• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Биологические потребности несводимы одна к другой и не могут быть взаимозаменяемы.

    Не полное удовлетворение какой-либо из социальных потребностей не вызывает гибели организма и может быть «компенсировано» развитием других потребностей этого типа.

    Биологические потребности присущи всем живым существам, поэтому не они определяют специфику человека.

    Однако именно биологические потребности породили, вызвали к жизни потребности социальные, свойственные именно человеку.

    Удовлетворение как биологических, так и социальных потребностей человека подчинено одной цели – воспроизводству человека, его выживанию на Земле.

    Этой цели подчинено как функционирование , так и развитие человека.

    Поэтому человек продвигается к новым, более высоким и совершенным формам существования за счет постоянного расширения и обогащения системы его потребностей, т.е. происходит возвышение потребностей .

    Возвышение потребностей – важнейшая характеристика человека и человеческого общества, которая отличает его от животных. Это общесоциологический закон.

    Закон возвышения потребностей – закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры.

    Прогрессивное развитие производства и культуры ведет к увеличению средств и способов удовлетворения человеческих потребностей. Те предметы потребления, которые еще вчера казались роскошью, сегодня становятся жизненно необходимыми.

    Так сегодня трудно себе представить, как могли обходиться люди без телефона или холодильника, без телевизора или компьютера.

    Временной промежуток между изобретением новых средств удовлетворения потребностей современного человека и внедрением этих средств в массовое производство стремительно сокращается.

    Так, например, для внедрения фотографии потребовалось 112 лет, телефона – 56 лет, телевидения – 12 лет, а солнечные батареи были внедрены через 2 года.

    Человек, подчиняя себе дикую природу своей воле, далеко не сразу осознал, что он должен быть рачительным хозяином , что запасы природных богатств ограничены и часто невосполнимы .

    Рациональное природопользованиезначимо, прежде всего, для самого человека.

    Поэтому человечество было вынуждено искать ответ на вопрос о необходимой и допустимой мере потребления.

    Определить меру потребления очень сложно, как писал Гегель, «нет никакой возможности установить границы того, что должно быть потребностью; открываются новые средства для удовлетворения потребностей, и тем самым возникает потребность в новых средствах».

    Как найти гармоничное равновесие между прогрессивным возвышением потребностей и уменьшением воздействия на биосферу со стороны потребляющего человечества? И как не впасть при этом в крайности?


    По преданию, он жил в бочке, пытаясь убедить окружающих в том, что человек может быть счастлив только тогда, когда сведет свои потребности к естественному минимуму. Но предание гласит, что и сам он затруднялся четко разделить естественные и воображаемые потребности. «У Диогена была кружка для питья. Но, увидев, что какой-то человек пьет из руки, он выбросил кружку» – писал Гегель.

    Каковы же пределы необходимой и допустимой меры потребления?

    Единственного, раз и навсегда верного ответа на этот вопрос нет. В каждом конкретном случае необходимо определять минимальный и максимальный пределы потребления .

    Минимальный предел – потребления отдельного человека или человеческого общества должна обеспечивать его собственное нормальное воспроизведение и развитие (необходимая мера потребления) ;

    Максимальный предел – потребление человека не должно противоречить нормальному функционированию и развитию биосферы, частью которой он сам и является (допустимая мера потребления) .

    Каждый отдельный человек и общество в целом должно следовать принципу «разумной достаточности» в потреблении.

    Задача состоит в том, чтобы поставить потребление на подобающее ему место среди других источников личного удовлетворения и найти способ жить в соответствии с возможностями Земли.

    Методы управления планированием ресурсов сводятся к методам, позволяющим оптимально планировать потребность и распределение ресурсов между работами (см. гл. 13).

    На рис. 17.4.1 показан процесс планирования ресурсов.

    Рис. 17.4.1. Пример процесса планирования ресурсов

    Возможны ситуации, когда ресурсы, назначаемые на конкретную работу, являются основным фактором, определяющим сроки ее начала и окончания. В этом случае ресурсы имеют собственные ресурсные календари, согласно которым осуществляется выполнение работы.

