• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1 Открытый интегрированный урок информатика, музыка, ИЗО "Легенды в музыке и орнаменте"

    КГУ «Средняя школа №32»

    акимата города Усть-Каменогорска

    «Легенды в музыке и в орнаменте »

    Информатика, музыка, изобразительное искусство

    3 класс

    Учителя: Раковская Наталья Владимировна, учитель информатики, математики

    Марченко Ольга Викторовна, учитель музыки

    Фадеева Ольга Ивановна, учитель изобразительного искусства

    Тема: «ЛЕГЕНДЫ В МУЗЫКЕ И В ОРНАМЕНТЕ»

    Урок: интегрированный (информатика, изо, музыка)

    1. Формировать прочные знания и умения при работе с объектами в графическом редакторе Paint .

    2. Развивать творческое мышление при создании орнамента и навыки работы с редактором.

    3. Воспитывать аккуратность при работе с инструментами редактора.

    ПРОГРАММНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: компьютер, раздаточный материал, проектор

    ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:

    Учащиеся должны знать:

    Жанры народной музыки;

    Понятие орнамента, виды орнамента;

    Как запустить графический редактор Paint ;

    Учащиеся должны уметь:

    – работать с инструментами «Линия», «Карандаш», «Многоугольник», «Выделение»;

    Выделять, копировать, изменять положение и размер объекта.

    ход урока. 1 ЧАСТЬ – 10 МИНУТ

    Учитель музыки:

    Тема предыдущих наших уроков «Жанры народной музыки». О каких жанрах шла речь?

    О легенде (слайд 1)

    Первая легенда, с которой мы познакомились, пришла к нам из Древней Греции. Какая это легенда?

    Об Орфее (слайд 2)

    А кто такой Орфей?

    Греческий поэт и музыкант. Человек, по мнению греков, придумавший музыку и стихотворения.

    Вторая легенда, перенесла нас на землю Казахстана. И была она, о самом любимом музыкальном инструменте казахов. О каком музыкальном инструменте идет речь?

    О домбре.

    А как называлась эта легенда?

    Легенда о золотой домбре (слайд 3)

    А домбра действительно была из золота?

    Домбру назвали «золотой» только после того, как она засияла от знаний, которые ей передал старец рода тогыс тарау.

    И вновь легенда созданная казахским народом, еще об одном не менее любимом музыкальном инструменте.

    О кобызе (слайд 4)

    И его создал?

    Коркыте. «Легенда о Коркыте» (слайд 4)

    Мы знаем с вами еще об дном жанре народной музыке – это тартыс. Что такое тартыс?

    Состязания музыкантов инструменталистов. (слайд 5)

    А как казахи называют музыканта инструменталиста и что он исполняет?

    Кюйши. Исполняет кюй – произведение для музыкального инструмента.

    Сегодня мы поговорим, о кюе-тартысе в легенда. (слайд 6) И расскажу я вам легенду «Нар идi рген » («Доение верблюдицы»)

    Легенда «Нар идi рген » с видеоматериалом.

    Так кто же раздоил верблюдицу?

    Старый домбрист. Хотя девушка схитрила, и сжала пальцами соски верблюдицы, чтобы молоко не поступало. Ей не хотелось выходить замуж за старика.

    Так молодой джигит женился на красавице, а старик, пожелав молодым счастья, сказал: «А ведь это я, раздоил верблюдицу.

    Но даже если бы красавица должна была выйти за меня, я соединил бы молодых. Ведь это их судьба …»

    Так заканчивается легенда «Нар идi рген » - «Доение верблюдицы».

    2 ЧАСТЬ – 10 МИНУТ

    Учитель изо:

    Верблюд издавна почитался казахами.(слайд 6) Он считался домашним животным и был олицетворением добрых сил. Верблюд являлся символом трудолюбия, покоя, уравновешенности, терпения и был незаменимым помощником человека в быту. У казахов высоко ценилось вкусное и полезное верблюжье молоко, тёплая верблюжья шерсть и конечно то, что верблюд мог перевозить людей и грузы на дальние расстояния. Именно, поэтому изображение верблюда и других животных нашло своё отражение в одном из видов древнего народного искусства – орнаменте. Орнамент появился очень давно и являлся своеобразным языком, в котором была закодирована информация о жизни человека, окружающем его мире. К сожалению, сегодня мы утеряли символическое толкование орнамента и теперь используем его для эстетических целей.

