• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.

    Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 (ред. от 27.10.2017).

    Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.

    Порядок и цель проведения аттестации

    Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.

    Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.

    Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.

    Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:

    • повысить эффективность подбора руководящего состава;
    • оценить знания кандидата при приеме;
    • оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
    • стимулировать профессиональный рост.

    Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:

    1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
    2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
    3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
    4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.

    Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.

    Документы для аттестации

    Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:

    • заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
    • заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
    • отчет о результатах выполнения программы развития за год;
    • выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
    • справка об отсутствии судимости;
    • любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.

    Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.

    Кто освобожден от прохождения

    В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240, не подлежат проверке руководители:

    • назначенные президентом или правительством;
    • проработавшие менее 1 года;
    • беременные женщины;
    • женщины в декрете.

    Результаты аттестации

    Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.

    При положительном результате руководитель может:

    • быть назначен на должность;
    • включен в кадровый резерв;
    • либо подтверждается соответствие занимаемой должности.

    Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

    Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.

    МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

    МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций , как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.

    Примерные вопросы для подготовки руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных учреждений к тестированию

    Блок I. Государственная политика в сфере образования

    1. Что является предметом регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
    Ответ: Предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

    2. Как определяется стандарт в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»?
    Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;образовательный С Стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

    3. Какие программы относятся к основным образовательным программам ?
    Ответ: 1) общеобразовательные
    2) профессиональные
    3) профессиональной подготовки

    4. Основные принципы государственной политики в сфере образования?
    Ответ:1) признание приоритетности образования;
    2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
    3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования ;
    4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
    5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
    6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ;
    7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
    8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
    9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
    10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
    11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
    12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

    5. Цель Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015гг.?
    Ответ: Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации

    6. Какие из перечисленных принципов входят в состав принципов управления Федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО) на 2011 – 2015гг.?
    Ответ: Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению полученных результатов, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и "управления, направленного на результат".

    7. Какие мероприятия необходимо провести для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг»?
    Ответ: 1)обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование , дополнительное образование);
    2)развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов;
    3)создание единой информационной системы сферы образования;
    4)создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

    8. Что такое общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ?
    Ответ: аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

    9. Что включает в себя развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений в ФЦПРО?
    Ответ: 1)создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;
    2)создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи;
    3)разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

    10. Основные направления развития национальной образовательной инициативы НАША НОВАЯ ШКОЛА, утвержденной Президентом РФ 4 февраля 2010 г.
    Ответ:1) Переход на новые образовательные стандарты
    2) Развитие системы поддержки талантливых детей
    3) Совершенствование учительского корпуса
    4) Изменение школьной инфраструктуры
    5) Сохранение и укрепление здоровья школьников
    6) Расширение самостоятельности школ

    11. Какие аспекты включает в себя развитие системы поддержки талантливых детей, предложенное в Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА?
    Ответ: Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
    Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
    Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

    12. Какие аспекты включает в себя сохранение и укрепление здоровья школьников, предложенное в Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА?
    Ответ: Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
    Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

    13. Какие механизмы стимулирования заложены в Приоритетный национальный проект «Образование»?
    Ответ: В Проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - «центров кристаллизации» институциональных изменений.

    14. Что является целью осуществления поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование"?
    Ответ: Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала

    15. Цель Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")»?
    Ответ: Создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

    16. Приоритет политики Правительства города Москвы в сфере реализации государственной программы «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование"), направленный на обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, проживающему в городе Москве?
    Ответ: 100% охваченность различными формами дошкольного образования всех детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в городе Москве и нуждающихся в разных формах образования

    17. Каким путем достигается повышение качества общего образования в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
    Ответ: 1.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, обеспечивающих московский стандарт качества образования;
    2.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, обеспечивающих максимальный прогресс индивидуальных образовательных достижений для всех групп учащихся;
    3.поддержка реализации проектов перспективного развития общеобразовательных учреждений, разработанных на основе инициативы «Наша новая школа»;
    4.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений и их инновационных сетей, реализующих проекты внедрения современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике (развитие метапредметных компетенций, креативности, компетентностей социального и межкультурного взаимодействия), в т. ч. поддержку общеобразовательных учреждений, реализующих программы, соответствующие международным стандартам (в т. ч. программу Международного бакалавриата);
    5.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений и их инновационных сетей, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории (в том числе, в условиях предпрофильного и профильного обучения) обучающихся;
    6.создание стажировочных площадок для распространения лучших практик

    18. С какой целью определено направление повышения качества и престижности программ профессионального образования как приоритет государственной политики?
    Ответ:Подготовка востребованных экономикой города Москвы квалифицированных исполнителей и специалистов. Широкое использование механизмов государственно-частного партнерства в профессиональном образовании.

