• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    специфика и перспективы развития инжиниринговых услуг в инновационной сфере

    Аннотация

    В статье описаны направления, виды и функции ряда инжиниринговых фирм, которые должны входить в единую инфраструктуру, необходимую для непрерывного инновационного развития. Раскрываются стандарты, определяющие порядок оказания эффективных инжиниринговых услуг. Особенно подчеркнута необходимость создания новых для России видов инжиниринга в инновационной сфере вследствие неустойчивости и противоречивости его развития, деформации его структуры и отсутствии государственной политики в сфере регулирования рынка инжиниринговых услуг.

    Ключевые слова: инжиниринговые услуги, методологические подхо-

    Ды, классификация инжиниринговых услуг

    Лифанов Игорь Дмитриевич

    аспирант кафедры логистики и управления [email protected]

    Шинкевич Алексей Иванович

    д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой логистики и управления, [email protected]

    Казанский национальный исследовательский технологический университет

    В качестве стратегической цели развития российской экономики Правительством РФ определен переход национальной экономики на инновационный путь развития . В России официальная терминология, связанная с инновациями, зафиксирована в проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» и в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. .

    Возникновение и развитие инжиниринговых услуг

    В соответствии с этими документами инновации представляют собой конечный результат научной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), качественно отличающегося от своих аналогов или не имеющего аналогов. Важная роль в этом отводится организациям, оказывающим профессиональные инжиниринговые услуги. Деятельность инжиниринговых компаний служит важным фактором внедрения инноваций в раз-

    личные отрасли народного хозяйства, осуществляя трансферт научных знаний в экономику. Предоставление инжиниринговых услуг в инновационной сфере возникло в России в конце 80-х -начале 90-х гг. ХХ века как результат распада СССР и усиления конкуренции между производителями в различных отраслях народного хозяйства. В настоящее время на рынке инжиниринговых услуг успешно функционируют более 300 тыс. российских и зарубежных компаний, в том числе межконтинентальные инженерно-консалтинговые корпорации: «Fluor Corporation», «WorleyParsons Ltd», «KBR», «CB&I» и др. По итогам 2012 г. объем рынка инжиниринговых услуг в России составил 1,2 трлн руб., что на 18% ниже аналогичного периода прошлого года. Лидерами на российском рынке, по данным специализированного журнала «Управление производством» , является основанная в 2006 г. ОАО «Атомэнергомаш» (ГК «Росатом»), занявшая 1 место в рейтинге «Модернизация и инжиниринг в России» по итогам 2013 г. и ОАО «Стройгазконсалтинг» - 18 место в рейтинге «Эксперт - 400» журнала «Эксперт» . В таблице 1 представлены основные экономические показатели РФ в 2000-2012 гг. В 2012 г. наблюдалось незначительное снижение индекса промышленного производства, однако в сочетании с сохранением тенденции увеличения рост объема инвестиций в основной капитал можно ожидать увеличение емкости рынка инжиниринговых услуг (проектно-изыскательские работы, поставка и комплектация, строительно-монтажные работы) не менее чем на 40%. По оценкам экспертов в 2012-2016 гг. суммарный объем инвестиций в проекты, определяющих направления развития сегмента транспортировки нефти и нефтепродуктов, в России составит около 9 млрд долл. Несмотря на очевидные предпосылки развития инжиниринга, М.А. Гершман констатирует отсутствие в российском нормативно-правовом базе однозначного определения инжиниринга .

    Терминология и классификация инжиниринговых услуг

    Формулировка термина «инжиниринг» содержится в действующем государственном стандар-

    деятельность_

    инжиниринговых компаний служит важным фактором внедрения инноваций в различные отрасли народного хозяйства

    инновации

    Таблица 1

    Основные экономические показатели РФ в 2000-2012 гг. (в % к предыдущему году)

    Показатели 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

    ВВП 110,0 106,4 107,3 92,1 104,5 104,3 103,4

    Индекс промышленного производства 108,7 105,1 100,6 90,7 107,3 105,0 103,4

    Инвестиции в основной капитал 117,4 110,2 109,5 86,5 106,3 110,8 106,6

    Индекс потребительских цен 120,2 110,9 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6

    Индекс цен производителей 131,9 113,4 93,0 113,9 116,7 112,0 105,1

    Источник: .

    в настоящее

    время на рынке инжиниринговых услуг успешно

    функционируют более

    300 тыс. российских

    И зарубежных

    Кампаний...

    те ГОСТ Р 15.011-96: «Инжиниринг: выполнение различных инженерных работ, оказание консультационных услуг на коммерческой основе» . В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и в Гражданском Кодексе (ГК РФ) отсутствуют понятия инжиниринга и инжиниринговых услуг. Возникает необходимость внесение дополнений и изменений в ОКВЭД в области инжиниринга.

    На практике нередко возникают ситуации, когда организации, занимающиеся инжиниринговой деятельностью, не имеют малейших представлений об этом, в то время как компании, позиционирующие себя как инжиниринговые, занимаются совершенно иными видами экономической деятельности. Например, в качестве основных кодов ОКВЭД (по данным бухгалтерской отчетности) у крупнейших сийских инжиниринговых холдингов полного а ОАО «Группа Е4» и ОАО «Атомэнергомаш» указаны соответственно 45.3 - Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений и 51.65 - Оптовая торговля прочими машинами и оборудованием, не подходящие под определение инжиниринговых услуг . Это, в первую очередь, характерно для тех отраслей экономики, в которых наблюдается смешение инженерно-консультационных и других (сопутствующих) видов профессиональных услуг, которые не всегда можно классифицировать как инжиниринговые. Например, нечеткое разграничение между такими видами инжиниринга как экспертиза промышленной безопасности (Инженерный аудит) и технический надзор за строительно-монтажными работами (Строительный

    инжиниринг) в некоторых случаях препятствует принятию соглашений по подготовке и реализации проекта. Необходима более четкая классификация инжиниринговых услуг, выполнение которых требуется от конкретной компании. Инжиниринговые услуги могут предоставлять региональные центры инжиниринга (РЦИ), центры трансферта технологий, инжиниринговые компании и т.д. Зачастую инжиниринговыми называют услуги, которые таковыми не являются. Согласно критериям, содержащимся в № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политики» от 23 августа 1996 г. (ред. от 02.11.2013), инжиниринговые услуги можно отнести к научно-технической деятельности, поскольку они направлены на «применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем» . В состав инжиниринговых услуг включаются исследования и услуги, связанные с организацией производственного процесса (выполнение работ по проектированию технологического оборудования, инженерно-изыскательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовка технико-экономического обоснования строительства объектов, разработка планов строительства и контроль над выполнением работ, монтаж и наладка технологического оборудования, сдачу объекта в эксплуатацию, технический надзор за строительно-монтажными работами, пос-лепроектное обслуживание заказчиков), а также специальные услуги (обучение персонала, инженерный аудит, экологический инжиниринг). Кроме того, Федеральная служба государственной статистики относит к инжиниринговым услугам различные консультационные услуги, касающиеся производственных процессов, и «общее техническое содействие производству на объекте»; при этом перечень таких услуг остается открытым. Классификация ОКВЭД не всегда соответствует, а иногда и противоречит практике инжиниринга, поэтому нуждается в существенной доработке для приведения ее в соответствие с видами инжиниринговой деятельности, осуществляемой инжиниринговыми организациями на территории РФ. Остается открытым вопрос и о соответствии определению инжиниринга некоторых видов