    Ребята, что мы называем орнаментом (слайд 7)

    Орнамент-узор, состоящий из повторяющихся или чередующихся элементов (слайд 8)

    Сколько известно орнаментов у казахского народа?

    230 орнаментов.

    Существует 4 вида орнаментов: растительный, зооморфный, геометрический, космогонический. Ребята, на слайде орнаменты и их названия перепутаны, надо соединить вид и название и объяснить, почему именно так (учащиеся работают на интерактивной доске).

    Растительный орнамент связан с растениями, геометрический - с геометрическими фигурами, зооморфный- с животными, космогонический- с космосом, со вселенной.

    Давайте вспомним основные понятия, связанные с орнаментом. (слайд 9)

    Что такое симметрия?

    Симметрия - это когда левая и правая сторона орнамента одинаковые (слайд 10)

    Что называют ритмом?

    Ритм- повторение.

    Что такое мотив?

    Составная часть орнамента

    Что называют композицией?

    Композиция - красивое, правильное расположение орнамента на предмете, на листе.

    Большую роль имеет соотнесение орнамента с формой и размерами предмета. Огромное значение в орнаменте принадлежит колориту. Что такое колорит? (слайд11)

    Колорит- это цветовой строй картины.

    В казахском орнаменте наиболее часто используются следующие цветовые, гармоничные сочетания:

    Красный-зелёный, жёлтый - синий, чёрный - белый, красный - белый. Оказывается, у каждого народа цвет имеет своё символическое значение. Вот какое значение имеет цвет в казахском орнаменте:

    Белый - истина, чистота

    Красный- солнце, огонь, жизнь

    Жёлтый - степь, разум, уважение к старости

    Зелёный - весна, молодость

    Синий - небо, мир, верность

    Чёрный – земля.

    Орнамент очень много значил для казахов. Орнаментальное искусство - это огромный пласт народной культуры, духовное достояние народа. Весь предметный мир казахов буквально был «пропитан орнаментом. Орнаментом были украшены посуда, ювелирные изделия, одежда, обувь и даже архитектура. (слайд 12-17) Ребята, обратите внимание, что юрта тоже украшена орнаментом. Орнамент располагается на ленте, которая называется баскур. (слайд 18)

    Баскур – узорная тканая лента, шириной 30-50 см., длиной до 5 метров для скрепления деталей юрты. Интерьер юрты также богато декорирован. Орнамент украшает жизнь человека, делает её ярче, разнообразнее.

    3 ЧАСТЬ - Практическая – 20 МИНУТ

    Учитель ИНФОРМАТИКИ:

    Сегодня на уроке мы будем с вами украшать к празднику юрту, (слайд 19) теперь мы знаем, что такое орнамент, какие виды орнамента существуют, на какие группы они делятся, какая цветовая символика используется.

    Для того, что бы приступить к выполнению работы, скажите, пожалуйста, в какой программе мы будем создавать орнамент?

    Графический редактор Paint . (слайд 20)

    Как выполнить запуск программы ?

    Пуск – Программы – Стандартные - Графический редактор Paint .

    Включите компьютеры, дождитесь загрузки и откройте программу.

    Орнамент который мы сегодня будем создавать называется «Верблюжий горб - Түйеөркеш » и «Ботакөз - верблюжий глаз» (слайд 21)

    Ребята, скажите какой инструмент графического редактора, мы будем использовать при создании рисунка?

    Приступим к выполнению задания.

    Практическая работа «Создание орнамента с помощью графического редактора Paint »

    1. Открыть редактор Пуск – Программы – Стандартные - Графический редактор Paint

    2. Выберем красный цвет и инструмент Линия

    3. Нарисуем один элемент

    4. С помощью прямоугольного выделения выделим полученный рисунок

    5. Не снимая выделения выполним команду «Повторить – Отразить по горизонтали» и переставим фигуру рядом с исходной. У нас получился симметричный рисунок.

    6. Выполним группировку объектов с помощью выделения (установим флажок на прозрачном выделении, тогда рисунок будет копироваться без фона), уменьшим размеры с помощью команды «Изменить размеры» до 50%. (Достаточно изменить размер по горизонтали)

    7. Не снимая выделения, скопируем рисунок в буфер обмена.

    8. Выполним команду «Вставить», а затем поворот на 900 вправо. Перетащим фигуру на месте.

