• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.

    Вы узнаете:

    Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль

    Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста

    Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал

    Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом

    Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.

    А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.

    [Техника эффективного обучения «Гамбургер»]

    Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.

    Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.

    Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.

    1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.

    2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.

    3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.

    Пример использования «Гамбургера»

    [Техника эффективного обучения «Рыба»]

    Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.

    Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
    И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
    Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.

    Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.

    Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.

    Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.

    Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.

    [Техника эффективного обучения «Паук-карты»]

    Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.

    Сделать это вам поможет паук-карта.

    1. Напишите название параграфа в центре.

    2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.

    Пример использования «паучка»


    [Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов]

    Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов

    Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.

    Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).

    Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.

    Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.

    Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.

    1. О ком рассказывается в этом тексте? Это рассказ или сказка?
    2. С чего все началось?
    3. Что было потом?
    4. Чем закончилось?
    5. Хорошие герои? Почему они хорошие?
    6. Плохие герои? Почему они плохие?
    7. Какие сложности есть в истории? Как их решили?

    Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.

    Вы можете скачать все четыре помогатора прямо сейчас, для того чтобы распечатать и начать использовать сразу же.

    Для этого введите е-mail, на который прислать документы:

    Описанные выше методы — фрагмент из книги Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст»

    Книга содержит эффективные способы обучения ребенка пересказу художественной и учебной литературы. Уникальной книгу делают тренажеры, включенные в издание, а также «помогаторы», которые каждый читатель может скачать, чтобы использовать вместе с детьми для подготовки пересказа. Книга для родителей школьников, педагогов.

    Еще больше инструментов обучения и приемов, которые упростят работу педагога будут разобраны в рамках


    Запланированные программы 2019/2020 учебного года ШЭП (школа эффективных педагогов):

    1. Техники эффективного преподавания математики
    2. ТЭО для преподавателей английского
    3. ТЭО для преподавателей устных предметов
    4. ТЭО для преподавателей русского языка
    5. Как правильно и эффективно готовить учеников к ОГЭ
    6. Как правильно и эффективно готовить учеников к ЕГЭ
    7. Коррекционная педагогика от А до Я
    8. Дислексия от А до Я. Как учить ребенка с дислексией
    9. СДВГ от А до Я. Как учить ребенка с СДВГ
    10. Дисграфия от А до Я. Как помочь ребенку с дисграфией учиться
    11. Тайм-менеджмент педагога и завуча. Как распределять задачи
    12. Публичные выступления для педагогов
    13. Техники эффективного обучения для педагогов. Обзор лучших инструментов
    14. Богатый учитель. Как педагогу повысить доход
    15. Повышение квалификации. Готовим педагога для получения категории
    16. Помогаторы эффективного обучения для создания интересного урока
    17. Внутренняя энергия и ресурсы педагога. Как заставить себя заставить себя
    18. Мотивация ученика. Что нужно знать хорошему учителю
    19. Приемы вовлечения учеников в урок
    20. Алгоритмы подготовки детей к самостоятельным и контрольным работам
    21. Как решать конфликты в школе (конфликты между детьми, конфликты с родителями)
    22. Эффективное родительское собрание от А до Я
    23. Геймификация в обучении. Виды и формы игр для включения в образовательный процесс
    24. Открытый урок. Алгоритм подготовки и поиска идей для урока
    25. Профориентация. Как помочь школьнику выбрать профессию.
    26. Буллинг в школе. Как избежать в классе. Алгоритмы для классного руководителя
    27. ПМПК. Как говорить с родителями о ПМПК и выборе образовательного маршрута

    Список будет расширяться в процессе работы ШЭП и по мере появления запросов из нашего чата “Суперучитель”

    Большинство программ будут иметь два пакета участия:

    • пробный (бесплатное участие в прямом эфире, без получения записи тренинга и материалов)
    • полный (3000 рублей, запись тренинга, которую можно смотреть в удобное время и дополнительные материалы к тренингу)

    В обоих пакетах Вам надо будет следить за информацией и расписанием, каждый раз выбирать пакет участия, регистрироваться на каждую программу и приходить в прямой эфир в установленное время (участники “полного” пакета после получат запись и материалы)

    Но сейчас вы можете получить абонемент на обучение в программах для педагогов 2019/2020 учебного года вступив в “Школу эффективного педагога” (ШЭП) и получить:

    • доступ ко всем однодневным тренингам ШЭП на постоянной основе,
      персональные уведомления о проведении тренинга, а после его окончания в вашем личном кабинете будет появляться запись тренинга и материалы.

