• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

    С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н , то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

    Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

    Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

    ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

    Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8 , ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном .

    Аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна?

    В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет.

    Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

    Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

    • предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
    • штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
    • штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.

    С 1 сентября 2011 г. начал действовать новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе более детально прописан регламент проведения этой сложной процедуры, состав участников, их обязанности и требования к ним.

    Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Он вступил в силу 1 сентября 2011 г.
    До этого момента действовал прежний Порядок аттестации, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

    Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях:
    - выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
    - осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
    Об этом говорится в ст. 209 Трудового кодекса.

    Правовые основания для проведения аттестации

    Прежде чем мы перейдем к рассмотрению нового Порядка, напомним положения Трудового кодекса, которые регулируют правила и порядок проведения аттестации.

    Обязанности работодателя

    Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда. В связи с этим он должен предпринять определенные меры, в числе которых проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это установлено в ст. 212 Трудового кодекса.

    Кто устанавливает правила аттестации

    Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

    Примечание . Аттестация и взносы в ФСС РФ
    Минздравсоцразвития России планирует внести изменения в ст. ст. 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Возможно, работодателей обяжут сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах работников.

    Проект также предусматривает, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы компании за три года с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных медицинских осмотров работников. В настоящее время в расчете фигурирует один предыдущий год.

    Для чего нужна аттестация

    Согласно п. 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:
    - для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
    - применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
    - подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
    - обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
    - установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
    - приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

    Кто должен проводить аттестацию

    Проводить аттестацию, как и ранее, должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):
    - юридические лица;
    - индивидуальные предприниматели.
    На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования Порядка не распространяются.

    Когда проводят аттестацию

    Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

    В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Ранее п. 7 прежнего Порядка предусматривалось, что вновь созданные рабочие места подлежат аттестации после их ввода в эксплуатацию.

    Внеплановая аттестация

    Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):
    - при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;
    - по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;
    - при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
    - замене производственного оборудования;
    - в случае изменения технологического процесса;
    - изменения средств коллективной защиты.
    Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений (о ней и других документах, которые необходимо оформить при аттестации рабочих мест, мы расскажем в следующем номере).

    Какие рабочие места подлежат аттестации

    Аттестации подлежат все рабочие места компании (п. 4 Порядка). Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.
    В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

    Аналогичные рабочие места. Существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Оценку производственных факторов на таких рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух).

    Рабочие места признают аналогичными, если:
    - профессии или должности имеют одно наименование;
    - при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
    - используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
    - ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
    - используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    - производственное оборудование, транспортные средства и т.п. расположены на рабочем месте одинаково;
    - существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
    - присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (этот пункт появился в новом Порядке).
    Если все условия исполняются, рабочие места признают аналогичными. При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
    На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.
    Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).
    Нестационарные рабочие места. Если рабочее место не является стационарным, порядок его аттестации несколько меняется.
    Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

    Об ответственности

    Теперь в п. 52 Порядка четко прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.
    Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет). Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Компания же может расстаться с суммой 30 000 - 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

    Распределение обязанностей по проведению аттестации

    В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками.
    Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

    Аттестационная комиссия

    Новый Порядок предусматривает, что аттестационную комиссию создает работодатель. Он также определяет график проведения работ по аттестации.
    Состав аттестационной комиссии. Аттестационная комиссии должна состоять (п. 10 Порядка):
    - из представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
    - специалиста по охране труда;
    - представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
    - представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).
    В Порядок введена норма, которая касается микропредприятий и компаний малого бизнеса. Если аттестация проводится у них, состав аттестационной комиссии может быть сокращен. В нее включают (п. 10 Порядка):
    - работодателя (его представителя);
    - представителей аттестующей организации;
    - представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
    - представителей организации или специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

    Обязанности аттестационной комиссии. Согласно п. 12 Порядка аттестационная комиссия должна выполнять следующие действия:
    1. Осуществлять руководство и контроль проведения аттестации на всех ее этапах.
    2. Формировать комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организовать их изучение.
    3. Составлять перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).
    4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с их наименованием в ЕТКС работ и профессий рабочих (ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих).
    5. Присваивать каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более восьми знаков).
    6. Заполнять и подписывать карты аттестации.
    7. Готовить предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:
    - по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты;
    - установлению соответствующего режима труда и отдыха;
    - по обеспечению сотрудников другими гарантиями и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
    8. По результатам аттестации разрабатывать план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Так сказано в ст. 211 Трудового кодекса.

