• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Подшивалов В.В., ЯрГУ

    Под социальной адаптацией в широком смысле следует понимать приспособление индивидов и групп к окружающей их социальной среде (ее условиям, нормам, ценностям).

    Наиболее важное значение для безработного имеет социальная адаптация на рынке труда. Социальная адаптация на рынке труда предполагает: познание и внедрение в эту среду, принятие и усвоение ее норм и ценностей, активное отношение субъекта к данной среде.

    С понятием социальной адаптации связано понятие дезинтеграции. Оно означает особо острое нарушение механизмов адаптации, которое может привести к личностному кризису. Личностный кризис можно обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:

    1) позитивная дезинтеграция , когда кризис является неким условием перехода в новое качество, новый уровень целостности.

    2) негативная дезинтеграция сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением уровня сбалансированности и тенденцией к социальной аутизации.

    Специфика социальной адаптации безработных заключается в разнообразных способах приспособления, которых придерживаются безработные разных типов.

    Способы социальной адаптации безработных можно условно разбить на две группы: конструктивные и неконструктивные. Критерием конструктивности является направленность на реальное и позитивное в социальном и психологическом аспектах разрешения жизненной проблемы.

    Рассмотрим неконструктивные способы, которые блокируют выход человека из трудной жизненной ситуации или обеспечивают такой выход, который не приносит ему удовлетворения.

    Рентные отношения

    Человек не торопится предпринимать какие-то активные действия, пока получает пособие по безработице в достаточном для жизни размере. В своих планах он напрямую связывает начало поисков работы с уменьшением пособия до неприемлемого для себя уровня.

    Альтернативный стиль жизни

    Человек «уходит» в семейные заботы или натуральное хозяйство. Чем глубже этот уход, тем сложнее затем вернуться в состояние оплачиваемой занятости - прежде всего психологически.



    Защитное, избегающее поведение

    Человек старается либо не замечать тех проблем, с которыми он столкнулся, уходит в воспоминания о том, как было хорошо на прежнем месте работы, не пытается реалистично посмотреть на ситуацию, либо всячески уходит от предложений, которые требуют от него усилий, нового взгляда.

    Хаотический поиск

    Поведение без осмысления вариантов и последствий принимаемых решений. Как показывают наблюдения, если оно сопряжено с резким падением заработной платы на новом месте работы, понижением социального статуса, у людей со временем возникают тяжелые психологические состояния, аккумуляция которых может приводить к общей неудовлетворенности и агрессивности.

    Поиск в условиях ограниченной информированности

    Обладатели этой формы поведения готовы действовать в направлении решения своих профессионально - трудовых и жизненных проблем, но ощущают дефицит информации. В одних случаях это объясняется неразвитостью социальных связей, в других - низким качеством имеющихся источников информации.

    Продуктивное иждивенчество

    Здесь имеет место особый вариант отношений с ближайшим окружением. Человек не просто делегирует ответственность за свою судьбу ближним, он использует их ресурсы, синхронно следуя за ними. В роли ближних часто оказываются родители, поскольку этот способ адаптации характерен, прежде всего, для выпускников, попадающих в зону неопределенности между окончанием обучения и работой.

    Таким образом, мы подошли к конструктивным способам социальной адаптации безработных.

    Целенаправленное использование ресурсов межличностной сети

    К нему относятся:

    Активная «инвентаризация» связей своих родственников, старых друзей, знакомых, обращение к ним за помощью.

    Внутрисемейная консолидация (семейные советы и взаимная поддержка членов семьи) .

    Создание референтного круга общения , в котором культивируется взаимопомощь и разного рода обмены; использование окружения в качестве потребителей своих услуг и продукции.

    Репутационная стратегия трудоустройства. Человек находит работу, зарекомендовав себя на одном из прежних мест.

    Действенная конкретизация образа самого себя и своих планов

    Сюда входят:

    Осознание и активное использование индивидуальных ресурсов. Суть механизма заключается в осознании своих индивидуальных свойств. Человека поддерживает уверенность в том, что определенная индивидуальная характеристика является его сильной стороной. Это сопровождается готовностью использовать данные индивидуальные свойства в разнообразных начинаниях.

    Предметность оценок, намерений, планов. Способность опредметить, конкретизировать свои планы и умения в той или иной области - важный элемент в преодолении трудностей. Умение сфокусировать профессиональный опыт на конкретной проблеме является тем механизмом, который переводит его в эффективное поведение.

