• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Верховых Екатерина Андреевна,
    Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск,
    Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

    Сегодня досуг молодежи носит преимущественно развлекательный характер, преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. Согласно данным, представленным в 2013 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, наиболее востребованными культурными мероприятиями среди молодежи стали концерты: эстрадной, поп-музыки (17 % среди 18-24-летних против 5 % среди пожилых), а также рок-музыки (14 % против 1 % среди 45-59-летних).

    Хотелось бы отметить, что с каждым годом происходит увеличение объемов рынка концертных мероприятий России. Концертный рынок растет примерно на 10-15 % в год. Так в 2011 году музыканты заработали на афишных концертах 1 млрд. 150 млн. долларов, а в 2012 году - 1 млрд. 270 млн. долларов, то есть рост более 10%.
    Как отметил генеральный директор коммуникационного холдинга Inter Media Евгений Сафронов - «сейчас в стране около 4,5 тыс. компаний - организаторов концертов, и больше половины концертов сейчас приходится на долю сложных музыкальных жанров - это рок, классика, альтернатива, фолк» .

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что концертная деятельность на сегодняшний день пользуется большой популярностью среди молодежи, и является неотъемлемой частью ее досуга. Отсюда видится актуальным изучение технологий организации концертной деятельности в России.
    Рассмотрим значение ключевых терминов нашего исследования.

    Молодежь -это «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Это молодые люди в возрасте 16-30 лет» . В психологической науке возраст молодости в начальной своей стадии совпадает с юношеским возрастом, который определяется как «период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью… Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы» .

    В последнее десятилетие ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими моментами:
    - среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом российского общества к рыночным отношениям;
    - в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
    - все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии, находится на периферии молодежного внимания;
    - духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности молодого человека;
    - молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»;
    - в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
    В целом «ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии, общественного идеала и общенациональной идеи» .

    Технология - термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» - искусство, мастерство и «логос» - наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается «совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта» .
    В педагогической науке «технология» имеет два основных значения: «1) система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности. В отличие от методик (исследования, обучения и воспитания) технология содержит четко и однозначно заданные цели, предполагает возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов. Технология в силу отработанности этапов и операций в большей степени, чем традиционные методы и методики, обеспечивает получение заданных результатов, однако не обладает гибкостью, вариативностью, необходимых в изменяющихся ситуациях обучения… 2) определенные образовательные системы, авторские методики» .

    Социально-культурные технологии - это «педагогические системы последовательных алгоритмических, организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов» .
    Индустрия досуга - это « процесс создания культурных мероприятий, приоритетных для личности в свободное от повседневной деятельности время» .
    Концерт - « один из видов публичных выступлений, по определенной, заранее составленной программе, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада» . Также концерт является художественно-творческим продуктом в сфере музыкального шоу-бизнеса.
    Концертная деятельность - это одна из форм социально-культурной деятельности, в основе которой лежит массовое, зрелищное мероприятие - концерт. Также под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

    Существует классическая модель организации концертной программы. Она состоит из нескольких этапов:

    1. На первом этапе происходит планирование концерта. В процессе планирования создается группа организаторов концерта; создается организационно - постановочная группа из артистов профессионалов, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Затем ставится цель и планируются результаты, определяется форма, место и время проведения концерта.
    2. Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень номеров концертной программы.
    3. Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, это этап осуществления программы. Ключевые элементы этого этапа составляет работа с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовка сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работа над видеорядом; работа с рекламой.
    4. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта.
    5. После проведения концерта наступает четвёртый этап - этап подведения итогов и анализа результатов .
    На всех этапах концертная деятельность осуществляется при помощи целого ряда социокультурных технологий: художественно-творческие технологии, управленческие технологии, включающие в себя технологии прогнозирования, планирования, организации, технологии выработки и принятия управленческого решения, технологии контроля; проектные технологии, альтернативные, инновационные, рекламные технологии, технологии коммуникации и общественных связей и другие.

