• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Рязанский государственный медицинский университет

    имени академика И. П. Павлова»

    Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    Кафедра Управления и экономики фармации

    ДНЕВНИК

    производственной практики по управлению и экономике фармации

    студентки 5 курса 4 группы

    (заочное отделение)

    Место прохождения практики: ООО «» Аптека №2

    Руководитель практики от кафедры:

    Руководитель практики от аптеки:

    Рязань, 2012-2013

    График распределения рабочего времени производственной практики.

    Наименование разделов

    Кол-во дней

    Общее знакомство с работой аптеки

    Изучение правил оформления рецептов

    Изучение единых правил оформления лекарств

    Работа в рецептурно-производственном отделе:

    На рабочем месте провизора по приему рецептов и отпуску лекарств;

    На рабочем месте провизора-технолога по внутриаптечному контролю;

    На рабочем месте провизора-технолога по изготовлению концентратов, полуфабрикатов и внутриаптечной заготовки;

    17.02.-01.03.2012

    Работа по вопросам бухгалтерского учета и отчетности

    Работа по вопросам прогнозирования экономических показателей аптеки

    Оформление курсовой работы

    Получение зачета

    Цель производственной практики: закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения на кафедрах, и привитие студентам практических навыков на каждом конкретном рабочем месте в аптеке.

    Общее знакомство с работой аптеки.

    Организационно-правовая форма ООО «», структурное подразделение – аптека № 2. Аптека имеет действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Расположена аптека в одноэтажном здании, имеет собственный вход. Товар от поставщиков получают в специально отведенном для этого месте. Имеется отдельный вход для поставщиков.

    Товарооборот аптеки составляет 1,7-2,3 млн. руб. в месяц, количество клиентов 300-400 чеков в день, товарный остаток составляет приблизительно 2 млн. руб.

    Аптека содержит следующие помещения: торговый зал, распаковочная, материальная комната, комната отдыха персонала с санузлом.

    Аптека имеет 2 кассы с кассовыми аппаратами типа "Меркурий-112Ф". Имеется детектор валют, терминал для проведения безналичной оплаты.

    Торговый залоборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций. В аптеке восемь витрин. Витрины выполнены из стекла, для лучшего обзора товаров. Они прямоугольные и в углах – полукруглые, полочки выполнены из прозрачного стекла, задняя стенка витрины - зеркальной. В витринах предусмотрена вверху галогеновая точечная подсветка. Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: лекарственные препараты для внутреннего употребления и лекарственные препараты для наружного применения.

    Основная информация о работе аптеки располагается на специальном информационном стенде в торговом зале. На стенде присутствует копия лицензии и следующая информация: специализация и профиль ближайших аптек с указанием адреса и телефона; фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках; фамилия, имя, отчество руководителя аптечного предприятия; о внеочередном обслуживании инвалидов Великой Отечественной Войны (ВОВ) и участников, приравненных к инвалидам ВОВ; фамилия, имя и отчество дежурного администратора или заменяющего его лица и его работе; номера аптек и телефоны всех справочно-информационных отделов в аптеках города, телефон бесплатной городской справочной службы о наличии медикаментов в аптеках, текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

    Для хранения товарных запасов предназначены шкафы и ящики, расположенные внизу шкафа. Система мобильных перегородок внутри ящиков позволяет размещать мелкогобаритный товар. Здесь же - препараты, нуждающиеся в особых условиях хранения (темнота и т.п.). Для крупного товара имеется тумба с дверцами. Нижняя часть витрины так же является местом для хранения товарных запасов.

    На кассе имеется стекло: оно сводит на нет риск кражи и препятствует передаче инфекции от больного клиента.

    Аптека оборудована шестью холодильниками. Холодильники для хранения медикаментов имеют внутреннюю температуру, соответствующую температуре, требуемой для хранения данного вида продукции.

    Материальная комната – это место, где происходит разбор, сортировка и хранение фармпрепаратов. Полы материальной комнаты имеют не образующее пыль покрытие

    Штат аптеки формируется исходя их потребностей коллектива и регулируется особым документом – штатным расписанием. По сути, это инструмент, с помощью которого производится прием на работу, перевод на другую должность, сокращение штата, изменение окладов сотрудников

    Штат аптеки формируется исходя их потребностей коллектива и регулируется особым документом – штатным расписанием.

    По сути, это инструмент, с помощью которого производится прием на работу, перевод на другую должность, сокращение штата, изменение окладов сотрудников.

    Больше статей в журнале

    Данные, внесенные в него изначально, корректируются в зависимости он наступивших оснований

    Для того, чтобы составить штатное расписание аптеки, целесообразно использовать унифицированную форму №Т-3. Она носит характер рекомендации, но все же в ней есть все необходимые графы.

    Помимо этого, допустимо, чтобы негосударственные предприятия использовали самостоятельно составленные формы первичной учетной документации.

    За ведение штатного расписания ответственен специалист по кадрам или экономист по труду. Последняя должность чаще всего отсутствует в аптечной организации , поэтому руководитель может назначить ответственным за эту деятельность любого подчиненного.

    Эти обязанности вменяются ему приказом, если его должностные обязанности не предусматривают этой работы.

    

    Шапка штатного расписания

    В форме №Т-3 указывается полное название организации – так, как указано в учредительной документации. В скобках или ниже полного названия указывается сокращенное. Сведения о коде ОКПО можно узнать, открыв информационное письмо Госстата – оно было получено при регистрации совместно с другой регистрационной документацией.

    Первому штатному расписанию аптеки присваивается порядковый номер 1, в дальнейшем используется сквозная нумерация.

    Также обязательно необходимо указать дату составления и период действия штатного расписания аптеки. Нужно помнить, что дата составления и дата начала действия штатного расписания могут не совпадать.

    Реквизиты приказа, утверждающего штатное расписание аптеки, вносятся в гриф в правом верхнем углу.

    Приказ подписывается руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, а само подписывается не только руководителем организации, но и начальников отдела кадров и главным бухгалтером. Под грифом нужно указать количество штатные единиц аптеки – сумму единиц по каждой штатной должности.

    Сведения о штате

    Первое, что нужно указать после шапки – наименования структурных подразделений (Графа 1). Их нужно указывать так, как они закреплены в локальной нормативной документации, но в алфавитном порядке или в порядке функциональной значимости:

    1. Управленческие.
    2. Производственные.
    3. Административно-технические.

    Графа 2 – это коды подразделений. Они необходимы для того, чтобы упростить формирование сводной отчетности и ведение документооборота. Кода – это, по сути, порядковые номера строк в образце 1.