    Аттестующая организация

    В новых правилах четко определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.
    Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к компании, на рабочих местах которой проводится аттестация.
    Работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. Работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам выполняемых на рабочих местах работ.
    С аттестующей организацией работодатель заключает договор, по которому она обязана:
    - произвести измерения;
    - провести оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
    - оформить и подготовить отчет об аттестации;
    - представить по требованию работодателя обоснования сделанных выводов.
    При проведении аттестации аттестующая организация:
    - определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
    - исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в компании, на рабочих местах которой проводится аттестация;
    - запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.
    Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

    Как проходит аттестация

    Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:
    - соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
    - травмоопасности рабочих мест;
    - обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
    - условий труда на рабочих местах (комплексная).

    Оценка по гигиеническим нормативам

    В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).
    Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.
    Для оценки применяют инструментальные измерения. Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.
    Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок (о его заполнении мы расскажем в следующем номере).

    Оценка травмоопасности рабочих мест

    При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):
    1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:
    - комплекта эксплуатационной документации;
    - средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
    - ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности;
    - сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
    - защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий;
    2) приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
    3) соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).
    Аттестующая организация выясняет, соответствуют ли вышеуказанные объекты требованиям охраны труда (их невыполнение может привести к травмированию работников), в том числе:
    - требованиям по защите от механических воздействий;
    - требованиям по защите от воздействия электрического тока;
    - требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
    - требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
    Оценивая травмоопасность производственного оборудования, специалисты анализируют техническую документацию, которая содержит требования безопасности при выполнении работ, проводят внешний осмотр оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.
    Инструменты и приспособления осматривают и проверяют на предмет соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

    Также могут проверить наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.
    По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются по трем классам.

    (скачать файл в формате Word)

    Оценка обеспеченности работников СИЗ

    После того как оценены гигиенические условия труда и травмоопасность рабочих мест, начинается следующий этап аттестации - оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
    Для оценки обеспеченности работников СИЗ специалисты аттестующей организации:
    - сопоставляют номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
    - проверяют наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
    - проверяют, выполняется ли порядок обеспечения работников СИЗ (установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);
    - оценивают соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
    Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения всех требований по обеспечению СИЗ. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.
    Если выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, установленными законодательством, и требуется по фактическому состоянию условий труда, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Его образец приведен в Приложении N 5 к Порядку.
    Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателю следует подготовить ряд документов

    Итоги аттестации

    По итогам аттестации производится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте. Она включает в себя результаты всех предыдущих оценок (п. 36 Порядка). В табл. 4 на с. 102 отражена зависимость между результатами оценки каждого этапа аттестации и итоговым решением (п. 37 Порядка). Обращаем ваше внимание, что понятие "условно аттестовано", как и ранее, не применяется.

    При отнесении условий труда к опасным компания должна разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

    Отчитываемся перед трудовой инспекцией

    После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации должен направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 45 Порядка):
    - сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
    Компания должна направить документы на бумажном и электронном носителях.
    На электронном носителе эти документы передаются аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
    До вступления в силу нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда компания-работодатель должна была направить в трудовую инспекцию:
    - перечень аттестованных рабочих мест;
    - ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации;
    - сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;
    - сведения об аттестующей организации.


    • Классы вредности по гигиеническим условиям труда (RTF 66.659 Кб)
    • Класс травмоопасности рабочего места (RTF 44.699 Кб)

    Статьи этого раздела

    • Независимая оценка квалификации

      В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации внесены изменения в Налоговый кодекс. А поправки в Трудовой кодекс предоставляют гарантии и компенсации работникам в период прохождения независимой оценки квалификации.

    • СанПиН для рабочих мест

      Утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81). Новые СанПиН устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и…

    • Внедрение профессиональных стандартов в организации

      Вот уже несколько месяцев в некоторых случаях необходимо применять профессиональные стандарты. В связи с этим компании следует четко представлять порядок внедрения профессиональных стандартов, а также последствия и ответственность за их неприменение.

    • Что такое психотип?