    на практике нередко возникают ситуации, когда организации, занимающиеся инжиниринговой

    деятельностью,_

    не имеют малейших

    представлений

    инжиниринговых услуг (финансовый инжиниринг; разработка и анализ проектной документации). Эти определения в большей степени соответствует понятию «инженерно-консалтинговые услуги», как правило, сопутствующие инжинирингу (services accompanying engineering), но в отличие от него предусматривает лишь консультирование по инженерным вопросам, но не влияют на процесс производства. Предлагаемая нами авторская классификация (см. табл. 2) позволяет структурировать инжиниринговые услуги согласно требованиям международных и российских нормативно-правовых актов.

    Таблица 2

    Предлагаемая классификация инжиниринговых услуг

    Виды услуг Краткая характеристика вида инжиниринговых услуг

    Управленческий инжиниринг Бизнес-инжиниринг и управление организационным развитием, управление проектом и т.д.

    Финансовый инжиниринг Финансовый инжиниринг государственных финансов и финансов местного самоуправления, управление финансовыми рисками, инжиниринг рынка ценных бумаг, налоговый инжиниринг

    Риск-инжиниринг Конструирование инновационных финансовых продуктов для снижения различного рода рисков с помощью различных финансовых инструментов, анализ документооборота, размещение или перемещение отделов, управление офисом, организация и методы управления, регулирование риска, гарантии безопасности, планирование рабочих помещений и их оснащение

    Консультационный инжиниринг Предварительный инжиниринг и технико-экономические обоснования (ТЭО), инженерный консалтинг, работы исследовательского, проектно-конструкторско-го, расчетно-аналитического характера, разработка планов строительства и контроль над проведением работ, оценка работ и т.д.

    Инженерный аудит Энерготехнологический аудит, аудит энергоэффективности, экспертиза машин и оборудования, проектной документации, промышленной безопасности, инженерное сопровождение проектов

    Строительный инжиниринг Охватывает весь комплекс работ, связанных со строительством промышленных и других объектов, за исключением поставки, монтажа и наладки технологического оборудования, сдача объекта в эксплуатацию, технический надзор за строительно-монтажными работами, послепроектное обслуживание заказчиков

    Промышленный инжиниринг Управление проектами, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выполнение работ по проектированию технологического оборудования

    ^-инжиниринг Применение вычислительной техники и информационных технологий, создание электронно-информационной базы контрактов, раскрытие информации о поставщиках услуг и др.

    Специальные услуги Обучение в области инжиниринга, экологический инжиниринг, HR-инжиниринг

    Для выявления особенностей современного российского рынка инжиниринговых услуг и разработки собственных рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию рынка инжиниринговых услуг и управления экономическими субъектами осуществляющих услуги инновационного характера положены результаты SWOT - анализа слабых и сильных сторон инжиниринга, угроз и возможностей развития услуг в будущем (см. табл. 3).

    Проблемы и основные направления развития инжиниринговых услуг

    Несмотря на очевидные успехи в развитии теории инжиниринговых услуг имеются серьезные проблемы, проявляющиеся:

    В низкой эффективности системы контроля качества предоставляемых услуг. Обязательное лицензирование для отдельных областей инжиниринга дает лишь право заниматься соответствующей деятельностью в соответствии с классификацией ОКВЭД, указываемой в качестве основных видов деятельности, но не подтверждает профессиональную компетентность компании в соответствующих сферах деятельности и не исключает возможности занятия смежными видами деятельности. Однако именно наличие смежных ВЭД затрудняют классификацию инжиниринговых услуг;

    В недостаточном участии, а порой и отсутствии профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей услугами. В настоящее время в РФ отсутствует структура, подобная международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) или Китайской национальной ассоциации инженеров-консультантов (CNAEC), несмотря на то, что в 2006 г. зарегистрирована «Российская ассоциация инженеров консультантов»;

    В отсутствии регулирования инжиниринговой деятельности и инженерного консалтинга как вида профессиональной деятельности;

    В недостаточной профессиональной подготовки большей части специалистов, а также недостаточного опыта оказания услуг в сфере инноваций. Нами предложены следующие основные направления в развитии деятельности по оказанию инжиниринговых услуг.

    инжиниринговые

    услуги могут_

    предоставлять_

    региональные центры инжиниринга (РЦИ), центры трансферта

    технологий,_

    инжиниринговые компании и т.д__

    Таблица 3

    SWOT-анализ состояния рынка инжиниринговых услуг в РФ

    Сильные стороны ф) Слабые стороны ДО)

    51. Сформирован предварительный перечень типов инжиниринговых услуг. 52. Интенсивное становление рынка инжиниринговых услуг. 53. Высокая конкуренция. 54. Подготовлен проект федерального закона в области инжиниринговых услуг. 55. В «дорожную карту» нового закона внесены мероприятия, направленные на разработку и внедрение стандартов, оказания инжиниринговых услуг. 56. Обязательное лицензирование отдельных видов инжиниринговой деятельности W1. Отсутствуют стандарты и формы предоставления инжиниринговых услуг. W2. Дефицит материальных, финансовых и трудовых ресурсов. W3. Низкое качество предоставляемых услуг. W4. Отсутствует законодательная база в области оказания инжиниринговых услуг. W5. Отсутствуют стандарты по оказанию определенных видов инжиниринговых услуг. W6. Отсутствие определенных структур, регулирующих деятельность в области инжиниринга

