• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

    ГОУ СОШ № 000

    Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

    СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

    Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

    Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

    Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


    · привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

    · помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

    · помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

    · способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

    · позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

    Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

    Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

    В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

    В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

    В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

    ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

    · уважение и учет интересов участников соглашения;

    · заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

    · соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

    · наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

    · равноправие и доверие сторон

    · невмешательство во внутренние дела друг друга

    · добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

    · регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

    · обязательность исполнения достигнутых договоренностей

    · систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

    · ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

    ВИДЫ ДОГОВОРОВ

    Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

    1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

    2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

    Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

    УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

    · развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

    · эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

    ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

    СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

    1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

    2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

    3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

    4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

    Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

    основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

    Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

    Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

    Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

    Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

    Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

    Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

    Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

    Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

    Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

    Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

    Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

    Профилактику асоциального поведения;

    Укрепление психического и физического здоровья;

    Формирование активной жизненной позиции

    Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

    В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

    Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

    Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

    Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

    Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

    Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

    Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

    Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

    Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

    Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

    Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

    Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

    Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

    Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

    ПРОБЛЕМЫ

    К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

    ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

    Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

    1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

    2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

    3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.

    , опираясь на похожие принципы взаимодействия сторон, в ряде аспектов существенно отличается от социального партнерства, осуществляемого в сфере труда. Рассмотрим, чем оно примечательно.

    Идея социального партнерства в сфере образования

    Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

    Социальное партнерство в сфере образования , в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

    • равноправие участников;
    • взаимное уважение;
    • заинтересованность в результатах;
    • свобода обсуждения интересующих вопросов;
    • добровольность принятия на себя обязательств;
    • ответственность.

    Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

    • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
    • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
    • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

    Задачи социального партнерства в образовании

    Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования :

    • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
    • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
    • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

    Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

    На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

    • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
    • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
    • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

    Виды социального партнерства в сфере образования

    Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

    Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

    • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
    • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

    Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

    Социальное партнерство в ДОУ

    ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

    Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

    • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
    • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

    Формами социального партнерства становятся:

    • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
    • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
    • дни открытых дверей;
    • общие родительские собрания;
    • индивидуальная работа с семьей;
    • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
    • индивидуальная подготовка детей к школе.

    Социальное партнерство в школе

    В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

    • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
    • гражданско-патриотическое воспитание;
    • сохранение и укрепление здоровья;
    • получение знаний, дополняющих школьную программу;
    • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
    • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
    • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

    На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

    Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

    Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

    Информация об изменениях базируется:

    • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
    • запросах работодателей;
    • текущих данных службы занятости;
    • запросах обучающихся на определенные профессии.

    Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

    Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

    • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
    • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
    • мониторинг рынка труда;
    • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
    • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
    • создание совместных консультационных органов;
    • реализация совместных проектов;
    • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
    • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

    Итоги

    Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.


    Нормативно-правовая база Конституция РФ (1993) Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.) Декларация прав ребенка (1959 г.) Конвенция о правах ребенка (1990 г.) ФЗ «Об образовании в РФ» (2013 г.) Госстандарт образования Муниципальная программа развития образования Устав образовательного учреждения Договор о социальном партнерстве Дорожная карта учреждения образования Административные регламенты Программа развития образования учреждения


    Нормативно-правовая база С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).


    Нормативно-правовая база Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.




    Актуальность Актуальность обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.


    Причины Ситуация «минус» Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров Недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании; Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров. Неэффективное взаимодействияе коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом Ситуация «плюс» Взаимовыгодное сотрудничество Улучшения качества образования Внесение вклада в развитие гражданского общества




    Задачи повысить эффективность взаимодействия коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом; обеспечить общественную поддержку деятельности образовательного учреждения; повысить эффективность использования возможностей сетевого взаимодействия; развивать систему управления учреждения на основе использования принципов государственно-общественного управления образованием; сформировать положительный имиджа образовательного учреждения в местном социуме; развивать ресурсное обеспечение ОУ.


    Понятие Социальное партнерство это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; – это путь построения гражданского общества.




    Участники социального партнерства Социальная группа это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Большие группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Малые группы, специфический признак которых непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.




    Партнерство для образования партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.


