• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Отделение «Медико-профилактическое дело» было открыто в 2011 году. Принятие решения об открытии отделения было обусловлено реальной необходимостью, дефицитом медицинских кадров в лабораторных структурных подразделениях санитарной службы и в учреждениях здравоохранения. Кроме того, в последние годы в лечебно-профилактических учреждениях начал формироваться институт госпитальных врачей-эпидемиологов и возникла потребность в специалистах подобного профиля. Открытию отделения предшествовала большая подготовительная работа. С 2011 г. руководителем отделения «Медико-профилактическое дело» является доцент, к.м.н. Федосеева Л.Р., которая руководит учебной, воспитательной, методической и научной работой.

    Работаем на перспективу

    Формирование высококвалифицированного кадрового состава является одним из основных направлений деятельности Роспотребнадзора. В настоящее время отделение «Медико-профилактическое дело» представляет собой стремительно развивающуюся систему фундаментального и практического медико-профилактического образования. Качественная подготовка специалистов обеспечивается профессорско-преподавательским составом СВФУ им. М.К. Аммосова, а также постоянным сотрудничеством с практикующими врачами службы Роспотребнадзора по РС (Я). Сегодня преподаватели отделения «Медико-профилактическое дело» стремятся идти в ногу со временем, совершенствуют методики преподавания. В 2014 году с целью улучшения учебной работы приобретено современное лабораторное оборудование на сумму -2.231188 рублей в рамках Программы Развития СВФУ им М.К.Аммосова.

    Заявлены и получены для отделения 12 наименований последнего выпуска учебников и дополнительной литературы, всего 287 экземпляров. В рамках учебного процесса составлены и подписываются договора с клиническими базами г. Якутска и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я)».

    Обучение студентов на отделении «Медико-профилактическое дело» ведется на 32 кафедрах университета, расположенных в учебных корпусах СВФУ им. М.К. Аммосова и клинических базах республиканских и городских лечебно-профилактических учреждениях г. Якутска, в структурных подразделениях ФБУЗ «Центр гигинены и эпидемиологии в РС(Я)». Учебный процесс по специальности «Медико-профилактическое дело» осуществляют преподаватели с учеными степенями по профессиональному циклу - 97,8% . Для улучшения усвоения знаний по дисциплинам дополнительно к рекомендуемой для обучения литературе сотрудниками отделения издаются тематические учебные пособия и методические рекомендации совместно с Роспотребнадзором по РС(Я). Во время обучения студенты имеют возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью под руководством преподавателей, а также специалистов Роспотребнадзора по РС(Я).

    О профессии санитарного врача

    Потребность в специалистах медико-профилактического профиля определена необходимостью осуществления первичной профилактики в связи с неблагоприятным влиянием техногенного загрязнения окружающей среды на здоровье населения и профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

    В отличие от деятельности лечащего врача, который лечит одного больного, работа санитарного врача направлена на создание здоровой среды обитания населения и снижение вредного влияния на общество в целом.

    Санитарному врачу необходимо обладать такими профессиональными и человеческими качествами, как эрудиция, принципиальность, честность, настойчивость, государственное мышление. Молодой человек, избирающий для себя специальность санитарного врача, должен быть готов к постоянному кропотливому труду, быть способным защитить свои позиции в работе с теми, кто пренебрегает соблюдением санитарных норм и правил, сознательно нарушает санитарное законодательство.

    В работе санитарного врача четко выделяются два направления: предупредительный и текущий санитарный надзор. Предупредительный санитарный надзор осуществляется при подготовке проектов промышленных и пищевых предприятий, жилых зданий, различных учреждений, при планировке застройки населенных мест и т. д. Повседневный контроль за санитарным состоянием, за соблюдением санитарного законодательства — это текущий санитарный надзор. И в случаях грубого нарушения санитарных норм санитарный врач имеет право применять к виновным меры административного наказания в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    На протяжении шести лет обучения, будущие санитарные врачи помимо клинических дисциплин (терапии, хирургии, педиатрии и т. д.) углубленно изучают все разделы гигиены: гигиена питания, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, военная, радиационная гигиена, социально-гигиенический мониторинг. Выпускники медико-профилактического отделения имеют право работать в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях различных отраслей промышленности в качестве санитарных врачей или врачей-эпидемиологов. Поэтому отделение «Медико-профилактическое» готовит специалистов, необходимых для работы в современных условиях.

    Профессия-врач эпидемиолог

    В последние десятилетия эпидемиология из науки, изучающей эпидемический процесс инфекционных болезней, посредством эпидемиологических исследований, расширила границы до изучения любых массовых заболеваний.

    Эпидемиологические подходы интегрируют достаточно обширный круг научных направлений в изучении демографической ситуации, инфекционных и неинфекционных болезней, влияния среды обитания на здоровье населения.

    В практическом здравоохранении определяют причинно-следственные связи между заболеваемостью и факторами риска, дают возможность оценки используемых медицинских и организационных технологий, прогнозирования ситуации и поиска новых направлений профилактики и лечения.

    Мониторинг состояния заболеваемости населения в сочетании с влиянием среды обитания населения являются актуальной проблемой для, специалистов Роспотребнадзора.

    Современное развитие эпидемиологии, как науки и практического ее применения позволяет открывать новые области ее применения.

    Этими вопросами призваны заниматься врачи эпидемиологи.

    Задача эпидемиолога обеспечить функции организации профилактических и противоэпидемических мероприятий.

    Широкий круг проблем борьбы с ВИЧ - СПИД, госпитальными инфекциями, раннее выявление инфекционных больных, ликвидация вспышек инфекционных заболеваний, организация прививочного дела определяют востребованность профессии эпидемиолога в современных условиях.

    Эпидемиология, наиболее связанная с клиническими направлениями отрасль, выпускники школ, медицинских колледжей избирая данное направление деятельности выбирают интересную профессию.