    Однако, при всем многообразии технологического инструментария организации концертной деятельности, технологии, направленные на непосредственное вовлечение зрителя в активную деятельность, на данном этапе не используются в должной мере. Чаще всего, организаторы рассматривают зрителя в качестве источника получения прибыли, а не как главного участника программы. А потому, видится необходимым развитие и внедрение интерактивных технологий событийного менеджмента в концертную деятельность, которые способны значительно повысить уровень организации концерта.
    Специальное событие - это явление общественной жизни, организуемое с целью привлечения внимания конкретной аудитории и широкой публики к организации, ее деятельности, руководству, развитию социальных коммуникаций и социального партнерства. От традиционных мероприятий специальное событие отличается тем, что результат проведения специального события всегда уникален, а его успех зависит от субъективного восприятия участников, результат события обесценивается в том случае, если событие проходит незамеченным.

    Для любого профессионально организованного специального события характерны следующие аспекты:
    - активное участие, вовлеченность, активность;
    - переключение из состояния монотонной работы, смена ритма, удивление (классический сленг организаторов - «чем сегодня удивлять будем?»);
    - позитивное восприятие, эмоциональность, символика, удовлетворенность.
    Специальное событие должно остаться в памяти участников как нечто исключительное и уникальное. При этом событие, как правило, происходит лишь однажды, оно не может быть повторено и является ярко индивидуальным. Именно специальные события способны создавать культурные смыслы, то есть «идеациональные конструкты, связанные с культурными объектами (денотатами) как со знаками, то есть являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением). Смыслы культурные формируются индивидами и коллективами в процессе освоения действительности и коммуникации с окружением» .
    Таким образом, можно говорить, что, по сути, концерт является событием. Для него характерны и активность зрителя, и переключение из состояния монотонности, и, несомненно, позитивное восприятие, эмоциональность. Сколь бы раз ни повторялся концерт, его атмосфера в зависимости от эмоционального настроя исполнителя и зрителя, может отличаться в той или иной степени и по этому критерию он всегда будет уникальным. Многолетний опыт подсказывает, что зритель всегда хочет принять участие в действии и интерактивной программе. Однако если рассматривать концерт как интерактивную площадку для зрителя, то на ней не хватает активной включенности зрительской аудитории в действие.

    Суть интерактива заключается в том, что зритель становится главным участником программы. При этом зрителю могут быть свойственны следующие желания: желание зрителя показать себя (исполнители должны быть готовы спеть, станцевать или сыграть со зрителем); желание зрителей поиграть и/или посоревноваться между собой, которое позволяет познакомиться и, возможно, подружиться, направляя энергию «разогретых» гостей в нужное русло и создавая при этом неформальную атмосферу праздника.
    В качестве таких интерактивных игр мы можем предложить следующие варианты:

    • За 2-3 недели до начала концерта.

    Можно предложить фанатам, зрителям поучаствовать в розыгрышах бесплатных билетов на концерт, который можно осуществить посредством социальных сетей, в группе встречи. Так, можно придумать ряд номинаций: лучшая пародия на любимого артиста (в виде фото или видео), зритель может получить бесплатный билет за самый оригинальный ответ на вопрос, почему именно он должен получить билет бесплатно; или за самое креативное четверостишье, посвященное любимому исполнителю. Так же можно организовать встречу фанатов, на которой они могут разработать интересные варианты встречи артиста, придумать флешмоб, создать оригинальные плакаты, «кричалки» и т.д. Такие встречи не только станут поводом для знакомства и общения, но и дадут зрителям возможность почувствовать себя причастными к действию.

    • Перед концертом.