    Накопление опыта поведения на свободном рынке труда. Опробование различных вариантов помогает человеку выработать конструктивную позицию по отношению к неудачам, осознать свои слабые и сильные стороны, ожидания и требования к себе и выработать в итоге эффективную стратегию поведения на рынке труда.

    Достраивание контекста текущей жизненной ситуации

    Здесь можно выделить два механизма.

    Отношение к трудной ситуации как совокупности шансов. Человек рассматривает сложившиеся и складывающиеся обстоятельства как источник новых или дополнительных шансов. Например, работа рассматривается как возможность установить новые социальные связи, получить новую информацию и прочее.

    Способность видеть множество сфер приложения своих сил. Умение видеть множество сфер приложения своих сил позволяет человеку легче пережить кризис, который не воспринимается как катастрофа, не возникает ощущения завершенного пути.

    Итак, мы выяснили, что различные типы безработных проявляют склонность к различным способам социальной адаптации, как к конструктивным, так и к неконструктивным. Задача социальной работы с безработными состоит в том, чтобы стимулировать конструктивные способы адаптации с помощью различных методов и увеличивать адаптационный потенциал безработного. Адаптационный потенциал можно определить как степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды.

    Адаптационный потенциал безработного можно оценить с помощью системы показателей. Она включает в себя две группы показателей:

    1. Статические:

    а) физиологические (состояние здоровья, уровень витальности);

    б) психофизиологические (уровень тревожности, работоспособности);

    в) психологические (уровень самооценки, самоконтроля);

    г) социально-психологические (количество и стабильность социальных связей, коммуникативность, социально-психологический климат в семье).

    2. Динамические:

    а) информационные (информированность о состоянии рынка труда, наличии вакансий, требованиях профессий, своих способностях);

    б) операциональные (владение навыками поиска работы, ведения переговоров с работодателями, принятия решений);

    в) мотивационные (мотивация к трудоустройству).

    Первая группа показателей отражает статический аспект адаптации - насколько «комфортно» чувствует себя человек в роли безработного. В целом эти показатели зависят от того насколько значимой является ситуация потери работы и профессиональная самореализация личности для безработного. Если потеря работы является достаточно сильным стрессом, как правило, наблюдается снижение адаптационного потенциала по данным показателям. В случае сильно идентификации возможны два варианта развития событий:

    1) позитивная дезинтеграция - активный поиск работы;

    2) негативная дезинтеграция - углубление личностного кризиса.

    Возможен так же вариант «застревания» – форма адаптации, при которой человек в силу тех или иных обстоятельств не может трудоустроится и становится «профессиональным безработным». Источником существования становится не профессиональная деятельность, а всевозможные льготы, натуральное хозяйство и т. п.

    Вторая группа показателей говорит о том, насколько успешным будет поиск работы. Она отражает направленность личности в будущее, поэтому мы обозначили эти показатели как динамические. Они отражают то, насколько человек владеет навыками эффективного трудоустройства.

    Данную систему показателей целесообразно использовать при определении объема и характера помощи, необходимой безработному для восстановления способности эффективного социального функционирования на рынке труда и в других сферах жизнедеятельности.

    8. Программы социальной адаптации безработных граждан на рынке труда ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт").

    Специальные базовые программы содействия занятости безработным гражданам «Клуб ищущих работу» начали функционировать в ЦЗН с 1999г.

    С 2007- 2008 гг. в этих программах смогли поучаствовать 261 чел. При формировании групп на клубы, просматривались критерии отбора безработных с низкой мотивацией трудоустройства, как правило, это длительно не работающие вторая группа впервые ищущие, не имеющие профессию и не приступившие к трудовой деятельности. Во всех группах активное участие принимали женщины. Молодежь в возрасте 16-29 лет - 150 чел. (62%).

    Преодоление психологических последствий безработицы, стабилизация эмоционального состояния, освоение эффективных технологий поиска работы помогло в трудоустройстве после участия в программах 100 безработным (45%), 6 чел. пошли на обучение, 2 чел. участвовали в общественных работах, 3 чел. направлены по программе « Молодежная практика». Практический опыт работы «клубов» как результат, показывает качество и эффективность помощи.

    Минимизировать сроки интеграции отдельных категорий безработных граждан в основное русло продуктивной деятельности.

    Снизить синдром социальной дезадаптации, восстановить мотивацию к трудоустройству у граждан, имеющих длительный перерыв в трудовой деятельности.

    Развивать самостоятельность и предпринимательскую инициативу.

    Возвращение граждан к активной трудовой деятельности позволит экономить средства федерального бюджета на выплаты пособий по безработице.

    9. Оказание содействия развитию самозанятости населения.