    Графа 3 – должности персонала. Если некоторые должности предусматривают наличие компенсаций, льгот или ограничений, они должны именоваться так, как указано в профессиональных стандартах или квалификационных справочниках. Во всех остальных случаях должности могут указываться произвольно.

    Руководитель может установить в штатном расписании аптеки названия специальностей, должностей и профессий, отраженные в трудовых соглашениях или других кадровых документах.

    Графа 4 – количество штатных единиц для должностей. Для неполных штатных единиц или для должности по совместительству необходимо указывать количество в соответствующих долях, например, 0,75, 1,5, 2, 75 и т.д.

    Сведения об оплате труда

    В графе 5 указываются:

    • месячный оклад по должности;
    • процент от выручки;
    • доплаты по КТУ;
    • доля прибыли.

    Здесь необходимо действовать по нормам, установленным трудовым законодательством, коллективным трудовым соглашением или другими нормативными актами аптечной организации.

    В графы 6-8 вносятся премиальные выплаты, различные надбавки стимулирующего и компенсационного характера. В этих графах содержатся , утвержденные законодательством РФ и локальными актами, ссылки на которые заносятся в графу 10.

    Графа 9 – это сумма значений граф 5-8, умноженная на число штатных единиц. Если заполнить графы 5-9 в рублевом исчислении невозможно, можно использовать иные единицы измерения – коэффициенты, проценты и др. Такой подход, как правило, широко применяется в организация со смешанной, бестарифной и другими подобными системами оплаты труда.

    Действующее законодательство не обязывает руководителя аптеки заполнять абсолютно все графы штатного расписания. В графе 10 («Примечания») можно указывать все сведения дополнительного характера – например, о надбавках сотрудникам, если они в силу определённых причин не могут быть прописаны в других графах.

    Изменения в штатном расписании аптеки

    Для любого изменения в штатном расписании необходимы основания.

    К ним относятся:

    • изменение наименования должности, профессии, специальности;
    • изменение названия структурного подразделения;
    • изменение оклада или тарифной ставки;
    • изменение количества штатные единиц;
    • реорганизация учреждения;
    • сокращение или расширение штата;
    • изменения в трудовом законодательстве.

    При наличии вышеперечисленных оснований штатное расписание аптеки либо составляется заново и утверждается приказом, либо, если изменения несущественны, на них составляется отдельный приказ.

    Не нужно забывать вносить изменения и в другие документы – личную карточку, трудовое соглашение, трудовую книжку и др. Это необходимо, так как изменения в штатном расписании касаются условий .

    Вопрос. Подлежит ли сокращению должность санитара (мойщика) аптеки, если она исключена из Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников?

    Даже то, что данная должность исключена из НДМФР, не отменяет ее использования в штатном расписании аптеки.

    Исключение приведет к тому, что оклад по данной должности изменится, но если руководство не собирается менять его, то трудовой договор с работником и штатное расписание останутся неизменными.

    Если же работодатель собирается изменить условия трудового соглашения в одностороннем порядке, он должен уведомить сотрудника за 60 дней.

    Согласование изменений с персоналом

    Все изменения в штатном расписании должны быть доведены до сотрудников аптеки. После этого (если нет несогласных) на основании приказа в их трудовых книжках делаются соответствующие записи.

    Вопрос. Должен ли руководитель представлять штатное расписание аптеки с указанием должностных окладов коллективу?

    Если конкретные размеры окладов прописаны в трудовых договорах, предъявлять коллективу штатное расписание необязательно.

    Но фраза «Оклад согласно штатному расписанию», присутствующая в трудовых договорах, обязывает работодателя оповещать персонал об абсолютно любых изменениях штатного расписания, причем это делается под расписку.

    Допустимо при этом предъявлять не весь документ, а выписку, касающуюся исключительно оклада конкретного сотрудника.

    Работодатель должен в письменной форме оповестить сотрудников аптеки о том, что условия их трудового договора меняются, не позднее, чем за 2 месяца до того, как это произойдет. Необходимо также указать основания, которые вызвали необходимость данных изменений.

    Несогласным с изменениями сотрудникам необходимо предложить другую работу - также в письменной форме. Однако работодатель должен оценить, сможет ли работник по состоянию своего здоровья трудиться в предложенной должности.

    Работнику должны быть предложены все должности, которые могут подойти ему в данной аптеке.

    Если коллективный договор предусматривает возможность перевода сотрудника в другой город или регион – это вариант также стоит обсудить с ним. Если подходящие должности отсутствуют или работник категорически отказывается от предложенной вакансии – трудовой договор с ним подлежит расторжению (пункт 7 статьи 77 ТК РФ).

    Отсутствие штатного расписания в аптечной организации – грубое нарушение, влекущее за собой в размере до 5 тысяч рублей для должностного лица и до 50 тысяч рублей – для организации.

    Эти штрафы могут быть обжалованы в судебном порядке, ведь обязанности заведующего аптекой по ведению штатного расписания действующим законодательством не регламентированы.

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

    О штатных нормативах и типовых штатах
    персонала аптек и аптечных киосков

    В целях улучшения лекарственного обслуживания населения, расстановки и использования фармацевтических кадров на основании постановления Совета Министров СССР от 17.07.68 N 548 .

    1. Утверждаю:

    1.1. Штатные нормативы и типовые штаты персонала аптек (Приложения N 1-2).

    1.2. Штатные нормативы аптечных киосков (Приложение N 3.).

    1.3. Дополнение номенклатуры должностей фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 30.12.76 N 1255 (Приложение N 4).

    2. Приказываю:

    2.1. Министрам здравоохранения союзных республик, начальникам главных аптечных и аптечных управлений:

    2.1.1. Устанавливать в пределах плана, в том числе суммы предельных ассигнований, штаты хозрасчетных аптек и аптечных киосков согласно штатным нормативам и типовым штатам, утвержденным настоящим приказом.

    2.1.2. Сохранять впредь до утверждения типовых штатов централизованных бухгалтерий, обслуживающих аптечные учреждения, имеющиеся по штатному расписанию аптек на 1981 год должности счетно-бухгалтерских работников.

    2.1.3. Размножить настоящий Приказ в необходимом количестве.

    2.2. Считать утратившими силу Приказы Министерства здравоохранения СССР от 29.12.52 N 1188 , от 23.05.64 N 287, от 22.11.56 N 421 и индивидуальные разрешения по штатам аптек.