    Социальное партнерство в образовании нужно для того, чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой чтобы учителя, педагоги могли объединиться для борьбы с государством и властью за свои права чтобы социально-экономически развивалась территория чтобы эффективно привлекать средства для развития школы чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам вовсе не нужно социальное партнерство образовательным учреждениям Всероссийский интернет-педсовет 2013


    Участники социального партнерства Модель партнерства Государство Местное самоуправление Коммерческий сектор Некоммерческий сектор Предприятия и учебные заведения Родители Модель партнерства Государство Местное самоуправление Коммерческий сектор Некоммерческий сектор Предприятия и учебные заведения Родители




    1. Государство Государство - это партнер особого рода. выступает катализатором перемен в социально- экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство. создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности; формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы; привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.


    2. Местное самоуправление Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. представляет интересы местного сообщества; в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.


    3. Предприятия и Вузы упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям Вузов и работодателей; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника; расширяются возможности трудоустройства выпускников.


    4. Некоммерческий сектор Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры: предлагают новые идеи и решения, социальные технологии; обеспечивают гражданский контроль за действиями власти; привлекают к работе волонтеров; выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.); выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).




    Роли участников партнерства Коммерческие организации- возможности финансирования Государственные структуры- использование властных рычагов Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.


    Правила партнерства 1. Это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. 2. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.


    Основа социального партнерства заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.


    Причина партнерства Социальная проблема возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.


    Методы решения (мероприятия) изучение возможностей сетевого взаимодействия для повышения эффективности образовательной деятельности школы, установление партнерских отношений с другими образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры; определение потенциально возможных социальных партнеров, сферы общих интересов, использование различных форматов для проведения переговоров; разработка и презентация открытого информационного доклада образовательного учреждения различным видам общественности;


    Методы решения использование возможностей сетевого взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности учреждения; формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов, банка данных о возможных форматах ведения переговоров с социальными партнерами; реализация социальных проектов и программ; повышение степени открытости образовательного учреждения за счет использования общественной оценки деятельности образовательного учреждения; использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательного учреждения;


    Ресурс Наличие материально-технической базы (техника, оборудованные помещения) Кадры (педагоги, административный персонал, обучающиеся, родители) Информационный (официальный сайт, публичная страничка в соц.сети «ВКонтакте», взаимодействие со СМИ). Финансовый (внебюджетные источник финансирования)


    В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно- общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления: кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений); финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).


    Функции субъектов локальный уровень долевое финансирование образовательных программ; формирование заказа на качество образования; квотирование мест для профессиональной пробы; повышение квалификации преподавателей; осуществление функций социальной поддержки обучающихся; трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов ОУ, реклама его деятельности; установление поощрительных стипендий и премий за учебные и педагогические достижения обучающихся, педагогов; содействие установлению и развитию внутрирегионального, межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества. Критерии эффективности результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям); повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к повышению эффективности взаимодействия по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса (процент родителей, принимающих участие в жизни школы, количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.); количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров; повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности; уровень развития школьной системы государственно-общественного управления; совершенствование материально-технической базы школы; объем привлечения внебюджетных средств.


    Актуальные вопросы Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы? Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются? Возможно сделать открытым процесс реализации интересов? Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?



    В образовательной сфере имеет длительную историю. Концепции педагогической среды разрабатывались Дьюи Д., Шацким С. Т., Макаренко А. С. и другими. Каждый из авторов высказывал и обосновывал свою точку зрения по поводу взаимодействия образовательного учреждения со средой, но при этом все отмечали, что для образовательного учреждения важно развивать и поддерживать устойчивые связи с семьями учащихся, с администрацией и представителями гражданского сообщества микрорайона, неформальными объединениями для того, чтобы обеспечивать не искусственный мир, а реальное проживание ребенком своего детства в среде, соответствующей потребностям его возраста.

    Определения социально-педагогического партнерства

    • Интеграция усилий образовательных организаций или отдельных лиц для решения общих педагогических задач;
    • Упорядочивание и координация взаимоотношений образовательных систем или институтов общества в рамках их взаимных интересов с целью сохранения целостности социальной системы и нормативно-правового единства на общенациональном и общегосударственном через обеспечение трансляции социально-нормативного и ценностного содержания культуры в рамках обучения и воспитания;
    • Особый механизм межсистемной регуляции, управления, в условиях резкого изменения роли государства в образовании, или трансформаций во взаимоотношениях образования с макросредой;
    • Инструмент достижения консенсуса в отношениях между представителями различных социальных групп, каждая из которых имеет свои интересы, с помощью которого ими организовывается совместная деятельность, осуществляется ее координация для достижения общественного консенсуса в управлении и развитии образовательной сферы.

