• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, рыцарского) или профессиональной этики врача?

    Должностные инструкции регулируются специальными инструкциями, правилами, уставами. Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности, это и будет относится к морали. Моральный кодекс в обществе существует в усной форме и всё зависит от людей соблюдать или не соблюдать.

    2. Можно ли сказать, что за последние годы у многих россиян изменились представления о добре и зле, истине и справедливости? Аргументируйте свою точку зрения.

    В последние годы происходит усложнение социальной структуры общества, которое приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только своим положением в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствующих нравственных норм В то же время исторический опыт развития общества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни, к ним мы и относим добро и зло, истину и справедливость. Яркими примерами являются уже упоминавшееся «золотое правило» нравственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.). Они составляют основу общечеловеческих ценностей.

    3. Может ли мораль выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т.д.)?

    Нет, мораль не может выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания, т.к. она не является универсальным критерием (мораль у каждого своя!), поскольку является субъективной и потому оценивать объективные или иные субъективные формы общественного сознания не может.

    4. Что является основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности?

    Основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности является в первую очередь успешная социализация. Нравственно зрелая личность осознаёт ответственность за свои поступки, стремится к созиданию.

    5. Как вы понимаете смысл известного изречения «Не суди, да не судим будешь» применительно к морально-этическим ситуациям?

    Применительно к морально-этическим ситуациям данное изречение говорит о том, что каждый человек как личность не должен осуждать поступки другого человека, а в первую очередь оценивать свои поступки.

    6. В чём, на ваш взгляд, заключается сила общественного мнения?

    Сила общественного мнения заключается в том, что в социуме общественное мнение выступает своеобразным контролёром и как социальный контролёр, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

    ЗАДАНИЯ

    1. Предложите своё определение морали. Скорректируйте его, пользуясь словарями обществоведческих терминов.

    Мораль – это нравственность, особая форма общественного сознания, вид общественных отношений, таких как моральные отношения. Регулируется с помощью норм, установленных в обществе и наиболее общими понятиями морали являются категории добро и зло.

    2. Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы? Охарактеризуйте их ключевые положения.

    В современном обществе существует множество кодексов профессиональной этики. Профессиональные кодексы принимаются обычно профессиональными объединениями, либо правительствами, либо неправительственными организациями. Профессиональный кодекс часто выражает правила профессиональной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи, и объясняется, какое поведение в этих ситуациях следует считать этичным, а какое нет, и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса может быть поводом для исключения из организации. Примеры профессиональных кодексов: - Клятва Гиппократа и Кодекс Персиваля в медицине, кредо журналиста, авиационный кодекс, бусидо, кодекс вооруженных сил и др.

    3. Из параграфа вы узнали, что в Древних Афинах городская полиция состояла из рабов, так как свободные граждане считали зазорным для себя применять насилие к другим свободным гражданам. В наши дни в России в течение ряда лет наблюдалась иная картина. Работники МВД часто подавали заявления об уходе со службы по охране общественного порядка, ссылаясь на низкие оклады, ненормированный рабочий день, бытовую неустроенность, а также учитывая риск для жизни при регулярных столкновениях с нарушителями общественного порядка и закона. Используя материалы СМИ, покажите, что делается сейчас для того, чтобы поднять престиж полицейской службы в глазах граждан России и вместе с тем ликвидировать все возможные случаи сговора сотрудников полиции с преступниками, пособничества или участия в криминальных группировках и коррупции.

    Для того, чтобы поднять престиж полицейской службы в обществе правительством РФ намечены два вектор: 1. Повышение зарплаты; 2. Решение жилищных вопросов. Значимость роли полиции, ее авторитет в обществе и привлекательность полицейской профессии в сознании граждан создаются, в первую очередь, за счет социального положения людей, занятых этим видом деятельности, и различных социальных благ, гарантируемых им государством. Даже рядовых сотрудников полиции относят к членам среднего слоя общества и многие поступившие на службу улучшают свое материальное положение, получают социальные гарантии и стабильность в жизни. Имидж полицейского прочно связан и с образом подлинного стража порядка, представлениями о его интеллектуальности, инициативности, бесстрашия, справедливости, а также выносливостью, тренированностью, силой.

    4. Нужны ли, на ваш взгляд, уже сегодня особые нравственные нормы, регулирующие поведение пользователей Интернета?

