• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Востребованные специальности и престижная работа всегда вызывают определенный интерес в современном обществе. Так в частности все больше пользователей интернета задаются вопросом, что такое бизнес информатика, что это за профессия, кем работают после обучения и так далее. Если обратить внимание на определение, то бизнес информатика это область, непосредственно связанная с информационными и коммуникационными системами современной экономической деятельности. Фактически эта наука занимается разработкой подобных систем, их проектировкой и внедрением во всевозможные сферы. Также бизнес информатика напрямую связана с концептуальным управлением, с науками об экономике и информатике.

    Современный интерес к бизнес информатике объясняется также и тем, что данная специальность относительно нова и лишь недавно появилась в области высшего образования. Большинство университетов открыли эту специальность только лет пять назад, практически сразу же после принятия соответствующего государственного стандарта по такому направлению подготовки учащихся. В настоящее время пройти обучение на кафедре бизнес-информационных систем управления производством вполне реально и доступно для большинства желающих.

    Многим известно выражение «Спрос рождает предложение». Верно это утверждение оказалось и в данном случае. Бизнес информатика возникла благодаря назревшей потребности в соответствующих специалистах, а именно в тех работниках, которые смогли бы на достаточном профессиональном уровне производить анализ информационных систем, работать с информационно-коммуникационными технологиями, разрабатывать подобные системы, тем самым повышая производительность бизнеса, его эффективность и уровень.

    Общество уже давно уверенно перешагнуло из области индустриального развития в сторону информационных технологий, которые проникли во многие ключевые сферы деятельности человека в социуме. В итоге возникла острая потребность в специалистах, которые помимо традиционных дисциплин, таких как экономика, юриспруденция, менеджмент, маркетинг и так далее, могли бы разбираться в сфере информационно-технологического развития.

    Подробнее о бизнес информатике

    Итак, бизнес информатика, что это за профессия? Можно сказать, что данная область науки соединяет в себе сразу несколько направлений. Вот некоторые из них:

  • право;
  • экономика;
  • информатика;
  • управление;
  • менеджмент.
  • Тем не менее, не стоит забывать о том, что в образовательной структуре бизнес информатика является совершенно новым учебным процессом. Центральное место помимо традиционных дисциплин в нем всецело занимает обучение достижению поставленных задач благодаря современным компьютерным технологиям, которые сегодня востребованы практически во всех отраслях бизнеса.

    Специалисты бизнес информатики, по сути, должны превосходно разбираться в новейших средствах, имеющихся на современном рынке программного обеспечения, при этом хорошо понимать экономическую сферу деятельности, разбираться в области финансов различных предприятий и в маркетинге как таковом.

    Подробнее о бизнес информатиках

    Прежде всего, стоит отметить, что специалисты направления бизнес информатики должны не только оставаться компетентными в своем бизнесе, но и профессионально работать в следующих основных сферах деятельности:

  • компьютерные технологии;
  • интернет-технологии.
  • Подготовленные специалисты смогут выполнять функции аналитиков широкого спектра информационных систем, они должны уметь работать ИТ-консультантами (здесь подразумевается организация инновационных подходов бизнеса в областях информационных технологий), также такие работники смогут составлять проекты информационных систем различной степени сложности, внедрять их в делопроизводство, выполнять функции организационного управления КИС (корпоративными информационными системами), управления менеджментом.

    Теперь становится понятно, почему растет спрос в сфере труда именно на тех мастеров своего дела, которые освоили профессию бизнес информатика. Кем работать в дальнейшем вопрос не стоит, поскольку полученный диплом открывает весьма широкие возможности по трудоустройству. На настоящий момент это серьезная конкуренция менее востребованным специалистам гуманитарных наук, спрос на которых уверенно и неизменно уменьшается.