    При назначении работам ограниченных ресурсов необходимо учитывать их пределы потребления, что в дальнейшем позволит проводить анализ профилей их использования. Существующие программные продукты для календарно-сетевого планирования поддерживают от одного до двух пределов потребления: нормальный и максимальный. Нормальный предел потребления характеризует то количество ресурса, которое может быть предоставлено для выполнения работы при нормальных условиях в единицу времени (например, для работника это 8 чел./часов в день). Максимальный предел потребления характеризует то количество использования ресурса в единицу времени, которое при дополнительных затратах может быть обеспечено (10-12 чел./часов в день) (рис. 17.4.2).

    Рис 17.4.2. Пределы потребления ресурсов

    При анализе профилей использования ограниченных ресурсов определяется соответствие между пределами их потребления (возможностью) и потребностью для выполнения работы. В ряде случаев возникает ресурсный конфликт, когда потребность в каком-либо ресурсе превышает его максимальный предел потребления (например, одновременно выполняемые работы используют один и тот же ресурс (рис. 17.4.3).

    Рис, 17.4.3. Пример ресурсного конфликта

    Для оптимизации распределения ресурсов и, в частности, разрешения ресурсных конфликтов, используются методы выравнивания, которые учитывают пределы потребления ресурсов и позволяют использовать их наиболее эффективно. Выравнивание ресурсов устраняет пики в использовании ресурсов и устанавливает уровень использования ресурсов ниже максимального предела, смещая выполнение некоторых работ на более поздние даты (рис. 17.4.4).

    Как правило, используются следующие методы выравнивания:

      нормальное - работа планируется на более поздний срок за счет резерва времени до появления необходимого количества ресурса;

      разбиение - работа разбивается на несколько частей, для выполнения каждой из которых необходимо требуемое количество ресурса;

      растяжение - уменьшение интенсивности использования ресурса за счет увеличения продолжительности работы;

      сжатие - в случае избытка ресурса - уменьшение продолжительности выполнения работы за счет увеличения интенсивности использования ресурса.

    Рис. 17.4.4. Пример ресурсного выравнивания

    17.5. Структура и объемы работ

    Под структурой работы подразумеваются следующие параметры работы:

      идентификатор - уникальный код, однозначно определяющий работу в проекте;

      описание - краткая характеристика, используемая в сетевой диаграмме (графике) проекта. Обычно описывает суть работы;

      исходную длительность (продолжительность). Оценка времени (в часах, днях, неделях, месяцах, годах), требуемого для выполнения работы с учетом ее характера и необходимых ресурсов. На оценку продолжительности работ оказывают влияние ограничения по времени, предположения потребности в трудовых ресурсах, их квалификация и опыт выполнения предыдущих проектов (фрагменты проектов). Основными методами для оценки продолжительности работ являются:

      экспертная оценка;

      оценка по аналогам, называемая также оценкой сверху вниз, подразумевает использование истинной продолжительности имевшей место ранее работы в качестве базы для оценки продолжительности похожей работы в будущем. Этот метод часто используется при оценке продолжительности проекта при ограниченном объеме детальной информации, например на ранних стадиях. Данная оценка наиболее надежна, когда проекты являются однотипными, и лица, осуществляющие оценку, имеют необходимый опыт;

      имитация (моделирование). Имитация представляет собой расчет продолжительности при различных наборах предположений. Наиболее распространен анализ Монте-Карло, в котором распределение возможных результатов определяется для каждой работы и используется в качестве расчета распределения возможных результатов для проекта в целом;

      процент выполнения - доля завершенной части работы в процентах (4);

      оставшаяся длительность для выполняемых работ. Рассчитывается либо исходя из процента выполнения, либо путем оценки;

      календарь - список рабочих и нерабочих периодов, принятый для выполнения работы в проекте;

      ранние начало и окончание, поздние начало и окончание;

      резервы времени - свободный и полный. Свободный резерв определяет время, на которое можно задержать выполнение работ, не изменяя раннего начала всех последующих работ. Полный резерв определяет время, на которое может быть задержано выполнение работы без изменения продолжительности или сроков окончания всего проекта. Определяется как разность между поздним и ранним сроками окончания работы

      фактические начало и окончание - фактические даты начала и окончания работы;

      предшествующая работа - работа, от которой зависят сроки выполнения данной работы, являющейся технологически (логически) предшествующей ей;

      последующая работа - работа, сроки выполнения которой зависят от выполнения данной работы, технологически (логически) следующая за данной.