    19. Что предполагает комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов как ключевой принцип реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)?
    Ответ: Цели Программы достигаются через всю сеть образовательных учреждений и организаций, расположенных в городе Москве и предоставляющих образовательные услуги (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
    Для реализации этого принципа будут созданы межведомственные переговорные площадки, где будут вырабатываться стратегия и тактика сотрудничества, реализованы модели взаимодействия и интеграции образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты ; созданы институциональные партнерства государственных образовательных учреждений с организациями. Будут созданы условия для развития и реализации потенциала негосударственного сектора услуг по образованию и развитию детей , поддержки инициатив организаций некоммерческого сектора.

    20. На какие цели направлена государственная политика в области «Дошкольное образование»?
    Ответ:1)обеспечение доступности дошкольного образования для населения;
    2)создание условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста;
    3)повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей обучения в начальной школе;
    4)сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры;
    5)развитие инклюзивного дошкольного образования;
    6)организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.

    22. Укажите направления подпрограммы «Общее образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
    Ответ: 1)достижение каждым обучающимся образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике;
    2)обеспечение равных возможностей доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования, независимо от района проживания;
    3)формирование «инновационного поколения города Москвы» – плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы;
    4)сохранение и укрепление здоровья детей и подростков за счет создания здоровьесберегающих условий обучения и реализации программ формирования здорового образа жизни;
    5)индивидуализация образовательного маршрута и организация психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии;
    6)формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению;
    7)обучение детей-мигрантов русскому языку , реализация программ их культурной адаптации и интеграции в общество города Москвы.

    23. На какие аспекты ориентирована подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
    Ответ: 1)ориентация программ начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики города Москвы;
    2)повышение привлекательности программ профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений;
    3)повышение эффективности взаимодействия государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями;
    4)совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования города Москвы для повышения эффективности деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности;
    5)обеспечение эффективной социализации учащейся молодежи города Москвы;
    6)вовлечение государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в программы профориентации учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
    Подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» ориентирована на укрепление связи системы профессионального образования в городе Москве с реальными потребностями экономики города Москвы. Она предусматривает мероприятия по организационно-структурной и территориальной оптимизации сети государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедрению новых образовательных программ и инструментов оценки качества образования (в т. ч. независимой сертификации профессиональных квалификаций) на основе взаимодействия с работодателями.
    Мероприятия по совершенствованию организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования позволят увеличить объемы выпуска продукции и оказания услуг, востребованных организациями и населением города Москвы, повысить инвестиционную привлекательность системы.
    Подпрограмма предусматривает мероприятия по формированию системы сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, направленной на освоение ими компетенций построения образовательной и профессиональной карьеры.

    24. На какие аспекты ориентирована подпрограмма «Высшее и непрерывное профессиональное образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
    Ответ: Интеграция всех государственных образовательных учреждений, реализующих программы высшего и непрерывного профессионального образования на территории города Москвы, в единый образовательный комплекс, что позволит существенно усилить вклад ВУЗов в социально-экономическое и культурное развитие города Москвы. Она предполагает развитие сети государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования совместно с федеральными органами исполнительной власти, внедрение новых инструментов управления качеством образования с участием работодателей, создание единой информационной среды профессионального образования и рынка труда. В рамках подпрограммы будут созданы механизмы, позволяющие использовать потенциал учащейся молодежи в интересах развития города Москвы, включая конкурсную поддержку студенческих инициатив, бизнес-инкубаторов и технопарков

    25. Какие мероприятия включает в себя подпрограмма «Управление качеством образования» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?

    Ответ: Мероприятия по формированию оптимальной функциональной и территориальной системы управления, экспертно-аналитическому и организационно-техническому обеспечению деятельности системы образования, информатизации и автоматизации системы управления образованием. Предусмотрены меры по обеспечению информирования и обратной связи с населением, включая перевод государственных услуг в электронную форму, а также мероприятия по развитию инновационной деятельности , межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере образования.