    Перед началом концерта можно предложить зрителям поучаствовать в мини-викторине (2-3 вопроса) на знание биографии и творчества артиста, по результатам которой он сможет получить в подарок сувенирную продукцию с автографом исполнителя; кроме этого можно провести творческий конкурс на лучшее исполнение песни артиста непосредственно перед публикой, которая и определит победителя, в качестве призов могут быть футболки с изображением артиста, автографы и так далее.
    3. Во время концерта.
    Интересной формой взаимодействия с исполнителем может стать выполнение зрителями определенных танцевальных движений, жестов, которые предлагает сделать сам артист во время исполнения им определенных композиций. Возможно, организовать некую лотерею для зрителей (по номерам билетов), при этом исполнитель сам вызывает везунчиков на сцену, даря им сувенирную продукцию. Похожая форма-аукцион. Исполнитель разыгрывает какой-либо из принадлежащих ему предметов (победителем может стать зритель, который предложил не самое большое количество денежных средств, а, к примеру, назвавший самое большое количество песен из репертуара исполнителя, действие непосредственно происходит на сцене).
    4. После концерта.
    После концерта артист или ведущие могут предложить зрителям сделать оригинальное групповое фото, таким образом, происходит взаимодействие аудитории между собой.
    5. Автограф - сессия и пресс-конференция могут стать отдельным событием концерта, если они будут проходить в неформальной обстановке без столов и галстуков. Учитывая ограниченность по времени, организаторам лучше заранее подготовить готовые автографы исполнителя, соответственно увеличивая время на беседу с ним поклонников. Если при этом будет организовано пространство для чайных посиделок вместе с любимым исполнителем, то такая встреча, несомненно, станет событием.
    Данные интерактивные формы, на наш взгляд, могут разнообразить и обогатить концерт, делая его ярким событием.
    В качестве показателей эффективности события могут выступать:
    1) мнение участников события;
    2) публикации в СМИ (соответствие источника целевой
    аудитории);
    3) непосредственное наблюдение за участниками во время проведения события .
    В заключение хотелось бы кратко отметить, что концертная деятельность является одной из самых популярных форм в организации досуга молодежи. Однако при всем многообразии существующих технологий, в организации концерта наблюдается недостаточное акцентирование внимания организатора на зрительскую аудиторию. В связи с этим, в работе было предложено использование в концертной деятельности интерактивных технологий событийного менеджмента, которые, вовлекая зрителя в активное действие, превращают концерт в уникальное и запоминающиеся событие.

    Список литературы:

    • Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
    • Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие: СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. 384 с.
    • Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. 288 с.
    • Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
    • Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ.для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
    • Музыканты расцветают весной. Юлия Воронина. 2013.http: // www.rg.ru/2013/05/07/kultura.html
    • Новикова Н. Г. Технологические основы СКД. М., 2010. 158 с.
    • Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
    • Трофимов М. Ю. Ценностные ориентиры индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с межд. участием. Омск: изд-во ОмГУ, 2013.
    • Ценностные ориентации молодых россиян: новые тенденции. Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. М.: Московский гуманитарный университет, 2011. 165 с.
    • Чернов А. С. Арт-менеджмент. Омск: ОмГУ, 2012. 88с

    Ваша оценка: Пусто

    - 150.04 Кб

    Активно развиваются коллективы малых форм любительского творчества (бардовская песня, студии эстрадного пения, рок-группы, эстрадные ансамбли, дискотеатр и др.). В государственных учреждениях культуры Беларуси на 01.01.2005 функционировало 3333 таких формирований (в том числе – 1730 детских) .

    Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме народного творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.

    Во-первых, в последнее время наблюдается тенденция уменьшения участия населения в самодеятельности, особенно взрослого. Во-вторых, из-за ряда объективных причин усложняется организация выступлений самодеятельных артистов. Тем не менее, значение самодеятельности как дополнения профессионального искусства в регионах, в сельской местности имеет большое значение в плане организации культурного обслуживания и эстетического воспитания населения. В-третьих, изменяется возрастная структура клубной самодеятельности: наблюдается сдвиг показателей в сторону детской самодеятельности. Понятно, что этот факт можно рассматривать, как положительный, т.к. одна из актуальных проблем, связанных с моральным оздоровлением общества и его будущим, - это поиск оптимальных вариантов организации свободного времени подрастающего поколения. В учреждениях культуры республики работает более 10 тыс. различных клубных формирований для детей и молодежи, объединяющих более 100 тыс. человек.