    Целенаправленная и сбалансированная политика занятости предполагает систему мер по созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности населения в рамках социально-экономического развития региона. Предпринимательские или творческие способности человека проявляются в умении открыть свое дело или бизнес, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов.

    За 2007-2008 гг. более 2 тыс. безработным оказано содействие в организации предпринимательской деятельности из них 103 чел. организовали собственный бизнес. Наиболее активно осуществлялась деятельность по поддержке предпринимательских инициатив безработных граждан в 2007-2008 гг. (2007 г. – 40 чел. (38,8%), 2008 г. – 33 чел. (32%).

    103 человека занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Наиболее активны в организации собственного дела женщины, их более половины (60%). Избираемые виды деятельности, как правило, не требуют существенных капиталовложений, и, в то же время, весьма разнообразны.

    При организации собственного бизнеса предпочтение отдано, производству и реализации сельскохозяйственной продукции на базе личного подсобного хозяйства.

    Более половины предпринимателей (55%), открывших свое дело при содействии органов службы, занятости, продолжают успешно работать.

    Основными факторами, сдерживающими развитие самозанятости среди безработных, состоящих на учете в службе занятости населения, являются:

    Отсутствие стартового капитала;

    Невозможность получения кредитов в банках ввиду высокой процентной ставки;

    Недостаток информации о состоянии рынков сбыта продукции и потенциальных партнерах.

    10. Развитие и повышение качества системы профессионального образования безработных граждан и незанятого населения.

    Система профессионального образования пока недостаточно гибко реагирует на процессы, происходящие в обществе. Определение профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка учащихся, зачастую происходит без учета реальных потребностей рынка труда.

    Экономическое реформирование формирует и новые специфические требования к качеству рабочей силы, определяющие конкурентоспособность работника на рынке труда.

    К таким требованиям относятся:

    Высокая профессиональная компетентность, интеллектуальный и творческий потенциал, способность воспринимать инновации и быть участником нововведений,

    Адаптированность работника к быстро изменяющимся условиям производства,

    Постоянное повышение квалификации, освоение новых знаний,

    Освоение работником нескольких специальностей и производственных операций,

    Профессиональная мобильность

    Наличие высоких деловых и личностных качеств.

    Однако на нынешней стадии формирования рынка рабочей силы большинство предприятий экономически не заинтересованы в повышении квалификации работающих (особенно в обучении молодых работников), что обусловлено усилением тенденции к самосохранению, выживаемости предприятий, когда задачи стратегии временно отходят на второй план.

    Профессиональное обучение безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения стало одним из важнейших составляющих активной политики содействия занятости населения.

    Одним из приоритетных направлений программы занятости населения является профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

    Организация обучения осуществляется на основе договорных взаимоотношений с центрами занятости и свободного приема незанятого населения.

    Перечень профессий и специальностей предлагаемых к обучению: пользователь ПЭВМ, парикмахер, портной, закройщик, модистка головных уборов, электрогазосварщик.

    Учебные планы отражают особенности данного учреждения и разработаны с учетом текущих условий и наверное самое главное мобильность обучения:

    Минимальный уровень принимаемых на обучение;

    Уровень получаемого образования;

    Контингент слушателей;

    Продолжительность и режим занятий;

    Виды учебных занятий;

    Количество учебных часов.

    Таким образом, образовательный процесс учитывает возможность развития каждого слушателя в зависимости от его способностей и потребностей, обеспечивает каждому учащемуся возможность удовлетворить свои профессиональные навыки, а так же переориентироваться в условиях изменения рынка труда.

    В течении отчетного периода при содействии ЦЗН получили возможность приобрести новую, освоить вторую (смежную) профессию, повысить квалификацию 564 граждан из них 260 безработных ЦЗН г Кемерово:

    Основы компьютерной грамотности – 152 чел., парикмахер – 37 чел., портной –76 чел., закройщик –67 чел., модистка головных уборов – 56 чел.

    Три человека из числа закончивших обучение по специальности модистка головных уборов и парикмахер организовали самозанятость.

    Десять безработных прошли обучение по основам предпринимательства и организовали свое дело.

    Профессиональное обучение безработных граждан происходит на базе учреждений профессионального образования, явившихся победителями конкурса на оказание образовательных услуг. Созданы и постоянно обновляются территориальные банки данных по профессиям, специальностям, видам работ. Перечень профессий и специальностей, предлагаемых к обучению, образовательные услуги предоставлены 16 наименованиям видов деятельности. Обучение по ним осуществляется с учетом требований рынка труда и с использованием современных эффективных технологий и методик обучения.

