• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Время на чтение: 8 мин

    В настоящее время руководители, испытывая недостаток в квалифицированных кадрах, начинают формировать на своих предприятиях кадровый резерв.

    Финансовая мотивация отличившихся сотрудников в отношении руководителей недостаточна, в этом случае лучшим стимулом является возможность дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.


    Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

    Роль кадрового резерва в организации

    Каждый руководитель нуждается в хороших работниках, а желательно - самых лучших.

    Такого сотрудника практически невозможно, а вот выбрать из своих сотрудников наиболее подходящего для новой вакансии вполне реально. Именно в этом и есть суть создания на предприятии кадрового резерва.

    Мало кто готов поспорить с мнением, что особо ценных сотрудников необходимо знать в лицо и периодически поощрять за успехи в трудовой деятельности. Одни работники являются ключевыми «звеньями» производственной цепи, другие - лишь сопровождают их, и их замена другими людьми на деятельности организации никак не скажется.

    Итак, создание кадрового резерва преследует следующие цели :

    • Обеспечение предприятия необходимыми высококвалифицированными специалистами;
    • Сведение к минимуму текучки кадров среди наиболее ценных работников;
    • сотрудников для более эффективной производственной деятельности;
    • Создание возможностей карьерного роста для особо успешных работников.

    Таким образом, кадровый резерв предприятия - это те его сотрудники, чья профессиональная деятельность является наиболее успешной.

    Именно такие работники являются главными претендентами для горизонтальных и вертикальных кадровых перестановок.

    В общей сложности, работников кадрового резерва можно подразделить на 3 категории:

    1. Сотрудники с высоким уровнем исполнения обязанностей, чей трудовой потенциал значительно выше требований, предъявляемых к занимаемым ими должностям. Также в эту группу входят трудящиеся, которые являются претендентами на повышение (при условии наличия для них необходимых вакансий).
    2. Ценные работники, добросовестно и качественно исполняющие свои обязанности, но не являющиеся претендентами на карьерный «взлёт» по причине отсутствия в штатном расписании подходящих им должностей. В этом случае к работникам должны быть применены стимулирующие меры в виде и других поощрений.
    3. Если на предприятии существует преемственность, то к работникам кадрового резерва также нужно отнести и преемников руководителей и управленцев высшего звена.

    Принципы работы с кадровым резервом

    Формирование кадрового резерва производится с соблюдением определённых принципов:

    • Для повышения сведения об открытых вакансиях должны носить открытый характер как для самих резервистов, так и для претендентов на эту роль. Только в этом случае кадровая система будет наиболее эффективной, стимулирующей работников к повышению производительности.
    • Наличие нескольких кандидатов на одну руководящую роль.
    • Активность и инициативность работников, в чьи непосредственные обязанности входит поиск и подбор кандидатов на включение в кадровый резерв.
    • Постоянный подбор кандидатов для улучшения профессиональных качеств руководящего состава;
    • Возрастной учёт претендентов на выдвижение в резервисты: как известно, для эффективной работы на руководящей должности сотруднику необходимо проработать в этой сфере около 5 лет. Кроме того, наибольшей профессиональной активности человек достигает в 35-40 лет, поэтому оптимальный возраст для внесения работника в список резервистов - от 25 до 35 лет;
    • Окончательное решение о назначении работника на руководящую должность должно основываться на множестве факторов: итоги профессиональной деятельности, впечатления от личного общения с сотрудником, результаты его последней аттестации, мнение о работнике его начальства и коллег и т.д.

    Кроме того, работники, формирующие кадровый резерв предприятия, должны выполнять следующие задачи:

    1. Поддержка работников, подходящих для открытой вакансии, направленная на развитие у них необходимых качеств;
    2. Обеспечение работников всем необходимым для получения достаточной информации с целью качественного исполнения ими должностных обязанностей;
    3. Совершенствование практических навыков на условиях замещения ( , и т.д.);
    4. Создание положительного имиджа и особого профессионального статуса резервистов.

    Критерии отбора резервистов

    Оптимальный возраст для назначения работника на руководящую должность составляет 25-40 лет.

    Именно тогда достигается оптимальное сочетание профессиональных навыков, жизненного опыта и полученного высшего образования. Возраст работника старше 60-и лет - существенный недостаток для введения его в штат управленцев, от такого назначения кадровые специалисты советуют воздержаться.

    Также важным критерием является уровень и профиль образования кандидата. Конечно, для руководителя желательным является высшее профессиональное образование по направлению деятельности предприятия. Для управленцев среднего звена, например, менеджеров, достаточным является высшее образование (экономическое, финансовое, управленческое).

    Необходимый опыт работы определяется каждым руководителем самостоятельно: одни предпочитают профессиональный стаж, полученный в данной организации, для других достаточно опыта работы по специальности, не важно, где именно.

    Эффективность трудовой деятельности подразумевает качественное исполнение должностных обязанностей, стабильно высокие результаты трудовой деятельности и т.д.

    Если при назначении на новую должность эти показатели не будут учитываться, то зачисление в кадровый резерв будет рассматриваться как везение и утратит всякий мотивационный смысл для сотрудников.

    Однако, несмотря на всю важность перечисленных критериев, самым важным является стремление соискателя к продвижению по карьерному росту, его самомотивация . Если они у работника отсутствуют, то даже при полном соответствии его имеющейся вакансии подобное назначение вряд ли станет удачным.

