• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Оценка 360 градусов - оптимальное решение, имеющее целью сбор данных о каждом сотруднике и о компании в целом для улучшения результатов работы персонала. Во время применения метода «360 градусов» каждый участник проводит самооценку, а также оценивается коллегами, подчиненными и руководителем), а также клиентами, с которыми этот сотрудник непосредственно связан в работе (опционально). Кто именно будет оценивать сотрудника, зависит от цели исследования.

    Оценка персонала методом 360 градусов позволяет сравнить оценки, которые сотрудник указал во время самооценки, с результатами, зафиксированными его окружением, и сделать необходимые выводы относительно своих сильных качеств и зон развития, а также получить разносторонние мнения о своей работе.
    Данные, доступные после проведения этого мероприятия, может также использовать руководитель сотрудника: по результатам опроса он видит сводную информацию о своем подчиненном, на основе которой может предложить ему индивидуальный план развития (PDP).

    Метод оценки 360 градусов состоит из нескольких ступеней:

    1. Подготовительная часть. Формирование или выбор анкеты, выбор окружения сотрудника, которое будет участвовать в опросе.
    2. Вводная часть: беседа с участниками мероприятия для объяснения целей и методики опроса.
    3. Опрос участников, подведение итогов и подготовка отчетной документации.
    4. Обратная связь сотрудникам, участвовавшим в мероприятии.

    Следует уделить особое внимание этапу обратной связи, вовлекая в этот процесс опытного эксперта, чтобы не допустить досадных оплошностей и провести ее максимально эффективно.

    Оценка по методу 360 градусов проводится для того, чтобы:

    • Сформировать план индивидуального развития сотрудников, участвующих в исследовании.
    • Проанализировать и выявить объем инвестиций в развитие профессиональных качеств того или иного сотрудника.
    • Сформулировать план действий по созданию кадрового резерва.
    • Выявить методы, способствующие успешной работе специалиста, работающие на повышение его стремления работать, вовлеченности в рабочий процесс.
    • Обеспечить лучшее взаимопонимание между работником и руководителем с помощью механизма обратной связи.

    Обратная связь, осуществляемая методом 360 градусов, имеет свои плюсы и минусы.

    Преимущества метода оценки «360 градусов»:

    • Возможность объективно оценить сотрудника, рассматривая мнения нескольких участников процесса.
    • Финансовая выгода: возможность проведения опроса усилиями внутренних сотрудников.
    • Равноправие участников: в опросе не только руководитель «рисует» профессиональный портрет подчиненного, но и подчиненный высказывает свою позицию относительно работы руководителя.
    • Безымянность участников: сотрудники сохраняют режим анонимности, что позволяет свободно выражать мнение.

    Ограничения метода:

    • Нельзя применять для таких изменений в работе сотрудника, как перевод, увеличение дохода, увольнение.
    • При применении метода речь идет о компетенциях работника, не включая его успешные результаты.
    • Происходит оценка только признаков, актуальных на данный момент, без предвидения дальнейшего развития ситуации.
    • Воздействие самостоятельной оценки сотрудника на итог опроса (если самооценка завышена или занижена, данные исследования могут не обладать 100%-ой достоверностью).

    Для снижения влияния слабых сторон метода рекомендуется совмещать «360 градусов» с такими методами, как проведение ассессмент-центров, интервью, наблюдение, прохождение тестов способностей (числовой тест, вербальный тест и др.).

    Оценка персонала 360 градусов будет эффективна в случаях, когда:

    • в компании применяется демократический стиль работы;
    • руководство приветствует выполнение работы командой, совместными усилиями;
    • большинство сотрудников работают продолжительное время;
    • в компании развита корпоративная культура;
    • благоприятная атмосфера в коллективе.

    «360 градусов»: метод оценки от SHL

    Специалисты SHL разработали инструмент - опросник «360 градусов» , с помощью которого проводится эффективная оценка как отдельного сотрудника, так и команды специалистов. По итогам применения опросника будут выявлены оптимальные варианты дальнейшего развития сотрудников, учитывая области ограничения и направления развития компетенций.
    Вы можете привлечь к организации и проведению опроса методом «360 градусов» команду экспертов SHL или выполнить исследование самостоятельно, в режиме онлайн,

    Что такое Оценка 360 градусов

    Оценка 360 градусов - это оценка компетенций сотрудника руководителем, подчиненными, коллегами, клиентами (внешними и внутренними), поставщиками, самим сотрудником.

    Впервые метод 360 градусов был предложен Питером Уордом в 1987 году.

    Первое определение, которое он дал этому методу:

    Оценка 360 градусов это - систематический сбор информации о работе индивидуума (или группы), получаемой от некоторого числа лиц, заинтересованных в его работе, и обратная связь по ней. По замыслу автора метода сфера его применения может быть очень широка:

      саморазвитие и индивидуальное консультирование (получение обратной связи позволяет сотруднику скорректировать свое поведение и наметить сферы развития);

      командообразование (имеется в виду командная обратная связь, позволяющая определить сильные и слабые места команды, до начала командной работы);

      управление эффективностью работы (регулярная обратная связь позволяет человеку судить, насколько повысилась его эффективность работы);

      стратегическое и организационное развитие (возможность определить точки, где особо требуется развитие, применение метода 360 градусов в этом ключе основывается на том, что изменяя поведение конкретных людей, можно изменить образ действия организации в целом);

      оценка эффективности тренингов и других обучающих мероприятий (проводится после тренинга, вопросы направлены на определение на уровне поведения какие произошли изменения в поведение сотрудника после прохождения тренинга);

      оплата труда (не используется на 100 процентов при определении размера оплаты).