    САНИТАРНЫЙ ВРАЧ , практический врач, специализировавшийся в области сан. дела и обычно уже не работающий в клин, областях медицины. С постепенным развитием предупредительных методов здравоохранения среди мед. врачей стали выделяться отдельные группы, на обязанности которых тот или иной коллектив или государство в целом стали возлагать функции наблюдения за окружающей средой с целью предупредить заболевания, а также и проведение соответствующих предупредительных мероприятий. В своих первоначальных очертаниях эта деятельность носила преимущественно административно-запретительный характер и шла в узких рамках примитивного сан. надзора, гл. обр. в направлении его простейшей формы-текущего надзора (см. Санитарный надзор). В этом первоначальном стадии

    ~*U-

    Рисунок 2. Санпропускник II категории: 1- вход; 2-парикмахерская; 3- хозяйственная; 4 -регистратура; 5 -ожидальня для моющихся; б-гарпероб; 7 -душевая; «-персональная раздевальня; 9 -уборные для моющихся; 10 -вход в изолятор; 11 -уборная для изолируемых; 12 -уборная; 13 -хозяйственная; 14 -изоляционные (2 палаты); 15- выход из индивид, душа; 16 -грязная раздевальня индивид. душа; 17- душевая индивид, душа; 18- одеваль-ня индивид, душа; 19 -уборная индивид, душа; 20- смотровая; 21 - раздевальня для групп, санобработки; 22 - душевая; 23 - вход и выход из чист. отд. дез. части; 24 -вестибюль; 25 -персональная для чист. кам. части; 26- уборная для чист. кам. части; 2 7 -чистое отделение камер; 28 -грязное отделение камер; 29 -уборная при грязном отделении; 30 -ожидальня-одевальня; 31 -одевальня; 32 -прививочная; 33 -хозяйственная; 34 -уборная; 35 -душ для персонала; 36 -персональная; 37 -комната заведующего; 38 -передняя-остывочная: 39 -выход из чистой половины санпропускника.