    Таким образом, в российской педагогике основаниями социально-педагогического партнерства выступают диалогические отношения социальных субъектов.

    Замечание 1

    Социальное партнерство в образовании способствует поддержанию единства, гармонизации социальных структур и выработке единой и действенной образовательной стратегии, что позволяет интегрировать интересы самых различных социальных общностей и групп в едином информационном и образовательном поле.

    Принципы построения социального партнерства в образовании

    1. Социальная справедливость и согласование интересов. В условиях естественной для рыночного общества социальной стратификации важно обеспечение равновесия интересов всех социальных групп (кроме, пожалуй, маргинальных) для того, чтобы избежать социальных конфликтов.
    2. Законодательное закрепление отношений, что обеспечивает формирование прочного и минимизацию и даже полное исключение взаимных претензий.
    3. Ответственность партнеров по отношению друг к другу.
    4. Добровольность и равновыгодность. Данные принципы служат интеграции в едином образовательно-информационном пространстве интересов представителей различных социальных слоев, так или иначе участвующих в определении путей и осуществлении развития образовательных процессов.

    Уровни системы социального партнерства в образовании по их масштабности

    1. Партнерство в отдельном коллективе определенного образовательного учреждения.
    2. Партнерство системы образования в первую очередь с общественно-государственными управленческими системами.
    3. Партнерство института образования с другими общественными институтами, например с органами исполнительской, законодательной или муниципальной власти, либо с представителями бизнес-сообщества.
    (Из опыта работы педагогического коллектива МОУ «Школа №3 г.Докучаевска»)

    Непреложным является тот факт, что именно образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения, залогом успешного развития любого государства, абсолютным олицетворением известной пословицы «Что посеешь, то и пожнешь». Однако в последнее время все более настойчиво звучат рациональные и взвешенные аргументы в пользу того, что школа не является единственным субъектом осуществления учебно-воспитательной миссии. В свете задач, определяемых доктриной развития образования, а также ввиду модернизации современного образования, возникает естественная необходимость в обеспечении открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны семьи, общества, государства и, более того, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии. Нелишним будет напомнить, что школа никогда и не претендовала на абсолютную монополию в области оказания образовательных и воспитательных услуг и, так называемые, «шефские отношения», столь популярные в 70-80 годах прошлого века являются тому абсолютным подтверждением. Наряду с положительными результатами, а именно: оказание материальной и иной помощи в осуществлении ремонта школы, закупке учебной литературы и дидактических материалов, обеспечение питания и оздоровления детей, шефские отношения носили лишь эпизодический, бессистемный характер и не базировались на диалогическом отношении субъектов и, как следствие, не обеспечивали перманентное единство, гармонизацию взаимоотношений и выработку совместной стратегии единых действий. Говоря иными словами, происходило своего рода манипулирование, когда либо одна из сторон неосознанно выполняла действия, необходимые другой стороне, либо одна из сторон использовалась лишь как элемент поднятия статуса деятельности без ее осознанного включения и вовлечения в образовательно-воспитательный процесс. Срабатывал так называемый уровень подчиненного включения , который предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Такое однобокое, а иногда лишь символическое участие в жизни школы, конечно же, не имело ничего общего с предметом нашего сегодняшнего разговора, но именно оно послужило зародышем тому, что сейчас и принято называть социальным партнерством в области образования. И именно социальное партнерство, исключая подчиненное включение соучастников процесса образования и воспитания, предлагает иные виды включений , более конструктивные, позволяющие чувствовать себя не просто вовлеченным, а сопричастным образовательной системе, видеть результаты своего соучастия, проявлять искреннюю заинтересованность в обсуждении и решении проблем развития образования.