    Если говорить о принципах работы, то стоит отметить, что бизнес информатик довольно обстоятельно работает с так называемой профессионально-ориентированной средой (оболочкой, состоящей их определенных программных элементов и информационного обеспечения). Все начинается с создания проекта и заканчивается особенностями внедрения данной оболочки в бизнес. Помимо вышесказанного разрабатываемая бизнес информатиком профессионально-ориентированная среда включает в себя организационные средства, направляемые на усовершенствование рабочих функций и процессов экономической деятельности.

    Области применения

    Что такое профессия бизнес информатика, теперь становится понятно. Далее немного конкретнее упомянем о самих рабочих местах. Проще говоря, специалисты вышеупомянутой специальности найдут применение везде:

  • на государственных и частных предприятиях;
  • на научно-производственных объединениях;
  • в акционерных обществах;
  • в органах государственного управления;
  • на проектных организациях;
  • в научно-конструкторских организациях;
  • в органах муниципального управления;
  • на инфраструктурах народного хозяйства и т.д.
  • Как видно, специалисты в сфере бизнес информатики востребованы на современном рынке труда. Поэтому это направление обучения остается достаточно перспективным и интересным.

    Бизнес-информатика: перспективы развития данного направления

    Здравствуйте, дорогие читатели проекта «Анатомия Бизнеса»! С вами, как всегда, вебмастер Александр!
    Мы живем в поистине удивительное время. Новые технологии развиваются с каждым днем все стремительнее и стремительнее. Еще 15 лет назад мобильные телефоны были роскошью и чем-то малопонятным, а теперь они заменяют целые библиотеки и коммуникационные центры, без них невозможно представить полноценную жизнь, оплатить счета, быстро связаться с друзьями и родственниками. И это лишь один пример, а их можно привести миллионы. Чего только стоит интернет, ведь его изобретение и внедрение ознаменовало новую эру в развитии всего человечества. Информационные технологии диктуют реальность современного мира. Несколько лет назад на рынке труда были востребованы хорошие юристы, экономисты, менеджеры, торговые агенты. Сейчас же пальму первенства приняли IT-специалисты, системные администраторы, веб-строители и дизайнеры, да, впрочем, все те, кто связан со сферой интернет-технологий.

    Сфера образования тоже подвергается преобразованиям, стараясь отвечать потребностям рынка и интересам молодого поколения. В институтах появляются направления обучения, которые ранее были неизвестны. Одним из таких направлений является бизнес-информатика. Согласно статистике Yandex Wordstat, более 10000 пользователей в месяц делают запрос “бизнес информатика”

    Несовершенство современных информационных технологий, свойственное всему новому и бурно развивающемуся, требует довольно высокого уровня подготовки кадров в этой области. Известно множество примеров, когда проекты готовых или разработанных на заказ Корпоративных Информационных Систем на этапах внедрения и эксплуатации оканчиваются провалом. Главная причина подобных неудач - отсутствие специалистов, органично сочетающих знания в технике, экономике, менеджменте и информационных технологиях.

    Процессы глобализации мира, определяемые в значительной степени стремительным развитием информационных технологий (ИТ), диктуют новые правила ведения бизнеса и новые подходы к организации и управлению производством. Телекоммуникации, связь и обработка информации достигли такого уровня, когда управление отдельными предприятиями и целыми промышленными отраслями стало возможно с позиции управления единым «живым организмом». Информационные системы предприятий стали корпоративными информационными системами (КИС) и обеспечивают «прозрачность» ведения дел компаний на всех уровнях управления. Наличие КИС в компаниях даёт возможность оперативно реагировать на изменения внешних и внутренних условий ведения бизнеса, позволяет увеличивает его доходность в сравнении с общепринятыми традиционными подходами, делает «информатизированную компанию» привлекательной для инвестиций. Кроме того, не надо забывать о необходимости интеграции в мировой рынок, которая невозможна без Системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000.