    Возможности развития Угрозы развитию (^

    01. Возрастает значимость инжиниринговых услуг. 02. Разработка и внедрение внутренних стандартов организации, системы менеджмента качества. 03. Взаимодействие с научно-исследова-тельски-ми организациями и учреждениями профессионального образования. 04. Расширяется количество потенциальных участников и спектр предоставляемых услуг. 05. Совершенствование деятельности подрядных организаций. 06. Снижение расходов компании может привести к уменьшению стоимости оказываемых услуг, а также к улучшению финансового состояния организации. 07. Приведение в соответствие законодательной базы снижает риск возникновения возможных конфликтов. 08. Передача части функций внешним исполнителям позволяет повысить эффектив-ность оказываемых услуг, сосредоточить усилия на основных видах деятельности. 09. Открытый доступ к информации о финансово-хозяйственной деятельности повышает доверие к компании, обеспечивает профессиональный подход к оказанию услуг П. Возможности сбоев вследствие некачественного предоставления услуг. T2. Отсутствие внешнего контроля может способствовать снижению качества оказываемых услуг. T3. Недостаточная разработка программ стимулирования научных кадров ведет к снижению эффективности оказания услуг. T4. Формальный подход к решению многих вопросов инжиниринговых услуг и как результат снижение их качества. T5. Структурная дезорганизация вследствие несбалансированной деятельности. T6. Внедрение новых механизмов кооперации организаций дает возможность для разработки перспективных стратегий и тактик развития, расширение рынка услуг

    1) Достижение открытого доступа и повышение достоверности информации. В настоящее время существуют определенные сложности с получением доступа к материалам финансовой отчетности большинства инжиниринговых организаций. Для оценки деятельности инжиниринговых компаний существуют различные платные рейтинги, формируемые путем опроса руководителей. Деловым порталом «Управление производством» (ведущим русскоязычным интернет-ресурсом по производственной тематике) проводятся платные рейтинги «Инжиниринг в России - итоги 2008 года», «Инжиниринг в России -2010. Итоги» и «Модернизация и инжиниринг -2013». Подведение итогов рейтинга является попыткой проанализировать сформировавшиеся ниши рынка инжиниринга и выявить его последние тенденции. В комментариях к вышеуказанным рейтингам делового портала «Управление производством» указывается, что в 2009 г. из 100 приглашенных к участию в рейтинге «Инжиниринг в России - итоги 2008 года» приняли участие 17 компаний, а в 2010 г. в рейтинге «Инжиниринг в России - 2010» из 150 инжиниринговых организаций приняли участие 6 компаний. Такое небольшое количество участников, по нашему мнению, может быть обусловлено не из-за проблем с невыполнением обязательств по ранее заключенным контрактам, а тем обстоятельством, что не все организации подают сведения о результатах своей деятельности даже в органы государственного статистического наблюдения. В пользу данного предположения говорит тот факт, что в данных государственного статистического наблюдения отсутствуют сведения о финансовых показателях ряда компаний, годовые отчеты чаще всего отсутствуют в открытом доступе. Годовые отчеты крупных компаний представлены на русском и английском языках .

    2) Формирование независимых общественных объединений, регулирующих рынок инжиниринговых услуг.

    3) Приведение в соответствие законодательного и нормативного регулирования в области оказания инжиниринговых услуг. Как уже упоминалось выше, в настоящее время в нормативно-правовых актах РФ отсутствует однозначное определение понятия инжиниринга. В соответствии с проектом Федерального закона «Об инжиниринговой

    обязательное_

    лицензирование отдельных областей инжиниринга дает право заниматься соответствующей

    деятельностью,_

    но не подтверждает компетентность...

    для оценки

    деятельности

    инжиниринговых _компаний

    деятельности» (закон не принят по состоянию на 15.03.2014), инжиниринговая деятельность (инженерно-консультационные услуги) представляет собой консультационные услуги различного характера, касающиеся производственных процессов, и «общее техническое содействие производству на объекте». Авторы проекта проводят разграничение таких видов деятельности как инжиниринг и промышленный дизайн. В англоязычных материалах часто встречается термин engineering design (от англ. design - замысел, план) под которым понимается проектирование. 4) Периодическое повышение квалификации специалистов, занимающихся оказанием подобного рода услуг. Поскольку качество предоставляемых инжиниринговых услуг в инновационной сфере во многом определяется квалификацией сотрудников, работающих над реализацией инновационного проекта на предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, необходимо либо предусмотреть их периодическое повыше-ие квалификации (раз в 3 года), либо привлечение внешних консультантов.) Совершенствование информационного и методического сопровождения взаимодействий между инжиниринговыми компаниями и заказчиками. 6) Развитие системы внешнего и внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.

    ормирование внутренних стандартов, учиты-их порядок оказания услуг и координирующих деятельность инжиниринговых организаций. Малые инжиниринговые компании, как правило, имеют ограниченный ресурсный и кадровый потенциал. Все это существенно ограничивает их потенциальные возможности на рынке, обусловливает необходимость кооперации с государством, научными и образовательными структурами, а также обособление инжиниринговых компаний в рамках крупнейших российских инженерно-строительных холдингов. Традиционно подобного рода интеграционные отношения принято представлять в виде горизонтальной, выстраиваемой по инициативе всех участников предпринимательского взаимодействия (носит неустойчивый характер), и вертикальной, выстраиваемой по инициативе одного из участников предприниматель-

    ского взаимодействия (обладает относительной устойчивостью) моделей.

    Следует отметить, что лидирующие позиции в российских рейтингах инжиниринговых организаций (учитывающих преимущественно показатель объема выручки за отчетный год) занимают вертикально интегрированные инжиниринговые компании (ВИИК) холдингового типа, специализирующиеся на реализации проектов «под ключ», в состав которых входят научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации . Основную долю выручки инжиниринговых организаций формируют «низкотехнологичные» работы, что обусловлено как отсутствием необходимой материально-технической базы, квалифицированного персонала, опыта проектирования «под ключ». В развитых странах действует ряд крупных международных инжиниринговых компаний, работающих в основном на условиях EPCM (Engineering, Procurement and Construction Management) - контрактов (Fluor Corporation, KBR). Причем годовые отчеты большинства этих компаний представлены в открытом доступе. ВИИК способные оказывать комплексные инжиниринговые услуги (исследования, проектирование, управление цепями поставок, строительство) могут быть представлены инжиниринговыми консорциумами (от лат. consortium - соучастие, сообщество), представляющих собой временное организационное образование двух или более независимых предприятий и организаций с целью координации, практической реализации крупных инжиниринговых проектов. В консорциум могут объединяться крупные, мелкие предприятия, ВУЗы, отраслевые НИИ. Примером подобного взаимодействия может служить вхождение КНИТУ в состав крупного инжинирингового консорциума «Камгэсэнергострой» и создание на базе КНИТУ Регионального центра инжиниринга в сфере химических технологий (РЦИ) и Инжиниринговой компании в области химической технологии Chemical Engineering в рамках пилотного проекта Минэкономразвития и Минпромторга России.

    В соответствии с государственной программой «Экономическое развитие и инновационная экономика» к 2G15 г. запланирован рост физического объема инвестиций в основной капитал до уровня

    инжиниринговые компании, как правило, имеют ограниченный ресурсный и кадровый потенциал_

    инжиниринговых организаций

    Формируют

    «низкотехнологичные» _работы...

