - СПб.: Центр-Техинформ, 2000.

      Гвоздиков В.К., Захаров В.М. Технические средства ликвидации разливов нефтепродуктов на морях, реках и водоемах: Справочное пособие. - Ростов-на-Дону, 1996.

      http://www.northsea.ru

    1. http://www.ecooilgas.ru

      Аварийные боновые заграждения (надувные)

      Аварийное боновое заграждение предназначено для локализации разливов нефти, возникающих в случае аварии на судах всех назначений при переходах по внутренним водам. Используется для локализации аварийных разливов нефти в водохранилищах, затонах, реках, акваториях портов, а также для оперативного ограждения судов при приеме топлива, при грузовых операциях нефтеналивных судов. АБЗ состоит из надувных бонов, которые соединяются между собой при помощи замкового соединения двух типов:

      Стандартное замковое соединение внахлест (соединяется четырьмя болтами).

      Быстроразъемное международное замковое соединение ASTM ("Ласточкин хвост").

      Аварийное боновое заграждение обладает высокой разрывопрочностью и обеспечивает скорость буксировки до 3-х узлов. Конструкция АБЗ обеспечивает максимальное сопротивление волновым и ветровым нагрузкам.

      Всплывающие боновые заграждения

      При совершении операций с нефтью и нефтепродуктами суда традиционно огораживаются боновыми заграждениями с помощью портового буксира. Для подхода судна к причалу и отхода судна приходится несколько раз в сутки устанавливать и снимать боновое заграждение, постоянно находящееся на плаву. Этот традиционный способ требует содержать бригаду рабочих и буксир с командой круглосуточно.

      Всплывающие боновые заграждения (ВБЗ) устанавливаются единожды на много лет. После установки из них дистанционно выпускается воздух, боны ложатся на грунт и не препятствуют судоходству. В случае необходимости в боновое заграждение с причала дистанционно подается воздух, боны всплывают и на поверхности приобретают заданную форму.

      Комплекс, находясь на дне, не изнашивается, круглосуточно готов к работе и летом и зимой. Кратность использования не ограничена. Всплывающие боновые заграждения могут быть установлены как в пресной, так и в морской воде.

      Всплывающие боновые заграждения (ВБЗ) отличаются по использованию:

      аварийные - находящиеся на дне и поднимаемые на поверхность только в случае аварии.

      Каждая секция такого бона снабжена впускными невозвратными клапанами и травяще-предохранительными клапанами. Чтобы, после ликвидации аварии, положить такой бон на грунт, нужно с борта плавсредства выпустить газ из каждой секции последовательно.

      Такие всплывающие боновые заграждения следует выставлять для аварийного разделения акваторий порта, закрытия входа в порт или терминал, для предотвращения распространения нефти при ее аварийном разливе.

      Этот тип боновых заграждений также целесообразно выставлять на реке вблизи подводного перехода магистрального нефтепровода. Для аварийного БЗ в качестве станции газонаполнения используются баллоны высокого давления.

      рабочие - всплывающие боновые заграждения, находящиеся на дне и поднимаемые для ограждения танкера при погрузке (судна при бункеровке).

      По окончании нефтяных операций воздух из ВБЗ выпускается с причала без помощи плавсредства и ВБЗ ложится на грунт. Судно отходит и до окончания швартовки следующего судна ВБЗ лежит на дне.

      Для такого типа ВБЗ баллонная станция газонаполнения не удобна. Оптимальным вариантом является компрессор среднего давления, работающий на ресивер такого объема, которого достаточно для наполнения ВБЗ.

      Любой из перечисленных видов ВБЗ может быть установлен на глубинах 25-30 м как в морских, так и речных условиях.

      ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
      «АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ПО ТРАНСПОРТУ НЕФТИ
      «ТРАНСНЕФТЬ»

      «ТАБЕЛЬ ОСНАЩЕНИЯ НЕФТЕПРОВОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
      ОАО «АК «ТРАНСНЕФТЬ» ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ
      ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА ПОДВОДНЫХ
      ПЕРЕХОДАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ»

      РД 153-39.4Р-125-02

      Москва 2002 г.