    Развития сан. дела функции эти могли нести и лица без мед. подготовки в виду простоты запретительной практики как главного метода работы того периода. Таковы сан. чиновники (эдилы и кураторы) в Риме по надзору за пищевыми продуктами и по благоустройству; таковы различные органы администрации и полиции, ведавшие и в известной мере ведающие и теперь во многих странах делом текущего сан. надзора. Усложнение сан. работы и расширение самих областей сан. дела и прежде всего в области борьбы с заразными болезнями повысили требования к сан. персоналу, а развитие гигиены как экспериментальной науки, а также и бактериологии с их лабораторными методами послужили моментом, определившим окончательное выделение группы врачей, специализирующихся в этих областях для соответствующей практической деятельности. Довольно долгое время считалось возможным при этом совмещение в одном лице сан. и леч. функций. Это особенно подчеркнуто в ряде различных административных мед. должностей, к-рые с конца 18 в. стали создаваться государством как органы правительственного надзора в мед. деле. Смешение в одном лице различных функций (лечение б-ных, суд.-мед.. обязанности и наконец задачи сан. надзора) характерно для институтов правительственных врачей Германии, б. Австро-Венгрии («окружные врачи»), старой России («городовые и уездные врачи»). Однако это положение можно считать лишь переходным стадием, и, по мере точного выявления сан. задач и государственного значения сан.-оздоровительных мероприятий, обособление отдельного института Св. стало повсеместным фактом. Одними из первых групп С. в. явились врачи при санитарных советах в Англии, получившие название «Medical officer of health» (медицинский чиновник по здравоохранению), со штатом своих помощников-сан. инспекторов (Sanitary inspectors). Во Франции распространен термин «Medicin inspecteurd Hygiene», под к-рый подходят Св., работающие при гигиеническом бюро в департаментах и городах. В старой России термин «санитарный врач» принят был в земской практике, а затем и в городской; с 1917/18 г. он стал общепринятым в работе советских органов здравоохранения. Сообразно тем усложненным требованиям, которые ныне предъявляются врачу при проведении сан. мероприятий, особенно в области предупредительного сан. надзора и сан. обследований, расширилась и сумма тех знаний, которыми должен обладать С в. Здесь,прежде всего выявилось разнообразие объектов, подлежащих воздействию сан. надзора (внешняя среда, соц.-экономические и бытовые условия, профессиональные группировки), Затем идет разнообразие применяемых в сан. деле методов и приемов работы-сан.-статистические исследования, сан.-топографические обследования и описания, антропометрические исследования, бактериологические и гиг. лабораторные методы, сан.-технические моменты-умение разбираться в планах и чертежах и пр. Этот характер работы сан. врача особо подчеркивает и новую черту их работы - необходимость самой тесной связи с массой населения, с различными общественными организациями и ведомствами; общественные методы работы-умение выступать с докладами, лекциями, проводить различные сан. кампании, ставить дело сан. просвещения-все это обычные приемы в деятельности сан. органов. Т. о. жизнь уже б. или м. повсюду очертила общие контуры заданий, выдвигаемых для С. в. в их работе, специализируя эти контуры для различных областей сан. дела. В условиях СССР,. где здравоохранение особенно резко выдвигает свои профилакт. функции и свое сан. направление, вопрос о т. н. «профилях» С в. подвергнут был специальной разработке. Соответственно тому разделению, к-рое имеется уже в практике санитарного дела в виде отдельных специальных областей последнего, С. в. в СССР, как установило и законодательство о сан. органах (1927), распадаются на несколько групп-общесанитарные врачи, С в.. по жилищно-коммунальному надзору, по пищевому надзору, по промышленному, по эпидемиологии (врачи-эпидемиологи). В пределах этих специальностей выделяются и более детальные группировки--врачи по общественному питанию, врачи по водной санитарии, по планировке населенных пунктов, по дезинфекции и пр. Однако и согласно закону и согласно наиболее принятой практике основными видами сан. специальностей (не считая т. н. общесан. врача) являются упомянутые выше четыре группы: жилищно-коммунальная, пищевая, промышленная и по эпидемиологии (см. Санитарная организация). Разработанные для этих основных видов сан. надзора профили сводятся к следующему. 1. "Профиль общесанитарного в р а -ч а (районный и участковый С. в. в городе и в сельской местности). От врача данной специальности требуется: а) быть политически подготовленным к широкой работе по организации сан. дела и социалистического здравоохранения как части общего социалистического переустройства страны; б) быть подготовленным теоретически по гигиене и эпидемиологии в полном объеме; в) быть знакомым с основными лабораторными приемами и методами и с производством соответствующих анализов по сан. и бактериологическому исследованию внешней среды; г) быть в состоянии разбираться в проектах и чертежах сан.-технических сооружений и построек, уметь составлять необходимые для этих проектов сан. задания, давать нужные сан. экспертизы и консультации; д) иметь сведения об общей постановке сан. дела в СССР и в других странах и быть ознакомленным с вопросами сан. законодательства, государственного и местного; е) быть сведущим в вопросах законодательства и практики в областях коммунального хозяйства, охраны труда и питания; ж) уметь прорабатывать самостоятельно материалы по общей сан. статистике, по составлению обязательных сан. правил и постановлений, подготовлять необходимые доклады, отчеты и пр.; з)владеть общими методами сан. просвещения и дела организации общественной самодеятельности. 2. Профиль жилищно-коммунального С. в.: пункты а, б, д, е, ж и з-те же, что-и выше; кроме того этот С в. должен в) быть вполне подготовленным и обладать умением производства сан. анализов по гиг. и бактериол.. исследованию внешней среды (воздух, вода. почва, жилище и пр.); г) быть ознакомленным с основными приемами черчения и съемки планов, уметь свободно читать соотв. проекты и планы, давать экспертизу и заключения по ним, составлять задания; и) быть осведомленным в основных вопросах сан. техники в области 6 вв благоустройства и жилищного строительства городов, новостроек, совхозов и колхозов (отопление, вентиляция, очистка, водоснабжение, канализация, строительное дело); к) быть осведомленным в санитарно-технических вопросах строительства зданий специального назначения (школы, клубы, бани и прачечные, фабрики-кухни, лечебное и курортное строительства, ясли); л) быть ознакомленным с общими проблемами коммунального хозяйства и промышленного строительства в СССР и за границей. 3. Профиль санитарно-пищевого врача: пункты а, б, д, е, ж, з-те же; кроме того: в) быть сведущим в основных приемах ла-бораторно-пищевого анализа (сан. и бактериол. исследование) пищевых продуктов-животное и растительное сырье, полуфабрикаты и пищевые припасы, готовые блюда; уметь давать соответствующие заключения и экспертизу; г) быть подготовленным в области бракеража продуктов питания; и) быть подготовленным в области товароведения и технологии производства основных групп пищевых продуктов (молочное, мясное и рыбное, консервное, плодоовощное, хлебное и кондитерское производства),а также в вопросах их хранения и транспорта; к) быть знакомым с основными вопросами физиологии и патологии питания (пищевые отравления), диетологии и кулинарии; л) быть хорошо знакомым с постановкой и задачами общественного питания. 4. Профиль Св. по промышленному н а д з о р у: пункты а, б, д, е, ж, з-те же; в) быть подготовленным в области гигиены и физиологии труда, а также гигиены отдельных производств; г) быть знакомым с основными производственными процессами в ведущих отраслях промышленности (химическая, металлургическая, горная, текстильная), а также социалистической сел.-хоз. промышленности; и) владеть лабораторными методами исследования промышленной среды (метеорологические факторы, лучистая энергия, запыленность, освещение, газы); к) быть ознакомленным с общими задачами пром. строительства в СССР, с законодательством по охране труда и технике безопасности, с постановкой работ здравпунктов на предприятиях и с материалом проф. заболеваемости; л) быть знакомым с вопросами коммунального благоустройства на предприятиях и в частности с вопросами обезвреживания и очистки сточных промышленных вод. 5. Профиль врача-эпидемиолога: пункт а-^тот же; б) быть знакомым теоретически в полном объеме с эпидемиологией, бактериологией и гигиеной в их основных разделах; : в) владеть лабораторными методами бактериологического анализа, в частности быть подготовленным в методике сан.