• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лес немыслим без животных. Классик русского лесоводства Г. Ф. Морозов (1949, с. 8) писал: «Лес не есть только общежитие древесных растений, он представляет собой общежитие более широкого порядка: в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям, и растения к животным, и все это находится под влиянием внешней среды».

    Птицы вносят в окружающую природу высокий эмоциональный эффект. Пение птиц, сливаясь с шелестом листьев и ароматом цветущих растений, оказывает на людей сильное эмоциональное воздействие. Приведем высказывания известных орнитологов, натуралистов, писателей о некоторых видах птиц.

    Дрозд черный . По мнению Л. Беме (1951, с. 200), пение этой птицы вызывает чувство печали и грусти: «Столь печальных мелодий, полных невыразимой меланхолии, глубоких и скорбных флейтовых звуков, как в песнях дроздов, нет у других наших птиц…Хорошо прилечь и слушать их не по весеннему грустные (мелодии, своей печалью глубоко проникающие в сердце».

    Жаворонок . Песня жаворонка производила на С. Т. Аксакова (1959, с. 31) огромное впечатление. Вот отрывок из его описания прихода весны и появления первых пернатых: «Не до чтения ли, до письма ли было тут, когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, рассыпаясь в своих журчащих, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых заслушивался я до слез».

    О большом радостном чувстве, вызываемом прилетом первых жаворонков, писал Д. Кайгородов (1967, с. 175): «И как вдруг все переменилось вокруг! Словно стали это и не те же поля, и не те деревья, и не тот воздух: словно все это было несколько минут назад мертво, безжизненно, а теперь вдруг ожило, одухотворилось. Были будни, и вдруг стал праздник. На душе просветлело, на сердце повеселело… Всем эта песня радостна».

    Писатель А. Шахов (1957, с. 35) в рассказе «Источник силы» так описал переживания художника Алмазова, впервые услышавшего весной поющего жаворонка: «До него донеслись чудесные звуки необыкновенной чистоты, будто звенел ручей. …Художник чувствовал, что от этой музыки у него постепенно распахивается душа, а губы сами раздвигаются в улыбку. Песня давно уже растаяла в воздухе, но теплое и какое-то непередаваемое чувство радости долго оставалось в душе».

    Вот как передает А. Брем (1914, с. 685), впечатление, производимое на него пением лесного жаворонка: «Нужно самому испытывать на себе почти наводящее ужас спокойствие лесной глуши, чтобы понять силу, с которой эта милая птичка овладевает человеческим сердцем. Надолго остановишься, слушая его, и невольно подумаешь, что он нарочно поднялся, чтобы порадовать своею близостью одинокого, покинутого человека, чтобы приветствовать его дружескими устами, чтобы подкрепить и ободрить его».

    С большой теплотой описал свои впечатления, вызванные пением жаворонка, знаток родной природы А. Ф. Киреев (1967, с. 32): «С появлением первых проталин прилетели и жаворонки. И вот уже льется из поднебесья серебристая, переливающаяся ручейком песенка… И вспоминается чудная мелодия Глинки «Между небом и землей песня раздается», вызывая в душе светлые, ласковые воспоминания и ощущения чего-то очень далекого, но такого милого и дорогого. Что это: воспоминания родных мест, отчего крова или очень смутные воспоминания раннего детства?»

    Иволга обыкновенная . Упоминая о песне этой птицы, замечательный ценитель родной природы С. Аксаков (1959, с. 114) писал: «Заунывно, мелодически перекликаются иволги. …Иволга имеет еще другой, противоположный крик, или визг, пронзительный и неприятный. Находя в этих звуках сходство с отвратительным криком грызущихся кошек, народ называет иволгу дикой кошкой».

    Подобные чувства вызывает пение иволги и у Д. Кайгородова (1967, с. 109). Песня этой птицы характеризуется им как звучащая «с мягким унылым оттенком». Довольно часто иволга издает «весьма скверные резкие звуки», которые воспринимаются как неприятные, напоминающие крик кошки.

    С. Огнев (1962, с. 77), говоря о песне иволги, сообщал: «Насколько красив мелодичный свист иволги, настолько неприятен протяжный и пронзительный крик, издаваемый и самцом, и самкой при тревоге или призыве».

    Овсянка обыкновенная . Ее песня характеризуется как «немудреная с несколько грустным оттенком, глубоко западающая в душу и радующая нас весной».

    Синица . О благотворном влиянии пения синиц на психику человека верно и очень поэтично писал Д. Кайгородов (1967, с. 134): «В туманные осенние дни, когда вся природа как бы съеживается в ожидании скорого прихода суровой гостьи - зимы, и когда даже в самое беззаботное сердце прокрадывается какое-то тоскливое чувство, звонкий свист синицы, раздавшийся в пустом саду, действует на тоскующую душу, словно яркий луч солнца, провравший густую пелену тумана… Постоишь так, бывало, послушаешь синичку, легко станет на душе, и в школу как-то веселее б ежится…».

    Сова . Звуки, издаваемые совами, описаны С. Аксаковым (1959, с. 114) как «плачевный дикий крик, который в ночное время может испугать и непугливого человека».

    Д. Кайгородов (1967, с. 91) считает, что у большинства сов голос не особенно приятный, а у некоторых «даже и совсем неприятный!» «Кто жил вблизи леса, - пишет И. Удворин (1967, с. 81), - на всю жизнь, видно, запомнил зловещий ночной крик совы, доносившийся порой из чащи. А то на старой заброшенной мельнице кто-то вдруг залопочет и завопит, точно взывая о помощи. Невольно вздрогнешь, и по телу мурашки поползут…»

    Соловей . «Если к скворцу все люди, я думаю, без исключения, относятся с чувством ласковой нежности, то соловей вызывает в сознании человека поэтические образы, воспоминания, может быть, о самых счастливых минутах жизни», - писал Л. Беме (1951, с. 103).

    Когда наступает ночь, когда луна начинает свою волшебную игру с листьями я цветами, когда ни одно движение воздуха не нарушает тишины ночи и соловей поет, тогда всякое человеческое сердце вполне покоряется власти, которую имеет поэзия над самыми грубыми душами». По словам С. Аксакова (1959), пение соловьев приводило его в волнение и восторг.