    Сегодня в России существует порядка 60 направлений профессиональной подготовки в области ИТ и более 50 - в области экономики и менеджмента. Но, как показала практика, ни одно из них не способно сформировать синтетические знания на пересечении этих областей. Попытки «механически» привнести недостающие дисциплины на традиционные университетские кафедры профессиональной подготовки, как правило, заканчиваются неудачей. В итоге, общество получает либо специалистов с неглубокими знаниями в ИТ и совершенно поверхностными в менеджменте и экономике, либо - с неглубокими знаниями в менеджменте и экономике и совершенно поверхностными в ИТ. Как написал Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння».

    Таким образом, современное информационное общество требует специалистов, обладающих комплексными, сформированными особым образом и органично сочетающимися знаниями экономики, менеджмента и права, владеющих теоретическими основами и практическими навыками аналитической поддержки принятия решений, концептуального проектирования корпоративных информационных систем, управления проектированием и внедрением ИТ. Современное общество требует специалистов информационных систем - Business Software Applications Specialist.

    Именно синтез знаний на пересечении различных предметных областей и определяет единение слов «Бизнес» и «Информатика» в названии нового образовательного направления кафедры «Информационные системы» Южно-Уральского государственного университета. И задача этой кафедры ликвидировать этот «флюс» по К.Пруткову.

    Государственные стандарты и программы подготовки бизнес-информатиков новы не только для российского высшего образования. Они не имеет аналогов и в западной системе высшей профессиональной подготовки, где экономическими дисциплинами и основами менеджмента выпускники ИТ-специальностей овладевают, как правило, на этапе получения дополнительного образования в специализированных школах. О поддержке этого образовательного направления официально заявили зарубежные и отечественные лидеры отрасли: Microsoft,IBS, IBM, SAP, Computer Association, Ланит, Крок, 1С, InterSoft Lab.

    Учебно-методическое объединение, во главе которого стоит факультет Бизнес-информатики Государственного университета Высшая школа экономики, уже заключило партнёрские соглашения с этими компаниями. И это не случайно.

    Квалификация бизнес-информатика позволяет ему проводить планирование, осуществлять руководство и координацию деятельности в сфере создания, внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем, позволяет грамотно решать следующие задачи:

    • планирование и организация информационных систем;
    • эксплуатация и сопровождение информационных систем;
    • аналитическая поддержка принятия решений управления бизнесом;
    • планирование и организация исполнения ИТ-проектов высокой сложности.

    Объектами профессиональной деятельности бизнес-информатика являются:

      • программы и программные компоненты информационных систем;
      • языки и системы программирования информационных систем;
      • задания на модификацию, оптимизацию и развитие информационных систем,

    инструментальные средства для документирования, описания, анализа и моделирования информационных и коммуникационных процессов в информационных системах;

    • инструментальные средства управления проектами;
    • стандарты и методы организации управления, учета и отчетности на предприятиях.

    Организация учебного процесса этого образовательного направления соответствует принципам Болонского процесса, участником которого Россия стала в 2003 году. Учебный процесс построен по схеме 4+2:

    1. первая ступень высшего образования (4 года), квалификация - бакалавр бизнес-информатики и
    2. вторая ступень (2 года), квалификация - магистр бизнес-информатики.

    На первой ступени высшего образования обеспечивается фундаментальность знаний специалиста, а в двухгодичной магистратуре проводится функционально-ориентированная подготовка. На младших курсах первой ступени подготовки основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, базовой подготовке в области информационных технологий (информатика и программирование, базы данных, проектирование информационных систем), общим математическим дисциплинам (математический анализ, линейная алгебра, дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика), экономическим (экономическая теория, финансовый и управленческий учет) и гуманитарным дисциплинам. Специальные дисциплины, такие, как логистика, управление персоналом, стратегический менеджмент, информационное право, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, архитектура корпоративных информационных систем, управление жизненным циклом программных средств, информационная безопасность и т.д., появляются на третьем-четвертом курсах.