    На сегодняшний день необходимы нравственные нормы, которые регулировали бы поведение пользователей Интернета, т.к. многие оскорбления, нецензурная брань, игры, нарушающие психику и многое другое, а порой и доступное для глаз детей прослеживается в сети Интернет.

    5. Ознакомьтесь с материалами Третьего гуманистического манифеста, опубликованного в 2003 г. и подписанного известными учёными и общественными деятелями, среди которых 21 лауреат Нобелевской премии. Этот манифест включает шесть основных тезисов-убеждений:

    Познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа;

    Человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем не предопределён;

    Этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом;

    Жизнь приобретает смысл в служении личности гуманным идеалам;

    Человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой;

    Работа на благо общества максимизирует счастье индивидуума.

    Согласны ли вы с каждым из выдвинутых положений? Какого взгляда на происхождение моральных ценностей придерживаются авторы манифеста?

    Я согласна с каждым из выдвинутых положений манифеста. Авторы манифеста придерживаются гуманного происхождения моральных ценностей.

    Профессиональные кодексы принимаются обычно профессиональными объединениями, либо правительствами, либо неправительственными организациями. Профессиональный кодекс часто выражает правила профессиональной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи, и объясняется, какое поведение в этих ситуациях следует считать этичным, а какое нет, и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса может быть поводом для исключения из организации. В своем Международном практическом руководстве за 2007 год Выбор и развитие эффективного кодекса поведения для организаций, Международная федерация бухгалтеров предлагает следующее рабочее определение:

    Примеры профессиональных кодексов:

    · Клятва Гиппократа и Кодекс Персиваля в медицине,

    · Кредо журналиста

    · Авиационный кодекс

    · Кодекс вооруженных сил США

    · Кодекс Вооруженных сил Израиля

    · Кодекс профессиональной этики переводчиков AIIC

    Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

    Джеймс Боумен, издатель книги "Границы этики в общественном управлении", выделяет три признака удачного кодекса этики: кодекс обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм . Тем не менее, большинство кодексов этики не содержат санкций.
    Когда кодексы этики все же содержат принудительные стандарты, они становятся более конкретными и менее идеальными. Они больше не являются нормативными описаниями желаемого правильного поведения, а превращаются в набор четко определенных, закрепленных законодательством требований. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.

    Для профессии государственного управления в США разработаны два кодекса этики. Это кодексы, составленные Американским обществом государственного управления (ASPA) и Международной ассоциацией управления городов/округов (ICMA). В обоих из них предусмотрены меры по их соблюдению, согласно которым поощряется проверка исполнения и взаимоконтроль членов обществ, а также нарушителям правил гарантируется соответствующая процедура расследования до принятия каких-либо дисциплинарных мер. Если обвиняемый член ICMA признан виновным, ICMA исключает его из своих рядов и может провести открытую или внутреннюю проверку его поступков. Если обвиняемый член ASPA признан виновным, его исключают из общества

    Профессиональная этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

    Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

    Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т. п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

    Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внемо- ральный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.

    Основа профессиональной этики в сфере сервиса - нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.

    Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат следующие нормы, требования и принципы.

    • 1. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т. п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
    • 2. Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
    • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
    • 4. Принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
    • 5. Принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
    • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах,странах.
    • 7. Рекомендуется разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
    • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
    • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
    • 10. Никакого насилия, т. е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
    • 11. Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
    • 12. При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
    • 13. Требование целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т. п.
    • 14. Рекомендуется стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.
    • 15. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
    • 16. Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
    • 17. Не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента .

    Такой вид этики занимается решением следующих проблем:

    • первый связан с необходимостью конкретизации универсальных моральных норм применительно к условиям профессиональной деятельности;
    • она рассматривает требования, существующие внутри профессии и связывающие их носителей особыми, деловыми отношениями;
    • она рассуждает о соответствии ценностей профессии и интересов самого общества и в этом ракурсе выходит на проблемы соотношения социальной ответственности и профессионального долга.
    • Профессиональная этика отличается следующими характеристиками:
    • она выражена в виде требований, обращенных к представителям дайной профессии. Отсюда вытекает ее нормативный образ, закрепленный в виде красиво сформулированных кодексов-деклараций. Как правило, они представляют собой небольшие по объему документы, содержащие в себе призыв соответствовать высокому призванию профессии;
    • документы по профессиональной этике наполнены убеждением в том, что ценности, ею исповедуемые, совершенно очевидны и следуют из простого анализа деятельности наиболее ярких представителей данного рода деятельности;
    • авторитетом этики считается само профессиональное сообщество, а выступать от его имени могут наиболее уважаемые представители, которым будет оказано столь высокое доверие. Из данного контекста становится очевидно, что и расследование, и санкции - также дело самого сообщества. Его суд и приговор - это решение коллегии профессионалов в отношении тех, кто неправильно понял свое высокое предназначение, употребил свой статус во вред сообществу и тем самым сам себя вычеркнул из него.