гбактериологи-ческих исследований внешней среды; г) быть вполне подготовленным в вопросах теории и практики дезинфекционного дела как в области дезинфекции, так и дезинсекции и дератизации, а также и во всех вопросах сан. обработки людских контингентов и прививочного дела; д) быть осведомленным в общих вопросах клиники инфекционных болезней и основных методах диагностики главных групп этих последних; е) быть практически подготовленным в деле проведения мероприятий по борьбе с заразными болезнями, осведомленным в области противоэпидемического и общесан. законодательства, а также и с практикой международных сан. конвенций в этом деле; ж) владеть общими методами сан. статистики и сан. просвещения, а также организации общественной самодеятельности.-Помимо этих основных профилей С. в. могут быть (и практически по СССР составлены) профили С. в. по жел.-дор. транспорту, С. в.-администраторов (старшие сан. инспектора и пр.). Наконец особо выдвигаются сан. функции врачей здравпунктов; которым согласно «Положению о здравпунктах» (РСФСР, 1931) даны определенные задания в этом отношении. Составление профилей С. в. должно конечно, давая общие контуры, отличаться и достаточной гибкостью, чтобы своевременно включать в себя новые запросы жизни и соответственным образом дополнять вооружение Св. Необходимо отметить, что в нек-рых странах термин «санитарный врач» применяется и к тем врачам-профилактикам, к-рые работают в соответствующих областях борьбы с соц. болезнями, по охране младенчества и т. д. Таковы в Англии так наз. С. в. по tbc, по вен. болезням. Подготовка С. в. В различных странах в наст, время установлены различные методы подготовки (и усовершенствования) С. в. В большинстве европейских стран обычно для С. .в. требуется получение определенного диплома или свидетельства о прохождении предварительного подготовительного учебного стажа. Так, в Англии требуется прохождение годичного курса подготовки (6 мес.-занятия гигиеной и бактериологией, 3 мес.-инфекционная б-ца, 3 мес.-практика сан. дела); в Германии, где функции Св. на местах выполняют обычно окружные правительственные врачи, последние также на подготовительных курсах проходят и гигиену. Помимо того в Германии создано ныне и несколько специальных курсов для подготовки врачей в области профилактики. Во Франции специальным циркуляром 1906 г. установлены правила приема врачей в местные бюро гигиены; согласно этим правилам от врачей требуется представление документов об их работе в области. общественной гигиены (см. соотв. статьи по отдельным странам).-В старой России впервые курсы по подготовке Св. были организованы в Бактериологическом ин-те проф. П. Н. Диатроптова в Москве (1909/10 г.). Затем по распоряжению правительства были организованы трехмесячные курсы для С. в. в Ленинграде (б. Еленинский клин, ин-т-лаборатория проф. Г. В. Хлопина) и в Москве при мед. факультете Моск. ун-та (проф. С. С. Орлов). Эти курсы давали главным образом знакомство с методикой гиг. исследований. В общем; через эти курсы в период до войны прошло незначительное число врачей, командировавшихся обычно земствами и городами. Широкое развитие получили курсы по подготовке и усовершенствованию Св. после революции. При НКЗдр. РСФСР (а также на Украине) с первых же лет Советской власти стали организовываться ежегодно повторяющиеся курсы Св. Сама организация их находилась в ведении санитарно-эпид. управления НКЗдравов; учебная часть затем была поручена в Москве организованному в 1922 г. Гос. ин-ту здравоохранения (ГИНЗ), в лице входившего в его состав Сан.-гиг. ин-та, а в Ленинграде- Гос. ин-ту усовершенствования врачей. Курсы были вначале 4-месячные, комплект их был по 50 слушателей. Главная задача была пополнить знания местных С. в. С развитием сан. дела и необходимостью быстрого увеличения 6(51 кадров на первую очередь выдвинулись вопросы подготовки и переподготовки Св. Эту роль ныне выполняет В.РСФСР Центр, ин-т усовершенствования врачей (ЦИУ) в Москве, Ин-т усовершенствования врачей в Ленинграде. Кроме того такие же курсы имеются на Украине в Харькове (Украинский ин-т). Соответственно требованиям жизни эти курсы С. в. распадаются на 1) курсы для общесанитарных врачей, 2) курсы по основным специальностям сан. дела (пищевые, коммунальные, промышленные, эпидемиологические) и наконец и по более узким специальностям (врачи по водной санитарии, по малярии и пр.). За последние годы ежегодное число этих курсов исчисляется уже несколькими десятками, а число курсантов многими сотнями (в Москве в ЦИУ в 1932 г. свыше 400 курсантов). Срок ныне установлен 3 мес. [на курсы принимаются командированные местными здравотделами врачи (по разверстке НКЗдр.)]. Неоднократно прорабатывавшиеся программы и учебные планы/этих курсов ныне б. или м. стабилизированы. На общесан. курсах учебный план состоит из 570-600 часов, из к-рых коммунальная гигиена занимает 200-240 часов, гигиена питания-80-100; промышленная гигиена-80 час, эпидемиология с дезинфекцией-120 -140; организация здравоохранения и сан. дела с сан. статистикой-40 час. Кроме того проходятся военно-сан. дело и общественные науки (диамат). На курсах по специальностям главная часть времени идет на углубленную проработку соответствующих специальных дисциплин, а также и смежных (черчение, метеорология, гидрогеология, курсы сан. техники-отопления, вентиляции и т. д.). Помимо теоретических занятий широко ставятся как лабораторные занятия, так и т. н. производственная практика, т. е. стажирование курсантов на участке под руководством периферических С. в. в их текущей работе. Соотношение теоретических и практических занятий (работа на производстве) 60 и 40%. Так же широко ставится и метод экскурсий или самостоятельной проработки отдельных тем на отдельных объектах. Особо проходят ныне еще и курсы переподготовки С. в., т. е. переключение врачей других специальностей на работу в качестве С. в.; здесь особо большое значение имеет хорошо поставленная производственная практика.-Недостача С. в.-дала толчок в СССР к организации специальных отделений для подготовки их в мед. ин-тах, т. е. создание т. н. «санитарно - профилактических факультетов». Впервые они организованы были в РСФСР в 1930 г. и ныне имеются уже в ряде мед. ин-тов СССР (их организацию и программы-см. Медицинское образование). Методика работы С. в. Получивший ту или иную подготовку С. в. (на курсах или на сан.-проф. факультете), приступая к своей деятельности на периферии (на участке, в районе), должен провести еще нек-рую подготовительную работу по ознакомлению с территорией своего участка или района и общими условиями жизни и быта последнего, а также и по ознакомлению с соотв. литературными и иными материалами. В общем эти подготовительные работы следующие: 1) ознакомление с материалами экономического и хозяйственного состояния района и планами его развития; 2) ознакомление с сан.-статистическими материалами района (демография и заболеваемость) по данным статистических учреждений, здравотделов и страховых касс; 3) ознакомление с литературой по сан. изучению района (прежние обзоры, мед.-топографические обследования, доклады), помещенной в местной мед. прессе за прежние годы или имеющейся в виде отдельных монографий; 4) ознакомление с постановкой здравоохранения района и личный объезд и осмотр всех мед.-сан. учреждений района или участка; 5) такое же ознакомление с местными объектами (осмотр на месте) коммунального хозяйства, пищевой промышленности и общественного питания и др. сооружениями общественного характера (бани, общежития, клубы); 6) ознакомление с крупными объектами промышленности; 7) составление подробных списков всех указанных в пп. 4, 5 и 6 объектов для последующего правильного проведения текущего сан. надзора; 8) ознакомление с имеющимися местными обязательными сан. постановлениями; 9) установление организационной связи с органами коммунального хозяйства, охраны труда, общественного питания и пр.; 10) установление тесного контакта с общественными организациями, имеющими отношение к сан. делу (РОКК, Осоавиахим и др.). Эта предварительная работа, последовательно проводимая, дает С. в. твердую опору и знание местных условий и сил и связывает его со всеми теми органами и лицами, участие к-рых в сан. строительстве играет большую роль. Наряду с этой организационной частью работы Св. последнему надлежит наладить также и постановку дела сан. обследований и текущих анализов. В области,..первых одним из обычных методов является ведение сан. журналов, систематическое заполнение к-рых по отдельным объектам дает ценный материал для последующих выводов и сопоставлений. В области вторых надлежит принять все меры к организации местной сан. лаборатории или к получению соответствующего сан.