• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Определение понятию интеграция (исходя из латинского integration - соединение) можно дать как процесс объединения частей в целое. Отсюда следует, что экономическая интеграция - это объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция проявляет себя в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Экономическая интеграция является характерной особенностью современного этапа мировой экономики, которая в конце XX века стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.

    Экономическая интеграция имеет место как между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями, так и на уровне национальных хозяйств целых стран, то есть международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы. На национальном уровне страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций. На межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.

    Международная экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Между странами - участницами труда, происходит более интенсивный обмен товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. В результате - национальные экономики «проникают» друг в друга, переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.

    В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

    Выделяют несколько основных видов интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, политический союз.

    Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

    Зона свободной торговли (Free trade area) -- это тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

    Североамериканская зона свободной торговли -- НАФТА (North American Free Trade Agreement -- NAFTA) - соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

    Европейская ассоциация свободной торговли - в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

    Балтийская зона свободной торговли - соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);

    Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);

    Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей - подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

    Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

    Бангкокское соглашение - соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

    Таможенный союз -- соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

    Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

    Обычно страны -участницы Таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

    Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.

    Общий рынок -- форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства: капитала, трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего рынка.

    Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процесcов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейскоого Союза (ЕС).

    Экономический союз -- наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер; для ускорения формирования экономического союза Европейский союз в декабре 1991 г. принял в г. Маастрихте решение ускорить выполнение вышеназванных целей и ввести единую валюту евро с образованием единого эмиссионного центрального банка

    Политический союз -- высшая ступень региональной интеграции -- предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза.

    Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу.

    Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются:

    • - организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства);
    • - общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.);
    • - общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики.

    1. Зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

    2. Таможенный союз предполагает, наряду с функционированием зоны свободной торговли, установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

    3. Платежный союз предполагает взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

    4. Общий рынок призван обеспечивать его участникам, наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

    5. Экономический и валютный союз - внешняя форма межгосударственной экономической интеграции, которая совмещает все указанные выше формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

    Объективный характер интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных странах общественно-политической и хозяйственной жизни.

    Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе -Европейский союз (ЕС), в Северной Америке - Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА) , в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) , в Евразии - Содружество Независимых Государств (СНГ). Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине 20 столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. Наиболее зрелая интеграционная группировка в настоящее время в Западной Европе - это Европейский союз. Официальное название получил с 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений. До 1 ноября 1993 г. эта группировка называлась Европейские сообщества. К настоящему времени в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов.

    Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн. $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) - по паритету покупательной способности. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав Еврозону. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС. ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.



    Особое место в интеграционных процессах занимает экономическое и политическое объединение ряда республик бывшего СССРСодружество Независимых государств - СНГ . СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращает своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов («за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7). 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

    Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия. Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

    Главными задачами Содружества Независимых Государств (СНГ) является экономическая и политическая интеграция ее участников на новой основе - рыночной и тесно связанной с мировым рынком. Основой экономического механизма СНГ является Договор о создании Экономического союза (24 сентября 1993 г.). На его основе предусматривается прохождение ряда этапов: вначале ассоциация свободной торговли, затем таможенный союз и, наконец, общий рынок. Главными инструментами взаимодействия стран СНГ являются ежегодные встречи глав государств и глав правительств стран-участниц. В сфере экономики исполнительным органом является Межгосударственный экономический комитет.

    Таким образом, в основе мирового хозяйства, сформировавшегося на базе национальных хозяйств и экономических связей между ними, лежит международное разделение труда. Центральное место во внешнеэкономической стратегии современных государств занимает международная экономическая и политическая интеграция, направленная на развитие и регулирование системы экономических отношений и решение глобальных и локальных проблем современной цивилизации.

    Валютная политика представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм в области валютных отношений. Различают текущую и структурную (долговременную, межгосударственную) валютную политику. Текущая осуществляется рядом госорганов управления – Минфином, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля и т.п. Структурная валютная политика осуществляется на межгосударственном уровне (координатором выступает МВФ) или на уровне экономических группировок (союзов, объединений, ассоциаций). Механизмом реагирования на изменения, происшедшие в мировой валютной системе и на национальных валютных рынках, стало валютное регулирование.

    Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. Государство издавна вмешивалось в валютные отношения: вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в международных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. перестал действовать механизм «золотых точек» как стихийный регулятор валютного курса. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений дополняют друг друга. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а государственное – направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Под валютным регулированием понимается деятельность государства и уполномоченных ею органов, направленная на регламентацию международных расчетов и порядок осуществления операций с валютными ценностями. Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. При этом рыночное регулирование основано на конкуренции и порождает стимулы развития; соответственно валютное регулирование направлено на определение отрицательных следствий рыночного регулирования валютных отношений.

    В соответствии с подходом Всемирной торговой организации выделяются пять основных форм (ступеней) развития интеграционных процессов и создания межгосударственных объединений. В результате появляются благоприятные условия для использования преимуществ объединенного рынка, развития национальной экономики, поддержания национальной промышленности и сельского хозяйства, укрепления международных позиций участвующих стран.

    Первая форма - заключение преференциальных торговых соглашений между двумя или несколькими государствами, отдельным государством и объединением с целью создания более благоприятного режима взаимной торговли, ее либерализации. Они составляют основу зоны свободной торговли , участники которой договариваются о взаимной отмене таможенных тарифов, квот и других ограничений. При этом сохраняются свобода действий и общие тарифы в отношении третьих стран. Цель подобного объединения - укрепление позиций компаний данных стран в конкурентной борьбе с фирмами других, не входящих в группировку стран, использование выгод международной специализации и повышение жизненного уровня своего населения. Классическим примером такого объединения является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в 1960 г.

    Не следует путать зону свободной торговли как межгосударственное образование с зоной свободной торговли, создаваемой государствами в пределах национальных границ (свободной экономической зоной).

    Вторая форма интеграции - таможенный союз. Это соглашение двух или более государств об объединении их таможенных территорий, упразднении пошлин в торговле между ними и проведении единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам (главным образом в сфере торговых правил и процедур). Однако подобные соглашения не затрагивают всех товаров. Как показывает практика, вне сферы таможенного союза остаются оборонная промышленность, энергетика и др.

    Таможенные союзы и зоны свободной торговли предусматривались Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), но ни одно из соглашений об их образовании не отвечало полностью его требованиям.

    Функционирование таможенного союза порождает необходимость в таких инструментах, как:

    • единые таможенные пошлины;
    • наднациональные органы, осуществляющие координацию развития отдельных отраслей экономики, внутренних рынков и внешней торговли и постепенно обеспечивающие производственную интеграцию.

    Устанавливаемый на границах таможенного союза внешний тариф может быть выше или ниже средневзвешенного, существовавшего до возникновения интеграционной структуры. Если тариф выше, то странам-участницам приходится переходить на внутренние ресурсы, обычно стоящие дороже. Если внешний тариф ниже, чем прежний средневзвешенный, происходит переориентация их на рынки третьих стран. При наличии в составе союза одной-двух богатых ресурсами держав эти проблемы решаются проще, нежели при объединении стран, бедных ресурсами.

    Интеграция идет и в валютно-финансовой области, но в обоих случаях касается лишь сферы обмена и преследует цель обеспечить странам-участницам одинаковые условия осуществления торговых операций и финансовых расчетов. Поэтому таможенный союз нередко дополняется платежным союзом, облегчающим взаимную конвертируемость валют, в том числе на основе единой расчетной денежной единицы.

    Таможенный союз - более совершенная интеграционная структура, чем зона свободной торговли, ибо здесь формируется единое экономическое пространство и проводятся меры коллективного протекционизма. В результате появляется возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства и экспорта. Со временем это ведет к серьезным изменениям в структуре производства и благотворно влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. Такие меры могут быть предприняты, если речь идет о необходимости подтолкнуть собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.

    Кроме того, работа с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост. Примером таможенного союза служит Европейское экономическое сообщество.

    В настоящее время по сравнению с концом 1950-х - началом 1960-х гг., когда стали развиваться интеграционные процессы, обстановка в мире изменилась. В связи с углублением интернационализации экономики, повышением роли прямых иностранных инвестиций, ростом влияния транснациональных компаний барьеры в торговле между странами снижаются.

    Третья форма (ступень) интеграции - общий рынок. Его создание позволяет реализовать задачи, которые невозможно решить в рамках таможенного союза. Здесь происходит полное устранение препятствий не только в торговле, но и для перемещения между государствами всех факторов производства (капитала, рабочей силы, технологий, информации). Постепенно преодолеваются различия в технических нормах, обеспечивается законодательная защита национальных марок товаров и т.д.

    Но одного устранения таможенных барьеров недостаточно. Необходимо решать задачу разработки и согласования общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики исходя из того, насколько они важны для дальнейшего углубления интеграционных процессов, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на конкретном потребителе.