    9. Вставим еще один рисунок, выполним команду «Отразить по вертикали».

    10. Следующий рисунок повернем на 900 влево.

    11. В центре полученного рисунка с помощью инструмента Линия зеленым цветом нарисуем орнамент «Верблюжий глаз». Выполним заливку.

    12. Для того чтобы орнамент был законченным, нам необходимо сгруппировать рисунок выделением, скопировать в буфер обмена и вставить. Перетащим рисунок к первому.

    13. Завершите выполнение орнамента.

    Ребята, мы выполнили задание, украсили юрты, подготовились к празднику. (слайд 22, 23)

    Скажите, а к какому празднику мы с вами подготовились?

    Праздник Наурыз.

    4 ЧАСТЬ – подведение итога урока

    Ребята, кто расскажет о празднике Наурыз? Чему он посвящен? Что символизирует? Когда отмечается?

    Новый год по Восточному календарю. Символизирует обновление природы, весну. Отмечается 22 марта.

    Как люди встречают праздник Наурыз?

    Наводят порядок, очищают арыки, украшают юрты, готовят праздничные национальные угощения, приглашают гостей.

    Вот и сегодня мы с вами украсили нашу юрту, напекли вкусных баурсаков и пригласили гостей.

    У казахского народа есть очень хороший обычай - дарить гостям добрые пожелания.

    Учитель угощает всех баурсаками, а присутствующие говорят добрые пожелания.

    Баурсаки не только вкусные, но и волшебные, поэтому все наши пожелания сбудутся, и наступивший год будет удачным и добрым. (слайд 24) (Раздаем баурсаки всем детям и гостям)

    Учитель ИКТ : Да, действительно тема нашего сегодняшнего урока – «Может ли компьютерная графика заменить другие виды изобразительного искусства?»

    Учитель ИЗО: Тема, конечно, интересная. В прошлом году мы проводили интегрированный урок и доказали, что компьютерная графика является видом изобразительного искусства. А сегодня вновь проблема. И что, Ольга Павловна, вы действительно считаете, что компьютерная графика заменит другие виды изобразительного искусства?

    Учитель ИКТ: Да, я так считаю. Но может быть не полностью, но за компьютерной графикой будущее. Вы посмотрите, компьютерная графика присутствует везде.

    Ребята, вспомните, где мы встречаемся с компьютерной графикой?

    Учитель ИЗО: Нет, это невозможно. Ребята давайте вспомним и проанализируем виды искусства. (спрашивает уч-ся).

    Возьмем скульптуру. Что такое скульптура?

    Можем мы на компьютере создать объем? Нет.

    Учитель ИКТ : А как же трехмерное изображение?

    Учитель ИЗО: Вот именно, трехмерное изображение, но не объем. Эскиз будущей скульптуры, пожалуйста!

    Учитель ИКТ: Да, я согласна эскиз можно, а скульптурное произведение в объеме нельзя. Вот архитектурное можно и графику, и живопись. Ребята, а вы как считаете?

    Учитель ИЗО: Что такое архитектура? Правильно, искусство проектировать и строить. Проектировать на компьютере можно, а строить?

    А возьмем живопись. Что является выразительным средством в живописи? Правильно цвет. Мы работаем на уроках с палитрой, разводим на ней краски, смешиваем, получая различные оттенки, а можем ли мы это сделать на компьютере?

    Учитель ИКТ: А на компьютере тоже можно выбрать оттенки любого цвета.

    Учитель ИЗО: Что является выразительным средством в графике?

    Учитель ИКТ: О подтверждении компьютерной графики можно посмотреть

    на рисунках. Её возможности не ограничены.

    Учитель ИЗО: А что такое Д.П.И.? Эскизы будущих работ можно создать, а сами работы художники выполняют своими руками.

    Учитель ИКТ: И все-таки, у компьютера очень большие возможности и за компьютерной графикой будущее.

    Учитель ИЗО: Конечно, на компьютере можно создать и живопись, и графику, и эскизы, и проекты, но что утратят эти работы?

    Они утратят индивидуальность.

    Как можно отличить произведения одних художников от произведений других? Конечно, по почерку. На предыдущих уроках мы познакомились с произведениями Малевича, Кандинского, Дали, Рериха, но сегодня мы рассмотрим, как пример, ваши рисунки.

    Графическая серия Одинцова С., Епрынцева А.

    Живописные – Рощепкиной В., Никитиной А. эти работы узнаваемы по почерку их авторов.

    Учитель ИКТ: Ну что, Мария Владимировна, мы вас убедили в том, что за компьютерной графикой будущее?

    Учитель ИЗО: Нет. Я думаю, что эти два вида искусства будут идти рядом. Компьютерная графика будет вспомогательным средством в работе творческих людей, но полностью не заменят другие вида искусства. Вы согласны? Мы ответили на вопрос, который стоит в названии темы?

    Учитель ИКТ: Ну, сейчас давайте выполним работы на компьютере, создавая произведения в жанре, который ближе вам.

    Физкультминутка.

    Учитель ИКТ: Усаживаемся за компьютер и начинаем работать.

    Звучит музыкальная прелюдия для создания эмоционального настроения.

    Учителя оказывают помощь.

    Индивидуальная работа.

    Анализ работ. (В каком жанре они выполнены).

    Спасибо за работу на уроке.

    • Подзорова Оксана Викторовна, учитель информатики
    • Свиридова Ольга Васильевна, учитель ИЗО и МХК

    Цели урока:

    Обучающие:

    • Формирование специальных графических умений, навыков;
    • Систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и
      умения при работе с графическими примитивами;
    • Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.

    Воспитывающие:

    • Воспитать в ребенке творческое восприятие мира;
    • Воспитание любви и интереса к искусству;
    • Повышать мотивацию к занятиям с использованием компьютерных технологий.

    Развивающие:

    • Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;
    • Развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое
      мышление;
    • Развить художественный вкус и творческое воображение;
    • Развить навыки работы в различных изобразительных техниках и
      технологиях.

    Оборудование и материалы: Репродукции графических работ художников,
    тест “графика”, подготовленные презентации учащихся к уроку, ПК, программа
    Графический редактор Paint, листы с заданием, мультимедиа проектор; экран,
    презентация урока.

    Основные понятия:

    • Виды ИЗО;
    • Графика как вид изобразительного искусства;
    • Компьютерная графика;
    • Графический редактор.

    Знания и навыки учащихся: иметь представление о компьютерной
    графике; графическом изображении, рисунке. Знать виды инструментов рисования.
    Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию
    графического объекта.

    Общедидактические принципы, используемые на уроке:

    1. Принцип сознательности и активности учащихся:

    • понимание учащимися целей предстоящей работы, плана действий и методики
      работы.

    2. Принцип наглядности обучения:

    • демонстрация учителем всех действий, выполняемых учеником.

    3. Принцип систематичности и последовательности:

    • опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.

    4. Принцип доступности:

    • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

    5. Принцип связи с практикой:

    Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

    1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности
    учащихся:

    • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные
      методы):
      *)
      элементы рассказа-вступления;
      *) элементы фронтальной беседы;
    • методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации
      (наглядные методы):
      *)
      метод демонстраций;
    • методы передачи информации с помощью практической деятельности
      (практические методы):
      *)
      творческая работа.

    2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

    • эмоциональные методы;
    • познавательные методы.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Беседа о графике как виде изобразительного искусства.
      *постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
      *воспроизведение и коррекция опорных знаний;
      *выступление учащихся с результатами поисковой работы.
    3. Компьютерная графика как вид искусства.
    4. Беседа о возможностях графического редактора.
    5. Постановка художественной задачи.
      * обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы.
    6. Выполнение практического задания.

    Комментарий к уроку.

    На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся
    использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов –
    компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить
    чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.

    Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они
    работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге
    карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею – призван преподаватель
    ИЗО. Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить новые
    возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым
    творческим задумкам.

    Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики,
    учителя ИЗО и учеников. Единство цепи порождает единство действий, в конечном
    результате одинаково заинтересованы все!

    Ход урока

    1. Организационный момент . Проверка готовности учащихся к уроку.

    Эпиграф урока:

    “Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится
    вносить
    в свою жизнь красоту”.
    А.М.Горький

    2. Беседа о графике как виде изобразительного искусства.