-лабораторного и др. оборудования, при помощи к-рого проводится на местах сан. изучение обстановки тех или иных природных условий. Так наз. инструментарий Св. составляет важную необходимую принадлежность его работы, к сожалению зачастую слишком слабо применяемую на практике. Примерный инструментарий Св. I. Определение расстояния и направления: *1) рулетка и *2) компас.- П. Метеорологические приборы: *1) комнатный термометр Цельсия, *2) максимальный-минимальный термометр Сикса, 3) барометр-анероид, 4) гигрометр Коппе, *5) гигрометр портативный, 6) психрометр Августа, 7) анемометр Фюсса и 8) кататермометр.- III. Исследование воздуха: химические методы-1) бутыли стеклянные с резиновыми колпачками, вымеренные для взятия проб воздуха на С0 2 , 2) мех с резиновой трубкой для взятия проб воздуха, 3) прибор для микроопределения С0 2 по способу Реберга-Винокурова и Голдена; бактериологические методы-1) чашки Петри стерильные (из лаборатории), 2) пробирки с питательной желатиной (из лаборатории), 3) кружка эмалированная, 4) треножник, 5) спиртовая лампочка, 6) счетчик Вольф-люгель, 7) лупа на ножках; воздушная пыль- 1) стеклянные кубические солонки с покровными стеклами, с черной клейкой массой для улавливания и подсчета пыли (из лаборатории).--IV. Исследов а н и е в о д ы: а) в з я-т и е п р о б ы: * 1) прибор для взятия воды для хим. анализа с запасной посудой, *2) то же для бактериол. исследований, *3) ящики и корзины для пересылки проб воды в лабораторию; б) физ. и хим. исследование (на месте): *1) термометр для воды, 2) диск для определения прозрачности, 3) чашечный прибор Петтенкофера, 4) флюороскои" Марбутена с флюоресцином (для определения загрязнения); *5) походная лаборатория для химического исследования; в) бактериол. исследование (счет колоний)- в дополнение к указанному выше в п. III - 1) пипетки измерительные 1: 0,1 см 3 стерильные (из лаборатории), 2) пробирки со стерильной водой для разведения (из лаборатории).-- V. Исследование почвы: 1) почвенный бурав Френкеля, 2) посуда для проб почвы.- VІ. Исследование пищевых продуктов (простейшие): а) м о л о к а-1) лактоден-зиметр Кевенна с термометром, 2) цилиндр к нему, 3) лактобутирометры Герб ера, 4) пипетки к ним, 5) ручная центрифуга: б) муки- *1) прибор Раковича; в) мяса (на гниение)- 1) прибор Эберта.-VІI. Исследование освещения: 1) светоиспытатель Кона, 2)фотометр Вингена-Крюсса, 3) фотометр Торнера. VІII. Исследование эпидемиологическое: 1) тиф-диагностикум по Парк-Девису, 2) туберкулез-диагностикум по Пирке, 3) набор для реакции Шика, *4) игла Франка, *5) предметные и покровные стекла для мазков, 6) приспособления для их пересылки, 7) приборы для взятия и пересылки: *а) слизи на дифтерию, *б) испражнений на холеру и брюшной тиф, *в) мочи, *г) крови на аглютинацию и Вассермана и на малярию и *д) мокроты.- ІX. Исследования антропометрические: 1) станок для измерения роста, 2) толстотный циркуль, *3) измерительная лента, 4) весы, 5) спирометр, 6) слухомер, *7) пробный шрифт, 8) динамометр Мартье-Коллена.- X. Исследование крови: 1) гемоглобинометр Сали или гемоглобинная шкала Таль-квиета, 2) прибор для счета кровяных шариков.-XI. Фотография: 1) фотографический аппарат (9x12) с передвижным для наводки на фокус матовым стеклом-в сумке, 2) штатив, 3) фотографические принадлежности.- XII. Чертежные принадлежности: 1) доска чертежная, 2) рейсшина, *3) треугольник, *4) транспортир, *5) готовальня, 6) курвиметр, ватмановская бумага, тушь, карандаши, акварельные краски, кнопки, резина и пр.-XIII. Справочники и слова-р и. Этот список б. или м. полон; ряд анализов конечно может быть проведен лишь в лаборатории. Для этого санитарный врач должен быть в контакте с последней. Из данного списка можно выделить наиболее необходимый инструментарий (на первое время), отмеченный выше знаком *. Правовое положение С. в. определяется теми задачами охраны и укрепления здоровья населения, которые ставит перед собой государственная власть и коллектив той или иной страны в зависимости от соц.-экономической основы строя этой страны. Поэтому полнее всего и шире будут формулированы права С. в. в их работе тогда, когда государство полно и безоговорочно проводит политику решительного обеспечения населения всеми сан. мероприятиями и устранения всех препятствующих этому факторов (частная собственность на средства производства, старый быт, санитарная неграмотность и пр.). Поэтому в со- временном законодательстве СССР права Св. определены несравненно шире, чем в соотв. законах других стран (капиталистических). Право входа в жилище и в предприятия (все без исключения), право выемок объектов для обследования, право требовать от ответственных лиц всех необходимых материалов и сведений, право привлечения к суду, наложения штрафа, право судебного дознания, право обязательной госпитализации заразных больных и т. д., - этот перечень прав С. в., .данных в законодательстве СССР, достаточно характеризует принципиальную разницу в установках и в задачах деятельности С. в. в СССР и в других странах (см. Санитарное законодательство). А. Сысин. Материально-бытовые льго.ты для сан. врачей. Учитывая особо важное значение работы С. в. в условиях социалистической реконструкции "народного хозяйства и коренного оздоровления труда и быта, советское правительство установило для них ряд специальных льгот в области материально-бытовой,"помимо общих льгот, предоставленных трудящимся вообще и врачебному персоналу в частности. 10/1 1930 г. издано постановление ВЦИК и СНК РСФСР (Собр. Узак. 1930 г., № 4, стр. 44) «Об улучшении положения сан. врачей», к-рым установлены: 1) периодические прибавки к получаемому содержанию за выслугу лет, начиная с 1/Х 1929 г. по 20% за каждые три года непрерывной работы в качестве С. в. Максимальная прибавка--60% (за три трехлетки); 2) научная командировка не реже одного раза в 5 лет, продолжительностью не менее 3 месяцев; 3) дети С. в., проработавших не менее 3 лет в должности С. в., приравниваются при поступлении в учебные заведения к детям рабочих и 4) очередной отпуск предоставляется ежегодно сроком не менее 1 месяца. На С. в., обслуживающих сельские местности и рабочие поселки, распространяются также полностью льготы, установленные для квалифицированных работников в сельских местностях согласно закону от 10/VІ 1930 г., а именно: 1) перемещение на другую работу может иметь место только с согласия работника (§ 6); 2) при увольнении по непригодности-право требовать назначения экспертной комиссии (§ 7); 3) сохранение жилплощади в прежнем месте жительства, если там осталась семья, независимо от продолжительности пребывания С. в. вне семьи (§ 9); 4) предоставление бесплатной квартиры с отоплением и освешением (§ 10); 5) обеспечение бесплатным транспортом для служебных разъездов (§ 12); 6) право соединять очередные отпуска за три года (все остальные трудящиеся имеют право- только за 2 года); 7) научная командировка не реже одного раза в три года (С. в. в городах-1 раз в 5 лет). Помимо того на С. в., обслуживающих сельские местности и рабочие поселки, распространяются также вышеизложенные льготы, установленные законом от 10/1 1930 г. для всех С. в. вообще. Особые льготы установлены для С. в., работающих по борьбе с эпидемиями. Постановлением СНК РСФСР от 31/Ш 1926 г. (СУ 1926 г., № 20, ст. 158) и изданной в развитие этого закона инструкцией НКЗдр., НКТруда, НКФ РСФСР и ВЦСПС установлено: 1) в случае командировки на временную работу по борьбе с холерой, сыпным или возвратным тифом работник получает суточные в размере VІa ок ~ лада, а при командировке на борьбу с другими инфекциями [скарлатина, сибирская язва, оспа, малярия (в остропораженных местностях)]-VІe оклада; лицам, ведущим по роду ■своей службы постоянную противоэпидемическую работу, может быть установлена, по согласованию с подлежащим органом здравоохранения, взамен суточных постоянная твердая надбавка к основному содержанию (§ 4 инструкции). Сюда относятся С. в. - эпидемиологи, постоянно разъезжающие по району для осуществления мероприятий по борьбе с эпидемиями или командируемые для этой цели на б. или м. продолжительный срок вне постоянного местожительства. Законом от 30/1II 1926 года предусмотрено также право мед. работника, стойкая нетрудоспособность к-рого наступила в результате работы по борьбе с эпидемиями, а в случае его смерти на этой работе-право его семьи на получение пособия по нормам, установленным для рабочих и членов их семей, если рабочий пострадал от трудового увечья. В отношении зарплаты С. в. оговорено в постановлении СНК СССР от 16/ХП 1931 г. (Собр. зак. СССР № 73, ст. 489), что при установлении диференциальных ставок врачам должен быть обеспечен более высокий рост зарплаты ДЛЯ сан. ■ врачей.И. Бычков. Лит.: Справочник санитарного врача, под ред. А. Сы- сина, М., 1928.