    Этапы формирования кадрового резерва на предприятии

    1. Определение нескольких кандидатов на открытые вакансии, новые проекты и т.д.
    2. Данная обязанность возлагается на непосредственных руководителей кандидатов и работников кадровой службы. Наиболее эффективные назначения происходят при подборе кандидатов линейными менеджерами, поскольку именно они наиболее точно могут оценить степень соответствия своих подчинённых определённым вакансиям.
    3. На основании полученных от линейных менеджеров данных формируются общие списки претендентов на зачисление в кадровый резерв. Занимаются этим, как правило, сотрудники кадрового отдела предприятия.
    4. Мероприятия по оценке личных и профессиональных качеств претендентов на повышение. Речь также идёт об их лидерских качествах, мотивации, личному отношению к предлагаемым должностям и т.д. Методы оценки могут быть самые разные: интервью, разнообразные оценочные игры, и т.д. На основании полученных результатов составляются характеристики и рекомендации для каждого работника.
    5. По результатам проведённых исследований составляются окончательные списки резервистов с указанием должностей, на которые сотрудники выдвигаются.
    6. Итоговые списки утверждаются приказом руководителя предприятия о назначении сотрудников на соответствующие должности.

    С какими проблемами может столкнуться работодатель?

    Создание кадрового резерва способно значительно повысить результативность деятельности предприятия за счёт наиболее эффективных кадровых перестановок.

    Однако, это возможно лишь при соблюдении основных принципов работы с кадровым резервом. Как известно, зачисление в кадровый резерв - это способ дополнительной мотивации работников. Сотрудник после столь высокой оценки его профессиональных качеств ожидает дальнейших событий в виде назначения его на новую, более высокую должность или других поощрительных мер и, если эти ожидания не оправдываются, он испытывает неудовлетворение.

    Согласно статистике, большинство недовольных резервистов в итоге уходят в другую компанию, где их заслуги ценят более высоко.

    Таким образом, если руководитель принял решение о формировании кадрового резерва, ему необходимо позаботиться о сотрудниках, ответственных за выполнение этой задачи, а также о финансовых затратах, связанных с необходимостью стимулирования резервистов.

    Кадровый резерв предприятия - это:

    Резерв потенциальных руководителей (работников на выдвижение) - это некоторое количество сотрудников, которые по своим профессиональным и личностным качествам в любой момент могут быть переведены на запланированную руководящую должность

    Формирование кадрового резерва руководящего состава - это один важнейших стратегических видов деятельности компании, представляющий собой комплекс мероприятий по отбору и обучению потенциально возможных руководителей

    Кто может стать частью кадрового резерва организации?

    Сотрудники компании, которые успешно прошли аттестацию и рекомендованы непосредственным начальством на выдвижение

    В кадровый резерв предприятия могут входить молодые специалисты, успевшие отлично показать себя в деле

    Работающие на предприятии сотрудники, которые удаленно получают образование в высших или профильных средне специальных учебных заведениях

    Заместители действующих руководителей

    Формировать кадровый резерв организации можно двумя способами: традиционно или по-современному

    Традиционное видение формирования кадрового резерва предприятия предполагает подготовку конкретной замены для конкретной должности. Например, акционеры региональной крупной производственной компании, принимают решение поменять «пришлых» топ-менеджеров на местных работников. Для этого последние проходят надлежащую подготовку и обучение

    Современная система формирования кадрового резерва организации представляет собой кропотливую «работу с талантами». Среди сотрудников предприятия выявляются наиболее перспективные и талантливые, осуществляется их развитие на нынешнем рабочем месте. При этом выявляются их наиболее сильные стороны, после чего решается, на какой именно руководящей должности они принесут наибольшую пользу

    В подавляющем большинстве случаев компании используют традиционный метод создания руководящего кадрового резерва, так как он менее трудоемкий и затратный

    Однако каким бы методом вы ни решили воспользоваться, обязательным является соблюдение следующего ряда принципов:

    Принцип плановости - необходимо учитывать объективную потребность компании в новых руководителях в условиях постоянного изменения экономических условий деятельности

    Принцип единства - одинаково качественно должны происходить подготовка руководителей для всех должностей

    Принцип непрерывности - развитие специалиста, который станет достойным руководителем, должна быть длительной и непрерывной. В некоторых случаях это длится несколько лет. Предполагается постоянное самообразование, оттачивание навыков на месте, а также посещение полезных мероприятий (курсов, тренингов и т.д.) с отрывом от производства

    Принцип «чем больше, тем лучше» - не бойтесь включить в кадровый резерв организации «ненужных» работников, остерегайтесь пропустить по-настоящему талантливого подчиненного. Однако есть и определенные количественные рамки: на одну «средне-руководящую» должность стоит записывать не более трех человек

    Принцип прозрачности и открытого списка - предоставьте возможность любому желающему работнику стать частью руководящего кадрового резерва предприятия, если он действительно удовлетворяет формальным критериям. Также должна оставаться возможность «вернуться» в список кандидатов тем, кто выбыл из него

    Принцип «не сотворения касты неприкасаемых» - вхождение в руководящий кадровый резерв организации не должно быть поводом для особых преференций. Этим людям не стоит устраивать льготный или привилегированный режим работы. Речь идет исключительно о благоприятных условиях для профессионального роста

    Принцип участия высшего руководства - действующие начальники должны обязательно работать с «подрастающим» поколением

    Принцип конфиденциальности и этичности - будьте внимательны с назначением руководителя из кадрового резерва предприятия. Оставшиеся в нем члены не должны почувствовать себя не у дел

    Принцип всеобщей гласности - предполагает, что общественность компании может в любой момент проверить, насколько качества находящихся в кадровом резерве организации соответствуют критериям отбора

    В процессе формирования кадрового резерва будущих руководителей решаются следующие важные задачи:

    Подбор кадров для замены руководителей и создание плана для этих процедур

    Обозначение необходимых требований к будущим начальникам

    Выявление потенциально подходящих работников для кадрового резерва предприятия

    Создание индивидуального плана профессионального роста и развития для каждого работника в кадровом резерве организации

    Непосредственное обучение и повышение уровня отобранных специалистов

    Анализ прогресса каждого работника в кадровом резерве предприятия

    Перевод работника на новую должность и помощь в адаптационный период

    Определение фактической стоимости всех вышеперечисленных мероприятий

    В начале выявляются объективно наиболее важные должности, которые серьезно влияют на деятельность компании и ее результаты. Как правило, к ним относят главного руководителя, его заместителей, начальников отделов и других подразделений. Также речь может идти об узких специалистах более низкого ранга, но не менее важных для предприятия

    Количество важных должностей, для которых необходимо составлять кадровый резерв, отличается в зависимости от размера и особенностей предприятия. Например, в крупных транснациональных компаниях число резервистов колеблется от 30 до 200 человек

    С учетом чего должно осуществляться управление кадровым резервом организации?