      HR, в особенности не обременённые психологическим образованием, любят слово «психотип». «Этот кандидат не подходит нам по психотипу!». Когда спрашиваешь, что это такое, и какие психотипы бывают, обычно слышишь в ответ что-то про интравертов и экстравертов. Ещё вспоминают холериков и сангвиников. На вопрос, к какому психотипу относится данный кандидат, и какие психотипы в компании предпочтительны, вразумительного ответа обычно не бывает.

    • Как создать модель компетенций в своей компании, без серьёзных затрат

      Одним из наиболее эффективных способов создания действенной системы управления персоналом является разработка компетенций. Подобная работа проводится для того, чтобы стратегические цели компании можно было правильно сформулировать и достаточно легко осуществить. Благодаря правильной разработке компетенций руководитель сможет правильно озвучить стандарты работы персонала и повысить эффективность его работы.

    • Системный подход в организации и проведении Assessment Center в компании

      В настоящее время Центр Оценки Assessment Center чаще всего проводится как разовый проект для решения конкретных кадровых задач. Такими задачами могут быть отбор лучших при приеме на работу, оценка соответствия должности руководителей или продавцов, формирование кадрового резерва, проведение внутреннего конкурса на новую вакансию, выявление чему учить ключевых сотрудников.

    • Документальное оформление поощрения сотрудника

      Под поощрением за труд понимаются публичное признание трудовых заслуг, оказание почета отдельному работнику или группе работников, которые выражаются в форме применения установленных действующим трудовым законодательством мер поощрения, льгот и преимуществ.

    • Оцениваем персонал по правилам: Положение об Аттестации

      Аттестация - одна из наиболее распространенных форм оценки персонала. Но в отличие от других форм периодической оценки, аттестация является единственной оценочной процедурой, предусмотренной законодательством, и поэтому требует особой тщательности в части документального оформления.

    • Аудит службы управления персоналом: выбор критериев и показателей оценки

      Современные тенденции в деятельности организаций связаны с повышением роли и значимости научного управления персоналом. Руководство крупных и средних компаний начинает отчетливо понимать, что без грамотных специалистов и мотивированных работников добиться успеха в бизнесе практически невозможно.…

      Впервые Assessment Center (далее – Центр Оценки) как процедуру кадровой работы применили в компании АТ&Т в 1954 году в рамках исследовательской программы, а уже в 1958 году его стали постоянно использовать для оценки готовности к управленческой деятельности. В 60-70 годы многие американские фирмы создали у себя Центры Оценки персонала (IBM, «Стандарт ойл оф Огайо», «Сирс Робакс» и др.). В 1970 году Центрами Оценки располагали 100 фирм, а в 1980 году – уже около 2-х тысяч.

      Примерно с 1998 года данная технология начала активно адаптироваться и развиваться российскими консалтинговыми компаниями, а с 2001-го – повсеместно применяется в России.

    • Когда организации нужна комплексная оценка?

      Система аттестации и оценки персонала - важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.

    До 2013 года включительно аттестация рабочих мест на предприятии регламентировалась 212-й статьёй Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с новым Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» понятие «аттестация рабочих мест» больше не используется в отечественной правовой базе. Его сменил термин «спецоценка». Соответствующие изменения были внесены и в Трудовой кодекс. Однако фактически процедура специальной оценки по своей сути сохранила все базовые функции аттестации.

    Формально под специальной оценкой условий труда понимается перечень чётко определённых мероприятий, проводимых в установленной последовательности, с целью выявления вредных или представляющих опасность факторов, воздействующих на сотрудников предприятия в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. Итогом проведения подобной специальной оценки рабочих мест на предприятии должно быть определение классов и подклассов существующих условий труда на предприятии в соответствии с существующим штатным расписанием и фактически занятым на предприятии штатом сотрудников.

    На кого распространяется обязательная аттестация рабочих мест

    Обязательная аттестация рабочих мест теперь должна проводиться всеми работодателями без исключения. На работодателей данная обязанность возлагается 212-й статьёй Трудового кодекса. Также аттестацию рабочих мест с 2014 года должны осуществлять индивидуальные предприниматели, которые имеют сотрудников, принятых на работу. Взыскания, налагаемые за игнорирование прохождения процедуры спецоценки, были существенно ужесточены, что нашло своё отражение в Федеральном законе №421-ФЗ от 28.12.13. При этом были увеличены как административные штрафы (в случае непрохождения спецоценки), так и мера уголовной ответственности лиц, виновных в несчастных случаях, происходящих на производстве.