    Приложение 1. Штатные нормативы фармацевтического и вспомогательного персонала аптек здравоохранения

    Приложение 1
    к приказу Минздрава СССР
    от 20.04.81 N 420

    1. Провизорский персонал

    1.1. Должности провизоров-технологов устанавливаются:

    1.1.1. Для приема рецептов, отпуска и контроля качества лекарств из расчета 1 должность на:

    - 22 тысячи рецептов для индивидуального изготовления лекарств;

    - 100 тысяч рецептов на готовые лекарства.

    В аптеке с количеством рецептов в год свыше 10 тысяч устанавливается не менее 0,5 должности провизора-технолога.

    1.1.2. Для внутриаптечного приготовления лекарств по наиболее распространенным прописям, концентрированных растворов и полуфабрикатов пополнения запасов медикаментов в отделах аптеки, отпуска медикаментов и других товаров лечебно-профилактическим и другим учреждениям:

    - 1 должность в аптеке с количеством рецептов в год свыше 100 до 350 тысяч и годовым товарооборотом свыше 65 тыс. рублей;

    - 2 должности в аптеке с количеством рецептов в год свыше 350 тысяч и годовым товарооборотом свыше 350 тысяч руб.

    - 2 должности в аптеке с количеством рецептов в год свыше 450 тысяч и годовым товарооборотом свыше 500 тыс. рублей и дополнительно 1 должность на каждые 300 тысяч рецептов в год (сверх 450 тысяч) и 500 тыс. рублей товарооборота в год (сверх 500 тысяч).

    1.1.3. Для контроля за работой фармацевтов по приготовлению лекарств из расчета 1 должность на 5 должностей фармацевтов, полагающихся аптеке в соответствии с п.2.1.1.

    1.1.4. Для проведения информационной работы 1 должность на каждую:

    - городскую, областную, краевую, республиканскую больницу (многопрофильную) от 500 коек;

    - самостоятельную городскую поликлинику от 800 врачебных посещений в смену.

    1.1.5. Для обеспечения работы в две смены одной из аптек с количеством рецептов свыше 15 до 50 тысяч в год, расположенной в городе (поселке городского типа, рабочем поселке) или в сельском населенном пункте райцентра, где нет аптеки большей мощности и ее организация невозможна, - 1 должность.

    1.1.6. Для обеспечения работы одной из аптек города (района) в ночное время - 1 должность.

    1.2. Одна должность провизора-аналитика устанавливается на каждые 200 тысяч рецептов в год.

    При расчете указанных должностей для центральной районной аптеки учитываются рецепты, поступившие в подчиненные аптеки, которым по настоящим штатным нормативам должности провизоров-аналитиков не полагаются.

    1.3. Должности старших провизоров устанавливаются:

    1.3.1. В центральной районной аптеке сельского района:

    - 1 должность - при подчинении не менее 3 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 40 тыс. рублей;

    - 2 должности - при подчинении не менее 7 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 200 тыс. рублей;

    - 3 должности - при подчинении не менее 13 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 400 тыс. рублей;

    - 4 должности - при подчинении не более 19 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 600 тыс. рублей;

    1.3.2. В центральной районной аптеке городского района:

    - 1 должность - при подчинении не менее 5 аптек;

    - 2 должности - при подчинении не менее 11 аптек с годовым товарооборотом свыше 600 тыс. рублей;

    - 3 должности - при подчинении более 17 аптек с годовым товарооборотом свыше 1,5 млн. рублей;

    1.4. Должность заведующего аптечным пунктом 1 категории (с правом изготовления лекарств) - провизора устанавливается вместо должности провизора при товарообороте пункта свыше 5 тыс. рублей в год.

    1.5. Должности заместителей заведующих отделами провизоров устанавливаются вместо должностей провизоров в аптеках I-IV групп по оплате труда руководящих работников:

    1.5.1. Рецептурно-производственным и запасов - 1 должность в аптеке с количеством рецептов свыше 80 до 150 тыс. и товарооборотом свыше 70 до 100 тыс. руб. в год.

    1.5.2. Рецептурно-производственным, запасов, готовых лекарственных форм - по 2 должности на каждый указанный отдел в аптеке с количеством рецептов свыше 350 тысяч и товарооборотом свыше 350 тыс. рублей в год.

    2. Средний фармацевтический персонал

    2.1. Должности фармацевтов устанавливаются:

    2.1.1. Для приготовления лекарств из расчета 1 должность на 20 тысяч рецептов индивидуального изготовления.

    В аптеке с количеством рецептов индивидуального изготовления свыше 7 тысяч в год устанавливается 1 должность.

    2.1.2. Для написания копий рецептов - из расчета 1 должность на 100 тысяч копий рецептов в год.

    2.1.3. По отпуску лекарств без рецептов - из расчета 1 должность на 30 тыс. рублей товарооборота в год.

    При расчете должностей фармацевтов для аптеки с товарооборотом по отпуску лекарств без рецептов менее 30 тыс. руб. в год недостающая до 30 тыс. рублей сумма восполняется за счет товарооборота по отпуску лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены.

    2.2. Должности младших фармацевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 30 тыс. рублей товарооборота в год по отпуску лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены, исключая его часть, используемую при расчете должностей фармацевтов в соответствии с п.2.1.3.

    2.3. Должности продавцов оптики устанавливаются с разрешения аптечного управления (межрайконторы) из расчета 1 должность на 20 тыс. рублей товарооборота по очковой оптике в год.

    2.4. Должности заведующих отделами-фармацевтов устанавливаются в отделах аптек I-V групп по оплате труда руководящих работников:

    2.4.1. Отпуска лекарств без рецептов, лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены - 1 должность в аптеке с количеством рецептов свыше 75 тысяч и товарооборотом свыше 50 тыс. рублей в год.

    При продаже указанных лекарств, лекарственных трав и предметов на сумму до 125 тыс. рублей в год эта должность вводится вместо одной должности фармацевта.

    2.4.2. Оптики - 1 должность в аптеке с товарооборотом по очковой оптике свыше 60 тыс. рублей в год вместо одной должности продавца оптики.

    2.5. Две должности заместителей заведующего отделом отпуска лекарств, без рецептов, лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены - фармацевтов устанавливаются вместо двух должностей фармацевтов или младших фармацевтов в аптеках I-IV групп по оплате труда руководящих работников, с количеством рецептов свыше 80 тысяч и товарооборотом свыше 70 тыс. рублей.

    3. Вспомогательный персонал

    3.1. Должности фасовщиц устанавливаются из расчета 1 должность на:

    - 100 тысяч рецептов в год;

    - 20 тыс. рублей в год по оптовому отпуску лекарств и других товаров;

    - 50 тыс. рублей в год по отпуску лекарств без рецептов, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены.