    свыше 6,4%, увеличение доли инвестиций в ВВП до 25% (по итогам 2013 г. данный показатель составляет - 19,8%), увеличение доли добавленной стоимости, произведенной сектором малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВВП до 22,4% (при нынешнем показателе - 21,2%).

    На основе данных государственной статистики и анализа экономических показателей инженерно-консалтинговых организаций, представленных на официальном сайте Министерства Промышленности и Торговли РФ, можно сделать вывод, что в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития инжиниринга в РФ. Тем не менее, необходимо оперативное решение сформулированных нами проблем развития инжиниринговых услуг, в частности азработки мер государственного регулирования деятельности в данной сфере, поскольку именно от того зависит трансферт передовых производственных технологий в различные отрасли экономики в процессе модернизации промышленных объектов.

    Литература

    1. Гершман М.А. Российские инжиниринговые низации: подходы к идентификации и оценке

    эффективности деятельности / Вопросы статистики. - 2013. - № 2. - С. 53-62.

    2. ГОСТ Р 15.011-96. Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. 01.07.1996.

    3. Интернет-сайт компании e4group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e4group.ru/.

    4. Интернет-сайт компании ОАО «Атомэнергомаш» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.aem-group.ru/.

    5. Об инновационной деятельности в Российской Федерации: Проект федерального закона. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/02/innovation.html.

    6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/.

    8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17. 11. 2008. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.

    9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227- р. - Режим доступа: http:// www.docs.kodeks.ru/document.

    10. Управление производством [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/ specprojects/rating-engineering/itogi2013.html.

    11. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ (ред. от 02.11.2013).

    12. Зорин М.В. Развитие инжиниринга в строительстве на основе логистической поддержки // Российское предпринимательство. - 2012. - № 22 (220). - c. 105-110. - http://www.creativeconomy.ru/ articles/26051/.

    Postgraduate at the Chair of Business Logistics and Management, Kazan National Research Technical University AlekseiI. Shinkevich

    Doctor of Science, Economics, Professor, Head of the Chair of Business Logistics and Management, Kazan National Research Technical University

    Specific nature and prospects of development of engineering services in the field of innovation

    This article describes trends, types and functions of a number of engineering firms to be included into a single infrastructure, which is necessary for continuous sustainable innovative development. Standards of the procedure for rendering efficient engineering services are developed. The authors emphasize the necessity to create new for Russia types of engineering services in the innovation sector as a result of unsustainability and inconsistency of its development, deformation of its structure and deficiency of state policy in the field of regulation of the engineering services market.

    Keywords: engineering services, methodological approaches, types of engineering services

    Респондент: В.Н. Княгинин

    И.К.: Владимир Николаевич, мы знаем, что Центр стратегических разработок проводил ряд работ и исследований в области инжиниринга. Расскажите, пожалуйста, на ваш взгляд каковы основные направления развития инжиниринга в России?

    В.Н. Княгинин: В целом инжиниринг не является какой-то новой эксклюзивной деятельностью, это инженерная работа. И когда мы говорим инжиниринг, употребляя английский термин, мы в действительности пытаемся просто подчеркнуть, что инженерная работа есть предыдущего и нового поколения. А по сути перспектив для инжиниринга в России ровно столько, сколько есть перспектив для инженерного проектирования и управления технологическими процессами.

    Наиболее сложная сфера для инжиниринга — это дискретное производство, когда то или иное изделие является многокомпонентным, собирается из множества деталей. Кроме того, в таком производстве появляется ассемблер — тот кто отвечает за формирование конечного изделия.

    Чем более разнородны и многокомпонентны детали, тем более сложный инжиниринг. Поэтому обычно считают, что самый передовой инжиниринг в автопроме. Там наиболее быстро идет обновление разного рода моделей конечного продукта, а продукт уже сам по себе достаточно сложен и требует специальной организации производства. В этом смысле автопром всегда выступает драйвером, двигателем развития инжиниринга в стране. Потому что с одной стороны сложное изделие, сложная организация производства, а с другой стороны очень быстрое обновление в сравнении с другими секторами.

    Другие сектора — это то, что относится к электронике, там еще более быстрое обновление, а инженерная работа имеет особую специфику и совершенно характерные особенности. Авиапром, где производится одно из самых сложных изделий с точки зрения многокомпонетности и многомодульности — широкофюзеляжный самолет. Он считается венцом инженерного проектирования и сопоставим по своей сложности с нефтегазодобывающими платформами. В действительности эта платформа сложнее даже, чем космические корабли.

    В традиционном машиностроении у нас есть то, что относится к сложным станкам, станкостроению. Тот же станок литографический для печати чипов по количеству компонентов и по стоимости приближается к самолету. В нем интегрировано множество разнородных систем: там есть механика, оптика, там есть очень сложное управление разного рода лазерными системами и тому подобное.

    Энергетика традиционно рассматривается как зона сложного инжиниринга, но при этом мы, конечно, еще и проводим границу между видимой, внешней, и внутренней инженерной работой.

    И.К.: Какой еще, кроме внутренней и внешней, бывает инженерная работа?

    В.Н. Княгинин: Отраслевая классификация охватывает 20 видов инжиниринговых работ. Внутри секторального деления сама инженерная работа делится на части, связанные с циклом каждого процесса и продукта, и на каждой стадии этого жизненного цикла есть еще свой инжиниринг. Обычно считается, что полную линейку инжиниринговых работ собирают у себя в руках те, кто называется PCM contractor. Такие компании занимаются и проектированием, и сборкой и монтажом, и запуском в эксплуатацию, а иногда и обсуживают товар на финишной стадии жизненного цикла, вплоть до утилизации.

    И.К.: А в России есть такие?

    В.Н. Княгинин: Ну конечно есть, это строители, например, те, кто собрал, спроектировал и запустил в производство Тихвинский машиностроительный завод. Сейчас эта же структура пытается закрыть и кадровые и квалификационные вопросы предприятия. Группа компаний «ИСТ» в связи с этим запустила в Москве Высшую школу инжиниринга, где линейка инжиниринга по всему жизненному циклу скомпанована в учебные курсы и выбиты даже квалификационные пакеты для тех, кто специализируется на разных звеньях.

    И.К.: В каком направлении развивается отечественный инжиниринг, каковы его перспективы?

    В.Н. Княгинин: Когда меня спрашивают про перспективы инжиниринга, то я предлагаю обсуждать перспективы перехода с одного уровня инженерной работы на другой. Соответственно возникает вопрос, а чем инжиниринг предыдущего отличается от нынешнего, к которому мы стремимся. Ну прежде всего, под инженерной работой сейчас лежит такой мощнейший инструмент как компьютерное моделирование.