    Вы не пропустите ни одной программы. Не надо регистрироваться, выбирать каждый раз версию участия и регулярно следить за расписанием

    • доступ в закрытый чат “Суперучитель” (после заполнения анкеты, в которой необходимо подтвердить текущий статус педагога)

    Если Вы не практикующий педагог, то можете получить все материалы БЕЗ доступа в закрытый чат. Педагоги, участники абонемента ШЭП так же смогут попасть в закрытый чат и участвовать в обсуждениях и во всех ЗАКРЫТЫХ встречах для учителей.

    • базу знаний ШЭП
      В личном кабинете ШЭП уже Вас будут ждать тренинги:
      “Техники эффективного обучения от А до Я»
      «Мотивация школьника от А до Я»
      «Мотивация школьника от А до Я». 2.0

    А так же 21-дневный тренинг, который позволит снять с себя чужих обезьян, распределить правильно время и задачи, полюбить себя, а так же перестать быть золушкой в своей жизни. Тренинг называется «Убей в себе Золушку, разбуди Спящую Красавицу и живи полной жизнью»

    Абонемент в ШЭП (30 программ по 3000 рублей) будет стоить не 90 000 рублей, а 15.000 рублей

    Кроме того, на старте, действует дополнительное предложение с 50% скидкой на программу и сейчас База знаний ШЭП + абонемент на получение полных версий всех тренингов ШЭП + участие в закрытом чате с закрытыми эфирами стоит 7500 рублей.

    Сейчас вы можете получить абонемент в ШЭП, участие в чате “Суперучитель” + базу знаний всего за 7500 рублей

    П.С. Участники КЭП так же могут вступить в ШЭП уже сейчас и получить не закрытые встречи чата, но и полные версии всех тренингов этого учебного года в рамках Школы эффективного педагога.

    Ваша библиотека знаний увеличится вдвое: и вы получите не только текущие программы (которые уже есть в личном кабинете), но и все будущие тренинги этого учебного года.

    Очень часто первоклассники и их родители сталкиваются с одной и той же проблемой - неумением пересказывать текст быстро и качественно. Порою у взрослых не хватает сил, терпения или опыта научить своих малышей такому навыку. Закрывая глаза на возникшие проблемы в начальных классах, родители обнаруживают, что в средней школе их чада даже не знают, с текстом. И чтобы в будущем не возникло проблем с успеваемостью, взрослые должны заранее подумать о том, как научить пересказывать текст ребенка.

    Чем полезен пересказ для ребенка

    Пересказ - это изложение своими словами прочитанного текста. Но не стоит сводить развитие этого навыка лишь к хорошей учебе и к тому, что вся школьная программа рассчитана на пересказы. Родители должны понимать, что умение пересказывать принесут ребенку множество плюсов, и вот основные из них:

    • Развитие памяти и умения передавать чужие мысли непринужденно. При этом процесс может быть творческим, что в дальнейшем приведет к развитию способности комментировать и анализировать различные ситуации.
    • Разрушение примитивной рефлекторной цепи «прочитай - перескажи текст» и замена ее на более сложную - «получение информации - ее обработка - пересказ».
    • Увеличение словарного запаса, а также развитие речи.
    • Возможность ассоциативно оценивать факты, ситуации и сопоставлять их со своими возможными действиями.
    • Краткий пересказ дает возможность сделать резюме текста, а также обучает изложению главной и наиболее полезной информации.

    Возможные сложности и проблемы

    Часто у детей возникают проблемы с пересказом. Специалисты выделяют несколько причин: трудности в понимании услышанного текста, а также проблемы речевого развития. Если во втором случае нужно направить усилия на развитие речевого аппарата не посредством пересказа, то в первом случае следует задуматься именно о том, как научить пересказывать текст ребенка.