    Для чего сейчас в компаниях применяется оценка 360 градусов, плюсы и минусы этого метода и рекомендации как с ними бороться, изложены в этой статье.

    Метод 360 градусов используется как самостоятельно, так и как дополнительный метод к другим оценочным процедурам.

    Метод 360 градусов применяется:

      для определения потребности в обучении сотрудника, тех компетенций, которые необходимо развить, создания планов индивидуального развития;

      текущей оценки деятельности по заданным критериям выполнения работы на данном рабочем месте за определенный период времени (как правило, совместно с оценкой по целям или оценкой результативности);

      для подбора проектной команды или выявления сотрудников, способных работать над сложными проектами;

      для формирования кадрового резерва, лучше совместно с профессиональными тестами, профильными кейсами, assessment-центром (т. к. методика 360 градусов оценивает качества, проявляемые в прошлом, а для оценки кадрового резерва нужно спрогнозировать, как человек поведет себя в будущем в новой должности).

    По результатам оценки 360 градусов можно сделать выводы:

      о характере взаимодействия между подразделениями, выявления конфликтных ситуаций;

      насколько человек вписывается в корпоративную культуру организации и существующий коллектив;

      насколько адекватна самооценка человека.

    Не используется напрямую для разработки системы оплаты труда и начисления премий (т. к. методика может выявлять только личностные качества и не подходит для определения квалификации специалистов и стоимости, которую они приносят компании).

    Основные условия необходимые для успешного проведения оценки 360 градусов:

      сплоченный коллектив, доверительные отношения между сотрудниками;

      отсутствие выраженной текучести персонала (сотрудники проработали вместе как минимум 1 год);

      обеспечение анонимности оценки (уверенность сотрудников в том, что их оценки не будут разглашаться);

      предварительная разъяснительная работа с сотрудниками о целях оценки (цель должна быть сформулирована перед началом оценки и донесена до сотрудников, информированность снизит стресс от проводимой оценки и позволит получать более объективные данные);

      обязательная обратная связь по итогам оценки (должна проводиться не позднее одного месяца после проведения оценки, в этот период она остается актуальной и значимой для сотрудника);

      обязательная реализация решений по итогам оценки (оценка ради самой оценки не имеет смысла, четкий контроль проведения решений позволит сделать оценку инструментом развития персонала);

      результаты оценки должны быть направлены на развитие, (только так можно будет получать не завышенные результаты оценки, в оценке 360 градусов это основной недостаток с которым приходится бороться, как правило, проходит 2–3 оценки, прежде чем в сознании у работников закрепится мысль, о том, что 360 градусов несет только положительные моменты).

    Преимущества метода:

      получение разносторонней оценки для одного сотрудника (сотрудник получает оценку от людей, с которыми непосредственно сталкивается при выполнении своей работы, в отличие от других методов круг оценивающих значительно расширен);

      демократичность метода (не только руководитель оценивает подчиненных, но и подчиненные могут его оценить, это повышает лояльность сотрудников к организации, для них это показатель того, что к их мнению прислушиваются);

      создание и укрепление доверительных отношений с клиентами (это возможность еще раз показать, что организация работает над улучшением обслуживания клиентов);

      моделирование критериев оценки под требования корпоративных стандартов (в качестве критериев выступают компетенции, разработанные для конкретной организации).

    Недостатки метода

    У каждого метода есть свои границы применения, это обязательно нужно учитывать при выборе метода оценки. Итак, недостатки метода 360 градусов:

      не используется напрямую для основных кадровых решений: перевод на другую должность, увольнение, повышение заработной платы;

      оценивает только компетенции, а не достижения сотрудника;

    Устранение этих 2 недостатков - использование метода в качестве дополнения к другим методам оценки.

      требуется обеспечить высокую степень конфиденциальности;

    Для решения этой проблемы можно привлекать внешние организации, которые занимаются сбором информации и предоставлением результатов оценки. Либо продумать методику сбора данных в организации, в которой учитывается принцип конфиденциальности. Все чаще сейчас используются автоматизированные системы оценки персонала, благодаря которым значительно облегчается процесс собора и обработки информации.

      сложно получить откровенную информацию коллег в оценке (особенно мнение подчиненных о руководителе);

    Как правило, подчиненные высоко оценивают своих руководителей, даже не смотря на то, что четко соблюдается принцип конфиденциальности. Исправить эту ситуацию можно с помощью веса оценки подчиненных. Снизив вес оценки подчиненных по отношению к весам оценок руководителя или коллег, можно серьезно скорректировать итоговый результат.

    Для начала, по традиции, немного теории

    «360 градусов» – это мониторинговая методика оценки персонала, которая заключается в определении того, насколько тот или иной сотрудник соответствует занимаемой должности при помощи его внутренней рефлексии, а также опроса рабочего окружения сотрудника. Появившись в конце XX века «360 градусов» завоевала широкую популярность. Причина тому – высокая эффективность, потому что отдельного сотрудника оценивает целая группа – руководители, подчиненные, рядовые сотрудники и, конечно, он сам. Таким образом, мы получаем развернутую характеристику человека, служащую почвой для дальнейших организационных решений.

    Итак, перед началом подробного разбора отметим, что данная методика применима не во всех компаниях и коллективах. Доминирование авторитарного стиля управления, отсутствие традиций групповой работы, низкий уровень трудовой (прощу заметить, не корпоративной) культуры и общая дистанцированность сотрудников друг от друга лишают смысла применение «360 градусов». В других же случаях ее использование более чем оправдано.

    Для большей наглядности обратимся к конкретному примеру

    Итак, проводился опрос сотрудников одной IT-компании, занимающейся разработкой мобильных приложений.