    Другие виды птиц . По мнению зоолога М. Зверева (1956, с. 15), есть такие птицы, пение которых не доставляет удовольствия. К ним автор причисляет коростеля, пение которого - «нескончаемый однотонный скрип», «вопли» болотного пастушка, «уханье» скрытной цапли-выпи и т. д.

    Нами проведено специальное анкетирование, в процессе которого сделана попытка установить, какие виды птиц своим пением вызывают у человека положительные, а какие - отрицательные эмоции. Анкетированием было охвачено 52 человека (преподаватели и студенты Воронежского лесотехнического института). Можно выделить три группы птиц, различающиеся силой и характером эмоционального воздействия.

    1- я группа . Птицы, пение которых вызывает положительные эмоции у более 50% опрошенных: горлица обыкновенная, дрозд певчий, жаворонки полевой и лесной, зеленушка, зяблик обыкновенный, иволга, конек лесной, кукушка обыкновенная, щегол, овсянка обыкновенная, пеноча-теньковка, пеночка-трещотка, синица большая, славки серая и черноголовая, соловей обыкновенный, удод, чечевица обыкновенная. Причем пение дрозда певчего, жаворонков полевого и лесного, зеленушки, зяблика, конька лесного, синицы большой, скворца обыкновенного, соловья и щегла у 70-100% опрошенных вызывает жизнерадостное чувство. Это мажорное настроение, безусловно, связано и с приходом первых весенних дней, которых с нетерпением ждет после долгой зимы каждый горожанин. Именно в это время прилетают скворцы, жаворонки, дрозды, зяблики, зеленушки, задорное и веселое пение которых олицетворяет собой наступление весны.

    Пение горлицы, кукушки, овсянки обыкновенной, пенючки-теньковки, перепела обыкновенного, славок черноголовой и серой, удода, чечевицы обыкновенной успокаивало, действовало умиротворяюще на 60-80% лиц, участвовавших в эксперименте. В то же время у 30-40% опрошенных пение горлицы, иволги, кукушки, перепела, соловья, удода и чечевицы вызывало чувство легкой грусти.

    По данным Н. А. Агаджаняна (1977), научные эксперименты, связанные с изучением использования музыки для лечения нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, показали, что мажорная музыка повышает силу мышечных сокращений и устраняет усталость, стимулирует сердечную деятельность и скорость кровообращения; минорная музыка ослабляет мышечное напряжение, помогает снять спазм. Очевидно, и пение птиц, вызывающее у человека жизнерадостное или грустное настроение, может также оказывать на организм человека аналогичное физиологическое действие.

    2-я группа . Птицы, голоса которых вызывают отрицательные эмоции у более 50% опрошенных: ворона серая, сыч домовый, филин, иволга (позыв). Кошачий крик иволги всеми охарактеризован как неприятный. Такое же чувство вызывает у 86,5% опрошенных голос вороны серой. Звуки, издаваемые сычом домовым и филином, у 71,2-82,7% опрошенных порождают тревожно-беспокойное чувство, 17,3-28,8% анкетированных определили свои впечатления как неприятные.

    3-я группа . Птицы, пение которых не оказало определенного эмоционального воздействия на большинство анкетированных: вертишейка, дубонос, камышевка дроздовидная, козодой обыкновенный, коростель, мухоловка серая, чибис, щурка золотистая.

    Таким образом, пение одной и той же птицы различными людьми может восприниматься по-разному.

    Исключение составляют жаворонки лесной и полевой, синица большая, скворец обыкновенный, пение которых вызывает мажорное настроение у 100% опрошенных, а также крик иволги, действующий неприятно на 100% участников эксперимента.

    Характер этого восприятия зависит не только от музыкальности пения птицы, что, безусловно, важно, но и от связи пения птицы с определенными моментами в жизни человека, воспоминания о которых вызывают положительные эмоции, отвлекающие от депрессии, снимающие нервное напряжение. Оказалось, например, что на лиц, систематически отдыхающих у реки, благотворное влияние оказывали голоса коростеля, перепела, чибиса обыкновенного, щурки золотистой, т. е. птиц, гнездящихся в поймах рек и являющихся обычными для данного биотопа.

    У людей, проводивших свой досуг у озер и других закрытых водоемов, положительные эмоции вызывало пение камышевки дроздовидной и погоныша, которое для других участников эксперимента было безразличным. В этих случаях пение птиц можно рассматривать как звуковой внешний раздражитель, который несколько раз во времени совпадал с процессом снятия нервных перегрузок. В результате этого у организма вырабатывалась определенная реакция на раздражитель, т. е. образовался устойчивый рефлекс. В дальнейшем под воздействием одного лишь пения птицы у человека создавалась физиологическое состояние покоя и отдыха.

    Однако было бы неправильным утверждать, что эстетическое значение птиц исчерпывается только их пением. Птицы украшают наши леса, привлекая внимание отдыхающих разнообразием своей окраски, удивительной подвижностью, умением строить гнезда. Щурки, сизоворонки, дятлы, снегири, сойки, не обладая большой способностью к пению, расцветкой своего оперения соперничают с цветами. Душевно близкими кажутся нам скромно окрашенная зарянка, славки, пеночки, жаворонки и соловьи. Без птиц зимний лес кажется безмолвным. Если вы во время прогулки встретите звонкую стайку синиц или щеглов, пару голубокрылых соек или красногрудных снегирей, весь день, проведенный в лесу, как-то оживится и надолго останется в памяти. Присутствие птиц в лесу улучшает отдых людей, делает его эмоциональным.

    Лес, как известно, весьма разнороден, он состоит из отдельных участков, различающихся по типу, составу, полноте и возрасту древостоя. При этом каждому лесному участку свойственны свой видовой состав и численность птиц. В связи с этим представлялось интересным выяснить особенности орнитофауны в насаждениях различных типов леса и, хотя бы в первом приближении определить ее психоэмоциональное значение для отдыхающих.

    В течение ряда лет мы проводили количественный учет птиц в насаждениях учебно-опытного лесхоза ВЛТИ, расположенного в пределах зеленой зоны г. Воронежа и интенсивно используемого населением города для отдыха. Основным методом учета был метод маршрутов, имеющий широкое применение в орнитологической практике. На маршрутах, в качестве которых использовались просеки и дороги, птиц учитывали как визуально, так и по голосам. Ширина учетной полосы составляла в среднем 100 м. Все учеты ежегодно проводили в одни и те же сроки - с 20 мая по 20 июня, т. е. в период, являющийся гнездовым для подавляющего большинства птиц нашей фауны, когда птицы строго придерживаются своих гнездовых участков.