    Правильный выбор текста для пересказа

    Чтобы преодолеть все сложности как можно быстрее, необходимо подобрать правильный текст.

    Основные критерии выбора:

    • повествование должно быть коротким (дети не умеет концентрировать свое внимание на одном виде деятельности слишком долго);
    • у малыша должен возникнуть интерес к сюжету (скучное описание природы вряд ли будет интересным для ребенка);
    • в выбранном тексте не должно быть слишком много героев, более того, у каждого из них должна быть какая-либо яркая отличительная черта.

    Работа над текстом

    Работая с ребенком над пересказом, необходимо читать текст выразительно. Нужно все обсуждать с малышом, спрашивать, что ему непонятно, и разъяснить незнакомые слова. Пусть ребенок подумает, почему у текста именно такое название, и что ему понравилось больше всего. В заключении малыш должен сам попытаться пересказать текст.

    В самом начале обучения можно добавить работу с сюжетными картинками. Они подтолкнут ребенка к составлению плана изложения и помогут последовательно пересказать текст.

    Картинки раскладывают в произвольном порядке после прочтения текста. Ребенок сам должен определиться с ходом событий и разложить карточки с изображениями в правильном порядке. Далее малышу будет намного легче пересказать услышанное, отталкиваясь от картинок.

    Основной план подготовки ребенка к пересказу

    Для правильного обучения ребенка пересказу можно порекомендовать несколько простых правил:

    • Прочитав текст, нужно выбрать самое главное.
    • Далее нужно вернуться в начало текста и прочитать небольшую его часть.
    • Читая каждую из частей, следует задавать малышу вопросы о том, что было изложено, и что, по его мнению, было самым интересным.
    • Для начала пусть отвечает одним предложением. Для детей младшего возраста такая задача не из легких, понадобится родительская помощь.
    • При ответе ребенок не должен отвечать дословно.
    • Теперь следует перейти к другому не менее важному этапу - составлению плана. К каждой из частей нужно придумать небольшой заголовок.
    • С текстом можно поработать в игровой форме. Каждое прочтенное предложение можно попытаться пересказать своими словами.
    • Следуя такому алгоритму, понять, как научить пересказывать текст ребенка. После всего выше перечисленного остается пересказать текст, следуя ранее составленному плану.
    • Нужно проявлять терпение, а в конце проделанной работы обязательно похвалить своего малыша.

    Как научить пересказывать ребенка младшего возраста

    Методики обучения деток пересказу почти одинаковы в любом возрасте. Разница заключается в реализации каждой из них.

    Не каждый родитель знает, как научить ребенка пересказывать текст. 1 класс часто использует такую методику, как «пересказ от имени главного героя». Изложив историю учащимся начальной школы, нужно предложить им представить себя на месте главного героя и рассказать, что с ним происходило. Школьникам постарше можно усложнить задание: пусть расскажут историю от имени нескольких персонажей и дадут оценку их поступкам.

    Родители, которые не знают, как научить ребенка 5 лет пересказывать текст, могут обратиться к методу «пересказ в лицах». Маленькие читатели, которые любят играть с куклами, могут сделать сценку, где главными героями станут любимые игрушки.

    Как научить пересказывать ребенка средних лет

    Попадая в школу, дети должны учиться подчинять все свои действия определенному порядку. И здесь ребенку на помощь приходит умение составлять планы. Это, по совместительству, отличная методика, которая расскажет, как научить восьмилетнего ребенка пересказывать тексты, она так и называется «пересказ по плану». Чем ученик становится старше, тем короче должен быть план. Таким образом, ребенок быстро научится работать с опорными схемами и запоминать незначительные детали.

    Школьникам среднего звена будет полезно работать с читательскими дневниками. Там учащиеся могут делать пометки о прочитанных книгах: обозначать сюжетные линии, прописывать имена всех главных героев. Подобный дневник может стать незаменимым помощников в обучении, и краткий пересказ будет даваться намного легче. Для детей младшего возраста такой дневник можно составить устно, периодически возвращая их к прочитанному тексту и задавая наводящие вопросы.