    В Европейском экономическом сообществе при переходе к единому рынку в качестве таких сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Для поддержки необходимых мероприятий были сформированы общие фонды содействия социальному и региональному развитию.

    Одновременно происходит установление единой системы внешних тарифов и барьеров в торговле с остальными странами. За счет использования преимуществ специализации растут объемы торговли между государствами, увеличиваются инвестиции в новейшие технологии, снижаются издержки и цены, расширяется сфера конкуренции, повышается эффективность, возникает экономия на масштабах производства.

    Общий рынок обеспечивает объединение общих целей состоящих в нем стран по отношению к экономическому росту, гармонизацию денежной, налоговой и иной политики. Именно с этого момента по-настоящему развиваются процессы интеграции.

    В начале 2003 г. начались практические шаги по созданию единого рынка России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Их конечной целью является формирование единого экономического, правового и информационного пространства и создание в последующем основы для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени - экономическому союзу.

    Четвертой формой интеграционного объединения является экономический (и валютный) союз , который предполагает проведение странами-участницами системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. Это требует создания и использования соответствующего инструментария, включая:

    • регламенты (по существу законы), обязательные к применению в государствах-участниках;
    • постановку обязательных задач (при этом странам предоставляется свобода выбора форм и методов их решения);
    • конкретные предписания правительствам, юридическим или физическим лицам на совершение (запрет) определенных действий в сфере конкуренции;
    • согласование и унификацию национального законодательства;
    • формирование согласованной или единой экономической и валютно-финансовой политики;
    • создание межгосударственных или надгосударственных органов управления, банков, введение единой валюты и пр. В Европейском сообществе это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Европейский суд, Совет Европы.

    Такого рода международные экономические организации, являющиеся инструментом интеграции, отличаются от международных экономических организаций, обеспечивающих различные формы экономического сотрудничества, например ВТО.

    Западноевропейская интеграция на сегодняшний день уже обеспечила плавный переход от единого рынка к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валюте, - евро. Экономический союз не может быть таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Отсутствие единой валюты сохраняет внутренние различия в организации кредита, расчетов, проведении курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим задержки платежей, несопоставимость налогов и разнобой в валютной политике и регулировании.

    Преимущества общей наднациональной валюты, как для государств, так и для отдельных хозяйствующих субъектов, сводятся к:

    • возможности обеспечения на макроэкономическом уровне единой бюджетной дисциплины;
    • облегчению в результате унификации денежных рынков и контроля со стороны наднациональных финансовых институтов, борьбы с инфляцией, влияния на процентные ставки, а со временем и налоги (это способствует росту производства, занятости и стабилизации государственных финансов);
    • сокращению для экономических субъектов (по сравнению с мультивалютной средой) накладных расходов по расчетному обслуживанию операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметному уменьшению потребности в оборотном капитале;
    • удешевлению для физических лиц ведения расчетов и поездок в пределах Европейского сообщества (исчезают потери, связанные с разницей на валютных курсах и уплате комиссионного вознаграждения);
    • созданию возможности с помощью единой валюты (евро) активнее противостоять доллару и иене.

    Основу наднационального валютного регулирования составляет двухуровневая банковская система, объединяющая центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк (ЕЦБ).

    Пятой формой интеграции является политико-экономическая. Здесь объединяющиеся страны начинают терять свой государственный суверенитет; формируется общая налоговая система, единые стандарты, трудовое законодательство, усиление и расширение сферы наднационального метода регулирования, единое экономическое пространство с соответствующей политической надстройкой по образцу Швейцарской конфедерации.

    Но на практике границы между различными видами интеграционных объединений весьма условны.

    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Глобализация создает новые угрозы безопасности в широком смысле этого слова, как в богатых, так и в бедных странах. Вот некоторые из них.

    Риски глобальных финансовых рынков. Огромные массы краткосрочного спекулятивного капитала циркулируют сегодня на мировых финансовых рынках. Изменение в настроениях инвесторов или целенаправленные атаки на фиксированные валютные курсы порождают финансовые кризисы. Их отличительной особенностью является непредсказуемость возникновения. Страна, где нет предпосылок для возникновения кризиса, может стать жертвой международных финансовых спекулянтов или определенного стечения обстоятельств в странах, связанных с ней экономическими отношениями. Спекулятивный характер современной финансовой системы многократно усиливает риски возникновения финансово-экономического кризиса. Каждый кризис вызывает спад производства и рост безработицы, серьезные проблемы в банковской сфере, падение реальной заработной платы.