    В насаждениях лесхоза наибольшую численность птиц имеют многоярусные суборевые насаждения с сосной в I ярусе и дубом во II ярусе в возрасте 80-90 лет, а также насаждения тальвежной судубравы в возрасте 80-90 лет (плотность населения птиц составила соответственно 50,0 и 58,25 пар на 1 км маршрута). Наименьшая численность птиц отмечена в молодых высокополнотных лиственных и сосновых насаждениях, ольшаниках (соответственно 11,25; 5,25 и 17,0 парна 1 км). Насаждения свежей судубравы в возрасте 60-70 лет по численности птиц занимают промежуточное положение (35,6 и 32,5 пары на 1 км).

    Насаждения свежей субори (В 2) сложные многоярусные, в I ярусе растет сосна, II ярус состоит из дуба. Полнота I яруса 0,5-0,6, II яруса - 0,4-0,5; подлесок, составляющий III ярус, средней густоты. Из 48 видов птиц, зарегистрированных на маршрутах, в данном насаждении учтено 40 видов, или 83,3%, с плотностью населения 50 пар на 1 км маршрута. Здесь зарегистрирована наибольшая численность горлицы обыкновенной, дрозда певчего, зеленушки, зяблика, пеночки-трещотки, щегла. Встречаются козодой обыкновенный, конек лесной, кукушка обыкновенная, пеночка-теньковка, овсянка обыкновенная, славка, соловей и др., пение которых вызывает положительные эмоции у (большинства анкетированных. Из птиц, обладающих яркой расцветкой оперения, в. насаждении отмечена наибольшая численность сойки, большого пестрого дятла, иволги обыкновенной, встречаются малый пестрый дятел, удод. Данный тип насаждения относится к числу насаждений, орнитофауна которых оказывает положительное эмоциональное воздействие на отдыхающих.

    Состав насаждения тальвежной судубравы (С 2 -С 3) 8Д2Яс+Ос, Лп, Кл; полнота 0,8; возраст 80-90 лет; подлесок средней густоты, местами густой, состоит из лещины, бересклета бородавчатого, яблони и груши лесной. По дну тальвега протекает ручей. Сложные насаждения этого типа леса с развитым подлеском, а также близость йоды создали здесь благоприятные условия для поселения разнообразных птиц. В данном насаждении их зарегистрировано 37 видов (77%) с плотностью населения 58,25 пары на 1 км маршрута. Более 25% птиц (15,5 пары на 1 км) составляют виды, пение которых оказывает успокаивающее действие на большинство опрошенных. Здесь отмечена наибольшая численность дрозда-белобровика, иволги обыкновенной, конька лесного, овсянки обыкновенной, пеночки-теньковки, славок садовой и черноголовой, соловья обыкновенного и чечевицы; много синицы большой и скворца обыкновенного, обычны горлица обыкновенная, дрозд певчий, зеленушка. Разнообразная и многочисленная орнитофауна данного насаждения оказывает положительное эмоциональное воздействие на человека.

    Свежая судубрава (С 2). Занимает возвышенные местоположения. Состав насаждения 8Д1Яс10с+Б; полнота 0,7-0,8; возраст 50-60 лет. В судубраве, лишенной подлеска, зарегистрировано 22 вида птиц (46%) с плотностью населения 32,5 лары на 1 км, что значительно меньше, чем в тальвежной судубраве. В видовом составе птиц имеется ряд особенностей: здесь не гнездятся соловей обыкновенный и чечевица обыкновенная, тяготеющие к более увлажненным участкам тальвежной судубравы. Отсутствие подлеска приводит к исчезновению славок садовой, серой и черноголовой, гнездящихся на подлесочных породах, избегают этих мест дрозд черный и дрозд-белобровик. Вместе с этим отсутствие подлеска способствовало увеличению числа птиц, предпочитающих кормиться на поверхности земли: плотность населения зяблика в подобных местах в 1,2 раза выше, чем в тальвежной су дубраве, ив 1,4 раза выше, чем в свежей судубраве с густым подлеском. Численность скворца обыкновенного в этих условиях в 1,8 раза превышает численность данного вида в тальвежной судубраве. Пение этих птиц, по мнению большинства анкетированных, вызывает мажорное настроение.

    В судубраве с густым подлеском появляются славки, соловей обыкновенный, дрозды белобровик и черный, зарянка, заметно увеличивается численность синицы большой, иволги обыкновенной, пеночки-теньковки и пеночки-трещотки. Появление этих птиц в свежей судубраве с густым подлеском сближает данный тип леса по силе эмоционального воздействия на человека с насаждениями тальвежной судубравы. Однако общая численность птиц в этих условиях примерно в 1,5 раза ниже, чем в тальвежной судубраве.

    Высокополнотные сосновые и лиственные насаждения в возрасте 20-30 лет обладают бедной орнитофауной. В чистых сосновых культурах без подлеска с мертвым напочвенным покровом и полнотой 0,9 учтено всего 6 видов, а в густом лиственном жердняке - 9 видов птиц. Эмоциональное воздействие этих насаждений по сравнению с рассмотренными относительно невелико.

    Говоря о психотерапевтчиеском значении птиц, мы полностью разделяем убежденно известных орнитологов о том, что «когда-нибудь демонстрации голосов птиц будут широко использоваться в медицине как метод звуковой терапии, а некоторые нервные болезни можно будет лечить, показывая фильмы о природе, озвученные пением птиц».

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Месяцы нужно весне, чтобы пройти поперек рос..ийской земли от южного до северн.. ее края. Ещё необ..ятнее эта земля вдоль, с в..схода на з..кат. Вз..катный час вышел человек к морю. Сосны на ж..лтых склонах бр..сают длинные тени. (З,С)десь, у песчаной к..сы, которая отделяет Вислинский залив от Балтийского моря, крайний запад рос..ийской земли. Человек у песчаных дюн последний простит..ся с со..нцем сегодняшнего дня. День тускне..т паруса на рыбацких лодках поч..рнели. И вот уже маяк принимает ночную вахту и указыва..т дорогу к Калининграду. А в эти же минуты гасн..т луч.. маяка у мыса Дежнева на Чукотском полуострове. Там, у восточн.. края рос..ийской земли, ск..листые берега полуострова встр..чают уже утро. Свыше дес..ти тысяч кил..ометров отделяют маяк на песчаной к..се от маяка на ск..листом полуострове, и на всем этом огромном пр..странстве – Рос..ия. Озаглавьте текст.Тема текста.