    3.2. Должности санитарок-мойщиц устанавливаются в аптеках с товарооборотом до 100 тыс. рублей в год в размере 40%, а товарооборотом свыше 100 тыс. рублей в год - 30% от числа должностей провизоров-технологов, фармацевтов и младших фармацевтов, полагающихся учреждению в соответствии с п.п. 1.1.1 - 1.1.3, 1.1.5, 2.1.1, 2.1.3 и 2.2, но не менее одной должности.

    В аптеке, в которой в соответствии с пунктом 1.1.6 вводится должность провизора-технолога, дополнительно вводится 1 должность санитарки-мойщицы.

    Примечания:

    1. Работа справочного бюро обеспечивается фармацевтами, должности которых полагаются аптеке по настоящим штатным нормативам.

    2. При объединении отделов расчет должностей их руководителей и заместителей производится по фактически вводимым в структуру аптеки отделам.

    3. В штатное расписание могут вводится 0,25; 0,5; 0,75 или целые должности.

    Округление по одноименным должностям производятся в следующем порядке: итоговые цифры менее 0,13 - отбрасываются, цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5; цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 - до одной единицы.

    4. Установление должностей фармацевтического персонала сверх настоящих штатных нормативов и введение должностей, не предусмотренных действующей номенклатурой этих работников, не допускается.

    В пределах численности и наименований должностей, полагающихся учреждению по настоящим штатным нормативам, могут вводиться должности работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации, но без увеличения числа должностей руководителей и их заместителей.

    5. Настоящие штатные нормативы предназначены для расчета максимального числа должностей, полагающегося аптекам, содержащимся на хозрасчете. Методы и формы организации работы аптеки, конкретные наименования должностей фармацевтических и других работников, их количество по подразделениям определяются в зависимости от местных условий по усмотрению ее руководителя. Показатели (количество рецептов в год, товарооборот и т.п.), которые используются в нормативах для расчета численности персонала, не являются нормами нагрузки (обслуживания) работников.

    Последние устанавливаются руководителями аптеки по согласованию с месткомом.

    6. Расчет штатов по настоящим нормативам производится в соответствии с плановыми показателями (с включением в них показателей по аптечным пунктам 1 категории) один раз в год. При уменьшении плановых показателей сокращение расчетного числа должностей производится в течение месяца. План товарооборота киосков, подчиненных аптеке, при расчете ее штатов не учитывается.

    7. Численность занятых должностей фармацевтического персонала, имеющаяся по штатному расписанию на 1981 год и превышающая численность по настоящим нормативам, может сохраняться по усмотрению аптечных управлений (межрайконтор). При этом сохранение всех или части провизорских должностей в случаях, когда численность должностей среднего фармацевтического персонала, которая полагается учреждению по настоящим нормативам превышает фактически занятые должности, должно производиться за счет этих должностей. По мере прекращения работы лиц, занимающих сохраняемые должности, последние из штатного расписания исключаются. При увеличении числа должностей в связи с увеличением плановых показателей число сохраняемых в штате аптеки должностей соответственно уменьшается.

    Приложение 2. Типовые штаты административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала аптек

    Приложение 2
    к Приказу Минздрава СССР
    от 20.04.81 N 420

    Таблица 1

    NN п/п
    Наименование должности

    Количество должностей

    1. Заведующий-провизор

    1 должность в каждой аптеке

    2. Заместитель

    заведующего-провизор

    1 должность:

    В аптеке с количеством рецептов свыше 15 до 50 тысяч и товарооборотом свыше 10 до 15 тыс. рублей в год - при двухсменной работе, вводится вместо должности провизора-технолога;

    В аптеке с количеством рецептов свыше 50 до 100 тысяч и товарооборотом свыше 15 до 70 тыс. рублей в год - при двухсменной работе;

    В аптеке с количеством рецептов свыше 100 до 150 тысяч и товарооборотом свыше 70 до 100 тыс. рублей в год;

    Дополнительно в аптеке с товарооборотом свыше 800 тыс. рублей год;

    2 должности - в аптеке с количеством рецептов свыше 150 до 350 тысяч и товарооборотом свыше 100 до 350 тыс. рублей в год.

    3 должности - в аптеке с количеством рецептов свыше 350 тысяч и товарооборотом свыше 350 тыс. рублей

    3. Главный бухгалтер
    или старший бухгалтер
    на правах главного
    бухгалтера

    1 должность:
    - в аптеке (в том числе центральной районной) с количеством рецептов свыше 40 тысяч и товарооборотом свыше 40 тыс. рублей в год без стоимости медикаментов и др. товаров, отпущенных подчиненным аптекам

    4. Ст. бухгалтер, бухгалтер, счетовод

    По типовым штатам централизованных бухгалтерий при хозрасчетных аптеках исходя из показателей данного учреждения

    5. Экономист

    1 должность на центральную районную аптеку при наличии в подчинении не менее 10 аптек с суммарным товарооборотом более 800 тыс.рублей без учета ЦРА и ее товарооборота. Указанная должность может вводиться с разрешения главного аптечного управления Минздрава союзной республики с учетом объема работы и конкретных условий

    6. Старший кассир

    1 должность в аптеках, имеющих товарооборот свыше 200 тыс. рублей в год вместо одной должности кассира

    В зависимости от объема и условий работы, но не более:

    1 должности:

    - в аптеках с товарооборотом свыше 20 до 65 тыс.рублей в год;

    - в аптеках с товарооборотом свыше 35 до 65 тыс. рублей в год при двухсменной работе;

    2 должностей:

    - в аптеках с товарооборотом свыше 65 до 100 тыс. рублей в год;

    3 должностей:

    - в аптеках с товарооборотом свыше 100 до 200 тыс. рублей в год;

    4 должностей:

    - в аптеках с товарооборотом свыше 200 до 350 тыс. рублей в год;

    5 должностей:

    в аптеках с товарооборотом свыше 350 до 500 тыс. рублей в год.