    В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер деятельности общества, где он трактуется как механизм урегулирования взаимоотношений между государством, различными социальными группами. Социально-педагогическое партнерство – это объединение совместных усилий лиц или образовательных учреждений для достижения общих целей; упорядочивание координационного взаимодействия систем образования и социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, с целью внедрения общенациональных, общегосударственных аспектов образования и воспитания, на основе которых представители разных субъектов собственности, групп населения, организаций и учреждений достигают желаемого консенсуса, организовывают совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике. И основывается эта совместная деятельность на:

    *согласованном включении , строящемся с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей ее разработкой и возможной корректировкой;

    *инициирующем включении , отличающемся высокой активностью одной стороны, при консультативной и координирующей деятельности другой стороны;

    *самостоятельном обоюдном включении , где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной при двусторонней поддержке идеи, ее разработке и реализации совместными усилиями, а также обоюдной ответственности за успешность достигаемого результата.

    Выбор уровня включенности в осуществление совместной деятельности определяется и ситуацией, и результатами, которых стремятся достичь стороны, именуемые социальными партнерами.

    Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества. Однако социальное партнерство не должно предполагать прямого копирования зарубежного опыта. Он далеко не универсален и при его даже частичном применении требуется более глубокий социально и историко-сравнительный анализ. А посему нужно согласиться с тем, что социальное партнерство в нашей стране должно исходить из реалий и потребностей нашей с вами жизни. Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - в качестве совместного развития системы ценностей, преобладающих в нашем социуме и являющихся критерием оценки уровня образования и воспитания человека.

    Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Но ведь термин "партнерство" понимается очень широко и наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. Современный подход к вопросу партнерства в образовании показывает, что развитие образования - забота не только государства в целом и учебного заведения в частности. Государство в лице министерства и региональных отделов образования отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в и предоставление системе образования необходимых ресурсов и поэтому, ввиду очевидных причин, не может охватить всю сложность задач, потребностей и условий конкретных сообществ. К тому же, школа – живое образование, имеющее непрерывную динамику и склонность к изменению и именно поэтому допускается вариативность форм осуществления социального партнерства. Образованию, как одному из социальных институтов, всегда были присущи тесные взаимосвязи и их взаимообусловленность со всеми основными сферами социума – экономикой, социальной структурой, политикой и культурой. Это и есть те четыре основополагающих камня, на которые может опираться школа в осуществлении своего главного предназначения – образовывать и воспитывать. И именно от взаимодействия этих четырех субъектов сотрудничества и зависит, удастся ли всей системе образования в целом и каждому образовательному учреждению в частности выстроить новую систему партнерства взамен известной старой практики шефских отношений. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что социальная зрелость общества и локальных сообществ является предпосылкой и индикатором возможности и даже необходимости социального партнерства в образовании. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия и конкретные действия всего общества, а не только одного из его составляющих. Безусловно, необходимо предварительно произвести мониторинг ситуации в том или ином конкретном городе или населенном пункте с целью выяснения наличия почвы для взаимовыгодного сотрудничества, т. е. партнерства между образованием, отдельными общественными, благотворительными организациями, конкретными людьми, государственными структурами. Необходимо досконально изучить и проработать вопрос: какие возможности представляет партнерство образованию и наоборот, какими технологиями необходимо обладать для эффективного партнерства, каких взаимовыгодных результатов можно добиться в случае успешного партнерства.

    Каким же образом партнерство в образовании помогает улучшить сам процесс обучения школьников, каких результатов помогает добиться, каких ошибок помогает избежать, чем способно обогатить рутинный образовательный процесс, имеет ли право на жизнь, вообще и какова конечная цель этого непростого и весьма трудоемкого дела?

    Оценка опыта взаимодействия показала, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы школы на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, не экономя при этом ресурсы самой школы, а обогащая их. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет наиболее эффективно и экономно оказывать помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

    Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает:

    • а) наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
    • б) готовность к такому сотрудничеству школы;
    • в) потребность школы;
    • г) инициатива школы;
    • д) инициатива негосударственного сектора.

    Наличие всех вышеназванных условий будет способствовать тому, что партнерство поможет направить ресурсы школы на развитие сообщества, общественной самоорганизации и самоуправления. Оно привлечет ресурсы сообщества к поддержке образования в школе и будет способствовать взращиванию в сообществе традиции и практики гражданской активности, благотворительности, добровольности. Уже сегодня социальное партнерство создает на местном уровне реальные структуры гражданского общества, пытаясь гарантировать их стабильное развитие.

    Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах:

    - открытость и сотрудничество ;

    - упор на развитие, общение и обмен идеями;

    - разработанная философия образования и подход к развитию сообщества;

    - возможность реализации рациональных идей для местных жителей;

    - учреждение общественно-активных школ;

    - выявление желания местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе;

    - предоставление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и школьной жизни их детей;

    - сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.

    Гарантией успешного сотрудничества образовательных учреждений выступает большое количество факторов. Но наиболее важными является развитие культуры благотворительности, сформированная стратегия организаций, вступающих в сотрудничество, близость к нуждающимся, профессионализм в оказываемых услугах, степень развития организационной культуры партнера, гуманитарная составляющая человеческого фактора партнера, система контроля, сложившаяся система финансирования и философия ее развития, информационное обеспечение, регулирование организации, механизм саморазвития партнерской организации.

    Модели социального партнерства в образовании и организационные формы партнерства, имеющие "прописку" в Докучаевской общеобразовательной школе №3, этапы реализации модели социального партнерства дают право заявлять о сложившейся специфике взаимоотношений, устоявшихся технологиях и оценивать слагаемые успеха в этом новом для развивающегося гражданского общества деле. Да, социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Но современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

    Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребёнка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность , толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений .

    Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адекватно адаптироваться к условиям современного общества, его социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.

    Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь, ставит личность с ее интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы образования. Исходя из понимания, что в системе образования заложен значительный потенциал, обеспечивающий социализацию человека , становится понятным, что в современных условиях система образования должна готовить человека к будущей жизни. Неслучайно, в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, а также родителями.

    На сегодняшний день в Докучаевской ОШ №3 сложилась определённая система работы по социальному партнёрству, способствующая созданию для учащихся «социальной ситуации развития». Школа является открытой социально-педагогической системой, тесно взаимодействующей со всеми типами образовательных учреждений города, республики, общественными организациями, семьями обучающихся. Рынок дополнительных образовательных услуг в нашем городе достаточно насыщен и конкуренция между учреждениями высока. В городе успешно работают кружки Дома Культуры, детские музыкальная и спортивная школы, Дом детского и юношеского творчества, частные формы дополнительного образования детей. Все они в той или иной степени осуществляют вариативное разно уровневое образование, а при умелом вовлечении в партнерство оказывают неоценимую помощь школе. В настоящее время педагогический коллектив нашей школы сотрудничает более чем с двадцатью различными организациями нашего города. Привлечение общественности к партнерству в области образования – задача, выполнение которой поможет создать качественно новый уровень отношений и взаимодействия по решению проблем развития образования союзом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики. Мы ищем возможности для привлечения социальных партнеров, обладающих ресурсами для организации совместной деятельности школы как ресурсного центра.

    СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

    Между социальными группами системы образования:

    Детский сад;

    Другие школы города;

    Учреждения дополнительного образования:

    Музыкальная школа,

    Спортивная школа,

    ДДЮТ,

    Горный и торговый техникумы;

    Внутришкольные связи на уровне межпредметных интегрированных отношений;

    Между социальными группами вне системы образования:

    Библиотека;

    Музей;

    Дворец культуры;


    - благочиние;

    Местные интернет ресурсы;

    Полиция;

    Станция пожарной охраны;

    Медицинские учреждения;

    Общественные организации;

    Со многими из вышеперечисленных организаций уже существуют давние партнёрские отношения, строящиеся на договорной основе. К некоторым из них мы еще только прокладываем тропинку в области взаимосотрудничества и партнерства. И,поскольку, выгода от совместных скоординированных действий как школы,так и всех субъектов социума, очевидна – все проще удается наладить контакты с теми, кто реально заинтересован в многогранности процесса обучения, в его многовекторности и глубинности.

    Социальное партнёрство в Докучаевской общеобразовательной школе №3 осуществляется по нескольким направлениям:

    1.Социально – педагогическое направление:

    Родители;

    Детские сады;

    ДДЮТ;

    Учреждения дополнительного образования;

    2. Гражданско – патриотическое направление:

    Библиотека;

    Совет ветеранов;

    Краеведческий музей;

    Общество ветеранов – афганцев;

    Союз ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    Казаки.