    1.Напишите стиль текста!
    2.Напишите тип текста!

    купить ей какой-нибудь подарок.Что бы ей подарить?

    Мама начала давать советы,но тут в разговор вмешался я:

    А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.

    Ну знаешь дедушка! В нашем классе скажут,что я жадная и что я плохая подруга,- сккзала внучка.

    Озаглавьте текст и напишите продолжение кто прав дедушка или внучка и чем закончилось всё это. Зарание спасибо!!!

    Изложения / О Л. Ландау из кн. «Л. Ландау. Страницы жизни» (Бессараб) Изложения
    О Л. Ландау из кн. «Л. Ландау. Страницы жизни» (Бессараб)
    В 1922 году Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет. Он был зачислен на физико-математический факультет, сразу на два отделения - математическое и естественное. Его очень интересовала химия, но после первого же семестра он ушел с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.
    Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. Вначале это его чрезвычайно угнетало. Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит значительно старше.
    Льва сразу же захватила студенческая жизнь. К учению студенты относились серьезно, разгильдяйство было не в моде. Пришел учиться - учись, не хочешь - уходи. Многие работали и учились. Лицам непролетарского происхождения стипендию не выплачивали.
    В год поступления льва в университет на первый курс физико-математического отделения было принято восемнадцать студентов, в следующем году - на шесть человек больше. Студенты-математики щеголяли в форменных фуражках дореволюционного образца. Исключение составлял Ландау, у которого была вышитая восточная тюбетейка. Он был рассеян, забывал снимать ее в аудитории, за что получал замечания. Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил ее не на голове, а в кармане.
    Держался Ландау очень скромно, всегда готов был выручить товарища: решить контрольную, подсказать на экзамене. Но все же он выделялся среди студентов; хотя и не стремился к этому. Это началось вскоре после поступления в университет. Однокурсникам Ландау особенно запомнилась лекция профессора Лукина, на которой Лев задал лектору какой-то вопрос.
    Петр Петрович Лукин был самой яркой фигурой на математическом отделении. За пять лет до описываемых событий он был профессором Артиллерийской академии Генерального штаба. Математику он знал блестяще и лектором был превосходным. Ходили, однако, слухи, что на экзаменах бывший генерал отличается свирепостью. Студенты заранее боялись сессии и относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.
    Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на его вопрос. В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. Лукин попросил Льва подойти к доске. Вмиг доска покрылась математическими знаками.
    - Китайская грамота, - прошептал кто-то.
    Лукин и Ландау начали спорить. И вдруг студенты догадались: прав Ландау! Лицо у Льва было серьезное и сосредоточенное, у Петра Петровича - взволнованное и немного обескураженное. Ландау написал вывод и положил мел. Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:
    - Поздравляю, молодой человек. Вы нашли оригинальное решение.
    Лев смутился. От неловкости он не знал куда деваться.
    С этого дня гроза отделения - профессор Петр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку.
    Лев сдал все дисциплины, которые читал в Бакинском университете Лукин, входящие в программу обучения первого, второго, третьего и четвертого курсов, - от аналитической геометрии до теоретической механики и теории упругости.
    Лукин несколько афишировал свое расположение к способному студенту. Возможно, в этом одна из причин уважительного отношения к Ландау его однокашников. Они всегда называли его Львом Давидовичем.
    (408 слов) (А. Бессараб)

    Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Каким предстает Л. Ландау в данном тексте?»
    Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Напишите о своем впечатлении от рассказа о Л. Ландау.

    сделайте даю 15 баллов срочно

    15. Итоговый тест по теме «Имя существительное»
    Теста Вариант

    Тест 15. Итоговый тест по теме «Имя существительное».

    Вариант 1

    А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

    1) в племен.., у деревн..

    2) на плать.., в академи..

    3) кулич..м, камеш..к

    4) совоч..к, сапож..к

    А2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?

    1) столица Болгари..

    2) лицо Мари..

    3) позвонил Дарь..

    4) говорил о Васили..

    A3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?

    1) (не)вольник

    2) (не)эпитет

    3) (не)известность

    4) (не)равнодушие

    А4. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

    1) резать

    2)разносить

    3) пулемёт

    А5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

    2) шимпанЗе

    3) акаДемик
    4) Сессия

    А6. Укажите пример без речевой ошибки.

    1) далёкая Лимпопо

    2) позвонил капитан Синицына

    3) подпись Леонида Шмидт

    4) справедливые жюри

    Прочитайте текст и выполните задания В1-ВЗ и С1.

    (1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

    В1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

    В2. Запишите способ образования слова «служба» из предложения (1).

    ВЗ. Выпишите из текста несклоняемое имя существительное.

    СЛ. Напишите продолжение текста (3-4 предложения).

    Как вы думаете, что должно было произойти с Лёней в мире сказок, чтобы он научился мечтать? Напишите продолжение текста

    Вот сам текст: Жил на свете мальчик Лёня. Не любил он читать книжки и никогда не мечтал. Негодовал он всегда, когда говорили ему, что есть волшебный мир творческой фантазии. И вот с ним приключилась невероятная история. Шел как-то Лёня по берегу моря. Вдруг подлетела к нему большая белокрылая чайка и заговорила человеческим голосом: "Лёня, Лёня! Хочешь, я унесу тебя в удивительный мир-в сказку, Там ты узнаешь, что значит мечтать".Не поверил Лёня чайке, но все-таки рискнул отправиться с ней в необычное путешествие. Чайка подхватила Лёню широким взмахом крыльев и понесла. . .заранее спасибо!Пожалуйста хотя бы не менее 5 предложений

    3.Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

    Уровень С.

    1.Продолжите определение:

    а) однородное подчинение-это…

    б) последовательное подчинение-это…

    в) неоднородное подчинение-это…

    2.Спишите. Укажите вид подчинения. (Знаки препинания не расставлены).

    1.Вечером когда немного утихло они пошли на мол чтобы посмотреть как придет теплоход.2. Ему казалось что все они заняты только тем что тщательно скрывали свое невежество и недовольство жизнью. 3. Потом она начинала умолять его чтобы он любил ее не бросал чтобы пожалел ее бедную и несчастную. 4. Наде когда она разделась и легла в постель долго еще было слышно как внизу убирала прислуга как сердилась бабуля.