    Все эти CAD и PLM системы, все программное обеспечение по сути меняет сам характер инженерной работы, требуя новых квалификаций и возвращая инженера в управление производственными процессами. Потому что программное обеспечение, которое относится к PLM жизненному циклу, сейчас смыкается с тем ПО, которое отвечает за снабжение материальными ресурсами и движение финансов, такой бухгалтерско-управленческой частью программного обеспечения. И за счет этого инженеры должны иметь очень сильную проектную и управленческую подготовку, поскольку они проектируют весь производственно-технологический процесс, включая его экономическую составляющую.

    Недаром те, кто перешел к работе на базе концепции жизненного цикла, они говорят, что тот самый обеспечивающий сборку ассемблер управляет не только технологическим процессом, сколько системой поставок. Потому что части, которые он соединяет, он должен сначала приобрести. А если этого еще и поставки точного времени, то логистика становится ключевой компетенцией инженера, и отсюда выход в программное обеспечение.

    Чтобы осуществить программное управление производством, необходима интеллектуализация всех процессов, то есть их очень сильная детализация, оцифровка, с тем, чтобы машины сами принимали решения. И это сильно меняет не только то, что называется soft, программный инструмент инженерной работы, но и hard.

    Когда нижегородский институт «Атомэнергопроект» выполнял проект по проектированию, оказалось, что строители не способны принять электронные чертежи, прочитать их и реализовать. Тогда институт был вынужден выйти в управление стройкой. Все закончилось тем, что бригадирам раздали планшеты, поставили электронные стойки, с которых они импортируют себе технические задания на работы и на управление самими производственными процессами. Кроме того, им дали каски с чипами, регистрирующими, что делают работники на стройке в каждый момент времени. Все монтируемые детали снабдили штрих-кодами для контроля и учета производимых операций.

    И.К.: Это было экономически обосновано?

    В.Н. Княгинин: Это абсолютно экономически обосновано. Это позволило сильно понизить квалификацию работников, потому что больше не нужно полагаться на разных удивительных людей, удерживающих в своих руках все производство. В работе появились электронные подсказчики, это упростило процедуру контроля, а в-третьих это связало всю деятельность, ну то есть ускорило ее просто. И сроки реализации проекта сократились. Соответственно, быстрее окупились вложенные в проект деньги.

    И.К.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о роли современных инженеров в управлении проектом.

    В.Н. Княгинин: Инженер сегодня возвращается в управление, становится тем, кем он был на рубеже 19-20 веков, когда слова «инженер» и «управленец» означали одно и то же. Уже потом появились менеджеры, это более позднее явление — 20 век. Считается что первую концепцию менеджмента (с небольшим опозданием, менеджеры тогда уже были) создал Питер Друкер. В 1946 год он написал свою книгу «Манифест».

    А сейчас, именно за счет того, что меняется проектная организация работ, инженеры возвращаются на позицию управленцев и сильно проблематизируют статус чистых менеджеров, которых часто называют в России «манагерами». При этом существенно меняются квалификационные требования к людям. То есть за счет интеллектуализации и дигитализации процессов многие вещи упрощаются.

    Сегодня почти невозможно представить, что генерал Карбышев в одиночку спроектировал бастион Брестской крепости, а два инженерных батальона вытянули управление стройкой Транссиба. И тот кудесник-инженер, который в одиночку рассчитал мост через Енисей с небольшой группой подмастерий, он конечно выглядит легендарной фигурой.

    В настоящее время инженерная работа разбита на частички, частички соединяются, каждая частичка выполняется относительно квалифицированным с точки зрения прошлого и абсолютно квалифицированным с точки зрения настоящего человеком. Причем человек этот приближается по своему труду к тому, что мы называем программистом.

    Меняется технологическая работа, гораздо важнее стало выдать задание станку, чем иметь возможность там что-то руками покрутить в управляющих суппортах станка. Ну и естественно, меняется квалификационная характеристика инженера в самом производственном процессе.

    И.К. Как бы вы оценили роль, место и перспективы Российских инжиниринговых компаний на глобальном рынке?

    В.Н. Княгинин: Я вижу две основные проблемы, с которыми приходится иметь дело. Первая – привести технологии работы в соответствии с международными стандартами, и тогда получить свое место в технологической цепочке. Потому что цепочки все уже откалиброваны, стандартизированы, инструменты все универсальны, подготовка людей одинаковая. Что такое MBI, мастер делового администрирования? Это человек, которого отучили по всему миру по одному и тому же шаблону. И в этом смысле это не подготовка кого-то гения, а подготовка человека, которого можно из одной компании в другую в разных точках мира забросить, и он будет делать примерно одинаково.

    Сейчас все процессы, стандартизированные технологически и управленчески. Если мы хотим получить в разделении инженерного труда свой кусочек — либо в проектировании, либо в расчетах, либо в конструировании, либо в технологической привязке, либо в выполнении каких-то подрядных работ — мы должны привести свой способ действия в соответствие с мировыми стандартами.

    Часто при контрактации наших инженеров спрашивают, какое программное обеспечение вы используете, а на какой компьютерной технике вы работаете, каким перечнем технологий вы владеете, как у вас расчленен технологический процесс.

    Например, когда «Ниссан» и «Рено» пришли на АвтоВАЗ, они разбили производственный процесс на стадии жизненного цикла, ввели специальные виртуальные ворота — гейты для перехода от одной стадии жизненного цикла к другой — и в действительности за два-три года дотянули инжиниринговую службу завода до необходимого им уровня.

    Другой пример, Уральский электромеханический завод, вступивший в кооперацию со «Шнайдер Электрик». Последний выдвинул требования, определил статус участника в своей производственной цепочке. Затем были выдвинуты уже требования более высокого порядка, и также было разъяснено, что если будут выполнены и эти требования, то повысится статус, будет доверено большее количество операций и так далее. И УЭМЗ потихоньку движется по этим стадиям, передвигаясь все выше и выше.

    Итак, если спрашивать, есть ли место нашему инжинирингу на рынке, то, во-первых, это задачи стандартизации, калибровки, перехода, на международно принятые стандарты работы. Во-вторых, это вопрос создания уникального технологического продукта. Создали продукт — получили место на рынке.

    И.К.: То есть мы реально можем конкурировать в чем-то?

    В.Н. Княгинин: С точки зрения общей фундаментальной подготовки мы хороши, с точки зрения дисциплины выполнения мы на среднем уровне, даже в верхней половине. У нас что-то хуже с современными стандартами и технологиями инженерной работы, мы здесь задержались. 90 годы это был провал, начиная с 2000 мы его восполняем. Он нам не даст безусловного выигрыша, но приведет нас к средней температуре по больнице.

    А вот что касается новых продуктов, там чуть более сложная ситуация. Сам новый продукт, это же не плод деятельности какого-то изобретателя или инноватора, это уже более мудреная история, связанная с потребителем, с рынком, с пониманием, как это все устроено. К сожалению, в этом у нас есть существенные сложности.