    В аптеках с товарооборотом свыше 500 тыс. рублей - 5 должностей и дополнительно по 1 должности на каждые последующие 200 (сверх 500) тыс. рублей

    Таблица 2

    NN п/п
    Наименование
    профессии рабочего

    Количество
    единиц

    Показатели
    их введения

    1. Водитель автомобиля

    На центральную районную аптеку при наличии специализированного автомобиля-фургона для доставки медикаментов, сбора и перевозки лекарственного растительного сырья

    2. Водитель аэросаней

    На центральную районную аптеку при наличии аэросаней для доставки медтоваров; вводится на период их использования, определяемый аптекоуправлением, при невозможности обеспечить доставку медтоваров другим автотранспортом

    3. Водитель мототранспортных средств

    На центральную районную аптеку при наличии мотоцикла, мотороллера, мотонарт или др., относящегося к категории "А" мототранспортного средства, используемого для доставки медтоваров, сбора и перевозки лекарственного растительного сырья. Указанный рабочий не вводится, если в штат аптеки введен водитель автомобиля

    На аптеку, имеющую собственную рабочую лошадь. Указанная единица не вводится, если аптека обслуживается автотранспортом

    5. Кочегар по
    обслуживанию
    водогрейных котлов

    В смену на отопительный сезон при наличии собственной котельной

    6. Подсобный рабочий

    В аптеках I-III групп, центральных районных аптеках IV группы по оплате труда руководящих работников

    В аптеках IV группы по оплате труда руководящих работников

    7. Рабочий по
    обслуживанию и
    текущему ремонту
    зданий, сооружений и
    оборудования

    В аптеках I группы по оплате труда руководящих работников

    В аптеках II группы по оплате труда руководящих работников

    8. Уборщик служебных
    помещений

    Из расчета 1 на:

    250 м деревянных полов;

    350 м полов, покрытых керамической плиткой;

    425 м полов, покрытых линолеумом

    В убираемую площадь не включаются помещения ассистентской, фасовочной, моечной

    Примечания:

    1. В тех случаях, когда на момент введения Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 30.12.76 N 1250, должности руководителей аптеки занимали лица со средним фармацевтическим образованием, вместо предусмотренных настоящими типовыми штатами должностей заведующего-провизора и заместителя заведующего-провизора соответственно вводятся должности заведующего-фармацевта, заместителя заведующего-фармацевта.

    2. Наименование должности "главный бухгалтер" или "старший бухгалтер на правах главного бухгалтера" определяется в соответствии с действующим Положением о главных бухгалтерах предприятий, организаций и учреждений.

    3. Если аптека обслуживается централизованной бухгалтерией или другими специализированными предприятиями, учреждениями и организациями, соответствующие должности служащих (включая должность экономиста) и профессии рабочих не вводятся.

    4. В штатное расписание могут вводится 0,25, 0,5, 0,75 или целые должности. Округление производится в следующем порядке: цифры менее 0,13 отбрасываются; цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5; цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75; свыше 0,87 - до единицы.

    5. В аптеке с количеством рецептов до 350 тысяч и товарооборотом до 350 тыс. рублей в год при наличии отделов, заведующий аптекой и его заместители соответственно выполняют обязанности заведующего отделом рецептурно-производственным и запасов и его заместителей. В аптеке большей мощности, при наличии отделов, заместители заведующего аптекой выполняют обязанности заведующих отделами-провизоров или их заместителей (в случаях, когда не все отделы, предусмотренные штатными нормативами, организованы).

    6. Численность занятых должностей (единиц), имеющаяся по штатному расписанию на 1981 год и превышающая численность должностей (единиц) по настоящим типовым штатам, в том числе по должностям и профессиям, не предусмотренным настоящими типовыми штатами, может сохраняться по усмотрению аптечных управлений (межрайконтор) с соблюдением схем должностных окладов.

    По мере прекращения работы лиц, занимающих сохраняемые должности (единицы), они подлежат исключению из штатного расписания.

    При увеличении численности должностей в связи с изменением плановых показателей число сохраняемых в штате аптеки должностей соответственно уменьшается.

    Приложение 3. Штатные нормативы аптечных киосков

    Приложение 3
    к Приказу Минздрава СССР
    от 20.04.81 N 420

    1. Должность заведующего-фармацевта устанавливается вместо должности продавца киоска, полагающейся по пункту 3.

    2. Должность заместителя заведующего-фармацевта устанавливается в аптечном киоске с товарооборотом свыше 120 тыс. рублей в год при работе его в более чем одну смену вместо должности продавца киоска.

    3. Должности продавцов киоска устанавливаются в зависимости от товарооборота в год из расчета 1 должность на:

    - 40 тыс. рублей для киосков в г.г.Москве и Ленинграде;

    - 30 тыс. рублей в столицах союзных республик, городах республиканских (АССР), краевых и областных центров и городах республиканского (АССР), краевого и областного подчинения;

    - 20 тыс. рублей в других населенных пунктах.

    Примечания:

    1. Расчет штатов по настоящим нормативам производится в соответствии с плановыми показателями один раз в год. При уменьшении плановых показателей сокращение расчетного числа должностей производится в течение месяца.

    2. В штатное расписание киосков могут вводиться 0,25, 0,5, 0,75 или целые должности.

    Округление производится в следующем порядке: цифры менее 0,13 - отбрасываются; цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5; цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75; свыше 0,87 - до единицы.

    В аптечном киоске с товарооборотом от 12 тыс. рублей в год вводится не менее одной должности продавца киоска.

    3. Численность занятых должностей (единиц), имеющаяся по штатному расписанию на 1981 год и превышающая численность должностей по настоящим штатным нормативам, может сохраняться по усмотрению аптечных управлений (межрайконтор) с соблюдением схем должностных окладов. По мере прекращения работы лиц, занимающих сохраняемые должности (единицы), они подлежат исключению из штатного расписания.

    При увеличении численности должностей в связи с изменением плановых показателей число сохраняемых в штате киоска должностей соответственно уменьшается.

    Приложение 4. Дополнение номенклатуры должностей фармацевтических работников (утверждено Приказом Минздрава СССР от 30.12.76 N 1255 с последующими изменениями и дополнениями)

    Приложение 4
    к Приказу Минздрава СССР
    от 20.04.81 N 420

    Графы 1 и 2 раздела 1 "Аптеки" Приложения N 1 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 30.12.76 N 1255 дополняются пунктом 10 в редакции:

    "10. Заведующий аптечным пунктом 1 категории-провизор".


    Текст документа сверен по:
    "Справочник главного врача",
    N 1, 2000 год

    Руководство и особенности функционирования фармацевтической организации - аптеки №1

    Аптека №1 - является структурным подразделением Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия «Фармация» и находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Калинина 71.

    Аптека расположена на первом этаже жилого пятиэтажного кирпичного здания. В аптеки имеются централизованные коммуникации (система электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжная вентиляция, канализация) общие с жилым домом. При входе в аптеку мы имеем возможность ознакомиться с вывеской, на которой указано: режим работы аптеки (с 8 00 до 20 00 , воскресение с 10 00 до 17 00), организационно-правовая форма, наименование учреждения, местонахождение, адрес и телефон дежурной аптеки.