    Умение пересказывать является необходимым навыком, который благоприятно влияет на развитие памяти, речи и мышления. Нужно помнить о том, что пересказ - это тренировка не памяти ребенка, а понимания изложенной информации. Думая над тем, как научить пересказывать текст ребенка, не нужно требовать механического зазубривания. Если малыш все поймет, то и рассказать текст своими словами для него не составит труда.

    Бабаева Наталия Владимировна.
    Развитие речи. Обучение пересказу

    Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей

    Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребёнок должен получать готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное .

    Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие .

    Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке , рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Это осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

    Речевая деятельность детей, связанная с пересказом , выступает первоначально в форме ответив на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с педагогом , побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки) .

    Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу . Обучение пересказыванию вводится с декабря - января, однако, если у всех детей группы речь развита хорошо , занятия можно начинать с сентября. В течение учебного года дети пересказывают восемь-десять литературных текстов.

    Выбор литературно-художественных произведений - важнейший вопрос методики обучения .

    Для пересказа в средней группе могут быть рекомендованы следующие произведения : русские народные сказки «Репка» , «Козлятки и волк» , рассказы «Гуси» К. Д. Ушинского. «Сел дед пить чай.» , «Деду скучно было дома.» и др.

    Литературные произведения оказывают огромное художественно-педагогическое влияние на мысли, чувства, интересы и творческие способности ребенка. Пересказ активизирует весь процесс эмоционально-эстетического освоения детьми литературного материала. В форме пересказа проявляется художественно-речевая деятельность дошкольников на начальном этапе ее развития .

    Ребенок шести-семи лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом , отметить допускаемые пропуски, перестановку материала ; возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.

    В соответствии с программой дети пересказывают в течении года 6-7 произведений художественной литературы, таким образом, занятия по обучению пересказыванию проводятся почти ежемесячно.

    Принципы отбора литературных текстов для пересказа

    При отборе художественных произведений для пересказа воспитателю необходимо руководствоваться такими требованиями : небольшой объем; четко выраженная последовательность действий; доступный детям словарь; несложный синтаксис речи и т . п.) .

    Произведения, отбираемые для пересказа , должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего это хорошо выраженная последовательность действий, доступный детям словарь, несложный синтаксис (короткие фразы, простые формы прямой речи ) . Детям среднего дошкольного возраста рекомендуются для пересказа народные и авторские сказки; рассказы Л. Н. Толстого : «Пришла весна, потекла вода» , «У Розки были щенки» , «Сел дед пить чай» ; небольшие рассказы советских писателей : «Праздник» Я. Тайца, «Вот так дежурные» Н. Калининой.

    Эти произведения, казалось бы, отвечают названным выше требованиям. Однако практика показывает, что некоторые из них дети пересказывают с трудом . Так, прекрасная миниатюра «Сел дед пить чай» Л. Н. Толстого, состоящая из четырех удивительно емких реплик, радует детей, они охотно соглашаются пересказывать ее , выговаривают : «Сел дед пить чай» - и замолкают. После подсказа (приходится подсказывать предложение целиком) воспроизводят вторую фразу и опять молчат. Фразу «Пей, на себя не лей» помнят все и произносят с удовольствием. После 3-4 рассказов (с 2-3 подсказками) дети запоминают текст и далее воспроизводят его дословно, что не входит в задачи обучения пересказу . Аналогично (даже в конце года) дети пересказывают «Вот так дежурные» Н. Калининой. Это трудное произведение, так как каждая фраза его-самостоятельный вывод, и дети вынуждены пересказывать текст дословно .

    Рассказ «У Розки были щенки» Л. Толстого включает обороты речи , редко используемые в современном литературном языке : «снесли на печку» , «Розка снесла щенка» , «подле печки» .

    Запоминание сказок, построенных на повторе, например «Курочка ряба» , «Козлята и волк» , «Репка» , не представляет для детей трудностей, поэтому именно с них исследователи (Л. Пеньевская и др.) рекомендуют начинать обучение пересказу . Но существует и противоположная точка зрения - начинать не со сказок, а с маленьких реалистических рассказов (А. М. Бородич) . Наблюдения показывают, что четырехлетние дети одинаково хорошо пересказывают правильно выбранные для этих целей и сказки, и рассказы. Поэтому, планируя занятия, целесообразно чередовать произведения разных форм.