    Основными методами для определения последовательности работ являются:

      ограничения - характеризуют внешние или внутренние условия по отношению к работам проекта, влияющие на срокиих выполнения. Например, отчитаться о финансовой деятельности предприятия нужно не позднее заранее известной даты и т. д.;

      код СРР - код, определяющий, к какому пакету работ в рамках СРР принадлежит данная работа;

      ресурсы - оборудование, материалы, людские ресурсы, необходимые для выполнения работ;

      затраты/бюджет - выраженные в денежных измерителях затраты на выполнение работ.

    17.6. Принципы эффективного управления временем

    Принципы управления - общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы.

    Эффективное управление временем связано с достижением результатов деятельности. Схема деятельности с ориентацией на результат (рис. 17.6.1) является важным инструментом осуществления управления по результатам. Схема деятельности с ориентацией на результат отличается от традиционной - с ориентацией на задание. Она охватывает годичный отрезок времени и составляется на каждый отчетный период путем установки новых целей.

    Схема связана со всеми стадиями управления по результатам. Это часть процесса определения результатов - она используется постоянно в процессе контроля за результатами, при котором дается оценка результатам деятельности в истекшем отчетном периоде и ставятся новые конечные цели деятельности. Важнейшим звеном схемы с точки зрения управления индивидуальной работой и использованием времени является определение ключевых результатов деятельности в предстоящем отчетном периоде. Ключевые результаты определяются индивидуально, в порядке их значимости и с оценкой их взаимного влияния. На основе ключевых результатов составляются личный план деятельности и календарный план работы на предстоящий год (годовое распределение времени).

    На основе годового плана работы время распределяется помесячно и понедельно на ближайшие месяцы и недели, а в рамках недели составляется точный план на каждый рабочий день.

    Рис. 17.6.1. Система управления собственной деятельностью и использованием времени

    В ходе осуществления деятельности в определенных временных интервалах производится контроль полученных результатов и использования времени. На основе этих оценок составляется план повышения эффективности работы и использования времени как в краткосрочной перспективе, так и в течение года. Кроме того, в системе управления собственной деятельностью и использованием времени (УСДИВ) рекомендуется проводить по крайней мере один раз в год анализ использования времени на основе 2-3-недельного периода. Это окажет дополнительную помощь в управлении использованием времени.

    Для каждого ключевого результата четко определяются цели, необходимое время для их достижения и методы контроля за этим процессом. Происходят большие потери времени по причине того, что цели проекта либо не существуют, либо не четко сформулированы или недостижимы. Цели определяют направление развития проекта и выполнения работ. Четко и ясно заданные цели становятся стандартом, используемым для проработки индивидуальных целей и работ по их достижению.

    Цели по ключевым результатам могут быть количественными, качественными и привязанными ко времени. Их нужно сравнивать с текущей ситуацией, если таковая существует для данной цели (табл. 17.6.1).

    Таблица 17.6.1

    Пример определения целей

    Ключевые результаты деятельности

    Цели по ключевым результатам

    Рентабельность

    Улучшение нынешнего уровня на 25%

    Доля на рынке

    Увеличение нынешней доли с 10 до 18% в каждом районе

    Эффективность персонала

    Какое количество витаминов и минералов необходимо потреблять ежедневно? Чтобы помочь Вам разобраться, ниже предоставлены рекомендуемые уровни потребления основных микронутриентов, основанные на данных о RDA (Рекомендуемая Норма Потребления) , предоставленных Институтом Медицины Национальной Академии Наук США. В случае, когда рекомендуемая величина потребления пищевых и биологически активных веществ не может быть определена, используется AI (Адекватный уровень потребления).

    Возможно ли получить переизбыток витаминов и/или минералов? Да. И по этой причине были установлены значения UL (Верхний Предел Потребления) . Существует повышенный риск возникновения неблагоприятных событий при превышении UL — хотя иногда эти риски являются оправданными, когда питательное вещество используется в медицинских целях.