    Количество необходимых специалистов, которое может потребоваться вам в ближайшие 2-5 лет

    Фактическое количество резервистов, имеющихся на данных момент

    Примерный процент возможного выбытия участников кадрового резерва предприятия по причине выявленного в ходе работы несоответствия

    Число действующих руководителей, которые, покинув свою должность, смогут быть полезными на другом участке

    Если вы правильно рассчитаете необходимое и достаточное число резервистов, вам удастся избежать ненужных издержек

    Помните, за время пребывания в кадровом резерве руководителей, сотрудник проходит колоссальную профессиональную и психологическую подготовку. В идеале он должен быть назначенным на предполагаемую должность и принести компании большую пользу. Некоторые остаются в кадровом резерве организации на срок больший, чем стандартные 2-5 лет. Учитывая, что среди формальных требований к резервистам нет данных о возрасте, может сложиться ситуация, когда потенциальный кандидат «перерастает» свою цель

    Если человек, состоящий в кадровом резерве предприятия, не видит реальных перспектив на протяжении многих лет пребывания в нем, он может потерять интерес к работе и уменьшить самоотдачу

    При формировании кадрового резерва организации необходимо избегать жесткого разделения будущих должностей: лучше, если он будет максимально мобильным. В этом случае вы сможете выбрать достойнейшего кандидата из всех при освобождении руководящей должности. Также можно будет найти применение хорошему специалисту даже в том случае, если запланированная ему вакансия так и не откроется. Существуют определенные сложности в создании корректного кадрового резерва предприятия: необходимо не только определить ключевые должности, но и предугадать, какие из них будут объективно нужны через 2-5 лет. Используйте для этого прогнозные показатели по отрасли, а также данные наблюдения за конкурентами, которые «старше» вас

    Существуют необходимые критерии, для отбора кандидата в кадровый резерв предприятия

    Мобильность сотрудника (его готовность в любой момент сменить место работы и место проживания)

    Способность выдерживать серьезные нагрузки психологические и физические

    Готовность освободиться от выполняемых ранее функций

    Если одно из условий не выполняется, кандидат не может быть принят в кадровый резерв организации

    Далее наступает второй этап - создание плана высвобождения руководящих вакансий. Для этого анализируется совокупность таких показателей, как возраст действующих руководителей, состояние здоровья, личные интересы, профессиональные перспективы. Полученный план станет основой для подготовки кадрового резерва предприятия

    На третьем этапе обозначаются необходимые требования к потенциальным руководителям. Определяется список личных и профессиональных качеств, которыми в обязательном порядке должен обладать будущий резервист. Можно использовать в данной работе пример действующего руководителя

    Приступая к непосредственному отбору, помните, процесс должен проходить в обстановке конфиденциальности. Анализируя каждую конкретную должность, применяйте к кандидатам следующие критерии отбора:

    Критерии отбора в кадровый резерв организации

    Соответствие совокупности индивидуальных характеристик каждого претендента образу идеального руководителя данного участка. Лучше применять в данном случае такие инструменты, как глубокое разностороннее индивидуальное тестирование, так как метод субъективной оценки не всегда эффективен, а метод экспертной оценки нарушит принцип конфиденциальности

    Наличествующие результаты текущей деятельности. Для этого используйте информацию из личного дела сотрудника, а также данные оценки его работы

    Степень готовности кандидата заступить на руководящую должность. Этот процесс должен происходить с использованием интуиции и опыта работников кадровой службы, другие методы - малоэффективны

    Все потенциальные резервисты проходят двухэтапный жесткий отбор. На каждом этапе претендентов оценивают с различных точек зрения

    Вначале отсеивают явно неподходящих кандидатур. Для их выявления проводят сложные тесты, способные определить, насколько человек готов к дальнейшему развитию и личностному росту

    На втором этапе из кандидатов, оставшихся после первого, отбирают лучших. Еще глубже анализируют его способности, навыки, таланты, а также потенциал развития

    Все отобранные резервисты условно делятся по следующему принципу:

    Те, которые объективно могут стать руководителями ввиду имеющихся качеств и профессиональных качеств

    Те, которые обладают колоссальным потенциалом для развития

    Если человек попадает под обе категории, то он зачисляется в так называемый «ближний кадровый резерв предприятия». Те же, кто обладает лишь одной из данных характеристик - в «дальний кадровый резерв организации», который является для компании более дорогостоящим из-за необходимости проведения различных обучающих программ и мероприятий

    В процессе формирования кадрового резерва могут совершаться следующие ошибки:

    Недостаточная сбалансированность структуры кадрового резерва (отсутствуют некоторые уровни управления среди зачисленных в резерв)

    Отсутствие достойных проектов, которые дадут возможность резервистам продемонстрировать свои качества

    Неправильная мотивация кандидатов в кадровый резерв организации

    В процессе работы с отобранными лучшими резервистами они развиваются в трех направлениях: повышают профессиональные и отраслевые навыки, приобретают менеджерские знания, нарабатывают необходимый ситуативный опыт

    Человек, которому выпала честь состоять в кадровом руководящем резерве, должен постоянно чувствовать на себе внимание руководства к процессу своего роста. Развитие всех резервистов должно быть комплексным и всесторонним

    Компании, которые усвоили все требования к созданию кадрового руководящего кадрового резерва предприятия, не имеют проблем со сменой руководителей любого уровня. Их развитие характеризуется преемственностью успешных стратегий наряду с привнесением свежих инновационных идей

    Формирование кадрового резерва организации - это важная составляющая эффективной работы подразделения. Управление кадровым резервом предприятия следует предоставлять только квалифицированным специалистам в кадровом вопросе

    Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

    Значимость работы с кадровым резервом определяет распоряжение Председателя Правительства РФ от 22.04.2010 № 636-р "О федеральной программе "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2015 годы)".