    26. Что предусматривает дорожная карта "План мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденная 30 декабря 2012 года?
    Ответ: 1)Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
    2)Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
    3)Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.) включает в себя:

    27. На что нацелены изменения в сфере дошкольного образования, определённые дорожными картами?
    Ответ: 1.предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование реализации региональных программ (проектов) развития дошкольного образования;
    2.создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
    3.обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения;
    4.создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.
    5.Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
    6.разработку и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
    7.кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
    8.разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
    9.Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.) включает в себя:
    10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
    11.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;
    12.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

    28. На что нацелены изменения в сфере общего образования, определённые дорожными картами?
    Ответ: 1.введение федеральных государственных образовательных стандартов;
    2.формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников;
    3.разработку методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников;
    4.программу подготовки и переподготовки современных педагогических кадров (модернизация педагогического образования).
    5.Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя:
    6.разработку и внедрение системы оценки качества общего образования;
    7.разработку и реализацию региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях.
    8.Введение эффективного контракта в общем образовании включает в себя:
    9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования;
    10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций общего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации общего образования;


    29.На что нацелены изменения в сфере дополнительного образования, определённые дорожными картами?
    Ответ:1.разработку и реализацию программ (проектов) развития дополнительного образования детей;
    2.совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
    3.распространение региональных и муниципальных моделей организации дополнительного образования детей;
    4.создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
    5.разработку и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей.
    6.Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению включает в себя реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
    7.Введение эффективного контракта в дополнительном образовании включает в себя:
    8.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования;
    9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дополнительного образования;

    30.На что нацелены изменения в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, определённые дорожными картами?
    Ответ:1.мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
    2.реализацию региональных программ модернизации профессионального образования;
    3.создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций;
    4.нормативно-правовое и методическое обеспечение развития сетевых форм организации образовательных программ.
    5.Повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя:
    6.разработку и внедрение системы оценки качества услуг системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
    7.формирование новых принципов распределения государственного задания на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
    8.Введение эффективного контракта в системе профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя:
    9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
    10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
    11.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

    31.На что нацелены изменения в сфере науки и технологий, определённые дорожными картами?
    Ответ: 1.развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;
    2.развитие системы инструментов финансирования науки на конкурсной основе;
    3.реализацию проектов по созданию крупных научных установок "мега-сайенс" на территории Российской Федерации.
    4.Повышение качества кадрового потенциала науки и мобильности научных кадров включает в себя:
    5.формирование сети исследовательских лабораторий на базе образовательных организаций высшего образования, научных учреждений государственных академий наук и государственных научных центров;
    6.совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности государственных научных организаций.
    7.Введение эффективного контракта в государственных научных организациях включает в себя:
    8.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научными работниками государственных научных организаций;
    9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями государственных научных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя государственной научной организации;
    10.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

    32.На каких принципах основывается государственная политика города Москвы в области охраны труда?
    Ответ: 1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
    2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.

    33.Какие виды деятельности реализуются руководителем (директором) ОУ?
    Ответ: Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами , уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований

    34.В каком документе конкретизируются требования к режиму образовательного процесса?
    Ответ: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

    35.Имеет ли право учитель как частное лицо оказывать платные образовательные услуги своим ученикам с целью получения дополнительного дохода?
    Ответ: Да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя , занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
    «Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора» (ст. 48 п. 2 Закона об образовании). Получение разрешения на осуществление этой деятельности по основному месту работы, даже если это муниципальное или государственное образовательное учреждение, также не требуется.

    36.Прав ли директор ОУ, не допустивший к работе учителя, который отказался от очередного медицинского обследования?
    Ответ: Да, во всех случаях.
    «Закон об образовании» Статья 53. п. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

    37.Чье замечание по поводу применяемой методики обучения следует принять к сведению преподавателю, если по содержанию ни с одним из этих замечаний он не согласен?
    Ответ: Завуча, требующего изменения методики, так как она не дает требуемое качество образования;
    Педагогические работники вправе по своему усмотрению выбирать для использования в своей профессиональной деятельности методики обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55 п. 4). Никто не вправе обязывать учителя пользоваться той или другой методикой. Если такая методика не дает требуемого качества образования, администрация школы, например, в лице завуча, вправе потребовать от учителя изменить ее или выбрать другую методику обучения. Такое право администрации школы вытекает из статьи 32 пункта 3 подпункта 2 Закона: «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:... качество образования своих выпускников...».

