• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    На прошлой неделе правительство России утвердило дорожную карту развития корпоративного управления. Перед авторами документа из Агентства стратегических инициатив стояло несколько задач: сделать так, чтобы деятельность компаний стала более прозрачной, защитить права миноритариев и привлечь иностранных инвесторов. Основная цель – улучшить положение России в международном ежегодном рейтинге Doing Business. В текущем году Россия заняла 51-е место среди 183 стран в рейтинге. А еще через два года должна подняться до 20-го места, именно такую цель поставил президент Владимир Путин в 2012 г. Дорожная карта содержит 18 предложений, на основе которых в 2016–2018 гг. Минюст, Банк России, Минэкономразвития разработают конкретные изменения в законодательстве, рассказал замруководителя рабочей группы АСИ по направлению «Защита миноритарных инвесторов», директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Правда, некоторые из предложений, особенно те пункты, которые влияют на исполнение требований рейтинга Doing Business, пока не могут быть адекватно восприняты компаниями, говорят эксперты.

    Больше прозрачности Сейчас в годовых отчетах публичные компании обязаны указывать вознаграждения всех членов органа управления в совокупности. Согласно требованию рейтинга Doing Business эта информация должна публиковаться индивидуально, с упоминанием размера вознаграждений и фамилий, потому что это важно для понимания системы мотивации в компании, говорит Спирин. Этот пункт всегда вызывает сопротивление компаний, говорит Спирин. По мнению директора Российского института директоров Игоря Беликова, менеджмент должен объяснять, почему получил бонус при невыполнении или неполном выполнении плановых показателей или убытках. Представитель крупной публичной компании сказал «Ведомостям», что раскрытие информации о вознаграждениях топ-менеджменту может привести к разогреву рынка зарплат. Топ-менеджер узнает из отчета эмитента, что коллега из другой компании получает вознаграждение больше, чем он, и сразу же попросит у акционера прибавку к жалованью, предположил собеседник.

    Мнения компаний

    Представитель компании «Вымпелком» Анна Айбашева сообщила «Ведомостям», что информация о вознаграждениях топ-менеджмента – персональные данные, не подлежащие разглашению по закону. Если потребуется раскрытие информации о вознаграждениях каждому топ-менеджеру и члену совета директоров, «Русгидро» выполнит это требование, сказал представитель компании. Представитель группы ГАЗ сообщила, что компания готова раскрыть размер вознаграждения топ-менеджеров и объяснить механизм его формирования, если этого потребует закон.

    Несколько пунктов дорожной карты касаются раскрытия информации о сделках с заинтересованностью (со стороны членов совета директоров, топ-менеджеров или акционеров). По словам Беликова, сейчас советы директоров перегружены, одобряя все сделки с заинтересованностью подряд, в том числе на незначительные суммы. Нужно детально раскрывать информацию о характере заинтересованности, но ввести порог существенности для таких сделок. Если сделка выше этого порога, то она должна утверждаться советом, говорит Беликов. Советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян считает, что не нужно тратить столько времени на стадии предварительного одобрения, а следует усилить контроль за результатами сделки и повысить ответственность руководителей, принимающих решение о заключении сделки.

    Члены советов директоров часто жалуются на то, что топ-менеджмент не предоставляет совету всех необходимых сведений о финансово-хозяйственной деятельности. Авторы дорожной карты предлагают это изменить: советы смогут получать доступ к документации о «дочках» компаний, а также о сделках аффилированных компаний.

    Подозрительный директор

    Авторы документа предлагают очистить органы управления компаний от недобросовестных лиц, причиняющих ущерб компаниям. По словам Спирина, идею выдвинул Центральный банк. Если директор скрыл от совета директоров, что был связан с контрагентом, когда совершал сделку, а потом эта сделка привела к убыткам (и акционерам удалось это доказать), его справедливо будет временно дисквалифицировать, комментирует Спирин. По словам Авакян, запрет на участие в органах управления может, например, коснуться лиц, которые были судимы по экономическим преступлениям, либо раньше управлявших предприятиями, которые обанкротились.

    В законе «Об акционерных обществах» поменяются нормы об ответственности руководителя за убытки, причиненные по его вине компании. Речь идет о расширении понятия «контроль», говорит Авакян. Ответственность будет нести не только материнская компания за дочернюю. К ответственности могут быть привлечены, например, бенефициары материнской компании, если компания из-за их бездействия утратила контроль над дочерними предприятиями и потерпела ущерб. «Это даст больше оснований для оспаривания и значительно больше возможностей для взыскания ущерба, если предприятие находится в предбанкротном состоянии», – комментирует Авакян. По ее словам, это усиливает позицию миноритариев.

    Изменить роли

    Изменения должны расширить полномочия и советов директоров. Советы смогут выдвигать собственных кандидатов в органы управления компании даже в том случае, если акционеры уже выдвинули свои кандидатуры. По словам Беликова, акционеры большинства негосударственных публичных российских компаний активно вовлечены в процесс стратегического, а нередко и оперативного управления. Сейчас право выдвигать кандидатов на должность гендиректора закреплено за ними. Авторы дорожной карты предлагают забрать это право у крупных акционеров и передать его посредникам – членам совета директоров, значительная часть которых должна быть не зависима от крупных собственников и топ-менеджмента, а также представляет интересы миноритарных акционеров. «В российских условиях это повышает риски контролирующих акционеров», – говорит Беликов. Для публичных госкомпаний идея передать советам полномочия по назначению и увольнению генерального директора неактуален, потому что кандидатуру гендиректора совет, в котором преобладают директора-госслужащие и профессиональные поверенные, утверждает по директиве госоргана-куратора (Росимущества или профильного министерства). Перенесение процесса подготовки и принятия решений в советы директоров госкомпаний может придать структурам корпоративного управления госкомпаний реальную власть, но это требует отказа от практики голосования по директивам, что крайне маловероятно, говорит эксперт. Росимущество на запрос «Ведомостей» не ответило.

    Решающие детали

    По словам исполнительного директора Ассоциации профессиональных инвесторов Александра Шевчука, повышение позиции России в рейтинге Doing Business позволит компаниям усовершенствовать систему управления и повысить привлекательность для инвесторов. Однако дорожная карта, если будет реализована, даст слишком большую свободу мелким акционерам, говорят эксперты. Так, дорожная карта предполагает, что акционеры смогут получать доступ к финансовым документам для подачи иска, если их доля в уставном капитале компании составляет 10%. Сейчас такое право есть только у акционеров с 25%-ной долей. По словам Спирина, в крупных компаниях 10%-ный пакет акций может стоить несколько десятков миллиардов рублей и владельцев 10% акций можно назвать миноритариями лишь условно и трудно их заподозрить в экономическом шантаже. По словам Беликова, если миноритарии получат инсайдерскую информацию о плохих перспективах компании, то они смогут использовать ее для продажи акций или для краткосрочных спекуляций, что негативно повлияет на капитализацию компании. По словам Шевчука, вопрос снижения порога с 25 до 10% станет одним из самых болезненных.

    По мнению Беликова, вопросы, которые предлагает решить дорожная карта, важны, но вторичны по сравнению с состоянием экономики в стране. Россия быстро поднимается в рейтинге Doing Business (в 2012 г. занимала 120-е место), однако активность бизнеса в стране снижается, экономика стагнирует, а не растет, говорит Беликов. По его мнению, корпоративное управление слабо влияет на улучшение экономической среды. Например, в 2014 г. Россия заняла седьмое место в Рейтинге соответствия национального кодекса корпоративного управления принципам ОЭСР и обогнала Канаду, Южную Корею и Китай, но отстает от этих стран по притоку инвестиций, напоминает эксперт.