    3. Определи вид подчинения в сложноподчиненном предложении и заполни таблицу.

    а) (Когда) , (которая), [ то ].

    б) , (что, (когда) ,).

    в) , (как) , (как) и (как).

    г) (Где) , , (какое).

    д) (Чтобы) и () , .

    е) , (что), (которая).

    Вид подчинения:

    Последовательное

    Параллельное

    Однородное

    Уровень В.

    1. а) Составьте схемы предложений. Определите вид придаточных с несколькими придаточными (последовательным, однородным, неоднородным подчинением).

    1. Мы знали, что снег растает, когда придет весна. 2. Если посмотреть на этот портрет, то, оказывается, в стекле видно все, что делается сзади. 3. Это был ее дом, где ее все любили, а она любила всех. 4. Когда мама с папой начинают в соседней комнате говорить вполголоса, для меня это ка сигнал к тому, что разговор пойдет о чем-то интересном.

    б) Самостоятельно составьте похожие предложения запишите их.

    2. Спишите. Расставьте знаки препинания, укажите количество придаточных. Определите вид подчинения.

    а) Родители его были очень богатые люди и имели на одной из главных улиц города свой дом при котором находился сад сараи и даже колодец из которого вся улица брала воду. б) Мальчики говорили о том что было и смеялись над Никитой который свалился в воду и теперь сидел мрачный и синий от холода. в) Как сделать чтобы быть довольным собой и чтобы все любили его? г) И когда он вспоминал о светлых минутах ожидания и о том как долго и терпеливо он ждал ему хотелось нанести себе самое тяжелое оскорбление.

    Укажите предложение, которое соответствует схеме:

    [ указ.слово, (что),сущ. ], (который).

    Уровень А.

    По данному началу составьте небольшой рассказ (не менее 100 слов) , используя сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Составьте схемы этих предложений, указав вид подчинения.

    Книги-это друзья, самые задумчивые собеседники, которые…

    4. Виды придаточных предложений.

    Уровень С.

    I Закончите мысль.

    а) По строению и значению СПП располагаются:

    б) придаточные подлежащие отвечают на вопросы:

    Что? какой?

    Где? когда?

    Что? кто?

    В) Придаточное сказуемое отвечают на вопросы:

    Что? кто?

    Кто? каков?

    Который? какая?

    Г) придаточные определительные отвечают на вопросы:

    Определения

    Дополнения

    Обстоятельства

    Д) придаточные дополнительные отвечают на вопросы:

    Косвенных падежей

    Всех падежей

    Только Им. П.

    Е) придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы:

    Что? кто?

    Каков? кто?

    Обстоятельства.

    II. Спишите текст, вставив пропущенные знаки препинания. Составьте схемы предложения.

    А) Тропинка поднимает….ся на серые скалы где см…тр…тся

    В небо красные сосны. (И.С. Соколов-Микитов)

    Б) Я взбежал по маленькой лес…нице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вош…л в комнату М (м)арьи И(и)вановны. (А. С. Пушкин.)

    В) Я ушел в каюту где все уже спали и до з…ри без сна лежал на койке (И. А. Бунин.)

    Г) Мне стало казат..ся что я ехал из Москвы не в родительский дом. (В. А. Солоухин.)

    Д) Я спросил у Александра Ивановича куда подевались ветлы десятилетиями укр…шавшие пл..тину. (В. А. Солоухин.)

    III. Найдите « третий лишний», определив значение придаточных.

    Знаки препинания не расставлены.

    1) Ему казалось будто лунный свет проникает через все щели и обволакивает комнату. ().

    2) Я все-таки твердо верю что наука самое важное в жизни людей. ().

    3) Чай выпили пить в сад где цвели резеда и табак. ().

    1) Он заговорил о том что всем уже известно.().

    2)Был час ночи время когда погружало в сон. ().

    3) Помечтаем о жизни какая будет после нас. ().

    IV. Дополни таблицу.

    Виды обстоятельственных придаточных.

    Союзы и союзные слова.

    вследствие того, что;

    Следствия

    каким образом,

    Сравнения

    Уровень В.

    I. Укажи предложения, в которых допущены ошибки, и исправь х. Определи тип придаточного.

    А) Кто не придет на консультацию тот не узнает об изменениях в вопросах.

    Б) В это время они расспросили нас о том, что мы нового узнали об экзаменах.

    В) И смотреть как над речкою режет

    Воду синюю солнца соха.

    Г) Вот видит Нелли, как она в холодную зимнюю ночь стучится к уездному врачу Степану Лукину.

    Д) Тедди понял вдруг, что нашел землю обетованную, и пришел в страну детства.

    II. Составьте предложения по схемам. Подчеркните грамматическую основу.Обозначьте средства связи. Укажите вид придаточных.

    1. [- = так], (что)

    2. (Если -=), (-=)

    3.[-,(которое -=) =]

    4.[=],(что-=)

    5.[- - =],(кто =).

    II.В каком из предложений значение придаточного определино неверно? (знаки препинания не расставлены).

    А) Когда недавно во всей деревни стали проводить электричество то столкнулись с одной хозяйственной проблемой. (обстоятельство времени)

    Б) Весной отогрелась земля окуталась туманами так что под их теплым парным теплом стали прорастать зерна и почки. (обстоятельство образа действия и степени.)

    В) Теперь нет нужды занимать пожарницу потому что в Олепине колхозники построили новый клуб просторнее пожарного сарая. (обстоятельство времени)

    Г) Если же брать колхозные грузовые автомобили то после хорошего дождя проехать из деревни в деревню невозможно (обстоятельство условия.)

    Уровень А.

    Расставьте знаки препинания в тексте. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какую функцию выполняют запятые в СПП»

    (Опираясь на данный текст.)

    Песня жаворонка.

    Жаворонок поет нехитро но в его песне всегда есть свежесть летнего утра и человек услышав песню жаворонка становится безотчетно счастливым. Впрочем с песней каждой птицы у человека связано столь многое что у него всякий раз пробуждаются воспоминания. Влажный голосок кукушки будит представление о чем-то потерянном в юности о родничке где-то в низинке под деревянным мостком…. А уж если запоет соловей в тенистом холодке каких-то таинственных кустов то остановится на ходу человек чувствуя как забилось вдруг его сердце забилось с молодой силой надежд хотя многое уже навсегда осталось позади… Но жаворонок простодушен. Он просто поет потому что внизу зреет рожь а над ним высокое небо и может быть еще потому что он ощущает свое назначение сделать светлое и звонче мир вокруг.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя теоретические и практические итоги исследования по проблеме повышение учебной мотивации через использование технологии дифференцированного обучения, мы убедились в её актуальности для школы.