    Решаемые задачи были следующими:

    1. определение степени эффективности команды разработчиков;
    2. истинного уровня их компетенции;
    3. необходимости дополнительного обучения отдельных членов коллектива.

    На первом этапе велась разработка инструментария для опроса

    И здесь имеется следующая особенность данного метода – относительная уникальность готового инструментария. Не совершайте распространенную ошибку, не ленитесь, не скачивайте из Сети «готовые» анкеты для «360 градусов», потому что они, во-первых, не отражают специфику деятельности конкретной компании, во-вторых, данные, полученные с их помощью, поверхностны и малоинформативны для вас, в-третьих, принимать организационные решения на основе общих данных довольно трудно. Поэтому создавайте анкеты самостоятельно, закладывая в них особенности именно вашей деятельности и вашей компании, или обратитесь за помощью к специалистам для достижения максимальной эффективности исследования.

    Для получения адекватных результатов анкета составляется не только под конкретную компанию, но и под конкретную должность. Таким образом, происходит учет профессиональных обязанностей и той роли, которую сотрудник выполняет в организации. Структура анкеты (но не конкретное содержание) состоит обычно из следующих тематических блоков (компетенций):

    1. общая компетентность, включающая в себя:
      1. 1. профессионализм (основные знания и опыт в конкретной сфере);
      2. 2. управленческий блок (опционален для руководящих должностей; умение руководить возглавляемым коллективом);
    2. коммуникативная компетентность (навыки общения внутри коллектива);
    3. клиентоориентированность (опционален для соответствующих должностей; основные умения по взаимодействию с клиентами);
    4. эффективность и качество работы (эффективность достижения поставленных целей и качество результата);
    5. ориентация на развитие (способность осваивать новое и учиться на ошибках);
    6. лидерство (инициатива и лидерские качества);
    7. работа в команде (ориентированность на коллектив и преданность компании).

    Стоит заметить, что количество вопросов в каждой компетенции зависит прямо пропорционально от значимости для конкретной должности. Так, например, блоки профессионализма или эффективности работы для рядового программиста-разработчика (в случае с командой из нашего примера) будут содержать большее количество вопросов, чем категории лидерства или коммуникативности, а такие показатели, как клиентоориентированность или управленческие умения будут в принципе неактуальными для данной должности.

    При непосредственном составлении вопросов необходимо придерживаться нескольких простых правил: избегать сложных терминов и двусмысленных формулировок, использовать понятные слова и не включать вопросы с крайними формулировками. Остановимся немного на последнем пункте. По сути, анкета «360 градусов» представляет собой перечень ситуаций, возникающих в ходе рабочего процесса и взаимодействия сотрудников. А любая реальная социальная ситуация может иметь несколько исходов. Поэтому не стоит включать в анкету абсолютные формулировки, как, например, «Всегда ставит интересы компании на первый план» или «Никогда не выказывает своего раздражения подчиненным». В случае нашего примера не стоит включать в вопросы термины из сферы информатики, и не по причине их неизвестности для сотрудника (в этом-то полный порядок), а потому что они нагружают предложение, затрудняя понимание и перетягивая внимание с оцениваемого критерия на себя. Более пригодны такие формулировки, как «Отличается системным подходом при выполнении работы», «С высокой периодичностью повышает уровень своих знаний и умений», «Готов своевременно оказать помощь коллегам».

    Если мы затронули тему вопросов, то необходимо сказать и об оценочной шкале – непосредственном инструменте перевода индивидуального мнения в единицу, пригодную для дальнейшего анализа. Многими специалистами, практикующими данную методику, был однозначно признан тот факт, что необходимо избегать использования стандартной 5-балльной шкалы, т.к. ее градации сильно стереотипизированы в нашем сознании, и за время анкетирования перестроить установку человека с «3-удовлетворительно, а 5 – отлично» на «3 – нормально, 5 – отлично, но весьма редко» просто невозможно. Применение шкал с большей градацией, например, семи- или девятибалльных также не рекомендуется по причине их разной интерпретации участниками опроса. Наиболее приемлемый вариант – переход от числовой к описательной шкале. Применительно к нашему опросу коллектива программистов подобная шкала выглядела следующим образом:

    • практически никогда;
    • практически всегда.

    Отдельным обязательным пунктом идет вариант «не имею информации». Он необходим для повышения качества получаемых данных путем отсева тех, кто не видит проявлений компетенций оцениваемых сотрудников. Естественно, что при подсчете средних баллов данный вариант не учитывается.

    Другой проблемной зоной «360 градусов» является обеспечение достоверности ответов, т.к. стремление сотрудников завышать баллы и себе, и другим почти неиссякаемо. Поэтому стоит быть знакомым со средствами борьбы с этим явлением. Первое из них, так называемая шкала искренности. Приведем простой пример. Если на такие суждения, как «Не допускает ошибок в работе», «Положительно относится к любым решения начальства», сотрудник дает «крайние» ответы: «почти никогда», «почти всегда», то с большой долей вероятности он неискренен или поверхностно заполняет анкету. Если подобных ответов будет довольно много, то анкета просто исключается из общего анализа. Другим способом борьбы за достоверность является методика «вопросов-перевертышей». В данном случае от вопроса к вопросу происходит полярное изменение шкалы. В случае с нашими программистами это выглядело так:

    Отличается системным подходом при выполнении работы

    • практически никогда;
    • в некоторых ситуациях, редко;
    • примерно в половине ситуаций;
    • в большинстве случаев, часто;
    • практически всегда;
    • не имею информации.

    Поставленные задачи решает качественно и эффективно

    • практически всегда;
    • в большинстве случаев, часто;
    • примерно в половине ситуаций;
    • в некоторых ситуациях, редко;
    • практически никогда;
    • не имею информации.