      «Табель оснащения нефтепроводных предприятий ОАО «АК «Транснефть» техническими средствами для ликвидации аварийных разливов нефти на подводных переходах магистральных нефтепроводов» (далее «Табель») является руководящим документом ОАО «АК «Транснефть». Он назначает состав дополнительных технических средств, необходимых для выполнения работ по ликвидации последствий аварий на подводных переходах магистральных нефтепроводов (ППМН). Основные средства назначаются в соответствии с «Типовым табелем технической оснащенности линейной эксплуатационной службы» и «Типовым табелем технической оснащенности центральной ремонтной службы».

      Состав и количество сил и технических средств определен на основании технологических параметров ППМН и гидрологических особенностей пересекаемого водоема.

      Оптимальный состав и количество сил и технических средств достигаются за счет организации взаимодействия сил каждого ОАО МН при ликвидации аварийных разливов нефти.

      1. Табель разработан по заданию ОАО «АК «Транснефть».

      2. Утвержден «____» _________ 2002 г.

      3. Введен в действие приказом по ОАО «АК «Транснефть» от «____» _________ 2002 г. № ______

      4. Данный документ отменяет действие РД 153-39.4-143-99.

      5. Внесение изменений или пересмотр сроков действия документа производится не реже, чем раз в три года по решению технического Совета ОАО «АК «Транснефть» с последующим их согласованием в ГКТН России и МЧС РФ.

      1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

      Табель предназначен для применения предприятиями ОАО «АК «Транснефть».

      Табель назначает места расположения технических средств и определяет состав сил и технического оснащения, необходимых для локализации и сбора аварийного разлива нефти на ППМН.

      2 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

      2.1 Термины и определения

      Локализация аварийного разлива нефти - проведение комплекса мероприятий по ограничению распространения нефти по водной поверхности, а также придание потоку нефти заданного направления перемещения.

      Удержание нефти боновыми заграждениями - способность различных типов боновых заграждений задерживать распространение нефти, накапливая ее до определенного количества в ограниченном ими пространстве.

      Рубеж задержания - технологический элемент локализации аварийного разлива нефти, выполненный с применением боновых заграждений, путем их установки в акватории реки.

      Стационарный рубеж задержания - специальное сооружение, предназначенное для локализации аварийного разлива нефти.

      Угол установки боновых заграждений - угол между боновым заграждением и динамической осью потока реки.

      Сыпучие сорбенты - сорбенты на основе естественных и искусственных материалов изготовленные в виде порошка, гранул, крошки. Наносятся рассыпанием.

      Сорбенты на основе волокнистых материалов - сорбирующие маты, салфетки, изготовленные из волокнистых материалов в основном искусственного происхождения. Раскладываются по поверхности загрязненной нефтью. Могут быть использованы в качестве боновых заграждений.

      Пункт оснащения средствами ликвидации аварийного разлива нефти - структурное подразделение ОАО «АК «Транснефть» оснащенное специальными техническими средствами для локализации и ликвидации разлива нефти при аварии на подводных переходах магистральных нефтепроводов.

      2.2 Условные обозначения

      Обозначение

      Размерность

      Время сбора разлившейся нефти

      мин.

      Время подъезда (подлета) к месту ликвидации аварии

      мин.

      Суммарная производительность нефтесборщиков

      м 3 /час

      Плотность нефти

      кг/м 3

      Длина боновых заграждений

      Угол установки бонового заграждения

      градус

      Ширина реки в межень

      Суммарный объем утечки нефти при аварии

      Масса нефти между задвижками

      Масса нефти, вытекающей из отверстия «порыв»

      М н пор,

      Масса нефти, вытекающей при проколе трубопровода

      М н прок,

      Сорбционная способность сорбента

      кг/кг

      Количество сорбентов

      Р пр с

      кг

      3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА И КОЛИЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛИКВИДАЦИИ
      РАЗЛИВА НЕФТИ ПРИ АВАРИИ НА ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

      3.1 Общие положения

      При составлении настоящего РД учитывались положения действующей в отрасли нормативной документации и требования постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21.08.2000 г. № 613. Кроме того, учитывался такой фактор, как обязательное взаимодействие сил каждого ОАО МН при ликвидации аварийного разлива нефти.