    Предприниматели, не использующие труд наёмных сотрудников и, соответственно, не организовывающие рабочие места, подлежащие аттестации, не обязаны организовывать проведение оценки. Также спецоценка не затрагивает физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Данное положение определено в 3-й статье Федерального закона №426-ФЗ.

    Какие рабочие места следует оценивать

    Перечень рабочих мест, на которые ранее распространялся порядок проведения аттестации рабочих мест, не идентичен тому перечню рабочих мест, по отношению к которым должна проводиться специальная оценка в соответствии с новыми законодательными нормами.

    Руководству предприятия следует обратить внимание, что ранее аттестация рабочих мест проводилась только по отношению к тем позициям, где использовался ручной труд, транспортные средства, машины, механизмы, устройства и приборы, представляющие собой опасность для жизни и здоровья сотрудников. То есть формально некоторые рабочие места могли не подпадать под аттестацию. В настоящее время специальная оценка рабочих мест охватывает все рабочие места без каких-либо исключений. Данный момент особенно следует учитывать при специальной оценке рабочих мест офисных сотрудников. Ранее именно эти позиции чаще всего исключались из процесса аттестации.

    Кроме того, если ранее рабочие места надомных сотрудников и сотрудников, работающих в удалённом режиме, аттестовались на общих основаниях, то теперь существующая нормативная база позволяет не проводить специальную оценку в данных случаях.

    Периодичность проведения специальной оценки рабочих мест

    По существующему законодательству специальная оценка рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Несмотря на смену соответствующего законодательства, ранее проведенная аттестация признаётся действительной, и до истечения срока её действия необходимость организовывать спецоценку отсутствует.

    При этом законом оговорен ряд случаев, в которых требуется внеплановая специальная оценка. В первую очередь это касается ситуаций, при которых на предприятии возникают ранее не существовавшие рабочие места. Кроме того, спецоценка нужна в ситуации существенных изменений условий труда: трансформации технологического процесса, начала работы с ранее не использовавшимися материалами, работа в новых условиях.

    Специальная оценка должна быть проведена в случае, если на предприятии произошел несчастный случай или у сотрудников были выявлены профессиональные заболевания, ставшие следствием вредных условий работы.

    Инициировать специальную оценку также может менеджер по технике безопасности или профсоюзная организация.

    Инициация процедуры специальной оценки

    Для проведения спецоценки работодателю необходимо организовать специальную комиссию и заключить договор на проведение оценки с организацией, специализирующейся на данном виде деятельности. Стоимость аттестации рабочих мест колеблется в пределах от 1 500 рублей до 6 000 рублей за одно рабочее место. Конкретная цена зависит от сложности предстоящих работ и того, насколько рабочие места на предприятии унифицированы.

    Указанная комиссия должна включать в себя представителей работодателя, менеджера, ответственного за охрану труда на предприятии и представителей профсоюза. Применительно к субъектам малого предпринимательства обязательным является включение в комиссию руководителя предприятия.

    Конкретный пример аттестации рабочих мест может быть признан соответствующим законодательным нормам только в том случае, если привлекаемая сторонняя организация отвечает ряду требований. Во-первых, в уставных документах организации проведение спецоценки условий труда должно быть обозначено как основной вид деятельности. Во-вторых, организация должна располагать лабораторией, прошедшей специальную процедуру аккредитации. В-третьих, сотрудники организации должны быть представлены как минимум пятью специалистами-экспертами, имеющими специальные сертификаты на проведение работ по оценке рабочих мест. Среди этих специалистов обязательно наличие врача, специализирующегося на гигиене труда.

    Указанные организации и специалисты в обязательном порядке должны числиться в специальном реестре и являться независимыми сторонами по отношению к предприятию, на котором планируется проведение аттестации рабочих мест.

    Механизм проведения специальной оценки рабочих мест на предприятии

    В процессе специальной оценки рабочие места исследуются на наличие опасных и вредоносных факторов, которые могут угрожать сотрудникам предприятия. В процессе этой работы заполняется специальная декларация, в которую заносятся все рабочие места, на которых угрозы не выявлены. Позднее данная декларация подаётся в трудовую инспекцию. В настоящий момент форма декларации ещё не разработана, но её утверждение ожидается в ближайшем будущем.