    В состав помещений аптеки входят: торговый зал, в котором расположены два рабочих места по отпуску товаров аптечного ассортимента населению за наличный расчет, кабинет для оказания лекарственной помощи декретированным категориям граждан, кабинет заведующей, помещение где работают заместители заведующей, материальная комната, гардероб, комнату быта, туалетная комната.

    Рабочие места оснащены в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Оснащение аптеки полностью удовлетворяет объёму работы и достаточно для выполнения основных функций.

    Аптека осуществляет свою деятельность в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан»; нормативными актами Министерства Здравоохранения РФ.

    В настоящее время персонал аптеки формируется дирекцией предприятия, которая сама определяет его состав и численность, в соответствии с функциями аптеки, структурой, с учетом режима работы. Штатное расписание утверждается приказом дирекции предприятия.

    Штат персонала аптеки - 17 человек.

    Весь персонал аптеки делится на 3 группы:

      административный персонал;

      фармацевтический персонал;

      вспомогательный персонал;

    Административный персонал:

    Заведующая аптеки – 1;

    Заместитель заведующей – 2;

    Фармацевтический персонал:

    Заведующая отделом ДЛО – 1;

    Заведующая аптечным пунктом – 1;

    Провизор – 9, из них 6 человек работают в рознице, 3 в отделе ДЛО.

    Имеются 3 вакансии провизора.

    Вспомогательный персонал:

    Уборщик помещения – 1;

    Уборщик территории – 1;

    Административный персонал принимается приказом по предприятию, фармацевтический и вспомогательный персонал утверждается руководителем аптеки(приказом).

    Порядок лицензирования фармацевтических видов деятельности

    Для получения права осуществлять лекарственное обеспечение населения каждое аптечное учреждение должно в обязательном порядке пройти аккредитацию, сертификацию и получить лицензию на фармацевтическую деятельность.

    Лицензирование является формой государственного регулирования фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством РФ, приказами и распоряжениями Министерства Здравоохранения РФ, а также способом контроля государства за соблюдением аптечными учреждениями требований нормативных актов, предъявляемых к деятельности, связанной с оказанием лекарственной помощи населению. Порядок лицензирования регламентируется “Постановлением правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности”

    Существует определенный перечень документов, который необходимо представить в лицензирующий орган, требования других документов является незаконным. К числу требуемых документов относятся:

      свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

      свидетельство присвоения ИНН;

      санитарно – эпидемиологическое заключение;

      технический паспорт на занимаемое помещение;

      документы, подтверждающие законное использование помещения (договор аренды, свидетельство о собственности и т. д.);

      дипломы специалистов (в случае изменения фамилии, документы подтверждающие это);

      сертификаты специалистов;

      письмо о постановке на учет в Комитете государственной статистики;

      заключение пожарной инспекции;

      квитанция об оплате лицензионного сбора.

    Процесс лицензирования является очень трудоемким процессом и имеет ряд этапов:

    1 этап: Подготовительный.

      подготовка объекта к лицензированию;

      оформление необходимых документов.

    2 этап: Представление документов в лицензирующий орган.

    3 этап: Обследование объекта.

      обследование объекта лицензирования специалистами лицензирующего органа и центра по сертификации и контролю качества ЛС.

    4 этап: Вынесение вопроса на заседание территориальной лицензионной комиссии.

      принимается решение о соответствии/несоответствии объекта лицензионным требованиям и условиям, даются рекомендации по устранению выявленных недостатков; (на данном этапе все решения носят только рекомендательный характер).

      Отправка документов в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития МЗ и СР РФ на рассмотрение.

    5 этап: Принятие окончательного решения.

      принятие решения о возможности/невозможности осуществления заявленных видов деятельности; в случае соответствия – вручение лиценциату лицензии и протокола к лицензии с указанием видов деятельности, в случае несоответствия – обоснование принятого решения.

    На подготовительном этапе готовится объект лицензирования на соответствие набору помещений и площадям, заказывается вывеска, устанавливается торговое оборудование, регистрируется кассовый аппарат, размещается холодильное оборудование, термометры, гигрометры, заводятся соответствующие журналы, размещается информационный стенд в торговом зале, подписываются шкафы и т. д. (подробно см. приказ №80 от 04.03.03.).

    Выдаче лицензии предшествуют процессы аккредитации и сертификации, которые предполагают проверку квалификационного состава учреждения, собственной или арендованной МТБ; соблюдение санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и охранных мероприятий, прав охраны труда и техники безопасности, торговли и реализации продукции; наличие сертификатов качества на товар. По итогам проверки составляется акт экспертизы с заключением: “подлежит лицензированию”, и учреждению выдаётся сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам. Кроме сертификата аптечного учреждения, необходимыми документами для получения лицензии на фармацевтическую деятельность являются сертификаты специалистов этого учреждения. Сертификат специалиста - документ, свидетельствующий о соответствии уровня подготовки специалиста государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Этот документ выдаётся каждому специалисту в результате сертификации и подтверждает, что его обладатель имеет определённый уровень теоретических знаний и практических навыков, достаточный для самостоятельной фармацевтической деятельности на территории РФ. Сертификат специалиста подтверждается каждые 5 лет.

    Вместе с лицензией выдаётся протокол, который содержит сведения о профиле или специализации вида фармацевтической деятельности аптечного учреждения, а также перечень оказываемых услуг населению по лекарственному обеспечению. Срок действия лицензии – 5 лет.

    Все перечисленные документы (лицензия, протокол к лицензии, сертификат, свидетельство о регистрации) находятся в кабинете заведующей аптеки и хранятся в сейфе.

    Аптека №1 в соответствии с лицензией осуществляет следующие виды деятельности:

      Отпуск лекарственных препаратов населению за наличный расчет и прочим организациям за безналичный расчет.

      Отпуск лекарственных препаратов декретированным категориям граждан в соответствии с государственной социальной программой ДЛО.

    Также аптека имеет структурное подразделение – аптечный пункт первой категории, который осуществляет реализацию программы ДЛО в ЛПУ «Городская поликлиника №3».

    Основные показатели торгово-финансовой деятельности

      Товарооборот розничный, планируется в сумме

      Расходы (издержки аптеки, расходы по содержанию дирекции предприятия, прочие расходы)

      Уровень расходов Σрасх./розн. ТО 100%

      Валовый доход по сумме, он формируется за счет разницы между закупочной ценой и ценой реализации и комиссионным вознаграждением за количество обслуженных рецептов.

      Прибыль – разница между валовым доходом и расходами.

    6. Рентабельность – отношение суммы прибыли к розничному доходу.