    – Ребята, на уроках ИЗО мы с вами познакомились с видами изобразительного
    искусства.
    – Какие виды ИЗО вы можете назвать? (Архитектура, скульптура. ДПИ, живопись и
    графика)
    (Приложение 1)
    – Сегодня мы поговорим о графике. Тема нашего урока – “Компьютерная графика как
    вид изобразительного искусства”. Графика – это вид искусства, в котором
    изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на
    сочетании белого и черного. Давайте вспомним, что мы еще знаем об этом виде ИЗО.
    (Ребята отвечают на вопросы теста “Графика”), (Приложение
    2)

    – В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений
    изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно
    сталкиваемся с ними в жизни.
    – С какими видами графических изображений вы знакомы? (Приложение
    3)

    (Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического
    искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика –
    это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных
    коробках; промышленная графика – всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на
    бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге,
    линогравюра, станковая графика и т.д.)

    – Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе?

    (Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы с которыми они уже
    встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь,
    фломастеры, цветные карандаши, черная тушь и перо, бумага и картон.)

    – Какие жанры характерны для графики?

    (Ученики говорят о том, что для графики характерны практически все жанры:
    анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина и др.)

    – Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки
    оленей, зубров, мамонтов. Замечательные по силе и точности рисунки животных
    создали художники Возрождения – Леонардо да Винчи и А.Дюрер. Достижениями
    русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к
    басням Крылова, выполненные В.Серовым. Замечательными художниками-анималистами
    были Ватагин, Чарушин, Ю.Васнецов.
    – Сообщения о каких художниках-графиках вы подготовили?

    (Учащиеся демонстрируют выполненные презентации о художниках-графиках.)

    3. Компьютерная графика как вид искусства.

    – Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся
    ежедневно. Компьютерная графика – рисунок, созданный при помощи компьютера.
    Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике
    трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная
    мультипликация.

    Ребята, как вы думаете, в чем преимущество работы с компьютерной графикой от
    работы с обычным рисунком? (Можно отменить последнее действие, если не
    понравилось, или не аккуратно нарисовано. Можно подбирать и менять цвета, а на
    обычном рисунке если уже закрашено, то стирать уже нельзя.)

    Важно, что при использовании программ компьютерной графики не нужно брать
    новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать все сначала.
    Неправильный фрагмент просто удаляется из памяти компьютера, и работа
    продолжается дальше.

    Давайте вспомним, что же такое графический редактор?

    Графический редактор – это программа, предназначенная для создания
    картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений,
    иллюстраций к докладам и других изображений.

    Как нам найти графический редактор на компьютере? (Ответ учащихся) – в группе
    программ Стандартные находится графический редактор Paint.)

    Он запускается командой Пуск
    Все программы
    СтандартныеPaint.

    После запуска графического редактора Paint на экране компьютера открывается
    его окно, основные элементы которого вы видите на рисунке. Основную часть окна
    составляет рабочая область. Слева от рабочей области – Панель инструментов, под
    ней – окно свойств каждого инструмента, ниже рабочей области – палитра цветов,
    наверху – меню.

    – На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст.
    Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства,
    творить.

    Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и
    выполненными в цвете.

    Учитель демонстрирует библиотеку ученических работ и образцы рисунков самого
    учителя, чтобы показать возможности использования программы “Графический
    редактор”.

    4. Беседа о возможностях графического редактора.

    – Сегодня нашей мастерской будет компьютерный класс, а рабочей плоскостью –
    экран монитора.

    На уроках информатики в 5 классе вы освоили приемы работы на клавиатуре
    компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора.
    Преимущество работы на компьютере – это, во-первых скорость, во-вторых
    возможность варьировать изображение, перемещать его по рабочей плоскости,
    в-третьих – увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не
    устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы
    добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.

    5. Постановка художественной задачи.

    Не раз мы с вами говорили о том, что графика – это, прежде всего рисунок ,
    линейный и четкий. В процессе исторического развития в графику активно стал
    проникать цвет. Но цвет в графике условен.

    У нас рабочая плоскость – экран монитора с монохромным изображением. А
    работать мы будем на сочетаниях всех цветов, представленных в палитре
    компьютера.

    Учитель демонстрирует возможности графического редактора и рассказывает о
    технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках
    при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране
    монитора. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные
    творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет
    накладывается на возможности компьютерной графики.

    Сегодня мы на основе сочетания плоских геометрических фигур попробуем создать
    графическую композицию. Мы будем использовать много цветов, оставляя основные
    средства графики (линии) черными. Наши графические рисунки будут
    контурными .