    Знания и умения, получаемые на первой ступени, базовые и поэтому в большей степени имеют теоретическую направленность. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением информационных систем, организацией ИТ-службы, управлением и эксплуатацией информационных систем и управлением разработкой. Приобретение навыков практической работы ограничивается тренингами для овладения различными инструментальными средствами и системами, которые подкрепляют теоретические курсы, например, MS Project, CASE-технологий, Aris, Borland Builder C++ и Delphi, FrameWork и Dot net и т.д. Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менджеры сервисов и систем.

    Функционально-ориентированная вторая ступень подготовки ставит своей целью углубленное изучение практических проблем бизнеса, формирование практических навыков аналитической, консультативной, научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности. В отличие от первой степени, учебный процесс в магистратуре основан на практической работе студентов в штате ИТ-компаний, подкрепленной очной углублённой индивидуальной теоретической подготовкой в университете. У магистров расширяется круг экономических, управленческих дисциплин, углубляются знания в соответствии с выбранным направлением специализации ИТ-компании:

    • моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
    • ИТ-консалтинг;
    • проектирование и внедрение информационных систем;
    • управление информационными ресурсами предприятия;
    • бизнес-аналитика информационных процессов;
    • инновации и бизнес в сфере ИТ.

    Выпускник магистратуры подготовлен к деятельности по руководству группой исполнителей, отделом ИТ, он может выполнять функции топ-менеджера по организации и управлению бизнесом в сфере ИТ.

    Совсем недавно кадровый дефицит лидеров ИТ индустрии и промышленных компаний удовлетворялся перекупкой квалифицированных кадров одной компанией у другой. Но сейчас и цены выросли, и перекупать стало некого. А организация внутрифирменной системы тренингов подготовки и переподготовки специалистов требует слишком много затрат, слишком много средств нужно вкладывать в свое развитие. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов только российскому рынку труда сегодня требуется порядка 150 тысяч юристов, «управленцев» и экономистов, а до 10% этого бизнеса непосредственно связано с информационными технологиями. Специалисты бизнес-информатики востребованы во всех сферах бизнеса, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день неудовлетворенная потребность в специалистах такого профиля составляет только в России порядка 10 тысяч человек в год. Кроме того, в соответствии с Болонской декларацией, диплом любой страны-участницы процесса действителен без ограничений во всех странах-участниках, для бакалавров и магистров Бизнес-информатики открываются не только отечественный, но и зарубежный рынок труда информационных технологий.

    Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

    • Русский язык
    • Математика (базовый уровень)
    • Обществознание - профильный предмет, по выбору вуза
    • Иностранный язык - по выбору вуза

    Профильным обязательным предметом для поступления выступает математика. По этому предмету проводятся вступительные экзамены или засчитываются результаты ЕГЭ. Дополнительно вуз предлагает три предмета для проведения вступительных испытаний, из которых абитуриент может выбрать два, которые ему наиболее близки. Чаще всего выбор делают среди русского и английского языка, обществознания. Некоторые вузы могут самостоятельно выбрать два дополнительных предмета.

    Бизнес-информатика представляет одну из наиболее молодых специальностей, которые осваивают сегодняшние студенты. Однако несмотря на свое недавнее появление, специальность характеризуется прекрасными возможностями и перспективами, как в плане обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности и высокооплачиваемой должности. Это определенно новая профессия, которая стала необходима в тех областях, где необходимы одновременно знания основ менеджмента, экономики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Специалисты, получившие диплом по данному направлению, требуются во всех сферах бизнеса.

    Краткое описание специальности

    Специалисты, которые окончили высшее учебное заведение в степени бакалавра по специальности бизнес-информатики, могут работать как сотрудники компании в составе одной из групп, занимающейся ее развитием, а также могут выступать в качестве менеджеров различных сервисов и систем. Этот специалист, овладевший экономическими знаниями, а также в области права, менеджмента и ИКТ. Он управляет вопросами, затрагивающими проектирование, внедрение, анализ и сопровождение КИС.