    38.Обязывает ли Закон РФ «Об образовании в РФ» всех педагогических работников перейти на контрактную форму заключения трудового договора с обусловленным в нем сроком работы?
    Ответ: Нет, Закон РФ «Об образовании» этот вопрос не регулирует, а предлагает действовать в соответствии с трудовым законодательством.
    Действующее законодательство о труде понятие «контракт» не использует. Работник и работодатель вступают в трудовые отношения на основании трудового договора, заключаемого между ними в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (см. Трудовой кодекс РФ ст. 16). Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и определенный срок (не более 5 лет). Срочный трудовой договор должен заключаться только в тех случаях, когда для этого есть достаточные основания.

    21. В соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ. Укажите направления этих программ.

    Руководителям образовательных учреждений периодически приходится и самим подтверждать свои знания. Это позволяет обеспечить учебные организации квалифицированными управленцами. Аттестация руководителей в данной сфере происходит как при их поступлении на должность, так и в период действия трудового договора.

    Основные регулирующие акты

    Обязательность прохождения аттестации определяется правовым статусом руководителя образовательной организации. Российский закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (51-я статья, п.4) предписывает лицам, возглавляющим подобные учреждения, аттестоваться как в качестве кандидата на руководящий пост, так и в качестве действующего руководителя. Предписание касается государственных и муниципальных образовательных заведений.

    Единого порядка и срока проведения аттестации нет. Они зависят от того, какому ведомству (службе) подчиняется конкретная образовательная организация. Каждое из них разрабатывает собственные приказы, где детально расписана соответствующая процедура. Например, аттестация глав образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства внутренних дел, детализирована приказом МВД № 267 от 26.05.2016, а организаций, подчиняющихся Федеральной налоговой службе – приказом ФНС РФ № ММВ-7-4/450@ от 02.09.2014.

    В рамках данной статьи будет рассмотрено, как проводится аттестация руководителей учебных заведений, подведомственных Министерству образования РФ. Порядок и сроки ее проведения регулируются приказом Минобрнауки РФ № 240 от 16.03.2015.

    Общие правила

    Аттестация кандидата (кандидатов) на ответственный пост производится с целью отбора наиболее компетентных руководящих кадров. Ее отрицательный результат не позволит соискателю возглавить учебную организацию.

    Аттестация руководителей образовательных учреждений 2018 года проводится не менее 1 раза в период действия заключенного с ними трудового договора, а с целью подтверждения соответствия руководителя занимаемой должности – в течение года со дня начала работы на этом ответственном месте.

    • главы образовательных учреждений, назначенные на должность Президентом РФ / Правительством;
    • беременные женщины;
    • работники, находящиеся в «декретном» отпуске / отпуске по уходу за ребенком (до трех лет).

    После выхода из указанных отпусков, руководители могут быть аттестованы не ранее, чем через год после возобновления работы.

    Аттестация руководителей образовательных учреждений 2018: процедура

    Члены аттестационной комиссии работают на общественных началах, то есть безвозмездно. Ее состав утверждается специальным приказом Министерства образования, в т.ч. в него входят представители министерства, органов власти, профсоюзов. Председатель комиссии – министр образования РФ.

    Перед проверкой своей компетенции руководитель передает в комиссию пакет документов:

    • заявление на проведение аттестационных мероприятий;
    • согласие на проверку и обработку личных сведений;
    • отчет о выполнении программы по развитию вверенного ему образовательного учреждения и отчет за год;
    • выписку из решения коллегиального органа учебного заведения – о результатах рассмотрения отчета руководителя;
    • справку об отсутствии в прошлом судимости;
    • дополнительную документацию – по собственному усмотрению.

    О времени и месте проведения аттестации руководителя информируют не позднее, чем за семь (рабочих) дней письмом, либо телефонограммой. Если он не явится в назначенное время без уважительного основания, или откажется от проверки, к главе образовательного учреждения применяется дисциплинарное взыскание, а аттестация переназначается на более позднее время.

    Положительным результатом аттестации является решение комиссии о соответствии руководящего работника занимаемой должности. При отрицательном результате руководитель признается не прошедшим аттестацию и не соответствующим занимаемой должности.

    Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

    В школу только с опытом

    Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

    «Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, - разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов . - Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

    Экзамен в прямом эфире

    Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

    Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

    Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

    Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

    Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

    Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

    Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

    Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

    Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

    Контракт заключат не с каждым

    Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

    «Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, - отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина . - Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим -обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

    Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

    Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

    «Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, - не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов . - Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

    Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

    «На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова . - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

    Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно - будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

    Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

    Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.

    «С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, - подытоживает Алексей Рытов. - И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

    Тест «Задания для руководителя (директора)

    общеобразовательного учреждения»

    (образцы используемых вариантов)

    Уважаемый руководитель!

    Прочитав каждое задание, выберите в нем наиболее, на Ваш взгляд, правильный (полный) ответ и укажите его номер в Вашем бланке ответов на данный тест. Используемое сокращение: ОУ – общеобразовательное учреждение.

    Вариант 1.

    161. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» в государствах, где существуют этнические меньшинства, ребенок из их числа может пользоваться...

    1) родным языком и должен знать государственный язык;

    2) родным языком и исповедовать свою религию;

    3) своей культурой.

    171. Участниками образовательного процесса ОУ являются...

    1) обучающиеся и педагогические работники;

    2) педагогические работники и обслуживающий персонал;

    3) обучающиеся, родители и педагогические работники.

    181. Директор ОУ при приеме педагога на работу до подписания трудового договора обязан ознакомить его с …

    1) приказом о приеме на работу;

    2) правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами (под роспись);

    3) коллективным договором, правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами (под роспись).

    191. Основной задачей руководителя (директора) ОУ является...

    1) создание условий и организация педагогического процесса учреждения;

    2) непосредственное руководство и управление деятельностью учреждения;

    3) осуществляет воспитание и обучение в соответствии с Уставом учреждения.

    201. Какие виды деятельности реализуются руководителем (директором) ОУ?

    1) оформление счетов, обход кабинетов, приобретение учебных пособий;

    2) обеспечение системной образовательной (учебно-воспитательной) и административно-хозяйственной работы учреждения, определение стратегии, целей и задач развития учреждения;

    3) работа по обобщению передового педагогического опыта, оказание помощи и контроль за самообразованием педагогов, оформление счетов.

    211. Основой для составления сметы расходов ОУ являются следующие показатели.

    1) количество классов, численность педагогов и другого персонала;

    2) численность учащихся и количество классов;

    3) сведения о капитальных вложениях и текущих материальных расходах.

    221. Если до конца текущего финансового года бюджетные средства ОУ, имеющего статус юридического лица, не использованы полностью, то они...

    1) могут быть изъяты у учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования следующего года;

    2) остаются в распоряжении учреждения, не могут быть изъяты у учреждения или же зачтены в объемы финансирования следующего года;

    3) остаются в распоряжении учреждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

    231. Какие свойства памяти развиваются у детей и подростков с возрастом?

    1) дословность, избирательность, бессознательность;

    2) непроизвольность, неосознанность, механистичность;

    3) логичность, ассоциативность, управляемость.

    241. Чем характеризуется формирующее обучение?

    1) упрощенностью, условностью, фрагментарностью;

    2) последовательностью, целенаправленностью, активностью;

    3) абстрагированностью, этапностью, поверхностностью.

    251. Каковы особенности поведения учащихся подростковых возрастов?

    1) эгоизм, зрелость, зависимость;

    2) пластичность, скованность, податливость;

    3) обидчивость, упрямство, резкость.

    261. Действие законодательства РФ об основах охраны труда не распространяется на...

    1) учащихся ОУ;

    2) всех работников ОУ, за исключением технического персонала;

    3) учащихся ОУ, проходящих производственную практику и на граждан РФ, работающих по найму в других государствах.

    271. Документ вышестоящего органа управления, который обязателен для исполнения, называется...

    1) директивным документом;

    2) распоряжением;

    3) инструктивным письмом.

    Тест «ДШ-1а»

    Уважаемый директор!

    Ниже приведены попарно фразы, описывающие различные действия директора общеобразовательного учреждения как руководителя . Вы должны сделать следующее:

    1) в каждой паре фраз выберите одну фразу , описывающую действие, которое лично Вам в целом лучше удается осуществлять (по сравнению с действием, описываемым соседней в этой паре фразой);

    2) далее оцените, пожалуйста, степень предпочтения выбранной фразы в каждой паре: либо в 2 балла (описываемое выбранной фразой действие удается лучше, чем действие, описываемое соседней в данной паре фразой, всегда или безусловно чаще), либо в 1 балл (выбранное действие удается лучше несколько чаще).