    Потребность в специалистах медико-профилактического профиля определена необходимостью осуществления первичной профилактики в связи с неблагоприятным влиянием техногенного загрязнения окружающей среды на здоровье населения и профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

    В отличие от деятельности лечащего врача, который лечит одного больного, работа санитарного врача направлена на создание здоровой среды обитания населения и снижение вредного влияния на общество в целом.

    Санитарному врачу необходимо обладать такими профессиональными и человеческими качествами, как эрудиция, принципиальность, честность, настойчивость, государственное мышление. Молодой человек, избирающий для себя специальность санитарного врача, должен быть готов к постоянному кропотливому труду, быть способным защитить свои позиции в работе с теми, кто пренебрегает соблюдением санитарных норм и правил, сознательно нарушает санитарное законодательство.

    В работе санитарного врача четко выделяются два направления: предупредительный и текущий санитарный надзор. Предупредительный санитарный надзор это проверка соблюдения гигиенических норм и санитарных правил при планировке и застройке городских и сельских поселений при размещении объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установлении их санитарно - защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно – бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и иных объектов. При планировке и застройке городских и сельских поселений должны создаваться благоприятные условия для жизни и здоровья населения.

    В задачи предупредительного санитарного надзора входит также контроль за всеми вновь внедряемыми в производство промышленными изделиями, качество которых может отразиться на здоровье населения, например контроль за рецептурой новых пищевых продуктов, пищевых красителей, товарами для детей, продукцией машиностроения, полимерными и синтетическими материалами и т.д.

    Текущий санитарный надзор это проведение комплексных плановых и направленных гигиенических, санитарных и микробиологических обследований за действующими предприятиями и организациями в части их соответствия санитарным нормам и правилам.