    Наличие в компании резерва кадров позволит обеспечить замещение вакантных должностей в случае увольнения работников, их болезни, отпуска или командировки.

    Формирование кадрового резерва осуществляется на основе профессионального отбора кадров, результатов аттестации (оценки) персонала, изучения личных дел сотрудников, штатного расписания, планов карьеры работников.

    Работа с резервом в управлении с персоналом является комплексной (рис. 7.9).

    Рис. 7.9.

    Процедура формирования кадрового резерва и работа с ним должны быть регламентированы, согласованы с другими кадровыми процессами. Целесообразно иметь в организации Положение о кадровом резерве. Например, крупное строительное управление имеет Положение о формировании и работе с кадровым резервом. Его структура:

    • 1. Общие положения.
    • 2. Основные принципы кадрового резерва.
    • 3. Порядок формирования резерва.
    • 4. Отбор кандидатов и исключение из резерва.
    • 5. Подготовка специалистов и руководителей, зачисленных в резерв.
    • 6. Мотивация сотрудников на долгосрочные отношения с организацией.
    • 7. Реализация резерва.

    Источниками кадрового резерва могут стать:

    • – руководящие работники организации;
    • – главные и ведущие специалисты;
    • – специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
    • – молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.

    Следует различать резерв развития и резерв руководителей.

    Резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (разработка новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из направлений карьеры – профессиональную либо руководящую карьеру.

    Резерв руководителей – группа специалистов и руководителей, которые в будущем должны обеспечить эффективную работу организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.

    При формировании кадрового резерва следует руководствоваться принципами, приведенными в табл. 7.3.

    Таблица 73

    Принципы формирования кадрового резерва

    Работа по формированию кадрового резерва организации складывается из нескольких этапов (рис. 7.10). Рассмотрим этапы работы с кадровым резервом.

    Рис. 7.10.

    I. Анализ потребности в кадровом резерве.

    Это подготовительный этап в формировании кадрового резерва, в рамках которого необходимо определить:

    • потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);
    • фактическую численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку работник, зачисленный в резерв;
    • примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки в связи с выездом в другой город и др.;
    • число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках;
    • категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей бизнеса;
    • возможность подбора заместителей группы руководителей. При этом определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по карьерной лестнице по всем оцениваемым качествам;
    • персональную ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. Например, за расстановку начальников отделов должен отвечать начальник управления, за расстановку начальников управления – руководитель предприятия.

    II. Подбор кандидатов в состав резерва включает в себя ряд взаимосвязанных процедур:

    • анализ документальных данных (личная карточка работника, автобиография, характеристики, результаты аттестации и т.п.);
    • интервью или собеседование для выявления интересующих сведений;
    • наблюдение за поведением работника в различных ситуациях;
    • оценка результатов трудовой деятельности (производительности труда, качества выполняемой работы, показателей выполнения заданий руководимым подразделением) за определенный период (в качестве такого периода были выбраны два года с определением промежуточной оценки деятельности каждые полгода);
    • сравнение качеств претендентов с требованиями должности того или иного ранга.

    Подбор кандидатов начинается с собеседования, проводимого специалистом службы персонала совместно с руководителем структурного подразделения, в котором работник числится в настоящее время. Цель собеседования – выявить как стремление кандидата работать в предполагаемой должности, так и наличие у него необходимых для этого качеств: умения планировать свою работу, видеть свои резервы и перспективы, решать проблемы в сжатые сроки, уровень подготовленности, квалификации и т.д., причем работник заранее был осведомлен о всех предъявленных к нему требованиях.

    При необходимости к проведению собеседования привлекаются руководители и специалисты других подразделений, с которыми работник функционально был взаимосвязан в процессе профессиональной деятельности.

    Определяя перспективность кандидатов, целесообразно установить возрастной ценз для некоторых категорий должностей, учитывать время, остающееся до наступления пенсионного возраста, состояние здоровья кандидатов, определение необходимого периода работы в должности, требование систематического повышения квалификации, наличие инновационного потенциала.

    Наиболее важными критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств персонала, определены следующие:

    • мотивация труда (интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску);
    • профессионализм, компетентность, организаторские способности (образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, восприимчивость и способность к инновациям, умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее и т.д.);
    • личностные качества и потенциальные возможности (интеллигентность, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, способность к абстрактному мышлению, эмоциональная устойчивость, моторные характеристики и т.д.).

    Как правило, этот этап завершается проведением аттестации кандидатов, выдвигаемых в резерв.

    Пример: в одной крупной строительной фирме при включении работника в состав кадрового резерва учитываются рекомендации непосредственного руководителя в виде карты критериев оценки кандидата (табл. 7.4).

    Таблица 7.4

    Карта критериев оценки кандидата

    _________________________________________________________

    Критерий

    Знания, опыт

    Профессиональные знания.

    Опыт работы.

    Навыки решения типовых задач.

    Дополнительные знания и навыки (прохождение обучения на курсах, участие в семинарах, наличие других профессий и специальностей, знание нормативной базы, стандартов строительства и др.)

    Мышление

    Способность выделять главное.

    Адекватность.

    Нестандартность

    Принятие решений

    Быстрота принятия решений.

    Самостоятельность.

    Обоснованность

    Информационные связи, контакты

    Использование знаний специалистов.

    Коммуникабельность.

    Умение использовать информационные источники

    Персональные характеристики

    Эффективность труда.

    Лояльность к предприятию. Целеустремленность.

    Корректность поведения.

    Профессиональная ответственность.

    Уровень:

    • 1. Не имеет достаточных знаний (навыков, способностей) и не стремится их приобрести.
    • 2. Имеет не очень глубокие знания (навыки, способности).
    • 3. Имеет достаточные знания (навыки, способности).
    • 4. Обладает хорошими знаниями (навыками, способностями).
    • 5. Обладает глубокими знаниями (навыками, способностями), по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию.