    В 5 классе мы с вами уже рисовали в графическом редакторе Paint. Это было
    свободное рисование. Выберите себе из предложенных изображений то, которое вы
    хотите нарисовать. (Приложение 5)

    Обратите внимание, на то, что некоторые части рисунка одинаковы и нарисовать
    их можно используя копирование с помощью кнопки Ctrl . Нарисуй сначала
    один повторяющийся элемент. А затем копируйте его, используйте отражение копии
    сверху вниз и слева направо (Рисунок
    Отразить/Повернуть
    ).

    6. Выполнение практического задания.

    Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая
    последовательность. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не
    выпуская из виду понятие “пятно ” (зрительный центр), сочетание элементов не
    должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, “не разваливаться” на
    отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости
    изобразительными элементами.

    Придется внимательно следить за тем, чтобы отдельные части изображения были
    выполнены определенным цветом. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен
    (работа в режиме кисти, заливки) – все это придает графическую выразительность
    рисунку.

    Учащиеся выполняют работу (Приложение 5) , а
    учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.

    7. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ.

    Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с
    преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются
    творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и
    эмоции.

    Ожидаемые результаты:

    Что дают детям подобные уроки интеграции двух предметов – изобразительного
    искусства и информатики?

    Дают импульс к новому виду творчества, вызывают интерес к искусству
    сегодняшнего дня, потребности не только заниматься им, но и понимать его,
    осознавать эстетические законы – вот главная цель учителя на подобных занятиях.
    Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся
    жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь,
    ” впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека”.

    Примерный сценарий интегрированного урока «Одежда говорит о человеке» для 5-го класса

    Возрастной диапазон : учащиеся 5-х классов.

    Интегрированный урок «Одежда говорит о человеке» проводится на уроке по предмету «Информатика» и уроке по соответствующим разделам предмета «Изобразительное искусство».

    В ходе урока закрепляются знания по теме «Компьютерная графика. Графический редактор Paint». Первая часть урока направлена на формирование у учащихся представлений о национальной одежде, основных видах костюмов в Древнем Китае. Вторая часть урока представляет собой практическое задание: обучающиеся создают эскиз костюма одного из членов семьи китайского императора, используя меню готовых форм в графическом редакторе.

    Урок направлен на формирование умения у учащихся 5-го класса применять знания, полученные на уроках информатики при изучении темы «Компьютерная графика. Графический редактор Paint», при изучении учебного материала из других предметных областей.

    Учебник информатики: Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 5 класс»,

    Учебник изобразительного искусства: Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

    Планируемые результаты деятельности учащихся на уроке:

    • приобретение знаний об основных видах костюма в Древнем Китае;
    • определение инструментов графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
    • развитие представления о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией;
    • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
    • умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов.

    Ключевые понятия : графический редактор, инструменты графического редактора, меню готовых форм, эскиз.

    Место проведения урока : компьютерный класс образовательного учреждения.

    Свободное описание урока

    Урок является обобщающим по теме «Компьютерная графика. Инструменты графического редактора». Вначале урока учитель изобразительного искусства проводит беседу с обучающимися об одежде разных народов мира. Путем рассуждений учащиеся называют тему урока. Далее учащиеся получают задания по учебнику: нужно ответить на вопросы:

    • Чем отличаются костюм чиновника и императора Древнего Китая?
    • Всегда ли можно было определить положение человека в обществе по его одежде?

    Для учащихся демонстрируется фрагмент фильма о костюмах периода Цинь. Они обсуждают особенности костюмов, заполняют таблицу и выполняют задание с использованием интерактивной доски. В итоге урока создается творческий отчёт с использованием графического редактора: создается эскиз костюмов семьи китайского императора и его приближённых, используя меню готовых форм в ГР Paint.

    Технологическая карта – описание занятия по его этапам.

    Текстовый материал для учеников (используется учебник изобразительного искусства, 5-й класс).

    Коллекция элементов содержит фотографии и изображения, заготовки, презентацию по теме урока.

    Планируемый результат:

    Создание сложного графического объекта, самооценка полученного результата. Используя архив представленных методических разработок, учитель самостоятельно выбирает материал, который соответствует педагогическим задачам урока, возможностям и потребностям обучающихся.

    Ответственный за информацию: Черницына Л. Ю., методист ГМЦ ДОгМ