    Особое внимание уделяется организации обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы. Удельный вес молодежи (в общей численности направленных на профессиональное обучение) с 2007 по 2008 гг. увеличился до 88%. Среди лиц, направленных на обучение, 80% составляли женщины.

    Основными проблемами профобучения безработных являются:

    Недостаточное качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Учебные заведения, имеющие опыт обучения подростков и молодежи, зачастую не могут организовать эффективную подготовку взрослого населения;

    Слабое развитие учебно-материальной базы отдельных образовательных учреждений, принимающих на обучение по направлению органов службы занятости населения;

    Отсутствие финансирования на повышение квалификации и педагогического мастерства лиц, осуществляющих обучение взрослого населения;

    Отсутствие обоснованного диагностического определения уровня и качества усвоения учебного материала во всех формах обучения;

    Несовпадения спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе.

    Главной проблемой в 2009 г. будет недостаточное финансирование данного направления из средств федерального бюджета, которое приведет к сокращению доли лиц находящихся на обучении

    Главной целью профессионального обучения является повышение конкурентоспособности безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогноза рынка труда.

    Система профессионального обучения призвана решать следующие задачи:

    Совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан, как составной части государственной политики в области развития человеческих ресурсов;

    Содействие формированию оптимального баланса спроса и предложения профессионально - квалификационной структуры рабочей силы города

    Реализация социального заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда;

    Организация эффективного контроля за качеством предоставляемых образовательных услуг, целевым использованием финансовых средств.

    Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и дальше будут способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, повышению их профессиональной мобильности и социальной защищенности.

    Повысят конкурентоспособность 10% состоящих на учете безработных граждан.

    Среди видов обучения преобладать будут:

    Переподготовка граждан, в целях приобретения ими новых профессий (специальностей);

    Повышение квалификации лиц в целях обеспечения роста профессионального мастерства по имеющимся профессиям, специальностям, освоения прогрессивной технологии, организации труда;

    Стажировка лиц из числа рабочих и специалистов в целях формирования и закрепления на практике ранее полученных знаний и навыков, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей (работ) по более высокой должности (квалификации).

    В целях обеспечения граждан наиболее полной информацией об имеющихся свободных рабочих местах и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, а работодателей - кандидатами на замещение вакансий, в 2008 году органами службы занятости проведено более 380 ярмарок, что значительно превышает количество проведенных ярмарок в 2007-119; количество организаций принявших участия в проведении ярмарок тоже значительно возросло с 185 (показатель 2007 г) до 683 в 2008 г.

    Количество граждан посетивших ярмарку возросло почти в 3 раза 2007 г. 5616; в 2008-13960. Получили направления на работу 3622 человека.

    Значительное внимание в 2008 году уделялось организации и проведению специализированных и тематических ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для определенных категорий населения.

    Практически во всех регионах Российской Федерации накоплен положительный опыт по проведению специализированных ярмарок вакансий для молодежи, в процессе проведения которых обеспечивается наиболее полное информирование молодежи по вопросам профессиональной ориентации, обучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, переподготовки, юридическим вопросам о свободных рабочих местах.

    Всего на организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в 2008 году из средств федерального бюджета израсходовано 850 тыс. рублей.

    Доля зарегистрированных безработных среди общей численности безработных возросла с 23% в 2007 году до 27% в 2008 году. В работе с населением органами службы занятости большое внимание уделялось первичному приему граждан, оказанию им консультационных услуг и вовлечению их в активные программы содействия занятости. В течение года консультационные услуги получили 25.9 тыс. чел человек, что на 4,3% больше, чем в 2007 году.

    Основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, а также граждане, неспособные справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них свыше половины - лица, особо нуждающиеся в социальной защите.

    Для расширения возможностей трудоустройства граждан и оказания услуг работодателям в подборе необходимых работников органы службы занятости во всех регионах вели работу по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда путем пополнения банка вакансий (свободных рабочих мест).

    Спросом пользуются в основном рабочие специальности, на их долю приходится от 78% до 80% вакансий.

    Понятие безработицы

    Безработица как явление имеет не только экономическую сторону важности, но и социальную. Рыночный уклад современной экономики предъявляет требования к созданию нового подхода к трудовым взаимоотношениям на предприятиях.

    Безработица – это макроэкономическое социальное явление, которое оказывает очень серьезное психологическое влияние на каждого человека.

    Такие признаки общества, как массовая бедность, незащищенность широких слоев населения – все это то, что встречается и в современном российском обществе, и что требует значительных перемен для улучшения качества жизни как одного отдельного человека, так и всего социума в целом.