    Риски для занятости и доходов. Глобальная конкуренция порождает такие процессы, как банкротства крупнейших компаний, а также всевозможные слияния и поглощения. И то, и другое вызывает массовую потерю рабочих мест. Конкуренция с дешевой рабочей силой или товарами, произведенными дешевой рабочей силой, приводит к рискам потери работы и доходов населения как развитых, так и развивающихся стран.

    Опасности для здоровья. Значительные потоки мигрантов, туристов и бизнесменов способствуют распространению эпидемий, в т.ч. ВИЧ/СПИД. Как отмечают эксперты ООН, «семьи пострадавшие от эпидемии ВИЧ, попадают в финансовые тиски в связи с ростом затрат на услуги здравоохранения и падением доходов. Расходы, связанные с ВИЧ, могут доходить до более чем одной трети доходов семьи, что ведет к сокращению расходов в других сферах. В то же время огромные по¬токи людей сделали возможным возникновение пандемий гриппа, мутаций птичье¬го гриппа и появление в развитых странах лихорадки Эбола. Массовой гибели людей в этом случае избежать будет трудно.

    Таким образом, глобализация несет в себе не только положительные стороны. Отрицательных последствий много. Природа рисков, возникающих в ходе глобализации, достаточно разнообразна. Растущая открытость экономики делает систему уязвимой к любым шокам. А значит, решение важной задачи - сбалансированного долгосрочного экономического роста - стало существенно сложнее.

    (М. Виноградов)

    Какие три группы рисков глобализации называет автор?

    Пояснение.

    Названы три группы рисков:

    Риски глобальных финансовых рынков;

    Риски для занятости и доходов;

    Опасности для здоровья.

    Укажите, в чем видит автор риск глобальных финансовых рынков? Опираясь на текст, укажите возможные последствия их существования (всего укажите два последствия). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «глобализация».

    Пояснение.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1. Указан риск глобальных финансовых рынков:

    Финансовые кризисы.

    2. Указаны возможные последствия их существования:

    Спад производства и рост безработицы;

    Серьезные проблемы в банковской сфере;

    Падение реальной заработной платы.

    3. Дано объяснение понятия, например:

    Глобализация - процесс интеграции стран, народов во всех областях деятельности, во всех сферах общественной жизни.

    Пояснение.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1. Названы две позитивных характеристики глобализации.

    Способствует политическому и культурному сотрудничеству стран;

    Способствует углублению специализации и международного разделения труда;

    Позволяет решить глобальные проблемы.

    2. Прокомментирована одна из характеристик, допустим:

    Благодаря процессам глобализации углубляется специализация ряд стран, что способствует более рациональному распределению ресурсов, переносу производств, удешевлению товаров и услуг и в конечном итоге повышению жизненного уровня населения. Так, например, многие промышленные производства были перенесены из США в Китай, из Западной Европы в Восточную, так как там более дешевая рабочая сила.

    Могут быть указаны и прокомментированы другие характеристики.

    Пояснение.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

    1. Указаны формы экономической интеграции.

    Экономические союзы;

    Зона свободной торговли;

    Общие рынки;

    Таможенные союзы;

    Валютные союзы.

    2. Названа реальная организация, например:

    Таможенный союз ЕврАзЭС;

    Европейский союз;

    Европейская экономическая зона;

    Общий рынок Карибского сообществ;

    Североамериканское соглашение о свободной торговле.

    Могут быть приведены другие примеры.

    Опыт множества интеграционных объединений показывает, что они формируются на двух базовых способах. Первый принцип - это мощная инициативная роль государства (классический пример - создание и развитие ЕС). Другой принцип - преобладающая роль крупного предпринимательства, которое заставляет государство стать на путь сближения стой или иной страной. В качестве примера можно привести договор между США, Канадой и Мексикой - НАФТА).

    В первом случае развивается институциональный тип интеграции, во втором - частно-корпоративный тип интеграции. К институциональному типу интеграции следует отнести и бывший СЭВ, поскольку он был организован исключительно на межгосударственном уровне, хотя и с целью решения, прежде всего, экономических проблем восточно-европейских стран.

    По масштабам интеграционные объединения делятся на двусторонние (например, интеграционное соглашение Австралии и Новой Зеландии), многосторонние - наиболее распространены в региональной интеграции, континентальные - Латиноамериканская экономическая интеграция (ЛЭИ), Организация африканского единства.