    Текущий санитарный надзор включает:

    а) изучение санитарно – гигиенических условий труда и гигиеническую оценку производственной среды на объектах;

    б)систематическое изучение заболеваемости и травматизма различных категорий населения;

    в)гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов и почвы;

    Многообразие задач санитарного надзора можно сгруппировать следующим образом:

    • гигиенический надзор за окружающей средой;
    • санитарный надзор за условиями труда;
    • гигиенический контроль за радиационный обстановкой;
    • гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью питание населения;
    • санитарный надзор за условиями развития и воспитания детей и подростков;
    • организация и проведение противоэпидемиологических мероприятий.

    В санитарном надзоре используются разные методы гигиенических исследований.

    Методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды. Методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов внешней среды.

    На протяжении шести лет обучения, будущие санитарные врачи углубленно изучают все разделы гигиены: гигиена питания, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, военная, радиационная гигиена, социально-гигиенический мониторинг. Выпускники медико-профилактического отделения имеют право работать в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях различных отраслей промышленности в качестве санитарных врачей или врачей-эпидемиологов. Поэтому отделение «Медико-профилактическое» готовит специалистов, необходимых для работы в современных условиях.

    Профессия-врач эпидемиолог

    В последние десятилетия эпидемиология из науки, изучающей эпидемический процесс инфекционных болезней, посредством эпидемиологических исследований, расширила границы до изучения любых массовых заболеваний.

    Эпидемиологические подходы интегрируют достаточно обширный круг научных направлений в изучении демографической ситуации, инфекционных и неинфекционных болезней, влияния среды обитания на здоровье населения.

    В практическом здравоохранении определяют причинно-следственные связи между заболеваемостью и факторами риска, дают возможность оценки используемых медицинских и организационных технологий, прогнозирования ситуации и поиска новых направлений профилактики и лечения.

    Мониторинг состояния заболеваемости населения в сочетании с влиянием среды обитания населения являются актуальной проблемой для, специалистов Роспотребнадзора.

    Современное развитие эпидемиологии, как науки и практического ее применения позволяет открывать новые области ее применения.

    Этими вопросами призваны заниматься врачи эпидемиологи.

    Задача эпидемиолога обеспечить функции организации профилактических и противоэпидемических мероприятий.

    Широкий круг проблем борьбы с ВИЧ - СПИД, госпитальными инфекциями, раннее выявление инфекционных больных, ликвидация вспышек инфекционных заболеваний, организация прививочного дела определяют востребованность профессии эпидемиолога в современных условиях.

    Эпидемиология, наиболее связанная с клиническими направлениями отрасль, выпускники школ, медицинских колледжей избирая данное направление деятельности выбирают интересную профессию.

    Общее описание


    Кто такой санитарный врач?

    Специалист, получивший высшее медицинское образование санитарно-гигиенического профиля и имеющий главной задачей предупреждение болезней. Его обязанность - надзор за оздоровлением жилищ, свежестью продаваемых припасов, чистотой улиц, рек и т.д.

    Первоначально эта деятельность носила преимущественно административно-запретительный характер и шла в узких рамках простейшего санитарного надзора. Довольно долгое время считалось возможным при этом совмещение в одном лице санитарных и лечащих функций. С постепенным развитием предупредительных методов здравоохранения из медицинских врачей стали выделяться отдельные группы, на обязанности которых тот или иной коллектив или государство в целом возлагали функции наблюдения за окружающей средой с целью предупреждения заболеваний и проведения соответствующих предупредительных мероприятий. Санитарные врачи обычно уже не работают в клинических областях медицины.

    Какая деятельность входит в компетенцию санитарного врача?

    В настоящее время сумма тех знаний, которыми должен обладать санитарный врач, очень велика. Во-первых, перечень объектов, подлежащих воздействию санитарного надзора достаточно широк: внешняя среда, социально-экономические и бытовые условия, профессиональные группировки. Во-вторых, разнообразны применяемые в санитарном деле методы и приемы работы: санитарно-статистические исследования, санитарно-топографические обследования и описания, антропометрические исследования, бактериологические и гигиенические лабораторные методы, умение разбираться в планах и чертежах и т.д. В соответствии с решаемыми задачами санитарные врачи подразделяются на группировки по специальностям: общесанитарные врачи, врачи по жилищно-коммунальному надзору, по пищевому надзору, по промышленному надзору, по эпидемиологии (врачи-эпидемиологи). В пределах этих специальностей выделяются и более детальные группы: врачи по общественному питанию, врачи по водной санитарии, по планировке населенных пунктов, по дезинфекции и т.д. На санитарных врачей возлагаются следующие функции:

    Планирование, разработка и осуществление программы мероприятий по охране окружающей среды;

    Организация и осуществление программы обучения в области охраны окружающей среды для школ и других групп населения;

    Установление норм санитарии и гигиены и осуществление соответствующих нормативных актов в таких областях, как производство и реализация продуктов питания через предприятия общественного питания, сбор и захоронение твердых отходов, очистка и отвод сточных вод, проведение санитарно-технических работ, осуществление инфекционного контроля, организация районов отдыха, больниц и других лечебно-оздоровительных учреждений, контроль уровня шума, вентиляции, загрязнения воздуха, радиации и др.;

    Ведение переговоров с правительством, общественными и промышленными организациями, предприятиями гражданской обороны и частными организациями с целью формулирования и внедрения программ по охране окружающей среды;

    Сотрудничество с другим персоналом в области здравоохранения по поводу проведения эпидемиологических исследований и контроля;

    Оказание консультаций гражданским и другим официальным лицам в разработке законов и нормативным актов в области охраны окружающей среды.

    Какие исследования проводит и назначает санитарный врач?

    Общесанитарные врачи производят анализы по санитарному и бактериологическому исследованию внешней среды;

    Санитарные врачи по жилищно-коммунальному надзору производят санитарные анализы по гигиеническому и бактериологическому исследованию внешней среды (воздух, почва, вода, жилище и т.д.);

    Санитарные врачи по пищевому надзору производят лабораторно-пищевые анализы (санитарные и бактериологические исследования) пищевых продуктов - животного и растительного сырья, полуфабрикатов и пищевых припасов, готовых блюд); дают соответствующие заключения и экспертизу;

    Санитарные врачи по промышленному надзору производят лабораторные исследования промышленной среды (измерение показателей метеорологических факторов, лучистой энергии, запыленности, освещения, загазованности);

    Санитарные врачи по эпидемиологии (врачи-эпидемиологи) производят лабораторные бактериологические анализы внешней среды.