    Введение.

    Целью принятия любого кодекса корпоративного управления является улучшение инвестиционной привлекательности компаний путем повышения прозрачности их деятельности для потенциальных инвесторов. Российский кодекс корпоративного управления представляет собой совокупность норм рекомендательного характера для использования российскими компаниями, акции которых котируются на бирже. Указанный кодекс разработан в соответствии с Принципами корпоративного управления Организации Экономического Сотрудничества и Развития. В данной статье предлагаются для обсуждения те положения Кодекса корпоративного управления, которые существенно повлияют на деятельность российских публичных компаний.

    Деятельность совета директоров . Кодекс делает упор на контролирующую функцию совета директоров. При этом, Кодекс отдельно подчеркивает подотчетность деятельности совета директоров акционерам. В частности, Кодекс указывает, что совет директоров должен обеспечивать прозрачность общества, необременительный доступ акционеров к документам общества, а председатель совета директоров должен быть доступен для общения с акционерами общества .

    Особенно важным для крупных компаний является положение о необходимости предусмотреть полномочия совета директоров о выдвижении кандидатур для образования исполнительных органов и кандидатов в состав советов директоров подконтрольных организаций . Это положение, распространяется только на общества, имеющие «значительное число подконтрольных организаций» . Кодекс, таким образом, требует от крупных российских компаний выстраивание жесткой иерархии исполнительных органов внутри холдингов с системой подотчетности ‘дочек’ материнской компании.

    Кодекс указывает, что «совет директоров должен установить основные ориентиры деятельности общества на долгосрочную перспективу» , при этом, Кодекс предлагает по возможности исключить неясность разработанных стратегий и бизнес-планов, подчеркивая, что они «должны содержать ясные критерии, большая часть которых должна быть выражена количественно измеримыми показателями, а также иметь промежуточные контрольные показатели» .

    Порядок избрания членов совета директоров. Кодекс вводит критерии независимости совета директоров. В п. 2.4.1. Кодекс не только дает определение независимого директора, но и подчеркивает, что «не может считаться независимым кандидат (избранный член совета директоров), который связан с обществом, его существенным акционером, существенным контрагентом или конкурентом общества или связан с государством».

    Кодекс также устраняет пробел в законодательстве и рекомендует, чтобы «независимые директора в компании составляли не менее одной трети избранного состава совета директоров» .

    Система вознаграждения членов совета директоров, Кодекс, прежде всего, ограничивает размер «золотых парашютов» при досрочном прекращении полномочий членов исполнительных органов и ключевых руководящих работников по инициативе общества. Теперь для руководителей публичных компаний пособия при увольнении не должны превышать «двукратного размера фиксированной части годового вознаграждения» . Для руководителей компаний с государственным участием более 50%, размер выплат ограничивается трехкратным месячным заработком, в соответствии с последними изменениями трудового законодательства . Кодекс также уделяет внимание бонусам, указывая на предпочтительность фиксированного годового вознаграждения перед любыми формами «краткосрочной мотивации и дополнительного материального стимулирования». Предполагается, что эти нормы должны создать новую корпоративную культуру оплаты труда руководителей.

    Защита прав акционеров и раскрытие обществом информации о его деятельности Кодекс детализирует процедуру подготовки к проведению общих собраний акционеров, порядок уведомления и сроки уведомления акционеров с целью обеспечения удобных для всех акционеров механизмов участия в принятии решений по существенным корпоративным действиям общества, при этом, все "существенные корпоративные действия" в Кодексе перечислены (например, выплата дивидендов, реорганизация, поглощение общества, листинг и делистинг акций общества) . Соответственно, акционеры публичных компаний могут непосредственно из Кодекса получить информацию о тех вопросах, решение которых должно происходить с их участием. В плане раскрытия информации подчеркивается необходимость не только публикации сведений о деятельности компании на официальном сайте, но и утверждения информационной политики внутри компании и её практической реализации .

    Согласно положениям Кодекса, общество должно прилагать усилия для соблюдения прав всех акционеров и в полной мере информировать их о деятельности общества. Таким образом, бремя ответственности за нарушение прав акционеров смещено в сторону компании.

    Новые положения Кодекса позволят исключить нарушения прав миноритарных акционеров, аналогичные с теми, которые имели место при конфликте миноритариев «ТНК-BP Холдинга» с обществом в 2013 году . Как подчеркивает Кодекс, «Миноритарные акционеры должны быть защищены от злоупотреблений со стороны держателей контрольного пакета акций, действующих прямо или опосредованно».

    Механизмы реализации положений Кодекса.

    Для крупнейших компаний с государственным участием Кодекс будет обязательным. Как указал Дмитрий Медведев, Кодекс «должен максимально активно применяться публичными компаниями с государственным участием» . В этой связи экспертный совет при Правительстве РФ в мае 2014 года предложил список из 100 компаний, для которых внедрение положений Кодекса в их корпоративную практику станет обязательным . В дальнейшем список решили сократить до 30 .

    Эффективным механизмом воздействия будет являться требование Московской биржи к корпоративному управлению эмитентов . На официальном сайте Московской биржи размещены для ознакомления требования к корпоративному управлению эмитентов акций, включенных в первый или второй уровни, а также эмитентов облигаций, включенных в первый уровень, соблюдение которых является обязательным .

    Кроме того, Центральный Банк будет проводить регулярный мониторинг реализации положений Кодекса на практике. Предполагается, что первый доклад Центробанка будет сделан на основании годовых отчетов компаний за 2015 год .

    Указанные меры уже дали некоторый положительный эффект. В частности, компания ОАО НК «Роснефть» сообщила о повышении уровня листинга своих акций (перевод акций ОАО «НК «Роснефть» из котировального списка «Б» в котировальный список «А» второго уровня (список «А2»), в том числе, в связи с соблюдением компанией норм корпоративного управления . Иные компании постепенно также инкорпорируют положения Кодекса в свои внутренние нормативные акты.

    Заключение.

    Кодекс корпоративного управления представляет собой попытку существенного изменения корпоративной практики российских публичных компаний. В частности, положения о деятельности совета директоров имеют целью обеспечить компаниям возможность формирования эффективных, подотчетных совету директоров исполнительных органов, а сам совет директоров подчинить акционерам компании. Кодекс также повышает требования к профессиональным и личным качествам лиц, избираемым на должности членов совета директоров. Требование Кодекса об обязательном минимальном количестве независимых членов совета директоров имеет целью гарантировать объективность принятия стратегически важных для компании решений (в том числе инвестиционных). Положения Кодекса о порядке вознаграждения членов совета директоров и руководящих работников компании имеют целью разумно ограничить размер вознаграждения таких сотрудников, исключить возможные злоупотребления в этой области. Нововведения Кодекса о правах акционеров и раскрытии информации обществом, в свою очередь, направлены на защиту прав миноритарных акционеров компаний, на повышение их информированности о деятельности компании. С учетом того, что помимо принятия Кодекса, государство предусмотрело эффективные механизмы его внедрения, стоит надеяться, что Кодекс будет активно применяться публичными компаниями. Возможно, Кодекс также повлияет на судебную практику и позволит судам толковать положения нормативно-правовых актов и внутренних документов компаний с учетом требований Кодекса. В любом случае, принятие Кодекса - существенный шаг на пути адаптации общепринятых международных норм в области корпоративного управления.

    Банк России начинает работу над изменениями в кодекс корпоративного управления, связанными с вопросам развития информационных технологий и кибербезопасности, сообщила директор департамента корпоративных отношений ЦБ РФ Елена Курицына.

    "Много сейчас говорится по поводу информационных технологий, кибербезопасности, финтеха. Все больше в этой связи у нас вызывает обоснованный вопрос, насколько наша система корпоративного управления отвечает вызовам времени, которые мы наблюдаем", - сказала она, выступая на круглом столе ОЭСР-Россия по корпоративному управлению.

    С одной стороны, по ее словам, новые IT-технологии предлагают огромное количество новых возможностей для развития бизнеса, но с другой стороны возникают вопросы кибербезопасности. Киберриски уже реализуются в виде целенаправленных спланированных акций по нападению на те или иные отрасли или компании. Все это требует серьезного вовлечения системы корпоративного управления для того, чтобы отразить эти угрозы должным образом, добавила она, передает 1prime.ru.

    "Настало время чтобы в российском кодексе корпоративного управления нашли свое отражение вопросы управления IT-технологиями и кибербезопасностью на должном уровне. Мы полагаем, что должна быть закреплена стратегическая роль совета директоров в том, чтобы организовывать систему управления рисками, связанными с развитием IT-технологий и вопросами кибербезопасности. Совет директоров должен такую политику утверждать, также как и по всем остальным направлениям контролировать менеджмент. Совет директоров должен обладать необходимыми компетенциями, чтобы его состав отвечал тем вызовам, которые перед компанией стоят на определенном этапе времени", - сказала она.

    Банк России опросил 84 российские компании из котировального списка первого и второго уровня Московской биржи. Чуть более 40 компаний ответили на вопросы ЦБ. Так, 73% компаний подтвердили, что вопросы кибербезопасности являются очень актуальной темой, 68% уже приняли внутренние документы, определяющие принципы работы IT и обеспечения кибербезопасности. Почти у половины избран директор в состав совета директоров, обладающий необходимыми компетенциями и навыками в сфере IT и кибербезопасности. За последние три года у трети компаний на заседаниях совета директоров ежегодно рассматривались вопросы, связанные с развитием IT или обеспечения кибербезопасности, рассказала Курицына.

    "Компании демонстрируют высокий уровень понимания, что эта тема требует внимания, времени, ресурсов и должного уровня этого внимания", - отметила она.

    Ключевые слова

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ / НЕЗАКОННЫЕ ДОХОДЫ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / MONEY-LAUNDERING / ILLEGAL INCOME / CORPORATE GOVERNANCE / CODE OF CORPORATE GOVERNANCE / MANAGEMENT BODIES

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Шашкова Анна Владиславовна

    Настоящая статья посвящена корпоративному управлению в России, а также принятию и одобрению в 2014 г. Кодекса корпоративного управления Банком России и Правительством РФ. В статье также приводится понятие модного на сегодняшний день иностранного термина compliance. Система compliance базируется на массиве обязательных правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах, обязательных для предприятия. Для того, чтобы наилучшим образом выполнять вышеназванные нормы, а также осуществлять локальное нормотворчество по важным для организации производственным вопросам, в структуре многих иностранных компаний, а также крупных российских компаний создаются специальные подразделения. С учётом такого зарубежного опыта и международных принципов корпоративного управления Банком России был разработан Кодекс корпоративного управления , одобренный Правительством России в феврале 2014 г. Кодекс корпоративного управления регулирует ряд важненйших вопросов корпоративного управления , такие как: права акционеров и равенство условий для акционеров при осуществлении ими своих прав; совет директоров общества; корпоративный секретарь общества; система вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников общества; система управления рисками и внутреннего контроля; раскрытие информации об обществе, информационная политика общества; существенные корпоративные действия. Наиболее важным вопросом, который анализирует автор, является вопрос состава совета директоров, а именно наличие независимых директоров в обществе. По мнению автора, новый Кодекс корпоративного управления отражает как новейшие тенденции, так и фактическое состояние корпоративного управления в России на сегодняшний день.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Шашкова Анна Владиславовна

    • Инновации в корпоративном управлении в России

      2015 / Леванова Л.Н.
    • Реализация принципов и показателей корпоративного управления в практике пао Сбербанк России

      2018 / Ефремова Татьяна Сергеевна, Перевозова Ольга Владимировна
    • Актуальные вопросы повышения качества корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием

      2017 / Растова Юлия Ивановна, Сысо Татьяна Николаевна
    • Современная практика корпоративного управления: взгляд инвесторов и эмитентов

      2014 / Чумакова Екатерина Викторовна
    • Укрепление полномочий членов совета директоров по участию в разработке стратегии компании, как фактор повышения эффективности их работы

      2017 / Ясько Екатерина Андреевна
    • Соблюдение российского кодекса корпоративного управления в сфере защиты прав акционеров

      2017 / Бочарова И. Ю., Рыманов А. Ю.
    • Роль эффективной структуры совета директоров в корпоративном управлении российских и зарубежных компаний

      2018 / А. В. Миленный
    • Правовая природа современной компании

      2016 / Луценко С.И.
    • Необходимость комплексного подхода к разрешению корпоративных конфликтов

      2016 / Зайнуллин Сергей Булатович
    • Кодекс корпоративного управления Австрии

      2010 / Василенко Олег Анатольевич

    The Significance of the 2014 Corporate Governance Code of the Bank of Russia

    The present article focuses on corporate governance in Russia, as well as on the approval in 2014 of the Code of Corporate Governance by the Bank of Russia and by the Russian Government. The article also provides the concept of the famous foreign term Compliance. Compliance is a system based on binding rules of conduct contained in the regulations which are mandatory for the company. In order to fulfill best practices and implement local acts on the most important issues for the company, many foreign companies as well as large Russian companies have formed special Compliance departments. Taking into account such international experience and international corporate governance principles the Bank of Russia has elaborated the Corporate Governance Code, approved by the Russian Government in February 2014. Corporate Governance Code regulates a number of the most important issues of corporate governance such as shareholders"rights and fair treatment of shareholders; Board of Directors; Corporate Secretary of the Company; system of remuneration of members of the Board of Directors, executive bodies and other key executives of the company; system of risk management and internal control; disclosure of information about the company, the information policy of the company; major corporate actions. The most important issue which is analyzed by the author is the problem of the composition of the Board of Directors: the presence of independent directors in the company. According to the author the new Corporate Governance Code reflects the latest trends as well as the current situation with corporate governance in Russia today.

    Текст научной работы на тему «Значение Кодекса корпоративного управления банка России 2014 г»

    ЗНАЧЕНИЕ КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ БАНКА РОССИИ 2014 ГОДА

    А.В. Шашкова

    Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

    Настоящая статья посвящена корпоративному управлению в России, а также принятию и одобрению в 2014 г. Кодекса корпоративного управления Банком России и Правительством РФ. В статье также приводится понятие модного на сегодняшний день иностранного термина compliance. Система compliance базируется на массиве обязательных правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах, обязательных для предприятия. Для того, чтобы наилучшим образом выполнять вышеназванные нормы, а также осуществлять локальное нормотворчество по важным для организации производственным вопросам, в структуре многих иностранных компаний, а также крупных российских компаний создаются специальные подразделения.

    С учётом такого зарубежного опыта и международных принципов корпоративного управления Банком России был разработан Кодекс корпоративного управления, одобренный Правительством России в феврале 2014 г. Кодекс корпоративного управления регулирует ряд важненйших вопросов корпоративного управления, такие как:

    Совет директоров общества;

    Корпоративный секретарь общества;

    Система вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников общества;

    Наиболее важным вопросом, который анализирует автор, является вопрос состава совета директоров, а именно наличие независимых директоров в обществе. По мнению автора, новый Кодекс корпоративного управления отражает как новейшие тенденции, так и фактическое состояние корпоративного управления в России на сегодняшний день.

    Ключевые слова: легализация, отмывание, незаконные доходы, корпоративное управление, кодекс корпоративного управления, органы управления.

    «Вместо того чтобы обуздывать роскошь при помощи законов против роскоши, лучше предупреждать её при помощи такого управления, которое делает её невозможною».

    Жан-Жак Руссо

    С учётом зарубежного опыта и международных принципов корпоративного управления Банком России был разработан Кодекс корпоративного управления (далее - ККУ), одобренный Правительством России в феврале 2014 г. . Государство, как собственник ряда публичных акционерных обществ, будет внедрять новый ККУ в работу этих компаний. ККУ призван заменить принятый в 2001 г. Кодекс корпоративного поведения. Он является рекомендательным и ориентирован на применение госкомпаниями. По сути, это свод базовых принципов, правил, которые направлены на совершенствование различных аспектов корпоративных отношений, таких, как обеспечение равенства акционеров, защита интересов инвесторов, выстраивание работы совета директоров, правила раскрытия информации и вообще всё, что касается полноценной деятельности органов корпоративного управления.

    Необходимость внедрения ККУ обосновывается накопленным корпоративным и арбитражным опытом, изменениями законодательства, уроками мирового финансового кризиса прошлых лет. Кроме того, очень важной предпосылкой стало то, что экономическое развитие России во многом меняет наш фокус ориентации на инвесторов. Если на первых этапах развития российской экономики она была во многом интересна для спекулятивных инвесторов в силу недооценённости многих активов, то сейчас большее значение приобретает привлечение долгосрочных инвесторов, для которых очень важны вопросы защиты прав инвесторов, лучшие практики корпоративного управления.

    В то время, когда был принят Кодекс корпоративного поведения 2001 г. , российское законодательство об акционерных обществах было недостаточно развито, что демонстрировали многочисленные примеры нарушения прав миноритарных акционеров и инвесторов при:

    Подготовке и проведении общих собраний акционеров;

    Принятии решений о размещении дополнительных акций, размывающих доли акционеров;

    Злоупотреблениях при проведении крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Всё это снижало интерес отечественных и зарубежных инвесторов к вложению средств в российские компании и подрывало доверие к российскому финансовому рынку. С принятием Кодекса корпоративного поведения российские акционерные общества получили базовые ориентиры по внедрению передовых стандартов корпоративного управления с учётом специфики российского законодательства и сложившейся на

    российском рынке практики взаимоотношений между акционерами, членами совета директоров (далее - СД), исполнительными органами, работниками и иными заинтересованными сторонами, участвующими в экономической деятельности акционерных обществ. Кодекс корпоративного поведения предложил акционерам и инвесторам чётко сформулированные подходы к тому, что следует требовать от компаний, и способствовал повышению активности акционеров и инвесторов.

    Кризис, охвативший мировую финансовую систему в 2008 - 2009 гг., обратил внимание инвесторов и регуляторов на вопросы, связанные с использованием корпоративного управления в качестве важного инструмента обеспечения устойчивости компаний и их долговременного успешного развития. К этому времени большинство российских компаний исчерпали возможности догоняющего роста российской экономики и столкнулись с необходимостью поиска иных источников и инструментов долгосрочного экономического роста. Это заложило объективные предпосылки пересмотра Кодекса корпоративного управления. В новой редакции документ получил новое название - Кодекс корпоративного управления. Данное изменение не является просто редакционным, оно отражает изменение подхода и той роли, которая отводится Кодексу.

    Кодекс корпоративного управления включает два раздела, отражающих базовые принципы и конкретные механизмы их внедрения. Документ содержит положения о правах акционеров, роли советов директоров, раскрытии информации, управлении рисками, политике вознаграждений и т.д. Кодекс корпоративного управления в значительной степени повторяет структуру Принципов корпоративного управления ОЭСР. Кодекс состоит из предисловия, введения, частей А и Б. Часть А посвящена принципам корпоративного управления. Здесь представлены такие разделы, как:

    Права акционеров и равенство условий для акционеров при осуществлении ими своих прав;

    СД общества;

    Корпоративный секретарь общества.

    Система вознаграждения членов СД, исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников общества;

    Система управления рисками и внутреннего контроля;

    Раскрытие информации об обществе, информационная политика общества;

    Существенные корпоративные действия.

    При анализе ККУ хотелось бы остановиться на следующих постулатах:

    Недопущение действий, которые приводят к искусственному перераспределению корпоративного контроля;

    Исключение использования акционерами иных способов получения доходов за счёт общества помимо дивидендов и ликвидационной стоимости;

    Избрание и досрочное прекращение полномочий исполнительных органов советом директоров, а не общим собранием акционеров;

    Формирование комитетов совета директоров по аудиту, вознаграждениям и номинациям (по кадрам);

    Включение в совет директоров не менее одной трети независимых директоров;

    Установление общего принципа вознаграждения членов органов управления, предусматривающего, что уровень вознаграждения должен создавать достаточную мотивацию для эффективной работы, привлекать, удерживать компетентных и квалифицированных специалистов. Для членов совета директоров предлагается фиксированное годовое вознаграждение, выплата же вознаграждения за участие в отдельных советах директоров, и в комитетах нежелательна;

    Ограничение размеров «золотого парашюта», с тем чтобы он не превышал двух годовых фиксированных вознаграждений.

    ККУ ставит своей целью:

    1) определить принципы и подходы, следование которым позволит российским компаниям повысить инвестиционную привлекательность в глазах долгосрочных инвесторов;

    2) отразить в форме наилучших стандартов деятельности выработанные за прошедшие годы подходы в области разрешения корпоративных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности акционерных обществ;

    4) учесть накопленную практику применения Кодекса корпоративного поведения; упростить применение наилучших стандартов корпоративного управления российскими акционерными обществами в целях повышения их привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов;

    В ККУ основной акцент сделан на следующем:

    Выстраивании эффективной работы СД: а) определение подходов к разумному и добросовестному исполнению обязанностей членами СД; б) определение функций СД; в) организация работы СД и его комитетов;

    Уточнении требований к директорам, в том числе к независимости директоров;

    Рекомендации по построению системы вознаграждения членов органов управления и ключевых руководящих работников общества, включая рекомендации к различным компонентам такой системы вознаграждения (кратко- и долгосрочной мотивации, выходным пособиям и др.);

    Рекомендации по проведению существенных корпоративных действий (увеличение уставного капитала, поглощение, листинг и делистинг ценных бумаг, реорганизация, существенные сделки), позволяющие обеспечить защиту прав и равное отношение к акционерам.

    Банк России будет осуществляет мониторинг внедрения принципов и рекомендаций ККУ, проводить разъяснительную работу о наилучших практиках следования ему. Сделать первые выводы о применении ККУ будет возможно на основе отчётности компаний за 2015 г. Принципы корпоративного поведения, предусмотренные кодексом, сформулированы на основе принципов корпоративного управления ОЭСР. Кодекс представляет собой свод рекомендаций, применение которых предприятием должно быть добровольным, основанным на стремлении повысить свою привлекательность в глазах как существующих, так и потенциальных инвесторов.

    В российском законодательстве уже нашло отражение большинство принципов корпоративного поведения, однако практика их реализации, в том числе судебная и традиции корпоративного поведения ещё только формируются . Текущее законодательство не может обеспечить надлежащий уровень корпоративного поведения, а внедрение в закон необходимых для этого изменений запаздывает. Законодательство не регулирует, да и не может регулировать все вопросы, возникающие в связи с управлением акционерным обществом. И здесь существует ряд объективных причин:

    Корпоративное законодательство устанавливает, и должно устанавливать только общие обязательные правила;

    Многие вопросы, связанные с корпоративными отношениями, лежат за пределами законодательной сферы - в сфере морали, где нормы поведения носят этический, а не юридический характер. Именно по этой причине положения законодательства сами по себе всегда недостаточны для того, чтобы добиться надлежащего корпоративного управления;

    Законодательство оказывается не в состоянии своевременно реагировать на изменения практики корпоративного поведения.

    В целях совершенствования корпоративного управления, наряду с совершенствованием законодательства, необходимо и внедрение принципов ККУ в акционерных обществах. Compliance -это неотъемлемая часть корпоративной культуры компании, при которой выполнение каждым сотрудником своих должностных обязанностей, включая принятие решений на всех уровнях, должно соответствовать стандартам законности и добросовестности, установленным компанией для осуществления своей деятельности .

    Каковы же «правила», которым должна соответствовать деятельность организации и её работников? Остановимся на наиболее значимых:

    Во-первых, это нормы права, содержащиеся в законах и подзаконных нормативных актах;

    Во-вторых, это нормы, входящие в акты саморегулируемых организаций, обязательные для их участников. Например, Кодекс маркетинговой практики Ассоциации иностранных фармацевтических производителей должен выполняться в более чем 50 компаниях - членах этого некоммерческого объединения;

    В-третьих, это нормы права, содержащиеся в локальных нормативных актах, обязательных для работников соответствующих предприятий.

    В литературе встречаются предложения разделять compliance на юридические и этические нормы. Compliance - это организационно-юридическая функция, поскольку на сегодняшний день речь идёт о контролировании менеджмента, контроле проведения сделки, то есть соответствие деятельности компании нормативно-правовым актам. С этической точки зрения compliance -это соответствие отраслевым стандартам, закреплённым в актах саморегулируемых организаций, и внутренним нормам компании.

    Указывая на регламентированность деятельности организации обязательными правилами, нельзя не упомянуть такие классические для отечественного права категории, как законность, правомерность и правопорядок. Законность - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Правомерность - соответствие явлений социальной жизни требованиям идозволениям государственной воли, содержащейся в нормах права. Правопорядок- основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Можно сказать, чтоправопорядок- это воплощённая в жизнь законность.

    Итак, compliance предполагает, что деятельность компании и её работников будет регулироваться не только требованиями законов и подзаконных нормативных актов, но ещё и отраслевыми стандартами, выраженными в актах саморегулируемых организаций, а также норма-

    ми, закреплёнными в локальных нормативных актах. Следовательно, ведение бизнеса в соответствии с принципом compliance автоматически означает реализацию законности в деятельности предприятия и обеспечение её правомерности. Претворение в жизнь правил compliance в деятельности субъектов предпринимательской деятельности способствует установлению правопорядка на рынке товаров, работ и услуг.

    В то же время из соотношения compliance с другими понятиями, указанными выше, очевидно, что соблюдение обязательных правил как принцип деятельности организации - понятие более широкое, нежели законность ведения бизнеса, а compliance как состояние - в свою очередь, шире, чем правомерность деятельности организации и правопорядок в соответствующем сегменте общественных отношений. Поэтому в некоторых компаниях compliance - это не только правомерное, но ещё и этичное ведение бизнеса, т.е. осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с правилами, принятыми в соответствующей отрасли, и внутрикорпоративными нормами.

    Compliance - понятие, привнесённое в Россию из-за рубежа иностранными организациями, относительно новое и требующее дополнительных исследований. Оно в некоторой части совпадает с классическими понятиями, принятыми в российской юриспруденции. Нормы compliance могут быть внедрены на предприятии только в предусмотренной законом форме: в коллективном договоре, социально-партнерском соглашении, локальном нормативном акте. Поэтому в результате исследования может оказаться, что правомерное и этичное ведение бизнеса не является новым самостоятельным процессом, а сводится к уже известным российскому праву категориям. Однако пока в Российской Федерации присутствуют обособленные подразделения, дочерние общества иностранных компаний, в частности, крупных международных корпораций, данный термин и соответствующая деятельность сохранятся, и исследование этого вопроса останется актуальным.

    Система compliance базируется на массиве обязательных правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах, обязательных для предприятия. Для того, чтобы наилучшим образом выполнять вышеназванные нормы, а также осуществлять локальное нормотворчество по важным для организации производственным вопросам, в структуре многих иностранных компаний создаются специальные подразделения. Организация и её сотрудники должны соблюдать требования нормативных актов в любом случае, независимо от наличия или отсутствия системы органов, обеспечивающих правомерное и этичное ведение бизнеса.

    Должностные лица, определённые действующим законодательством, учредительными документами юридического лица или приказом исполнительного органа, наряду с самой орга-

    низацией несут ответственность за соблюдение действующего законодательства. Поэтому основными задачами compliance-органов являются разработка и введение в действие различных документов, содержащих правила поведения сотрудников в той или иной ситуации, регулирующих различные процессы (директивы, политики, процедуры и т.п.) и контроль за их исполнением, то есть прежде всего, локальное нормотворчество. Суть сотрНапсе заключается в осуществлении деятельности, связанной с минимизацией рисков, вызванных, прежде всего, нарушениями норм права. Должностная структура корпоративного управления в России также является исполнением правовых норм, а значит, compliance.

    Основными целями корпоративного управления являются создание действенной системы обеспечения сохранности предоставленных акционерами средств и их эффективного использования, снижение рисков, которые инвесторы не могут оценить и не хотят принимать и необходимость управления которыми в долгосрочном периоде со стороны инвесторов неизбежно влечёт снижение инвестиционной привлекательности компании и стоимости её акций. Корпоративное управление влияет на экономические показатели деятельности акционерного общества, оценку стоимости акций общества инвесторами и на его способность привлекать капитал, необходимый для развития. Совершенствование корпоративного управления в Российской Федерации - важнейшая мера, необходимая для повышения устойчивости, эффективности деятельности акционерных обществ, увеличения притока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов. Одним из способов такого совершенствования является введение определённых стандартов, установленных на основе анализа наилучшей международной и российской практики корпоративного управления.

    Целью применения стандартов корпоративного управления является защита интересов всех акционеров, независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать российские акционерные общества, что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом. Предпосылки для применения Кодекса корпоративного управления следующие:

    В российском законодательстве уже нашло отражение большинство общепризнанных принципов корпоративного управления. Между тем практика реализации его норм, в том числе судебная, и традиции корпоративного управления всё ещё продолжают формироваться и зачастую не являются удовлетворительными;

    Надлежащее корпоративное управление не может быть обеспечено только нормами законодательства;

    Многие вопросы, связанные с корпоративным управлением, лежат за пределами законодательной сферы и имеют этический, а не юридический характер.

    Корпоративное управление в России в целом соответствует Принципам корпоративного управления ОЭСР. В 2006 г. впервые британским Институтом социальной и этической отчётности АссоиЩАЫШу и британской консалтинговой группой С8Р-№1"огк в рамках ежегодного мирового рейтинга был представлен рейтинг корпоративной ответственности российских компаний. Исследование показало, что хотя средний балл российского рейтинга корпоративной ответственности пока существенно отстаёт от глобального, отечественные лидеры бизнеса показали результаты, близкие к результатам лучших мировых компаний, что говорит о действенности корпоративных принципов управления.

    Особое внимание в ККУ уделяется совету директоров, а точнее, его составу: количеству и характеристикам независимых директоров. В ККУ содержится следующая рекомендация: независимые директора должны составлять не менее 1/3 избранного СД . ФЗ об АО не содержит требований к наличию независимых директоров, но в нем сформулированы критерии независимости директора относительно заключаемых корпорацией сделок, в частности сделок с заинтересованностью , то есть корпорация нуждается в независимых директорах при совершении данных сделок. Независимым директором рекомендуется признавать лицо, которое обладает достаточными профессионализмом, опытом и самостоятельностью для формирования собственной позиции, способно выносить объективные и добросовестные суждения, независимые от влияния исполнительных органов общества, отдельных групп акционеров или иных заинтересованных сторон.

    При этом следует учитывать, что в обычных условиях не может считаться независимым кандидат или избранный член СД, который связан с обществом, его существенным акционером, существенным контрагентом или конкурентом общества или связан с государством. В соответствии с наилучшей практикой корпоративного управления под независимыми директорами понимаются лица, которые обладают достаточной самостоятельностью для формирования собственной позиции и которые способны выносить объективные и добросовестные суждения, независимые от влияния исполнительных органов общества, отдельных групп акционеров или иных заинтересованных сторон, а также обладают достаточной степенью профессионализма и опыта.

    ККУ указывает, что при оценке независимости каждого конкретного кандидата или члена СД содержание должно преобладать над формой. СД может признать независимым кандидата или избранного члена СД в обстоятельствах, когда:

    Связанное лицо кандидата или члена СД (за исключением работника, наделённого управленческими полномочиями), является работником:

    а) подконтрольной обществу организации;

    б) либо юридического лица из группы организаций, в состав которой входит существенный акционер общества (кроме самого общества);

    в) либо существенного контрагента или конкурента общества;

    г) либо юридического лица, контролирующего существенного контрагента или конкурента общества, или подконтрольных ему организаций;

    Характер отношений между кандидатом или членом СД и связанным с ним лицом таков, что они не способны повлиять на принимаемые кандидатом решения;

    Кандидат или член СД обладает общепризнанной, в том числе среди инвесторов, репутацией, свидетельствующей о его способности самостоятельно формировать независимую позицию.

    СД должен проводить оценку независимости кандидатов в члены совета директоров и давать заключение о независимости кандидата, а также осуществлять регулярный анализ соответствия независимых членов СД критериям независимости и обеспечивать незамедлительное раскрытие информации о выявлении обстоятельств, в силу которых директор перестаёт быть независимым.

    Несмотря на то, что невозможно полностью перечислить все возможные обстоятельства, способные повлиять на независимость директора, независимым директором ККУ рекомендует считать лицо, которое: не связано с обществом; не связано с существенным акционером общества1; не связано с существенным контрагентом или конкурентом общества2; не связано с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

    Лицом, связанным с обществом, следует признавать лицо в случае, если оно и (или) связанные с ним лица:

    Являются или в течение трёх последних лет являлись членами исполнительных органов или работниками общества, подконтрольной

    обществу организации и (или) управляющей организации общества;

    Являются членами СД юридического лица, которое контролирует общество, либо подконтрольной организации или управляющей организации такого юридического лица;

    В течение любого из последних трёх лет получали вознаграждения и (или) прочие материальные выгоды от общества и (или) подконтрольных ему организаций в размере, превышающем половину величины годового фиксированного вознаграждения члена СД общества. При этом не учитываются выплаты и (или) компенсации, которые указанные лица получили в качестве вознаграждения и (или) возмещения расходов за исполнение обязанностей члена СД общества и (или) подконтрольной ему организации, в том числе связанных со страхованием их ответственности в качестве членов совета директоров, а также доходы и иные выплаты, полученные указанными лицами по ценным бумагам общества и (или) подконтрольной ему организации;

    Являются владельцами акций или выгодоприобретателями по акциям общества3, которые составляют более одного процента уставного капитала или общего количества голосующих акций общества или рыночная стоимость которых более чем в 20 раз превышает величину годового фиксированного вознаграждения члена СД общества;

    Являются работниками и (или) членами исполнительных органов юридического лица, если их вознаграждение определяется комитетом СД по вознаграждениям этого юридического лица и членом указанного комитета СД является любой из работников и (или) членов исполнительных органов общества;

    Оказывают обществу, контролирующему общество лицу или подконтрольным обществу юридическим лицам консультационные услуги либо являются членами органов управления организаций, оказывающих обществу или указанным юридическим лицам такие услуги, или работниками таких организаций, непосредственно участвующими в оказании таких услуг;

    В течение последних трёх лет оказывали обществу или подконтрольным ему юри-

    1 Под существенным акционером общества понимается лицо, которое имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента, распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал общества.

    2 Под существенным контрагентом общества понимается лицо, являющееся стороной по договору (договорам) с обществом, размер обязательств по которым составляет два или более процента балансовой стоимости активов либо два или более процента выручки (доходов) общества (с учётом группы организаций, подконтрольных обществу) или существенного контрагента общества (группы организаций, в состав которой входит существенный контрагент общества).

    3 Под выгодоприобретателем по акциям общества признается физическое лицо, которое в силу участия в обществе, на основании договора или иным образом получает экономическую выгоду от владения акциями (долями) и (или) распоряжения голосами, приходящимися на акции (доли), составляющие уставный капитал общества.

    дическим лицам услуги в области оценочной деятельности, налогового консультирования, аудиторские услуги или услуги по ведению бухгалтерского учёта; либо в течение последних трёх лет являлись членами органов управления организаций, оказывавших такие услуги указанным юридическим лицам, или рейтингового агентства общества; либо являлись работниками таких организаций или рейтингового агентства, непосредственно участвовавшими в оказании обществу соответствующих услуг.

    Также лицом, связанным с обществом, признается лицо в случае, если оно занимало должность члена СД общества в совокупности более семи лет.

    Лицом, связанным с существенным акционером общества, следует признавать лицо в случае, если оно и (или) связанные с ним лица:

    Являются работниками и (или) членами исполнительных органов существенного акционера общества (юридического лица из группы организаций, в состав которой входит существенный акционер общества);

    В течение любого из последних трёх лет получали вознаграждение и (или) прочие материальные выгоды от существенного акционера общества (юридического лица из группы организаций, в состав которой входит существенный акционер общества) в размере, превышающем половину величины годового фиксированного вознаграждения члена СД общества. При этом не учитываются выплаты и (или) компенсации, которые указанные лица получили в качестве вознаграждения и (или) возмещения расходов за исполнение обязанностей члена СД существенного акционера общества, в том числе связанных со страхованием их ответственности в качестве членов СД, а также доходы и иные выплаты, полученные указанными лицами по ценным бумагам существенного акционера общества (юридического лица из группы организаций, в состав которой входит существенный акционер общества);

    Являются членами СД более чем в двух юридических лицах, подконтрольных существенному акционеру общества или лицу, контролирующему существенного акционера общества.

    Лицом, связанным с существенным контрагентом или конкурентом общества, следует признавать лицо в случае, если оно и (или) связанные с ним лица:

    Являются работниками и (или) членами органов управления существенного контрагента или конкурента общества, а также юридических лиц, контролирующих существенного

    контрагента или конкурента общества или подконтрольных ему организаций;

    Являются владельцами акций (долей) или выгодоприобретателями по акциям (долям) существенного контрагента или конкурента общества, которые составляют более пяти процентов уставного капитала или общего количества голосующих акций (долей).

    Лицом, связанным с государством или муниципальным образованием, следует признавать лицо в случае, если оно:

    Является или являлось в течение одного года, предшествующего избранию в совет директоров общества, государственным или муниципальным служащим, лицом, замещающим должности в органах государственной власти, работником Банка России;

    Является представителем РФ, субъекта РФ или муниципального образования в СД общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие в управлении («золотой акции»);

    Является или являлось в течение одного года, предшествующего избранию в СД общества, членом исполнительного органа или иным наделённым управленческими полномочиями работником организации, находящейся под контролем РФ, субъекта РФ или муниципального образования; работником государственного или муниципального унитарного предприятия или учреждения4, если указанное лицо выдвигается для избрания в состав СД общества, в котором под контролем РФ, субъекта РФ или муниципального образования находится более 20 процентов уставного капитала или голосующих акций общества.

    В обществе должна существовать возможность проведения заседаний СД как в очной, так и в заочной форме. Рекомендуется, чтобы форма проведения заседания СД определялась с учётом важности вопросов повестки дня. Наиболее важные вопросы должны решаться на заседаниях, проводимых в очной форме. К числу таких вопросов относятся, в частности:

    Утверждение приоритетных направлений деятельности и финансово-хозяйственного плана общества;

    Созыв годового ОСА и принятие решений, необходимых для его созыва и проведения, созыв или отказ в созыве внеочередного ОСА;

    Предварительное утверждение годового отчёта общества;

    Избрание и переизбрание председателя СД;

    4 За исключением работников государственной или муниципальной образовательной или научной организации, которые осуществляют преподавательскую или научную деятельность и не являются лицами, назначенными (утвержденными) на должность единоличного исполнительного органа или иную должность в государственной и муниципальной образовательной или научной организации по решению или с согласия органов государственной власти (органов местного самоуправления.

    Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества это отнесено к компетенции СД;

    Приостановление полномочий единоличного исполнительного органа общества и назначение временного единоличного исполнительного органа, если уставом общества образование исполнительных органов не отнесено к компетенции СД;

    Вынесение на рассмотрение общего собрания акционеров вопросов о реорганизации (в том числе определение коэффициента конвертации акций общества) или ликвидации общества;

    Одобрение существенных сделок общества5;

    Утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с регистратором;

    Вынесение на рассмотрение ОСА вопроса о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему;

    Рассмотрение существенных аспектов деятельности подконтрольных обществу юридических лиц6;

    Вопросы, связанные с поступлением в общество обязательного или добровольного предложения;

    Вопросы, связанные с увеличением уставного капитала общества (в том числе определение цены имущества, вносимого в оплату размещаемых обществом дополнительных акций);

    Рассмотрение финансовой деятельности общества за отчётный период (квартал, год);

    Вопросы, связанные с листингом и делис-тингом акций общества;

    Рассмотрение результатов оценки эффективности работы СД, исполнительных органов общества и ключевых руководящих работников;

    Принятие решения о вознаграждении членов исполнительных органов общества и иных ключевых руководящих работников;

    Рассмотрение политики управления рисками;

    Утверждение дивидендной политики общества.

    Решения по наиболее важным вопросам деятельности общества рекомендуется принимать на заседании СД квалифицированным большинством не менее чем в три четверти голосов - либо большинством голосов всех избранных (не являющихся выбывшими) членов СД. К вопросам, решение по которым принима-

    ется квалифицированным большинством или большинством голосов всех избранных членов совета директоров, рекомендуется отнести:

    Утверждение приоритетных направлений деятельности и финансово-хозяйственного плана общества;

    Утверждение дивидендной политики общества;

    Принятие решения о листинге акций общества и (или) ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции;

    Определение цены существенных сделок общества и одобрение таких сделок;

    Вынесение на ОСА вопросов о реорганизации или ликвидации общества;

    Вынесение на ОСА вопросов об увеличении или уменьшении уставного капитала общества, определение цены (денежной оценки) имущества, вносимого в оплату размещаемых обществом дополнительных акций;

    Вынесение на ОСА вопросов, связанных с внесением изменений в устав общества, одобрением существенных сделок общества, листингом и делистингом акций общества и (или) ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции;

    Рассмотрение существенных вопросов деятельности подконтрольных обществу юридических лиц;

    СД должен создавать комитеты для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности общества. Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества, рекомендуется создавать комитет по аудиту, состоящий из независимых директоров. Комитет по аудиту создается в целях содействия эффективному выполнению функций совета директоров в части контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Комитет по аудиту рекомендуется формировать только из независимых директоров.

    Кроме комитета по аудиту, ККУ предусматривает создание следующих комитетов: комитета по корпоративному управлению; комитета по вознаграждениям; комитета по номинациям; комитета по стратегии; комитета по этике; комитета по управлению рисками; комитета по бюджету; комитета по здоровью, безопасности

    5 Под существенными сделками общества понимаются крупные сделки общества, существенные для общества сделки с заинтересованностью (существенность при этом определяет общество), а также иные сделки, которые общество признает для себя существенными.

    6 Под существенными аспектами деятельности подконтрольных обществу юридических лиц понимаются сделки подконтрольных обществу юридических лиц, а также иные аспекты их деятельности, которые, по мнению общества, оказывают существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения группы организаций, в которую входят общество и подконтрольные ему юридические лица.

    и окружающей среде. Работа комитета по корпоративному управлению способствует развитию и совершенствованию системы и практики корпоративного управления в обществе путём предварительного рассмотрения вопросов корпоративного управления, относящихся к компетенции СД, регулирования взаимоотношений между акционерами, СД и исполнительными органами общества, а также вопросов взаимодействия с подконтрольными обществу юридическими лицами, другими заинтересованными сторонами.

    Комитет по вознаграждениям состоит из независимых директоров и возглавляется независимым директором, не являющимся председателем СД. К задачам комитета по вознаграждениям относится, в частности, разработка и периодический пересмотр политики общества по вознаграждению членов СД, исполнительных органов общества и иных ключевых руководящих работников, в том числе разработка параметров программ краткосрочной и долгосрочной мотивации членов исполнительных органов. Комитет по номинациям способствует усилению профессионального состава и эффективности работы СД, формируя рекомендации в процессе выдвижения кандидатов в СД.

    Работа комитета по стратегии способствует повышению эффективности деятельности общества в долгосрочной перспективе. К задачам комитета по стратегии относятся следующие:

    Определение стратегических целей деятельности общества, контроль реализации стратегии общества, выработка рекомендаций СД по корректировке существующей стратегии развития общества;

    Разработка приоритетных направлений деятельности общества;

    Оценка эффективности деятельности общества в долгосрочной перспективе;

    Предварительное рассмотрение и выработка рекомендаций по вопросам участия общества в других организациях (в том числе по вопросам прямого и косвенного приобретения и отчуждения долей в уставных капиталах организаций, обременения акций, долей);

    Оценка добровольных и обязательных предложений о приобретении ценных бумаг общества;

    Рассмотрение финансовой модели и модели оценки стоимости бизнеса общества и его бизнес-сегментов;

    Рассмотрение вопросов реорганизации и ликвидации общества и подконтрольных ему организаций;

    Рассмотрение вопросов изменения организационной структуры общества и подконтрольных ему организаций;

    Рассмотрение вопросов реорганизации бизнес-процессов общества и подконтрольных ему юридических лиц.

    Комитет по этике оценивает соответствие деятельности компании этическим принципам, которым следует общество и которые могут быть зафиксированы в корпоративном кодексе этики, вырабатывает предложения по внесению изменений в кодекс, формулирует позицию по вопросам возможного конфликта интересов работников общества, анализирует причины конфликтных ситуаций, возникающих из-за несоблюдения этических норм и стандартов.