    Предупрежденный о подобной конструкции анкеты сотрудник более внимательно относится к заполнению анкеты и вдумчиво читает как сами вопросы, так и шкалу ответов на них. Еще одним средством борьбы за достоверность могут стать вопросы-дубли. Их механизм крайне прост. Имеются несколько вопросов с различными словесными формулировками, но одним смысловым содержанием. В случае с командой программистов примером могут служить: «Старается проявлять инициативу», «По мере возможностей вносит новые предложения и идеи». Таким образом, в случае кардинального расхождения ответов на подобные вопросы вычленить ложь довольно просто.

    После того, как анкета благополучно составлена, начинается следующий этап – непосредственный опрос сотрудников

    Здесь также важно не совершить большую ошибку, способную свести на нет все исследование. Необходимо сохранить баланс между анонимностью оценивания и гласностью самой процедуры. На первый взгляд, кажется, что это невозможно, однако, это не так. Принцип гласности заключается в том, что всем сотрудникам объявляется о проведении соответствующего опроса, объясняются подробно его цели, механизм, а также критерии, по которым их будут оценивать. Ни в коем случае не надо пытаться провести «360 градусов» скрытно (как считают некоторые для более объективных результатов). Подобная практика принесет обратный, негативный эффект. Распространившись через неформальные каналы общения среди сотрудников, данная информация вызовет всплеск недоверия к руководству и ухудшит общую атмосферу в коллективе. Поэтому лучше объявлять о готовившемся тестировании публично, на общих собраниях. Анонимность же обеспечивается путем своеобразной «изоляции» оценивающего от оцениваемого. Раздача анкет для заполнения в офисе, опрос в конце совещания – это все неверные подходы. Находясь рядом с объектом оценки, сотрудник испытывает некий психологический дискомфорт, следовательно, становится неискренним и завышает оценки. Поэтому необходимо устранить источники прямого или косвенного влияния на заполняющего анкету. И тут нам на помощь приходят современные технологии. Специалисты в среде опросов в настоящее время рекомендуют создать анкеты в электронном формате и распространять их при помощи e-mail рассылок или специальных сервисов онлайн-опросов (например, Анкетолог), где процедуры создания инструментария, рассылки, хранения и представления первичных данных представлены комплексно. В случае с исследованием группы программистов данный вариант просто идеален, т.к. представляет для них привычную среду. Автоматизация системы позволяет повысить искренность и достоверность получаемых данных в несколько раз: респондент может заполнять анкету в удобное для себя время, вдалеке от «лишних глаз», ответы же скрываются от третьих лиц, следовательно, утечка информации маловероятно.

    Одна из распространенных преград для развития человека - неспособность посмотреть на себя со стороны. Можно ли эффективно строить карьеру и правильно себя позиционировать, если не понимаешь, каким видят тебя коллеги и руководители? Один из лучших методов в мировой управленческой и HR-практике, который позволяет решить эти задачи, - оценка сотрудников по методу «360 градусов».

    Одна из распространенных преград для развития человека — неспособность посмотреть на себя со стороны. Можно ли эффективно строить карьеру и правильно себя позиционировать, если не понимаешь, каким видят тебя коллеги и руководители? Один из лучших методов в мировой управленческой и HR-практике, который позволяет решить эти задачи, — оценка сотрудников по методу «360 градусов».

    Метод «360 градусов» называется так именно потому, что позволяет оценить сотрудника со всех сторон, «по кругу». В идеале список оценивающих выглядит так:

    • сам сотрудник, который ставит себе оценки по заданным критериям;
    • непосредственный начальник;
    • коллеги или другие руководители;
    • подчиненные (если есть);
    • в некоторых случаях — клиенты, которые общаются с оцениваемым.
    Количество вопросов и время заполнения анкет — существенные факторы успешности применения метода. Если вопросов слишком много (более 50) или они сложны для восприятия, возникает риск появления формального отношения к процедуре, люди устанут отвечать, что приведет к снижению достоверности результатов.

    Остановимся подробнее на составлении опросника.

    Вопросы-утверждения
    Большое значение имеет правильная формулировка вопросов-утверждений (анкета может состоять и из закрытых вопросов, хотя именно утверждения довольно часто представляют собой более универсальную и удобную форму). Они должны охватывать основные компетенции, которые планируется оценить. Чем нужнее для компании качество, тем больше вопросов о нем следует включить в анкету. Очень важно, чтобы они были понятны и в них не употреблялись сложные или неоднозначные термины.

    Пример неудачного вопроса-утверждения: «Толерантен к особенностям других людей», — не все отвечающие могут знать этот термин. Другой пример: «В конфликте склонен к компромиссным решениям». Ответ зависит от того, как человек понимает стратегию компромисса. Возможно, он воспринимает ее на бытовом уровне как стремление идти навстречу другим или считает ее не самой удачной, потому что предпочитает сотрудничество (особенно, если он успешно прошел тренинг управления конфликтами). В результате, оценка будет не вполне достоверной.