    Наблюдается разная динамика развития сельской и городской художественной самодеятельности. В городе ситуация выглядит более приятно. Происходят определенные изменения в жанровой структуре клубной самодеятельности. Идея национально-культурного возрождения всколыхнула творческую энергию народного искусства: увеличился интерес к фольклору, к народным традициям, сценическим костюмам, поиску и созданию нового репертуара. Появились нетрадиционные для самодеятельности фольклорные группы несценической ориентации, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии и др.

    В городе Минске функционирует около 4500 коллективов художественного любительского творчества. Вокально–хоровых – 341; хореографических – 493; инструментальной музыки –244 ..

    Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько снизили значение культурно-просветительной функции самодеятельности. Но в масштабах общества все большее значение приобретают такие функции самодеятельности, как развитие художественных способностей, формирование определенных качеств личности, даже ее коррекция. Таким образом, народное творчество сегодня более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками - это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.

    Не менее важной функцией самодеятельного творчества социального плана в последнее время стала организация свободного времени и быта различных групп населения. Стала актуальной проблема: как сделать отдых разнообразным, как использовать для этого имеющийся культурно- массовый материал, сделать быт эстетически привлекательным, оформленным по художественным канонам и с участием собственного творчества. Сейчас идет процесс взаимного обогащения, соревнования различных видов художественного творчества, форм их реализации, борьба за своего участника и т.д. .

    Подтверждением значительного вклада любительских музыкальных коллективов в культурную жизнь Беларуси являются многочисленные фестивали, смотры-конкурсы, праздники музыкального искусства, демонстрирующие творческие достижения музыкальных любительских коллективов и отдельных исполнителей.

    Любительские музыкальные коллективы осуществляют широкую культурно–творческую и концертную, гастрольную деятельность, имеют достаточно высокий уровень исполнительского мастерства, пользуются популярностью у населения. Способствуют приобщению к ценностям белорусской и мировой художественной культуры значительной части населения, как в регионах Беларуси, так и в столице. Представляют Беларусь на престижных фестивалях и праздниках музыкального искусства далеко за пределами нашей республики .

    Можно сделать вывод о том, что художественное любительское творчество занимает важное место в культуре нашей страны. Министерством культуры Республики Беларусь разработано Положение о самодеятельном коллективе художественного творчества, которое определяет основные принципы деятельности, условия создания и функционирования непрофессиональных коллективов художественного творчества и народных промыслов.

    Выводы к главе 1

    Любительское художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, который взаимосвязан с профессиональным и традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.

    Мы можем свидетельствовать, что в настоящий момент самодеятельное художественное творчество представляет собой общественно-историческое явление, имеющее определенную природу, объективные закономерности и изменяющиеся функции

    Любительское художественное творчество - яркое явление Белорусской национальной культуры. Оно надёжно и бережно хранит духовное наследие народа. Самодеятельные коллективы ведут существенную работу по развитию творческих способностей населения, являются истинными центрами гармоничного воспитания личности, её эстетического развития. Мы можем гордиться достижениями народного творчества Беларуси. И обязаны сделать всё, чтобы это ценная духовная кладовая Белорусского народа с каждым годом пополнялась и способствовала развитию нашего общества.

    Глава 2. Организация концертной деятельности

      1. Характеристика концертно-испол нительской деятельности

    Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров. Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.

    Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющая культурные потребности общества, занимающаяся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

    Концерт - едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам: высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров; надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры .

    Виды концертных выступлений творческого коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления коллектива является участие его в сборном концерте наряду с другими творческими силами, когда коллектив исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера. Часто сборные концерты посвящаются какому-то событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хореографического коллектива нужно добиваться того, чтобы репертуар коллектива в таких концертах не был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать в концертных выступлениях.

    Нередко коллективу приходится участвовать в концертах- лекциях, концертах-встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

    Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт любительского творческого коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т.д. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров. Руководитель коллектива при составлении программы должен иметь в виду, что интересу зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта. Особенно понравившееся зрителям произведение из концертной программы (продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том случае, если руководитель уверен, что при повторении оно пройдет не хуже первого исполнения.

    Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций музыкального искусства :

    • просветительской, которой соответствует задача удовлетворения познавательного интереса аудитории (содержание концертов являет собой знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, выдающимися деятелями, композиторами, исполнителями);
    • пропагандистской, отличающейся направленностью на определённую область музыкальной литературы (часто это связано с популяризацией творчества отечественных композиторов прошлого и настоящего);
    • гедонистической, не менее важной в процессе организации концертно-просветительской деятельности, поскольку музыка должна доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие;
    • общесоциологической, наиболее важной, подчиняющей предыдущие, состоящей в воспитательном воздействии на слушателей (условием её осуществления служат содержательность, глубина и эмоциональная насыщенность концертов).

    В организации концертной деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертного репертуара следует соблюдать принципы демократизма: не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.

    Концертная деятельность складывается из количества концертных выступлений в течение определенного или всего периода творческой деятельности музыкального коллектива. Поэтому, рассматривая виды и формы концертной деятельности, мы должны, прежде всего, говорить о концертных выступлениях.

    Многообразие концертных выступлений (концертов), как на профессиональной сцене, так и на самодеятельной, дает нам возможность определить их основные виды и дать им характеристику.

    Отчётный концерт. Один из самых распространенных видов концертных выступлений в самодеятельном творчестве.

    Сущность концерта раскрыта уже в самом названии. Правда, в атмосфере праздника, которая обычно сопутствует любому концерту, такая трактовка может быть не совсем уместна, скорее - показываю свое искусство перед публикой .

    Как правило, день отчетного концерта заранее обговаривается администрацией дома культуры (клуба), с руководителями творческих любительских коллективов. Здесь учитывается степень подготовки коллективов на данный момент и возможность довести их до необходимого уровня за оставшийся срок перед концертом.

    В самодеятельном творчестве отчетные концерты чаще всего подразумевают выступление всех или нескольких творческих коллективов, чтобы разнообразить концерт и сделать его зрелищным. Могут быть привлечены, например, такие коллективы, как различные танцевальные ансамбли, хоры, цирковые номера, ансамбли вокалистов, отдельные выступления чтецов, фокусников, актеров, вокалистов с ансамблями, ансамбли классической музыки, духовой и симфонический оркестры и т.д. Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной программы. Эстрадный оркестр в такой программе обычно занимает одно из главных мест. Объясняется это несколькими причинами:

    В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами.

    Краткое описание

    Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

    Содержание

    Введение 2
    Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
    1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
    1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
    1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
    Выводы к главе 1 35
    Глава 2. Организация концертной деятельности 36
    2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
    2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
    2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
    Выводы к главе 2 69
    Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
    3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
    3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
    Выводы к главе 3 84
    Заключение 85
    Список литературы 87

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Сущность и особенные черты концертной деятельности, ее назначение и порядок реализации. Требования к участникам концертных программ: режиссеру, ведущему, исполнителям, музыкантам. Структура и характеристика основных элементов концертной деятельности.

      контрольная работа , добавлен 25.06.2010

      Рассмотрение проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Изучение специфики функционирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на примере мурманского областного Дома народного творчества.