    Мониторинг результатов обученности на уроках русского языка с применением технологии дифференцированного обучения за последние годы показал увеличение процента качества знаний, повышение интереса к предмету.

    Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей, способствует повышению уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка, с учётом умственных и специальных лингвистических способностей.

    Овладев этой деятельностью, обучающиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей, повышению активности и самостоятельности на уроках.

    Обобщив результаты работы, мы пришли к выводу, что у ребят появился интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная, парная, групповая. Освоив элементы дифференциации обучения в учебной деятельности, обучающиеся стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, обучающиеся ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача педагогического учреждения - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения помогает сформировать такая форма организации учебного процесса, как дифференциация. Поэтому считаю, что дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991.

    2.Ващенко А.А. Дифференцированный подход к обучающимся. // Русский язык в школе.- 1991.- №3

    3.Гроот Р. Дифференциация в образовании. // Директор школы, 1994, № 5-6

    4. ГузикН.П. Обучение органической химии. - М.. 1988.

    5. ГузикН.П. Учить учиться. - М., 1981.

    6.Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Методическое пособие./Сост.Л.К.Иванова. – Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000.

    7. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

    8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г.

    9.Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2003г.

    10.Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

    11.Фирсова В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.

    русского языка . «Грамотное письмо – не... – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как... Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. ...
  • На уроках русского языка (6)

    Урок

    Технологии системно- деятельностного подхода на уроках русского языка Железнова Н.В., учитель русского языка МБОУ Гимназии №133 г.о.Самара... реализации личностно-деятельностного подхода на уроках русского языка используются обучение в сотрудничестве, ...

  • На уроках русского языка (2)

    Урок

    Применение технологий «Методики критического мышления» на уроках русского языка . Как лучше организовать урок . В современной школе используется... изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный...

  • Птицы всегда пользовались повышенным вниманием человека. С древнейших времен у самых разных народов птицы были посредниками между небом и землей. Их считали посланцами и выразителями воли богов. Ни одной из групп животных не удалялось столько внимания в мифах, сказках, поверьях. В мифологии часто боги и их посланники, различные стихии, облака изображаются в виде птиц [Штернберг, 1936]. Наиболее древние египетские иероглифы включали нескольких птиц - ласточку, сову, чибиса, перепела, ибиса, сокола [Каприелов, 1980]. С птицами у человека связано много доброго. Они - воплощение верха, неба, солнца, божественной сущности, ветров, духа неба, плодородия, изобилия, души неба, свободы, роста. Почти с каждой птицей у человека что-то связано. Так, кукушка - символ времени, соловей - радости, аист - счастья, ласточка - домовитости, орел - власти, сокол - благородства. Особое отношение у народов было к певчим птицам, их считали предвестниками возрождения природы, расцвета сил, возбудителями страстных порывов у животных и поэтических мечтаний у человека [Шеппинг, 1985]. К самой древней форме обожествления птиц следует отнести тотеизм (вера в родство людей с животными) [Семенов, 1966]. Тотемами были очень многие виды птиц. Так, в индейских племенах существовали тотемы ворона, филина, орла, у австралийцев - черного какаду, белого какаду, эму и другие. Отношение к тотемам было особое и не одинаковое у разных народов. Часто был распространен запрет на добычу и употребление в пищу тотемных животных. Так же птиц отождествляли с душой человека. Птица для этого подходила идеально, как «небожитель». В Египте, иероглиф, обозначающий душу, изображался в виде птицы с человеческой головой. У разных народов птицы представлялись в виде различных птиц, например, у алтайцев - петухи, у якутов - жаворонки. У христиан душа праведника покидает тело в виде белой птицы, преступника - черной [Соколова, 1972]. В мифологии многих народов мира считалось, что птицы являются душами умерших или переносят души в потусторонний мир. В Древней Индии верили, что души умерших предков могут возвращаться на землю в виде коршунов и других хищных птиц. В Риме, когда умирал император, выпускали орла, чтобы он смог унести душу умершего [Пропп, 1986]. В античном мире существовала наука гадания при помощи птиц. Такие гадания по наблюдению за птицами назывались ауспициями (от лат. avis - птица и specio - смотреть). Определенным образом истолковывалось появление птиц, их голоса, полет. Наибольшим внимание пользовались совы, врановые, голуби, ласточки, домашние куры [Грейвс, 1992]. Часто птицы выступают непосредственными помощниками при сотворении мира. У многих народов Сибири и Северной Америки распространены мифы, что Земля сотворена из грязи и ила, которая принесла в клюве гагара [Соколова, 1972].

    Большим вниманием пользуются у людей перелеты и миграции птиц. Перелеты птиц тысячелетиями оставались загадками для человека. Миграции птиц нашли отражение во многих религиозных верований, обрядов, поверий и в обыденной жизни. В Древней Персии при составлении календарей учитывали время прилета и отлета разных видов птиц. У мусульман белый аист, благодаря своим миграциям стал священной птицей. По арабскому поверью, аисты - это души умерших мусульман, которые за свою жизнь ни разу не свершили паломничество к гробу пророка Магомета, и поэтому они вынуждены делать это в облике птицы. Каждый, кто умертвил аиста, считается убийцей [Клаудсли Томпсон, 1982]. Прилет птиц весной люди отмечали издавна. Их исчезновение осенью и появление весной рождало много суеверий. Прилет птиц означал, что скоро настанет весна, будет тепло [Соколова, 1972]. По представлениям многих народов птицы на зиму улетали в рай. На Руси перелетных птиц называли «вырийными» то есть райскими. Более того, весну встречали лишь с прилетом первых птиц. Птица, прилетевшая из рая, от богов, и принесшая весеннее тепло, становится вестником этих богов. К птицам, «принесшим весну», было особое отношение, в честь них устраивали веселые праздники, приносили угощения и жертвы, обращались с мольбами и просьбами. У восточных славян такой день отмечался 17 марта и назывался «Герасим - грачевник. Другой день, связанный с прилетом птиц - 22 марта (христианский праздник Сорока святых. В этот день выпекали обрядовое печенье, которое называли «жаворонками» [Килимник, 1994]. Похожие праздники были в других странах. В Восточной Пруссии день прилета отмечался 25 марта - на Благовещенье, в Англии - 15 апреля «ласточкин день», в Греции прилет ласточек отмечался 1 марта [Гаттекер, 1989]. Вестниками весны в Европе были самые разные птицы - грач, скворец, полевой жаворонок, серый журавль, белый аист, чибис, кукушка, соловей [Дементьев, 1950]. У некоторых сибирских народов весну приносили орлы [Штернберг, 1936]. Прилет некоторых птиц совпадал с началом весенних полевых работ [Грищенко, 1985]. Была у птиц - вестников своя «специализация». У украинцев ласточка приносила в дом весну, жаворонки - на поля, гуси - к водоемам, кукушки, соловьи - в сады и леса, аисты приносили души новорожденных, перепела и кукушки - души предков [Килимник, 1994]. Нетипичные мигранты из-за непредсказуемости своего появления могли стать предвестниками плохих вестей. Например, в Западной Европе появление чечеток и клестов-еловиков связывали со смертью, чумой, голодом [Грищенко, 1985].