    Рабочие места, на которых были обнаружены опасные факторы, подвергаются дополнительным исследованиям, сопровождаемым необходимыми испытаниями. После этой работы таким рабочим местам присваивается определённый класс условий труда: «оптимальный», «допустимый», «вредный» или «опасный». Вредные условия труда также классифицируются на четыре подкласса. Данная информация находит отражение в специальном отчёте комиссии (форма отчёта также пока ещё не утверждена). Работодатель должен быть ознакомлен с отчётом под роспись.

    На что влияет специальная оценка рабочих мест

    Результаты специальной оценки находят отражение при заполнении формы 4-ФСС. Полученная информация служит основанием для фонда социального страхования по отношению к страхователю определить размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм».

    Помимо этого, результаты специальной оценки используются для определения дополнительных тарифов, применяемых к взносам в ПФР. В статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.09 значится, что в зависимости от присвоенного рабочему месту класса и подкласса уровень тарифа может изменяться на величину от 0 до 8 процентов.

    Результаты специальной оценки используются при организации на предприятии процедуры медицинских осмотров или для проведения работ, направленных на улучшение условий труда. Это регламентируется седьмой статьёй Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда».

    Аттестация рабочих мест

    Комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации.

    Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места работодателя, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

    Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско-правового характера. Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению оценки рабочих мест по условиям труда. Аттестующая организация должна являться независимой по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

    С 1 сентября 2011 года вступит в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда . В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2013 года на компании, расположенные на территории Российской Федерации и не прошедшие аттестацию (переаттестацию) рабочих мест, будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности компании .

    Функции аттестующей организации

    • осуществление руководства и контроля над всеми этапами проведения аттестации;
    • формирование пакета документации, необходимого для проведения аттестации и организация его изучения;
    • составление списка рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест, указанием трудового процесса и факторов производственной среды, травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
    • подготовка предложений по приведению наименований должностей и профессий сотрудников организации в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника рабочих мест;
    • присвоение каждому рабочему месту индивидуального номера;
    • подписание и заполнение карт аттестации;
    • подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в трудовой договор (если необходимо);
    • разработка плана по приведению условий труда в соответствие с требованиями государственных правовых актов в области охраны труда.

    Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

    Для организации и проведения аттестации руководителем организации создается аттестационная комиссия, а также устанавливается график проведения работ по оценке рабочих мест по условиям труда. В состав аттестационной комиссии включаются:

    • представители от работодателя;
    • специалист по охране труда;
    • представители от профсоюзной организации;
    • представители от аттестующей организации;
    • председатель аттестующей комиссии - представитель работодателя.

    Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен в Приказе Минздравсоцразвития России № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 года и предполагает всестороннюю оценку условий труда в соответствии со следующими требованиями:

    • оценка соответствия условий труда гигиеническим требованиям;
    • оценка травмоопасности на рабочих местах;
    • оценка обеспеченности сотрудников средствами индивидуальной защиты;
    • комплексная оценка условий труда.

    Сроки проведения аттестации рабочих мест

    Датой начала проведения аттестации считается издание приказа руководителя организации о проведении оценки рабочих мест по условиям труда, а также утверждение графика проведения аттестации. Аттестация вновь созданных рабочих мест должна проводиться не позднее чем через 60 суток после введения их в эксплуатацию. Аттестация рабочих мест должна проводиться не реже чем раз в пять лет со дня проведения предыдущей аттестации по условиям труда .

    Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

    Результаты проведения аттестации рабочих мест на предприятии оформляются аттестационной комиссией форме отчета об аттестации, в который включаются:

    • приказ об утверждении аттестационной комиссии и график проведения мероприятий;
    • список рабочих мест, подлежащих аттестации;
    • карты аттестации рабочих мест;
    • сводная ведомость по результатам аттестации рабочих мест;
    • общая таблица классов условий труда;
    • план действий и мероприятий по улучшению условий труда;
    • протокол заседания аттестационной комиссии о результатах проведения аттестации рабочих мест на предприятии;
    • сведения об аттестующей компании (включая копии аттестата аккредитации и решения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест);
    • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
    • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (если имеется в наличии);
    • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях условий труда (если имеется в наличии).