    Отметить значком (V) в соответствии с уровнем кандидата.

    Должность __________________________

    Ф.И.О. _____________________________

    III. Формирование списка кадрового резерва.

    По результатам оценки и сравнения кандидатов следует уточнить и скорректировать предварительный список резерва. В целях оптимизации работы с кандидатами список кадрового резерва составляют в двух частях.

    • 1. В оперативный резерв зачисляются кандидаты на замещение определенных ключевых должностей, готовые приступить к работе немедленно или в ближайшем будущем (от 1 до 3 месяцев), а также кандидаты на должности, которые станут вакантными в ближайшее время (1–2 года) и требуют конкретной подготовки кандидатов.
    • 2. Стратегический резерв составляют в основном молодые сотрудники, имеющие высокий профессиональный уровень и обладающие лидерскими способностями, которые в перспективе смогут занимать эти должности сроком до 5–10 лет.

    Работник одновременно может находиться как в оперативном (как наиболее приемлемый кандидат на замещение должности на низших уровнях управления), так и в стратегическом резерве.

    Стратегический резерв выступает своеобразным мотивирующим фактором для работников, помогая им наглядно представить возможность своего карьерного роста и количество требуемых для этого усилий.

    Чтобы список резерва носил не формальный, а действенный характер, при его составлении необходимо учесть ряд требований:

    • замещаемые должности определять в точном соответствии с принятой в организации номенклатурой должностей и штатным расписанием и позиционировать в зависимости от иерархии уровней управления;
    • указывать сведения о кандидате: его фамилия, имя и отчество; должность, занимаемая работником по состоянию на день составления списка, в точном соответствии с записями в трудовом договоре работника и трудовой книжке, дата и номер приказа о назначении; сведения об образовании – его вид, какое учебное заведение и когда окончил, специальность в соответствии с записью в дипломе, наличие ученого звания или степени; дата рождения;
    • указывать время пребывания в резерве (дата зачисления в кадровый резерв);
    • привести выводы и рекомендации последней аттестации, содержащие оценку профессиональных, деловых и личных качеств кандидата и предложения по его служебному продвижению;
    • отражать результаты оценки потенциала кандидата, полученные в процессе его изучения и отбора (соответствие формальным требованиям, возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками).

    Список резерва составляется работниками службы управления персоналом по согласованию с руководителями структурных подразделений, с учетом результатов аттестации.

    Решение о включении в состав резерва выражается в форме утвержденного списка резерва, закрепляемого приказом руководителя организации. Исключение из списка осуществляет также руководитель организации, учитывая возраст, состояние здоровья, неудовлетворительные результаты, показанные в период пребывания в резерве.

    Оптимальный срок, на который составляется список резерва компании, – два года.

    По мере необходимости (увольнение, снижение показателей работы сотрудников) можно уточнить состав резерва кадров.

    По истечении двухгодичного срока список кадрового резерва следует пересмотреть с выполнением указанных процедур. Таким образом, состав кадрового резерва регулярно пересматривается и обновляется.

    Основные принципы формирования кадрового резерва сводятся к следующим аспектам:

    • актуальность кадрового резерва – потребность в кандидатах из кадрового резерва должна быть объективно обоснована и отражать потребности предприятия;
    • соответствие кандидата из резерва будущей должности – к квалификации кандидата на замещаемую должность должны быть четко определены профессиональные и компетентностные требования;
    • перспективность кандидата из кадрового резерва – ориентация на профессиональный рост и развитие, определение общих требований к кандидату.

    В особенности при использовании организационно-управленческой модели отбор кандидатов в кадровый резерв должен учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, а также предполагаемую оценку компетентности будущего управленца на новой должности.

    Основными источниками для формирования кадрового резерва в организации выступают:

    • руководящие работники (для продвижения вверх по управленческой иерархии);
    • главные и ведущие специалисты (для занятия управленческих должностей);
    • специалисты, имеющие соответствующее образование и продемонстрировавшие высокую эффективность своей работы;
    • молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку (для долгосрочного развития с последующим замещением на вышестоящих должностях).

    Формирование кадрового резерва

    Формирование кадрового резерва представляет собой системный подход к отбору конкретных сотрудников организации для их дальнейшего продвижения внутри этой организации.

    Концепция формирования кадрового резерва

    Данная концепция предполагает выдвижение на управленческие должности таких сотрудников, которые обладают профессиональными компетенциями, демонстрируют хорошие результаты работы и обладают определенными лидерскими качествами. Сообразно этому сотрудники, обладающие положительными критериальными оценками только по одному или двум направлениям, не попадают в кадровый резерв, даже если являются, например, высокопрофессиональными и результативными работниками или могут грамотно организовать работу своих подчиненных.

    В зависимости от принятой концепции работы с кадровым резервом, проведенной работы по оценке реальных потребностей компании в резервистах, а также регламента и требований к резервистам, компания может прибегнуть к одной из двух моделей. Формирование резерва в любом случае осуществляется путем оценки кандидатов и их развития с последующим назначением на определенные должности в соответствии с текущими потребностями и существующими резервами.

    При прямой модели формирования кадрового резерва происходит формирование списка кандидатов в кадровый резерв без учета критериального отбора. Вместо предварительной оценки резервистов, она производится в момент возникновения потребности в замещении конкретной должности. После проверки кандидатов из кадрового резерва на замещение вакантных должностей, выбранный резервист проходит стажировку в процессе замещения вакантной должности, затем следует испытательный срок, по итогам которого он утверждается в должности, либо его кандидатура признается не целесообразной к утверждению в должности.