    Оплата труда в аптеке №1 повременно – премиальная. Предприятие устанавливает нормы рабочего времени, в соответствии с трудовым законодательством. Также устанавливается продолжительность рабочей недели и количество выходных дней (два), которые предоставляются с учетом режима работы аптеки в соответствии с графиком смен. Премия выплачивается согласно положению об оплате труда за выполнение и перевыполнение плановых заданий. В аптеке имеется локальный акт, нормирующий размер оплаты труда работников - «Положение об оплате труда и премировании». Группа по оплате труда определяется руководителем.

    В аптеке устанавливается плановое задание по объемам реализации, уровень расходов и уровень доходов. Также важным показателем является величина товарных остатков в днях и скорость оборачиваемости товарных запасов во времени (днях).

    Организационная структура аптеки

    Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности и специфической мерой материального воздействия.

    Материальная ответственность работников предусмотрена и определена Трудовым кодексом РФ и Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причинённый предприятию, организации, учреждению.

    В соответствии с действующим законодательством материальную ответственность несут все работники, участвующие (согласно должностным инструкциям) в приеме, хранение, отпуске товара. Вспомогательный персонал аптеки (уборщик территории, уборщик помещения) материальную ответственность не несет, договор материальной ответственности с ними не заключается.

    К материальной ответственности могут быть привлечены все работники, в соответствии с размером фактической заработной платы и времени отработанного в межинвентаризационный период.

    Индивидуальная материальная ответственность

    Индивидуальная материальная ответственность для работников, занятых в сфере здравоохранения, в настоящее время утверждена приказом МЗ СССР № 222 от 14.03.78 «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации».

    Письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут быть заключены не со всеми работниками, а только с теми из них, кто занимает должности или выполняет работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей, отпуском, перевозкой или перемещением в процессе производства переданных им ценностей.

    Коллективная материальная ответственность

    Коллективная (бригадная) материальная ответственность для работников здравоохранения в настоящее время утверждена приказом МЗ СССР № 1283 от 18.12.81 «Об утверждении перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условий её применения и типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности».

    Бригада принимает на себя материальную ответственность за все переданные ей под отчёт ценности. Этот факт оформляется договором о коллективной (бригадной) материальной ответственности, который заключается между руководителем аптеки и бригадой. Договор коллективной материальной ответственности составляется в 2 экземплярах: первый храниться у руководителя аптеки, а второй – передается в дирекцию предприятия. В случае если списочный состав бригады изменился на 50%, договор подлежит переоформлению.

    Возмещение ущерба при коллективной (бригадной) материальной ответственности распределяется между членами коллектива (бригады) пропорционально должностному окладу и фактически проработанному времени в межинвентаризационный период.

    Техническое и хозяйственное оснащение аптеки

    В соответствии с Приказом №80 от 04.03.03. об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» аптека №1 имеет следующую аптечную мебель, оборудование и инвентарь:

    Контрольно-кассовая техника;

    Шкафы и полки для хранения лекарственных средств и изделий

    медицинского назначения;

    Холодильники для хранения термолабильных лекарственных

    Рабочие столы и стулья, прилавок и витрину, отгороженную от

    покупателей окном с двойным стеклом;

    Шкаф для раздельного хранения санитарно - гигиенической и

    верхней одежды, обуви.

    Помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами). Все приборы, аппараты, используемые в аптеке имеют технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения.

    Штатное расписание - это внутренний нормативный акт организации, существенно упрощающий ведение кадрового учета. Хотя действующее законодательство не обязывает работодателей заполнять данный документ, обычно он утверждается еще на этапе создания компании. Ведь, именно в нем фиксируется вся кадровая структура организации, состав и численность работников, а также ежемесячный фонд заработной платы. О том, как составить эту форму и как выглядит унифицированный пример штатного расписания, вы узнаете из этой статьи. Внизу вы найдете заполненный образец бланка, а также сможете скачать пустую форму и заполнить ее самостоятельно.

    Штатное расписание (ШР) по Трудовому кодексу совсем не обязательно. При желании работодатель может работать и без бланка этого образца, включая наименование должностей и размеры окладов в трудовые договоры и приказы о приеме сотрудников на работу. Такие документы будут являться полноценными внутренними нормативными актами, и ни у каких проверяющих не возникнет вопросов по этому поводу. Однако не все так просто с этим документом. Ведь из содержания статьи 15 ТК РФ и части второй статьи 57 ТК РФ следует, что если в условиях трудового договора определено, что трудовая функция работника заключается в выполнении работы по определенной должности, такая должность должна соответствовать штатному расписанию. Следовательно, расписание в организации должно быть, и изучить его образец необходимо. По мнению юристов вступление сотрудника в должность в отсутствие штатного расписания можно отнести к нарушению трудового законодательства, за которое положена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ РФ. Поэтому потратим совсем немного времени на данный материал и рассмотрим образец штатного расписания на 2019 год подробнее.

    Для чего нужно штатное расписание

    В первую очередь для планирования. По своей сути ШР структурирует всю компанию и иерархию в ней. Посмотрев в него, можно сразу понять, сколько в организации отделов, какие руководящие органы предусмотрены и какое направление является приоритетным. Имея под рукой форму расписания, любой человек сможет без труда составить мнение о средней численности сотрудников, о ежемесячном фонде заработной платы и о роде деятельности фирмы.

    На основании этого локального акта очень удобно формировать фонд оплаты труда, подтверждать обоснованность расходов для ФНС, а также составлять статистические отчеты и заявки в службу занятости и кадровые агентства. Кстати, важно помнить о том, что если должность обозначена в штатном расписании, то она должна быть занята. Если вакансия есть, а работника нет, служба занятости должна об этом знать. В противном случае могут наказать. Это следует из норм Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости .

    На практике ШР необходимо в работе не только кадровикам, но и бухгалтерам. Оно является одной из форм, которые наиболее часто требуются при налоговых проверках. ШР — это документ первичного учета.

    Когда разрабатывается ШР и какие сведения содержит

    Разработать и утвердить форму ШР желательно в самом начале деятельности фирмы. Но если расписание забыли утвердить, сделать это можно в любой момент существования бизнеса. Кроме того, его можно утверждать заново хоть каждый месяц. Или вносить необходимые изменения в уже действующий образец на основании специального приказа.

    Унифицированная форма Т-3 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 . Хотя с 2013 года это постановление утратило силу и все образцы из него перешли в разряд рекомендованных, а не обязательных, обычно ШР составляется на основе этой формы. Однако компания может изменять эту форму, исходя из своих потребностей. В любом случае, перечень обязательных сведений, которые должен содержать данный локальный акт, является небольшим:

    • структурные подразделения;
    • должности;
    • сведения о количестве штатных единиц;
    • должностные оклады;
    • месячный фонд заработной платы.