    Почему значение DV (Daily Value), которое указывается на этикетках БАДов, может не соответствовать уровням RDA и AI? Значения DV устанавливаются агентством FDA (Food and Drug Administration, Управление США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов), а значения RDA устанавливаются упомянутым выше Институтом Медицины Национальной Академии Наук США. С 1968 года до июля 2015 года значения DV часто не отражали последних рекомендаций Института Медицины, как не и не различали возрастные и гендерные потребности. С июля 2016 года FDA обновило многие из значений DV, приблизив их к RDA и добавив значения DV специально для младенцев, детей от 1 до 3 лет, а также беременных и кормящих женщин. Значения DV выделены зеленым цветом в конце каждой таблицы.

    Рекомендуемые нормы и верхние допустимые уровни потребления для основных микронутриентов

    Сокращения: ж — женщины, м — мужчины, берем — беременные, корм — кормящие грудью, мг — милиграмм (1000 милиграмм = 1 грамм), мкг — микрограмм (1000 микрограмм = 1 милиграмм)

    Примечания:

    1. Нормы для витамина А могут быть выражены как в мкг (микрограммах), так и в IU (международных единицах). Эквивалент 1 IU в мкг зависит от форм витамина Е, таких как ретинол, ретинил ацетат или ретинил пальмитат.
    2. Верхний допустимый уровень потребления для витамина А применим к формам ретинола, но не к бета-каротину.
    3. Фолат из БАДов усваивается вдвое лучше фолата из пищи. Поэтому если в качестве источника фолата Вы используете добавки, достаточно будет принимать половину от указанного количества. (примечание Марины: здесь, скорее всего, имеется в виду синтетическая фолиевая кислота. Некоторые витаминно-минеральные комплексы могут содержать другие формы витамина B9 и уровни усваиваемости могут быть другими)
    4. Верхний допустимый уровень потребления для фолата применим только к добавкам, но не к обычной еде.
    5. Цифры также могут быть выражены в IU (международных единицах) (1 мкг =40 IU), но теперь на этикетках требуется указывать значение в мкг.
    6. RAE = эквивалент активности ретинола; 1 мкг RAE = 1 мкг ретинола, 2 мкг очищенного бета-каротина в составе добавок, 12 мкг бета-каротина из пищи, или 24 мкг альфа-каротина, или 24 мкг бета-криптоксантина (FDA 2016)
    7. DFE = пищевой эквивалент фолата; 1 DFE = 1 мкг природного фолата = 0.6 мкг фолиевой кислоты.

    Рекомендуемые нормы и верхние допустимые уровни потребления для дополнительных микронутриентов (начало)

    Сокращения: NE — не определено.

    Примечания:

    1. Количество витамина Е также может быть выражено в мг (милиграммах).
    2. Верхние допустимые уровени потребления для витамина Е, ниацина и фолата применимы только к синтетическим формам в составе БАДов и обогащенных продуктов.
    3. Величина RDA для витамина К не определена. Приведены значения, основанные на адекватном уровне потребления.
    4. Верхний допустимый уровень потребления для витамина К не определен.
    5. Верхний допустимый уровень потребления для тиамина не определен.
    6. Верхний допустимый уровень потребления для рибофлавина не определен.
    7. 1 мг α-токоферола (требования к этикетке) = 1 мг α-токоферола = 1 мг RRR- α-токоферола = 2 мг all rac-α-токоферола (FDA 2016)
    8. (Для α-tocopherol) 1 mg α-tocopherol = 1.5 IU
    9. NE = эквивалент ниацина; 1 мг NE = 1 мг ниацина = 60 мг триптофана. (FDA 2016)

    Примечания:

    1. Поскольку от 10% до 30% пожилых людей могут иметь нарушения усвоения витамина B12 из пищи, тем, кто старше 50, рекомендуется получать RDA главным образом из пищи, обогащенной витамином B12 или из БАДов.
    2. Верхний допустимый уровень потребления для витамина B12 не определен.
    3. RDA для пантотеновой кислоты не определено.
    4. Верхний допустимый уровень потребления для пантотеновой кислоты не определен.
    5. RDA для биотина не определено.
    6. Верхний допустимый уровень потребления для биотина не определен.
    7. RDA для холина не определено. Формально, холин не является витамином, но часто встречается вместе с витаминами группы B.
    8. RDA для хрома не определено.
    9. Верхний допустимый уровень потребления для хрома не определен.