    Но в целом, по ряду показателей, если брать по отраслям, мы имеем шанс. Нет стопроцентной вероятности, что он реализуется. Но у нас есть заделы в энергетике, в авиапроме, в вертолетостроении. Мы не все потеряли, даже я бы сказал, в лазерах и так далее.

    Понятно, что линейка конкурентов не сужается, а расширяется. У нас появляются азиаты, Китай – очень сильный соперник. На подходе второй азиатский миллиард, куда входит Вьетнам, Тайланд, Индонезия, Малазия. И там процессы не статичные, там очень все динамично.

    Вывод — придется работать. Перспективы есть, но двигаться надо в понятном направлении, встраиваться в цепочку правильно, если мы хотим этого. А если мы хотим делать самостоятельный продукт, надо просто делать его, не ждать ничего.

    И.К.: Какие меры государственной поддержки инжиниринга Вы бы сочли наиболее действенными?

    В.Н. Княгинин: Я вижу два ключевых направления поддержки инжиниринга. Первое – это софт, программное обеспечение для инженерного проектирования, помощь в его распространении и внедрении. А второе — это модернизация инженерного образования. Большой вопрос, сможем ли мы восстановить способность инженера владеть всеми инструментами и перестроить инженерное образование – и в том, что касается инструментальной части, hard, и в части soft.

    И.К.: А как сегодня органы государственной власти поддерживают инжиниринг?

    В.Н. Княгинин: Как минимум по четырем ведомствам сейчас идет поддержка разного рода инжиниринговых центров. Ведомства делают свои акценты, например, Минпромторг двинулся в сторону поддержки доступа к программному обеспечению пользователей, причем упор сделан на средние и малые компании. Считается, что крупные компании уже все проинвестировали в программное обеспечение. И это правда. А Минобрнауки и Минэкономразвития поддерживают инжиниринговые центры в привязке к университетам. В таких программах сейчас несколько десятков университетов участвуют. Есть предположение, что эти инжиниринговые центры выступят как центры технологического превосходства, стягивая все самое новое и позволяя себе за счет дополнительного финансирования какие-то эксперименты. Есть программа, которая предусматривает поддержку совсем больших инжиниринговых центров и достаточно сложных технологических процессов. Есть свои программы развития у институтов типа «Сколково», есть программы развития РОСНАНО. В этом отношении сейчас работа идет достаточно большая. Пока все эти инициативы еще не до конца скоординированы, но само понимание того, что инжиниринг надо поддерживать, что надо переходить к работе следующего поколения, на мой взгляд, оно уже стало точкой согласия.

    Я далек от радужных оценок происходящего, но только потому что это сложные процессы. Реально рынок не терпит пустоты. Мы обсуждаем не научно-исследовательский задел, мы обсуждаем технологические заделы и квалификации, которые прямо здесь и сейчас, на наших глазах, должны быть реализованы. Повторю, все сложно, на рынке нет пустоты, он все время заполнен, и выйти на него достаточно трудно. В то же время посыпать голову пеплом я бы не стал, вот даже введение санкций позволило нам перестроить какие-то процессы.

    Конечно, нельзя, на мой взгляд, развиваться в изоляции, потому что мы вынуждены будем втройне оплачивать то, что весь мир получает за счет кооперации. Очевидно, что мы должны действовать в соответствии с мировыми стандартами. У нас внутренний рынок не очень большой, но он и не маленький, с учетом того, что сейчас Евразийский экономический союз сформируется. То есть будут расширяться возможности. Ну и о конкуренции, конечно, забывать не стоит.

    , Экономика

    Инжиниринговые центры как фактор вхождения региона в глобальную производственную кооперацию

    Арсланов В.А.

    Кандидат технических наук,

    начальник научно-инновационного отдела АН РТ

    Кашапов Н.Ф.

    Доктор технических наук, профессор, проректор по инновационной деятельности Казанского (Приволжского) федерального

    Кашбразиев Р.В.

    Кандидат экономических наук, доцент кафедры географии и картографии Казанского (Приволжского) федерального университета

    Газизов И.С.

    Кандидат биологических наук, доцент кафедры биомедицинской инженерии и управления инновациями, старший научный сотрудник лаборатории БНК при кафедре биохимии Казанского (Приволжского) федерального университета

    Хоменко В.В.

    Доктор экономических наук, профессор кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ, Член-корреспондент АН РТ

    Шамсутдинов Э.В.

    Кандидат технических наук, Главный ученый секретарь Президиума КазНЦ РАН

    Шигапов З.Г.

    Кандидат физико-математических наук, начальник управления инновационной деятельностью Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева

    Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

    Экономика

    В статье анализируются проблемы инновационного развития российских регионов (на примере Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей). Решение проблем видится в создании сети региональных инжиниринговых и маркетинговых центров. Предлагается схема управления региональной сетью инжиниринговых центров, а также алгоритм оценки эффективности создания и функционирования сети инжиниринговых и маркетинговых центров региона.

    Ключевые слова: инновационное развитие, инжиниринговый центр, регион, сеть инжиниринговых и маркетинговых центров.

    Инновационная активность субъектов экономики играет важную роль в достижении качества экономического роста. Повышению конкурентоспособности региональной экономики должна способствовать инновационная политика, которая направлена, в частности, на решение следующих задач:

    Расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

    Привлечение капитала финансовых структур и частных инвесторов к созданию и практическому внедрению инноваций;

    Содействие формированию системы подготовки специалистов для работы в инновационном направлении;

    Обеспечение развития инновационной инфраструктуры.

    Однако выделение государственных ресурсов, осуществляемое в течение последних лет, не имеет адекватного коммерциализируемого результата. Покажем это на примере ряда регионов, приведенных в таблице 1.

    Судя по представленной выборке, уровень инновационного развития российских регионов является невысоким. Так, удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленности составляет всего от 15,6 % до 23,2 % в 2011 г., и чуть выше - от 16,7 % до 24,6 % - в 2012 г. (Это при том, что в таблице 1 представлены наиболее инновационно-активные регионы Приволжского федерального округа).

    Следует отметить, что средства на технологические инновации (продуктовые, процессные) выделяются немалые. Лидерами в Приволжском федеральном округе по объему затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации являются Республика Татарстан (2012) и Самарская область (2013). Эти показатели составили 44166,4 млн. руб. в Татарстане, в Самарской области - 55174,2 млн. руб. Однако с точки зрения выдачи патентов на промышленные образцы, максимально приближенные к коммерциализации, ситуация иная. В Татарстане их было выдано всего 49 в 2011 г. и 29 в 2012 г., в Нижегородской области - 42 и 42, чуть лучшая ситуация в Самарской области - 115 и 110.