    Специальность подразумевает несколько направлений подготовки. Как правило, выделяют следующие профили, которые можно встретить в большинстве вузов, обучающих бакалавров бизнес-информатики:

    • Технологическое предпринимательство;
    • Архитектура предприятия;
    • Управление контентом;
    • Электронный бизнес.

    Крупные вузы Москвы

    • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
    • Московский университет им. С.Ю. Витте
    • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
    • Одинцовский гуманитарный университет
    • Евразийский открытый институт
    • Славяно-Греко-Латинская Академия

    Сроки и формы обучения

    Специальность предполагает несколько форм обучения. Наиболее распространена очная форма обучения, которую предлагает большинство вузов. Длительность освоения специальности в данном случае составляет 4 года. При выборе заочной, очно-заочной форм обучения или заочной выходного дня длительность учебы увеличивается до 5 лет.

    Некоторые учебные заведения принимают абитуриентов, завершивших обучение на базе колледжей и техникумов по данному профилю. В этом случае обучение очно длится 3 года, а в остальных случаях - 3,5 года.

    Предметы, изучаемые студентами

    На первых курсах большая часть предметов, изучаемых студентами, относится к категории естественнонаучных дисциплин, а также обеспечивает базовую подготовку в сфере информационных технологий:

    • проектирование информационных систем (ИС),
    • архитектура,
    • информатика,
    • операционные системы,
    • базы данных,
    • программирование,
    • прикладная информатика в экономике и другие.

    В первые годы также большое значение уделяется дисциплинам общего математического, экономического и гуманитарного направления:

    • математическая логика,
    • линейная алгебра,
    • экономическая теория,
    • дискретная математика,
    • матанализ,
    • сетевая экономика,
    • финансовый учет,
    • теория вероятности,
    • социология,
    • психология и другие.

    В последние два года обучения в курс включаются специальные дисциплины, которые наиболее приближены к специальности и позволяют получить знания, необходимые именно специалистам данного профиля обучения. Среди таких дисциплин можно отметить следующие:

    • логистика,
    • информационная безопасность,
    • управление персоналом,
    • эконометрика,
    • архитектура корпоративных ИС (КИС),
    • правовая информатика и другие.

    Обучение: получаемые знания и навыки

    В первые годы обучения студенты получают преимущественно теоретические знания и умения. Это знакомство с методиками, необходимыми для подготовки организации (предприятия) к автоматизации, связанные с проектированием, внедрением ИС, работой ИКТ-службы, а также управлением, разработкой и использованием ИС. Далее идет практическая работа, которая выражается в тренингах, проводимых с целью научить студентов работать с разнообразными средствами и системами (MS Project, MathCad, Delphi и другими), т.е. делать то, что изначально изучалось в теории.

    Будущая профессия: кем работать ?

    На сегодняшний день рынок труда очень нуждается в специалистах бизнес-информатики. Около десяти тысяч рабочих мест в нашей стране ежегодно ждут выпускников вузов, чтобы предоставить им выгодные должности, и каждый год ощущается острая нехватка таких специалистов. Кроме того, бакалавры могут попробовать найти работу и в зарубежных странах, где также нужны специалисты этого профиля. Прежде всего, речь идет о странах-участницах Болонской декларации, но и не только.

    Работу можно найти во всех областях, связанных с ИКТ. Это любые предприятия государственного и частного уровня, НПО, ОАО и ЗАО, научные конструкторские и проектные организации, органы, занимающиеся социальной работой и любые другие предприятия, где требуются специалисты, владеющие полученными знаниями.

    Бакалавр в бизнес-информатике может занимать такие должности, как программист, специалист отдела, руководитесь IT- отдела.

    Продолжение обучения по специальности

    Многие высшие учебные заведения предлагают выпускникам, окончившим обучение по бакалавриату бизнес-информатика, продолжить обучение в магистратуре.