    Свои выборы фиксируйте в Вашем бланке ответов: по каждому номеру пар фраз (то есть по каждому пункту данной методики) обведите соответствующую букву и балл (например, 2а).

    Выбором «0» старайтесь, по возможности, не пользоваться.

    Проделайте это обязательно с каждой парой фраз.

    Итак, что Вам лучше удается?

    1а. Анализировать взаимодействие с вышестоящим руководством в вопросах организации внеучебной деятельности.

    1б. Анализировать участие родителей во вне-учебной деятельности.

    2а. Оценивать результаты и корректировать учебную деятельность учащихся.

    2б. Оценивать результаты и корректировать маттехобеспечение учебной деятельности.

    3а. Планировать и принимать решения по вопросам учебной деятельности учителей.

    3б. Планировать и принимать решения по взаимодействию с вышестоящим руководством в вопросах организации учебной деятельности.

    4а. Планировать и принимать решения по использованию контактов с коллегами - директорами для обеспечения учебной деятельности.

    4б. Планировать и принимать решения по использованию контактов с внешними организациями для обеспечения учебной деятельности.

    5а. Обеспечивать реализацию решений по вопросам учебной деятельности учителей.

    5б. Оценивать результаты и корректировать учебную деятельность учителей.

    6а. Планировать и принимать решения по вопросам внеучебной деятельности учителей.

    6б. Планировать и принимать решения по вопросам нормативно-правового обеспечения внеучебной деятельности.

    7а. Планировать и принимать решения по использованию контактов с коллегами - директорами для обеспечения внеучебной деятельности.

    7б. Обеспечивать реализацию решений по использованию контактов с коллегами - директорами для осуществления внеучебной деятельности.

    8а. Обеспечивать реализацию решений по использованию контактов с коллегами-директорами для обеспечения внеучебной деятельности.

    8б. Обеспечивать реализацию решений по взаимодействию с вышестоящим руководством в вопросах организации внеучебной деятельности.

    9а. Анализировать использование контактов с внешними организациями для обеспечения учебной деятельности.

    9б. Анализировать участие учителей в обеспечении учебной деятельности.

    10а. Обеспечивать реализацию решений по взаимодействию с родителями учащихся в вопросах административно-хозяйственной деятельности.

    10б. Обеспечивать реализацию решений по финансово-экономическому обеспечению административно-хозяйственной деятельности.

    11а. Анализировать учебную деятельность учащихся.

    11б. Анализировать ведение учебной деятельности учителями.

    12а. Обеспечивать реализацию решений по использованию контактов с коллегами - директорами для обеспечения учебной деятельности.

    12б. Обеспечивать реализацию решений по вопросам маттехобеспечения учебной деятельности.

    Тест «ДШ-2а»

    Уважаемый директор!

    В каждом из 15 нижеприводимых пунктов выберите один из двух вариантов, относительно более для Вас приемлемый при решении проблемных вопросов, неизбежно возникающих в целом ряде ситуаций делового общения с подчиненными) и обведите соответствующую букву («а» или «б») в Вашем бланке. Выбором «0» старайтесь, по возможности, не пользоваться.

    1. а) я стараюсь найти решение, учитывающее интересы другого человека и мои собственные;

    Б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

    1. а) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека;

    б) я, как правило, стараюсь добиться своего.

    1. а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

    б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.

    1. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего, поскольку знаю, что именно нужно для дела;

    Б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные стороны вопроса.

    1. а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

    б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться того, что считаю нужным.

    1. а) я твердо стремлюсь добиться исполнения своей воли;

    б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

    1. а) первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные стороны вопроса;

    б) я настаиваю, чтобы все было сделано так, как я считаю правильным.

    1. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться принятия моей позиции;

    б) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

    1. а) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы;

    б) я всегда настаиваю на своей позиции, поскольку она выверена с точки зрения интересов дела.

    1. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные стороны вопроса;

    б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

    Tест-189 («ДШ-3»)

    Уважаемый директор!