    Многие птицы в народных верованиях являются помощниками, защитниками и избавителями человека от разных напастей. Такое отношение носит под собой реальную основу, так как птицы являются естественными, врагами насекомых. Уничтожая их, птицы спасали урожай, а значит и благополучие человека [Штернберг, 1936]. Характерный пример этого - белый аист. Одна из причин почитания его у многих народов - уничтожение вредителей, прежде всего саранчи [Грищенко, 1998]. Птицы выступали защитниками человека от нечистой силы. Одной из таких птиц являлся петух, по народным поверьям, ведьмы во время шабашей с первым криком петуха должны вернуться домой. Так же петухи использовались при врачевании. В Воронежской области, если ребенок кричал по ночам, мать заворачивала его в подол и несла лечить в курятник. Считалось, что петух забирает все страхи и крики ребенка, и дает ему здоровый сон [Вагурина, 1998]. Еще одной птицей - защитником выступала сова. Здесь играл свою роль своеобразный «ухающий» крик совы, как считалось, предупреждающий людей об опасностях [Фрезер, 1980].

    Птиц могли использовать в борьбе не только с насекомыми, но и с болезнями. Во Франции считалось, что тот, кто носит с собой лапки жаворонка, может не бояться врагов. А песня соловья приносила спокойную смерть умирающему и способствовала быстрому выздоровлению больного. А в Саксонии верили, что клест забирает все болезни из дома [Гаттекер, 1989].

    Почти у каждого народа была или есть такая птица, отношение к которой особенное, трепетное. Чибиса очень любят на Украине и в Польше (там его называют чайкой). По древнему поверью, считается, что чибис - это дух женщины, у которой татары убили мужа. Вот она летает и громко плачет. Гнезда чибиса не трогают, считается, кто убьет чибиса, с тем случится несчастье. В Польше так же оберегали перепелок, верили, если не трогать гнездо у этой птицы, то на следующий год будет хороший урожай. Дятел - священная птица у древних римлян, так как считали, он принес огонь и доставал пищу Ромулу и Рему [Сумцов, 1980]. У славян трепетное отношение было к голубям, они были символом любви, мира и спокойствия [Федосеенко, 1980]. Евреи считали удода мудрой птицей, так же это священная птица в Узбекистане. В Новгородской губернии считалось грехом разорять гнезда грачей - может сгореть дом. Нельзя убивать синицу - будут несчастья в скотоводстве. У французов черный дрозд приносит счастье, в Германии считается, что эта птица защищает дом от молнии, и поэтому зимой ей сыплют корм. Люди, кормящие этих птиц зимой, будут счастливыми [Борейко, 1999].

    Итак, птицы на протяжении всей истории человека были рядом с ним. Человек искал в поведении птиц, их голосе взаимосвязь с происходящими событиями или будущим, их обожествляли, считали защитниками от болезней, предвестниками хороших или плохих вестей. Птицы единственные существа, способные так близко селиться с человеком. Люди видели это и ценили, они понимали, что являются неотъемлемой частью природы, а птицы всегда напоминали ему об этом. Утренние песни соловьев, заметное гнездо аиста около дома, клин летящих журавлей - все это в человеке вызывало и вызывает только положительные эмоции

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 42

    Внеклассное занятие «Где обедал воробей?»

    (Методическая разработка в рамках акции

    «Помоги зимующим птицам»)

    Г. Комсомольск-на-Амуре

    2016 год

    Тип занятия: комбинированный с использованием ИКТ

    Методы и формы работы:

      фронтальная форма работы;

      поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический метод.

    Технологии:

      мультимедийная;

      развивающая;

      здоровьесберегающая.

    Цель занятия:

    1) выявить идейно- смысловое и художественное содержание используемых произведений;

    2) воспитывать нормы морали и нравственности через понимание рассматриваемой проблемы;

    3) обучать умению интерпретировать художественное произведение

    Задачи занятия:

    Образовательные:

      развивать умение формулировать определение понятий;

      развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

      обогащать словарный запас учащихся;

    Развивающие:

      осуществление системно-деятельностного подхода;

      развитие критического мышления;

      развитие внимания;

      формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

      развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

      развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

      развивать умение применять новые знания;

      развитие творческих, речевых способностей учащихся;

      формирование логических умений;

      развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

      развитие умения формулировать проблему.

    Воспитательные:

      воспитание интереса и уважения к литературе;

      воспитание ценностного отношения к слову;

      создание условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла рассматриваемой проблемы

    Основные виды деятельности : выразительное чтение, устные ответы на вопросы учителя, работа с текстом, словарная работа.

    Компетенции:

    Общеучебные : Учиться анализировать текст по вопросам учителя: позиция автора

    Информационные : находить информацию, уметь передать её.

    Оборудование : ПК, набор иллюстраций к занятию, видеоролики

    Ход занятия

    1. Организационный этап, введение в проблему

    Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

    1) Эмоциональная зарядка:

    Как хорошо проснуться на рассвете,
    Глядеть на мир, за птицами следить
    И знать, что выше счастья жить на свете
    На свете ничего не может быть

    ………………………………………………………….