    Рекомендуемые нормы и верхние допустимые уровни потребления для дополнительных микронутриентов (продолжение)

    Правила лимитирования потребления
    электрической и тепловой энергии

    Глава 1. Порядок лимитирования потребителей, получающих электрическую

    и тепловую энергию по льготным тарифам, и контроля за

    установленными лимитами

    Глава 2. Порядок реализации лимитов потребления электрической и

    тепловой энергии организациям, финансируемым из федерального

    бюджета, и контроля за их выполнением

    Настоящие Правила разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1629 "О совершенствовании порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию" и от 5 января 1998 г. N 5 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств федерального бюджета"

    Глава 1.

    Порядок лимитирования потребителей, получающих электрическую и тепловую энергию по льготным тарифам, и контроля за установленными лимитами

    1. Энергосистемы направляют ежегодно всем абонентам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию по льготному тарифу, уведомление с предложением обосновать право на использование льготного тарифа, учитывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.97 N 1629 значительное количество решений Правительства Российской Федерации по применению льготных тарифов признаны утратившими силу и установлено, что энергоснабжение потребителей, для которых отмена льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию временно невозможна, должно осуществляться на базе лимитов потребления энергии.

    2. Энергоснабжающим организациям-перепродавцам также направляются уведомления о необходимости установления лимитов потребителям, отмена льготных тарифов которым временно невозможна, и представлении сводных данных по ним в энергосистему. Руководствуются энергоснабжающие организации-перепродавцы при этом п.п.1, 2 настоящей Главы.

    3. Одновременно, энергоснабжающая организация обращается в региональную энергетическую комиссию с просьбой дать перечень организаций, которым в текущем году оставлены льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию.

    4. Лимит энергопотребления устанавливается органами государственного энергетического надзора по предложениям энергоснабжающей организации и потребителей с учетом необходимого минимума энергопотребления, объемов энергопотребления прошлого года и мероприятий по энергосбережению. Лимит является предельной величиной энергопотребления по льготному тарифу, устанавливается в натуральном выражении (кВт.ч, Гкал) и для всех потребителей (кроме населения), не может превышать объемов энергопотребления прошлого года.

    5. Установленный лимит разбивается потребителем (организацией), исходя из режима его потребления, по месяцам и вносится в договор. Не допускается разбивка лимитов, не соответствующая режиму потребления организации.

    6. Установленный лимит применяется со дня заключения договора или в сроки, установленные в договоре.

    7. Электрическая и тепловая энергия, потребляемая сверх установленных лимитов, оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке для соответствующих групп потребителей (п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.97 N 1629).

    8. Контроль за ходом выполнения установленных лимитов осуществляет энергоснабжающая организация по приборам учета. Разногласия, возникающие в процессе контроля за установленными лимитами между энергоснабжающей организацией и потребителями, разрешаются органами государственного энергетического надзора, решения которых могут быть обжалованы в установленном порядке.

    9. При неоплате за использованную энергию организациями, имеющими право на применение льготного тарифа, энергоснабжающие организации могут ограничить подачу энергии в порядке, установленном постановлением Правительства России от 05.01.98 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов".

    Глава 2.

    Порядок реализации лимитов потребления электрической и тепловой энергии организациям, финансируемым из федерального бюджета, и контроля за их выполнением

    1. Региональные энергоснабжающие организации направляют всем организациям, финансируемым из федерального бюджета, уведомление о необходимости получения на 1998 г. лимитов потребления электрической и тепловой энергии в денежном и натуральном выражении от своих вышестоящих организаций.

    2. В уведомлении указывается, что потребители обязаны представить энергоснабжающей организации утвержденный соответствующими федеральными министерствами и ведомствами лимиты потребления энергетических ресурсов на 1998 г., которые должны соответствовать объемам планового потребления с учетом проведения работ по энергосбережению.

    3. Энергоснабжающим организациям-перепродавцам также направляются уведомления о необходимости получения лимитов их потребителями, финансируемыми из федерального бюджета, и предоставления сводных данных в региональную энергоснабжающую организацию.