    При составлении вопросов-утверждений в большинстве случаев не следует использовать формулировки, предполагающие крайности в ответах («проявляется всегда», «не проявляется никогда»), поскольку тогда они не смогут быть одновременно честными, объективными и однозначными. Например:

    • «Никогда и ни в какой форме не критикует решения руководства и стратегии компании»;
    • «Всегда готов пожертвовать своими интересами ради общих»;
    • «Всегда проявляет инициативу, вносит рационализаторские предложения»;
    • «Никогда не раздражается, не проявляет отрицательных эмоций».
    Таким образом, при формулировании вопросов-утверждений рекомендуется придерживаться следующих правил:
    • избегать сложных терминов и двусмысленности;
    • использовать всем понятные слова;
    • избегать крайностей (исключение — проверка искренности и объективности отвечающих).
    Шкала оценки
    Однозначно стоит избегать 5-балльной шкалы, т. к. это приводит к проявлению школьно-студенческих стереотипов: 3 — это плохо, а 5 — хорошо. Невозможно за короткое время искренне поверить, что 3 — норма (не идеально, но соответствует требованиям), а 5 — отлично (эта оценка встречается крайне редко). Поэтому рекомендуется вообще отойти от баллов к описательным характеристикам. Кроме того, стоит использовать шкалу, в которой не более 6 баллов, т. к. при их большем количестве отвечающий может запутаться.

    Вместе со шкалой оценок должна быть и графа «Не имею информации», т. к. не у всех сотрудников есть возможность видеть проявление у коллеги абсолютно всех компетенций. Соответственно, при определении среднего балла количество реально принимаемых в расчет оценок уменьшается.

    Шкала, включающая крайние варианты («всегда» и «никогда»), позволяет увеличить валидность (достоверность) ответов.

    Обеспечение достоверности ответов

    Шкала искренности

    В анкету рекомендуется включить несколько вопросов-утверждений, не предполагающих «крайних» формулировок ответов. Они помогают выяснить искренность участников исследования. Например, невозможно дать однозначные полярные оценки в случае с такими утверждениями:

    • «Не допускает ошибок даже в мелких деталях»;
    • «Никогда не бывает пристрастным к людям, всегда избегает личных симпатий и антипатий»;
    • «Однозначно позитивно воспринимает любые решения руководства и т. п.».
    Если на эти вопросы-утверждения оценивающий дает «крайний» ответ, это говорит или о его неискренности (как правило, о завышении оценок из лучших побуждений, например из симпатии к коллеге), или о формальном подходе к анкетированию.

    Когда такой ответ встречается 1-2 раза, стоит снизить расчетный балл на 1 единицу, если же таких вариантов много, то надо исключить данную анкету из общего анализа, т. к. достоверность результатов оказывается под вопросом.

    Вопросы-перевертыши

    Некоторые склонны выбирать для оценки коллеги преимущественно одинаковые ответы. Чаще всего это не средний вариант оценки («проявляется примерно в половине случаев»), а стабильный выбор ответов типа «проявляется всегда» или «проявляется в большинстве случаев». Выбрав такой подход, сотрудник не особенно вдумывается в вопросы и отвечает формально. Избежать этого поможет включение в анкету вопросов, лучший вариант ответа на которые — «Не проявляет никогда».

    Стоит предупредить сотрудников о наличии таких «перевертышей», и это повысит вероятность корректных ответов.

    Вопросы-дубли

    Эти вопросы позволяют проанализировать оценки на предмет объективности и достоверности и исключить те, которые не отвечают этим критериям. Суть в том, что два или три вопроса имеют разные формулировки, но по содержанию абсолютно идентичны (важно, чтобы они располагались не рядом). Пример такого дубля:

    • «Умеет управлять конфликтами с позиции сотрудничества, т. е. таким образом, чтобы все стороны оказались в максимальном выигрыше»;
    • «В конфликте обычно не стремится перетянуть ситуацию в сторону своих интересов».
    Есть еще одна разновидность вопросов такого типа — близкие вопросы. Не являясь полными дублями, они предполагают разрыв в ответах не более чем на 1 балл, в противном случае результат оценивается как низкодостоверный.

    Решения на основе результатов опроса
    Стоит учитывать, что оценка по методу «360 градусов» в любом случае субъективна, поэтому не следует рассматривать ее как инструмент принятия административных решений — поощрений, наказаний, продвижений и пр. Кроме того, если сотрудники узнают о таких последствиях оценки, то ответы будут либо завышенными из-за нежелания «подставлять» коллег, либо заниженными с тем, чтобы свести счеты. В большинстве иностранных компаний, откуда и пришла данная практика, опросник «360 градусов» служит инструментом саморазвития работника или (реже) предметом совместного с его руководителем анализа.

    По итогам оценки необходимо выявить зоны:

    • А — завышенной самооценки по сравнению с оценкой окружающих;
    • Б — заниженной самооценки по сравнению с оценкой окружающих;
    • В — высокой и низкой оценки;
    • Г — различий в оценке одних и тех же компетенций у оценивающих разных уровней.
    В случаях А и Б следует выяснить у коллег и руководителей причину расхождений. Вероятный вывод — человек не может увидеть себя со стороны. Ему определенно стоит чаще инициировать получение обратной связи от окружающих, сравнивать поведение — свое и тех людей, которые рассматриваются как эталон, т. е. обладают значимыми для данной компании компетенциями.
    Ситуация В дает наиболее полное представление о сильных и слабых сторонах работника. Большой плюс в данном случае — то, что человек может увидеть себя со стороны, понять, как на него реагируют окружающие.

    Раздел Г очень важен для анализа как самим оцениваемым, так и его руководителем. Стоит четко определить причину расхождений и скорректировать свое поведение в ходе общения на тех уровнях, к которым относятся сотрудники, давшие низкие оценки. Руководителю, если его мнение существенно отличается от оценок, выставленных равными по должности или подчиненными, нужно внимательнее относиться к поведению сотрудника: сосредоточиться на достоинствах (если оценка начальника была ниже, чем у остальных) или научиться выявлять социально желательное поведение (если оценка выше).