    Прекрасно всё, что просто, всё, что сложно,
    И как не любоваться нам с тобой
    Любой земною тварью – пусть ничтожной,
    Земной неповторимой красотой!

    ………………………………………………………

    Прекрасно все: и сокол, и кузнечик,
    Зелёный и желтеющий листок,
    И дождь, и снегопад, и чёт, и нечет,
    Всё, что приходит в срок или не в срок.

    (Виталий Горголь)

    О чём это красивое стихотворение? Какими картинами оно было навеяно автору?

    2) Работа по включению ассоциативного мышления.

    Посмотрите на предложенное изображение (автор Лисица М.Д.) и скажите, соответствует ли оно основной мысли прослушанного стихотворения? (Слайд презентации )








    Конечно, на этом изображении нет птиц, а без птиц природа была бы пуста.

    2. Формулировка

    А может ли случиться такое, что птиц не станет на планете Земля? (На всей планете маловероятно).

    Че же радуют птицы нас, людей? (Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен)

    А где численность птиц может сократиться и почему? (Там, где холодно и морозно, когда птицам трудно самостоятельно добывать корм)

    ( Слайд презентации )

    2. Формулировка темы и задач занятия учащимися. Корректировка учителем.

    Попробуйте сформулировать широкую тему нашего занятия: о чём сегодня мы будем говорить? («Зимующие птицы») и цели.

    3. Слово о воробье

    Сегодня мы будем вести разговор не обо всех зимующих птицах, а только об одной. Отгадайте, какая это птица?

    В серой шубке перовой
    И в морозы он герой,

    Скачет, на лету резвится,

    Не орёл, а всё же птица.

    А почему мы сегодня будем говорить именно о воробье, вы попробуете определить сами, прослушав следующую песню. (В. Ком «Песня воробья», Приложение1 )

    Конечно, воробей-патриот не бросает родину в трудные времена. Воробьи украшают жизнь человека в суровые зимние будни: прыгают по дорожкам, гроздьями сидят на деревьях, весело чирикают стройным хором в тёплую погоду. Да и сольную песню они исполнят для слушателей с удовольствием! (Видеозапись «Концерт воробья», Приложение 2 )

    Приходи, Андрейка, серый воробей - Музыке учиться, петь как соловей. Будешь вместе с нами гаммы распевать И тогда солистом даже сможешь стать. Воробей Андрейка за окном прыг-прыг «Я всего лишь птичка, я не ученик Чик-чирик-чик-чик-чик Чик-чирик-чик-чик Петь по вашим нотам как-то не привык».

    И. Финк

    4. Где обедал воробей?

    Давайте послушаем стихотворения о воробьях разных авторов, которые ребята самостоятельно нашли и выучили наизусть к занятию.

    Чтение стихотворений учащимися


    И. Финк

    Просмотр видеоряда «Всем нужны друзья» (автор Лисица М.Д., Приложение 3)


      Я – воробушек обычный, К русской зимушке привычный. Хоть свирепы холода, Мне метели не беда. Если ты кладешь в кормушку Хлеба вкусного краюшку. Птицам крошек не жалей, Станет другом воробей.

    Н. Куколев


    И. Беляков

    В. Звягина

      Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей Наш дворовый воробей. Холодов не испугался, С нами на зиму остался. Снег всю землю покрывает – Воробьи не унывают: Стайкой весело снуют, Всё, что встретится клюют. Хлебных крошек не жалей: Заслужил их воробей. Ты приладь ему кормушку- Кликнет он свою подружку, И друзья все тут как тут, Крошки весело клюют. И пошел веселый стук- Тук-тук-тук, Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.

    - Как можно помочь воробьям зимой? Что за стук «тук-тук» раздается? Что делают воробушки?

    Так где же может пообедать воробей зимой?

    Просмотр видеоролика «Где обедал воробей?» (Приложение 4)

    Если у воробышка в морозы не будет еды, то он замерзнет и погибнет. Как вы думаете, в какую погоду воробышку тяжелее всего найти себе корм? (В снежную погоду, когда все зернышки занесло снегом, или в гололед, в такую погоду очень много воробьев гибнет зимой от голода)

    5. Чтение и анализ рассказа « Зимние долги» Н. Сладкова

    Расчирикался Воробей на навозной куче − так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
    − Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
    − Крылья зудят, Ворона, нос чешется, − отвечает Воробей. − Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
    − А вот испорчу! − не отстаёт Ворона. − Как задам вопрос!
    − Во напугала!
    − И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
    − Клевал.

    − А зёрна у скотного двора подбирал?
    − Подбирал.
    − А в птичьей столовой у школы обедал?
    − Спасибо ребятам, подкармливали.
    − То-то! − надрывается Ворона. − А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
    − А я один, что ли, пользовался? − растерялся Воробей. − И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
    − Ты других не путай! − хрипит Ворона. − Ты за себя отвечай. Брал в долг − отдавай! Как все порядочные птицы делают.

    − Порядочные, может, и делают, − рассердился Воробей. − А вот делаешь ли ты, Ворона?
    − Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
    − Ты тоже за других не ручайся! − упирается Воробей. − Другие, может, и думать забыли.
    Но Ворона не унимается:
    − А ты слетай да проверь!
    Полетел Воробей проверить. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
    − Поздравляю с новосельем! − Воробей говорит. − На радостях-то небось и про долги забыла!

    − Не забыла, Воробей, что ты! − отвечает Синица. − Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
    Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья, удивился:
    − По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
    − Да вот расчёт с меня требуют, − чирикает Воробей. − А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?
    − Уж так-то стараюсь, − отвечает Дятел. − Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
    «Ишь ты, − задумался Воробей. − А я думал…»
    Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
    − Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
    Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
    ( Чтение рассказа сопровождается показом слайдов презентации )



    Как помогает людям Ворона? Синица? Дятел?

    А как помогают воробьи? Какую пользу они приносят? (Они истребляют врагов растений – жучков, гусениц и этим спасают урожай).

    Интересный факт: Когда-то в Китае было уничтожено множество деревенских воробьев. И … на следующий год весь урожай был полностью съеден вредителями! Люди остались без урожая!

    Воробьи помогают людям. Давайте ещё раз скажем, как мы можем помочь им? Когда воробьям очень нужна наша помощь? (Зимой корма мало. Поэтому мы подкармливаем птиц зерном и крошками)

    6. Прослушивание отрывка из рассказа писателя В. Лидина «Жаворонок»

    Стихи про воробья: