• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Творческий труд.
    Особенности творческой деятельности.

    Творческий труд:

    Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

    Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.

    Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.

    Творчество - это сложный процесс создания нового.

    Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.

    В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.

    Основные этапы творческого процесса:

    а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;

    б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

    в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;

    г) проверка и доработка.

    Особенности творческой деятельности:

    1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.

    2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них - активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер - инерция собственного мышления.

    3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения - когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.

    4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.

    5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4-6 градусов.

    6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.

    На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.

    Творчество - не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.

    Высшее кульминационное творческое состояние - это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии - это награда за каторжный труд.




    Ж Животное выполняет всегда одни и те же дей- ствия. Это условные и безусловные рефлек- сы, данные природой. Подробнее о них ты уз- наешь на уроках биологии. Н Ни одно животное не создаёт чего-то нового. Н Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско- лько времени на это понадобится. Т Планирование – То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.




    Мастер и ремесленник Ремесленником Ремесленником назы- вают человека, владе- ющего ремеслом. Ремесло Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б Быть ремесленником – значит заниматься ка- ким-то ремеслом.


    Г Главное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч- но ручной. С Среди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер Мастер – человек достигший высокого мас- терства (искусства) в своём деле. Он вкла- дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.


    Что такое творчество Творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове- ка, но и для других. В Выдумка, фантазия, воо- бражение неотделимы от творчества. Т Творчество отличает дея- тельность очень многих лю- дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.


    Творчество в искусстве. У ви- деть Умеешь ли ты не только смотреть, но и ви- деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос- кое? У слы- шать Умеешь ли ты не только слушать, но и слы- шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П Про людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув- ства красоты».


    З Заполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ЕЦ Ш Шкатулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ЕЦ С Создатель, автор. _ _ _ _ ЕЦ П Постройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ЕЦ П Похвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л А Р Т В О Р Д В О Р М О Л О Д


    Домашнее задание: § §10, сс, З Задания в рабочей тетради: 1-3, сс

    Методическая разработка профориентационного урока учителя обществознания МОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы» Березиной Аллы Алексеевны

    Предмет: обществознание

    Класс: 6

    Тема: «Труд и творчество» (§ 13 - УМК под редакцией Боголюбова Л.Н., Л.Ф. Ивановой, допущено Министерством образования и науки РФ, М. Просвещение», 2008)

    Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса

    творчества.

    Задачи :

    1) формирование представлений о роли труда в жизни человека;

    сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

    выяснить разницу между ремесленником и мастером;

    2) расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой

    профессии;

    3) познакомить с востребованными творческими профессиями 21 века в России

    4) формирование умений вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

    Оборудование: компьютер, проектор

    Эпиграф к уроку:

    Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский

    II . Изучение нового материала

    Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Слайд 2

    Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных Слайд 3

    Животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт

    Не ставят цель при работе; - нет цели

    Какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда

    Не умеют планировать работу; - не планируют

    Определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы - не задумываются о сроках, времени.

    Таким образом, животные выполняют одну и ту же работу, необходимую для его жизни (для выживания)

    Что же необходимо животным для жизни:

    Пища (разыскивает);

    Заготавливает корм;

    Строит жилище (нору или гнездо).

    Итак, э тому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.

    А что характерно для труда человека?

    Планирование;

    Создаёт новые машины и механизмы;

    Совершенствует всё вокруг себя.

    Какова цель деятельности человека?

    Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу. Таких людей в древности называли ремесленниками. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом,умеющий делать полезные вещи.

    Обратимся к словарю, ремесло - слайд 4

    Владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей профессии.

    Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких л. изделий ручным, кустарным способом

    Таким образом, ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных предметов для жизни .

    Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.

    Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.

    Как вы думаете, почему?

    Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.

    Каким образом человек может самореализоваться в работе?

    Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.

    Что же такое творчество?

    Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

    А как можно назвать человека который проявляет в работе творчество?

    Мастер - человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

    Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

    Писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотятворчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.

    Давайте познакомимся с самыми востребованными творческимипрофессиями 21 века в России.

    1. Web-дизайнер Средняя зарплата: 36690 руб. (слайд 5)

    Полностью урок можно скачать в начале страницы

    Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

    Труд и творчество связаны с человеческой деятельностью, направленной на достижение определенного результата. Проанализируем, сообщаются ли между собой эти процессы и чем отличается труд от творчества.

    Определение

    Труд – деятельность, осознанно совершаемая человеком с целью удовлетворения потребностей. Труд способствует преобразованию предметов природы в нужный продукт путем изменения данных предметов, использования их свойств. При этом большое значение имеет применение созданных человеком орудий труда.

    Творчество – деятельность, позволяющая производить нечто совершенно новое (материальное или духовное), помогающее решить определенную проблему или способное удовлетворить какие-либо потребности. Направление, изучающее творчество, называется эвристикой.

    Сравнение

    Два рассматриваемых процесса находятся между собой в довольно сложных отношениях. И говоря про отличие труда от творчества, следует отметить, что труд способен как существовать самостоятельно, так и быть компонентом творчества.

    Труд как самостоятельное явление необходим для жизнедеятельности человека. Он может представлять собой рутинный процесс, без которого тем не менее невозможно обойтись. При этом надо понимать, что труд обеспечивает удовлетворение потребностей косвенно, опосредованно. К примеру, прием пищи сам по себе не является трудом. А поиск еды и ее приготовление – это труд.

    Как элемент творчества труд необходим, но недостаточен. Другой составляющей здесь является вдохновение. Творец вкладывает в свое произведение собственные возможности, которые не сводятся только к трудовым операциям. В итоге рождается ценный продукт, ранее не существовавший, уникальный. И если создать такую же исходную ситуацию для другого автора, продукт получится иным, в зависимости от того, какие аспекты личности будут выражены в этом случае.

    Остановимся еще на одном моменте относительно того, в чем разница между трудом и творчеством. Обычный труд редко бывает добровольным. Как правило, это вынужденное действие, требующее определенных усилий, затрат энергии. И хотя результат, несомненно, радует, но сам процесс зачастую становится утомительным. Мало того, труд бывает принудительным, когда желания человека не учитываются вовсе (например, рабство).

    Творчество же часто является отдушиной для личности (отсюда любовь к различным хобби, связанным с изготовлением чего-либо). Человек получает удовольствие уже в самом процессе. Труд, дополненный вдохновением, становится увлекательным, легким, интересным.

    Творчество способно сделать человека счастливым. Кроме того, оно может принести немалую радость и другим людям, которые каким-то образом могут воспользоваться полученным результатом. Именно творчество – необходимое условие для развития, роста личности.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

    Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПРОЕКТ

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    5 класс А

    ТЕМА:

    «Труд и творчество-основа жизни»

    РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

    Румянцева Ираида Алексеевна.

    2016-2017 учебный

    Содержание проекта

      Введение.

      Основная часть проекта:

    1.Теоретическая часть.

    2. Практическая часть. Работа творческих групп.

    III . Заключение.

      Подведение итогов работы.

      Выставление оценок.

    IV . Список используемой литературы.

    V. Приложение.

      Введение.

    1.Актуализация проекта.

    Проект «Труд и творчество – основа жизни» направлен на изучение роли трудовой деятельности и творчества в жизни каждого человека и общества в целом.

    В процессе поисковой и творческой работы ребята находят информацию о роли труда в разные периоды жизни человеческого общества, своей семьи, изучают профессии родителей, рассказывают о своем участии в ведении домашнего хозяйства. Также работают с текстом учебника, анализируют таблицы, схемы, решают логические задачи, составляют свои мини проекты.

    2.Цели проекта :

    1.Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, формировать представления о сущности человеческой деятельности в процессе творчества, воспитывать культуру труда и уважительного отношения к нему.

    2. Прививать интерес к науке обществознанию.

    3. Пополнить активный словарный запас детей при подборе информации.

    4. Составить продукт проектной деятельности –справочник к теме «Труд и творчество- основа жизни».

      Задачи проекта:

    1.Изучить литературу по истории труда, профессий, о важности трудовой деятельности в жизни каждого человека.

    2. Составить подборку рисунков, фотографий о профессиях, в том числе о профессиях родителей.

    3. Сделать выводы.

      Планируемые результаты:

    После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие умения:

    Личностные:

    Применяют правила делового сотрудничества;

    Сравнивают разные точки зрения;

    Оценивают собственную учебную деятельность;

    Выражают положительное отношение к процессу познания;

    Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    Оценивают жизненные ситуации

    Регулятивные:

    Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;

    Принимают и сохраняют учебную задачу;

    Самостоятельно выделяют и формулируют цель;

    Составляют план и последовательность действий;

    Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Познавательные:

    Осуществляют поиск необходимой информации;

    Распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию;

    Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, из рассказа учителя, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

    Коммуникативные:

    Высказывают собственное мнение;

    Слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания;

    Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

    Ставят вопросы, обращаются за помощью;

    Формулируют свои затруднения;

    Предлагают помощь и сотрудничество.

    5.Вид проекта : исследовательский.

    6. Тип проекта : краткосрочный, монопредметный, групповой.

    7. Сроки реализации проекта: 2 недели

      Основная часть проекта.

    Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

    Этап 2. Актуализация знаний.

    1.Обсуждение эпиграфа к уроку. (Приложение 1)

    2. Беседа по вопросам.

    Этап 3. Практически-деятельностный

    1.Призентация «Труд и творчество».

    2. Знакомство с притчей «Два богача»И.С.Тургенева (Приложение2)

    3. Беседа «Труд и творчество- основа жизни».

    4. Работа со схемой «Биографии и творчество великих художников» (Приложение3)

    5. Работа с учебником,с.26-29.

    6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое».

    7. Знакомство с разными видами труда и интересными профессиями великих людей.

    Этап 4. Оформление проекта.

      Систематизация подобранного материала

      Создание справочника «Труд и творчество- основа жизни»

      Консультация по оформлению генеалогического древа и написанию сочинения.

    Этап 5.Защита проекта. Оценка результатов.

    Наши проекты

    «Труд и творчество-основа жизни».

    Трудом принято называть не всякое дело. Труд-это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату. Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище и т.д.

    Для добросовестного работника важно не только то, что он делает, но и как он это делает. Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Здесь требуются определенные знания и умения. Такой труд называется сложным, к примеру, инженер. Он имеет дело со сложной техникой, приборами.

    Человек учится трудиться. Он может делать только то, чему научился, и настолько хорошо, насколько овладел своим делом. Поэтому необходимо много учиться, овладевать знаниями, добиваться все нового и нового. А это и есть творчество.

    Творчество отличает деятельность очень многих людей – ученых, писателей, художников, музыкантов и многих- многих других.

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРОЕКТА

    МБОУ СОШ №7 5КЛАСС «А»

    Название проекта « Труд и творчество- основа жизни»

    Критерии:1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решения проблем.

    2. Сформированность предметных знаний и способов действий

    3. Сформированность регулятивных действий

    4. Сформированность коммуникативных действий

    IV . Используемая литература.

    1.БоголюбовЛ.Н. , Иванова Л.Ф. Обществознание., М., «Просвещение», 2013.

    2Домашек Е.В. ,Школьный справочник по обществознанию (Текст).- Ростов н\Д.: Фоникс, 2010

    3. Электронный ресурс. Презентация «Труд и творчество».- Режим доступа: http // www . ru / detail _1761. html ;

    III. Заключение.

    Этап 6. Контрольный.

      Анализ результатов выполнения проекта.

      Оценка качества выполнения проекта.

    Приложение

    Приложение1.

    Ветерок спросил, пролетая:

    Отчего ты, рожь, золотая?

    А в ответ колосья шелестят:

    Золотые руки нас растят!

    Е. Серова

    О каком человеке можно сказать, что у него руки золотые?

    Приложение 2.

    Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

    Возьмем мы Катьку,- говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, и не на что будет соли добыть, похлебку посолить.

    А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

    Далеко Ротшильду до этого мужика.

    И.С.Тургенев.

    Приложение 3.

    Биографии и творчество великих художников

    В. М. Васнецов.

    Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ. Его называли “истинным богатырем русской живописи”.

    Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизни многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано появившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

    В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать “типа”, изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

    Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для “Собрания русских пословиц” этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Хотя и книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. В 1912 они были изданы в роскошном альбоме под названием “Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова”.

    В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

    Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению: после сдачи экзаменов он не понял, что был принят. Зиму 1867-1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской, ставший впоследствии его другом и советчиком. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника.

    У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном “Богатыри”, которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной “Иван-Царевич на Сером Волке”, которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы “сидения в Киеве”.

    Изумительный труженик”, “большой умник и разумник”, Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой “символ веры” через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли “первопроходцев”. И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки – недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. “Ваше творчество, -писал ему известный деятель “Мира искусства”Сергей Дягилев, - и оценка его уже много лет – самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка”. И он же говорил художнику: “Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные…”

    Работу выполнила ученица 5А класса

    Петрова Эльвира.

    М.А.Врубель.

    Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 годы. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н. В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился: он был расположен на перекрестке улиц Новой (ул.Чкалова) и пр-та К. Маркса (ул.Артиллерийская). В 1859 году отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 году Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении. Осенью 1880 года Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И. Е. Репина.

    Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры “целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей”. Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц.

    В 80-х годах XIX века происходит приобщения Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 году по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых “Сошествие святого духа” и “Надгробный плач”. В 1887 году ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве. Представленные Врубелем эскизы “Надгробный плач” и “Воскресенье”, “Ангел с кадилом и свечой” (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности.

    В 1889 году Врубель переехал в Москву, познакомился с С. И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Серов, И. И. Левитан, К.А. Коровин, В. М. Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

    Все отступления в мир реалий, в которых жил и творил Михаил Александрович Врубель, помогают нам объемнее и точнее осмыслить судьбу этого удивительного художника, понять всю глубину его самых прекрасных произведений.

    Царевна-Лебедь”. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

    Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину!

    Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать только великий художник, постигший прелесть Руси.

    Крылья – это родная почва и жизнь”, -писал Михаил Врубель, а в другом обращении к близкому товарищу он восклицал: “Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты – форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою”.

    Так осознать глубину самого сокровенного в искусстве дано очень немногим, и Врубель потому-то и смог написать шедевр нашей школы, ибо любил Отчизну, народ, красоту.

    Царевна-Лебедь”. В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

    Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

    Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями. Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари…

    Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте. Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

    Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

    Художник пленил нас магией своей волшебной музы. И мы, жители XXI века, на миг оказываемся в неведомом царстве грез. Живописец-чародей заставляет нас забыть о скепсисе, свойственном нашему отношению к чудесам, и властною рукою гения усиливает в сердцах наших чувство веры в добро, прекрасное.

    Врубель ушел из жизни 1 апреля 1910 года в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила Академия художеств, речь над могилой произнес Александр Блок: “…У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение”. Этими вещими словами Россия прощалась с Врубелем, а вместе – с уходящей эпохой XIX столетия.

    Врубель оставил более 200 произведений. Среди них – портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает “будить душу о мелочей будничного величавыми образами”.

    Работу выполнил ученик 5А класса

    Васильев Александр.