    Приведем пример опросника, который использовался в одной из компаний (не стоит рассматривать его как универсальный, пригодный для любой организации). Попробуйте проверить себя и выделить:

    • компетенции, которые проверяются данным опросником;
    • вопросы, относящиеся к шкале искренности;
    • вопросы-перевертыши;
    • вопросы (их может быть по 2 и более), расхождение в ответах на которые не должно быть более чем на 1 балл (пример вопросов-дублей).

    Опросник по методу «360 градусов» (пример)

    Инструкция для участников опроса
    Уважаемый сотрудник!
    Этот опрос поможет вашему коллеге (оцениваемому) лучше понять свои сильные и слабые стороны, увидеть потенциал дальнейшего роста и развития. Никакие меры поощрения или наказания по результатам исследования приниматься не будут. Мы гарантируем анонимность и конфиденциальность. В связи с этим просим вас давать максимально правдивые, откровенные и обдуманные ответы. Если вы по характеру взаимодействия с этим человеком не видите проявления некоторых аспектов поведения и не можете судить о том, как он проявляет себя в описываемых ситуациях, пожалуйста, выбирайте ответ: «Не имею информации». Кроме того, часть вопросов предполагает в качестве лучшего варианта ответ «Проявляет всегда», а некоторые — «Не проявляет никогда». Будьте внимательны! Есть также несколько вопросов, ответы на которые позволят нам оценить достоверность результата; в случае низкой достоверности опросный лист придется заполнять заново, что нежелательно.
    Опрос занимает в среднем от 30 до 45 минут. Рекомендуем вам заполнить анкету сразу же от начала до конца, не отвлекаясь. Так вы сможете сэкономить время и повысить достоверность результатов. Вы можете оказать существенную помощь коллеге в понимании его сильных и слабых сторон и планировании дальнейшего развития и роста. Спасибо вам за искренние ответы!
    Вопрос

    Ответы*

    1 Способен при необходимости принимать и отстаивать непопулярные решения
    2 В случае появления проблем с клиентом, решает их самостоятельно, стремится сделать это как можно быстрее
    3 Понимает, что эффективность работы подчиненных зависит от их руководителя, стремится исправить ситуацию и предотвратить ее появление в будущем
    4 При обосновании решения рассматривает как плюсы, так и минусы, правильно рассчитывает ресурсы
    5 Повышает квалификацию только тогда, когда это предлагает руководство или отдел развития персонала
    6 При расстановке приоритетов учитывает то, что принципиально важно для бизнеса и сложно в исполнении, поэтому такую работу стремится сделать сам, а остальное делегирует подчиненным
    7 При появлении проблем стремится преодолеть их самостоятельно, находит несколько вариантов решения, умеет обосновать плюсы и минусы каждого из них
    8 В случае длительного стресса умеет поддерживать хорошую психическую форму
    9 Если возникает проблема, то в первую очередь тщательно анализирует причины и находит ответственных за их устранение
    10 Коллеги и подчиненные часто обращаются к сотруднику за советом и помощью, с ним они чувствуют себя психологически комфортно
    11 В случае появления проблем с клиентом по вине других людей или подразделений сразу переадресовывает его к виновнику проблемы
    12 В сложных ситуациях легко раздражается, может быть резким в общении
    13 Стремится получать максимально полную информацию о рынке, смежных сферах и эффективно использует эти данные
    14 Умеет эффективно действовать в условиях неопределенности
    15 Не допускает ошибок даже в мелких деталях
    16 Позитивно характеризует компанию и ее ценности в разговорах с другими людьми
    17 Умеет признавать свои ошибки и брать на себя ответственность за них
    18 Никогда не раздражается, не проявляет отрицательных эмоций
    19 Старается найти одинаковые интересы и общий язык с коллегами в решении совместных задач
    Признает свою ответственность за результат
    21 Проявляет стремление решить проблемы клиента, берет на себя ответственность в сложных ситуациях
    22 Никогда и ни в какой форме не критикует решения руководства и стратегии компании
    23 Не приветствует изменения, предпочитает проверенные, подтвержденные длительным опытом решения
    24 Всегда готов пожертвовать своими интересами ради общих
    25 В стрессовой ситуации не теряется, ищет и находит решения
    26 Если проблемы с клиентом возникли из-за неправильных действий подчиненных, старается вовлечь их в решение, научить тому, как избегать таких ситуаций в будущем
    27 Проактивен, заранее подстраивает работу своего подразделения под изменение стратегий компании
    28 Видит взаимосвязь и взаимозависимость разных подразделений и функций в организации, понимает ее интересы в целом
    29 Умеет анализировать возможности, риски, а также рассчитывать и планировать ресурсы
    30 Никогда не стремится в конфликте перетянуть ситуацию в сторону своих интересов
    Мотивирует людей, основываясь на их результатах
    32 Считает, что сотрудники должны быть профессионалами и четко действовать в рамках своих обязанностей, в противном случае с людьми надо расставаться
    33 Никогда не бывает пристрастным к людям, всегда умеет избегать личных симпатий и антипатий
    34 Умеет определять и учитывать индивидуальность подчиненного при взаимодействии и мотивации
    35 Отличается системным подходом, видит интересы организации в целом и подразделений в частности
    36 Выполняет преимущественно функции контроля, считает, что порицание и наказание - наиболее эффективные методы работы с людьми
    37 Харизматичен, использует силу своей личности для того, чтобы мотивировать подчиненных
    38 Подчиненные заметно прогрессируют с момента прихода этого человека в компанию
    39 Заранее формирует штат персонала, правильно определяет потребность в сотрудниках
    40 Настроен мотивировать персонал, грамотно выбирает соотношение поощрения и порицания
    41 Умеет управлять конфликтом с позиции сотрудничества, т.е. таким образом, чтобы все стороны были в максимальном выигрыше
    42 Организует обучение и осуществляет коучинг своих сотрудников, развивает людей
    Умеет концентрироваться на задаче, внимателен к мелочам
    44 Знает внешнюю среду организации, конкурентов
    45 Отстаивает свою позицию, если мнение собеседника считает неправильным, старается сократить беседу
    46 Проявляет инициативу тогда, когда процесс действительно требует улучшения
    47 В поведении и принятии решений учитывает ценности компании и ее интересы
    48 Всегда проявляет инициативу, вносит рационализаторские предложения
    49 Учитывает интересы исключительно своего подразделения, ведет конкурентную борьбу за ресурсы
    50 Стремится решить проблему максимально быстро и эффективно, причем не всегда самостоятельно, а с привлечением экспертов (при необходимости)