    На каждое утверждение (пункт) предлагаемого опросника нужно ответить знаком “+” (если Вы согласны с утверждением), либо знаком ”-” (если Вы не согласны с утверждением), либо знаком “0” (если Вы не знаете, или не уверены, как ответить), обведя в Вашем бланке соответствующий знак в каждом пункте.

    1. При общении с людьми я предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
    2. Если бы я увидел(а) дерущихся детей, то я постарался(лась) бы прекратить драку.
    3. Я люблю сказки Андерсена.
    4. Я человек весьма выносливый и могу длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности.
    5. Все свои поступки я обычно тщательно планирую.
    6. Мне становится немного не по себе, если я неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей.
    7. Обычно люди тратят слишком много своего свободного времени на выполнение обязанностей перед родственниками и помощь по дому.
    8. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
    9. Я люблю преодолевать трудности, когда они возникают во время моих дел или занятий.
    10. Мне нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной операции на другую.
    11. Я, как правило, тщательно анализирую свои поступки и делаю соответствующие выводы на будущее.
    12. Я всегда рад(а) оказаться среди людей, например, в гостях, на танцах, на каком-либо коллективном мероприятии и т.п.
    13. Я считаю, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона.
    14. Обычно у меня бывает сразу несколько увлечений, долгое время увлекаться чем-либо одним мне не свойственно.
    15. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
    16. Часто бывает так, что в мыслях я готов(а) расправиться с моим противником, а практически не решаюсь сделать то, что задумал(а).
    17. Я не люблю заводить новых знакомых.
    18. Во время учебы самое неприятное для меня было - выполнять задания по математике.
    19. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту и положению.
    20. Занимаясь каким-нибудь делом, гораздо важнее пользоваться расположением нужных людей, чем стараться добиться результата первоклассным исполнением.
    21. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.
    22. Я могу быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной деятельности.
    23. Мне гораздо легче запомнить смысл события, чем подробности о том, где и когда оно происходило.
    24. Мне трудно говорить или выступать перед большой группой людей.
    25. Думая о трудностях в предстоящем деле, я стараюсь планировать их заранее.
    26. Дело, за которое я взялся(лась), мне трудно отложить даже ненадолго.
    27. Я без всякого страха вхожу в комнату, где все уже собрались и разговаривают.
    28. Решения я принимаю, как правило, самостоятельно.
    29. Я быстро схожусь с новыми людьми.
    30. Я скорее предпочту игру в шахматы, чем игру в домино.

    Tест-30 («ДШ-4а»)

    Уважаемый директор!

    В каждом из пунктов к подчеркнутому слову подберите одну из трех предлагаемых характеристик (под цифрами 1,2,3), которая, по Вашему мнению, подходит к данному слову больше двух остальных. Ваш выбор (цифру 1, 2 или 3) по каждому пункту укажите (обведите) в Вашем бланке ответов.

    1. Корабль

    1) люди садятся на него;

    2) идет по воде или по воздуху;

    3) он возит другие вещи.

    2. Зима

    1) противоположна лету;

    2) сезон между весной и осенью;

    3) климат.

    3. Ремонт

    1) исправлять сломанное;

    2) исправлять какую-то конкретную вещь;

    3) делать заново.

    4. Деталь

    1) часть механизма;

    2) часть;

    3) часть чего-то.

    5. Собрание

    1) определенное количество народа;

    2) совещание большого числа людей;

    3) организованная встреча.

    6. Скрывать

    1) маскировать;

    2) прятать;

    3) говорить неправду.

    7. Огромный

    1) немаленький;

    2) больших размеров;

    3) гигантский.

    8. Спешить

    1) торопиться;

    2) быстро, скоро;

    3) опаздывать.

    9. Начинать

    1) дать ход какой-то работе;

    2) начало движения;

    10. Обдумывать

    1) думать;

    2) планировать;

    3) колебаться.

    11. Пещера

    1) отверстие внутри горы;

    2) место в горах;

    3) трещина в горах.

    12. Обозначать

    1) указывать, где что находится;

    2) как-то характеризовать;

    3) называть условными знаками.

    13. Домашний

    1) уютный, располагающий;

    2) свой;

    3) комнатный.

    14. Расходовать

    1) терять, уменьшать;

    2) тратить, использовать, потреблять;

    3) деньги, что-то купить.

    15. Заканчивать

    1) заключать в конце;

    2) завершать;