    Для пересказа рекомендуются следующие произведения : руская народная сказка «Лиса и Рак» , сказки и расказы «Умей обождать» , «Бишка» К. Д. Ушинского, расказы «Котёнок» , «Пожарные собаки» Л. И. Толстого. «По грибы» И. Тайца, «Крочка» Е. И. Чарушина, «Синие листья» В. Осеевой, «Про снежный колобок» Н. Калининой и др.

    Требования к детскому пересказу

    Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию , поддерживать проявления активности и самостоятельности.

    Надо учитывать, что дети пятого года жизни только начинают накапливать опыт восприятия текста для последующего его воспроизведения, поэтому на качестве их пересказа непосредственно отражается степень осмысления и эмоционально-эстетического освоения литературного материала, его содержания и формы. Чтобы суметь освоить литературное произведение и воспроизвести его в пересказе , дети четырех-пяти лет нуждаются в помощи педагога.

    Как установлено исследователями, дети четырех-пяти лет способны в условиях педагогического руководства осмысленно-эмоционально воспринимать художественное слово; относительно полно и конкретизировано воссоздавать в пересказе образы персонажей , ситуации; передавать события в нужной последовательности.

    Для того чтобы подготовить детей к пересказу , воспитатель читает текст, затем беседует с ними о прочитанном, показывает иллюстрации, дает указания. Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями он стремится сосредоточить внимание детей на каждой части повествования, подчеркнуть ее связь с другими частями. Педагог добивается того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев.

    Ставя задачу пересказать для слушателей рассказ или сказку, педагог помогает детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи , элементарными формами исполнительского творчества. Дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи и т . д. Они начинают приобретать первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажа) событиям, действиям.

    На занятиях по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы : обеспечивающие осмысленно-эмоциональное восприятие детьми литературного материала; обеспечивающие педагогическое руководство самим процессом пересказывания и , наконец, обеспечивающие анализ и оценку речевой деятельности.

    В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказыванию в старшей группе : учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения; передавать диалогическую речь ; излагать содержание близко к тексту. На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих сверстников, уточнять их и дополнять.

    Дети пяти-шести лет при пересказывании литературных текстов способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, формируются навыки словоупотребления, усиливаются языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий - дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить, точнее воспроизвести прочитанное. В пять-шесть лет дети пересказывают более свободно и непринужденно. Они уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки языку художественного произведения. Встречающиеся в тексте новые слова и обороты дети осваивают интенсивнее, прилагая волевые усилия для их запоминания и воспроизведения. Совершенствуются исполнительские умения, приобретенные в средней группе.

    В процессе руководства пересказом воспитатель применяет различные методические приемы. В случае неудачной замены ребенком того или иного слова, воспитатель использует подсказ. Если ребенок допускает длинную паузу, воспитатель вступает в пересказ и продолжает его . Важным методическим приемом является разбор детского пересказа : педагог оценивает его полноту, отмечает проявленную самостоятельность, использование различных интонаций и темпа речи . Дети также привлекаются к оценке рассказов товарищей, например, отмечают, какие слова из сказки они старались не пропустить, отчетливо ли произносили фразы, выразительно ли пересказывали и т . д.

    В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые рения , паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. п.) . Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей : они учатся пересказывать сказки и расказы без помощи вопросов воспитателя.

    Методика обучения пересказу в разных возрастных группах

    Структура занятий по обучению пересказу неизменна в основе своей на протяжении всего дошкольного возраста : 1. Чтение детям произведения. 2. Беседа по прочитанному, позволяющая ребенку запомнить последовательность изложения событии и активизировать словарь, содействующая выразительности пересказа . 3. Чтение текста с установкой на пересказ . 4. Пересказ .

    Сложились и приемы обучения пересказу . Правда, в зависимости от возраста детей и текста, взятого для пересказа , они выступают в разных формах и сочетаниях.

    Многие произведения воспитатель начинает читать сразу же. («Сегодня я прочту вам рассказ про нашего любимого Ушастика» .)