    Понятие безработицы очень широко использовалось и нередко перерабатывалось такими авторами-экономистами и социологами, как К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Артур Пигу. Благодаря им понятие «безработица» получилось более очерченным и конкретизированным.

    Определение 1

    Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения (рабочая сила, экономически активная часть населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической сфере безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

    Последствия безработицы следующие:

    1. Высокий уровень бедного населения;
    2. Социальная и экономическая нестабильность;
    3. Недополучение продукции, недостаток рабочей силы для ее производства;
    4. Снижения всего уровня жизни населения в целом.

    Безработный человек, который не способен найти применение полученным в ходе обучения в школе, вузе или ином учебном заведении знаний испытывает большой стресс и психологическое давление. В таком случае он попадает в отдельную категорию, и ему тоже необходимы средства для того, чтобы облегчить процесс своей социальной адаптации в обществе, где есть как незанятые, так занятые граждане.

    Причины безработицы:

    1. Структурная безработица (переориентация предприятия, его закрытие или банкротство);
    2. Безработица в связи с демобилизацией (у мужчин), увольнение в запас;
    3. Безработица в связи с инвалидностью, потерей работоспособности (зрение, слух, потеря конечности);
    4. Сокращение мужских или женских профессий (автоматизация производства там, где требовался физический труд);
    5. Безработица вследствие вынужденной трудовой миграции, а также получение статуса «беженец» в связи с определенными условиями (например, военное положение на территории);
    6. Безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
    7. Безработица по причине дискриминации – чаще всего встречается у молодых людей и девушек, которые являются выпускниками учебных заведений.

    Социальная адаптация безработной молодежи

    Молодежь чаще, чем остальные, испытывают давление и подвергаются так называемой «дискриминации» на рынке труда. Причины этого вполне объяснимы, и исследователи рассуждают в следующем направлении. Самой резонной причиной является то, что у молодых специалистов, которые только что выпустились из учебного заведения, еще нет профессиональных навыков в изучаемой или изученной профессии. Иными словами, у них нет опыта работы, в ходе которой эти навыки можно развить.

    Тем не менее, на рынке труда сейчас имеется довольно распространенное и странное противоречие: если у человека нет опыта, то его не берут на работу, но в то же время без работы невозможно набраться этого самого опыта.

    Еще одна причина безработицы молодежи заключается в том, что квалификация молодых специалистов не соответствует тем требованиям, которые выдвигаются рынком труда и самими работодателями. Более того, сама категория рабочей силы является причиной безработицы, поскольку молодежь недовольна некоторыми аспектами, такими, как низкая заработная плата, медленное продвижение по карьерной лестнице, вынужденная работа на более низкой должности.

    Таким образом, молодые люди страдают от того, что их ожидания от трудоустройства слишком завышены, а у работодателей слишком высокие требования и четкие критерии отбора по отношению к новым сотрудникам.

    Безработица и психологическое самочувствие

    Перед современным российским обществом сегодня стоит очень серьезная проблема. Она заключается в том, что безработица оказывает сильнейшее воздействие на психологическое самочувствие человека.

    Определение 2

    Психологическое самочувствие – это целостная характеристика восприятия действительности с позиций определенной ценностной установки. С одной стороны, эта действительность определяется характером взаимоотношений личности с окружающей ее средой, с другой же она сама определяет особенности ее поведения.

    Безработица – это психотравмирующий фактор, который к тому же является еще и стрессогенным. Зачастую он приводит людей к ощущениям утраты контроля над собственной жизнью, к проблемам адаптации в обществе, где, как им кажется, каждый человек является трудящимся и занятым.

    В ситуации безработицы человек начинает воспринимать себя как слабую и неполноценную личность, которая не обладает особой свободой выбора. Также у него четко укрепляется убеждения в том, что ему не давно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность. Чаще всего, потеряв веру в себя, безработный не имеет четких целей и планов на будущее. А это уже верный признак дезадаптации.

    Исследователи выделяют несколько категорий безработных, которые имеют особые проблемы в социальной адаптации:

    1. Мужчины в возрасте от 36 до 58 лет, имеющие средне-специальное образование, и не имеющие профессионального образования;
    2. Категория граждан, как правило, мужчины с полным отсутствием мотивации к трудоустройству, имеющие ряд вредных привычек (алкогольная зависимость), потерявшие свою профессиональную квалификацию и не стремящиеся ее восстановить;
    3. Женщины в возрасте от 27 до 53 лет со средним специальным, или же начальным профессиональным образованием.