    Использование результатов аттестации

    Результаты аттестации рабочих мест используют в целях:

    • разработки и осуществления мероприятий по улучшению условий труда, а также приведения их в соответствие с действующими законодательными актами в области охраны труда;
    • установления сотрудникам, занятым на вредных производствах сокращения продолжительности рабочего дня, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышения оплаты труда;
    • информирования сотрудников о вредных производственных факторах и рисках для здоровья, а также о мерах защиты и компенсациях;
    • контроля над состоянием условий труда на производстве;
    • оценки производственного риска;
    • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
    • подготовки статистических отчетов об условиях труда и компенсациях за работу на вредных производственных объектах;
    • подготовки поименного списка сотрудников, подлежащих обязательным медицинским обследованиям;
    • расчета скидок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
    • рассмотрения разногласий и вопросов, связанных с обеспечением безопасности сотрудников на рабочих местах;
    • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
    • медицинского и санитарно-бытового обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
    • приведения в соответствие наименований профессий с наименованиями, указанными в Едином Общероссийском классификаторе рабочих профессий, должностей и тарифных разрядов;
    • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда на производстве.

    Сроки утверждения и регистрации аттестации рабочих мест

    После оформления результатов проведения аттестации рабочих мест в организации аттестационная комиссия рассматривает его, в течение 10 дней после поступления подписывает итоговый протокол и передает его вместе с отчетом руководителю или представителю компании. Работодатель в течение 10 дней со дня передачи ему отчета и протокола обязан издать приказ об окончании аттестации рабочих мест по условиям труда и ознакомить с ним всех сотрудников организации под роспись. После проведения аттестации и издания приказа работодатель обязан в десятидневный срок подать отчет в электронном и бумажном виде в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

    Проведение внеплановой аттестации рабочих мест

    Внеплановая аттестация рабочих мест проводится в следующих случаях:

    • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
    • в результате государственной экспертизы условий труда, проведенной с целью оценки качества проведенной аттестации рабочих мест;
    • выполнение мероприятий по приведению условий труда на предприятии в соответствие с действующими нормативными актами в области охраны труда, а также улучшению условий труда;
    • замена производственного оборудования;
    • изменение технологического процесса;
    • замена средств коллективной защиты.

    Проведение и оформление результатов внеплановой аттестации рабочих мест осуществляется по тем же требованиям, которые предъявляются к проведению основной - плановой аттестации рабочих мест по условиям труда.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. N 342н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Аттестация рабочих мест" в других словарях:

      Проверка на соответствие действующим нормативным параметрам рабочего места. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      Аттестация рабочих мест Энциклопедия права

      АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - проверка на соответствие нормативным параметрам конкретного рабочего места, балльная оценка результатов этой проверки и разработка мероприятий по совершенствованию рабочих мест … Большой экономический словарь

      АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - – оценка рабочих мест на основе совокупности технико экономических и организационных показателей для разработки плана организационно технических мероприятий по обеспечению их соответствия современным требованиям к условиям труда и в случае… … Краткий словарь экономиста

      Аттестация рабочих мест - см. Безопасные условия труда … Большой юридический словарь

      АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - проверка на соответствие действующим нормативным параметрам рабочего места … Энциклопедия трудового права

      Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению УТ в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ. В соответствии со ст. 209 ТК… … Российская энциклопедия по охране труда

      Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.… … Официальная терминология

      аттестация рабочих мест по условиям труда - 3.4 аттестация рабочих мест по условиям труда: Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Сроки проведения аттестации рабочих мест – информация, закрепленная в законодательных актах, которые устанавливают порядок проведения подобной проверки. Они должны быть четко соблюдены и любой, кто будет признан виновным в их нарушении, будет наказан. Вне зависимости от того, работодатель это или один из экспертов, которые проводили оценку. И для того, чтобы не подвергаться наказанию за подобный проступок, нужно знать порядок и сроки проведения аттестации.

    Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование

    Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

    Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

    Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи. В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

    И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

    Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

    Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

    Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

    • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
    • ГОСТ 12.1.005-88, где утверждены стандарты, распространяющиеся на качество и состав воздуха на рабочем месте трудящегося.
    • СанПиН 2.2.4.548-96, где установлены и узаконены стандарты, распространяющиеся на гигиену и микроклимат производственных помещений.
    • СанПиН 2.6.1.1202-03, где рассказывается о специфических требованиях, выдвигаемых к источникам ионизирующего излучения.
    • СанПиН 2.2.4.1329-03, где выдвигаются требования, касающиеся защиты персонала от импульсных и электромагнитных полей, излучаемых любым электрическим оборудованием на предприятии.
    • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96, где говорится о стандартных и критериях, которые выдвигаются к излучениям, имеющим радиочастотный диапазон.
    • СанПиН 2.2.4.1294 03, где говорится о санитарных и гигиенических требованиях, касающихся ионизации воздуха внутри рабочих и производственных помещений.
    • Руководство Р 2.2.2006-5 устанавливает нормы и методы, при помощи которых специалисты, состоящие в экспертной комиссии, могут оценить, насколько четко условия работы на производстве соответствуют нормам гигиены.
    • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290, где утверждены и узаконены правила, по которым работодатель обязан предоставлять сотрудникам одежду для работы на предприятии, особенно если это касается вредных мест работы.
    • Руководство Р 2.2.013-94, где приведены правила и методы, которыми должны пользоваться эксперты, состоящие в комиссии, чтобы верно оценить гигиенические факторы, могущие угрожать жизни и здоровью сотрудников.

    Вся информация, которая будет собрана экспертной комиссией во время проведения проверки рабочих мест, обрабатывается и анализируется не только специалистами, но и федеральной службой по труду и занятости РФ. Такие факторы, как сроки аттестации работников, методы и критерии, по которым оцениваются условия труда, описаны в Приказе федеральной службы по труду и занятости от 25.08.2008 №166.

    Если работодатель решает привлечь к оцениванию рабочего места по условиям труда стороннюю организацию, то он имеет право получить у этой организации самый широкий спектр информации. Она может включать стаж работников, которые имеют право проводить аттестацию, уровень их образования, наличие аккредитации лаборатории, работающей при организации и другие факты, могущие повлиять на выбор работодателя. Также стоит отметить, что в соответствующем Приказе, регулирующем деятельность подобных организаций, закреплена невозможность ограничения конкуренции между ними.

    Порядок проведения аттестации и точные её сроки

    Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:

    • Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
    • График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
    • Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;

    После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:

    После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.

    Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.

    Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.

    После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.

    Наказания за нарушение правил и сроков аттестации

    В большинстве случаев ответственность за то, как и в какие сроки будет проведена аттестация, несет работодатель, инициировавший проверку. Если он нарушает правила проведения этого мероприятия, то на руководителя будет наложен штраф в размере 20-30 его минимальных заработных плат. Если дело касается целой организации, то она будет оштрафована в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат. Об этом говорится в Федеральном законе от 30.03.99 No52-ФЗ.

    Также этого вопроса касается ст. 5.27 КоАП РФ, где говорится, что лицо, нарушающее правила проведения аттестации, нарушает и законы о труде. А это влечет за собой наказание в виде штрафа, размером от тысячи до пятидесяти тысяч рублей (в зависимости от действующих факторов). Также человека, ответственного за такое нарушение, могут отстранить от его деятельности на срок до 90 суток.

    Ответственность тех независимых организаций, которые помогают в проведении аттестации, законодательно до конца не установлена. Отношения между подобными организациями и работодателем, который привлек их к подобной работе, регулируются и проходят в рамках гражданско-правового договора. И если государственные органы контроля обнаружат нарушения в процедуре, которые не были обнаружены при работе аттестационных организаций, вся ответственность, а как следствие и наказание, ляжет на работодателя, заключившего договор.

    Стоит помнить, что наказание для людей, которые уже замечались в нарушении порядка проведения аттестаций, отличается от того, что указано выше. Если такой человек совершает это правонарушение ещё раз, то его отстранят от деятельности на достаточно внушительный срок – от одного и до трех лет.

    Тяжесть наказаний и величина штрафов четко говорит о том, что государство прямо заинтересованно в том, чтобы аттестация рабочих мест проходило вовремя и по всем правилам. Только так правительство Российской Федерации может гарантировать работникам, занятым на предприятии, безопасность их трудовой деятельности. А учитывая, что цель современной охраны труда – обеспечить сохранность жизни и здоровья работника, в этом нет ничего удивительного. Тем более, что в связи с этим фактом работодателю всегда стоит ожидать того, что критерии, стандарты, а также наказания за их нарушение, будут становиться только жестче.