    Профессиональная этика стремится решить следующие задачи: не потерять статус профессии, доказать общественную значимость, ответить на вызовы быстро меняющихся условий, укрепить собственную сплоченность, выработать общие стандарты совместной деятельности и защитить себя от притязаний других сфер профессиональной компетенции.

    Данный вид этической теории и практики обладает некоторыми недостатками. С первого же взгляда можно отметить ее закрытый, узкий характер, упование лишь на собственный авторитет при осуществлении моральной оценки, что оборачивается необоснованными амбициями при решении острых конфликтных ситуаций. Профессиональная среда - стихия принципиально консервативная; традиции и устои играют в ней огромную роль. Кроме того, моральное сознание не может согласиться с тем, что главной ценностью любой социальной практики считается профессионализм. Если уж в сфере конкретной деятельности возникла необходимость обсуждать появившиеся моральные проблемы, это означает, что обычных представлений о профессиональном долге не достаточно для ее нормального функционирования .

    Нормы профессиональной этики сформулированы в корпоративных кодексах. Корпоративная этика закрепляется в специальных кодексах. Профессионально-этические кодексы направлены на регулирование отношений среди сотрудников. Такие кодексы регламентируют поведение сотрудника, повышают статус работников в обществе, формируют среди клиентов доверительное к ним отношение. В каком-то смысле принятия такого кодекса является имитацией обряда посвящение индивидуума в профессию.

    Этические кодексы указывают работникам, как нужно себя вести соблюдая этические нормы, и помогают применять моральные принципы в трудовой деятельности. Корпоративные кодексы не являются кодексами в обычном смысле по причине того, что нельзя заставить при помощи приказов поступать этично или не этично. Каждый кодекс должен быть оценен с моральной точки зрения.

    Корпоративные кодексы различаются по своей форме. В задачи некоторых кодексов входит информирование сервисных работников о законных требованиях, которые им ранее были не знакомы, но которые они должны знать. В других излагаются конкретные требования, которые запрещают такие злоупотребления как взяточничество и нелегальные взносы. Некоторые организации разрабатывают такие корпоративные кодексы, в которых описываются правила поведения в данной организации. Например, одна компания считает недопустимым принимать от клиентов подарки, а другие допускает принятие подарков в виде небольшой суммы денег.

    Некоторые организации могут запрещать делать подарки клиентам. Ограничивать размер вносимых взносов в фонды политических партий, приобретение акций компании, с которыми они сотрудничают т. к. это может вызвать столкновение интересов.

    Корпоративные кодексы выполняют ряд важных функций и помогают решить специфические проблемы характерные для определенной профессии и с которыми могут столкнуться работники. Когда в компании точно установлено, что позволительно делать работнику или нет, то тот точно знает, какие поступки недопустимы в этой компании. Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.

    Одной из важнейших задач корпоративного кодекса является установление приоритетов в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.

    Существуют и три другие важные функции корпоративного кодекса:

    • 1) репутационная;
    • 2) управленческая;
    • 3) развитие корпоративной культуры.

    Суть репутационной функции состоит в том, чтобы формировать доверительное отношение к компании со стороны клиентов, поставщиков и т. д. Корпоративный кодекс в этом случае играет роль пиара, т. е. повышает привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса в сфере сервиса.

    Суть управленческой функции состоит в том, чтобы регламентировать поведение сотрудников в конфликтных ситуациях, когда сложно принять правильное решение соответствующее этическим нормам. Существует несколько путей, коими повышается эффективность деятельности сотрудников:

    • 1) регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;
    • 2) определения порядка принятия решений в конфликтных ситуациях, когда соответствующих этическим нормам;
    • 3) указания на неправильное поведение с этической точки зрения.

    Корпоративная этика является важной основой корпоративной

    культуры, кодекс корпоративной этики является гарантом развития корпоративной культуры. Кодекс ориентирует всех сотрудников компании на этические ценности, а также ориентировать сотрудников на общие корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную сплоченность.