    ККУ рекомендует комитетам ежегодно представлять отчёты о своей работе СД. Оценка работы СД, комитетов и членов СД должна осуществляться на регулярной основе не реже одного раза в год. Для проведения независимой оценки качества работы СД рекомендуется периодически - не реже одного раза в три года -привлекать внешнюю организацию. Эффективная работа СД - важный фактор повышения инвестиционной привлекательности компаний, роста их акционерной стоимости, а сам СД - это главный элемент качественной системы корпоративного управления.

    Трудовой кодекс, изменённый федеральным законом №56-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников" от 2 апреля 2014 г., установил ограничение трёхкратным размером среднего месячного заработка выходные пособия, выплачиваемые лицам, занимающим руководящие должности. Федеральный закон относит к таким лицам руководителей, их заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главных бухгалтеров госкорпораций и госкомпаний, а также организаций с долей государственного участия в уставном капитале более 50 процентов, а также руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

    Изменения российского законодательства за последние несколько лет, создание мегарегуля-тора финансовых рынков и принятие ККУ, отвечающего сегодняшним реалиям корпоративного управления в России, говорят об усиливающемся значении должного корпоративного управления в России, а также о реализации данной тенденции на законодательном и подзаконном уровне. Крупные компании и открытые общества основывают внутренние кодексы корпоративного управления на Кодексе корпоративного управления ЦБ, однако данная тенденция в отношении компаний, не выходящих на открытый рынок, не так очевидна. Для усиления тенденций по внедрению должного корпоративного управления необходимо создать институты финансовой мотивации компаний малого и среднего бизнеса, а также вовлечение в корпоративное управление наёмного персонала путём повыше-

    ния заинтересованности работника в результате его конечного труда.

    Продолжая тему борьбы с незаконной легализацией и коррупцией, невозможно не прийти к заключению, что для успешной борьбы с данными пороками юридические лица должны построить систему должного корпоративного управления. Новый Кодекс корпоративного

    управления, принятый в РФ в 2014 г., отражает как новейшие тенденции, так и фактическое состояние корпоративного управления в России на сегодняшний день. Своевременное внедрение структуры корпоративного управления, одобренной Банком России, является залогом на пути реализации успешной практики борьбы с отмыванием незаконных доходов.

    Список литературы

    1. Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. № 6. 2008. с.29-32.

    2. Кодекс корпоративного поведения. Одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

    3. Кодекс корпоративного управления. Письмо Центрального банка Российской Федерации №06-52/2463 от 10 апреля 2014 г.

    4. Письмо Банка России №06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» от 10 апреля 2014 г.

    6. Шашкова А.В. Предпринимательское право России. М. 2012. С.242.

    Шашкова Анна Владиславовна - к.ю.н., доцент кафедры конституционного права МГИМО (У) МИД России, адвокат Адвокатской палаты Московской области, почетный консул Сент-Винсента и Гренадин, сфера научных интересов включает правовое регулирование противодействия отмыванию незаконных доходов, а также более широкие вопросы финансового и предпринимательского права. E-mail: [email protected]

    THE SIGNIFICANCE OF THE CORPORATE GOVERNANCE CODE OF THE BANK OF

    RUSSIA ADOPTED IN 2014

    Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia

    Abstract: The present article focuses on corporate governance in Russia, as well as on the approval in 2014 of the Code of Corporate Governance by the Bank of Russia and by the Russian Government. The article also provides the concept of the famous foreign term Compliance. Compliance is a system based on binding rules of conduct contained in the regulations which are mandatory for the company. In order to fulfill best practices and implement local acts on the most important issues for the company, many foreign companies as well as large Russian companies have formed special Compliance departments. Taking into account such international experience and international corporate governance principles the Bank of Russia has elaborated the Corporate Governance Code, approved by the Russian Government in February 2014. Corporate Governance Code regulates a number of the most important issues of corporate governance such as shareholders" rights and fair treatment of shareholders; Board of Directors; Corporate Secretary of the Company; system of remuneration of members of the Board of Directors, executive bodies and other key executives of the company; system of risk management and internal control; disclosure of information about the company, the information policy of the company; major corporate actions. The most important issue which is analyzed by the author is the problem of the composition of the Board of Directors: the presence of independent directors in the company. According to the author the new Corporate Governance Code reflects the latest trends as well as the current situation with corporate governance in Russia today.

    Key words: money-laundering, illegal income, corporate governance, Code of Corporate Governance, management bodies.

    1. Bondarenko Ju. Effective anagement of compliance-risk: system approach Korporativnyj jurist 2008. № 6. p.29-32.

    2. Kodeks korporativnogo povedenija. Odobren na zasedanii Pravitel"stva Rossijskoj Federacii 28 nojabrja 2001 goda i rekomendovan k primeneniju akcionernymi obshhestvami rasporjazheniem FKCB Rossii ot 4 aprelja 2002 goda N 421/r «O rekomendacii k primeneniju Kodeksa korporativnogo povedenija» .

    3. Kodeks korporativnogo upravleni. Pis"mo Central"nogo banka Rossijskoj Federacii №06-52/2463 ot 10 aprelja 2014g .

    4. Pis"mo Banka Rossii №06-52/2463 «O Kodekse korporativnogo upravlenija» ot 10 aprelja 2014g. .

    5. Federal"nyj zakon №208-FZ «Ob akcionernyh obshhestvah» ot 26 dekabrja 1995 g.

    6. Shashkova A.V. Predprinimatel"skoe pravo Rossii . M. 2012.

    About the author

    Anna Vladislavovna Shashkova - Associate Professor of the Chair of Constitutional Law of MGIMO-University,

    Candidate of Law, Moscow Region Bar Lawyer, Honorary Consul for St. Vincent and the Grenadines.

    E-mail: [email protected]

    МОСКВА, 13 фев — Прайм. Центробанк РФ намерен мониторить внедрение российскими компаниями принципов и рекомендаций кодекса корпоративного управления, первый доклад регулятор представит на основе годовых отчетов за 2015 год, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на заседании правительства.

    "Впоследствии эта практика может быть ежегодной", — сказала она. Речь идет о публичных компаниях, чьи акции торгуются на бирже.

    Набиуллина отметила, что особое внимание должно уделяться компаниям с существенной долей госучастия. "Они должны быть примером для компаний в части восприятия лучших стандартов корпоративного управления. Здесь государство уже не как регулятор, а как акционер через своих представителей в советах директоров могло бы эти нормы кодекса внедрять в практику наших госкомпаний. Мы попросили дать соответствующее поручение Минэкономразвития и Росимуществу", — сказала глава ЦБ.

    В свою очередь первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что "пионерами" освоения нового кодекса должны стать госкомпании. "Нормы, содержащиеся в Кодексе корпоративного управления, начинать применять в первую очередь с компаний с госучастием", — сказал он.

    По итогам обсуждения разработанного Службой ЦБ по финансовым рынкам документа премьер РФ Дмитрий Медведев предложил правительству его одобрить. Кодекс носит рекомендательный характер и направлен на улучшение инвестиционного климата.

    Премьер-министр Дмитрий Медведев : "В принципе, этот кодекс должен максимально активно применяться публичными компаниями с государственным участием, что для них точно не лишнее. Адресатом кодекса выступают крупные компании, которые имеют доступ к публичным рынкам капитала".

    Что ждет российскую экономику в 2014 году

    О всем основным параметрам следующий год будет похож на провальный уходящий: Рост ВВП РФ, по прогнозу, в следующем году составит 1,4%, промышленность покажет нулевой рост, инвестиции — 0,9%, ритейл — 2,1%. Инфляция замедлится до 5,5%, а средняя цена на нефть марки Urals снизится до 105 долларов за баррель.