    * Ответы:
    1. — не имею информации;
    2. — проявляется всегда;
    3. — проявляется в большинстве случаев;
    4. — проявляется примерно в половине случаев;
    5. — проявляется редко;
    6. — не проявляется никогда.
    Ответы к анкете (расшифровка типов вопросов и компетенций)
    1. Вопросы с обратным шкалированием: 2, 3, 8, 14, 19, 20, 36, 37, 46, 49. Если ответы на остальные вопросы — на уровне 4-5 баллов, то на вопросы этого типа ответы должны оцениваться в 1-2 балла. Если же ответы на вопросы с обратным шкалированием соответствуют уровню 4-5 в двух и более случаях, то их достоверность рассматривается как низкая.
    2. Однозначно положительные ответы на вопросы 6, 15, 16, 30, 33, 41, 50 свидетельствуют о высокой степени вероятности того, что они социально желательные. Если таких ответов более двух, рекомендуется не засчитывать результаты, а предложить снова заполнить опросник.
    3. Группы вопросов, оценки за ответы на которые должны иметь расхождение не более чем на 1 балл (два и более расхождения позволяют рассматривать валидность как низкую): 10-12, 18-22-25, 34-38-40-41, 39-45, 43-44.
    Распределение вопросов по группам компетенций
    • Соблюдение корпоративных ценностей (вопросы 1-29, 43-50)
      1. Клиентоориентированность — 11, 21, 26.
      2. Лояльность к компании, патриотизм — 16, 22, 47.
      3. Ориентация на результат, ответственность за него — 17, 20, 24, 49, 50.
      4. Инициативность — 23, 46, 48.
      5. Адаптивность, открытость новому — 27.
      6. Самостоятельность и навыки принятия решений — 14, 29.
      7. Понимание бизнес-среды — 13, 19, 28, 44.
      8. Устойчивость к процедурам и детальной работе — 15, 43.
      9. Стрессоустойчивость — 25.
      10. Стремление к общению и навыки коммуникации с людьми в компании — 12, 18, 19, 45.
    • Управленческие навыки (вопросы 26-42)
      1. Управление текущей работой — 30, 35, 41.
      2. Управление командой — 28, 33, 34.
      3. Планирование — 27, 29, 39.
      4. Обучение — 26, 32, 34, 38, 42.
      5. Мотивирование — 31, 33, 34, 36, 37, 40.

    Инструкция для участников опроса

    Уважаемый сотрудник!

    Этот опрос поможет вашему коллеге (оцениваемому) лучше понять свои сильные и слабые стороны, увидеть потенциал дальнейшего роста и развития. Никакие меры поощрения или наказания по результатам исследования приниматься не будут. Мы гарантируем анонимность и конфиденциальность. В связи с этим просим вас давать максимально правдивые, откровенные и обдуманные ответы. Если вы по характеру взаимодействия с этим человеком не видите проявления некоторых аспектов поведения и не можете судить о том, как он проявляет себя в описываемых ситуациях, пожалуйста, выбирайте ответ: «Не имею информации». Кроме того, часть вопросов предполагает в качестве лучшего варианта ответ «Проявляет всегда», а некоторые - «Не проявляет никогда». Будьте внимательны! Есть также несколько вопросов, ответы на которые позволят нам оценить достоверность результата; в случае низкой достоверности опросный лист придется заполнять заново, что нежелательно.

    Опрос занимает в среднем от 30 до 45 минут. Рекомендуем вам заполнить анкету сразу же от начала до конца, не отвлекаясь. Так вы сможете сэкономить время и повысить достоверность результатов. Вы можете оказать существенную помощь коллеге в понимании его сильных и слабых сторон и планировании дальнейшего развития и роста. Спасибо вам за искренние ответы!