    Ключевыми системными инструментами в области управления человеческим фактором являются: корпоративная культура и этический кодекс организации .

    Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения.

    Людей юридической профессии всегда сопровождают нравственные проблемы, возникающие из уголовных, административных гражданских правоотношений на почве нарушения, игнорирования либо незнания закона, в центре которых стоит человек.

    Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения. Поэтому особенности профессии юриста обуславливают необходимость изучения профессиональной юридической этики, являющейся одной из отраслей этической науки.

    Этика является одной из древнейших теоретических дисциплин. Это наука о морали, о нравственности, о правилах поведения человека как формах общественного сознания. Она анализирует и систематизирует принципы морали. Этика как наука включает в себя нормативную этику и теорию морали, которые неотделимы друг от друга.

    Нормативная этика занимается исследованием вопросов о добре, зле, благе, она вырабатывает моральный кодекс поведения, формирует правильное поведение в обществе.

    Теория морали исследует сущность морали, возникновение, историю и развитие. Мораль представляет собой форму общественного сознания. Это социальный институт, формирующий совокупность правил и норм поведения людей по отношению друг к другу.

    1. Понятие профессиональной этики

    Этике принадлежит особое место среди основных факторов, образующих и организующих совместную деятельность людей. Нравственная культура является регулятором человеческих отношений во всех сферах деятельности. Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Следует отметить, что термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

    А.С. Кобликов выделяет два смысла понятия "профессиональная этика":

    – кодексы поведения;

    – способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этноса.

    Появление профессиональной этики по времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. "Осознание и оформление определенных требований профессиональной этики происходило на основе повседневного опыта регулирования взаимоотношений людей той или иной профессии". Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

    Профессиональная этика формировалась в течение долгого отрезка времени обществом, которое предъявляло к тем или иным профессиям определенные требования. Требования, предъявляемые, к профессиональной культуре специалиста в значительной степени определяются своеобразием профессиональной деятельности и имеют свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали.

    Возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессии. Эти "обобщения суммировались как в писаных и неписаных правилах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов", что и стало началом формирования профессиональной этики как науки.

    Предметом изучения профессиональной этики являются:

    1. отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

    2. нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

    3. взаимоотношения внутри профессиональных коллективов;

    4. специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;

    5. особенности профессионального воспитания.

    С другой стороны "профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации". Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

    1. профессиональную солидарность;

    2. особое понимание долга и чести;

    3. специфическую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

    Частные принципы складываются из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и находят свое выражение в специфических документах – клятвах, уставах, моральных кодексах. Профессиональные моральные кодексы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе обобщения практики поведения представителей профессиональной группы.

    2. Особенности профессиональной этики юриста

    Профессиональная этика юриста обусловлена тем, что "объектом деятельности юриста является человек, его проблемы. Деятельность юриста связана с общением с людьми, влияет на внутренний мир, на мировоззрение и судьбу людей". Люди являются субъектами общественных отношений, в связи с чем можно сказать, что юрист занимается "общественной деятельностью". Физические лица, создавая различного рода хозяйствующие субъекты, вступают в правоотношения с юридическими лицами, и в области регулирования этих правоотношений прикладывает свои усилия юрист.

    Юрист – лицо публичное. Юрист осуществляет свою деятельность гласно. Соблюдение юристом нравственных норм или же отступление от них, справедливость или несправедливость принимаемых им решений оценивается общественным мнением.

    Профессия юриста обеспечивает все области общественных отношений, поэтому она всегда была универсальна, прибыльна и востребована. Сферы деятельности юриста широкомасштабны. Они охватывают:

    – законодательную сферу;

    – деятельность государственных органов, государственную службу;

    – правосудие: разрешение споров уголовно-правового, административно-правового и гражданско-правового характера;

    – правовой надзор и контроль;

    правовые услуги: консультирование, представительство, правовое сопровождение и др.

    В законодательном органе представляют интересы граждан немало юристов. В местных исполнительных органах действует юридическая служба. Правосудие отправляют судьи, правовой надзор и контроль осуществляют прокуроры, адвокаты оказывают правовые услуги, юристы, работая в различных хозяйствующих субъектах, обеспечивают их правовое обслуживание.

    Для того чтобы быть востребованным, юристу необходимо постоянно работать не только над повышением своих знаний, над профессионализмом, но и совершенствованием своей личности. Это постоянная и системная работа над мировоззрением, интеллектом, волей.

    "Мировоззрение юриста определяется совокупностью его знаний, умением применять их на практике, осознанием значимости рекомендаций и принимаемых им решений, его коммуникабельностью". Юристу, так как его деятельность связана с человеком, направлена на защиту его интересов, следует вырабатывать в себе чуткое отношение к общепризнанным социальным ценностям: личности, ее основным правам и свободам. Необходимо работать над правовым сознанием, т.е. отношением к праву, закону, государству. У юриста должны быть развиты этические и моральные нормативы: чувство долга, верности, чести, собственного достоинства, милосердие и т.д.

    "Имеет место, когда своей бестактностью юрист отталкивает от себя клиента. Войдя в юридическую контору, лицо, у которого возникла проблема, обращается к тому из адвокатов, который приветливо улыбается и будет внимательно, не перебивая, не торопясь, без суеты не только слушать, но и услышит суть проблемы". Юрист должен защищать интересы автора. Поэтому ему не достаточно знаний только норм материального права, регулирующих авторские правоотношения, и процессуального законодательства. Ему следует также понять само произведение, на которое, как полагает клиент, он имеет авторские права, т.е. уяснить суть проблемы, предмет возникшего спора. Если речь идет о незаконном воспроизведении, то следует концентрировать внимание на нарушении именно этого права, на ответственности нарушителя за незаконное воспроизведение, а не излагать о других правах автора на произведение, поскольку это не является проблемой клиента, не относится к существу спора.

    "Профессионализм юриста, его сформировавшееся понятие принципов морали и этики, его правовое сознание выражаются также и в ходе составления различного рода юридических текстов, официально-деловых документов, выступлений в суде". Юридически грамотно составленный документ отвечает определенным правовым и стилистическим требованиям. Все виды юридических документов требуют соблюдения точного и лаконичного изложения сути проблемы со ссылкой на нормы права, применительно к конкретной ситуации. Недопустимы в документах, составленных юристом, грамматические ошибки, применение нелитературных, более того, нецензурных слов, выражений.

    К великому сожалению, документы юристов – адвокатов, прокуроров и даже судей – не всегда отвечают этическим требованиям, предъявляемым к официальным документам:

    – на практике имеет место, когда исковые заявления, составленные юристами, изложены так, что не понятны требования истца, заявителя;

    – порой требования об установлении юридического факта носят характер имущественного спора, без аргументации излагается требование о взыскании ущерба и т.д.;

    – имеет место обращение в суд с заявлениями, не отвечающими предъявляемым к ним требованиям, изложенным в нормах процессуального законодательства;

    – заключения прокурора зачастую не содержат анализа исследованных доказательств, правового обоснования;

    – судебные вердикты порой излагаются по уголовным делам в виде копии обвинительного заключения, а по гражданским делам – искового заявления, не содержат анализа исследованной проблемы, правового обоснования выводов суда;

    – судебные акты выносят с грамматическими ошибками.

    Объясняют такие проблемы это большой нагрузкой, отсутствием времени для творческой работы. Однако, представляется, что такое объяснение не может быть основанием для изготовления процессуального документа, не отвечающего требованиям закона, которым судьи обязаны строго руководствоваться.

    Такие документы могут свидетельствовать о сознательном нарушении закона, либо о противозаконных действиях и решениях, обусловленных отсутствием необходимых знаний, нежеланием исследовать представшую перед ними проблему, поставленную задачу. Более того, это говорит об отсутствии внутренней дисциплины и культуры юриста.

    3. Понятие и содержание кодекса этики юриста

    Кодекс профессиональной этики – это не "изобретение" сегодняшнего дня. История права различных стран знает множество тому подтверждений. "Кодекс профессиональной этики юриста – система моральных принципов, лежащих в основе деятельности юриста и служащих его мировоззренческим и методологическим ориентиром".

    "Дать исчерпывающий перечень всех моральных принципов юриста не представляется возможным, ибо каждая личность индивидуальна и является носителем большего или меньшего их количества в разном сочетании. Однако имеется основные моральные принципы, без которых не может состояться профессионал-юрист в правовом государстве". Они составляют содержание кодекса профессиональной деятельности юриста.

    1. Верховенство права – означает осознание юристом своей миссии служения праву и закону, соблюдение законности. "Юрист-практик не должен отождествлять понятия права и закона, но не может противопоставлять их". Он обязан руководствоваться соображением о том, что закон в правовом государстве является правовым, справедливым, подлежащим неукоснительному исполнению. Даже если какой-либо закон, с его точки зрения, не полностью отвечает идеям правового государства, юрист обязан стоять на страже соблюдения его положений. Это можно назвать принципом связанности законом, приоритета закона, который не поддается опровержению.

    2. Гуманное отношение к людям – непременный принцип, входящий в кодекс профессиональной этики юриста. Он подчеркивает, что "одной высокой квалификации (последующие аттестации) недостаточно для того, чтобы состояться профессиональным работником юридического труда". Важное значение имеет его заботливое отношение к каждому человеку, с которым он сталкивается в процессе выполнения служебных обязанностей. Все люди, с которыми по роду своей деятельности юрист общается (свидетели, потерпевшие, подозреваемые, подзащитные и т.д.), воспринимают его не только как исполнителя определенной профессиональной роли, но и как человека со всеми его положительными и отрицательными качествами. Каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в общение с прокурором, следователем, судей, адвокатом и т.д., ожидает от них не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения.

    По отношению юриста к каждому конкретному человеку можно судить о моральной культуре самого юриста. Уважительное отношение юриста к личности и к ее проблемам позволяет создать особую психологическую атмосферу доверия и обеспечить успех юридического дела.

    Гуманное (уважительное) отношение к людям представляет собой такое отношение, в котором практически (в соответствующих действиях и мотивах) признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможное наиболее полное удовлетворение интересов людей, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, проблемам, чуткость, вежливость, деликатность.

    3. Порядочность – один из исходных принципов высокого морального уровня исполнения профессиональных полномочий, означающий органическую неспособность к бесчестному поступку. Она проявляется, прежде всего, в способах и приемах, используемых юристом в своей деятельности. "Для достижения любой поставленной цели юрист выбирает такие способы и приемы, которые не противоречат нормам права и морали". Невозможно законодательно регламентировать все нюансы, связанные с юридической практикой, поэтому вне которых ситуациях именно от порядочности следователя, судьи, нотариуса зависит судьба, доброе имя конкретного человека или его близких.

    Порядочность юриста-профессионала строится на таких качествах, как доверие и сочувствие, честность и правдивость. Эти качества должны проявляться во всех видах взаимоотношений: "руководитель–подчиненный", "между коллегами", "юрист – клиент".

    4. Доверие представляет собой отношение человека к действиям другого лица, к нему самому, и основано на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

    Некоторые руководители видят в своих подчиненных лишь исполнителей своей воли, забывая, что это прежде всего люди, со свойственными проблемами и заботами. В данной ситуации подчиненный не чувствует себя нужным, не ощущает себя в полной мере личностью, особенно если начальник часто проявляет грубость к нему. Эта нетерпимая обстановка в коллективе создает условия, при которых черствость, грубость переносится на своих коллег и на общение с другими людьми. Для того, чтобы избежать этого, руководитель должен проявлять постоянную заботу о каждом члене коллектива. От него иногда требуется просто проявить интерес к проблемам в семье подчиненного, выяснить его мнение по вопросам, касающимся работы, дать ему объективную оценку как специалисту. Только при таком подходе подчиненный полностью осознает, что интересы дела -это его интересы.

    Доверие между коллегами играет огромную роль, так как при кажущейся индивидуальности труда юриста, положительный результат при разрешении любого юридического дела может быть достигнут только совместными усилиями всего коллектива, выступающего как объединение единомышленников. Сочувствие, как понимание чувств и мыслей другого, выражается в оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению.

    Доверие и сочувствие по отношению к клиентам является одним из важных способов установления психологического контакта, так как человек только тогда захочет сотрудничать с юристом (следователем, адвокатом), если поймет, что напротив него находится человек, который сопереживает ему и хочет помочь путем установления истины по делу. Юрист не должен проявлять агрессивность, смущать клиента, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить передним. Именно доверие и сочувствие к человеку выступают критериями выбора юристом (следователем, прокурором, судьей) меры пресечения, а также определения вида и меры наказания, основываясь прежде всего на предписаниях закона.

    5. Честность предполагает "принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит". Это качество должно определять поведение юриста во всех случаях. Юрист, общаясь с клиентом, принимает на себя обязательства в выполнении для него значимых действий, таких как: обеспечение безопасности ему или членам его семьи, создание всех условий для защиты, обещание довести дело до конца, как бы тяжело это не было сделать.

    Честность – залог нравственных отношений в юридической практике. Это требование вытекает из объективной необходимости совместной деятельности, подчиненной общему интересу – установлению истины.

    6. Правдивость юриста представляет собой моральное качество, характеризующее его как личность, сделавшую для себя правилом говорить людям истину, не скрывать от них действительное положение дел, если это не причинит вред интересам личности и государства.

    "Правдивость – общечеловеческое требование, однако отдельные виды юридической деятельности в силу их специфики нуждаются в некоторых ограничениях – оправданных и допустимых. К ним следует отнести добродетельный обман: дезинформация противника, легендирование оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие средства используемые правоохранительными органами". К этому можно добавить, что правда не всегда нравственна. Раскрытие перед преступниками плана проводимой операции нельзя назвать нравственным поступком. В некоторых случаях допустимым и оправданным можно считать обман в отношении своих коллег, если рассматриваемое дело связано с коррумпированностью чиновников, чтобы избежать давления со стороны "заинтересованных лиц".

    7. Самоотверженность – выражается в действиях, которые по своему характеру представляют акт самопожертвования – добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей, достижения поставленных целей, во имя справедливости.

    Действующие кодексы чести, этики, правила профессионального поведения подробно регламентируют профессиональное поведение юристов именно путем запретов. Запрет вызван необходимостью предупредить нарушение прав и свобод других лиц, не подрывать доверие к профессиональной деятельности юристов, подняться над своими субъективными желаниями и страстями.

    Выводы

    Правила поведения судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, изложенные в соответствующих нравственных кодексах обязывают их вне работы вести себя так, чтобы не было оснований для сомнений в их порядочности и честности. Они должны избегать посещения любых мест, компрометирующих их репутацию.

    Высокие нравственные требования формируют дисциплинированность, самосознание, нравственное отношение к своему профессиональному долгу.

    В условиях социально-экономических проблем общества юристы обязаны строго соблюдать требования, предъявляемые к ним профессиональными нравственными кодексами, выработанными в соответствии с международными стандартами, и являющимися свидетельством общественного прогресса.

    Этику нельзя смешивать с моралью, так как этика является наукой о морали. Об этике еще говорят как о совокупности норм поведения людей определенной профессии, обусловленной корпоративными интересами, профессиональной культурой со специфическими именно для определенной профессии традициями. Это профессиональная этика.

    Литература

    1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ в ред. от 02.07.2013 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.

    2. Аминов И.И. Юридическая этика. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

    3. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Прогресс, 2012

    4. Давидян Г.М. Некоторые проблемы профессиональной этики юриста в Российской Федерации // Закон. – 2013. – № 11. – С. 40-45.

    5. Зинатуллин Т.З. Этические основы деятельности адвоката. – М.: Юрист, 2014.

    6. Камардина А.А. Профессиональная этика. – Оренбург: изд-во ОГУ, 2013.

    7. Кивайло В.Н. Юридическая этика. – М.: Норма, 2013.

    8. Кирюшина Л.Ю. Профессиональная этика юриста – Барнаул: изд-во АГУ, 2010.

    9. Кобликов А. С. Юридическая этика – М.: Норма, 2012.

    10. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. – 2008. – №4. – С.39-44.

    11. Мельниченко Р.Г. О смешении морали и права в адвокатуре // Адвокатская практика. – 2012. – № 5. – С. 35-38

    12. Назаров А.Д. Запретный плод сладок / А.Д. Назаров // Адвокатская газета. – 2009 г. – № 17.

    13. Порубов Н.И., Порубов А.Н. Юридическая этика. – М.: Инфра-М, 2013.

    14. Профессиональная этика юриста. / Под ред. В.М. Артемова. – М.: Проспект, 2013.

    15. Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. Профессиональная этика юриста. – М.: Юрайт, 2014.

    16. Сурков А.Р.Нужны ли дополнительные гарантии? // Адвокатская газета. – 2010. – № 3.

    17. Цыденова О.Г. Нравственно-правовые основы деятельности адвоката в российском судопроизводстве. – М.: Норма, 2012.

    Нормы, которых должны придерживаться члены профессий, определены в их кодексах профессиональной этики.

    Подразумевается, что кодексы профессиональной этики регулируют профессиональную деятельность всех членов профессии, как практикующих самостоятельно, так и работающих по найму.

    Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. Однако, на самом деле эти кодексы призваны решать самые разные задачи.

    Некоторые кодексы просто используются для того, чтобы продемонстрировать, что такая-то группа является профессией. Некоторые кодексы провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике.