    3.Духовное направление:

    Благочиние;

    Воскресная школа;

    4. Физкультурно – оздоровительное направление:

    ДЮСШ;

    Тренажерные залы;

    4. Профилактическое направление:

    Социальные службы по работе с молодежью;

    Местные интернет ресурсы;

    Полиция;

    5. Профориентационное:

    Горный и торговый техникумы;

    Городской центр занятости;

    Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-техникум (ВУЗ)), Докучаевская общеобразовательная школа №3 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, техникумами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования. Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Социальные партнеры должны совместно принимать активное участие в обязательной профессиональной ориентации и консультировании учеников системы среднего образования. Работать не только с учащимися выпускных классов, которые в большинстве своем уже определились с выбором, но и среди учащихся младших классов посредством организаций и проведения бесед с лучшими рабочими, экскурсий по предприятиям, проведением дней открытых дверей в учебных профессиональных заведениях.

    Рассмотрим несколько направлений современного партнерства в области образования.

    Социально – педагогическое направление:

    Родители – главные социальные партнёры школы.

    Большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, опора воспитательный потенциал семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы (в плане воспитательной работы школы - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии на места работы родителей невозможна без активной помощи родителей. Гражданскую же пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, добровольную общественную работу, благотворительность. Мы стараемся сделать родителей своими союзниками, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достичь желаемых результатов в обучении и воспитании детей. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить! И поэтому педагогический коллектив нашей школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они ни были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.

    Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это и родительские собрания, которые проходят в форме сборов-разговоров «Подумаем вместе», и родительско -педагогические консилиумы; тренинги, дискуссии, «круглые столы». Родители дискутируют на родительских собраниях, участвуют вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, сбору поискового материала и т.д.

    Основные направления работы с родителями:

    • формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;
    • организация родительского всеобуча;
    • взаимодействие социально – психологической службы школы с родителями;
    • вовлечение в органы школьного самоуправления;
    • использование увлечений отдельных родителей для внеклассной работы с детьми;
    • проведение совместных мероприятий, праздников, походов, экскурсий, клубов выходного дня;

    С целью активизации всех вышеперечисленных направлений работы с родителями в школе разработана и действует программа «Социальные партнёры: школа и семья», которая реализуется через:

    * использование традиционных форм работы с семьёй, организацию совместной досуговой и поисковой деятельности, создание банка семейных праздников и других форм совместных мероприятий: «За здоровьем – всей семьёй», «Бабушкин сундук», «Увлечение моей мамы», «Листая старый фотоальбом», « Песни моего детства», «Взрослые – детям» и другие;

    * развитие и поддержку интереса детей и взрослых к истории семьи, города: «Моя родословная», «Праздник родовода», «Вклад моей семьи в историю города, страны», «Защитник Отечества в моей семье», «Выпускник школы в моей семье» и другие;

    * создание в школьном музее семейных альбомов, однодневных выставок-экспозиций; составление репортажа об интересных семьях на местном интернет - ресурсе «Типичный Докучаевск» и сайте ОШ№3.

    * вовлечение родителей в укреплении материально – технической базы школы: оборудование и ремонт учебных кабинетов, участие родителей в ремонте школы и участие в общешкольных субботниках.

    Школа – детские дошкольные учреждения.

    Давно сложилась система работы «школа - детский сад». Учителя начальной школы заранее знают, какие дети придут к ним в первый класс, так как по договору о совместной деятельности они посещают занятия подготовительной группы, родительские собрания. Воспитатели детского сада приглашаются в школу на педагогические консилиумы по вопросам готовности к процессу обучения, а также адаптации детей в школе, (чтобы увидеть, как их бывшие воспитанники чувствуют себя здесь). Такая система работы позволяет детям быстрее привыкнуть к смене привычной среды и деятельности, новым педагогам, помогает избежать сложного периода болезненной адаптации. Традиционными стали праздники, проводимые для воспитанников детского сада нашими учащимися: открытые уроки для малышей с целью ознакомления с уроком как таковым, новогодние ёлки, дни знакомства со школой и другие.

    Школа – Дом Детского и Юношеского Творчества.

    На протяжении многих лет школа сотрудничает с этим учреждением дополнительного внешкольного образования. Особенно ценно для нас то, что уже много лет на базе школы ведёт кружок «Кружевница» методист ДДЮТ Пыжова Наталья Андреевна. На своих занятиях она знакомит детей с азами моделирования одежды, занимается с ними вязанием крючком, изготовлением традиционных народных кукол. Её руками оформлены передвижные выставки уголка школьного музея.