      курсовая работа , добавлен 04.01.2013

      дипломная работа , добавлен 14.12.2010

      Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

      курсовая работа , добавлен 07.10.2017

      Основные направления организации досуга сельского жителя в современных условиях. Диагностика уровня удовлетворенности жителей д. 2-я Пристань качеством организации социально-культурной деятельности, рекомендации и методы по ее усовершенствованию.

      дипломная работа , добавлен 07.06.2015

      Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

      контрольная работа , добавлен 27.07.2012

      Режим функционирования, финансовая и хозяйственная деятельность, образовательный процесс, задачи, направления деятельности и функции Дворца детского и юношеского творчества. Направления учебной и методической деятельности в социально-культурной сфере.

      курсовая работа , добавлен 27.01.2012

    Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров.

    Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.

    Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удолетворяющая культурные потребности общества, занимающаяся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельности для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

    Концерт - едва не самая популярная и общедоступная форма культурно - просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить разряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет пастоновщикам: высокая идейность исполняемого репертуара, его художественная полноценность, жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории, высокое качество исполнения номеров и эпизодов, оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров.

    Виды концертных выступлений творческих коллектива могут быть различные как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления коллектива является участие его в сборном концерте наряду с другими творческими силами, когда коллектив исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера.

    Нередко коллективу приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах - встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

    Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт любительского творческого коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает обычно 30-40 минут.

    В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образом, характеру музыкального материала, стилю. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров. Руководитель коллектива при составлении программы должен иметь в виду, что интерес зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта.

    Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций музыкального искусства:

    • - просветительской, которой соответствует задача удолетворения познавательного интереса аудитории (содержание концертов представляет собой знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, выдающимися деятелями, композиторами, исполнителями)
    • - пропагандистской, отличающейся направленностью на определенную область музыкальной литературы
    • - гедонистической, не менее важной в процессе организации концертно-просветительской деятельности, поскольку музыка должна доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие
    • - общесоциологической, наиболее важной, подчиняющий предыдущие, состоящей в воспитательном воздействии на слушателей.

    В организации концертной деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертной репертуара следует соблюдать принципы демократизма, не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.

    Концертная деятельность складывается из количества концертных выступлений в течении определенного или всего периода творческой деятельности музыкального коллектива. Поэтому рассматривая виды и формы концертной деятельности, прежде всего, необходимо раскрыть сущность концертных выступлений.

    Многообразие концертных выступлений (концертов), как на профессиональной сцене, так и на самодеятельной, дает возможность определить их основные виды и дать им характеристику.

    Отчетный концерт - один из самых распространенных видов концертных выступлений в самодеятельном творчестве. Сущность концерта раскрыта уже в самом названии. Как правило, день отчетного концерта заранее обговаривается администрацией дома культуры, клуба, с руководителями творческих любительских коллективов. Здесь учитывается степень подготовки коллективов на данный момент и возможность довести их до необходимого уровня за оставшийся срок перед концертом.

    Тематический концерт - это концерт, посвященный какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате.

    Смотр-конкурс. В сфере любительского искусства - это наиболее часто встречающийся вид концертного выступления. Смотры- конкурсы дают прекрасную возможность эстрадному оркестру не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, часто состоящей из артистов любительских коллективов, но и сравнить ее с музыкальными достижениями других коллективов.

    Выступления на фестивалях. В нашей стране и за рубежом нередко в больших городах проводятся различные музыкальные фестивали. Концертное выступление на фестивале во многом похоже по форме на выступление на смотре-конкурсе. Оно также ограничено по времени и количеству номеров, немало однородных концертных коллективов.

    Фестивальные концерты обычно проводятся в масштабе всей страны и часто с приглашением творческих коллективов из других стран. Организация фестивалей, широкий наплыв публики, зачастую приезжающей из других стран, обязуют городские власти выделять для их проведения значительные средства, большие концертные залы, иногда и стадионы.

    Концертно-исполнительская деятельность- важнейшая часть творческой работы любительского коллектива художественного творчества. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов.