• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации.

    Заместитель директора по ВР ГОУ СОШ №1234 Чарнецкий Сергей Николаевич

    Педагогическая толерантность является профессионально важным качеством руководителя общеобразовательной школы Толерантный руководитель добивается большей результативности в своей педагогической деятельности. Толерантность выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения особенно важно в современном мире. Понятие толерантность происходит от латинского термина tolerantia, в английском языке оно употребляется в качестве существительного – «терпимость». Некоторые ученые связывают появление термина с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории - Варфоломеевская. Для русского языка слово «толерантность» относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. Однако в последнее время исследователи всё чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность как способность видеть в другом именно другого – носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его права быть отличным от меня; как безусловно положительное отношение к такой непохожести, как умение видеть другого «изнутри»; как способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: собственной и другого. Человек должен научиться уважать личность, человека, независимо от его национальности, вероисповедания, ведь самое главное – это уметь понимать друг друга. Пусть твой сосед, коллега…, человек, отличающийся от тебя цветом кожи, образом мысли, имущественным положением, он совсем не обязательно тебе враг. Специфика социальных условий развития и ментальных установок многих взрослых людей определяет отсутствие терпимости к чужому, иным мнениям или верованиям, тенденцию к черно-белому мышлению (кто не с нами - тот против нас) и оценку как проявления беспринципности (и нашим, и вашим). Нетерпимость, ориентированность на отпор угнетателям формировала у части населения биполярное сознание, в котором чужие всегда отождествлялись с опасностью, враждебными намерениями, вызывали настороженность и недоверие... Толерантность персонала является залогом профессионального успеха. К сожалению, реальность такова, что персонал не всегда бывает корректен в работе, в результате чего возникают конфликты, которые являются очень сложным явлением, имеющим психологические, экономические, социальные, этнические, нравственные и иные проявления. При этом практически не раскрывались причины психологические. В психологии хорошо известны особенности сознания: в трудных политических и экономических ситуациях многие склонны искать в качестве виноватых только подчиненных. Обсуждая тему толерантности как способности, качества личности, отметим неприемлемость авторитарной позиции не только в общении педагога с учеником, но и в общении руководителя с подчиненными. Но подчеркнем необходимость развития диалога, сотрудничества, субъект-субъектных отношений. Мастерство взаимодействия с подчиненными, коллегами жизненно необходимо всем. Без этого не может состояться профессиональный руководитель. Коммуникативная неподготовленность и некомпетентность являются причиной того, что хороший предметник не может работать с учащимися и коллективом. Качество работы школы зависит от умения строить отношения с коллегами, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В их структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием. Мастерство коммуникативного общения особенно важно в сфере менеджмента системы образования, поскольку оно часто носит иррациональный характер и связано с эмоциональной стороной жизни человека. При формировании толерантности значимо чувствовать и понимать нюансы диалогического общения. По мнению психолога Баклановой Н.К., диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения. Именно терпимость считается одним из значимых качеств руководителя. Но всегда ли руководитель толерантен? Толерантный руководитель - это миф или реальность? В широком смысле толерантность – это особое качество, отражающее активную жизненную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальности, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «...Наиболее эффективное средство в предупреждении нетерпимости - воспитание. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения» . Следует признать, что целенаправленное обучение в данном направлении в педвузах не ведется. И поэтому формирование навыков толерантного взаимодействия с различными участниками образовательного процесса осуществляется стихийно. В основе социальной толерантности руководителя лежит особая мотивация, которая проявляется в его готовности принять сотрудника и вообще человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, а также – в отсутствии у него негативных реакций, агрессивности по отношению к индивидуальным особенностям последнего. Под толерантностью руководителя мы понимаем стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это своего рода активное принятие многообразия, результатом которого становится взаимопонимание, включая помощь, содействие, сотрудничество, разъяснение и диалог. Навык толерантности как характеристики образованного человека способствует спокойному освоению любых знаний, занятий и корректному, бесконфликтному участию в любой коммуникации. Не умение или не желание руководителя понимать, принимать индивидуальность других людей объясняется низким интеллектом и эмоциональной неустойчивостью. Не умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности наблюдается у руководителей эмоционально неустойчивых. Асмолов А.Г. в предисловии к сборнику «На пути к толерантному сознанию» рассматривает проблемы формирования нового направления в педагогике, становления педагогики толерантности, которая приходит на смену программам по конфликтологии. Толерантность рассматривается им как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость» . Толерантность - это единство в многообразии. Принципами педагогики толерантности являются принцип сотрудничества и ненасилия. Ш.А. Амонашвили является основоположником педагогики сотрудничества, особого подход в воспитании и обучении, в основе которого лежит сотрудничество во всех сферах учебной и внеурочной деятельности – сотрудничество учителей, учащихся, родителей и администрации образовательного учреждения. В ценностной ориентации «педагогики сотрудничества» выделяются следующие личностные установки: принятие ученика, коллегу таким, какой он есть, эмпатическое понимание другого, установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса, педагогическая гибкость; конфликтологическая грамотность. Эмпатия является эмоциональной составляющей толерантности. Установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса возникает благодаря способности руководителя отойти от стереотипного восприятия не столько учащихся, коллег, сколько себя, своего статуса. «Педагогика сотрудничества» предполагает рассматривать совместную деятельность субъектов образовательного процесса как общение двух равноправных партнеров, каждый из которых является индивидуальностью. Интолерантность проистекает из убежденности человека в том, что его образ жизни является высшим по отношении в образу жизни других. Интолерантность порождает цепь тяжелых последствий. В основе этих явлений отрицание безусловной ценности человеческой личности. Одним из способов преодоления интолерантности является творческое мышление, отсутствие стереотипности мышления, схематичности и предвзятости руководителя. Формировать толерантность, значит убеждать себя и «другого» в необходимости преодоления интолерантности, преодолевать ее путем глубокого самоанализа и воздержания от любых проявлений интолерантности. Важной сущностью педагогики толерантности является именно диалог. Диалог – является основой творческого мышления. Ценность диалога состоит в том, что он способствует порождению интереса и мотивации обучения. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников, диалог создает условия для их максимального полного творческого роста. В поведении сотрудничество проявляется следующим образом: контактность, доброжелательность, отсутствие тревожности, мобильность действий, вежливость, терпение, доверительность, социальная активность. Психологическая толерантность руководителя обеспечивает его высокую устойчивость к многочисленным профессиональным стрессам. Чем выше уважение к партнеру, тем выше умение понимать или принимать индивидуальность других людей; умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров; умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Тем ниже категоричность или консервативность в оценках людей и стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» сотрудника до откровенного его за «неправильные взгляды». К сожалению, в современной школе ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. Казалось бы, педагог как интеллигентный человек с высшим (как правило) образованием вполне в состоянии осознать и принять сложность и многомерность мира. Профессионально необходимыми проявлениями толерантности руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности сотрудники не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности руководителя – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет руководителя, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм руководителя очень вредят образовательному процессу. Отдельно следует отметить такую важную составляющую толерантности в структуре деятельности руководителя, как профессиональный такт - умение строить свои отношения с подчиненными. Выделим особенности уравновешенного педагога. Планы рассмотрений Характеристика уравновешенности человека Физический обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости Аффективный устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью Социальный способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения, в общении не прибегает к манипулированию Интеллектуальный обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем Нравственный обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения, принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм, обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ Личностный оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен и реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе, обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой Напряженными для руководителя могут быть ситуации: 1) взаимоотношения с коллегами, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках. 2) взаимодействия с родителями учащихся, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, снижение внимания со стороны родителей к воспитанию детей. Личностные установки и принципы толерантного руководителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учителей. В этом случае следует говорить о профессиональной компетентности руководителя, состоящей не только во владении знаниями, умениями управления, но и способности находить оптимальные пути эффективного взаимодействия с подчиненными на основе сотрудничества. Этапы формирования толерантности педагогических работников К сожалению, в отечественной образовательной системе до сих пор нормой является административное давление и практически отсутствует забота об эмоциональном здоровье самого учителя, т.е. то, что можно было бы назвать «гигиеной учительского труда». А это, в свою очередь, – к эмоциональному выгоранию, а в дальнейшем и к почти неизбежной профессиональной деформации значительной части учителей. Развивая в себе способность толерантности, руководитель должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду работника его внутреннее состояние. Успех профессионального взаимодействия часто зависит от проницательности руководителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации. Анализ качественных сторон толерантности даёт основание констатировать её детерминационную обусловленность с эмоционально-чувственной стороной процесса общения. Скрытый смысл сказанного, отраженный невербальными средствами коммуникации, понимается глубже руководителями с развитой эмпатией. Поэтому толерантность тесно связана с эмпатийным общением. В этой связи следует отметить, что толерантность представляет собой не только внешнее проявление терпимости и понимания, но и чуткое, неподдельно-искреннее отношение к человеку. Подчеркнём, что формирование толерантности связано с непрерывным самосовершенствованием руководителя менеджера, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств. Толерантность руководителя требует соблюдения некоторых основных принципов: - в общении с представителями разных национальностей должен проявлять к ним доброжелательность, терпение; - относиться к своим работникам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других; - поощрения должны способствовать развитию работника, стимулировать повышение производительности; - процесс труда невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни. Демократический стиль управления предполагает:  учёт интересов всех (без исключения) членов коллектива;  формирование паритетных отношений вместо административно-командных;  принятие коллективом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;  готовность администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками образовательного процесса;  готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;  переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным. Толерантность как необходимое качество демократического мышления в современной России требует разработки методов и приёмов формирования установок толерантного сознания у российских граждан. Толерантность персонала является преимуществом для любого коллектива. В любых коллективах необходимо проводить: занятия для персонала по толерантности; диагностику толерантности; тренинги для работодателей и персонала. Именно школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на разные точки зрения ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому нужно принимать людей такими, какие они есть, терпимо относится к самобытности, уметь разрешать конфликты. Толерантная культура позволяет человеку сохранять психическое здоровье, лучше разбираться в себе, своих проблемах, выходить из психологических кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций и помогать окружающим людям, создавая психологические комфортные условия для жизни и профессиональной деятельности. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Коммуникативная толерантность заметна в тех случаях, когда человек не видит ярких различий между собой и партнёром либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий. Интолерантность свидетельствует об оценке происходящего только со своих позиций, что приводит к раздражению и неприятию различий других, показывает негибкость ума и препятствует достойному выходу из затруднительных ситуаций, что создает личностный дискомфорт в общении и в работе. Только люди, лишенные высокомерия, предрассудков и предубеждений в отношении других народов, религий, полов, поколений, обладают толерантностью, способны свободно, сдержанно и ответственно выражать собственные суждения, позиции, мнения, не нанося вреда окружающим. Только через толерантное отношение к людям, через принятие многообразия, которое проявляется во всем, через отсутствие доминирования одной позиции человек может получить истинное удовольствие от общения и жизни, процесса совершенствования и развития, преобразования мира в сторону единения, а не разобщенности. Приложение №1

    Глоссарий

    Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер.

    Толерантность в социологии (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

    Интолерантность (лат. into-lerantia - непереносимость, нетерпимость) – нетерпимость.

    Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

    Литература:

     Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.

     Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе СПб.: Каро, 2007 – 128с.

     Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.,Вербум -М, 2003, 168с.

     Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. - 304 с.

     Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. - СПб.: СПбАППО, 2003. с. 165-172.

     Попова Н.Н. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры учителя//журнал Сибирский учитель №2 (32) 2004

     На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. 255с.

     Левченко Е.Г. Особенности проявления толерантности в структуре деятельности учителя // http://festival.1september.ru/articles/313155/

     Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: Психология;

     Антонова Л.И., Рюмина-Македонова Н.В., Цветкова Н.А. Осознание семантики понятия «толерантность» старшими школьниками // Вопросы гуманитарных наук, №2, 2006

     Борисова Л.А., Андреева Т.Л., Борисова О.А. Культура мира и образование: учимся жить вместе. Учебно-методическое пособие. Чебоксары,:ЧГПУ им И.Я.Яковлева, 2007.-143с.

    Рабочая атмосфера предполагает строгое соблюдение дисциплины, выполнение всех требований начальства и качественное исполнение полученных приказов. Тем не менее, суровый шеф может столкнуться с трудностями, которые возникают из-за его отношения к подчиненным.

    Если руководители организации игнорируют идеи работников и запрещают им проявлять инициативу во многих вопросах, развитие фирмы становится невозможным. Многие специалисты увольняются, потому что не желают трудиться в сложившихся условиях. У оставшихся сотрудников пропадает интерес к работе. Они испытывают дискомфорт и боятся получить очередной выговор от начальства.

    Руководители, которые лояльно относятся к подчиненным, с подобными проблемами не сталкиваются. В дружелюбной обстановке люди чувствуют себя расслабленно, но качество работы от этого не снижается. Успешные бизнесмены практикуют толерантное отношение к сотрудникам и стремятся создать для них комфортные условия труда.

    Польза такого подхода к делу обоснована несколькими причинами:

    1. Риск возникновения конфликтов на работе снижается, поскольку в дружном коллективе нет места соперничеству, несправедливости и обману. Люди, которые хорошо относятся друг к другу, не будут испытывать зависти к чужим успехам. Если начальник позволяет подчиненным проявлять инициативу, предлагать творческие идеи для развития фирмы, тогда у каждого работника появляется шанс реализовать свои способности в полной мере.

    2. Добрый начальник вызывает у коллектива доверие, люди не чувствуют страха перед ним. Если руководитель принял на работу порядочных и ответственных людей, они будут с удовольствием выполнять все его указания. При этом некоторые сотрудники могут согласиться на перевыполнение рабочего плана, поскольку дружеская атмосфера вдохновляет их на продуктивную деятельность.

    3. Если руководитель станет лояльно относится к подчиненным, они будут благодарны ему за это. Люди будут дорожить своим местом работы, потому что в современном мире очень сложно найти занятие, которое может приносить настоящее удовольствие. А что может обрадовать сотрудника больше, чем возможность творческой реализации на работе и комфортные условия труда?

    4. Сурового начальника постоянно критикуют подчиненные. Если он нарушит условия договора и будет задерживать зарплату, люди начнут жаловаться и требовать немедленного исправления ситуации. К толерантному шефу отношение совсем другое - если он из-за некоторых трудностей не сможет своевременно оплатить труд работников, они не станут возмущаться. Разобравшись в ситуации, люди поймут, что им не о чем переживать. Раз начальник не имеет претензий к персоналу, то и со стороны работников не будет негативной реакции.

    5. Сплоченность трудящихся способствует созданию хорошей репутации фирмы. Сотрудники будут рассказывать о компании исключительно положительные отзывы. Деловая репутация имеет огромное значение, поэтому предприятия, замеченные в скандалах, утрачивают конкурентоспособность.

    Разумеется, идеальных условий добиться сложно, поэтому лояльный начальник рискует столкнуться с негативными последствиями выбранной тактики. Но любую проблему можно решить. Самое главное - нанимать квалифицированных и добросовестных работников. Тогда все задачи будут выполняться в соответствии с пожеланиями шефа.

    Современной школе нужны руководители нового типа, образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к взаимовыгодному сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу образования. Основная ответственность за подготовку руководителей образовательных учреждений ложится на институты повышения квалификации. Сегодня востребован руководитель мыслящий, гуманный, созидающий, психологически устойчивый и обладающий потребностями в самореализации. Решить эти проблемы помогает акмеология.

    Акмеология, будучи наукой, интегрирующей область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования и профессионализма, изучает те условия и факторы, которые обеспечивают достижения человека в профессиональной деятельности как личности и как зрелого субъекта этой деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.). Изучение развития взрослого человека, вехи его становления на основе гуманистического, акмеологического анализа при рассмотрении человека как субъекта профессионального и жизненного пути, как специалиста и как личности показались нам актуальными. В рамках акмеологии толерантность понимается как неотъемлемая характеристика (показатель) профессиональной зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек - человек».

    Изменения в социокультурной ситуации современного общества требуют ориентации руководителей образовательных учреждений на толерантное межличностное взаимодействие, как на базис успешного и эффективного управления. Наличие толерантности у современного руководителя, вынужденного считаться с многообразными изменениями и неоднородными мировоззрениями субъектов педагогического образовательного процесса, обусловлено тем, что руководителю необходимо «учиться находить единство и гармонию, без которых все это многообразие не только не имеет смысла, но и небезопасно для человечества и его будущего».

    Вместе с тем, в научном плане толерантность руководителей образовательных учреждений, как «искусство жить в мире непохожих людей и идей» (А.Г. Асмолов), пока не рассматривалась как мировоззренческая и методологическая позиция в управлении.

    Трудность процесса управления связана с тем, что руководителям приходится решать многочисленные проблемы «общие для многих, но чуждые природе самого себя». В практике педагогического управления это приводит к диссонансу между теоретическими установками и практическими действиями руководителя в ситуациях управления с различными субъектами делового взаимодействия.

    Понятие толерантности хорошо вписываетсявконтекст акмеологии, ибо толерантность – это принятие разного мира, разных людей с разными возможностями и овладеть ею может только человек социально зрелый. Формирование толерантности руководителей образовательных учреждений возможно при целенаправленном системном обучении.

    Обучение в ИПК и ППРО ОГПУ организовано так, чтобы на уровне социально-группового сознания были ясно и четко представлены культурные универсали в виде толерантности как культурной и управленческой ценности. Создаются условия, обеспечивающие оптимальность ценностного процесса акмеологического образования, достижение результата, включающего:

    • Сформированность смысловых и мотивационных потребностей формирования толерантности;
    • Наличие устойчивого профессионального интереса в достижении успеха на основе толерантного взаимодействия;
    • Нацеленность на адаптацию и самореализацию в управлении педагогическим коллективом ОУ за счет изменения стиля управления, развития конфликтологической компетенции;
    • Обретение толерантной позиции к проблемам управления.

    Для включения слушателей в деятельность по формированию толерантности используются различные технологии, реализующие акмеологический подход в обучении. Акмеологическая технология обучения – это технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии слушателя на основе устойчивой мотивации достижений.

    В качестве технологий принято использовать:

    • диалоговое обучение в парах;
    • исследовательско-методологический способ обобщения учебного материала;
    • квази-контроль (самоанализ, самопроверка, самоконтроль);
    • тренинги разных видов и т.д.

    Слушателю предоставляется возможность самостоятельно, целенаправленно проектировать свое профессиональное развитие через организацию собственной деятельности обучения, пройдя путь от теоретического понимания смысла толерантности до присвоения его для использования в управленческой деятельности.

    Таким образом, необходимо создать особую учебную ситуацию, предрасполагающую к формированию управленческой толерантности, для которой характерно:

    • наличие противоречий между стремлением к профессиональной идентификации и трудностями взаимодействия со значимыми «Другими»;
    • наличие противоречий между стремлением к самоактуализации и несформированностью рефлексивных оценок, самооценки;
    • возможность принятия и присвоения общечеловеческих ценностей в управлении персоналом;
    • открытие смысла обретения самосуществования в профессии.

    Для этого нами применяются следующие акмеологические технологии – рефлексивные технологии и технологии диалоговой интерпретации знаний.
    Диалоговость как способ интерпретации знаний способствует формированию управленческого поведения в многомерном пространстве организации, где объективно обусловлена невозможность совпадения точек зрения и позиций субъектов.

    Диалоговая интерпретация знания позволяет руководителю избавиться от иллюзии легкого прямолинейного достижения согласия с персоналом, развивает коммуникативные способности, умение рационально использовать интеллектуальный потенциал, стимулирует рефлексию как способ выяснения того, как «Другой» воспринимает позицию «рефлексирующего» и оценивает его личностные особенности.

    Эффективность диалоговой интерпретации знаний обеспечивает общение через диалог с опорой на принцип толерантности.

    Диалог – особый уровень общения, на котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», вид общения, для которого характерно отношение к «другому» как равно достойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания.

    В настроенности человека на диалог, на равноправное общение выражается его толерантность как отказ от претензии на монопольное обладание истиной, признание собственной погрешимости, уважение права «другого» на отличие.

    Отличительные особенности диалогического общения – опора на принцип толерантности, предполагающий:

    • равенство позиций взаимодействующих сторон, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга – формируется способность стать на позицию другого;
    • отсутствие оценок, полное принятие партнера, по общению таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;
    • наличие у партнеров сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющий развивать механизм идентификации;
    • особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга, способствующих возникновению спонтанности и развитию эмпатийных переживаний (сочувствие содействие - соучастие);
    • способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

    Диалоговость, являясь источником рефлексии, вынуждает в процессе интерпретирования знания мыслить, обдумывая альтернативные варианты, тщательно следить за отбором аргументов, впервые обращаться к тому, что раньше не представлялось значимым. Это приводит к рождению новых смыслов, сопоставлению своего и «другого» опыта, проявлению «самокорректирующей компоненты» (Липман, 1999), которая, будучи включенной в практику, побуждает поиск корректирующих процедур и, следовательно, содействует эффективности деятельности по управлению персоналом.

    Слушатель, обученный технологии рефлексии, приобретает способности переконструировать собственную модель управленческого поведения.

    Таким образом, формирование управленческой толерантности обеспечивает отказ от профессионального догматизма, нравственной неразборчивости, способствует терпимому отношению к социо-культурному многообразию, присущему любому педагогическому сообществу, становясь основой профессиональной позиции руководителя.

    Ямщикова Лариса Ивановна
    старший преподаватель кафедры управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

    liya53@ mail. ru

    Ермакова Галина Григорьевна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием И нститута повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

    К вопросу о диагностике формирования толерантности руководителей образовательных учреждений в процессе повышения квалификации

    Аннотация
    Рассматриваются вопросы диагностики формирования толерантности руководителей образовательных учреждений в процессе повышения квалификации: критерии, отбор диагностического инструментария, виды диагностики, индивидуальные профили толерантности.

    Ключевые слова
    толерантность, диагностика, рефлексия, диагностическая карта, индивидуальный профиль толерантности, мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, конативный компонент, рефлексивный компонент

    Переход к новой социально-экономической политике выдвигает ряд первостепенных задач развития учреждения образования: кардинальное улучшение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров, получение руководителем новых знаний и приобретение практических навыков управления учреждением в современных условиях. Исходя из специфики труда, руководитель образовательного учреждения является как субъектом учебно-познавательной и управленческой деятельности, так и носителем своеобразной индивидуальной культуры управления.

    Толерантность как профессиональное и личностное качество является ценностной характеристикой управленческой деятельности, т.к. выражает стратегию управления, ориентированную на сохранение человеческого достоинства в ситуациях вариативности принятия управленческого решения. Несмотря на наличие определенного количества научных трудов по проблеме управленческого профессионализма, остается научно и методически необеспеченным вопрос о формировании управленческой толерантности руководителей образовательных учреждений и о диагностике ее формирования в процессе повышения квалификации субъектов управления.

    Формирование толерантности руководителей образовательных учреждений обеспечивает специально организованный образовательный процесс на курсах повышения квалификации. Разработанная нами модель процесса формирования толерантности слушателя включает различные виды и формы деятельности, находящиеся во взаимодействии:

      внешние (при повышении квалификации руководителя в системе в ИПК и ППРО ОГПУ; при организованной научно-методической поддержке);

      внутренние (актуализирующие управленческую рефлексию, способствующую возникновению потребности руководителя в профессиональном управленческом самообразовании).

    Целью опытно-экспериментальной работы, построенной с учетом разработанной нами структурно-содержательной модели формирования толерантности руководителя ОУ, является исследование толерантности как профессионально-личностного качества руководителя образовательного учреждения.

    Задачи:

      Организация условий, обеспечивающих формирование толерантности руководителей образовательных учреждений в процессе повышения квалификации;

      Разработка диагностической карты сформированности толерантности руководителей образовательных учреждений;

      Создание типологии индивидуальных профилей толерантности руководителей ОУ.

    Толерантность как объект диагностирования представлен в исследованиях Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой, (измерение форм социального взаимодействия личности) ; А.Г. Асмолова (выявление уровня толерантности) ; Е.Ю. Клепцовой (толерантность в аспекте управленческой деятельности) ; Г.Г. Ермаковой (толерантность как показатель рефлексивности руководителя) .

    Диагностическая карта сформированности толерантности руководителя ОУ является разработкой авторов представленной публикации.

    Таблица №1. Диагностическая карта сформированности толерантности руководителя ОУ

    № п/п

    Компоненты толерантности

    Показатели сформированности толерантности

    Характеристики, параметры измерения

    Инструментарий

    Мотивационно-ценностный

    - Субъектность мотивации

    - Профессиональная идентификация

    Наличие побудительных мотивов к конструктивному управлению;

    Принятие «другого» как носителя иных ценностей;

    Нацеленность на профессиональное саморазвитие;

    Преданность и критичность по отношению к групповым ценностям.

    Методика выявления уровня толерантности А.Г. Асмолова (методика В.С. Магун, М.С.Жамкочьян, М.М. Магура «Оценка эффективности тренинга толерантности»)

    Когнитивный (познавательный)

    Знание о многообразии профессиональной, социальной и личностной, культурной идентичности;

    Знание о множественности форм демократических процессов и демократического управления.

    Знание о толерантности как о профессионально – значимом ценностном качестве руководителя;

    Знание механизма установления толерантных отношений в коллективе;

    Отказ от профессионального догматизма.

    Понимание сущности толерантного управления;

    Степень выраженности профессиональной позиции руководителя;

    Терпимое отношение (позиция) к многообразию организационных моделей поведения.

    Осознание права на принятие независимого и ответственного управленческого решения;

    Знание механизмов примирения, мирных способов разрешения конфликтов.

    Проявление успешности в разрешении профессиональных затруднений в процессе управления.

    Анкета и опросник «Черты толерантной личности», предложенные Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, Л.Н. Турбиной, Л.И, Паиной и др.

    Конативный (поведенческий)

    Готовность к расширению поля взаимодействия с субъектами внешней и внутренней среды;

    Диалоговость общения как стиль управления;

    Сформированность конфликтологической компетенции .

    Поликультурное, социальное и педагогическое, управленческое сотрудничество;

    Стремление к расширению информационного поля взаимодействия;

    Способность интерпретировать и принимать поведение «другого»;

    Проявление конструктивной реакции на нестандартное развитие процесса, ситуации;

    Собственно толерантное поведение руководителя осуществляемое на основе личного свободного выбора, с доминированием нравственного компонента.

    Методика экспертных оценок на исследование терпимого отношения руководителей ОУ к различным субъектам педагогической деятельности Клепцовой Е.Ю.

    Решение управленческих задач в решении конфликтных ситуаций.

    Моделирование управленческого поведения в конфликтной ситуации.

    Рефлексивный

    Целостность собственно управленческого поведения (соответствие в целях, содержании, методах осознания себя как субъекта управленческой деятельности);

    Действенность отношения к себе как субъекту управленческой деятельности.

    Способность к профессиональному самопроектированию.

    Согласованность мотивационного и операционального в управленческом поведении и способах принятия управленческих решений.

    Интернальность как видение в самом себе причин профессионального успеха – неудачи.

    Переосмысление понимания себя в привычных управленческих ситуациях.

    Переакцентировка с одной системы управленческих ценностей на другую.

    Переоценка собственных обязанностей, возможностей, желаний, стремлений.

    Переструктурирование управленческих отношений в организацию делового партнерства.

    Новый, осмысленный способ управленческого мышления и поведения.

    Игровые технологии

    (игровая школа В. Дудченко)

    Тренинг деловой интерпретации поведения деятельности «другого» (Е.А. Стрельцова)

    Ролевые инновационные игры.

    Методики самооценки толерантности.

    Результатом проведенного нами исследования сформированности толерантности руководителей курсов повышения квалификации с использованием разработанной нами диагностической карты позволило нам создать типологию индивидуальных профилей толерантности в соответствии с компонентами ее составляющими:

    Первый тип «мотивационно-ценностный» характеризуется принятием ценности «другого», «иного», являющегося мотивом профессионального поведения и деятельности управленца;

    Второй тип индивидуального профиля толерантности руководителя ОУ: «когнитивный» характеризуется выраженной сформированностью знаниевой компоненты о множественности форм демократических процессов и демократического стиля управления как нормы, принимаемой субъектом управления;

    Третий тип индивидуального профиля руководителя ОУ: «конативный» (поведенческий) характеризуется проявлением конструктивной реакции на нестандартное развитие процесса, ситуации;

    Четвертый тип индивидуального профиля руководителя ОУ: «рефлексивный» характеризуется готовностью к самосовершенствованию и самопроектированию через обретение ценностного смысла толерантного взаимодействия в управлении.

    В нашем исследовании выявлена представленность индивидуальных профилей толерантности руководителей - слушателей курсов ИПК и ППРО ОГПУ (на момент начала эксперимента), которая выглядят следующим образом:

    Таблица 2. Представленность индивидуальных профилей толерантности руководителей на момент начала эксперимента

    Профили

    Количественные показатели (%)

    Мотивационно-ценностный

    Когнитивный

    Конативный

    Рефлексивный

    Таким образом, результаты нашего исследования на начальном этапе продемонстрировали недостаточность сформированности мотивационно-ценностного и рефлексивного компонента в обнаруженных нами индивидуальных профилях толерантности. Поэтому сам процесс формирования толерантности руководителей ОУ был направлен на формирование и коррекцию именно этих компонентов посредством организации системной, целенаправленной, пролонгированной работы преподавателя со слушателем – руководителем ОУ.

    По результатам формирующей деятельности при повторном диагностировании нами обнаружено следующее:

      наибольшей коррекции (формированию) подвержен мотивационно-ценностный компонент толерантности: появление интереса к формированию собственной толерантности; признание ценности толерантности как профессионально-личностного качества у современного руководителя ОУ;

      в когнитивном профиле толерантности зафиксирована устойчивость проявления выявленных нами ведущих характеристик этого компонента (отсутствие значительной динамики);

      некоторые изменения получены в конативном профиле толерантности руководителя: что выразилось в переходе от обременения стереотипами восприятия внешней картины поведения подчиненных к интерпретации их поведения на основе овладения технологиями диалогового взаимодействия;

      наиболее проблемным, затруднительным с точки зрения формирования остается рефлексивный компонент: сказывается недостаточная развитость рефлексивной культуры руководителей ОУ, малый опыт работы с самим с собой как инструментом профессионального развития, что предполагает продолжение начатой работы в условиях самостоятельной деятельности слушателя.

    Итак, динамика сформированности толерантности руководителей ОУ по результатам формирующего эксперимента выгляди следующим образом:

    Таблица №3. Динамика сформированности толерантности руководителей ОУ

    Профили

    Количественные показатели на начало эксперимента (%)

    Количественные показатели на конец эксперимента(%)

    Мотивационно-ценностный

    Когнитивный

    Конативный

    Рефлексивный

    На основе разработанной диагностической карты сформированности толерантности руководителей ОУ, а также типологизации индивидуальных профилей нам удалось определить динамику сформированности толерантности. Сравнительный анализ результатов сформированности толерантности руководителей образовательных учреждений показывает хотя и незначительную, но положительную динамику, что свидетельствует о результативности организованного процесса формирования толерантности.

    Литература

      Магун В.С. Оценка эффективности тренинга толерантности как средства воздействия на сознание старшеклассников. /В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура //На пути к толерантному сознанию /под ред. Асмолова А.Г. -М.: Смысл. - 2000. - 278с.

      Солдатова Г.У. Программа тренинга «Учимся толерантности». На пути к толерантному сознанию. /Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М.: Смысл. - 2000. - С.182

      Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. /Е.Ю. Клепцова. - М.: Акад. Проект. - 2004. - 174с.

      Ермакова Г.Г. Конфликтологическая компетентность руководителя. / Г.Г. Ермакова. – Оренбург: ОГПУ. – 2001. – 123с.

    Рекомендовано к публикации:
    Н.В. Назаров, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
    А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

    _____

    Larisa I . Yamschikova
    T eacher of the Educational Management Chair at the Post graduate Education Institute, Orenburg State Pedagogical University , Orenburg
    liya53@ mail. ru

    Galina G . Ermakova
    Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer of the Educational
    Management Chair, at the Post graduate education institute, Orenburg State Pedagogical University , Orenburg

    Up to the question of the school leader tolerance forming in the process of post graduate education

    The diagnosis of tolerance formation heads of educational institutions in the process of training: criteria for selection of diagnostic tools , diagnostics, individual profiles of tolerance.

    Key words: tolerance, diagnostics, reflexion, diagnostic card, individual profiles of tolerance, motive-valuable component, cognitive component, conative component, reflexive component.

    1

    В статье рассматривается сущность современного понимания профессии менеджера. На основе анализа компетенций, формируемых у менеджера в вузе, согласно государственному образовательному стандарту направления подготовки бакалавра 080200 «Менеджмент», его функций, выполняемых в организации, требований, предъявляемых к менеджеру как к работнику «Профессиональным стандартом управляющего (руководителя) организации», разработанного в 2010 году Научным центром сертификации управляющих, установлено, что современный менеджер должен уметь грамотно организовать работу других сотрудников, эффективно работать с клиентами, уметь договариваться, уметь улаживать конфликты, постоянно совершенствовать личностные качества, что помогает менеджеру быть успешным. Для этого он должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками, уметь применять их на практике, а также развивать профессионально важные качества. Выявлено, что важным качеством для эффективной работы менеджера является толерантность. Доказано, что толерантность – профессионально важное качество менеджера, сформированность которого обеспечивает успешное осуществление профессиональной деятельности менеджера, помогает ему быть конкурентоспособным.

    толерантность

    профессионально важное качество

    менеджер

    1. Атлас профессий. URL: http://www.rabota-enisey.ru/atlas/prof_catalog/manager (дата обращения: 8.07.2015).

    2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003.–528с. с.

    3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Т.4. – М.: Русский язык, 1998. – 88 с.

    5. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 440с.

    6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный в 2 т. Т1: А-О, Т.2: П-Я. – М.: Русский язык, 2000. – 1233c. URL: http://www.efremova.info (дата обращения: 1.08.2015).

    7. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 278 с. URL: http://www.alleng.ru (дата обращения: 2.08.2015).

    8. Маслова Г. Г. Воспитание толерантности как фактор развития личности: дис. ... канд. пед. наук. – Псков, 2006. – 234 с. URL: http://www.dslib.net (дата обращения: 10.07.2015).

    9. Мондарева Е.З. Формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач (На материале обучения иностранному языку): дис. ... канд. пед. наук: Калининград, 2002. – 207 c. URL: http://www.dslib.net (дата обращения: 10.07.2015).

    10. Профессиональный стандарт управляющего (руководителя) организации. URL:http://www.e-biblio.ru/(дата обращения: 12.07.2015).

    11. Словарь бизнес-терминов. URL:http://dic.academic.ru(дата обращения: 12.07.2015).

    12. Справочно-аналитический портал «Образование в области менеджмента» (ВСЕВЕД). URL:http://management-study.ru/management/(дата обращения: 1.08.2015).

    13. Стукалова О.В. Формирование профессиональных качеств гуманного лидера у будущих специалистов менеджмента: дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2006. – 178 с. URL: http://www.dslib.net (дата обращения: 9.07.2015).

    14. Толковый словарь иноязычных слов / под ред. Л.П. Крысина. – М.: Эксмо, 2010. – 1044с.

    15. Трофимова О.Н. Формирование профессионально значимых качеств у будущих менеджеров средствами иностранного языка в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. – Чебоксары, 2008. – 231 с. URL:http://www.dslib.net (дата обращения: 9.07.2015).

    16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 5.07.2015).

    17. Шадриков В.Д. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательская корпорация «Логос»,1996. – 320 с.

    18. Ямпoльcкая Д.О., Зoнис M.М. Менеджмент. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 160 с. URL:http://www.inventech.ru(датаобращения: 10.07.2015).

    19. Immunological tolerance, вкниге: Les prix Nobel en 1960, Stockh., 1961, pp. 125–134. URL: http://unienc.ru/(дата обращения: 5.07.2015).

    Профессия менеджера сегодня очень популярна. На основе анализа данных о количестве поступающих с сайтов Приемных комиссий разнопрофильных вузов (например, ПсковГУ, НовГУ, САФУ, ВТУ) примерно 40-45 % абитуриентов подают заявления на факультеты менеджмента. В свою очередь данные сайтов кадровых агентств указывают, что «примерно 40 % вакансий на рынке труда составляют позиции менеджеров различных направлений и уровней подготовки» . Действительно высокий спрос на менеджеров, а также универсальность данной профессии позволяет выпускникам, получившим данную квалификацию, работать практически во всех отраслях народного хозяйства: от предприятий экономики и бизнеса до государственных структур и организаций.

    Проанализируем сущность современного понимания профессии менеджера. Слово «manager» в переводе с английского означает «управлять, заведовать, стоять во главе». «Новый словарь русского языка» определяет менеджера как «1) Специалиста в области управления производством, предприятием и т.п.; 2) Организатора творческой, спортивной и т.п. деятельности какого-либо коллектива или отдельного лица» . В Словаре бизнес-терминов «менеджер - квалифицированный специалист, наемный работник, управляющий компанией, фирмой, банком, структурным подразделением, направлением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью» . Атлас профессий указывает, что «менеджер занимается профессиональной организаторской деятельностью, осуществляет руководство деятельностью других людей в процессе выполнения ими работы» .

    К основным функциям менеджера принято относить следующие: планирование, организация, управление и контролирование в компании или подразделении . Однако современные экономические условия определяют направления деятельности менеджера. Если еще 20 лет назад было важно организовать сам процесс на предприятии, то сейчас возросло внимание к результату деятельности. Инновационные процессы, использование новых высоких информационных технологий и технических средств требуют нового, более высокого уровня квалификации кадров менеджеров. Децентрализация управления дает свободу менеджеру, он может формировать новые внутренние сетевые структуры управления в виде команд, рабочих групп для решения рабочих задач. Из-за увеличения миграции населения коллективы часто становятся многонациональными. Управление таким коллективом требует высокой культуры и профессионализма менеджера. Благодаря расширению внешнеэкономических связей многие предприятия имеют международных партнеров. В условиях жесткой конкуренции важным становится создание имиджа предприятия, умение работать с клиентами и партнерами. Это является задачами менеджера. Согласимся с Д.О. Ямпoльcкой, M.М. Зoнис, что «человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.» . Среди этих принципов авторы выделяют «лояльность к работающим; 100 % ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента; коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали; атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих; постоянное обучение всех, везде и всегда; долевое участие каждого работающего в общих результатах; своевременная реакция на изменения в окружающей среде; методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой; переход от авторитарного стиля руководства к лидерству; непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности; умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.; этика бизнеса; честность и доверие к людям; использование в работе фундаментальных основ менеджмента; видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть; качество личной работы; постоянное самосовершенствование» [Там же].

    Е.А.Климов утверждает, что сегодня важнейшими требованиями к менеджерам относятся: профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента; знание техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация по виду и характеру своей деятельности; знание экономики и права, психологии и педагогики; владение навыками администрирования; умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения. Важны также организаторские качества, умение работать с людьми .

    Как констатирует О.В. Стукалова, «современные изменения в окружающей среде, интернационализация экономики, внедрение нового поколения информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существования многообразия работников, возникающие этические проблемы привели к изменению парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства человека в организации, его знаний, умений, навыков для эффективного выполнения работы» . По мнению многих экономистов, например, В.Д. Дорофеева, А.Н. Шмелева и др., «профессиональное развитие управленческих кадров - стратегическая задача бизнеса. Это является ключевым элементом любого успешного бизнеса и влияет на показатели его эффективности и рыночной привлекательности» . По утверждению Е.З. Мондраевой, «эффективный менеджер проявляет себя как талантливый, компетентный, активный, уверенный в себе, социализированный адепт организации, противостоящий глупости, бездарности и социальной неразберихе, способный принимать неординарные решения в неопределенной ситуации. Для того чтобы выпускник высшего учебного заведения мог добиться успеха и преуспеть в своей профессиональной деятельности, необходимо формировать профессионально важные качества еще в вузе» . Таким образом, реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам менеджера по разным направлениям: в работе с коллективом в качестве руководителя, с клиентами и партнерами, а также в работе над собой - самоменеджмент. Менеджер должен постоянно совершенствовать свои профессиональные качества.

    Профессия менеджера относится к системе «Человек - Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Проанализировав государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 080200 «Менеджмент», а также «Профессиональный стандарт управляющего (руководителя) организации», разработанный в 2010 году Научным центром сертификации управляющих, мы обнаружили, что в списке компетенций, необходимых для формирования менеджера, а именно: ОК 19, ОК 22, ПК 5, ПК 6, ПК 7, ПК 14, ПК 25, ПК 37(по ФГОС ВПО по направлению 080200 «Менеджмент»), а также при описании требований всех квалификационных уровней с перечнем единиц профессионального стандарта (согласно «Профессиональному стандарту управляющего (руководителя) организации» обозначено, что профессиональный менеджер должен быть готов к кооперации с коллегами, работе в команде (ОК 7, ПК 5, ПК 7), способен осуществлять деловое общение (ОК 19), придерживаться этических ценностей (ОК 22, ПК 37), владеть различными способами разрешения конфликтов (ПК 6), способностью выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК 25) . В списке квалификационных требований «Профессионального стандарта управляющего (руководителя) организации», который основывается в том числе на требованиях госстандарта, есть перечень единиц профессионального стандарта, где менеджер также должен уметь устранять конфликтные ситуации (8А.2; 6 Д.3.; 5/1В.5.), уметь взаимодействовать с другими людьми (8Д.1; 7 С.1; 7 С.2.; 5/2 С.1.; 5/2С.2.; 5/1С.2.), формировать этические ценности в своем коллективе (7 А.2., 7 А.5; 6 А.2.; 6 А.6) . На основе анализа компетенций, формируемых у менеджера в вузе, его функций, выполняемых в организации, требований, предъявляемых к менеджеру как к работнику, мы установили, что современный менеджер должен уметь организовать работу других сотрудников, эффективно работать с клиентами, уметь договариваться, уметь улаживать конфликты, постоянно совершенствовать личностные качества, которые помогают менеджеру быть конкурентоспособным. Для этого он должен обладать не только соответствующими знаниями, умениями, навыками, применять их на практике, но и развивать профессионально важные качества.

    По мнению многих исследователей, как например, А.Г. Асмолова, Е. Добрыниной, С.Н. Емельянова, А.А. Погодиной, Г.У. Солдатовой, Л. Трубиной, Н.Н. Федотовой и др., способность конструктивного взаимодействия с другими людьми, сотрудничеству, неконфликтность, готовность к межличностной и межкультурной коммуникации являются характеристиками такого явления, как «толерантность». Таким образом, для эффективного, профессионального выполнения своих функций менеджеру необходимо обладать толерантностью. Чтобы понять, каким образом толерантность помогает менеджеру в работе, необходимо определить сущность данного понятия.

    Понятие «толерантность» в разных языках, культурах имеет небольшие различия, но общий смысл заключается в готовности быть терпимым, снисходительным, способным признавать отличия. Следует заметить, что расхождения между русским «терпимость» и европейским «толерантность» все же существуют. Русское «терпеть» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля и «Новом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой описывается как «страдать, выносить» , а в европейских языках «толерантность» трактуется как «воспитанность», некая нравственная категория, требующая не просто самоограничений, а позволяющая относиться к другому с позиций равного .

    Термин «толерантность» - относительно молодой в науке. Слово «толерантность» было введено в медицине в 1953 английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям . Позже его стали использовать не только в медицине, но и в педагогике, философии, социологии, политологии, психологии и др. К настоящему времени сложились различные подходы к определению толерантности в зависимости от специфики дисциплины и теоретических основ, в рамках которых рассматривается это понятие. В педагогике, например, толерантность занимается вопросами взаимодействия с другими людьми, готовностью к сотрудничеству, способностью понять, сопереживать, принять таким, какой есть. Нам близка позиция исследователя толерантности Г.Г. Масловой, которая считает, что толерантность - не пассивное покорение мнению других, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости для достижения взаимопонимания с людьми различной культурной, национальной, религиозной или социальной среды, это один из главных нравственных принципов гражданского общества . Такая трактовка соответствует определению «Декларации принципов толерантности», принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, согласно которой толерантность - это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» .

    Анализируя диссертационные исследования современных авторов на предмет определения понятия «толерантность», мы пришли к выводу, что ряд авторов вслед за А.Г. Асмоловым, В.В. Бойко, Г.У. Солдатовой, а именно: В.Г. Гималиев, Е.П. Непочатых, А.Н. Третьякова и др. описывают толерантность как качество личности, которое характеризуется устойчивостью, способностью позитивно воспринимать других людей. Толерантность в их исследованиях характеризуется наличием системы позитивных установок на межличностное и межкультурное взаимодействие, уважения и терпимости к культуре, обычаям, ценностям других людей. Данные авторы говорят о толерантности как о необходимом условии продуктивной коммуникации, где участники умеют тактично выражать свои взгляды, признавать точку зрения друг друга, уметь разрешать конфликтные ситуации. Изучая проблему эффективности деятельности менеджера, мы пришли к выводу, что толерантность - это профессионально важное качество менеджера, которое проявляется в поведении и поступках и выражается бесконфликтным взаимодействием, готовностью и способностью к конструктивному диалогу. Толерантность - это система позитивных установок на межличностное и межкультурное общение, взаимодействие, партнерство, сотрудничество, способность к конструктивному диалогу, разрешению конфликтов и их предотвращению. Толерантность предполагает терпимость, в основе которой признание универсальных прав и основных свобод человека, уважение чужих ценностей, принятие другого, не отказываясь от собственной позиции. Толерантность способствует расширению круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими людьми. Толерантность - это активная нравственная позиция, а также умение управлять своим поведением (своими эмоциями, мыслями, психическим состоянием). Именно толерантность как сформированное качество помогает менеджеру эффективно выполнять свои профессиональные функции, взаимодействуя с другими людьми: вышестоящим руководством, подчиненными, клиентами, поставщиками и т.д., т.е. толерантность становится для менеджера профессионально важным качеством.

    Понятие профессионально важные качества (ПВК) было введено В.Д. Шадриковым. «Профессионально важное качество - целостное личностное образование, сформированность которого обеспечивает успешное осуществление данной профессиональной деятельности» . Согласимся также с Е.А.Климовым, который отмечает, что «профессионально важные качества имеют качественную и количественную стороны, которые формируются в рамках системы, задаваемой ситуацией профессионального развития, на основе содержания и условий, в которых осваивается профессиональная деятельность» .

    На основании диссертационных исследований, посвященных изучению ПВК менеджеров, а именно О.А.Бабенко, И.Н.Горностаевой, Г.В.Петрук, Л.В.Соколовой и др., можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, коммуникативные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

    На основе анализа компетенций, необходимых при освоении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200 «Менеджмент», а также требований к профессиональной деятельности менеджера согласно «Профессионального стандарта управляющего (руководителя) организации», мы определили, что толерантность как «совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности» , является профессионально важным качеством, которое необходимо менеджеру для эффективного выполнения своей работы. Толерантность как профессионально важное качество имеет соответствующие характеристики: это целостное личностное образование, имеет качественную и количественную характеристики, формируется в специально созданных условиях. Толерантность - это то качество, которое помогает взаимодействию с другими людьми. Для менеджера - это наиважнейшее качество, т.к. насколько это взаимодействие будет эффективным, зависит успешность профессиональной деятельности менеджера. Таким образом, толерантность, исходя из определения данного понятия и характеристики его как профессионально важного качества, является именно тем профессиональным качеством, сформированность которого обеспечивает успешное осуществление профессиональной деятельности менеджера.

    Рецензенты:

    Кужанова Н.И., д.п.н., профессор, декан механико-машиностроительного факультета, зав. кафедрой «Техносферная безопасность» ПсковГУ, г. Псков;

    Светенко Т.В., д.п.н., профессор, директор МОУ «Псковская лингвистическая гимназия», профессор кафедры педагогики ПсковГУ, г. Псков.

    Библиографическая ссылка

    Воднева С.Н. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО МЕНЕДЖЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21600 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»