    Экономическая интеграция реализуется в нескольких формах. На сегодняшний день нет единой методологии определения общего числа форм международной экономической интеграции. Согласно доминирующим в экономической литературе оценкам их количество различается от четырех до семи. ВТО использует подход Бела Баласса, который выделил пять основных форм экономической интеграции:

    • 1) зона свободной торговли;
    • 2) таможенный союз;
    • 3) общий рынок;
    • 4) экономический (валютный) союз;
    • 5) политический союз.

    В некоторых источниках экономический союз получает свое продолжение в принципиально новом звене - валютном союзе. Последний выделяется из экономического союза в самостоятельную форму. Некоторые авторы среди основных форм экономической интеграции рассматривают еще одну - единый внутренний рынок. Следовательно, наибольшее количество интеграционных соглашений может быть представлено такими составными частями как зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; единый внутренний рынок; экономический союз; валютный союз; (полная) экономическая и политическая интеграция.

    Зона свободной торговли (ЗСТ) - это региональная группировка стран, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Поэтому между странами - участницами ЗСТ сохраняются таможенные посты и границы, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы. Эта форма интеграции устраняет внутренние барьеры и создает благоприятные предпосылки для специализации стран-участниц блока на производстве тех товаров и услуг, для которых они имеют сравнительные преимущества и облегчает ввоз тех товаров и услуг, в производстве которых они не имеют сравнительных преимуществ. При этом каждая страна сохраняет свою самостоятельность в торговой и других видах экономической политики. Одно из наиболее известных соглашений такого типа - Европейская ассоциация свободной торговли, созданная в 1960 г., которая в настоящее время объединяет страны Западной Европы, не вошедшие в ЕС: Норвегию, Швейцарию, Исландию. Другой пример - Североамериканское соглашение о свободной торговле (IIАФТА), объединившее в 1989 г. США и Канаду, которое впоследствии включило и Мексику.

    Таможенный союз (ТС) - это общая таможенная территория двух и более стран с единым таможенным тарифом в отношении товаров, вывозимых или ввозимых из третьих стран. Таможенный союз ведет к принятию странами общей таможенной политики. Каждый член передаст часть функций управления, связанных с торговой политикой, группе в целом. На этом этапе уже создаются общие наднациональные органы, координирующие проведение согласованной внешнеторговой политики. Примерами такой формы интеграции служат Андское сообщество (АНКОМ), включающее пять латиноамериканских стран; Карибское сообщество, состоящее из 15 стран Карибского региона (КАРИКОМ); таможенный союз ЕврАзЭС; МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки). Примером успешного развития ТС может быть также ЕЭС, которое в течение 1960-1990 гг. находилось именно на этой стадии взаимодействия.

    Общий рынок - это пространство, охватывающее некоторое число стран, на котором они устанавливают равные условия, обеспечивающие передвижение товаров и услуг, факторов производства. Осуществляя единую торговую политику, страны сохраняют самостоятельность в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике, однако проводят их согласование. Основными признаками общего рынка выступают отсутствие каких-либо барьеров в торговле между государствами, общая торговая политика по отношению к другим странам, подвижность факторов производства между государствами-членами союза. Межгосударственное администрирование основано для этой формы интеграции на координации экономической политики но важнейшим направлениям - кредитно-денежного, бюджетно-налогового, структурного, научно-технического, социального, антимонопольного и т.д. регулирования. Примерами данной формы интеграции может служить Карибское сообщество - торгово-экономический союз стран Карибского бассейна.

    Экономический (валютный) союз - это объединение экономик стран, имеющих единые внешние таможенные тарифы и осуществляющих единую торговую, денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. Это наиболее глубокая форма экономической интеграции, которая характеризуется свободным движением товаров, услуг, факторов производства между странами-членами. Экономический союз унифицирует монетарную и фискальную политику, вводит общую валюту, устанавливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны-члены практически утрачиваю самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может привести к возникновению некоторых противоречий. Страны ЭС, проводящие общую экономическую политику, создают наднациональные органы регулирования. Их правительства передают решение большей части принципиальных вопросов в совместные органы управления. Высшей формой развития экономического союза является введение единой валюты и создание Центрального банка союза интеграционных государств. Примером высшей формы экономической интеграции является ЕС.

    Заключительным этапом интеграции выступает политический союз (ПС). Для него характерно общее гражданство, проведение общей оборонной политики, избрание единого парламента и введение конституции Политический союз реализует сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, регулирует взаимодействие в области культуры, образования, защиты прав и личных свобод граждан. Все эти этапы прошел лишь Европейский союз.