    4. Полученные лимиты потребления энергии разбиваются потребителем по месяцам, исходя из режима потребления организации. Не допускается разбивка лимитов не соответствующая режиму потребления организации.

    5. Если организация, финансируемая из федерального бюджета, имеет денежные средства для оплаты количества энергии, превышающего величину выделенного лимита, то она может заключить дополнительный договор, где указывает такое количество энергии, которое реально может оплатить.

    6. На основании полученных лимитов и их разбивки по месяцам энергоснабжающие организации заключают с потребителями договор на поставку энергоресурсов в пределах установленных им лимитов в натуральном и стоимостном выражении.

    7. В заключаемых договорах предусматриваются условия о внесении уточнений и дополнений по согласованию сторон в зависимости от объемов финансирования (п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.98 N 5).

    8. Контроль за ходом выполнения установленных лимитов осуществляет энергоснабжающая организация по приборам учета. Разногласия, возникающие в процессе контроля между энергоснабжающей организацией и потребителями, разрешаются органами государственного энергетического надзора, решения которых могут быть обжалованы в установленном порядке.

    9. При превышении установленного лимита или неоплате за потребляемую энергию энергоснабжающая организация действует в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми документами.

    10. В случае возникновения разногласий с отключением (ограничением энергопотребления) потребителя с питающего центра перепродавца или основного абонента региональная энергоснабжающая организация привлекает к участию в отключении инспектора государственного энергетического надзора.

    11. В случаях, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимается решение о введении лимитирования потребителей, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в соответствии с п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 5.01.98 N 5, то к указанным потребителям может применяться как вышеизложенный порядок, так и разработанный и утвержденный соответствующим субъектом федерации.

    И.о. Министра топлива и

    энергетики Российской Федерации В.И.Отт

    Регистрационный N 1554

    Основными понятиями теории предельной полезности являются “полезность”, “общая полезность” и “предельная полезность”.

    Полезность — это способность товара или услуги удовлетворять потребности человека.

    Общая полезность — это оценка потребителем совокупной полезности приобретаемого количества товара или услуги. Поскольку общая полезность — это субъективное понятие, то при оценке одинаковых единиц (порций) одного и того же товара она будет отличаться у разных людей в зависимости от их вкусов и предпочтений. Общая полезность любого товара, как правило, увеличивается по мере возрастания потребляемых порций, или единиц, данного товара. Однако прирост общей полезности снижается по мере потребления дополнительных порций, так как они приносят все меньшее удовлетворение потребностей конкретного потребителя, и его общая потребность в данном товаре постепенно насыщается.

    Изменение общей полезности связано с предельной полезностью. Предельная полезность — это дополнительная, добавочная полезность, получаемая потребителем от каждой дополнительной единицы определенного вида продукции. Можно сказать, предельная полезность — это прирост, изменение общей полезности, вызванное потреблением каждой дополнительной единицы. Она определяется следующим образом:

    где MU (marginal utility) — предельная полезность;

    ΔTU (total utility) — изменение общей полезности;

    ΔQ — изменение количества потребляемой продукции.

    В течение сравнительно короткого периода времени, пока вкусы и предпочтения потребителя не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет уменьшаться. В связи с этим экономисты сформулировали закон убывающей предельной полезности : по мере потребления дополнительных единиц или порций одного и того же товара общая полезность, получаемая потребителем, увеличивается все более медленными темпами, т. е. предельная полезность каждой последующей единицы или порции уменьшается.

    Представим закон убывающей предельной полезности с помощью условных цифровых данных и графически.

    Следует проанализировать по данным таблицы изменение общей и предельной полезности.

    Закон убывающей предельной полезности

    а) общая полезность б) предельная полезность

    График убывающей предельной полезности напоминает снижающуюся кривую спроса. Различие между ними состоит в том, что при построении кривой спроса на вертикальной оси отражаются денежные единицы цены, которая объективно складывается на рынке, а при построении графика предельной полезности — условные единицы субъективной предельной полезности. Однако между обоими графиками, по мнению ряда экономистов, существует зависимость, которая проявляется во взаимосвязи закона снижающегося спроса с законом убывающей предельной полезности . Если каждая последующая единица товара обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель будет покупать дополнительные единицы только в случае снижения их рыночной цены.