    Что касается межрегиональных различий, существенное лидерство у Татарстана по количеству выданных патентов на изобретения, которое составило 540 в 2011 г., 722 - в 2012 г. Их количество в Нижегородской области - 286 в 2011 г. и столько же в 2012 г., в Самарской области - соответственно 387 и 419.

    Однако Республика Татарстан обладает весьма невысоким по международным и межрегиональным стандартам удельным весом инновационной продукции: 15,6 % в 2011 г. и немного выше - 19,5 % - в 2012 г. Долгое время не наблюдается коренных сдвигов в структуре татарстанского экспорта и импорта, где в первом случае преобладает сырье и первичные продукты переработки, во втором - машинотехническая продукция. Общий экспорт республиканских технологий составил в 2011 г. - 33,5 млн. долл., импорт технологий - 416,6 млн. долл. То есть превышение объема импорта над объемом экспорта тех-

    Таблица 1

    Показатели инновационной деятельности в отдельных регионах РФ

    Регионы Затраты на технологические инновации (продуктовые, процессные) (млрд. руб.) Количество выданных патентов на изобретения Количество выданных патентов на промышленные образцы Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленности

    2011 г. 2012 г 2011 г 2012 г 2011 г 2012 г. 2011 г 2012 г.

    Республика Татарстан 44, 2 35,8 540 722 49 29 15,6 19,5

    Нижегородская область 30,3 40,7 286 286 42 42 16,5 16,7

    Самарская область 17,3 55,2 387 419 115 110 23,2 24,6

    Экономика

    нологий составило более чем в 10 раз. В этом случае республика является технологически зависимой при наличии собственных существенных технологических заделов, которые не проходят последней стадии коммерциализации вследствие отсутствия соответствующей сети организаций, специализирующихся на коммерческой «доводке» разработок, и средств, необходимых для этого.

    Ситуация в республике является типичной для России в целом. Доминирование наименее передовых типов инновационного поведения, в том числе заимствование готовых технологий, характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий.

    Преломление данной ситуации, активизацию инновационной деятельности в регионах, решение задачи коммерциализации отечественных объектов интеллектуальной собственности мы связываем с созданием сети инжиниринговых и маркетинговых центров.

    Под инжиниринговым центром понимается субъект рынка интеллектуальной собственности, ориентированный на «рыночную доводку», трансферт, коммерциализацию и послепродажное сопровождение инновационных технологий и продуктов. При этом он изначально ориентирован на систему технологического маркетинга и, как правило, включает в себя систему маркетинговых центров и подразделений .

    Региональная сеть инжиниринговых центров - базовая часть регионального рынка интеллектуальной собственности в форме управляемого комплекса инжиниринговых центров, предназначенного для обеспечения товарных свойств и первичной продажи производственно ориентированных объектов интеллектуальной собственности конечным потребителям (предприятиям и организациям) с учетом региональных отраслевых приоритетов, инфраструктурной и организационной сетевой поддержки.

    На наш взгляд, развитие сети инжиниринговых центров направлено на решение следующих задач:

    Повышения восприимчивости бизнеса к инновациям;

    Реализация отраслевых приоритетов при организации прикладных научных исследований и разработок;

    Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в технологическом, маркетинговом и трансфертном обеспечении коммерциализации производственно-ориентированных объектов интеллектуальной собственности.

    Кроме того, создание региональной сети инжиниринговых центров может способствовать встраиванию предприятий страны в глобальную производственную кооперацию. Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что в современных экономических

    условиях мировые лидеры по производству высокотехнологичных машин и оборудования не стремятся производить все необходимые комплектующие детали и узлы для выпуска конечной продукции на своих предприятиях. Наоборот, они предпочитают вкладывать средства в производственную логистику и производственные заказы на стороне, в том числе других странах, создавая глобальные производственные цепочки. Использование механизмов международной кооперации представляется одной из причин устойчивого инновационного роста ведущих индустриально развитых стран, а также новых индустриально развитых стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки .

    В настоящее время торгово-производственные цепочки развиваются и в России. Однако широкое распространение получила пока только сетевая торговля. Принципы организации сетевой экономики и сетевого производства, а также управление цепочками добавления стоимости остаются для российской экономики новыми. Дело в том, что российские производители представлены в глобальных цепочках создания стоимости преимущественно «на входе»: российские производители специализируется главным образом на поставке природных ресурсов или материалов первичной обработки для дальнейшего производства более высокотехнологичной продукции. Это есть одна из основных причин более низкой производительности труда и низких зарплат в России по сравнению с развитыми странами.

    В этих условиях управляемое сетевое взаимодействие инжиниринговых центров может стать инструментом оперативного решения задачи преодоления технологического отставания и дальнейшего «рывка».

    Как показывает мировой опыт, рынок инжиниринговых и маркетинговых услуг является определяющим фактором эффективности экономики современного развитого государства. Государственные заказы составляют при этом неотъемлемую часть портфелей подавляющего большинства крупных инжиниринговых и маркетинговых компаний. Создание сети без участия государства (эволюционный путь) требует длительного времени, лимит которого к настоящему времени исчерпан.

    В Российской Федерации также имеются все необходимые предпосылки для ускоренного развития инжиниринга. Этому способствуют нынешняя концентрация финансовых ресурсов в федеральном центре и формирование специализированных институтов развития. Значительный потенциал роста обуславливает высокую инвестиционную привлекательность российского рынка инжиниринга, однако высокие риски, длительный инвестиционный период и большой объем первоначальных инвестиций сдерживают появление на рынке новых участников с новыми технологиями.

    Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

    Экономика

    В Республике Татарстан, являющейся одним из наиболее развитых регионов России как по своему объему промышленного производства, так и по развитости инновационной инфраструктуры, практически отсутствует сеть инжиниринговых и маркетинговых центров. Следует отметить, что подобного рода компании создаются по инициативе крупных предприятий или передовых вузов. В 2013 г. - это 5 инжиниринговых центров, относящиеся к отраслям нефтехимии, машиностроения, производства медицинских стимуляторов и лазерной техники и получившие официальную поддержку правительства РФ и РТ . Однако, общее количество инжиниринговых компаний, выставляющих свои услуги в системе электронных средств информации, - значительно больше. Но эти инициативы единичны, имеют бессистемный характер, не позволяющий комплексно охватить развиваемые в республике отрасли экономики. В итоге татарстанские инжиниринговые центры не входят в число центров, занимающих лидерские позиции в российских и международных рейтингах.