      Количество боновых заграждений и средств их установки определяется параметрами водных преград, (шириной и скоростью течения) через которые проложены подводные переходы.

      Производительность нефтесборных устройств, суммарный объем емкостей для сбора нефти, количество сорбентов и вспомогательных средств определяются с учетом объемов утечки нефти.

      3.2 Расчет объема возможных разливов нефти

      Объем возможного разлива нефти определяется технологическими параметрами ППМН и гидрологическими особенностями водной преграды. От объема возможного разлива нефти зависит количество технических средств оснащения аварийных служб. Расчет потенциально возможной утечки нефти производится в соответствии с условиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613.

      При прогнозировании возможной величины аварийного разлива нефти и ее последствий необходимо исходить из максимально возможного объема разлившейся нефти:

      при прорыве трубопровода - из расчета 25 % максимального объема прокачки в течение 6 часов и объема нефти между задвижками, отсекающими поврежденный участок трубопровода по формуле:

      М нΣ = М н + М н пор,

      где М н - масса нефти между задвижками, т,

      М н пор - масса нефти, вытекающей из отверстия «порыв», мм,

      при проколе трубопровода - из расчета 2 % максимального объема прокачки в течение 14 дней.

      В зависимости от объема разлившейся нефти и площади разлива выделяются чрезвычайные ситуации (аварийные разливы нефти):

      локального значения - 100 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территорию объекта;

      местного значения - 500 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект;

      территориального значения - 1000 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территории субъекта Российской Федерации;

      регионального значения - 5000 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации;

      федерального значения - более 5000 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской Федерации.

      Для обеспечения оперативных действий при аварийной ситуации, состав и количество оборудования, используемого при ликвидации последствий аварийного разлива нефти, определены с учетом следующей схемы действий подразделений, оснащаемых средствами ЛАРН:

      Пункты оснащения средствами ЛАРН организуются на участках нефтепровода, имеющих ППМН при НПС (ЛПДС). Средства ЛАРН, сосредоточенные на таком пункте, обеспечивают защиту подводных переходов магистрального нефтепровода расположенных в пределах участка.

      Аварийные разливы нефти локального и местного значения (объем разлива до 500 тонн нефти) ликвидируются силами и средствами одного оснащенного пункта, закрепленного за ППМН.

      Аварийные разливы нефти территориального значения (объем разлива до 1000 тонн нефти) ликвидируются силами и средствами двух оснащенных пунктов.

      Аварийные разливы нефти регионального значения (объем разлива до 5000 тонн нефти) ликвидируются силами и средствами нескольких пунктов ОАО МН оснащенных средствами ЛАРН.

      Аварийные разливы нефти федерального значения (объем разлива более 5000 тонн нефти) ликвидируются силами и средствами нескольких пунктов ОАО МН, оснащенных средствами ЛАРН с привлечением сил и средств соседних ОАО МН.

      3.3 Определение состава нефтесборного оборудования

      Учитывая опыт ликвидации аварий и результаты учений по ликвидации аварий проведенных в ОАО МН, а также необходимость организации специальных пунктов (складов) хранения средств ликвидации аварийного разлива нефти, каждый пункт оснащения средствами ликвидации аварийного разлива нефти должен содержать следующее нефтесборное оборудование:

      Летние бондовые заграждения в количестве, достаточном для установки на одном рубеже локализации через реку максимальной ширины в пределах закрепленного за пунктом участка нефтепровода (до 3000 м бондовых заграждений);

      Зимние боновые заграждения в количестве, достаточном для установки на одном рубеже локализации через реку максимальной ширины в пределах закрепленного за пунктом участка нефтепровода (до 1200 м боновых заграждений);

      Нефтесборщики суммарной производительностью до 200 м 3 /ч;

      Емкости суммарным объемом достаточным для хранения нефти собранной нефтесборщиками за 8 часов работы, до 2000 m .