    Иногда имеет смысл сначала обратиться к личному опыту ребенка.

    За 2-3 дня до занятия по пересказыванию сказки «Козлята и волк» воспитатель напоминает ее детям : читает или драматизирует, используя фигурки настольного театра. Обращает внимание на песни козы и волка : они по-разному заканчиваются, и волк поет свою песню «толстым-претолстым» голосом. Помогает запомнить слова песен и выразительно петь их. На занятии сказка не читается.

    «Курочка ряба» более доступна для пересказа , н это занятие не требует предварительной подготовки.

    Успешность пересказа в целом ряде случаев обусловливается четкостью и содержательностью беседы по прочитанному. Иногда осмыслить текст помогает название произведения. На первых этапах обучения пересказу педагог , обобщая ответы детей, сам формулирует вывод : «Галка, как и мы с вами, бросала в воду камешки. Вот какая умная птица. Потому рассказ называется : «Умная галка» .

    Тематика рассказов из опыта отражает разнообразные наблюдения детей, их игры, прогулки, участие в доступных, интересных трудовых делах, жизнь в коллективе сверстников и т. д. Детям шести-семи лет могут быть предложены следующие темы : «Как мы отдыхали летом» , «Мои любимые цветы» , «Наши новые игрушки» , «Интересная прогулка» , «Наш парк летом и осенью» , «Как мы заботимся о малышах» , «Хороший поступок твоего товарища» , «Как мы веселились у новогодней елки» , «Про нашу белочку» , «Мы побывали в зоопарке» , «О нашем аквариуме» , «О поездке за город» , «О наших постройках из строительного материала» , «Как мы играем с мячом» .

    В структуре занятия большое значение имеет установка на пересказ . Обычно она дается после беседы о прочитанном, перед повторным чтением . Это способствует целенаправленному восприятию текста. Общая установка на пересказ в соответствующей структурной части занятия дополняется указаниями о характере пересказа (коллективно, по частям, в лицах, от первого лица и т. д.) . При этом педагог сопровождает свои указания речевым образцом, чтобы дети на конкретных примерах могли выявить особенности той или иной формы пересказа .

    Следует учитывать, что ребенок седьмого года жизни может проявить большую самостоятельность при выполнении заданий. Если дети достаточно хорошо пересказывают прочитанное , методика занятия может быть изменена : после чтения дается установка на пересказ , затем текст вновь зачитывается и дети пересказывают его . В этом случае развернутой беседы по прочитанному не проводится : у детей уже накоплен опыт восприятия произведений; они могут проявить самостоятельность в процессе освоения материала и устного изложения его, придерживаясь усвоенных ранее требований к качеству пересказа . Следует еще раз подчеркнуть, что пересказ литературных произведений в речевой практике старших дошкольников занимает большое место. Чем лучше усваивает ребенок различные способы пересказа , тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.

    Зачастую человек задается вопросом: как быстро выучить текст? Особенно часто проблема встает, если объём информации большой, а тема досконально не изучена. Человеку не всегда удаётся запомнить материал с первого раза, поэтому существует несколько особых приемов, которые помогут быстрому запоминанию.

    Не стоит бездумно пытаться заучить сведения, такое действие не способно привести к положительному результату, поэтому одно из главных правил гласит, что умение внимательно вчитываться в материал, пытаться вникнуть и уяснить основную его мысль - это и есть две составляющие положительного результата запоминания.

    Техника быстрого запоминания текста

    Существует несколько специальных техник, действие которых направлено на ускоренное запоминание сведений любого объема. К ним относятся:

    1. Полный разбор и понимание читаемых данных , важно понять, что написано и какова главная мысль изучаемых сведений.
    2. Визуализация прочитанного , а именно, постараться мысленно подобрать подходящую картинку к каждому предложению или слову.
    3. После прочтения информации желательно переписать все то , что запомнилось на лист бумаги. Это поможет понять, какие данные усвоились, а что нужно проработать повторно.
    4. Прекрасным помощником для заучивания текста считают авторское чтение , то есть прослушивание данных с помощью аудиозаписи.
    5. Постараться по нескольку раз в день перечитывать изучаемое .
    6. Для того чтобы выучить текст наизусть нужно читать его перед сном .
    7. Для быстрого запоминания текста необходимо делать перерывы в период работы.
    8. Комфортная обстановка и отсутствие внешних раздражителей поможет без труда запомнить большой объем данных.