    По нашему мнению, условием эффективного функционирования и развития инжиниринговых и маркетинговых центров, их выхода на общероссийский и мировой уровни является создание их региональной сети. Организационная структура республиканской сети инжиниринговых центров может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

    Как видно из рисунка 1, сеть инжиниринговых и маркетинговых центров функционирует на основе от-

    раслевых приоритетов, определяемых содержанием государственных программ социально-экономического развития Республики Татарстан и реализуемых предприятиями-участниками, которые доводят свой заказ на коммерциализируемые производственные объекты интеллектуальной собственности до инжиниринговых компаний. В рамках этих же реализуемых через деятельность Министерства промышленности и торговли приоритетов осуществляют свою деятельность генераторы объектов интеллектуальной собственности - НИИ, КБ, вузы, технопарки, технополисы и т.д. Результаты их деятельности поступают через систему аукционной и неаукционной торговли в собственность (совместную собственность) инжиниринговых компаний, которые осуществляют их доводку до уровня промышленных образцов и последующую реализацию производственным компаниям. Создаваемая в данном случае фондовая площадка ориентирована на реализацию акций инжиниринговых компаний, а торговая аукционная площадка - на продажу объектов интеллектуальной собственности, в том числе в форме технологических фьючерсов и опционов. Опосредствуют данный процесс финансовые структуры, компании - поставщики оборудования, консалтинговые организации и др.

    Управление региональной сетью инжиниринговых центров может быть осуществлено по следующей схеме.

    Вход, условия работы в сети регламентируются управляющей компанией посредством системы

    стандартов - технологических, организационных, финансовых. Данная управляющая компания утверждается Министерством промышленности и торговли из числа республиканских научно-технических организаций, имеющих опыт научно-организационной, грантовой деятельности и технологического трансфера.

    Управляющая компания осуществляет:

    Листинг компаний, входящих в сеть;

    Ведение реестра поставщиков и заказчиков инжиниринговых услуг;

    Котировку цен на услуги лизинговых компаний и ведение

    Примечания: МПиТ РТ - Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, ИВФ РТ - инвестиционно-венчурный фонд РТ, АИР РТ - ассоциация (общество) изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан.

    Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

    Экономика

    аукциона на реализацию инжиниринговых услуг и акций инжиниринговых компаний.

    Основными условиями вхождения инжиниринговых компаний в сеть (сетевой листинг) должны стать:

    Соответствие региональным технологическим приоритетам;

    Наличие кадров и опыта работы;

    Кредитная история.

    Таким образом, сеть инжиниринговых центров призвана обеспечить коллективное использование и взаимодополнение материальных ресурсов, профессиональных научных, исследовательских и образовательных кадров, элементов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, центров коллективного пользования научным оборудованием и др.), способствовать широкому использованию новейших образовательных и высокотехнологичных производственных технологий и на этой основе повышать результативность деятельности как созданных, так и создаваемых отдельных инжиниринговых центров.

    Оценка эффективности создания и функционирования региональных инжиниринговых и маркетинговых центров может быть осуществлена в следующей последовательности:

    Определение прямых эффектов:

    Увеличение удельного веса инновационных технологий и продукции в общем объеме производства вследствие увеличения процента коммерциализации инновационных разработок до 35-40 %;

    Увеличение эффективности производства в отраслях профилизации инжиниринговых центров на 30-35 %;

    Сокращение оттока научно-технологических кадров за пределы республики.

    Определение косвенных эффектов (синэргетиче-ских и мультипликативных):

    Рост технологического уровня в смежных отраслях и сфере услуг (банковских, страховых и т.д.);

    Увеличение доли интеллектуальной собственности в активах предприятий до 25-30 %;

    Повышение уровня технологической безопасности за счет роста доли собственных инновационных технологий;

    Рост общего имиджа региона на международном уровне в системе международных рейтинговых оценок;

    Привлечение дополнительных инвестиций в республику.

    Для осуществления мониторинга развития региональной сети инжиниринговых центров целесообразно использовать по годам следующие дополнительные индикаторы:

    Количество инжиниринговых центров в сети в Республике Татарстан, в том числе в Казани;

    Количество инжиниринговых и маркетинговых центров в сети с участием в Уставном фонде иностранных организаций;

    Общий объем привлеченного финансирования в сети инжиниринговых центров (млн. руб.) из бюджета и внебюджетных средств;

    Полученный экономический эффект в сети инжиниринговых центров (чистая прибыль), млн. руб.;

    Средняя зарплата научных сотрудников в сети инжиниринговых центров, тыс. руб.;

    Количество научных сотрудников работающих в сети инжиниринговых центров, в том числе докторов и кандидатов наук, научных сотрудников без степени, докторантов, аспирантов, студентов.

    Количество остепененных соискателей, работающих в сети инжиниринговых центров в отчетном году;

    Публикации монографий, статей в ваковских и иностранных журналах;

    Полученные свидетельства на патенты;

    Количество принятых к реализации инновационных проектов во всей сети инжиниринговых центров;

    Количество внедренных в производство инновационных проектов в сети инжиниринговых центров;

    Количество лицензий в сети инжиниринговых центров: проданных и купленных;

    Количество иностранных специалистов, привлеченных к деятельности инжиниринговых центров в отчетном году;

    Количество молодых специалистов, направленных от инжиниринговых центров на учебу за рубеж.

    Сетевая концентрация частных и государственных ресурсов должна обеспечить внедрение системы условий, гарантий и форм организационного поведения, существенно снижающих уровни финансовых рисков инжиниринговых центров, делающих возможным полноценное инвестирование деятельности данных организаций со стороны российских и зарубежных технологических и финансовых партнеров. Существующие на сегодняшний день в Республике Татарстан финансовые и организационно-управленческие институты, в том числе обозначенные ранее на рис. 1, должны быть ориентированы на минимизацию соответствующих рисков в системе сетевых соглашений о сотрудничестве.

    Литература:

    1. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2011 году: Статистический сборник. - Казань: Татарстанстат, 2012. - 91 с.

    Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

    Экономика

    2. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2012 году: Статистический сборник. - Казань: Татарстанстат, 2013. - 91 с.

    3. Интеллектуальная собственность / Под ред. Хоменко В.В. - Казань: ФЭН, 2014. - 399 с.

    4. Кашбразиев Р.В. Влияние международной кооперации на национальную экономику // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 2(80). -С. 79-92.

    5. Региональные центры инжиниринга. - URL: http://www.i-regions.org/projects/centers-of-engineering/ (дата просмотра 28.09.2014).

    Engineering Centers as a Factor of the Region Joining Global Industrial Cooperation

    Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

    I.S. Gazizov, N.F. Kashapov, R.V. Kashbraziev Kazan (Volga Region) Federal University

    V.V. Khomenko, Z.G. Shigapov

    Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

    E.V. Shamsutdinov

    Kazan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

    The paper dwells upon the problems of innovation development of Russian regions (as exemplified by the Republic of Tatarstan, the Nizhni Novgorod and Samara Regions). According to the authors, the solution lies in creation of the network of regional engineering and marketing centers. The authors suggest the scheme of regional engineering centers management and the algorithm of assessment of creation and functioning of regional engineering and marketing centers network.

    Key words: innovation development, engineering center, region, network of engineering and marketing centers.