    Согласно трехуровневой модели, кадровый резерв должен создаваться на основе определенных компетенций, которым должны удовлетворять отбираемые в кадровый резерв сотрудники, что, в свою очередь, должно подтверждаться результатами оценки резервистов. Использование кадрового резерва предполагает повышение профессионального уровня и развитие управленческих компетенций у резервистов до момента, когда в них появится потребность. Результативность развития резервистов определяется итоговой оценкой, согласно полученным результатам формируются целевые группы резервистов, готовых к назначению на замещаемую должность. В отношении остальных резервистов, которые не прошли итоговую оценку, реализуется программа развития кадрового резерва по аналогии с предыдущим этапом, которая опять заканчивается итоговой оценкой.

    Модели формирования кадрового резерва применяются в рамках системы развития персонала. Проявляется данный аспект в принципах актуальности кадрового резерва, соответствия резервиста требованиям к будущей должности и перспективность резервиста к будущему развитию в профессиональном и управленческом плане. В качестве результирующего итога работы по реализации модели кадрового резерва является формализация программы работы с кадровым резервом, которая включает оценку потребности в кадровом резерве, регламент требований к резервистам, оценку кандидатов, развитие резервистов и их последующее назначение на определенные должности.

    В современных условиях компании исходят из двунаправленной стратегии формирования и развития кадрового резерва на основе оперативной и стратегической потребности в резервистах с учетом оптимизации численности кадрового резерва. В части оценки компетенций применяются процедуры ассессмента, результатом которых является определение уровня развития у сотрудника оцениваемых компетенций. В итоге получается достоверное отражение уровня успешности резервиста в рамках той должности, в которой он оценивается. Актуальным является применение типовых методов обучения и развития кадрового резерва на рабочем месте и вне рабочего места, в том числе с использованием систем дистанционного обучения.

    Порядок формирования кадрового резерва

    Основным направлением для формирования кадрового резерва выступает вертикальное продвижение во внутренней иерархии организации. В рамках этого производится выдвижение и дальнейшее продвижение по управленческой вертикали сотрудников, обладающих определенными профессиональными навыками и способностями, которые позволят им эффективно выполнять управленческие задачи и принимать объективные решения. Реже формирование кадрового резерва применяется для горизонтальных ротаций при замещении сотрудников в разных филиалах или обособленных подразделениях одного предприятия.

    В зависимости от целей формирования кадрового резерва есть две модели:

    1. Организационно-структурная.
    2. Организационно-управленческая.

    Каждая из них может быть как простой, так и трехуровневой.

    В рамках организационно-структурной модели кадровый резерв формируется исходя из планируемых изменений, которые будут осуществлены в рамках существующей оргструктуры организации и в соответствии со штатным расписанием. Фактически, кадровый резерв создается исходя из конкретных потребностей организации, которые возникают вследствие изменений в рамках основной деятельности или запланированного замещения вакантных должностей. В соответствии с данной моделью кадровый резерв формируется на конкретный определенный период времени и по его истечению должен быть полностью использован для полного укомплектования штата предприятия.

    Организационно-управленческая модель формирования кадрового резерва основана на том, что в компании определяется реестр управленческих должностей, имеющих ключевое значение для основной деятельности организации. В соответствии с этим реестром для каждой из этих должностей формируется кадровый резерв независимо от того, планируется ли замещение занимающих их сотрудников или в обозримой перспективе явная потребность в этом отсутствует.

    Если в организационно-структурной модели кадровый резерв формируется как из внутренних сотрудников, так и из сторонних кандидатов, которые отбираются на собеседованиях заранее, то организационно-управленческая модель предполагает ориентацию исключительно на собственный персонал. Принципиальным отличием также является и тот факт, что организационно-структурная модель позволяет управлять кадровым резервом для должностей любого уровня и сферы деятельности организации, а организационно-управленческая модель предполагает создание кадрового резерва только для административно-управленческих должностей.

    Выбор модели формирования кадрового резерва на практике осуществляется на основе тех задач, которые стоят перед предприятием, а также в зависимости от располагаемых финансовых и временных ресурсов. По своему содержанию организационно-структурная модель априори является более оперативной по срокам реализации и менее затратной в плане расхода финансовых ресурсов. Организационно-управленческая модель является более надежной и комплексной, позволяя подготовить и сформировать управленческий резерв заранее и развить у будущих управленцев требуемые профессиональные навыки и качества.

    С точки зрения своего назначения, модели формирования кадрового резерва ориентированы на создание условий для объективного замещения персонала, как рядового, так и административного.

    Организационно-структурная модель используется при возникновении разовых потребностей у предприятия в замещении персонала, а организационно-управленческая модель в большей степени ориентирована на повышение качества управления внутрифирменными процессами в целом. Однако, организационно-управленческая модель формирования кадрового резерва не исключает составление комплексной программы, основанной на прогнозе возможных изменений исходя из сложившихся на предприятии тенденций в сфере замещения управленческих кадров.

    Основными недостатками данных моделей, сложившихся из-за объективных особенностей формирования кадрового резерва, можно считать следующие:

    • низкий профессиональный уровень назначаемых резервистов;
    • длительный характер программ работы с кадровым резервом, принципиально ограничивающий возможности организации;
    • отказ от признания зависимости формирования кадрового резерва от существующих производственных и организационных потребностей;
    • формализм формирования кадрового резерва.

    Фактически, указанные недостатки проявляются в том случае, если модель формирования кадрового резерва как таковая отсутствует. Одним из проявлений такой ситуации является наличие множества документов, которые регламентируют процесс, но цели не определены. В результате, в организации объективно не может быть сформирован кадровый резерв.

    Работа с кадровым резервом организации

    Результатом реализации моделей кадрового резерва в организации выступает программа работы с кадровым резервом, которая включает следующие элементы:

    1. Развитие сотрудников, включенных в кадровый резерв;

    Существует два основных подхода к работе с кадровым резервом.

    Первый подход основан на планировании преемственности должности. Данный принцип ориентирован на то, что для всех ключевых должностей резервисты должны быть заранее подготовлены, отвечать установленным критериям, а их профессиональный уровень должен повышаться в соответствии со стратегией развития персонала.