      Указанное оборудование при взаимодействии расположенных рядом пунктов, оснащенных средствами ликвидации аварийного разлива нефти, позволяет устранить последствия аварии регионального значения (до 5000 т) за 20 - 30 ч, а территориального значения (до 1000 т) за 4 - 6 ч.

      3.4 Определение необходимого количества сорбентов и средств утилизации

      Количество сорбентов, необходимых для ликвидации аварийного разлива нефти (ЛАРН), рассчитывается с учетом следующих условий (определенны по результатам учений и опыту ликвидации аварий):

      75 - 80 % вылившейся нефти находятся на поверхности воды,

      10 - 15 % загрязняет берег и растительность,

      10 - 15 % испаряется и эмульгирует,

      97 - 98 % нефти может быть убрано нефтесборщиками,

      2 - 3 % составляют нефтяную пленку на воде и грунте.

      Количество сорбентов Р пр.с , кг, рассчитывается по заданной величине сбора части суммарного объема вылившейся нефти по формуле:

      где М нΣ - суммарный объем вылившейся нефти, т,

      N ч - процент собираемой сорбентом нефти, 2,5 %,

      С сп - сорбционная способность сорбента, кг/кг.

      Учитывая процент нефти находящейся на поверхности воды, загрязняющей берег и растительность, испаряющейся и эмульгирующей, а также то, что процент нефти, собираемой сорбентами на воде и грунте, составляет 2 - 3 % от суммарного объема вылившейся нефти, количество сорбентов необходимых для ликвидации последствий аварийного разлива нефти составит:

      .

      При объеме утечки до 1000 тонн (1000000 кг) - аварийный разлив нефти локального и местного уровня и средней сорбционной способности сорбентов (с учетом возможной регенерации отдельных видов сорбентов) равной 8,9 кг/кг (по результатам испытаний проведенных в ОАО Транссибнефть ) расчетное количество сорбентов, необходимых для ликвидации последствий аварийного разлива нефти, составит:

      Количество сорбентов, необходимое для ликвидации аварийного разлива нефти локального и местного значения, размещается в двух соседних пунктах, оснащенных средствами ЛАРН, участвующих в ликвидации аварийного разлива такого уровня.

      Количество сорбентов в каждом пункте оснащения средствами ЛАРН составит 50 % от расчетного количества, что составляет 1340 кг.

      Выбор конкретных типов и марок сорбентов, применяемых в ОАО МН, включая сорбенты природного происхождения, производится комиссией, назначаемой ОАО «АК «Транснефть», ежегодно, на основании результатов испытаний во время учений по ЛАРН.

      При выборе сорбента необходимо учитывать требования региональных организаций, отвечающих за экологическую безопасность региона, климатические условия и время года, характер рельефа, размеры водоема, тип растительности, технологию его нанесения, условия хранения и транспортировки, сорбирующую способность по нефти, способ утилизации, стоимость.

      Для утилизации отходов возникающих в процессе ликвидации аварии (замазученный сорбент, не подлежащий регенерации, замазученная растительность) применяется одна установка для сжигания отходов.

      3.5 Определение длины боновых заграждений

      Длина летних боновых заграждений (БЗ) определяется параметрами водной преграды (шириной и скоростью реки) и углом установки. Длина БЗ, устанавливаемых на одном рубеже локализации, и углы установки в зависимости от параметров водной преграды представлены в таблице .

      Таблица 1

      Угол установки БЗ относительно динамической оси потока водной преграды и их длина, м при скоростях течения

      более 0,7 м/с

      60°

      40°

      30°

      20°

      1000

      1100

      1200

      1000

      1300

      1100

      1400

      1000

      1200

      1500

      1000

      1200

      1500

      1500

      1500

      1500 + специальная технология улавливания*

      Специальная технология локализации аварийного разлива нефти предусматривается на водных преградах шириной более 1000 м со скоростью течения более 0,2 м/с и заключается в установке стационарных боновых заграждений, в сборе разлившейся нефти судами - нефтесборщиками, в оконтуривании нефтяного пятна кольцом боновых заграждений.

      Длина зимних боновых заграждений определяется из следующих условий: река покрыта льдом, скорость воды подо льдом меньше, чем в открытом русле, угол установки зимних боновых заграждений больше чем летних на 20 - 30°. Длина зимних боновых заграждений при этом составит 40 % от длины летних боновых заграждений для рек, протекающих в средних и северных широтах и 10 % для рек ОАО «Черномортранснефть», протекающих в южных широтах.

      3.6 Расстановка боновых заграждений

      Учитывая время, отводимое на локализацию нефтяного пятна (согласно постановлению Правительства от 20.08.00 г. № 613 оно составляет 4 часа) и опыт проводимых в ОАО МН учений, силами двух пунктов оснащения средствами ЛАРН организуются 2 - 3 рубежа локализации. Первый рубеж организуется в районе подводного перехода, ниже по течению зоны всплытия нефти. Остальные рубежи устраиваются ниже по течению в местах, определенных в плане ликвидации аварий на данном ППМН.

      Кроме этого при неблагоприятном развитии ситуации, по указанию руководителя штаба по ликвидации аварии, соседними пунктами оснащения организуются дополнительные рубежи локализации. На наиболее ответственных ППМН (через реки шириной 1000 м и более), при необходимости, в меженный период устанавливаются стационарные рубежи локализации.

      3.7 Определение количества технических средств для установки боновых заграждений

      Количество технических средств необходимых для установки БЗ на воде рассчитывается исходя из условия, что для установки БЗ на всех реках шириной более 300 м необходимо использовать буксировочный катер. Для рек меньшей ширины установку БЗ осуществляют при помощи двух лодок.

      Результаты расчетов, произведенных с учетом опыта ликвидации аварий и анализа учений, проведенных в системе ОАО «АК «Транснефть», представлены в таблице .

      Состав бригады плавсредств на одном рубеже

      Таблица 2

      3.8 Хранение средств локализации и ликвидации аварии

      Боновые заграждения могут храниться в контейнерах (в 10 футовых контейнерах до 500 м, в 20 футовых контейнерах до 1000 м) Средства установки боновых заграждений и комплекты нефтесборного оборудования могут храниться в 10 или 20 футовых контейнерах. В случае выезда для проведения работ локализации разлива нефти два 10 футовых или 20 футовый контейнер могут быть погружены на автоприцеп (например, типа СЗАП-8357) и доставлены к месту локализации.

      Для защиты особо ответственных подводных переходов, к которым относятся подводные переходы с шириной зеркала реки более 1000 м и подводные переходы через судоходные реки, время доставки средств ЛАРН к которым превышает 3 часа, на ППМН должны быть организованы специальные пункты (склады) хранения комплектов средств ЛАРН.

      3.9 Определение количества вспомогательных технических средств

      К вспомогательным средствам относятся:

      Средства сбора нефти на берегу (речные нефтесборщики и мотопомпы для зачистки берега);

      Средства для установки боновых заграждений летом (ручные лебедки);

      Средства для установки боновых заграждений и обеспечения работы нефтесборщиков зимой (машины для резки льда, мотопилы, генераторы теплого воздуха, утепленные палатки);

      Специальные средства сбора нефти, не входящие в комплекты нефтесборного оборудования (катера - нефтесборщики).

      На основании опыта ликвидации аварий и результатов учений в состав вспомогательных средств пункта оснащения средствами ЛАРН должны входить:

      Средства сбора нефти на берегу - 1 - 2 ручных нефтесборщика и 1 - 2 мотопомпы;

      Средства для установки боновых заграждений летом - 2 - 4 ручные лебедки;

      Средства для установки боновых заграждений и обеспечения работы нефтесборщиков зимой - 1 машина для резки льда, 2 - 4 мотопилы, 1 генератор теплого воздуха, 1 - 2 утепленная палатка.