    Другие кодексы или их разделы носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых - это исключение из состава профессии. Есть кодексы, которые формулируют этикет данной профессии. Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения. Если профессиональный кодекс призван служить основой, позволяющей данной профессии претендовать на автономию от непрофессионального общественного контроля (например, врачи и юристы), которому подвержены другие группы, такой кодекс должен обладать следующими свойствами:

    • 1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным. Включение в него идеалов не возбраняется. Но в нем следует точно определить, какие его положения представляют собой идеалы, а какие носят дисциплинарный, карательный характер. Если кодекс фактически не регулирует поведение членов профессии, она фактически не располагает публичной декларацией, служащей для общества основанием для признания ее профессией. Общество признает автономию профессии при условии, что она обязывает своих членов придерживаться более высоких норм по ведения, чем соблюдают члены других групп, а поэтому профессиональные нормы должны быть известны населению, их должны воспринимать как более высокие, чем другие нормы;
    • 2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого профессия обслуживает. Если общество не извлекает выгоды от предоставления профессии автономии, оно должно лишить ее этой привилегии. Кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии. Кодексы могут быть использованы для служения интересам профессии за счет общества. Некоторые правила (например, правила, касающиеся установления размеров гонораров или ограничения рекламы) защищают профессию и противоречат интересам общества. Положения кодексов, препятствующие конкуренции внутри профессии, обычно не в интересах общества, они направлены на подчеркивание негативных, монополистических свойств профессии;
    • 3. Кодексы должны быть точно сформулированными и честными. Кодекс, который просто утверждает, что члены профессии не должны лгать, красть или обманывать, не требует ничего сверх того, что требуется от всех других людей. Когда кодекс составлен честно, в нем отражены аспекты профессии, характеризующие конкретные специфические искушения, которые могут испытывать члены профессии. Автономия предоставляется профессии потому, что ей известны возможные специфические ошибки, недостатки данной профессии - ее темные стороны, ее неэтичные, хотя и не совсем противозаконные методы. Если такие методы в кодексе точно не определены, профессия фактически не контролирует свою деятельность;
    • 4. Кодекс должен быть и контролируем, и контролирующим. Если кодекс не содержит положений о предъявлении обвинений и о применении наказаний, он представляет собой не более чем декларацию об идеалах. Если профессия не может всей своей деятельностью доказать, что она контролирует своих членов, у общества нет основания верить, что она это делает. В подобных случаях нет оснований для предоставления профессии особых привилегий. Соответственно, общество должно принимать законы, касающиеся деятельности членов данной профессии и устанавливающие контроль за их деятельностью, точно так же, как оно контролирует представителей других родов занятий.

    Хотя профессии и могут добиваться выполнения правил своих кодексов, они все же не являются судебными инстанциями.

    Нарушение профессионального кодекса влечет за собой лишь ограниченные дисциплинарные меры. Самым жестоким наказанием, как уже было сказано выше, может служить исключение из состава профессии наряду с преданием публичной огласке проступка. Наиболее часто практикуется вынесение порицания. Профессиональные кодексы обычно игнорируют такие проблемы, с которыми сталкиваются по крайней мере некоторые члены профессии. В профессиональных кодексах часто уточняются обязанности по отношению к клиенту или пациенту, к предпринимателю (если член профессии работает по найму), к населению и к самой профессии. Что приходится делать члену профессии, когда эти обязанности вступают друг с другом в противоречие? Например, как должен поступить работающий в компании врач, когда ему велят не разглашать информацию о росте показателей связанных с работой заболеваний среди рабочих завода? Являются ли его обязанности по отношению к обществу и по отношению к пациентам (рабочим) выше, чем обязанности по отношению к предпринимателю?

    Кроме того, профессиональные кодексы не содержат и указаний на то, какие должны последовать меры, когда сама профессия действует неподобающим образом.

    Деонтология (от др. - греч. дЭпн «должное») - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» (англ. Deontology or The Science of Morality) для обозначения теории нравственности как науки о морали. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом («Деонтология, или Наука о морали», Deontology or The Science of morality, v. 1-2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или аксиологии. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции - в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей логический приоритет, «первичность» долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: «добром» мы называем именно то, чего требует долг, попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс, W. Ross, Ч. Брод, Ch. Brod и др.), противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еще один тезис этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, «энергией» долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической и консеквенциальной этике - гедонизму, утилитаризму и др.

    Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.