    Физкультурно – оздоровительное направление.

    Школа – «ДЮСШ» СК «Доломит».

    Спортивная школа предоставляет свою базу для проведения занятий учащихся. Многие учащиеся школы посещают секции, которые ведут тренеры – преподаватели ДЮСШ. Результаты этой работы учащиеся показывают, побеждая на разно уровневых соревнованиях. Однако, тренеры оказывают еще и неоценимую помощь школе и в деле формирования у школьников самодисциплины, а порой даже работы над школьными предметами и улучшения качества знаний.

    Профилактическое направление.

    Деятельность школы по этому направлению осуществляется путем взаимодействия с социальными службами по работе с молодежью, общественной организацией «Молодая Республика», а также полицией. Представители вышеперечисленных организаций – нередкие гости в нашей школе. Беседы, викторины, выступления агитбригад, совместные мероприятия помогают учителям в нелегком процессе формирования личности учащегося. В данном направлении осуществляется также социальное партнёрство по реализации дополнительного образования: представители общественного движения «Молодая Республика» предлагают детям заниматься различными видами общественной деятельности на условиях волонтерского движения, спортом, активным образом жизни.

    Информационное направление.

    Велика роль учреждения образования в упорядочивании информации, которая обрушивается на ребенка из средств массовой информации: радио, телевидения, интернета. Организуя работу по формированию устремлений и интересов детей, взаимодействуя с местными органами печати, местным телевидением, мы эффективно решаем задачи воспитания общей культуры юных граждан, их отношения к миру, к самим себе, результатам своей творческой деятельности. Педагоги, и обучающиеся нашей школы активно используют тематические полосы газеты «Докучаевские вести», сайты «Типичный Докучаевск», «ОШ №3». В качестве положительной тенденции можно отметить и то, что сами педагоги начали активно пропагандировать свой опыт работы с детьми, искать новые формы сотрудничества со СМИ. Тем самым в городе формируется эффективная система информирования горожан о жизни школы, о проблемах в детской и молодежной среде. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации обучающихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи ОШ №3 и привлекать новых партнеров к сотрудничеству.

    Профориентационное направление.

    Наша школа много лет сотрудничает с Докучаевским горным и торговым техникумами. Это образовательное партнерство мы понимаем как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения выпускниками профессии, делающими при этом осознанный выбор с чувством осознанной ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе.

    Можно бесконечно говорить о необходимости социального партнерства в современном образовании, значение его трудно переоценить. Очевидно одно: именно оно позволяет всех по-новому взглянуть на процесс образования, как на неотъемлемую составляющую всей жизни социума, каждый член которого в той или иной мере может повлиять на его течение, направленность и результативность. Сегодняшняя практика социального партнёрства наполняется новым содержанием: особое внимание уделяется использованию в работе с учащимися технологий поисковой, исследовательской деятельности учащихся, выстраивание социальной инфраструктуры школы, позволяющей создавать условия для включения учащихся в процесс разработки и реализации социальных проектов, взаимной пенетрации школьных предметов, полномасштабной интегрированности всех действий, производимых школьным учебным заведением. И, поскольку, все вышеперечисленные схемы партнерства являются все же, скорее, разовыми и бессистемными (так как работа со школьниками не является основным видом деятельности ни для полицейских, ни для медицинских работников, ни для представителей иных служб), осуществление современного партнерства в нашей школе мне хотелось бы продемонстрировать как раз на примере межпредметных связей, на совместных скоординированных действиях всех работников школы, на осуществлении такого партнерства посредством проведения интегрированных уроков. Исходя из своей педагогической специальности, собственного опыта и имеющихся образцов партнерства в обучении детей, я бы хотела остановиться все же на школьном предмете под названием «Английский Язык». Вашему вниманию представлены две презентации, основанные на теоретических знаниях и практическом опыте на тему «Современное партнерство в области образования (достижения и перспективы) и «Современное партнерство в обучении детей английскому языку».
    Подготовила материал к участию в Виртуальной выставке-презентации «Современное образование в Донецкой Народной Республике 2016» - Писанец Н.Г., учитель английского языка МОУ «Школа №3 г.Докучаевска», учитель высшей квалификационной категории, старший учитель.