    Если компания решила разработать свою форму расписания, то она не должна противоречить требованиям части второй статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ведь, как уже было сказано, это первичный документ. Форма, разработанная самостоятельно, может абсолютно не соответствовать образцу, приведенному ниже.

    Этот внутренний акт организации всегда обезличен. В нем не указаны фамилии и имена лиц, занимающих те или иные должности. Поэтому при приеме на работу и увольнении сотрудников образец ШР никак не изменяется. Однако существует подчиненный ему документ — штатная расстановка. Ее утверждают на уровне структурных подразделений и в ней могут значиться и конкретные лица. Никаких унифицированных форм и образцов для заполнения расстановки не существует, поэтому каждый руководитель может составлять (или не составлять) ее на свое усмотрение. Как правильно составить штатное расписание (образец 2019) для ООО и других организационных форм юрлиц, мы рассмотрим ниже.

    Порядок принятия ШР

    Штатное расписание составляет любое должностное лицо организации, которому делегированы такие полномочия (руководитель, бухгалтер, специалист по кадрам). При его составлении нужно обязательно опираться на нормы трудового законодательства и внутренние акты компании. В частности, это могут быть:

    • Устав;
    • структура предприятия (при ее наличии);
    • учетная политика;
    • профессиональные стандарты;
    • расчеты месячных должностных окладов;
    • другие нормативно-правовые и нормативные технические документы.

    Иногда перед составлением ШР составляется другой кадровый нормативный акт — структура организации: схема всех подразделений, их взаимосвязь и подчиненность. Эта форма обязательной также не является, однако на ее основе проще составить образец ШР.

    Утвердить штатное расписание можно только приказом, который подписывает руководитель организации или другое уполномоченное лицо. При этом право на издание таких приказов должно быть изначально закреплено в учредительных документах. Круглая печать на этом документе не ставится, даже если организация ее использует. Подписать форму ШР должен тот, кто ее составил, а в верхнем грифе необходимо вписать реквизиты соответствующего приказа и заверить их подписью руководителя.

    Важные нюансы

    При определении профессий и должностей нельзя брать их наименования, что называется, «с потолка». Следует придерживаться названий, которые содержатся в квалификационных справочниках или утвержденных профстандартах. Более того, в некоторых случаях это является обязательным: в статье 57 ТК РФ определено, что если какие-либо должности, специальности либо профессии связаны с предоставлением компенсаций и льгот или наличием противопоказаний, то их наименования должны строго совпадать с наименованиями и требованиями из нормативных документов, т.е. профстандартов и справочников. Аналогичные требования предъявляются к специалистам, которые имеют право на досрочный выход на пенсию. В этом случае стоит также руководствоваться списками 1 и 2 производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 и постановление Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 ). Если принебречь этими требованиями, то у работника, у которого в трудовой книжке будет указана фактически вымышленная профессия, могут возникнуть проблемы при оформлении пенсии. А записи в трудовой можно делать только в соответствии со штатным расписанием и приказом о приеме на работу. Кроме того, за несоблюдение требований ТК РФ на работодателя могут наложить административный штраф.

    Другая сложность может возникнуть, когда в форме ШР нужно указать не профессию или должность, а конкретный вид работы. Этот вопрос законодательно не урегулирован, но на практике работодатели часто вынуждены указывать именно вид работы, чтобы не получить проблем при подтверждении сокращения штата или численности работников. Это бывает необходимо, когда в организации есть также должности. В этом случае можно воспользоваться Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20. В этом документе указано, что руководство организации может издать приказ (распоряжение) и в нем указать все дополнительные реквизиты, подлежащие внесению в форму Т-3. Если организация применяет только виды работ и численность работников небольшая, ШР можно не составлять.

    Внештатные сотрудники

    Еще одна трудность, возникающая у кадровиков при составлении штатного расписания по образцу формы Т-3, связана с внештатными сотрудниками. Такими сотрудниками можно считать лиц, которые сотрудничают с организацией на основании договоров гражданско-правового характера. На них в силу статьи 11 ТК РФ не распространяется действие ни трудового законодательства, ни других актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому и к ШР они никакого отношения не имеют, ведь они исполняют разовые работы. Однако на практике к внештатникам иногда относят работников, трудоустроенных на основании трудового договора и исполняющих конкретный вид работы. Если работодатель не издал приказ и не включил такую работу в ШР, возникает своеобразный казус: должности нет, а работник есть. Таких ситуаций желательно избегать.

    Порядок внесения изменений

    Изменение ШР происходит всегда на основании приказа. Такие поправки могут быть связаны:

    • с исключением вакантных мест в связи с организационными изменениями в работе компании;
    • вводом новых штатных единиц при необходимости расширения бизнеса;
    • сокращением штатных единиц, связанных с сокращением численности или штата;
    • изменением окладов;
    • переименованием подразделений, наименований структурных единиц и прочего.

    Изменения можно внести в действующую форму ШР или же просто утвердить новый документ на основании страрого образца. В обоих случаях потребуются документальное оформление, а также сопутствующие документы. Кроме того, необходимо строго соблюдать требования законодательства. Например, при сокращении численности работников надо издать приказ об исключении из штатного расписания определенных должностей, а также о введении в действие нового расписания, соблюдая требования статьи 180 ТК РФ . Этой статьей определена обязанность работодателя предупредить о сокращении не менее, чем за два месяца. Поэтому дата ввода в действие обновленного ШР с занятыми должностями не может наступать ранее, чем через два месяца после издания приказа о внесении изменений (например, дата издания приказа о внесении изменений — 15.02.2019, а изменения должны вводиться в действие не ранее 16.04.2019). Если изменения касаются вакантных мест, этот срок можно не выдерживать.

    Аналогично, при изменении окладов необходимо соблюдать требования статьи 74 ТК РФ , согласно которой изменение условий трудового договора по инициативе работодателя допускается только в том случае, если оно является следствием изменения организационных или технологических условий труда. Об этом также необходимо уведомить всех работников, оклады которых должны изменится, не позднее, чем за два месяца.

    Образец заполнения штатного расписания (форма Т-3)

    Рассмотрим образец штатного расписания строительной организации, в которой 10 штатных единиц. Образец составлен по унифицированной форме Т-3.

    Пример штатного расписания является приблизительным, в документ могут быть включены обособленные подразделения, филиалы и другие структурные единицы компании.