    Вопрос

    Ответы*

    Способен при необходимости принимать и отстаивать непопулярные решения
    В случае появления проблем с клиентом, решает их самостоятельно, стремится сделать это как можно быстрее
    Понимает, что эффективность работы подчиненных зависит от их руководителя, стремится исправить ситуацию и предотвратить ее появление в будущем
    При обосновании решения рассматривает как плюсы, так и минусы, правильно рассчитывает ресурсы
    Повышает квалификацию только тогда, когда это предлагает руководство или отдел развития персонала
    При расстановке приоритетов учитывает то, что принципиально важно для бизнеса и сложно в исполнении, поэтому такую работу стремится сделать сам, а остальное делегирует подчиненным
    При появлении проблем стремится преодолеть их самостоятельно, находит несколько вариантов решения, умеет обосновать плюсы и минусы каждого из них
    В случае длительного стресса умеет поддерживать хорошую психическую форму
    Если возникает проблема, то в первую очередь тщательно анализирует причины и находит ответственных за их устранение
    Коллеги и подчиненные часто обращаются к сотруднику за советом и помощью, с ним они чувствуют себя психологически комфортно
    В случае появления проблем с клиентом по вине других людей или подразделений сразу переадресовывает его к виновнику проблемы
    В сложных ситуациях легко раздражается, может быть резким в общении
    Стремится получать максимально полную информацию о рынке, смежных сферах и эффективно использует эти данные
    Умеет эффективно действовать в условиях неопределенности
    Не допускает ошибок даже в мелких деталях
    Позитивно характеризует компанию и ее ценности в разговорах с другими людьми
    Умеет признавать свои ошибки и брать на себя ответственность за них
    Никогда не раздражается, не проявляет отрицательных эмоций
    Старается найти одинаковые интересы и общий язык с коллегами в решении совместных задач
    Признает свою ответственность за результат
    Проявляет стремление решить проблемы клиента, берет на себя ответственность в сложных ситуациях
    Никогда и ни в какой форме не критикует решения руководства и стратегии компании
    Не приветствует изменения, предпочитает проверенные, подтвержденные длительным опытом решения
    Всегда готов пожертвовать своими интересами ради общих
    В стрессовой ситуации не теряется, ищет и находит решения
    Если проблемы с клиентом возникли из-за неправильных действий подчиненных, старается вовлечь их в решение, научить тому, как избегать таких ситуаций в будущем
    Проактивен, заранее подстраивает работу своего подразделения под изменение стратегий компании
    Видит взаимосвязь и взаимозависимость разных подразделений и функций в организации, понимает ее интересы в целом
    Умеет анализировать возможности, риски, а также рассчитывать и планировать ресурсы
    Никогда не стремится в конфликте перетянуть ситуацию в сторону своих интересов
    Мотивирует людей, основываясь на их результатах
    Считает, что сотрудники должны быть профессионалами и четко действовать в рамках своих обязанностей, в противном случае с людьми надо расставаться
    Никогда не бывает пристрастным к людям, всегда умеет избегать личных симпатий и антипатий
    Умеет определять и учитывать индивидуальность подчиненного при взаимодействии и мотивации
    Отличается системным подходом, видит интересы организации в целом и подразделений в частности
    Выполняет преимущественно функции контроля, считает, что порицание и наказание – наиболее эффективные методы работы с людьми
    Харизматичен, использует силу своей личности для того, чтобы мотивировать подчиненных
    Подчиненные заметно прогрессируют с момента прихода этого человека в компанию
    Заранее формирует штат персонала, правильно определяет потребность в сотрудниках
    Настроен мотивировать персонал, грамотно выбирает соотношение поощрения и порицания
    Умеет управлять конфликтом с позиции сотрудничества, т.е. таким образом, чтобы все стороны были в максимальном выигрыше
    Организует обучение и осуществляет коучинг своих сотрудников, развивает людей
    Умеет концентрироваться на задаче, внимателен к мелочам
    Знает внешнюю среду организации, конкурентов
    Отстаивает свою позицию, если мнение собеседника считает неправильным, старается сократить беседу
    Проявляет инициативу тогда, когда процесс действительно требует улучшения
    В поведении и принятии решений учитывает ценности компании и ее интересы
    Всегда проявляет инициативу, вносит рационализаторские предложения
    Учитывает интересы исключительно своего подразделения, ведет конкурентную борьбу за ресурсы
    Стремится решить проблему максимально быстро и эффективно, причем не всегда самостоятельно, а с привлечением экспертов (при необходимости)
    1. - не имею информации;
    2. - проявляется всегда;
    3. - проявляется в большинстве случаев;
    4. - проявляется примерно в половине случаев;
    5. - проявляется редко;
    6. - не проявляется никогда.

    Ответы к анкете (расшифровка типов вопросов и компетенций)

      Вопросы с обратным шкалированием: 2, 3, 8, 14, 19, 20, 36, 37, 46, 49. Если ответы на остальные вопросы - на уровне 4–5 баллов, то на вопросы этого типа ответы должны оцениваться в 1–2 балла. Если же ответы на вопросы с обратным шкалированием соответствуют уровню 4–5 в двух и более случаях, то их достоверность рассматривается как низкая.

      Однозначно положительные ответы на вопросы 6, 15, 16, 30, 33, 41, 50 свидетельствуют о высокой степени вероятности того, что они социально желательные. Если таких ответов более двух, рекомендуется не засчитывать результаты, а предложить снова заполнить опросник.

      Группы вопросов, оценки за ответы на которые должны иметь расхождение не более чем на 1 балл (два и более расхождения позволяют рассматривать валидность как низкую): 10–12, 18–22–25, 34–38–40–41, 39–45, 43–44.

    Распределение вопросов по группам компетенций

    • Соблюдение корпоративных ценностей (вопросы 1–29, 43–50)
      1. Клиентоориентированность - 11, 21, 26.
      2. Лояльность к компании, патриотизм - 16, 22, 47.
      3. Ориентация на результат, ответственность за него - 17, 20, 24, 49, 50.
      4. Инициативность - 23, 46, 48.
      5. Адаптивность, открытость новому - 27.
      6. Самостоятельность и навыки принятия решений - 14, 29.
      7. Понимание бизнес-среды - 13, 19, 28, 44.
      8. Устойчивость к процедурам и детальной работе - 15, 43.
      9. Стрессоустойчивость - 25.
      10. Стремление к общению и навыки коммуникации с людьми в компании - 12, 18, 19, 45.
    • Управленческие навыки (вопросы 26–42)
      1. Управление текущей работой - 30, 35, 41.
      2. Управление командой - 28, 33, 34.
      3. Планирование - 27, 29, 39.
      4. Обучение - 26, 32, 34, 38, 42.
      5. Мотивирование - 31, 33, 34, 36, 37, 40.