    Многие наверняка и не догадываются, кто такой санитарный врач по гигиене питания? Под таким «названием» скрывается обыкновенный специалист занимающийся вопросами государственного надзора. Основным направлением его работы является надзор над объектами производящими пищевые продукты, а также занимающиеся реализацией тех же продуктов питания. Кроме того, санитарный врач по гигиене питания работает в санэпидстанции. Такой специалист осуществляет контроль над соблюдением всех санитарных норм, а также гигиенических нормативов. Кроме того, он организовывает и проводит санитарно-противоэпидемические мероприятия. В его компетенцию входит участие в подготовке предложений, касающихся улучшения качества питания. Более того, он организовывает санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также расследования и обследования на содержание токсинов. Санитарный врач по гигиене питания дает оценки продуктам, и обучает работников пищеблоков гигиене. Работа данного специалиста является довольно ответственной.

    Когда следует обращаться к санитарному врачу по гигиене питания?

    Все ли знают, когда следует обращаться к санитарному врачу по гигиене питания? Первым делом к этому специалисту обращаются в тех случаях, когда срочно необходима оценка санитарного состояния учреждений питания. Кроме того, если имеются какие-либо факторы, способные тем или иным образом повлиять на здоровье людей, то без консультации санитарного врача явно не обойтись. Если необходимо провести мероприятия, касательно оздоровления населения, а также при проведении статистических данных об уровне заболеваемости. Естественно, все это касается гигиены питания. Причем профилактика проводиться не, только в тех учреждениях, где все это производиться, но и в качестве мер профилактики во всех средах питания. Во всех этих случаях на помощь приходит непосредственно санитарный врач по гигиене питания. Если необходима организация мероприятий по профилактике заболеваний, а также проведение санитарных обследований, то за помощью обращаются именно к этому специалисту.

    Какие анализы нужно сдать при обращении к санитарному врачу по гигиене питания?

    Данный вопрос не имеет четкого ответа, потому как, какие анализы нужно сдать при обращении к санитарному врачу по гигиене питания однозначно назвать сложно. Дело в том, что многое зависит от самой проблемы. Если определенными продуктами питания отправилась группа людей. Это может быть 2 человека и более, то необходимо взять пробу этой пищи. Должна быть произведена экспертиза, в ходе которой определяется наличие или отсутствие вредных добавок в пище. По сути больше никакие меры не проводятся. После того, как будет определено наличие инфекции или другого вредного «фактора», вызвавшего такую реакцию организма у людей, будут проводиться специальные меры. Так, первым делом необходимо будет посетить производство или то место, где человек отравился, дабы выяснить, что же произошло на самом деле. Никакие анализы не сдаются, только лишь пробы пищи. Все это также входит в обязанности санитарного врача. В целом же, он просто занимается профилактикой возможных заболеваний, связанных с пищевой отраслью. Лечение и расследование санитарный врач по гигиене труда проводит не самостоятельно.

    Какие методы диагностики использует санитарный врач по гигиене питания?

    Известно ли вам, какие методы диагностики использует санитарный врач по гигиене питания? Первым делом стоит отметить, что таких методов только лишь два. Первый из них является бактериологическим. В данном случае необходимо выделить чистую культуру возбудителя того или иного заболевания. Это исследование не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. Как правило, его проводят в два этапа. Сначала проводиться посев отобранного материала на плотность питательной среды. После чего занимаются исследованием проросших колоний бактерий. Далее начинается идентификация возбудителя. Ведь необходимо определить к числу каких бактерий он относится и на какие препараты способен реагировать. Потому как в большинстве случаев лечение должно быть незамедлительным. Второй метод основан на исследовании метрологических характеристик. Определением причины заболевания занимается санитарный врач по гигиене питания.

    Чем занимается санитарный врач по гигиене питания?

    Что входит в обязанности этого специалиста, и чем занимается санитарный врач по гигиене питания? Первым делом этот человек занимается организацией санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследованиями, расследованиями и испытаниями. В его обязанности входит организация работы по гигиеническому обеспечению персонала. Также, этот специалист участвует в проведение социально-гигиенического мониторинга. Кроме того, санитарный врач по гигиене питания оказывает консультативную помощь для других специалистов в данной области. Он принимает оперативные меры, касаемо нарушений техники безопасности, санитарных и противопожарных правил. Врач должен не только обучать персонал правильной работе, но и указывать на их ошибки. Кроме того, в его обязанности входит решение уже создавшихся проблем касательно области питания. Ну и наконец, выдача санитарно-эпидемиологических заключений также является одним из направлений работы данного специалиста.

    Какие заболевания лечит санитарный врач по гигиене питания?

    Несмотря на то, что санитарный врач имеет медицинское образование, занимается он лечением исключительно конкретных заболеваний. Итак, какие заболевания лечит санитарный врач по гигиене питания? Первым делом он занимается профилактикой возможных болезней. Такой специалист не должен допустить развитие заболевания не только в кругу определенных людей, но и в целом среди всех работников или учеников некоторой группы. Ведь в обязанности врача входит полноценное развитие человека как личности. Работа санитарного врача подразумевает большую серьезность, и даже ответственность. Потому как бороться с инфекционными заболеваниями, которые распространяются довольно быстро, сложно. Кроме того, необходимо контролировать соблюдение некоторых правил, нормативов и стандартов. Это и входит в специализацию санитарного врача. Помимо этого, специалист должен не только уметь все правильно преподнести и контролировать процессы, но и быть хорошо осведомленным в некоторых областях. Все это и выполняет санитарный врач по гигиене питания.