    Второй подход ориентирован на работу с группой сотрудников с наиболее высоким профессиональным потенциалом. В этом случае программа работы с кадровым резервом направлена исключительно на продвижение наиболее талантливых, компетентных, ответственных и квалифицированных сотрудников. При этом в кадровый резерв они включаются без привязки к конкретной должности.

    Основные цели работы с кадровым резервом :

    Таким образом, можно сделать вывод, что программа работы с кадровым резервом тесно связана с системой оценки и внутри компании. Вместе с тем, разработка программы работы с кадровым резервом позволяет сократить общее количество ключевых позиций, на которые заранее должны готовиться резервисты, перевести работу с кадровым резервом в прикладную плоскость и сократить горизонт планирования до среднесрочного периода.

    Предварительные процедуры перед формированием кадрового резерва:

    • спрогнозировать изменение структуры руководящего аппарата;
    • усовершенствовать продвижение работников по службе;
    • определить степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу);
    • определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей.

    После этого следует определить оперативную и стратегическую потребность в резерве.

    Показатели определения оптимальной численности кадрового резерва

    В контексте применения методов развития персонала кадровый резерв позволяет отобрать целевых сотрудников, которые станут кандидатами первой очереди на замещение ключевых управленческих должностей в случае объективного наличия в организации такой потребности. Подготовка кадрового резерва позволяет наиболее эффективно использовать персонал, оптимизировать подбор и перемещение руководящих кадров, обеспечить преемственность руководства. Представляется целесообразным использовать эти условия для обеспечения успешной работы компании в долгосрочной перспективе.

    В современных условиях стандартные методы, которые обеспечивают компаниям лояльных сотрудников, например, бонусы, премиальные выплаты, возмещение социально значимых расходов и т.п. практически не действуют, так как, по своей сути, ничем не отличаются от аналогичных предложений конкурентов. Сложной задачей становится формирование у сотрудников корпоративного интереса в дальнейшем развитии, карьерном росте и кадровом продвижении именно в этой компании.

    При этом потенциальные будущие административные работники с сформированным корпоративным интересом, заинтересованные в карьерном росте и дальнейшем продвижении в компании представляют собой большой потенциал для компаний, которые в своем стремлении к его использованию разрабатывают специализированные программы, направленные на стимулирование интереса и мотивации работников.

    Использование внутреннего кадрового резерва для подготовки управленческих работников возможно при соблюдении двух условий:

    1. Наличие действующей процедуры деловой оценки;
    2. Организация обучения сотрудников.

    Технология работы с кадровым резервом:

    • оценка управленческих способностей кандидатов в резерв;
    • конкретная процедура зачисления сотрудников в кадровый резерв;
    • каким образом осуществляется подготовка резервистов к будущей управленческой деятельности, предполагающей более высокий уровень ответственности и руководящей работы;
    • сроки проведения подготовки резервистов до назначения на должность;
    • вопросы ответственности за работу с кадровым резервом в части подготовки управленческих кадров.

    Управление кадровым резервом

    Управление кадровым резервом означает применение в организации социально-управленческих технологий для формирования и использования кадрового резерва на основе комплексной системы и формализации.

    Интегрировать применяемые социальные технологии в эффективно действующую систему работы с резервом кадров способны только социально-управленческие технологии, которые объединяют в единый комплекс технологии социальной диагностики процессов состояния кадровой работы, технологии скоординированного воздействия на эти процессы, технологии определения эффективности управленческого воздействия и прогнозирования ожидаемых последствий.

    Управление кадровым резервом предполагает разработку и внедрение в практику работы организации технологий социологической диагностики, организационно-управленческого воздействия и оценки эффективности резервистов. Следует отметить, что управление кадровым резервом основано на принципе актуальности резерва, то есть потребность в замещении должностей должна быть реальна.

    Включение в резерв производится на основе трех критериев:

    • наличие соответствующего образования;
    • проявление положительных профессиональных качеств в процессе работы;
    • успешное решение управленческих задач на своем уровне.

    Согласно стандартной структуре, программа работы с кадровым резервом должна включать следующие элементы:

    1. Выявление и анализ потребности в создании кадрового резерва, с учетом характера и природы возникновения потребности;
    2. Регламентация требований к сотрудникам, включаемых в кадровый резерв;
    3. Оценка кандидатов в кадровый резерв;
    4. из числа включенных в кадровый резерв;
    5. Назначение резервистов на определенные должности в соответствии с потребностями организации в создании кадрового резерва.

    Формализация работы с кадровым резервом включает три комплексных этапа:

    I. Анализ потребности в резерве;

    II. Формирование резерва;

    III. Подготовка резервистов.

    В соответствии с данными этапами управление с кадровым резервом будет соответствовать схеме.

    Этап I. Анализ потребности в резерве.

    1. Проанализировать потребность по должностям, спрогнозировав изменение в штате;
    2. Запланировать оптимальный резерв, за счет определения степени обеспеченности резервом по ключевым должностям;
    3. Произвести профилирование целевых компетенций, которые соответствуют модели компетенций, действующей в компании, согласно требованиям ключевых должностей.

    Дополнительно на данном этапе управления кадровым резервом нужно определить степень насыщенности резерва по каждой ключевой должности и группам ключевых должностей, т.е. сколько кандидатур из резерва должно приходиться на каждую должность и в целом по группе. Благодаря этому, по итогам первого этапа будет достоверно определена текущая и перспективная потребность в резерве.

    Для определения оптимальной численности резерва кадров следует проработать следующие аспекты:

    • потребность в кадрах управления на ближайшую и среднесрочную перспективу, запланировав также более длительный горизонт до пяти лет;
    • фактическую численность подготовленного в данный момент резерва по каждой из ключевых должностей, независимо от того, где проходил подготовку работник, зачисленный в резерв;
    • примерный и допустимый процент выбытия из кадрового резерва отдельных работников, например, из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки, в связи с выездом в другой регион и др.;
    • общее количество замещаемых ключевых должностей.

    При составлении списков резерва необходимо учитывать следующие моменты:

    • категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей структурного и критериального характера перечня должностей;
    • предусмотреть возможность заблаговременного подбора заместителей на ключевые должности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в которых потребуется срочное замещение;
    • определяющими факторами должны быть результативность работы и профессиональный уровень, а также уровень образования, что имеет значение для оценки перспективности дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам.

    Этап II. Формирование резерва.

    1. Регламентировать требования к резервистам на основе действующих формализованных перечней компетенций и квалификационных требований к ключевым должностям;
    2. Произвести оценку и отбор резервистов, сформировав окончательный список кандидатов в резерв, на основе действующих формализованных методов оценки и методике конкретного работника;
    3. Проверить резервистов, планируемых к перспективному замещению на ключевые должности, на предмет соответствия компетенциям.

    В процессе формирования резерва необходимо определить ряд факторов:

    • кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
    • кто из включенных в списки кандидатов в резерв должен пройти обучение;
    • какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности.

    Для формирования резерва предлагается использовать следующие методы:

    • анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристик, результатов оценок работников и других документов;
    • беседа с перспективным резервистом для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т. п.);
    • наблюдение за поведением работника в различных рабочих ситуациях;
    • оценка результатов трудовой деятельности – производительности труда, качества выполняемой работы и т.п.;
    • процедуры ассессмента.

    В использования данных методов будет сформировано три вида информационных массивов:

    • критериальные оценки резервистов;
    • фактографические данные;
    • результирующие оценки качеств специалистов.

    Дополнительно, могут учитываться следующие факторы:

    • профессиональная характеристика специалиста;
    • перечень должностей, которые могут служить отправной точкой для резервистов;
    • предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) резервистов;
    • результаты оценки формализованных компетенций конкретного резервиста;
    • мнение руководителей и коллег относительно конкретного резервиста;
    • результаты оценки имеющегося у резервиста потенциала (управленческие навыки, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками).

    С помощью методики конкретного работника на данном этапе работы с кадровым резервом решаются следующие задачи:

    • оценка кандидатов в кадровый резерв;
    • сопоставление качеств отдельных кандидатов, с учетом и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
    • оценка резервистов и выбор наиболее перспективного с точки зрения потенциала развития человеческого капитала и целесообразности замещения на ключевые должности.

    По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется реестр кадрового резерва.

    Этап III. Подготовка резервистов.

    1. Подготовка и развитие резервистов в соответствии со стратегией развития персонала, методами обучения и развития персонала;
    2. Итоговая оценка компетенций резервистов;
    3. Принятие соответствующего решения о целесообразности замещения ключевых должностей или необходимости дальнейшего развития.

    Суть данного этапа управления кадровым резервом заключается в том, что для перспективного замещения ключевых должностей недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников – важно правильно подготовить их к должности и организовать их развитие в профессиональном и управленческом плане.

    Всего для развития персонала, зачисленного в кадровый резерв, в том числе для перспективного замещения ключевых должностей, нужно сформировать три вида программ непосредственного развития:

    • общая программа развития – фундаментальная подготовка резервистов, в том числе пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления, обучение специальным управленческим навыкам, необходимым для повышения эффективности управления;
    • специальная программа развития – распределенная подготовка резервистов, в том числе в зависимости от проекции перспективы кадрового роста, профессионального повышения и целевых управленческих установок;
    • индивидуальная программа развития – проработка конкретных управленческих задач и развитие навыков управления с помощью процедур ассессмента, социально-психологическая подготовка.
    Цель управления кадровым резервом – замещение ключевых должностей. Процесс формирования и структура кадрового резерва должны отвечать показателям оперативного замещения вакантных должностей, особенно управленческих.

    Управление кадровым резервом может быть представлено в качестве структурной схемы.

    В зависимости от специфики организации и перечня ключевых должностей, источники резерва кадров меняются соответствующим образом.

    Выявление лучших кадров проводится на основе формализованных и методике конкретного работника.

    Кроме того, в рамках использования процедур ассессмента можно применять следующие форматы:

    • структурированное интервью;
    • решение кейсов;
    • групповые дискуссии;
    • ролевые игры;
    • интервью для проверки специальных знаний;
    • письменные задания, направленные на выявление специальных знаний;
    • психодиагностические тесты;
    • методики диагностики способностей, черт личности, мотивации.

    Программа развития резервистов, планируемых к замещению на ключевые управленческие должности, предусматривает три основных варианта:

    • дифференцированная программа обучения на базе фундаментальных и прикладных аспектов управленческой деятельности в форме полевого обучения и наставничества;
    • практическая программа обучения управленческим и коммуникативным навыкам;
    • дистанционная программа обучения на базе действующей системы дистанционного обучения с применением телекоммуникационных технологий.

    Результаты формирования кадрового резерва и развития резервистов, ориентированных на замещение ключевых должностей можно оценить по итогам двухлетнего периода по показателям, которые представлены в таблице.

    Показатели оценки кадрового резерва

    Наименование показателя

    Значение

    Доля вакансий по ключевым должностям, замещенных резервистами

    Количество закрытых вакансий по ключевым должностям

    Общее число вакансий по ключевым должностям

    Общее количество позиций по ключевым должностям за период

    В том числе ключевых должностей, на которые подготовлены резервисты

    Общее число резервистов

    В том числе резервисты, направленные на замещение ключевых должностей

    Показатель текучести среди резервистов

    Количество резервистов, уволившихся по собственному желанию

    Общее число резервистов

    Формализация управления кадровым резервом позволит эффективно реализовать процессы замещения ключевых управленческих должностей сотрудниками, подготовленными к работе именно на данных должностях. В результате формализации работы с кадровым резервом, внедрения модели формирования кадрового резерва и с учетом целевой ориентации развития персонала будет создаваться дополнительный актив, который можно будет оценивать качественно и количественно с помощью методики оценки человеческого капитала.