      Перечень оборудования для пунктов оснащения средствами ЛАРН приведен в таблице .

      Таблица 3

      Единица измерения

      Количество

      Боновые заграждения

      Емкости (сумм. емкость)

      0 - 2

      1 - 2

      Ручной нефтесборщик

      1 - 2

      Мотопомпа

      1 - 2

      Машина для резки льда

      Мотопилы

      2 - 4

      Генератор теплого воздуха

      Утепленная палатка

      1 - 2

      Катер - нефтесборщик

      1 на ОАО МН

      Лебедка ручная

      2 - 4

      Сорбенты

      1 - 2

      Средства индивидуальной защиты

      В соответствии с требованиями ВНПБ-01-01-01 каждый пункт оснащения средствами ЛАРН комплектуется средствами, обеспечивающими противопожарную и техническую безопасность. В комплект средств противопожарной и технической безопасности входят: 5 прожекторов и электростанция мощностью 10 кВт, 1 пожарная мотопомпа, производительностью 1600 л/мин с запасом пенообразователя средней кратности не менее 400 л.

      В соответствии с требованиями Регламента оформления нарядов-допусков на огневые, газоопасные и другие работы повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах МН персонал, принимающий участие в работах по ЛАРН (см. таблицу ) обеспечивается комплектами средств индивидуальной защиты: спасательными жилетами, костюмами для защиты от воды и термозащитными костюмами из ткани типа NOMEX - по десять комплектов на каждый пункт оснащения средствами ЛАРН.

      ОАО МН комплектуются катерами-нефтесборщиками из расчета 1 катер-нефтесборщик на ОАО МН. Они располагаются на реках с наибольшей шириной, на которых требуется специальная технология улавливания нефти.

      3.10 Определение численности персонала пункта оснащения средствами ЛАРН, участвующего в ликвидации аварии

      Численность персонала пункта оснащения средствами ЛАРН определяется составом и количеством средств, применяемых для ликвидации аварии. Расчет численности персонала пункта оснащения средствами ЛАРН показан в таблице .

      Таблица 4

      Единица измерения

      Количество средств

      Обслуживающий персонал, чел

      Итого, чел

      Боновые заграждения

      2 (до 500 м) - 4 (до 3000 м)

      8 - 12

      Нефтесборщики (сумм. производительность)

      Емкости (сумм емкость)

      1 чел /шт (из числа устан БЗ)

      0 - 2

      2 - 1

      Ручная лебедка

      2 - 4

      2 (из экипажа лодки)

      Ручной нефтесборщик

      1 - 2

      1 (из экипажа лодки)

      5 - 8

      Мотопомпа

      1 - 2

      1 (из экипажа лодки)

      Машина для резки льда (зима)

      1 (из экипажа лодки, катера)

      Мотопилы (зима)

      1 (из экипажа лодки, катера)

      Генератор теплого воздуха (зима)

      1 (из экипажа лодки, катера)

      Утепленная палатка (зима)

      1 - 2

      1 (из экипажа лодки, катера)

      Сорбенты

      3 - 4

      Установка для сжигания отходов

      1 - 2

      1 (из экипажа лодки, катера)

      Средства противопожарной и технической безопасности

      1 (из экипажа лодки, катера)

      Численность задействованного персонала

      8 - 12 чел

      Экипаж катера - нефтесборщика набирается из персонала пункта оснащения средствами ЛАРН, в ведении которого находится ППМН через водную преграду с наибольшей в ОАО МН шириной и на которой требуется специальная технология улавливания нефти.

      Персонал, принимающий участие в работах по локализации и ликвидации, должен быть дополнительно обучен и аттестован на знание следующих нормативных документов:

      Правил эксплуатации используемого оборудования,

      Правил техники безопасности при работе с оборудованием,

      Правил техники безопасности при работе на воде.