    Как натренировать память для запоминания текста

    Мозг человека постоянно нужно тренировать, ведь без всяческих нагрузок он «отключается», а информация не способна усвоиться хорошо. можно с помощью определенных методик, которые помогут лучше запоминать сведения. Как можно быстрее выучить текст наизусть:

    • эффективным методом тренировки памяти считается вспоминание различных неприятных ситуаций, которые произошли с человеком за последнее время, а лучше всего письменное конспектирование упомянутого;
    • смена обстановки, при заучивании отдельных видов сведений, например, в разных комнатах, такой метод благоприятно влияет на ;
    • для быстрого запоминания текста и тренировки памяти, специалисты советуют стараться громко и четко проговаривать каждое слово;
    • натренировать память можно с помощью жестикуляции и экспрессии, а именно помогать себе с помощью выражения чувств и переживаний, например, если нужно выучить диалог, достаточно просто его разыграть с собеседником, также прекрасной помощью станет жестикуляция отдельных слов и фраз;
    • для того чтобы натренировать память и запоминать большие объемы информации достаточно просто послушать себя со стороны, запишите фрагмент текста на диктофон, а перед сном прослушайте аудио в наушниках;
    • еще одним действенным методом считается ходьба во время запоминания данных, дело в том, что во время хождения клетки мозга активизируются, а информация быстро и хорошо усваивается;
    • тренировать память можно с помощью методики 60 слов за 60 секунд, то есть за 1 секунду нужно произнести 1 слово, это могут быть как названия растений, так и столицы мира;
    • заучивание иностранных слов способно привести к улучшению памяти.

    Благодаря данным методикам, можно натренировать прекрасную память и логическое мышление, что поспособствует улучшению , и вопрос «как запомнить большой текст?» отпадет сам собой.

    Как читать, чтобы лучше запоминать

    Но, все же, как лучше запомнить и усвоить большой объём информации? Натренированная память способна принять большой объем сведений, если прибегнуть к улучшению качества их усвоения. Существует целая техника, которая способна помочь усвоить сведения и запомнить их в кратчайшие сроки:

    1. Сконцентрироваться и попытаться осознать цель, а именно подумать, чем полезна будет данная информация и принесет ли она положительные результаты.
    2. Ознакомиться с оглавлением и содержанием материала. Главной целью такой техники является осознание того, что читателю предстоит изучить. Такой метод способен не только натренировать память, но и подготовит читателя к длинным или коротким отрывкам.
    3. Для запоминания и улучшения усвоения предоставленной информации желательно выбирать только бумажные носители, так как вычитка текста с электронного носителя снижает продуктивность на 30%.
    4. Избавление от внешних раздражающих факторов является еще одним немаловажным моментом для продуктивного результата.
    5. Краткое резюме каждой главы станет полезным методом для лучшего усвоения информации.
    6. Попытка пересказать прочитанный материал собеседнику поможет читателю хорошо вникнуть в информацию. Только читать нужно, не заучивая сведения, а пытаться вникнуть в них.

    Как быстро запомнить текст и пересказать его

    Часто в школах или университетах задают задание – пересказ прочитанной информации. Такой метод используется для того, чтобы читатель не только смог улучшить и укрепить память, но и научился правильно и корректно выражать свои мысли, особенно это касается учеников школьных учреждений. Для того чтобы грамотно пересказать прочитанную информацию следует выполнять некоторые правила:

    • для лучшего усвоения данных необходимо хотя бы раз прочитать изложенное заранее;
    • правильный выбор времени чтения поможет усвоить материал и точно его истолковать своими словами;
    • выявление трудных для изучения моментов и повторение их отдельно;
    • определение ключевых моментов текста, взаимосвязи и последовательности действий, это поможет полноценно и качественно пересказать выученный материал;
    • хороший отдых после выученного материала – залог качественного пересказа информации.

    Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст , родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.

    Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения и .

    Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:

    1. внимательно прослушать текст;
    2. понять его смысл;
    3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;
    4. запомнить авторские или народные обороты речи;
    5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.

    Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.

    Произведения для пересказа

    Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

    До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

    Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.

    Виды пересказов

    По своему виду пересказ может быть:

    • Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
    • Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
    • С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
    • С частичной перестановкой текста.

    Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

    С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.

    На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

    Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:

    • последовательность изложения;
    • отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
    • использование характерных речевых оборотов;
    • плавность речи;
    • соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

    Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

    Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами. Кроме того, в статье « » описано много игр, которые помогут насытить речь ребенка новыми словами.

    На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий , вы можете пользоваться следующей:

    1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
    2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
    3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
    4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
    5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
    6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр).

    Учимся пересказывать в возрасте 3-4 лет

    В этом возрасте ребенок способен на пересказ только с опорой на картинки, схему или подробные вопросы взрослого. Поэтому лучшими помощниками вам будут , геометрический конструктор или последовательные картинки по произведению (их могут заменить ваши схематичные рисунки).

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Когда вы прочтете сказку и подробно ее обсудите, попросите ребенка показывать сказку на фланелеграфе параллельно с вашим чтением. Читайте медленно, чтобы малыш успел разыграть все события. Если нет подходящих картинок – замените их фигурами из конструктора (каждой фигуре присвойте определенное значение, например, большой круг — медведь, маленький круг – Маша, маленький прямоугольник — короб и т.д.). Этот способ также развивает память и воображение.

    Также вы можете рисовать схематичные изображения по рассказу, а потом малыш будет рассказывать по этой схеме весь текст. Или же пользоваться иллюстрациями из книг. Последний способ имеет ряд недостатков. Часто изображения в книгах перегружены деталями и отвлекают ребенка от основной линии сюжета.

    Пересказ в 4-5 лет

    В этом возрасте самым главным этапом является обсуждение произведения. Задавая ребенку множество вопросов по сюжету, вы тем самым помогаете ему лучше понять смысл произведения и порядок событий в нем. Начинайте с простых вопросов. Например, по сказке «Кот и Петух»: куда ушел кот? что наказывал петушку? что говорила лиса? И постепенно переходите к более расширенным: как петух и кот попали в лес? что происходило, когда кот уходил за дровами? Потом вы можете просто просить ребенка рассказать начало сказки, что было в середине и конец сказки.

    Таким образом, взрослый помогает ребенку и за него выстраивает «схему» сказки. Для ребенка 4 лет не очевидно, что сказку следует рассказывать сначала. Он будет пытаться рассказать ее с самого интересного, по его мнению, места, несмотря на то что сюжет из-за пропущенного начала может быть не ясен.

    Ребенку важно уметь пересказывать как все произведение целиком, так и его отдельную часть. Кроме того, малыш может упускать важные детали из-за уверенности, что вы же знаете сказку, и вам эти подробности ни к чему. Если вы столкнулись с такой проблемой, то попробуйте попросить ребенка рассказать сказку только что пришедшей игрушке.

    Это также подходящий возраст для начала творческого пересказа. Например, демонстрируя сказку на фланелеграфе, самостоятельно введите нового героя и вплетите его в сюжет. Когда ребенок будет пересказывать, то он уже по вашему образцу может ввести другого нового героя или заменить главного на свое усмотрение.

    Заключительной частью занятия может быть драматизация прочитанного произведения, то есть не спектакль с игрушками или на фланелеграфе, а постановка с распределением ролей между участниками. Хорошо привлекать к этому домашних и других детей. В такой ситуации ребенок примеряет на себя роль конкретного героя, учится выражать его эмоции голосом, позой и жестами, внимательно следит за сюжетом, чтобы не пропустить свой выход.

    Пересказ в 5-6 лет

    При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

    Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

    Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

    В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

    Пример занятий с группой детей по пересказу смотрите в этом видео:

    Расскажите в комментариях, какие произведения вы используете для пересказа с детьми?

    Какие игровые приемы вы используете, чтобы привлечь ребенка к пересказыванию текста?